Написал: «Родится мужь в июдейской стране, Иже праотцев спасет з пекелной отхлани» 1910 . Иеремия в главе третей его чает, От семени Ияковля изыти вещает: «На земли явися и живет с человеки, Невидимы знан будет между человеки». Еще Валаам мудрый, аще жил безбожно, О нем силою Бога прорече неложно: «От семени Ияковля прийдет муж великий И будет обладати над всеми языки». Ирод Добре. Еще же молю, аще убо веста 1911 : Где рожден есть? В Писании поищете места. Рабин 2 Монархо! от мене ты слушай того места, Где такого отрока родила невеста. Место его Михея пророк изявляет, Иже во главе пятой сице поведает: «Ты, Вифлием, не менши во владыках Июды, С тебе изыде пасы 1912 Израиля люди», Отколь дается знати, яко в Вифлиема Собышася Михеем сия глаголема. В Вифлиеме родися, а в коем же месте, Втайне о нем Аввакум сице дает вести. Тако от Аввакума бе прорекованный: «Посреди двох животных будеш познанный». Ирод И тако ми ушеса словы насладисте? Лучше бы, дабы тако зде не приходисте! Мнех, яко в моем радость сотвористе сердцы, Вы в слезах, аки люты тописте мордерцы 1913 . Не хощу вас, идете з очес моих вскоре, Да не зрю вас никогда на монаршем дворе. Ирод Егда ли обрящется власть где-сь 1914 превысока, Бы по малой радости слезного потока Не вкусила. Ах! Слез ток виссон омочает! Зрящу на скипетр, болезнь сердце ми пронзает: Коликим величеством отвне увенчанный, Толиким внутрь жалости узом окованный! Тридесят седмь лет саном царства бех почтенный, Ныне же внезапу буду извлеченный! Извлеку прежде мечь мой на завистну выю, Иже хощет отяти диадиму сию. Будеш, будеш первее в подземленном доле, Нежели на юдестем седящи престоле! Восхощеш избегнути? Но не буде время, Не злату диадиму уз понесешь бремя: Хотящь в благих оплывать на Ирода фроне, Поплывешь и утонешь в крови своей тоне 1915 . Сенатор 1 Престани, о монархо, о семь сетовати, Хощу нечто полезно ти советовати: Вели вожда призвати со силными вой, Со всяким оружием и крепкими зброи 1916 . Тых в Вифлиемску зволишь землю отпустити, Поволишь всех отрочат на главу 1917 избити.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому надо только видеть, что этим еще не исчерпывается историческое значение Каминского, как дидактолога. 164 Довольно странно, что эти важные слова опущены в русском переводе Раумера, между тем, как в подлиннике у последнего, они несомненно есть. 165 См. Бессонов, «Калики перехожие». Москва 1761 т. 1, стр. 71 сл., стх. 159–210, а также и в несводных списках. 174 Кноке, 169. Также см. id. p. 218 – в популярной обработке рассказывается, каким путем шел Арх. Гавриил, когда возвестил Пр. Богородице радостную весть; или id. p. 208– в национальной немецкой поэме города Палестины суть немецкие крепости – Вифлиембург, Иерихонбург; вифлиемские пастыри – конюшие; сам Спаситель – немецкий король и т. д. 175 Дело идет о том, что он внес было Ave Maria в древнейший свой катехизис – Eyn Bettbüchlim d. tzehen Gepott, d. glaubens, d. vater unsers, d. Ave Mariam … См. Zezschwitz, Katechismus. p. 160 f. 177 На мнении Шумана (в цит. изд. Кера р. 31), будто Лютер признал св. историю, внесши ее во 2-ю часть своего катехизиса – Ап. Символ, мы не останавливаемся, т. к. оно основано только лишь на том, что Ап. Символ – реформатор назвал историей историй. 182 Любопытно также, что вышеуказанную классическую цитату Лютера, из соч. по гражданской истории, Шуриг (ib. p. 641) считает доказательством того, что Лютер придавал важное значение истории вообще, а библейской в особенности. Также он обнаруживает себя в том, что обучение по св. истории в Апостольском Постановлении будто рассказывается в глл. 39–41; или в том, что будто св. история сделалась сборником примеров для катехизиса, в осбенности со времен реформации, и т. д. Но практик – хороший. 186 В иных случаях на это указывает чисто Гюбнеровская метода обучения см. ib. pp. 531. 533. 550. 575. 643. 193 Hübner , s Bibl. Geschichte für Schule u. Haus … verbessert v. Steiner. p. 3 f. 4 Aufl. Rudolfstadt. 1873. 194 Otto Schulz, Pädag. Abhandlungen 2, 137 f. Berlin. 1867. Однако, Шульц имеет дело уже с 12–м изданием Кистера. А что Шульц (ib. 2, 135.); также и Шуриг (Enzyclop.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Стр. 266 (40). 2. По какой причине неизреченная благодать, не будучи молитвой, носит имя молитвы? Носит это имя от начальной причины, потому что она (благодать) подается достойным во время молитвы, молитву имеет своею начальною причиною, и только во время молитвы, по свидетельству Отцов, бывает посещение ее. Блаженное состояние носит имя молитвы, потому что ум вводится в это состояние молитвою и молитва служит причиною его, в другие же времена оно не имеет места, как это явствует из Отеческих Писаний, ибо знаем из жизнеописания Святых, что многие из них, стоя на молитве, были восхищены умом. Если кто спросит, почему только в это время ниспосылаются сии великие и неизреченные дарования, мы отвечаем: потому что в это время, более всякого другого времени, человек бывает сосредоточенным в самого себя и приуготовленным внимать Богу, желать и ожидать от Него милости. Какое другое имеется время, в которое бы человек находился столько уготованным и трезвящимся, как то время, в которое он намерен помолиться? Неужели к получению духовных даровании удобно то время, когда он спит или занят каким поделием, или возмущен умом? Святые, хотя и не имели праздного времени, будучи постоянно заняты духовным деланием, однако, иногда они находятся и вне молитвенного настроения: часто они размышляют о чем-либо, относящемся к сей жизни, или занимаются созерцанием тварей и другим чем- либо полезным. Но во время молитвы все внимание и все силы ума направлены к единому Богу, и приносятся Ему моления от сердца со тщанием и постоянною теплотою. И потому в это время, в которое душа сосредоточена в единственном попечении, подобает изливаться на нее Божественной милости. (Преп. Исаак Сирский). Стр. 262 (37). Употребленное в сих главах святым Исааком слово видение невозможно заменять словом созерцание. Созерцание зависит от произвола и свойственно всем человекам; оно может быть благодатным, когда действует в человеках благодатных. Благодатные видения Святых чистотою ума, при действии самовластия, можно еще назвать созерцанием; но когда Дух Святый отверзает очи души для духовного видения, тогда нет места созерцанию. Тогда ум видит подобно тому, как чувственный глаз видит чувственные предметы. Например: можно созерцать могущество и премудрость Божию в видимой природе, но небеса отверстые и Иисуса, стоящим одесную Отца, Стефан первомученик видел. Апостол Павел видел рай и слышал неизреченные глаголы. Вифлиемские пастыри видели Ангелов и слышали их пение. Это уже не было созерцанием. 3. Может ли душа, не очистившаяся от чуждых помышлений, достигнуть духовной молитвы?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Как видно из материалов архива, продолжается ставшая традиционной в XVII веке денежная помощь Российского государства греческим Поместным Церквам 23 . Если ранее речь шла преимущественно о милостыне, то теперь устанавливается официальное жалование, которое Российское государство выплачивает Патриархатам и ряду монастырей. Так, например, в правление Анны Иоанновны зафиксировано дело “о ежегодном жаловании четырем Патриархатам” 24 . В нем обозначена сумма жалования и способ, каким Патриархи должны его получать: “Именным своим Императорского Величества указом и собственным подписанием повелела святейшеству Вашему из своей императорского величества казны отпущать чрез каждую пять лет денег по пяти сот рублей. И для того, от Вашего святейшества ко всеросийскому престолу в богохранимыя своя царствующия Грады Москву или Санкт-Петербург через каждую пять лет присылать бы из духовных лиц по единому архимандриту или игумену, а при них по единому иеродиакону да светских служителя по три человека путем тем, который вящия безбеден и угоден покажется” 25 . Из жалованной грамоты видно, что четко определялись не только сумма жалования, но и лица, которые должны за ним приезжать. Они “получат для прокормления своего из ея Императорского Величества казны денежное подаяние какое на всякую из присылаемых особу именно у нас определено” 26 . То есть определялась и норма пропитания этим лицам. Какова она была, можно видеть из “Ведомости сколько и кому было послано жалования и дано милостыней” 27 , в которой до мелочей фиксировались все затраты на приезжающих духовных особ. Указывалась казенная норма на них, зависевшая от сана духовного лица. Приведем в пример одну из таких миссий — Ахайского и Вифлиемского митрополитов. “Поденная норма митрополитам: Ахайскому: питья со дворца: 4 чарки вина двойного, по полу ведру меду цыженого, по полу ведру пива доброго; Вифлиемскому: по 3 чарки вина двойного, по четверти ведра меду цыженого, по полу ведра пива; Архимандритам: с кабака по 2 чарки вина, по кружке меду, по кружке пива человеку на день;

http://pravmir.ru/rossiya-i-grecheskaya-...

А если бы Он пришел царем, могучим полководцем, великим государственным деятелем, человеком, пред которым за его земную силу и славу склонялись ниц миллионы людей, все бы пошли за Ним, толпа бы бежала, толпы несчетные. Потому что люди ищут себе господ. Но Спаситель Наш пришел совсем другим. От Вифлиемской пещеры до Голгофской горы Он всегда идет в уничижении… Молча обращая к нам Свой взгляд, он как бы говорит: “Вот таков Ваш Господь. Узнайте Бога уничиженного и тогда вы познаете Его тайну”. Один из ранних христианских писателей, Тертуллиан , говорил: “Когда я вижу Его замученным и оплеванным, когда я вижу Его умирающим, я познаю в Нем своего Бога”. Он умален ради нас. Он страдает вместе с нами. Когда нам кажется, что в нашей скорби мы одни, посмотрите на Распятие, на Крест Христов. Молча Он состраждет вместе с нами. Молча несет муку нашу, грех наш, тяготы наши на Своих плечах. Таков наш Господь. И поэтому, если мы с вами отдали Ему свое сердце, не будем соблазняться и колебаться, не будем думать, что Небеса молчат. Когда нам кажется, что они молчат, взор Божий прикован к каждой душе, к каждой судьбе. Он ждет. Он вопрошает. Он благословляет и Он спасает нас всех! Аминь. Изгнание бесов Евангелие от Матфея 8. 28-34 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В Евангелии мы часто читаем о том, как к Господу Иисусу обращались различные люди: с просьбой, вопросом, требованием или даже с упреком и укором. Вот несчастный отец больного мальчика говорит со слезами в голосе, с надеждой и в то же время с сомнением: “Верую, Господи. Помоги моему неверию”. А вот римский сотник, который просит Господа, чтобы Он исцелил его слугу, — у офицера нет никаких сомнений. Он говорит: “Как я приказываю своим солдатам, так и Ты имеешь власть приказать, и болезнь оставит моего любимого слугу”. А другой подходит и спрашивает: “Что делать, чтобы достигнуть жизни вечной?” Третий приходит благодарить за совершенное Господом исцеление. И каждый из нас, читая Святое Евангелие, легко может узнать себя в одном из этих людей, потому что мы так же и ныне продолжаем обращаться к Господу.

http://azbyka.ru/propovedi/svet-vo-tme-s...

Раз, побывав у святых мощей и по святым местам, и с первого же этого раза возвратившись, домой не лучшими, как вышли. Напротив принеся с собой много зла, которое переняли от странников, — эти люди стремятся к богомольям снова, и некоторые почти целую жизнь так-то странствуют. Для чего же и ради чего? Чтоб не работать дома, и пропитываться на чужой счет (обыкновенно они не запасаются на дорогу собственными трудовыми деньгами; но кроме готового приюта и стола, еще по домам просят подать им как идущим на богомолье); чтоб иметь разнообразие в своей жизни, видеть постоянные перемены лиц и местностей. На путях своих или придя на время, они пускаются в ложные рассказы “об Иерусалиме и Синае, о чудесах и гласах”, пожалуй, покажут “запекшуюся кровь вифлиемских младенцев” (в кусочках разбитого коралла), предлагают для продажи четки и иконы, якобы от мощей”. Приютившись в дороге к какому – нибудь семейству, вкрадчиво вносят в это семейство разлад, начальная причина которого узнается уже после ухода их: это именно суть поныряющие в домы. Теснота дорожного помещения в дальнем странствовании приводит их к неопрятности, а смешение полов – к тайным порокам. Но и на местах самой святыни иные из них держат себя не лучше этого: не редкость что того и другого поклонника видят на улице лежащим без чувств от вина. И вот все это прикрывается тогою благочестия, что надобно иметь не малую дальновидность, чтоб отличить ложного странника от истинного!” В наши дни эти искажения носят иной характер и встречаются довольно редко, но все-таки они есть и о них надо знать, чтобы при встрече с таким явлением руководитель группы был бы готов отреагировать должным образом. Теперь надо перечислить наиболее распространенные искушения и трудности, к которым следует приготовиться заранее, дабы они не застигли нас врасплох. В пути могут возникнуть всякие непредвиденные обстоятельства. Не смотря на хорошую подготовку и предварительные договоренности с различными гостиницами и монастырями, может возникнуть проблемы с устройством на ночлег или с трапезой для группы.

http://azbyka.ru/deti/palomnichestvo-s-d...

Сходно со словами о весне и зиме были задуманы Иннокентием слова о лете и осени. Но они или короче, или фрагментарнее первых. Статья «Осень» 1025 сжатее и схематичнее весенних слов, и даже в ней мысль опять возвращается к любимой весне. Вторая статья 1026 , хотя и пространнее и по плану всецело соответствует второму слову о весне и зиме, однако замечательно, что Иннокентий не нашел в ней ни одного теплого слова для осени, подобного тем, которые нашел Пушкин. Унылая пора, очей очарованье. Приятна мне твоя прощальная краса! Иннокентий говорил лишь о мрачной суровости воздуха, печальном и угрюмом виде облаков. Слова о временах года не могли не быть написаны Иннокентием. И когда в акафисте Покрову мы слышим: «Радуйся, всех стихий земных и небесных освящение, радуйся, всех времен года благословение» 1027 , мы знаем – это не только слова Церкви, это – Иннокентий. Природа Иннокентия связана с культом, живет культом. Весной, на Пасху, Иннокентий говорил: «Христос мог умереть и воскреснуть в другое время года; между тем воскрес именно тогда, как вся природа может приветствовать Его своим совоскресением» 1028 . «День сей, – говорил он в праздник Благовещения, – есть день радости не для человек токмо, но для всей твари. Итак, когда услышите из уст простолюдина, что ныне играет солнце, не спешите давать знать ему вашею улыбкою, что онъ ошибается. Нет, простым языком своим он выражает тоже самое, что говорит нам о сем предмете самое возвышенное любомудрие христианское» 1029 . И в Троицын день, во время стояния с цветами за литургией, ботаник Иннокентий не забывает отметить в проповеди, что самая видимая природа празднует, «допускаемая в нынешний день являться вместе с человеками пред Престолом благодати» 1030 . Образы мipa растительного появлялись в самых неожиданных контекстах, и когда Иннокентий говорил о «младенцах Вифлиемских, яко первые весенние цветы, внезапно пожатых мечем Ирода», следует помнить о том, как звучит этот образ именно у Иннокентия 1031 . Он говорил о Ветхом Завете как зимней теплице, которая становится ненужной с наступлением новозаветной весны 1032 . Он охотно пользовался образами, заимствованными из мipa природы, для изъяснения догматов 1033 . Летнее солнце – море – мощи святых 1034 , небесный свод – море – солнце – христианская вера 1035 , – эти на первый взгляд странные сочетания постоянно встречаются у Иннокентия. У него встречаем редкий образ млечного пути 1036 . В проповедях его слышим об электричестве и магнетизме, в заметках читаем о железных или сидерических свойствах земной мудрости 1037 , о происхождении камней по нептунической и волканической системы 1038 , о символике чисел 1039 и других вопросах натурфилософии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Наустившия 1963 мя бить невинные дети! Прокляты и все вой, что не пощадеша! Почто число толико беззлобных избиша? Паче всех аз есмь проклят, ту терпящи муку. Проклят сам себе давы в Люцыпера руку, – Зде во веки мучуся. Ах, мука велика! Мука безконечная во вся веки века! Смотря на мя, гордяся 1964 , гордится престани, Да некогда в сей будешь со мною, гортани. Пение: «О гордость мира...» и прочая. Явление 17 Смерть Радостна ныне есмь, Смерть: егоже желала, Того ныне чрез крепость мою доказала. Едина торжествую, аз бо победила, Кровию вифлиемску землю напоила. Четырнадесять тысящ от сею 1965 косою Покосила отрочат, як траву з росою. А што лучшее – царя Ирода убила И в Цербера гортани того посадила. Власть имам над естеством всяка человека, Тых силна обладати буду во вся века. Сяду на престоле, возму и венец на главу, Да всяк мене боится, видяй мою славу. Жизнь Почто, окаянная, тако торжествуешь? Или мене на земле, Жизни, ты не чуеш? Не умре Натура людска, но в век жива будет, Твоей области 1966 данна никогда не будет. Низложи венец, бежи от престола славы, Там живи, Дóндеже ту сокрушу ограды. Ты, яже еси ныне отселе изгнанна, Веждь, яко во век вечный будеши попранна. Аз имам на престоле седети во веки И садить со собою моя человеки. Вы Натуру людску семо приведете, Близь мене на престоле семо посадете: Славою и честию аз ту увенчаю, Яко моя другиня будет, тако чаю. Сяди, Натура людска, семо на престоле, Аз тя, Жизнь, оставляти не имам оттоле. Натура Жизнь, с небеси данна, будь благословенна! Главу ти преклоняю аз, Натура бренна. Яко человечество тако возлюбилась 1967 , С тобою пребывати всегда сподобилась. Жизнь Прийми венец пречестныи первы ти на главу, Вечну буди имуща всегда о мне славу. Смерти же тя никогда не имам предати, Но по малой жизни в жизнь вечну хощу взяти. Явление 18 Кротость Божия Разными дарованми человек почтенный От Бога, егоже есть дланью сотворенный, На что не памятаяй, суете вдадеся, Против самаго Бога гордо вознесеся, Яко иногда ангел, с неба низверженный,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зимние лагеря посвящены зимней следопытской выучке. Они проводятся в Подмосковье при поддержке РГСУ. Одновременно мы проводим лагерь непосредственно в Костроме, который называется «Свет Вифлеема». Название это связано с одной всемирной следопытской скаутской традицией. Начиная с 25 декабря (даже немного раньше), огонь, возжженный от лампады в Вифлиемском храме, передают по всему миру. Этот огонь мы привозим к Рождеству в Кострому к Феодоровской иконе Божией Матери. Там проводится специальный лагерь, который посвящен Рождеству и зимней следопытской выучке. Весной мы отправляемся в Петербург или в Киев. Это время мы посвящаем русской культуре и особенно русской словесности. Это мир Пушкина, мир Лескова, мир Достоевского, пропущенный сквозь архитектуру городов и исторический контекст. 6 мая мы проводим Георгиевский парад по всей России. Это замечательная традиция. Возникла она 15 лет назад. Мы собираем все детско-юношеские организации. А летом проводятся лагеря уже выездные, профильные. В этом году морской лагерь мы проводили под Анапой. Там было 140 человек. Это был походный полевой лагерь полного цикла, располагавшийся в диком лесу у кромки моря. Дети обошли походами окрестные предгорья Кавказа, побывали на водопадах, увидели древние погребения, аланские могильники, научились выживать в условиях юга, что тоже довольно непросто. Еще мы в этом году обрели друзей на местной пограничной заставе. Мы их обыграли в футбол, мы им проиграли в волейбол, а главное – заставу освятили, с солдатами провели несколько встреч. Количество лагерей равно количеству школьных каникул. Мы занимаем все свободное время. Плюс к этому выходные, плюс встречи в течение недели. – Чем занимаются дети на этих встречах? – Они изучают походные навыки, они изучают основы православной культуры и историю России. Другой тип лагерей – это общероссийские лагеря, которые проходят в Подмосковье как для молодежи, так и для детей. Здесь происходит обмен опытом, методиками. Ко всему этому тоже прилагается лесная следопытская программа.

http://pravoslavie.ru/4760.html

Как видно из материалов архива, продолжается ставшая традиционной в XVII в. денежная помощь Российского государства греческим Поместным Если ранее речь шла преимущественно о милостыне, то теперь устанавливается официальное жалование, которое Российское государство выплачивает вселенским Патриархатам и ряду монастырей. Так, например, в правление Анны Иоанновны зафиксировано дело " о ежегодном жаловании четырем патриархатам " В нем обозначена сумма жалования и способ, каким патриархи должны его получать: " Именным своим Императорского Величества указом и собственным подписанием повелела святейшеству Вашему из своей императорского величества казны отпущать чрез каждую пять лет денег по пяти сот рублей. И для того, от Вашего святейшества ко всеросийскому престолу в богохранимыя своя царствующия Грады Москву или Санкт-Петербург через каждую пять лет присылать бы из духовных лиц по единому архимандриту или игумену, а при них по единому иеродиакону да светских служителя по три человека путем тем, который вящия безбеден и угоден покажется " Из жалованной грамоты видно, что четко определялись не только сумма жалования, но и лица, которые должны за ним приезжать. Они " получат для прокормления своего из ея Императорского Величества казны денежное подаяние какое на всякую из присылаемых особу именно у нас определено " То есть определялась и норма пропитания этим лицам. Какова она была, можно видеть из " Ведомости сколько и кому было послано жалования и дано милостыней " в которой до мелочей фиксировались все затраты на приезжающих духовных особ. Указывалась казённая норма на них, зависевшая от сана духовного лица. Приведём в пример одну из таких миссий - Ахайского и Вифлиемского митрополитов. " Поденная норма митрополитам: Ахайскому: питья со дворца: 4 чарки вина двойного, по полу ведру меду цыженого, по полу ведру пива доброго; Вифлиемскому: по 3 чарки вина двойного, по четверти ведра меду цыженого, по полу ведра пива; Архимандритам: с кабака по 2 чарки вина, по кружке меду, по кружке пива человеку на день;

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009