Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Вопрос о времени рождества и смерти Христа В.В. Болотов. Собрание церковно-исторических трудов., т. 2, М. 2000 г. О времени рождения и времени страданий и смерти Христа имеется мало определенных, несомненно верных исторических данных. Установка этих двух фактов между тем должна бы лежать в основе специально христианской эры. Что касается времени рождества Христова, то нужно признать прежде всего то, что гражданская история не дает определенных указаний на год той переписи, которая была в год Р.Х. Таким образом, в гражданской истории является пробел, с которым хронология до сих не может справиться. Разумеется, несправедливо поступают те, которые, пользуясь молчанием истории, думают отвергать достоверность евангельских событий. Известно, что для иудейской истории мы имеем авторитет в лице Иосифа Флавия (пленника императора Веспасиана). Он жил очень близко ко времени Христа и относительно важнейших дат иудейской политической жизни имел возможность пользоваться сведениями весьма точными и определенными. Он представляет такие сведения о времени царствования Ирода, в достоверности и точности которых сомневаться трудно. Воцарение Ирода произошло в том году, когда он был в Риме, в консульство Кнея Домиция Кальвина и Кая Азиния Поллиона. Это был 714 год от основания Рима. Ирод умер на 37 г. своего царствования. Если 714 г. был первым годом его царствования, то приложив 36 к 714, получим 750. Из Евангелия известно, что смерти Ирода предшествовало избиение вифлиемских младенцев от 2-летнего возраста и ниже. Когда происходило избиение, Иисусу Христу по меньшей мере было два года, а может быть и больше. Значит, наше летосчисление не отвечает действительному, а идет на несколько лет (лет на 5-6) впереди. Астрономия дает подтверждение этому. Иосиф Флавий говорит, что Ирод умер по 37-летнем царствовании, в тот год, когда пред иудейскою пасхою было лунное затмение, произведшее сильное впечатление.

http://zavet.ru/a/rss_1056270525.html

К Богородице праведный старец обратился с пророческими словами: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34–35). Считается, что данное пророчество легло в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение». Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда узрит Она страдания Сына; после же откроются скрытые доселе помышления (о Мессии) людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. А само событие – встреча человечества в лице праведного старца Симеона с Богом – чтится Церковью в празднике Сретение Господне. В преданиях о праведном Симеоне Богоприимце сообщается, что его дом вкупе с садом и семейными склепами находился вблизи Иерусалима, в местности, именуемой сегодня Катамонас, или Сан Симон. Праведный Симеон Богоприимец прожил 360 лет, ибо Богу угодно было продлить жизнь святого старца, дабы он мог дожить до ожидаемого во все века вожделенного года, когда родился от Девы Безлетный Сын. Достигнув глубокой старости, Симеон преставился ко Господу. О месте погребения старца точных определений не имеется, но устные предания Святой Земли указывают на могильную яму в приделе греческой церкви святого Симеона, расположенной в юго-западной части Иерусалима. Существует и другое предание: старец Симеон был убит у стен Иерусалимского храма при избиении вифлиемских младенцев, когда воины Ирода допрашивали его, где находится Иисус. Апокриф Никодима указывает на воскресение святого праведного Симеона Богоприимца после Воскресения Христа, когда воскресли многие святые и пророки. Мощи святого во второй половине VI века были перенесены в Константинополь, где хранились в Халкопратийском храме, то есть церкви у Медных врат византийской столицы. В XII веке мощам святого праведного Симеона Богоприимца в Константинополе поклонялся святитель Антоний, архиепископ Новгородский.

http://pravoslavie.ru/4003.html

«Польское правительство старалось осла­бить Православную Церковь и тем, что не разре­шало преподавания Закона Божия в школах или всеми способами препятствовало этому» (41). Согласно распоряжению Министра Народного образования (от 2 ноября 1924 г.) обязательной для изучения в школе была римско-католи­ческая религия. Так что, имеющаяся в письме польской иерархии Святейшему Патриарху Тихону (от 6.08.1924 г.), ссылка на вражду и ненависть к Церкви не была лишь надуманной «страшилкой» для оправдания своих неканони­ческих действий. Положение православных в Речи Посполитой действительно было «весьма трудное», однако и вожделенная автокефалия мало чем его улучшила. Это видно хотя бы из «Рождественского послания» митрополита Дио­нисия в 1929 г. (спустя 7 лет по провозглашении автокефалии). «Нашу Святую Православную Церковь в Польше, – пишет в нём архипастырь, – посетил Господь в истекшем году бедствием, равным избиению Вифлиемских младенцев, ибо клир Римский хочет отнять от нас половину святых храмов наших и тем лишить более двух миллионов верующих младенцев наших духовного окормления и церковной жизни». Об этом говорит и статистика: в 1929–34 гг. католи­ческие бискупы подали 757 исков в окружные суды разных городов о ревиндикции 202 прежде католических и 555 прежде униатских объектов (см. «Пшеглёнд Православны», 1998, «...Только в 1938 г. где-то около 107 действую­щих православных приходов были насильственно закрыты Польским правительством и затем или превращены в римско-католические, или распущены» (38). Нельзя забывать и тот «факт, что Рим приблизительно в то же время объявил Польшу «миссионерской территорией» и усилил свою работу на так называемых «крессах» – восточных окраинах Польши...» (41). Проблемы порождало ещё и само юридическо-правовое положение Православной Церкви в Речи Посполитой: всё это время её положение в государстве определяли «Временные Правила», предложенные Правительством в январе 1922 г. «не для обсуждения, а для принятия к руководству в качестве прави­тельственного распоряжения» («Письмо» Пат­риарху Тихону).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возможно, кто-то недоумевает: почему всего этого не было раньше, почему это все стало распространяться теперь? Я уже сказал: потому, что создался тяжелый духовный фон, тяжелая духовная атмосфера, в которой мы живем. Приведу вам простой пример: может быть, вы помните, как в детстве ликовали вы, как ликовала душа ваша, когда наступали праздники? А теперь мы совершенно бесчувственны, как будто придавлены к земле какой-то страшной силой, каким-то духовным прессом. Братия и сестры! Чего желает демон прежде всего? Чтобы прекратились молитва. Когда прекратится молитва, тогда отнимется эта удерживающая сила, сохраняющий нас от темных адских сил покров, тогда-то демон и сможет показать свою власть: он привлечет к себе людей, подражая в знамениях и чудесах Христу, поразит их воображение... Но эти чудеса никого не сделают лучше, не воскресят человеческих душ, они только обезволят и заставят идти за диаволом как за своим спасителем тех, кто отвергнется Христа. Помните: демон хочет, чтоб угасла молитва, исчезло это препятствие для его действий. Посмотрите на нашу жизнь – как мало времени занимает у нас молитва! Вспомните, ведь раньше мы усерднее и продолжительнее молились, но теперь постепенно все больше и больше сокращаем молитву. Многие из нас даже ложатся спать без обязательных для каждого христианина молитв; проснувшись, не читают утренних молитв, довели молитву до минимума, читают чаще всего перед сном только Отче наш и то поспешно, так быстро, словно хотят «отделаться» и от нее. Это демон старается привести нас в такое состояние вечной спешки – точно нам всегда некогда, и он добивается того, что мы оставляем молитву. Этим-то и разрушается преграда для темных сил. Но помните, помните, братия и сестры, от молитвы каждого из нас, от наших молитв, которые собираются вместе как единый поток, зависит наша жизнь, судьба всей Земли и человечества. Аминь. О избиении вифлиемских младенцев Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Сегодня Святая Церковь празднует память мучеников [ 1 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Именно рефрен своим ритмическим возвращением чётко членит целое на равные отрезки. Вместе с тем, рефрен образует второй, контрапунктически звучащий голос хора, который придаёт действию неожиданную глубину. Эти два голоса взаимодействуют " неслиянно и нераздельно " , рождая очень характерный для прп. Романа сквозной антиномизм. " Дева днесь " (т.е. сейчас!) рождает " Пресущественного " (т.е. Того, Кто превыше всего сущего!). В первой же строке не просто антиномия, но ещё и временной перенос! Отдалённое событие приобретает характер длящегося действия, мистерии. Всё совершается " здесь и сейчас " , одновременно, как на древней иконе: рождается Младенец, едут волхвы, пастухи поют с ангелами. Это и есть словесная икона, своеобразная медитация, вступление в особый мир поэмы, тема которой в последующих икосах раскрывается, обрастает апокрифическими подробностями, драматизируется и даже диалогизируется (т.е. представляется в лицах). Так в кондаке, посвящённом избиению Вифлиемских младенцев, слышны команды жестокого Ирода и голоса тупо-послушных солдат. Но самое замечательное, что композиция заставляет и солдат и самого царя всё время выговаривать ужасное для них пророчество: " ... что власть его скоро уничтожится " . Академик Сергей Аверинцев так комментирует этот приём: " ... повторяющиеся слова рефрена приобретают мучительную неотвязность маниакальной мысли, владеющей умом Ирода и непроизвольно возвращающейся к нему именно тогда, когда он пытается её отогнать. Рефрен назойлив — как то, что мы называем " навязчивой идеей " . Власть оборачивается постыднейшим безвластием, когда носитель власти не властен над своими же словами, поворачивающимися против него самого. " Земное всесилие зла есть в эсхатологической перспективе бессилие зла " — такую мысль мог бы развернуть проповедник... но у поэта Романа Сладкопевца есть возможность дать мысли пластически выразительный облик... в противостоянии основного текста и рефрена. Обречённость Ирода... неусыпно присутствует на заднем плане, присутствует зримо, как золотой фон византийской живописи. Это знак Божией правды, объемлющий любое изображение мученичества " . (Аверинцев С. С. " Поэтика ранневизантийской литературы " , М. 1977 г. стр. 214-215).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

Именно рефрен своим ритмическим возвращением чётко членит целое на равные отрезки. Вместе с тем, рефрен образует второй, контрапунктически звучащий голос хора, который придаёт действию неожиданную глубину. Эти два голоса взаимодействуют «неслиянно и нераздельно», рождая очень характерный для прп. Романа сквозной антиномизм. «Дева днесь» (т.е. сейчас) рождает «Пресущественного» (т.е. Того, Кто превыше всего сущего). В первой же строке не просто антиномия, но ещё и временной перенос! Отдалённое событие приобретает характер длящегося действия, мистерии. Всё совершается «здесь и сейчас», одновременно, как на древней иконе: рождается Младенец, едут волхвы, пастухи поют с ангелами. Это и есть словесная икона, своеобразная медитация, вступление в особый мир поэмы, тема которой в последующих икосах раскрывается, обрастает апокрифическими подробностями, драматизируется и даже диалогизируется (т.е. представляется в лицах). Так в кондаке, посвящённом избиению Вифлиемских младенцев, слышны команды жестокого Ирода и голоса тупо-послушных солдат. Но самое замечательное, что композиция заставляет и солдат и самого царя всё время выговаривать ужасное для них пророчество: «...что власть его скоро уничтожится». Академик Сергей Аверинцев так комментирует этот приём: «...повторяющиеся слова рефрена приобретают мучительную неотвязность маниакальной мысли, владеющей умом Ирода и непроизвольно возвращающейся к нему именно тогда, когда он пытается её отогнать. Рефрен назойлив – как то, что мы называем «навязчивой идеей». Власть оборачивается постыднейшим безвластием, когда носитель власти не властен над своими же словами, поворачивающимися против него самого. «Земное всесилие зла есть в эсхатологической перспективе бессилие зла» – такую мысль мог бы развернуть проповедник... но у поэта Романа Сладкопевца есть возможность дать мысли пластически выразительный облик... в противостоянии основного текста и рефрена. Обречённость Ирода... неусыпно присутствует на заднем плане, присутствует зримо, как золотой фон византийской живописи. Это знак Божией правды, объемлющий любое изображение мученичества». ( Аверинцев С. С. «Поэтика ранневизантийской литературы», М. 1977 г. стр. 214–215).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таким образом, вся знаменитая великая церковь Воскресения Христова в Воскресенском монастыре представляет из себя священный памятник благочестия многих русских государей и знаменитых вельмож. О великолепии, богатстве и красоте ее нельзя дать точного понятия тому, кто не видал ее сам. О пространстве же ее и обширности можно судить по тому, что при отправлении в одно время четырех божественных литургий в разных приделах не бывает никакого препятствия от совокупности пения. Второй соборный храм Воскресенского монастыря построен во имя Рождества Христова. Он о трех ярусах, теплый и находится близ западных монастырских ворот, с двумя пространными при нем палатами, которые были прежде трапезами для братии. Построение этого храма было задумано святейшим патриархом Никоном , который желал устроить его по точному плану и модели палестинской Вифлеемской церкви; но обстоятельства помешали ему осуществить это желание. Храм был начат строением в 1986 году; в 1692 г. он был окончен и освящен в присутствии самой строительницы, благоверной царевны и великой княжны Татьяны Михайловны. Под этой церковью тогда же было определено, по плану Вифлеемской церкви, устроить еще придельные церкви, с изображением в них знаменательных событий, бывших при Рождестве Христовом. Но эти приделы оставались неотделанными до самого конца прошлого столетия, когда по повелению императрицы Екатерины II и ее иждивением они, наконец были устроены. В настоящее время в Рождественском соборе, кроме главного престола во имя Рождества Христова, находятся четыре придела: 1) Обрезания Господня, 2) Поклонения волхвов, 3) Бегства Девы Марии и Иосифа с Богомладенцем в Египет, 4) Избиения вифлиемских младенцев. Кроме этих приделов, тут же есть подобие св. вертепа и яслей, где родился Господь наш Иисус Христос . В трапезе этого храма в 1869 году усердием г-жи Татищевой устроен на правой стороне придел во имя пр. Сергия радонежского для служения ранней литургии, а в 1871 году, в соответствие ему, устроен настоятелем обители архимандритом Леонидом другой придел во имя св. мученицы Татианы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Слезы от очию си точаше реками. Таже, егда зачала и Вениамина, Прежде рожества того последняго сына, Еще во утробе своей младенца имущи, Уже пророческий век предузре буду щи: Племя Вениамина како име быти В бедах, скорбех, печалех гинути, не жити, – Ово от своих, ово от чюждых гонимый, От всех убиваемы, веема несчадимы 1926 . Предзряше пророчица она всю подробну Имевшую брань быти междусобну, В нейже Вениамина род спод светлаго солнца Истребится от своих племен до конца. А за едино токмо скверна греха дело, Егоже и помыслом вспомянут немало. Предзряше и другое злое время мати, Яко мечь асьсириев име поядати Останок Вениаминь, а не избиенных Зряше в плен вавилонский скованных веденых, То Рахиль пророческий егда зряше убо, Прегорким рыданием рыдаше сугубо, Ово о избиенных, ово о плененных Чад своих прелюбезных, вконец 1927 разоренных. Иных всех и онех рыдаше не тольма 1928 , Якоже о сем часе возрыдая болма, Егда узре мечь острый скоро обнаживша, Вифлиемския дети избити имевша. Ратуеми внуки себе защищаху, Плененны свободы себе желаху. А иже пеленами повиты дети, – Како мощно им бяше себе защитити? То предзрение 1929 слезы Рахили точаше И от горкаго плача престать не даяше Даже до скончания. А егда плачася Ради 1930 Виниамина и вскоре скончася, Тело ея честное камо погребенно, Рахилею оное место нареченно; Место, идеже потом Вифлием создася, От гроба Рахилина Рахиль-град прозвася. И егда в Вифлиеме лютость сотворися, Рыдание Рахили и плачь обновися, Аще бо и мертвая тамо почивает, Обаче ея душа на все то смотряет. И яко бывши жива, от имевших быти Рыдавше, такожде и преставши жити, О событии вещи горчая рыдает, Якоже еваньгилист то воспоминает: «Слышится в Раме глас, горце стенящий, От Вифлиема-града с плачем исходящи, Глас Рахили плачющей, но несоравненно Паче перваго плача много болезненно, Тогда бо единою гортанию кричаше И от единых очес слезы испущаше; А ныне елико есть детей, кровь лиющих, Толико есть матерей, плачевне ревущих». Того плача аз есмь глас и весник повсюду,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как мессианское пророчество рассматривает стт. 15–16 евангелист Матфей, который видит в них предсказание о избиении Иродом вифлеемских младенцев. ( Мф. 2, 17–18 ) – читать. Связь между этими событиями состоит в следующем: так как вообще весь народ израильский был прообразом Мессии («Раб Господень» – Ис.), так и отдельные события из его истории прообразовали отдельные события из времен Мессии. В частности, событие пленения израильтян имеет много сходного с событием избиения вифлиемских младенцев, так что первое событие служит прообразом второго. Оба эти события были великими бедствиями дли еврейского народа: во время ассирийского нашествия множество израильтян погибло и было уведено в плен; при Ироде, который хотел убить Богомладенца Христа, много погибло невинных вифлеемских младенцев. Но как ассирийский плен не истребил израильтян, так и Господь Иисус Христос остался невредимым от меча Ирода. 31, 31–34. – Пророчество об установлении Нового Завета и качествах его: «Вот наступают дни – говорит Господь,– когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет,– не такой Завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда Я взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот Завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ним» (стт. 31–32). Так от имени Самого Бога пророк возвещает об установлении Нового Завета, который будет не таким, каким был Ветхий Завет , заключенный между Богом и еврейским народом на горе Синае. Члены Ветхого Завета не устояли в союзе с Богом и нарушили Его, за что и были отвергнуты Богом. Взамен нарушенного (синайского) Завета Господь заключит Новый Завет, который в отличие от прежнего будет вечным. Далее о Новом Завете пророк говорит: «Вот 3авет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, – говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его и буду им Богом, а они будут Моим народом» (ст. 33). Вторым существенным отличием Нового Завета от Ветхого будет то, что Новый Завет будет духовным: заповеди его будут начертаны не на каменных скрижалях, но в сердцах и мыслях людей

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

От Рахили дошедши даже и довсюду, Возвещающ слышащим печаль вельми смутну 1931 , Младенцов избиенных смерть зело укрутну 1932 . Кто во вас сердоболен духом умиленным, Поне мало поболи серцем сокрушенным, Споболи 1933 Рахилиным болезнем сердечным, Соплачи тоя теплым слезам бесконечным! Ирод, лют властолюбец, добра ненависник, Самаго диавола истинный наместник, Новорожденна царя хотя погубити, Посла неповинныя младенцы избити, Посла вооруженный, аки на рать, воя, Аки на не дающих супостат покоя. Но, о прелюбезнейший мучителю, слыши, Егда ся незлобивых младенцов биеши: Егда ли тыя на тя полки собирают? Егда ли на царство ти брани воставляют, Которие от матерних сосцев отрывают, Неповинных мечами люте убивают? Еже аз умным оком егда созерцаю, Сице к сердцу моему плачевне вещаю: «О сердце, сердце, твердейши опоки! Что удержиши слезныя потоки? Что от жалости, аки воск, не таешь, Слез не истощаешь? Зри, коль жалостный и скорбные часы! Сквозе пронзают утробу ми гласы Слезных матерей, плачущих о чадех В весех и градех. Чада любезна в кровь сии углебают 1934 , Матери в слезах горких утопают, Егда биют вой чад немилосердный, Неблагосердны, Лютейшии зверя: из рук похищают, От слатких сосцев обще отрывают, Всех закалают, агнецев незлобивых Не творят живых. Вся Вифлиемска земля превращенна, В кровь неповинных деток обагренна, В полях и стогнах 1935 течет крове море. Горе! Ах, горе! Четырнадесять тысящ положили И еще крове тых ся не напили, Не напоили зверобразного Ирода злаго. Впоит 1936 невинность, в небо вопиющи, Утолишь жажду в серчистой 1937 пловущи Реце, егда сам пойдешь в ада руце К вечной муце. Плачу и плакать непрестанно буду, Печали сея во век не забуду, Буду рыдати на злаго Ирода В роды от рода». Пение: «Глас слышан в Раме...» и прочая. Вождь с вой приносит главы отрочат, и Ирод радуется, и венчает, и отпускает. Явление 11 Вождь Торжествуй, славный монархо, оттоле Мирно седящий на твоем престоле! Четырнадесят тысящь отрочат избихом, Таможе и наступцу твоего уловихом, Се в знамя принесохом детияные главы,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003