Украшение сухих ветвей елок светильниками и сладостями поучительно показывает, что наша природа, бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе - источнике жизни, света и радости - может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). Как празднуется Рождество Христово      День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: я возвещаю вам, - говорит Ангел вифлеемским пастухам, - великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!       Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: " Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе " .       В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней.       В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками.       В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.       Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите. Мы вас слушаем.  -Добрый вечер, батюшка.  -Добрый вечер.  -У меня вопрос следующий. Вы только что сказали, не первый раз я уже слышу. Что волос не упадет с головы человека без воли Господа. В связи с этим у меня два вопроса. Насколько я помню, в Евангелии сказано, что Господь Иисус Христос говорил: многих из вас умертвят, но и волос не упадет с головы вашей. Я так понимаю, что он говорит о мощах. И вот в связи с этим вопрос: это ли место вы имеете в виду, когда цитируете Евангелие? И другой вопрос. Господь сказал: многих из вас умертвят. Что это? Воля Божия или воля дьявола? Спасибо.  -Святые отцы говорили: почему Господь попустил Вифлеемским младенцам стать первыми христианскими мучениками? И отвечали так: для того, чтобы показать высоту и чистоту мученического служения. Это действительно великая милость Божия, если Господь позволяет кому-то быть умерщвленным за веру Христову. У меня был друг, которого не стало, когда в храме на Кантемировской он был расстрелян агарянином. Это блаженный памяти отец Даниил Сысоев. И я часто говорил отцу Даниилу: неужели ты не боишься? Ты так обличаешь этих агарян. Они же могут тебя убить. И вы знаете, что он всегда отвечал? Его лицо становилось очень серьезным, и он говорил: я этого недостоин. То- есть, его мужество заключалось в том, что он считал себя недостойным такого служения. Мне кажется, служение мученика Господь посылает именно тем, которые чисты, как младенцы. Поэтому отцы говорили, что Вифлеемские младенцы первомученики, чтобы подчеркнуть чистоту этого служения. То- есть, это особое состояние.  Если говорить о мощах, то мощи- это не всегда волосы и это не всегда даже кожа и плоть. Мощи в православном понимании -это останки умершего человека. О мощах пророка Божьего Елисея в 4-ой книге Царств сказано: «и, видя сие великое полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои». В этом случае мы видим, что мощи-это не обязательно волосы, кожа, плоть. Это могут быть кости, которые встречают благодать божию и даже человек мертвый воскрес. Поэтому, когда мы говорим, что ни один волос не упадет с нашей головы просто так, это слова Христа, которые вселяют в нас мужество. Слыша эти слова, мы понимаем, что Он заботится о нас. Христианин, любой православный христианин это мученик в этом мире. Мученичество -это не только, когда кровь проливают, это когда от домашних постоянно слышится богохульный визг, и при этом христианин не смущается.

http://radonezh.ru/text/kak-mozhet-odin-...

А еще я слышал, что Византия погибла в том числе (я не говорю сейчас о духовных причинах, только о механизме падения) и от того, что рекрутский набор полностью заменили наемной армией. читатель 23 февраля 2013, 19:30 Статья -- политическая пропаганда. Воин выполняет то, что ему прикажут. А кто приказывает? И что приказывает? В Евангелии мы можем прочитать о том, как воины плевали на Христа, били Его по голове, проткнули Его копьём. Можем почитать ,как исполняя своё служение, убивали 14000 младенцев вифлеемских и рубили голову Иоанну Крестителю. Замечательное служение, " святое " служение? Так ,отче ? Евгений 23 февраля 2013, 19:21 Ничему хорошему современная армия научить не может, уверен и на своем опыте, и на опыте моих братьев, возвращаются они оттуда хуже, чем были до того. В тюрьме порядка зачастую больше. А потом не понятно, как кто-то уже здесь заметил, за что сейчас умирать? Взять уже забытую Чеченскую кампанию, Афган. За нефтяные трубы? Константин 23 февраля 2013, 12:45 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. От Луки 3 глава. Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (Быт. 4. 3-12). Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом уже на заре священной истории. «Не убий», — гласит закон Моисеев (Исх. 20. 13). «Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем», — говорит Священное Писание (Сир. 8. 8) В связи с этим Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам. Основы соц концепции РПЦ. Армия нобходима. Кто не кормит свою армию, тот кормит чужую. Я согласен кормить профессиональных войнов. Для этого плачу налоги. Пусть, это будет сознательный выбор человека. Чтобы остальным не приходилось обманывать и подкупать, чтобы откосить.

http://pravoslavie.ru/44906.html

А тех, других, что по левую сторону станут, прогонит праведный Судия на муки вечные, в огонь, уготованный диаволу и рабам его. И эти, не получившие благословения, спросят: «Когда они видели Его в беде и не помогли Ему?», и праведный Судия ответит им: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне ( Мф. 25:45 ). Видите, образованные, как Христос отождествляет Себя с теми, кто страдает в этом мире. Он милостиво называет их «братьями Своими меньшими». Неужели вы откажете в хлебе братьям Христа? Так знайте: кто им откажет – Ему отказывает. В Судный день все откроется, и Он станет судить праведно. А когда Суд окончится, наступит для праведников царствование без конца и края, тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф. 13:43 ). Все остальные царства падут, всякая другая власть и сила рассеется, как туман пред солнцем, и только Его Царство останется, и не будет оно иметь ни границ, ни соседства, как провидел и предсказал пророк, которого и евреи признают: владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится ( Дан. 7:14 ). И продолжится Царство Его дольше видимого неба и земли, ибо сказано: прежнее небо и прежняя земля миновали ( Откр. 21:1 ), а Царство Его останется. С блеском, силой, славой и достоинством завершится богочеловеческая драма, начавшаяся в холодной пещере Вифлеемской. Так будет расти и возрастет, как зерно горчичное, и станет древом жизни, которое покроет весь мир видимый и невидимый. Да возвеселятся этим души ваши, праведники, если страдаете за имя Иисусово, если сносите униженья за правду Его. Каждый день вашей скорби, ваших мук и унижений принесет вам столетия радости, ибо вознаграждены будете гражданством ангельским в Его Царстве. Кто хоть немного уподобится в страдании Иисусу, уподобится Ему и в славе. Слезы ваши и раны ваши, сейчас скрытые, осветит солнце незаходящее. Кажущееся поражение ваше ради Евангелия Его станет триумфальной победой, которую провозгласят не чернилами люди, но ангелы Божии трубным гласом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Аминь», – заключает Символ. Истинно, буди, буди. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, который благословил нас во Христе всяким благословением духовным в небесах, так что в Нем мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов по богатству Его благодати» ( Ефес.1:3–7 ). О литургии Хотя в письмах о Богослужении старался я, по мере тесного их объема и моих понятий, изобразить постепенный ход Литургии, однако же истолкование сие представляется тебе неудовлетворительным как по самой краткости, так и по тому, что ты менее ознакомлен с служением Архиерейским, мною описанным. И так хочу еще однажды изложить пред тобою порядок и значение Божественной службы, уже не торжественной по внешнему великолепию, числу и сану священнослужителей, но с таким же духовным торжеством совершаемой одним Иереем и Диаконом. Ибо и в их скромном служении представляется для нас то же высокое зрелище Тайной Вечери Христовой и всей Его жизни от колыбели Вифлеемской до Вознесения на Небо. Как часто с сокрушением сердца доводится нам слышать от людей, совсем не чуждых веры и благочестия, ибо в устах неверующих и не странно было бы такое слово: «За чем нам ходить в церковь ? Разве нельзя также молиться дома?» Такой образ понятий тем более огорчителен, что, проистекая не от ожесточения против Церкви, а только от неведения, он лишает, однако же, неправомыслящих духовного блага соборной молитвы наравне с чуждыми всякого общения с Церковью. Если под именем её они разумеют только четыре стены храма, осененные крестом: то, конечно, и в стенах собственной их храмины можно возносить теплые молитвы к Богу. Ибо Сам Спаситель сказал: «когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в сонмищах и на улицах останавливаясь, молиться, чтобы видели их люди. Ты же, когда молишься, взойди в комнату свою и, затворив за собой двери, помолись Отцу твоему, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». ( Мф. 6:5,6 ) Но должно понимать Церковь в истинном её значении, т. е. собранием верных, соединенных между собою таинствами, и верою в Господа Иисуса Христа, Который обещал им: «там где соберутся двое или трое, во имя Его, и Он будет посреди их» ( Мф.18:20 ), и приобщив Апостолов на Вечери Тайной Своего Тела и Крови повелел им «творить сие в Его воспоминание» ( Лук.22:15 ). Тогда сколь знаменательным сделается для каждого члена Церкви сие повторение Вечери Христовой. Ибо говорит Апостол: «Всякий раз, когда вы ядите хлеб сей и пьете чашу сию, вы возвещаете смерть Господню, доколе приидет» ( 1Кор.11:26 ). И так не одна лишь память первого Искупительного Пришествия Христова, но и ожидание второго Страшного Его Пришествия для рассуждения дел наших должны исполнять трепетом сердца наши при Божественной Литургии, во время коей опять приносится за нас жертва Христова, хотя в виде бескровной, чтобы сделаться более нам доступной.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ангелы и святые возносят славу Божию в вышине. Ангелы воспевают: «На земли мир» (Лк. 2, 14), святые отвечают: «Мир на небесах» (Лк. 19, 38). Как Ангелы радуются миру на земле, так мы радуемся миру на небесах. Мир — это полнота жизни. И эти толпы — напоминание о том видении, которое было тайнозрителю в Откровении: «После сего взглянул я, и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр 7, 9). У тех были пальмовые ветви в руках и у этих — пальмовые ветви как символ победы и торжества. «И они восклицали громким голосом, говоря: спасение от Бога нашего!» (Откр 7, 10). Одни исполнялись радости, другие — первосвященники и фарисеи — завистью и негодованием. Но Господь ни во что ставит надмение гордых и приемлет хвалу смиренных. Приносят ли люди хвалу Христу Богу или нет, Он будет, Он должен быть хвалим. «Если они умолкнут, камни возопиют», и будет звучать хвала Господу. Враги Христовы хотели бы заставить ее умолкнуть, но они не смогут добиться этого. Ибо как Бог силен из камней сих воздвигнуть чад Авраамовых, так из уст младенцев Он может совершить хвалу. «Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца». И Господь посылает Петра и Иоанна приготовить пасху. При входе в город им встретится человек, несущий кувшин воды, и они должны последовать за ним в дом, в который он войдет. Господь учит их всецело уповать на водительство Промысла Божия и шаг за шагом следовать ему. Обыкновенность знамения — первый встречный, несущий кувшин воды, — напоминает другое знамение, данное о Рождестве вифлеемским пастухам — Младенец в пеленах, лежащий в яслях. Простота и обыденность знамений, в которых нет ничего чудесного, показывает, что Крестные Страсти Господа предусмотрены в Превечном Совете в мельчайших подробностях, и Господь знает и принимает их. Придя в дом, они должны сказать хозяину дома показать комнату, где Господь будет есть пасху со Своими учениками. Обратим внимание, что Господь дает распоряжение об этой комнате, а не просит ее. Петр и Иоанн пошли, встретили этого человека, нашли дом и комнату — так, как Господь сказал им, — и приготовили Пасху.

http://pravoslavie.ru/4056.html

Ангелы и святые возносят славу Божию в вышине. Ангелы воспевают: «На земли мир» ( Лк.2:14 ), святые отвечают: «Мир на небесах» ( Лк.19:38 ). Как Ангелы радуются миру на земле, так мы радуемся миру на небесах. Мир – это полнота жизни. И эти толпы – напоминание о том видении, которое было тайнозрителю в Откровении: «После сего взглянул я, и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» ( Откр.7:9 ). У тех были пальмовые ветви в руках и у этих – пальмовые ветви как символ победы и торжества. «И они восклицали громким голосом, говоря: спасение от Бога нашего!» ( Откр.7:10 ). Одни исполнялись радости, другие – первосвященники и фарисеи – завистью и негодованием. Но Господь ни во что ставит надмение гордых и приемлет хвалу смиренных. Приносят ли люди хвалу Христу Богу или нет, Он будет, Он должен быть хвалим. «Если они умолкнут, камни возопиют», и будет звучать хвала Господу. Враги Христовы хотели бы заставить ее умолкнуть, но они не смогут добиться этого. Ибо как Бог силен из камней сих воздвигнуть чад Авраамовых, так из уст младенцев Он может совершить хвалу. «Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца». И Господь посылает Петра и Иоанна приготовить пасху. При входе в город им встретится человек, несущий кувшин воды, и они должны последовать за ним в дом, в который он войдет. Господь учит их всецело уповать на водительство Промысла Божия и шаг за шагом следовать ему. Обыкновенность знамения – первый встречный, несущий кувшин воды, – напоминает другое знамение, данное о Рождестве вифлеемским пастухам – Младенец в пеленах, лежащий в яслях. Простота и обыденность знамений, в которых нет ничего чудесного, показывает, что Крестные Страсти Господа предусмотрены в Превечном Совете в мельчайших подробностях, и Господь знает и принимает их. Придя в дом, они должны сказать хозяину дома показать комнату, где Господь будет есть пасху со Своими учениками. Обратим внимание, что Господь дает распоряжение об этой комнате, а не просит ее. Петр и Иоанн пошли, встретили этого человека, нашли дом и комнату – так, как Господь сказал им, – и приготовили Пасху.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Апостолы стояли и смотрели на небо. Вдруг очутились возле них два человека в белой одежде и сказали им: «Что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же, каким вы Его видели сейчас». Это были Ангелы. Апостолы воротились в Иерусалим и стали молиться и ждать, когда сойдет к ним Святой Дух. Для закрепления рассказа в памяти учащихся показывается икона «Вознесение Иисуса Христа». Сколько дней жил на земле Христос после воскресения из мертвых? Кому являлся? О чем говорил? Кому и где явился в 40-й день? Кого Он обещал послать Апостолам? Куда пошел с ними в 40-й день? Что им сказал? Что сделал потом? Что делали Апостолы? Кого увидели? Не догадаетесь ли, кто были эти два человека? Что они сказали? Что сделали Апостолы? В память о вознесении Иисуса Христа на небо установлен праздник - Вознесение Господне. Он празднуется в 40-й день после Пасхи и приходится всегда на четверг. А в какой день бывает Пасха? Иисус Христос вознесся на небо Своим телом и показал, что придет время, когда каждый праведный человек, верующий во Христа, воскреснет из мертвых и будет жить на небе. Теперь вы слышали в школе о всей жизни Господа нашего Иисуса Христа. После вы узнаете о ней больше, а теперь пока повторим, что мы говорили прежде. Иисус Христос есть Сын Божий, второе Лицо Пресвятой Троицы. Для нашего спасения Он родился на земле от Девы Марии в Вифлееме. О рождении Спасителя узнали прежде всех вифлеемские пастухи, а потом волхвы или мудрецы. Пастухам сказал Ангел, а волхвы узнали о рождении Иисуса Христа по звезде. И пастухи, и волхвы поклонились Спасителю, а еврейский царь Ирод испугался, как бы Христос не завладел его царством, и хотел Христа убить. В 40-й день после рождения Иисуса Христа принесли в Иерусалимскую церковь, и там Его встретил праведный старец Симеон. После того как волхвы поклонились Иисусу Христу, Бог велел Иосифу, с которым приходила в Вифлеем Божия Матерь, убежать из Иродовой земли. Иосиф стал жить в Назарете. Там вырос и жил до 30 лет Иисус Христос.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Архив Пн РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 6 января 2016 г. 12:00 Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. (1 Ин. 4:9)  Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! От сердца, преисполненного радости о явившемся во плоти Сыне Божием, обращаюсь ко всем вам и поздравляю со светлым и живоносным праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Прославляя из года в год неизреченное к нам снисхождение Спасителя, мы, как некогда вифлеемские пастухи, услышавшие от Ангела «великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2:10), спешим духовными очами узреть Мессию, пришествие Коего предсказывали славные пророки и ожидало многое множество мужей и жен. И вот Желаемый , по слову пророка Аггея, всеми народами (Агг. 2:7) уничижает Себя Самого, принимая образ раба, становясь подобным человекам (Флп. 2:7). Повелитель Вселенной избирает себе не императорский дворец, не жилище властителей мира сего, не чертог богатых и знатных. Ему не находится места даже в гостинице. Сын Божий рождается в пещере для скота, колыбелью же Ему служат ясли для кормления животных. Что же беднее пещеры и что смиреннее пелен, в которых просияло богатство Божества? Избрав для Таинства нашего спасения последнюю нищету (Ипакои праздника), Христос намеренно не принимает тех ценностей, которые считаются весьма значимыми в нашем мире: власть, богатство, слава, знатное происхождение и социальный статус. Он предлагает нам иной закон жизни, закон смирения и любви, побеждающий гордость и злобу. По этому закону слабость человеческая, соединенная с благодатью Божией, становится той силой, которой не могут противостоять обладающие в мире сем властью и могуществом. Сила Божия являет себя не в земном величии и мирском благополучии, а в простоте и смирении сердца.

http://patriarchia.ru/db/text/4312445.ht...

Архиепископ Афинский Иероним: «Объединим наши сердца, чтобы наш мир не превратился в ад» Рождественское послание Блаженнейшего Архиепископа Афинского Иеронима II В этом году мы празднуем Рождество Христово в трудных и мрачных обстоятельствах. Но Вифлеемская звезда вновь появляется в нашей жизни, чтобы напомнить нам, что Христос родился. Что Бог «избавление послал народу своему». И блуждающий в темноте народ обращает взор к беднейшему и славнейшему престолу Вселенной, к скромным яслям. И видит там великий свет. От нашего внимания не может ускользнуть то, что современной жизни угрожают все более страшные горести и невзгоды. Наш мир переживает конец целой эпохи и с тревогой смотрит в завтрашний день с его неопределенностью и угрозами. Обращая взор к рождественскому свету, я хочу передать вам всем и лично каждому свою горячую убежденность в том, что Бог любит нас всех и никто не лишен права на надежду. Радость от великого праздника Рождества Христова – это не просто эмоциональное облегчение; радость эта исходит из осознания того, что «любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4: 9). Рождество означает, что печали, невзгоды и трудности, с которыми мы сталкиваемся, даже трагедии, которые причиняют нам боль, не могут убить надежду. Поскольку сегодня прямо ощущается любовь Божия, ведь Христос родился, чтобы избавить нас от истинных причин наших страданий – греха и смерти. Вот почему так печально и неуместно то, что правители этого мира действуют и принимают решения, касающиеся нашей жизни, как если бы Христос не родился. Потому что там, где изгоняют Христа, где отрицают Его рождение, где Его учение презирается, существуют эксплуатация, жадность, высокомерие и малодушие. Там человек уничижается, пренебрегается, игнорируется. А потом обнаруживаются трагические последствия, такие как презрение и эксплуатация бедных и слабых, экономические кризисы, войны и катастрофы. Сегодня радость и надежда вновь стучатся в двери наших сердец. «Христос рождается, славите!» Воссияло Солнце правды! Испытания и трудности не могут нас сокрушить. «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2: 10 –11). «Христос рождается» и призывает нас снова доверять любви Божией, которая есть образ жизни и противоядие от горестей. Соединим же наши руки и объединим сердца, чтобы наш мир не превратился в ад, и радостно воспоем: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» Рейтинг: 8.3 Голосов: 7 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Elena 6 января 2013, 20:51 Elena. Spasibo, uteshil batjushka! Irina 5 января 2012, 01:50 Tronuta do sles!!!! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/50748.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010