На самом же деле никто ничего не изображает. Литургия не призвана изображать, Литургия призвана являть! Любой церковный символ являет реальность и присутствие, а отнюдь не замещает собой отсутствие. Так, если бы икона была символом, замещающим Христа, она немедленно превратилась бы в идола. Символ присутствует в Литургии, как знак неизъяснимого, но реального, потому что слова оказываются недостаточными для того, чтобы явить реальность происходящего. Символ помогает нам так же, как помогает притча. Священные сосуды Чаша и Дискос — важнейшие богослужебные сосуды, употреблявшиеся еще Спасителем во время Тайной Вечери. Дискос (греч. «δσκος») представляет собой блюдо на подножии с изображением сцен из Нового Завета, чаще всего — иконы Рождества Христова. Дискос одновременно символизирует и Вифлеемскую пещеру, и гроб Господень. Два крестообразных покровца, которыми покрывают Чашу и Дискос, и матерчатый плат, называемый воздухом, с одной стороны символизируют пелены, которыми был повит Спаситель по Рождестве, а с другой — Плащаницу, в которую Он был завернут после снятия с креста. Лжица — ложечка с длинной ручкой, употребляющаяся для причащения мирян, появилась не сразу и закрепилась в богослужебной практике довольно поздно. Она напоминает о пророчестве Исаии: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6: 6). Это — ветхозаветный образ причащения: лжица символизирует клещи, которыми Архангел вытащил угли из жаровни. Копием римского воина Спаситель был прободен на Кресте, на Литургии же используется острый нож, которым вырезается Агнец и вынимаются частицы из просфор. Звездица, выполненная в форме креста, представляет собой распятие и одновременно Вифлеемскую звезду, указавшую волхвам на родившегося в пещере Спасителя мира. Для совершения Литургии необходимо красное виноградное вино, разбавленное небольшим количеством теплой воды (теплоты), по примеру того, как Господь на Тайной Вечере употребил вино с водой, и в воспоминание о том, что во время крестного страдания после удара копьем из ребра Спасителя истекли кровь и вода.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

" Первые мученики " января 2020 Митрополит Варсонофий освятил храм мучеников младенцев Вифлеемских " Поздравляю вас с престольным праздником - памятью мучеников младенцев Вифлеемских, с попразднством Рождества Христова и освящением великим чином этого храма, - сказал владыка в проповеди. - Пока не построен большой храм преподобного Сергия Радонежского, этот храм будет основным. Сегодня мы славим Христа. Миряне-христославы ходят из дома в дом, священнослужители - из храма в храм, чтобы прославить Господа, который начинает восходить на Крест с младенческих пеленок. Мы помним, что волхвы сообщили Иосифу радостную весть, что были у царя Ирода, правителя Иудеи, который сказал им: " Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему " (Мф. 2:7). Иосиф обрадовался - сам царь придет! Но ночью во сне ему явился ангел и говорит: " Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его " (Мф. 2:13). Иосиф удивился: волхвы сказали одно, а ангел - другое, но послушался ангела, взял Младенца и Матерь Божию - предание гласит, что был с ними еще Иаков, сын Иосифа, которого Господь потом будет называть Своим братом, - и ушел в Египет " . " Ирод узнал, что волхвы покинули Иудею и уже находятся в своей стране, - продолжил архипастырь. - Он понял, что обманут: они не сообщили, где находится Младенец. И решил, что волхвов вернуть не сможет, но Младенца точно убьет, а точнее, всех младенцев до двух лет, чтобы точно не промахнуться. Он видел в Младенце конкурента, потому что волхвы сказали, что Царь родился. Но Ироду в то время было уже семьдесят лет - как Младенец мог быть ему конкурентом? Пока бы Он рос, Ирод успел бы умереть. Но глаза царя застилала ярость - он ведь был жестоким человеком: убил жену, троих сыновей. И он издал бесчеловечный приказ - убить всех младенцев в окрестностях Вифлеема. В то время там были не только местные жители - многие пришли на перепись с детьми. Все они попали под указ царя Ирода и были умерщвлены. В честь этих младенцев и освятили мы этот временный храм, и молимся им как первым мученикам за Христа. Святое семейство бежало в Египет, но находилось там недолго - вскоре после неслыханного злодеяния Ирод был изъеден червями и скончался. Иосиф хотел вернуться в Вифлеем, но узнав, что новым правителем стал сын Ирода Архелай, который не уступал в жестокости отцу (на праздник Пасхи убил три тысячи иудеев, которых считал противниками) - по наставлению ангела пошел не в Вифлеем, а в Назарет. Там Христос будет жить до тридцати лет. С самого детства Спаситель - беженец, подвергается гонениям. Кто был в Египте, на Синае, знает, что это пустыня, и они туда бежали от Ирода " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Подпишитесь на наш Телеграм Рождество приблизилось еще на неделю. Повсюду мы видим, как люди готовятся к Новому году и Рождеству. Яркие огни, шары, елки… Многие уже украшают дома к празднику. В вашей семье еще нет нарядной елки, радующей глаз фонариками и увенчанной яркой звездой? Традиция украшать елку — вовсе не советская, как думают некоторые, и звезда на елке — не кремлевская, а Вифлеемская. С cepeдuhы XIX века во всех домах России наряжали елки: сверху водружали Вифлеемскую звезду, внизу устраивали вертеп. Появление звезды Рождение Сына Божьего сопровождалось удивительным небесным явлением — возникновением на небе яркой и необычной звезды. Она шла перед волхвами, указывая им путь к месту, где был Младенец Христос. Вот как об этом повествует евангелист Матфей: « Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему » (Мф 2:1–2). Путь звезды был необычен. Она шла вопреки законам природы, с востока на запад, чтобы остановиться над Вифлеемом.  В Священном Писании подобные небесные знамения упоминаются не единожды. Такое происходило с царем Езекией, когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни Господь дал знамение через пророка Исаию — солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар 20:8–11, Ис 38:2–8). Также мы читаем, что по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав 10:12–14). Знали ли об этих историях мудрецы Востока, нам неизвестно. Но они хорошо знали карту звездного неба и с большим почтением относились к звездам, связывая их с судьбами отдельных людей и всего мира.  В христианской традиции есть разные мнения о характере небесного светила. Многие сотни лет о его происхождении и природе ведутся споры, высказываются разные гипотезы. Вифлеемская звезда могла быть: – кометой; – соединением планет (парад планет); – новой звездой; – специально сотворенной особенной звездой;

http://blog.predanie.ru/article/pochemu-...

Пророк Михей, живший в VIII веке до Рождества Христова, возвещает о рождении Христа, прямо указывая на место, в котором произойдет это величайшее событие: И ты, ВифлеемЕфрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ). Совершенно очевидно, что пророк говорит не об обычном человеке, а о некоей особой Личности, происхождение Которой – от дней вечных. И действительно, Иисус родился в небольшом иудейском городке Вифлееме во времена царствования Ирода. Когда волхвы задали вопрос, где должен появиться на свет Царь Иудейский, Ирод собрал книжников и законников, которые сказали, что, на основании пророчества Михея, Он должен родиться именно там. Рождество Иисуса ознаменовалось появлением на небе особой звезды, о которой в разное время говорилось очень и очень много. Например, немецкий математик, астроном, оптик и астролог Иоганн Кеплер (1571–1630), открывший законы движения небесных тел, вычислил, что именно в год рождения Христа должен был произойти так называемый парад планет. Он полагал, что именно их визуальное совмещение и породило эффект Вифлеемской звезды. Некоторые считали, что в таком виде явился Ангел Господень, другие были уверены, что перед ними – специально сотворенная Богом звезда. Истинная природа этого небесного явления нам попрежнему неизвестна, что и не удивительно, ведь даже о Тунгусском метеорите ученые продолжают спорить до сих пор. Но о том, что такое чудо будет явлено миру, говорилось еще за пятнадцать веков до этого события. Причем повествовал об этом не иудейский пророк, а язычник Валаам, увидевший приближавшихся израильтян: Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля ( Чис.24:15–17 ). Это пророчество осуществилось через явление Вифлеемской звезды.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Рождественское Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 5 января, 2008. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Ридигер) Ныне мы вслед за древними мудрецами приходим, ведомые Вифлеемской звездой, к яслям Божественного Младенца Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем, как волхвы «возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 10-11). Вступая в праздник Рождества Христова, и мы должны спросить себя: а что мы принесем к яслям, принявшим ныне Невместимого Бога? Что Тебе принесем, Христе,  яко явился еси на земли яко человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп, пустыня ясли; мы же Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас. Стихира на Господи, воззвах вечерни праздника Рождества Христова Дорогие и возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, весь священнический, диаконский и монашеский чин, благочестивые миряне верные чада нашей Святой Православной Церкви! Ныне мы вслед за древними мудрецами приходим, ведомые Вифлеемской звездой, к яслям Божественного Младенца Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем, как волхвы «возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 10-11). Вступая в праздник Рождества Христова, и мы должны спросить себя: а что мы принесем к яслям, принявшим ныне Невместимого Бога? Ему не нужны ни наша гордость, ни наша слава, ни наши материальные достижения. Прахом предстанут в Его очах суетные помыслы, житейские треволнения, попытки людей превознестись друг над другом. Пусть же главным нашим даром Рождшемуся от Девы Спасителю мира станет крепкая и искренняя вера вера, пример которой дала нам Пречистая Дева Мария, сказавшая возвестившему Ей благую весть Архангелу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Многие сегодня привыкли считать, что их свободный и независимый разум один только и может принести счастье, правильно выстроить жизнь личности и общества. Но Церковь за века своей жизни много раз видела, как возгордившиеся и удалившиеся от Бога люди в итоге оказывались несчастными и жалкими. И наоборот, пример Пресвятой Богородицы говорит нам, какой высоты может достичь человек, с верой предавший себя в волю Божию. «Дева Мария , пишет преподобный Ефрем Сирин, есть Дщерь Света, потому что через Нее озарились Светом и мир, и обитатели его» . Будем и мы с верою нести миру Свет, Который есть Христос Господь!

http://pravmir.ru/rozhdestvenskoe-poslan...

С другой же стороны, возникает интересная ситуация: тёмная подземная пещера, интерьер которой можно разглядеть только при тусклом отблеске от бронзового балдахина, и при этом совершенно недоступная, таинственная… Л. А. Беляев пишет о том, что это “первый известный случай экспонирования археологического объекта с помоста!”. Но, возможно, что подобное устроение главной святыни храма Рождества было призвано к более глубокой цели: напомнить о другой постройке, интерьер которой был также погружён в полумрак. Известно, что в Иерусалимском храме были окна решетчатые, глухие с откосами (3 Цар 6:4), “служа не столько для освещения храма, сколько для его вентиляции” 71 . Если в пристройках, где первосвященники готовились для служб и жертвоприношений, окна были достаточно широки, то в Святилище храма царил полумрак, а в Святая Святых — полная мгла. Двери из Святого в Святая Святых, где хранился Ковчег Завета, были всегда закрыты и запечатаны золотой цепью: и протянул золотые цепи пред давиром, и обложил его золотом (3 Цар 6:21). То есть давир, где находился Ковчег Завета со скрижалями, был совершенно недоступен даже для священников; также и Грот Рождества, внутренность которого можно было разглядеть только при искусственном освещении. Моисей вступил во мрак, где Бог (Исх 20:21). Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле (3 Цар 8:12). По некоторым предположениям, слово давир происходит от древнееврейского глагола dabar ‘говорить, возвещать’. Возможно, что это название, выбранное для Святая Святых храма, служило назидательным напоминанием о получении скрижалей пророком Моисеем на Синайской горе: Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом (Исх 19:19). В Вифлееме Господь родился в темноте ночи и сумраке пещеры, но путь Его был освещён Вифлеемской звездой. Саму форму круглого “окна”, открывающего вид Вифлеемской пещеры, можно соотнести с устройством жертвенника в иерусалимском храме: И сделал литое из меди море совсем круглое, вышиною в пять локтей (3 Цар 7:23).

http://pravmir.ru/vethozavetnyie-prototi...

Скачать epub pdf 4. Праздник Рождества Христова. Вифлеемская звезда (Мф. 2:1–12) «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему» ( Мф. 2:2 ). Евангельское чтение о рождении Спасителя мы слышали, братия и сестры, вчера за всенощным бдением ( Мф. 1:18–25 ) и в навечерии праздника Рождества Христова ( Лк. 2:1–20 ). Сегодня же, в день самого праздника, евангельское чтение посвящено поклонению волхвов ( Мф. 2:1–12 ). Кто были волхвы и почему в Евангелии им уделено такое большое внимание? Само Евангелие кратко говорит о них: Когда Иисус Христос родился в Вифлееме Иудейском в дни Ирода царя, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему ( Мф. 2:1–2 ). Как видим, волхвы пришли с востока. Под востоком следует разуметь с наибольшим вероятием Месопотамию, или же Персию, расположенные восточнее Палестины. Волхвы 103 на востоке были почтенные люди. Они занимались науками и особенно астрономией. По звёздам они определяли, вычисляли (и потому назывались ещё «звездочётами») земные события: рождение людей, крупные исторические события и прочее. Волхвы знакомы были с персидскими и вавилонскими преданиями. После пленения вавилонского (в 580 г. до Рождества Христова) в Персии и Месопотамии осталось много евреев, которые распространяли среди жителей востока свои верования в Единого Бога и чаяния о пришествии в мир великого Царя-Освободителя. Так, например, около 500 года до Р. Х. в Вавилоне жил пророк Даниил. Он мог преподать здесь истинное понятие о Боге и ветхозаветные откровения о конечных судьбах человечества, а также указать на волхва Валаама, современника Моисея. Валаам изрёк такое пророчество о Спасителе: Вижу Его, но ныне ещё нет. Зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстаёт жезл от Израиля и разит князей Моава ( Чис. 24:17 ), а также пророчество Исаии о свете и сиянии над Иерусалимом (60:1–4). Евангельские волхвы могли знать об этих пророчествах и проявлять живой интерес к древним преданиям, связывая с ними свою работу по изучению звёздного мира, и вот явилась звезда на востоке. Мы можем себе представить, братия и сестры, как взволновала она волхвов-мудрецов, ибо они сочли её звездой Его, т. е. ожидаемого Царя Иудейского. Они преисполнились решимостью проверить своё открытие, и главное – поклониться Ему. Им предстоял длинный и тяжёлый путь через пустыни и малонаселённые места. Но звезда ярко горела на небе и звала их. Волхвы не могли не двинуться в путь, считая, что звезда горит и светит именно для них и зовёт именно их. Что это была за звезда?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ЦЕРКВИ ОДЕССКОЙ «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господень». ( Лк. 2:10–11 ). От всей души приветствую вас, возлюбленная и благодарованная паства моя, с великим и святым праздником РОЖДЕСТВА Христа Бога Спасителя нашего. Окончились уже продолжительные дни рождественского поста. Ныне слышим мы торжественные напевы священных песнопений: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума», «Дева здесь пресущественного рождает». Ныне звучит умилительнейшая церковная песнь: «Слава в вышних Богу и на земле мир, здесь восприемлет Вифлеем Седящего присно с Отцем, днесь Ангели младенца рожденного боголепно славословят: слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение». Как хотелось бы, возлюбленные, чтобы в сии святые дни и наша душа исполнилась чувствами радости и мира, которые видим у святоносных ангелов, славословивших рожденного Бога младенца: у вифлеемских пастухов, пришедших поклониться Спасителю, у персидских волхвов, принесших Владыке мира злато, ливан и смирну. Приидите же, все, любящие Христа Спасителя, оставим свои житейские думы, настроения и заботы, окружим ясли, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, и поразмыслим: чему поучает нас Богомладенец... Почему в убогом вертепе, а не в богатых палатах, даже не в удобном человеческом жилище, рождается Владыка неба и земли. Пречистая Дева Мария, со старцем Иосифом, хранителем ее девства, прибыла из Назарета в Вифлеем на перепись. Было много народа, по случаю переписи, и все дома оказались занятыми. В Вифлееме наступило для Девы Марии, повествует св. евангелист Лука, время родить. И родила Сына Своего первенца и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице ( Лк. 2:1–7 ). Так просто и кратко говорит о сем св. Евангелист. Но здесь глубокий смысл для нас, братие. Лежащий в убогих Вифлеемских яслях Богомладенец говорит нам о ничтожности всех земных преимуществ: богатства, славы мирской, удобств внешних.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Слова и проповеди. Рождественское послание Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 Слово в день Рождества Христова (Рождественское послание 1 ) Се бо, благовествую вам радость велию, яже будет всем людям, яко родился вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове (Лк 2:10–11). Так благовествовал ангел Божий человечеству в ту священную и великую ночь Рождества Христова. Вот, Божиею милостью мы вновь вступаем в эти радостные рождественские дни. Уже много веков христианский мир переживает духовную радость, вспоминает великую благочестия тайну вочеловечения Бога Слова. И всякий раз по-новому волнуют нас слова хвалебного гимна: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Мир и любовь принес в мир рожденный в убогих Вифлеемских яслях Богомладенец. От начала времени идет постоянная борьба между добром и злом. Наблюдая жизнь, можно прийти к выводу, что всегда побеждает зло. Вспомним историю. Зло погубило праотцев Адама и Еву, и они потеряли райское блаженство. Злой дух подтолкнул Каина на братоубийство. Евреи избивали пророков и продолжали свою греховную жизнь. Зло толкнуло Ирода убить вифлеемских младенцев, ища убить Богомладенца Христа. Сей же дух вразумил Иродиаду искать главы Иоанна Крестителя. И, наконец, Голгофа… “Распни Его, распни”. Не этот ли дух двигал тогда сердцами и умами иудеев? Несмотря на эти печальные факты, в сущности зло побеждено, и победа эта пришла с Голгофы. Голгофский Крест стал символом победы над злом. Христово учение уверенно завладело миром. Через три года по вознесении Спасителя под водительством Апостолов стала создаваться раннехристианская Церковь. Огромная работа была уже не под силу Апостолам во все умножающейся Церкви. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив Слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости (Деян 6:2–3). И были избраны семь диаконов, среди которых был Стефан, муж, исполненный веры и Духа Святаго (см. Деян 6:5).

http://pravmir.ru/slova-i-propovedi-rozh...

То же, что о рождающемся Младенце Иисусе Христе говорится: Он спасет люди Своя от грех их, – показывает: Он и есть Господь! Ибо никто не может спасти от грехов, кроме Самого Господа. Слава Богу! «С миром изыдем», – возглашается священником в конце Божественной Литургии. После того как мы присутствовали на Литургии, помолились, исполнили то, что полагается, – теперь мы можем и с миром выйти из храма, с удовлетворением, ибо стремились исполнить то, что требуется от христианина, и молились за Божественной Литургией, которая приносит и мир, и удовлетворение в душу. «С миром изыдем»! «Темже превознесеся имя Твое паче всякаго имене, и от всех колен небесных и земных слышиши: Аллилуиа» (Акафист Иисусу Сладчайшему, кондак 10). Господь от всех колен небесных слышит: «Аллилуиа» – «Слава Богу!» Как же некоторые из людей, из племен и народов на земле дерзают не признавать Его за Господа? Иногда отрекаются от Него, иногда поносят и хулят. Какое в этом ничтожество! Какое в этом падение человеческой природы! А еще думают, что в этом – ученость, знание и высота, культурность... Нет! Какое в этом падение! Какое в этом ничтожество – не петь Господу: «Аллилуиа!» Аминь. Верно, что Господу Иисусу Христу с младенчества пришлось много переживать: бегство в Египет, избиение вифлеемских младенцев и тому подобное, но благодать Божия хранила Младенца Иисуса. Например, когда волхвы пришли в Иерусалим, то они спрашивали: где родившийся Царь Иудейский ( Мф 2, 2 ). Им сказали: в Вифлееме Иудейстем. Ирод призвал волхвов и дал им наставление разведать все о Младенце и известить его, чтобы и он мог якобы пойти «поклониться» Ему. Однако избивший 14 ООО вифлеемских младенцев, конечно, намеревался убить и Его... Волхвы поклонились Богомладенцу Иисусу и принесли Ему дары. Но во сне получили весть не возвращаться к Ироду: И весть приемше во сне не воз- вратитися ко Ироду, иным путем отидоша во страну СвОЮ ( Мф2,12 ). Так храним был Младенец Господь Иисус Христос от Ирода... Не мудрено молиться, когда все идет гладко, а вот попробуй молиться, когда есть противности (препятствия).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010