17,10). На библейском языке " слава Божия " (теофания) означает именно приобщенность, проявленность, причастность (см., например: " Бог прославился в Нем... Бога Он явил - Ин. 13,31; 1,13). " Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить " , - молится Христос Отцу накануне Своих страданий. " Слава Христова " - слава крестная. Совмещение этих двух понятий : " славы " (победы) и креста (страдания) - и было самым неудобопонятным в Христовой проповеди. " Тогда (накануне Страстной седмицы) приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых (апостолов Иакова и Иоанна) с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь. Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царствии Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? " (Мф. 20,20-22). В момент величайшего прославления Христа, в момент исполнения Им Его служения по правую и левую руку от Него будут распятые разбойники... А чашу Ему предстоит пить в кровавом поту в Гефсимании... Но " славу, которую Ты дал Мне, Я дал им " (Ин. 17,22). И если кто хочет разделить с Ним славу Его - тому она будет дана. Но вместе с Его страданиями. " Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься " (Мф. 20,23). В людях, готовых своими добрыми делами светить миру и являть Отца, готовых принять месть мира за свою неотмирность, есть тот же свет, что сиял, пока Христос " был в мире " и, который впервые затеплился в Вифлеемских яслях. И там же впервые встретился с тьмой. Так, уже с самого начала в Евангелии и в иконографической передаче Евангельских событий появляются тревожные нотки. Та же двузначность свершающегося: и спасение, и суд вершатся одновременно - передается и через животных, стоящих у колыбели. Иконописец изображает только вола и осла, но не видно ожидаемых ягнят. В Евангелии о животных вообще нет ни слова. Чтобы понять смысл такого выбора, вспомним ветхозаветное пророчество: " Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

1956 г. Слово в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Только о двух величайших событиях в истории рода человеческого возвестил Господь Бог через Архангела Гавриила: о Рождестве во плоти Предвечного Сына Своего и о рождестве Его Предтечи и Крестителя Иоанна, величайшего из рожденных женами, по слову Господа Иисуса Христа. Рождение Предтечи Господня сопровождалось чудом разрешения уз языка его отца Захарии, связанного Архангелом за неверие благовестию. Оно было прославлено пророчеством Захарии: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приуготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира ( Лк. 1:76–79 ). Вся жизнь Предтечи Господня Иоанна была совершенно необыкновенна. О младенческих годах его мы знаем только от евангелиста Луки, что он возрастал и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю ( Лк. 1:80 ). Как и когда оказался св. Иоанн в пустыне, точно не известно. По преданию, царь Ирод после избиения Вифлеемских младенцев хотел убить Иоанна, но не смог найти его и в ярости велел убить отца его Захарию. А Елизавета, услышав, что воины ищут ее ребенка, бежала с ним в гористую пустыню и, недолго прожив там, умерла. Иоанн же остался один. Как питал его Господь Бог , как хранил от диких зверей, как научился юный Предтеча питаться саранчой и диким медом, мы не знаем. Но твердо верим, что Богу все возможно ( Мф. 19:26 ). Прожил он в пустыне в глубоком одиночестве лет до тридцати. Никаким рукодельем он не занимался, книг не имел, да и читать не умел. Что делал он там? Такие философы, как Декарт и Кант, долгие часы и даже дни неподвижно сидели в креслах, погруженные в размышления. Но если глубока философия, то гораздо более глубоко богомыслие – высшая форма молитвы без слов, которую Святые Отцы называют умной молитвой. Непостижимо велика глубина духовного общения с Богом величайших святых. Преподобный Павел Фивейский прожил 91 год в пустыне, совершенно неведомый миру, имея общение только с одним Богом. Преподобный Арсений Великий целые ночи до восхода солнца стоял под открытым небом с воздетыми к небу руками. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и тысячу ночей молился Богу, стоя на плоском камне. Конечно, подобное делание нес и св. Иоанн Предтеча. В непрестанном размышлении о Боге и о судьбах мира, в глубоком молитвенном общении с Богом возрастал его великий дух, его понимание путей спасения, которым он должен научить погибающий в грехах народ, изменить и углубить его мысли и чувства, побудить к покаянию и исправить их кривые и лукавые пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

1) О благодеяниях ангелов, оказываемых людям Бог, как всеблагий Отец мира видимого и невидимого, ангелов и человеков, поставил ангелов в близком отношении к людям; по Его благой воле святые ангелы являются благодетелями людей, как наши старшие братья, как совершеннейшие и ближайшие к Нему, Отцу небесному. Священное Писание предлагает нам многие примеры таких ангельских благодеяний. Укажу на некоторые. Ангелы Божии спасли Лота от погибели, выведши его из нечестивого города Содома, который за беззакония свои истреблен был огнем и жупелом ( Быт. 19:15–17 ). Ангел Господень питал пророка Илию, когда он, преследуемый нечестивою Иезавелью, бежал по пустыне и изнемогал от скорби и голода ( 3Цар. 19:4–8 ). Ангел Господень, по молитве царя Езекии, спас Иерусалим от нападения ассириян, истребив в одну ночь сто восемьдесят пять тысяч войска ассирийского ( 4Цар. 19:35 ). Ангел спас пророка Даниила от съедения львами, заключив уста их, как сам пророк свидетельствовал пред царем ( Дан. 6:21, 22 ). Сами, братия, слышите, как часто Евангелие повествует о благодеяниях ангелов: как ангел Господень возвестил Захарии о зачатии Иоанна Крестителя ( Лк. 1:11–19 ); как благовествовал пресвятой Деве Марии о бессемянном зачатии от Неё Сына Божия – Иисуса Христа, наитием Св. Духа ( Лк. 1:28–38 ); как небесный ангел возвестил пастырям вифлеемским о рождении Иисуса Христа в Вифлееме, и в тоже время внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога, и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (2:9–14). Ангелы служили Иисусу Христу во время молитвенного подвига Его в пустыне ( Мф. 4:11 ) и в саду Гефсиманском ( Лк. 22:43 ). Ангел освободил из темницы апостолов ( Деян. 5:19 ), и апостола Павла утешил и подкрепил в опасности ( Деян. 27:23 ). 2) Об ангелах хранителях Ангелы Божии не только по временам оказывают благодеяния человекам, но и всегда близки к ним, и, по всеблагому Божию изволению, пекутся о них и охраняют их. Есть ангелы хранители целых народов, как это открыто было пророку Даниилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

—223— есть другой, отличный от Иисуса. Поэтому благовременно сказать о них словами пророка Иезекииля: „как мать, (такова) и дочь; дочь матери своей есть ты“ ( Иез.16:44–45 ), ибо и народ страдал тем же, чем и получившие начальство. Впрочем, полезно обратить внимание на то, что народ был уже благоуготован к вере, так что словами Спасителя убеждается отчасти к удивлению пред Ним, но, не имея руководства со стороны своих начальников, увлекается на разделяющийся на многие стези путь догадок, причём одни говорят и уже веруют, что это Христос, а другие – пророк. И действительно, прибавленное „истинно“ выразительно указует уже на некую твёрдость рассуждения и заставляет предполагать восприятие веры (в них). Ин.7:41, 42 . Овии же глаголаху: еда от Галилеи Христос приходит? 9 Не писание ли рече, яко от семене Давидова и от Вифлеемския веси, идеже бе Давид, приходит Христос? 10 Не без труда делают Иудеи исследование, относящееся ко Христу. Оказываются рассуждающими всем умом своим и посредством разнообразных мыслей желающими получить истинное о Нём представление. Сначала приведённые в удивление словами Его и Его превеликое дерзновение в учении уже приняв в руководство себе к тому, чтобы мыслить о Нем нечто великое, они исследуют теперь также и само божественное писание, надеясь найти —224— там неложнейшее о Нём понятие, как это и есть на самом деле. Так они веруют, очевидно убеждённые пророчествами о Нём, что Он будет от семени преблаженного Давида и появится в Вифлееме Иудейском, ибо „поклялся Господь Давиду в истине, говорит в одном месте премудрый Певец, и не отвергнет его 11 : от плода чрева твоего посажу на престол твой“ ( Пс.131:11 ), – и пророк говорит: „и ты Вифлеем, дом Ефрафы, мал ты, (чтобы) быть в тысячах Иудиных, ибо из тебя Мне изыдет (Некто, чтобы) быть начальником Израиля, и исходы Его от начала от дней века“ ( Мих.5:2 ). Впрочем, неруководимый никем ум Иудеев заблуждался и ошибался о Христе ради одного только Назарета, лежавшего в Галилее, в коем воспитан Господь, как гласила о том общая молва, о чём один из святых евангелистов говорит так: „пришёл в Назарет, где был воспитан“ ( Лк.4:16 ). Не знали они, что родился в Вифлееме Иудейском от Святой Девы, бывшей от семени Давида, ибо был родом из колена Иудина,– и потому одно только воспитание Господа в Назарете отклоняет их от истины и вводит в ошибку против здравого смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

23 Самое вступление Христа в мир связано и оплачено мученической кровью, и прежде всего младенцев Вифлеемских, убиенных Иродом. «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться» ( Иер. 31:15 ; Мф. 2:18 ), но неужели этот плач не досягает слуха и Самого Богомладенца? А о Его земной жизни говорится как о служении страждущему человечеству, подвиге сострадания. Он ходил по всем городами селам, «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Видя толпы народа, «Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны» ( Мф. 9:35–6; 4:23–4 ). Тогда сожалел и сострадал, мог прослезиться у могилы Лазаря и внять скорби Наинской вдовы и Иаира, был целителем и утешителем, врачом душ и телес, а после Вознесения Своего и удаления из мира удалил ли Он от Себя эту жалость и сострадание, стал ли глух к этому воплю земли страждущей? 24 Воцарение Христа есть предмет последней главы «Агнца Божия». К этой книге и отсылаем читателя. 25 Слова Апостола, сказанные им о себе: «Не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2, 20 ) относятся не только к нему, но и ко всему человечеству, к избранным духовно, но всем – динамически, как превозмогающая сила жизни, в известном смысле ее закономерность. Апостол говорит о тайне Христовой ( Кол. 1, 27; 11, 2 ), об «образе создавшего человека, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (3, 10–11), ибо с главы все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (2, 19). 26 Эту мысль можно выразить и на языке евхаристического богословия как совершившееся преложение крови и воды Св. Грааля в прославленное тело и кровь Христову, с которыми Христос во славе является на земле. В этом Его присутствии в мире уже отожествляются Св. Грааль и Евхаристическая чаша, небо соединяется с землей, «Бог будет обитать» (21, 3) с народом Своим и вся жизнь будет Тайная Вечеря, (нрзб) чаша Св. Грааля остается в мире священным залогом нового, второго, пришествия Христова!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

—269— отпустится ему. Но раскаяние в убиении Его, если пожелают, Господь дозволил им. Но народ убиением последующих (праведников) засвидетельствовал, что он сочувствовал и соучаствовал в убийстве прежних (праведников), и через исповедание собственных уст отпал от голоса истины 1722 , ибо не постыдился отцов своих обвинить в убийстве пророков (ср. Мф.23:29–30 ). И как народ ещё не рождённых детей своих сделал участниками и совместниками убиения Спасителя 1723 , так и Христос, злую волю их, хотя они и не знали бы (об этом), сделал участницей и совместницей убийства пророков, поскольку они узнали, что Сын есть господин виноградника, и знали, что Он есть Отмститель, и всё-таки убили Его. Моисей в предупреждение заповедал им приносить свои жертвы в одном месте, и в нём заклать агнца и совершать образ искупления. Посему ни Ирод не мог убить Господа вместе с младенцами Вифлеемскими, ни назаретяне не лишили Его жизни, когда свергли Его с горы, потому что Господь не имел повеления умирать вне Иерусалима. „Не должно, – говорит, – погибать пророку вне Иерусалима ( Лк.13:33 )“. Заметь, что хотя в Иерусалиме убили Его, (однако) и Ирод, и назаретяне тоже были виновны в смерти Его, и от них также взыскано было отмщение за убиение Его. Отсюда узнай, что не только жители Иерусалима должны понести наказание за кровь Его, но и все, кои видели и отвергли Его, оказываются виновными в —270— смерти Его. Говоря: „между храмом и жертвенником ( Лк.11:51 )“, показал преступность народа, ибо они не устрашились даже места очищения. „Сколько раз Я хотел собрать вас ( Лк.13:34 )?“ – что равняется следующему (изречению): „вот, три года, как Я прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу ( Лк.13:7 )“. „Если кто услышит слова Мои и не соблюдёт их, Я не знаю 1724 его ( Ин.12:47 )“. Где же то (сказанное Им): „ Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну ( Ин.5:22 )“? А так как Он врач людей, то говорит: „Я не пришёл в этот мир, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир ( Ин.12:47 )“. И дабы показать, что всякий суд принадлежит Ему, научает так: „кто не примет слов Моих, того осудит слово, которое Я говорил ( Ин.12:48 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. Имею ли я эту почетную одежду? Вопрос: имею ли я эту почетную одежду, эту троякую любовь, — весьма важный вопрос. Разделим этот вопрос на несколько вопросов, пусть каждый отвечает сам собою: да или нет. а) Люблю ли я Бога выше всего ? Нахожу ли я радость в Его заповедях, обетованиях и в Его промышлении? Есть ли для меня Господь мое единственное утешение? В состоянии ли я отказаться от всего, лишь бы не оскорбить грехом Бога? Составляет ли молитва мое любимейшее занятие и т. д.? б) Люблю ли я ближнего, как самого себя ? Содействую ли я счастью каждого? Помогаю ли в нужде, так как я желал бы, чтобы мне помогали? Люблю ли я бедных и даже тех, которые несправедливо поступали со мной? Прощаю ли я, не имею ли я какой-либо ненависти к людям и т. д.? в) Люблю ли я самого себя ? Не предан ли я гневу, высокомерию, ленности, невоздержанию, плотоугодию и т. д.? 3. Если я еще не имею ее: то кто может мне ее дать? Отец небесный может нам дать почетную одежду любви через Своего Единородного Сына . а) Иисус Христос был Учитель любви . “ Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим … Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою .” и т. д. (Мф.22:37–38; Иоан. 13:34–35). б) Он был образец любви . Все, что делал Иисус Христос, вытекало из любви и должно также и в нас воспламенять любовь. Весь Его путь от вифлеемской пещеры до Голгофы ознаменован любовью. в) Его смерть есть смерть любви . Он искупил нас на кресте по Своей беспредельной любви. Он и теперь еще Господь любви . Из любви Он послал Святого Духа и с любовью правит Своей Святой Церковью. Если мы истинно взираем на любовь Божью во Христе, то не должно ли наше сердце пылать любовью! 4. Как я могу ее получить? Я могу получить почетную одежду любви от Христа, если имею нужду в ней. а) Кто не замечает своей наготы и недостатка брачной одежды, тот ее не получает. Кто не видит своего жестокосердия, не просит и не заботится о любви, тот и не получает.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

3) Церковь в честь св. Марии Магдалины, устроенная на месте беседы Спасителя с учениками о разрушении храма и последних судьбах мipa. Весь Святый Град прекрасно виден с этого пункта ( Мф. 24:3 ; Мк. 13:3 ). На паперти мы долго сидели, рассматривая Иерусалим и прочитывая из св. Евангелия пророчества. Две мысли, два предупреждения Божественного Учителя волновали нашу душу: первое – Страшный Суд совершится внезапно: «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. 24:27 ); второе – христианам всегда надо готовиться к нему. «Бодрствуйте, – убеждает Спаситель, – потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». «Будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Мф. 24:42–44 ). «Бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (последнее)» ( Мк. 13:13 ). «Бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером или в полночь, или в пение петухов, или поутру, чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» ( Мк. 13:35–37 ). «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались и объядением, и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте во всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» ( Лк. 21:34–36 ). Но скажут, если внезапно придет Христос, то зачем указаны признаки Его пришествия? Опять-таки с целью убедить апостолов, а в лице их всех христиан в возможности скорого явления Господа, ибо мip всегда грешен и достоин суда. Неожиданность и готовность – вот на чем нужно нам сосредотачивать свои мысли и чувства. Рассуждать же, все ли осуществилось и исполнилось, значит успокаивать себя, усыплять нечистую совесть. «Бодрствуйте, – говорит Спаситель, – ибо каждую минуту может быть пришествие Сына Человеческого». В нашей жизни много бывает случайностей: вдруг умирает близкий человек, нечаянно приезжает гость, незаметно подкрадывается болезнь – неожиданно придет и Господь... И счастливы те христиане, которые живут с постоянным ожиданием Всеобщего Судии. Одни из них стараются не спать в полночь, другие никогда не снимают верхнюю одежду, как о. Иоанн Кронштадтский , третьи всегда творят молитву Иисусову и т. д. Все же они бывают благонастроенными и радостными. Вот и ты, пред отходом ко сну думай: хотя ложусь отдохнуть, но не уверен – может быть, в эту ночь явится Христос, и меня позовут к ответу. Встаешь, опять мысли: слава Богу, выхожу на работу, ибо необходимо себе и ближним снискать пропитание, но не загадываю вперед и не знаю, проживу ли весь нынешний день. А вдруг в полдень да и придет Спаситель! Пошли же, Господи, всем нам не забывать Твоего внезапного пришествия, ибо это заставит нас духовно трезвиться, молиться и не грешить!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

6:3–6 Добра еси, ближняя моя, яко благоволение, красна яко Иерусалим, ужас яко вчиненны. Отврати очи твои от мене, яко тии воскрилиша мя: власи твои, яко стада коз, яже взыдоша от Галаада: зубы твои, яко стада остриженных, яже взыдоша от купели, вся близнята родящыя, и безчадныя несть в них: яко вервь червлена устне твои, и беседа твоя красна: яко обращение оброщение шипка ланиты твоя, кроме замолчания твоего. 6:4–7 Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна, как полки со знаменами. Уклони очи твои от меня, потому что они волнуют меня. Волосы твои – как стадо коз, сходящих с Галаада; зубы твои – как стадо овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними; как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими. Христос-Жених воспевает Церковь , Свою Невесту: 6:3 Добра еси, ближняя моя, яко благоволение, красна яко Иерусалим, ужас яко вчиненны. Св. Афанасий Великий видит здесь приведение язычников к Богу Израиля и составление из уверовавших во Христе язычников и иудеев одного народа. «Далее Слово, видя веру язычников и охотно принимая ее, говорит добра еси, ближняя моя, яко благоволение, красна яко Иерусалим, ужас яко вчиненны. Ибо язычникам надлежало уподобиться Иерусалиму, дабы составился один народ. А это бывает, когда мы с почитанием закона соединяем веру во Христа. Ибо один есть Бог и закона и Евангелий. Кто не уподобится Иерусалиму, тот не будет другом Слова». Христос восхваляет Свою Церковь в трех изречениях: Первое: Добра еси, ближняя моя, яко благоволение. «Добра еси, яко испытанная и мною возлюбленная», – говорит Жених (бл. Феодорит). В ней, в Его Церкви, Его благоволение. Когда Владыка всей твари родился Младенцем, тогда над вифлеемскими полями воспели небесные воинства: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк. 2:14 ). Не мог Господь благоволить падшему человечеству. Не благоволение, а вино ярости Божией приуготовлялось земле, за грехи живущих на ней ( Откр. 19:15 ). Но пришел Христос и «в человецех благоволение». И теперь «как она выше сего Жениха называла желанием от преизбытка склонности, которую она к Нему имела, сие имя ему приписуя: так и он сам, поскольку о ней благоволил и желал ее получить себе в невесту, благоволением ее нарицает» (бл. Феодорит). Ярость Божия сменилась на благоволение. Но это благоволение Божие только на Невесте, на святой Церкви, а остальная «земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет. 3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

6–7). Царствование Соломона, сравнительно с царствованием Давида и другими царями народа Еврейского, было благополучным и мирным совне и внутри. «Иуда и Израиль, многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии (т. е. с севера до юга), во все дни Соломона» ( 3Цар.4:20,24–25 ). Но этот мир окончился с кончиной жизни Соломона. Истинный мир на земле мог быть тогда, когда Бог примирился с человеком, а такой мир настал только с явлением Христа Спасителя. Этот мир возвестили ангелы с небес в самую ночь рождества Христова, воспевая вслух пастырей Вифлеемских: «Слава в вышних Богу, и на земле мире, в человеках благоволение» ( Лк.2:14 ). И Христос, отходя к Богу Отцу, говорил Апостолам: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам: да не смущается сердце ваше»... ( Ин.14:27 ). 4. Судит нищим людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника. Как царь мудрого и правого суда, Соломон особенно будет внимателен к людям обездоленным всякого рода. – Судить нищих людских, – тех, кто, не имея достаточно сил и средств, робко нагибается пред другими, прося милости, и, при оскорблении, отнюдь не может оказать сопротивление или мщения. – И спасет сыны убогих, – тех, кто постоянно терпит лишение и не только не имеет достатка, а даже иметь его не может; это люди постоянно жалующиеся и жалкие. – И смирить клеветника, – того, кто так вреден в общежитии именно клеветой, кто намеренной злостной ложью возмущает одних против других и так разрушает общий мир. Давид, по крайне прискорбному опыту собственной жизни, знал, как гибельна клевета: то как «отрок царя Саула», то как царь, невинно страдавший от клеветника сына своего, Авессалома, он пережил неисчислимые бедствие при волнениях народа, возмущенного клеветой против него, особенно Авессалома. Посему-то и желает Давид особенно, чтобы в царствование его сына Соломона не было клеветника, а если бы он появился, то чтобы мудростью и правдой царя Соломона такой злодей был усмирен, ради общего народного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010