По какой причине Иосиф и Мария путешествовали из Назарета, где жили, в Вифлеем? Перед рождением Спасителя вышло от царя повеление сделать народную перепись. Для этого каждому еврею должно было идти в тот город, из которого он происходил. Иосиф и Мария происходили из города Вифлеема. Жили же они в другом городе, Назарете. Поэтому из Назарета отправились они Вифлеем. Почему Иосиф и Мария остановились ночевать не в самом городе, а близ него, в пещере? Здесь, по своей бедности и потому, что в гостинице было много народу, остановились они ночевать близ города в вертепе, т. е. в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Где пресвятая Богородица родила Спасителя и куда положила его по рождении? Марии настало время родить. Она (25 декабря) родила сына, спеленала и положила в ясли, т. е. место, куда кладут сено для скота. Кто первые и каким образом узнали о рождении Спасителя? Никто не знал о рождении Спасителя. В ночь рождения Его пастухи Вифлеемские были на поле со своими стадами. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Ангел сказал им: «не бойтесь; я возвещаю вам радость, которая будет для всех людей: вам рожден Спаситель. Вы можете увидеть Его в Вифлееме; Он спеленатым лежит теперь в пещере, в яслях». Что пели явившиеся на небе ангелы, при возвещении пастухам о рождении Спасителя? В это время на небе явилось великое множество ангелов, которые пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, к человекам благоволение» (т. е. любовь!) И с этим видение кончилось. Что сделали пастухи, после того как ангелы возвестили им о рождении Спасителя? Тогда пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что случилось». Что сделали пастухи, нашед в пещере младенца Иисуса, Марию и Иосифа? Пошли. Вошли в пещеру, и нашли там Марию, Иосифа и Младенца Иисуса, лежащего в яслях. Поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии все, что они слышали от ангела. Кто еще с востока приходил на поклонение родившемуся Спасителю? Вскоре после рождения, также на поклонение Спасителю пришли так называемые волхвы, т.е. мудрецы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

«При таких событиях, – говорит он далее, – жестокость остаётся на стороне тирана, невинность на стороне страждущих, но тайна всегда на стороне Божией. Никто собственно не страдает несправедливо; Бог за всё, что переносит человек, воздаёт праведно, или прощая его грехи, или готовя на небе великую награду». Мы справедливо можем видеть в страданиях вифлеемских младенцев предзнаменование последующих страданий Церкви Христовой. Вифлеемские младенцы, убитые Иродом вместо Христа, были первыми мучениками Церкви Христовой, которая и ублажает их память в связи с празднованием Рождества Христова. Повествование об избиении вифлеемских младенцев евангелист заключает указанием на исполнение пророческих слов в этом событии: Мф.2:17–18 . Тогда сбыстся реченное Иеремием пророком, глаголющим: глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть. Слова эти взяты из Иер.31:15 и в контексте речи относятся не к подданным царства Иудейского, как обыкновенно принято думать 679 , но к главному колену царства Израильского – Ефремову, которое в то время находилось уже в плену ассирийском, и сказаны с целью доставить утешение этому колену 680 . «Так говорит Господь: голос слышан в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои» ( Иер.31:15–17 ). Евангелист не упоминает об утешении, а приводит пророческое изображение великого неутешного плача израильских матерей об отведённых в плен детях своих. Плач этот был слышан не только в Раме, но и много далее. Он пробудил даже праматерь Рахиль от гробового покоя, которая также неутешно плакала о пленных чадах своих, как об умерших. Евангелист приводит это пророческое изображение плача израильтянок и праматери Рахили как прообраз ещё более неутешной скорби вифлеемских матерей о детях своих, умерщвлённых Иродом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Придя в Иерусалим, волхвы стали расспрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Ирод, царь Иудейский, сильно встревожился, когда слух о появлении волхвов дошел до него. Он был чужеземец, а не потомок царя Давида, и потому сильно боялся потерять свою царскую власть. Ирод призвал к себе первосвященников и книжников народных и спрашивал у них: «Где должно родиться Христу?» Они хорошо знали Священное Писание и тотчас же отвечали ему: «В Вифлееме Иудейском». Ирод призвал к себе волхвов и стал выведывать у них время появления звезды, чтобы узнать возраст родившегося Царя. Расспросивши волхвов, Ирод сказал им: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Волхвы отправились в Вифлеем. Чудесная звезда шла пред ними до Вифлеема и остановилась над домом, где находилось Святое семейство. Волхвы твердо верили, что Младенец на руках Марии – Царь Иудейский, и не удивились бедности Его Матери: в знак своей веры и почтения к Младенцу, они поднесли Ему богатые дары и с благоговением поклонились Ему. Поклонившись Спасителю, волхвы хотели идти к Ироду, но, получивши повеление от Бога – не возвращаться к Ироду, другим путем возвратились в страну свою. 10. Бегство Святого семейства в Египет. Избиение вифлеемских младенцев. Возвращение Св. семейства из Египта ( Мф.2:15–23 ) Ирод долго ждал возвращения волхвов. Когда же уверился, что волхвы ушли в свою землю, решился умертвить И. Христа. Не зная верно ни возраста Его, ни места, где Он находится, царь велел избить в Вифлееме и окрестностях его всех младенцев мужеского пола до двух лет. Посланные от царя умертвили всех детей до двухлетнего возраста. Тогда сбылось пророчество Иеремии: «Глас слышен в Раме, плач и рыдание, и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Под Рахилью разумеются вифлеемские женщины, плакавшие о детях своих). Ирод успокоился, надеясь, что в числе детей вифлеемских погиб и Младенец Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Слово на Богоявление Господне Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святой день просвещения есть печать праздника и день торжества. Он запечатлевает Вифлеемский вертеп, где Ветхий денми, как младенец у груди матери, лежал в яслях; он же отверзает иорданские источники, где Тот же Ветхий денми крещается ныне с грешниками, даруя миру Своим пречистым телом оставление грехов. В первом случае, происшедший из утробы Пречистой Девы, явился для младенцев как младенец, для матери – сыном, волхвам – как царь, пастырям – как добрый пастырь, полагающий, по слову Божественного Писания, душу Свою за овец (Ин. 10:11). Во втором случае, именно при крещении Своем Он приходит на иорданские воды, с тем чтобы омыть грехи мытарей и грешников. Говоря о необычайной чудесности такого события, премудрый Павел восклицает: « явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11). Ибо ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется, прежде всего, небо, передавая людям сходящий с небесных высот глас Божий, освящается полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только дьявол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества. Что же еще сообщает Евангелие? « Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:13, 14). Кто видел Владыку, стоящего пред рабом? Кто видел царя, преклонившего голову перед своим воином? Кто видел пастыря, которому бы овца указывала путь? Кто видел начальника ристаний, который бы получал награду от упражняющегося в бегах? «Мне надобно креститься от Тебя», – то есть преподай, Владыка, Ты Сам мне то крещение, какое Ты хочешь преподать миру. Я нуждаюсь в том, чтобы Ты окрестил меня, так как я нахожусь под бременем прародительского греха и ношу в себе змеиный яд. Я нуждаюсь в омытии скверны древнего преступления, а Ты ради каких грехов пришел креститься? О Тебе и пророк свидетельствовал говоря: «потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис.

http://pravoslavie.ru/50988.html

Слово на Рождество Христово «Слава в вышних Богу, и на земле мир» ( Лк. 2:14 ). Когда пришло исполнение времен и свершилась «велия благочестия тайна» – Бог явился во плоти, – то, как повествует св. евангелист Лука, вместе с ангелом, возвестившим об этом дивном событии вифлеемским пастырям, «внезапно явилось... многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк. 2:13–14 ). Непрестанно славящие своего Творца и Господа ( Откр. 4:8 ) ангелы имели на этот раз особый, чрезвычайный повод умножить свои хваления, восполнив их новым песнопением, проникнутым светлой радостью и ликованием. В вифлеемских яслях возлежал Младенец, Которому надлежало совершить то, «во что желают приникнуть Ангелы» ( 1Пет. 1:12 ), то есть великое дело воссоздания человеческой природы через искупление. И хотя самый способ, каким должно было осуществиться спасение человечества, не был вполне известен ангелам Божиим, хотя они еще не ведали, что Младенец Христос есть Агнец непорочный, закланный от сложения мира ( Откр. 13:8 ; 1Пет. 1:19 ), однако они понимали и чувствовали, что в мире начинает совершаться событие, в котором Слава Божия, Божественное «царство и великолепие» проявится во всей своей полноте. И действительно, сколь достоин был славы и хваления Тот, Кто «будучи образом Божиим... уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил. 2:6–8 ). ...Возвещая славу Божию, ликующие ангельские воинства говорили о мире, который отныне должен был воцариться на земле. Мир, возвещенный ангелами, был прежде всего «миром Божиим, который превыше всякого ума» ( Фил. 4:7 ). Это было примирение человека с правдой Божией. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» ( 2Кор. 5:19 ). А примирение с Богом открывало путь к примирению человека со своей совестью, которая, по выражению древних отцов и учителей Церкви, есть голос Божий в человеке. Человеку, как возлюбленному чаду Божию, открылась возможность пользоваться преизобильными дарами благодати Святого Духа – в таинствах и священнодействиях Церкви – под условием нравственного самоочищения чрез покаяние и достойной жизни по заветам Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

13 Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет " (Матф.2:12,13). После бегства в Египет Иосиф с Семейством вернулся в Назарет " И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет " (Лк.2:39). Надеюсь я смог Вам помочь. Спаси Господи! Николай 16 февраля 2013, 01:15 Добрый день и с праздником всех! Игорь, Вифлеемская звезда зажглась при рождении Христа и тогда волхвы увидев ее тронулись в путь, волхвы были в пути 2 года. В то время нельзя было преодолевать расстояния быстро, как сейчас и далекий путь занимал много времени. " Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему " (Матф.2:1,2) И потому избиение младенцев было до 2-х лет, т.к. Ирод выведал у волхвов время появления звезды и вычислил возраст Христа " Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. " (Матф.2:7,16) Игорь 14 февраля 2013, 14:07 Отец Иов, у меня есть вопрос. Вопрос не праздный, он рождает во мне сомнение. После Рождества Ангел явился Иосифу и приказал взять Богомладенца и бежать в Египет, спасая Его от царя Ирода. Если я не ошибаюсь, Вифлеем находится южнее Иерусалима. И в сороковой день по Рождестве Христовом, Святое семейство должно было быть на пути в Египет, т.е. далеко к югу от Иерусалима. Как же Иосиф с Богоматерью оказались в Иерусалимском Храме и принесли Богомладенца прямо туда, где его могли узнать и схватить. И ведь Симеон возвестил о нем публично. Тогда как после смерти Ирода, Иосиф специально из предосторожности не поселился с семейством в Иудее, но ушел в Назарет Галилейский. Простите мое маловерие, но не могу состыковать все эти события.

http://pravoslavie.ru/44744.html

1956 г. Слово в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Только о двух величайших событиях в истории рода человеческого возвестил Господь Бог через Архангела Гавриила: о Рождестве во плоти Предвечного Сына Своего и о рождестве Его Предтечи и Крестителя Иоанна, величайшего из рожденных женами, по слову Господа Иисуса Христа. Рождение Предтечи Господня сопровождалось чудом разрешения уз языка его отца Захарии, связанного Архангелом за неверие благовестию. Оно было прославлено пророчеством Захарии: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приуготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира ( Лк. 1:76–79 ). Вся жизнь Предтечи Господня Иоанна была совершенно необыкновенна. О младенческих годах его мы знаем только от евангелиста Луки, что он возрастал и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю ( Лк. 1:80 ). Как и когда оказался св. Иоанн в пустыне, точно не известно. По преданию, царь Ирод после избиения Вифлеемских младенцев хотел убить Иоанна, но не смог найти его и в ярости велел убить отца его Захарию. А Елизавета, услышав, что воины ищут ее ребенка, бежала с ним в гористую пустыню и, недолго прожив там, умерла. Иоанн же остался один. Как питал его Господь Бог , как хранил от диких зверей, как научился юный Предтеча питаться саранчой и диким медом, мы не знаем. Но твердо верим, что Богу все возможно ( Мф. 19:26 ). Прожил он в пустыне в глубоком одиночестве лет до тридцати. Никаким рукодельем он не занимался, книг не имел, да и читать не умел. Что делал он там? Такие философы, как Декарт и Кант, долгие часы и даже дни неподвижно сидели в креслах, погруженные в размышления. Но если глубока философия, то гораздо более глубоко богомыслие – высшая форма молитвы без слов, которую Святые Отцы называют умной молитвой. Непостижимо велика глубина духовного общения с Богом величайших святых. Преподобный Павел Фивейский прожил 91 год в пустыне, совершенно неведомый миру, имея общение только с одним Богом. Преподобный Арсений Великий целые ночи до восхода солнца стоял под открытым небом с воздетыми к небу руками. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и тысячу ночей молился Богу, стоя на плоском камне. Конечно, подобное делание нес и св. Иоанн Предтеча. В непрестанном размышлении о Боге и о судьбах мира, в глубоком молитвенном общении с Богом возрастал его великий дух, его понимание путей спасения, которым он должен научить погибающий в грехах народ, изменить и углубить его мысли и чувства, побудить к покаянию и исправить их кривые и лукавые пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

23 Самое вступление Христа в мир связано и оплачено мученической кровью, и прежде всего младенцев Вифлеемских, убиенных Иродом. «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться» ( Иер. 31:15 ; Мф. 2:18 ), но неужели этот плач не досягает слуха и Самого Богомладенца? А о Его земной жизни говорится как о служении страждущему человечеству, подвиге сострадания. Он ходил по всем городами селам, «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Видя толпы народа, «Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны» ( Мф. 9:35–6; 4:23–4 ). Тогда сожалел и сострадал, мог прослезиться у могилы Лазаря и внять скорби Наинской вдовы и Иаира, был целителем и утешителем, врачом душ и телес, а после Вознесения Своего и удаления из мира удалил ли Он от Себя эту жалость и сострадание, стал ли глух к этому воплю земли страждущей? 24 Воцарение Христа есть предмет последней главы «Агнца Божия». К этой книге и отсылаем читателя. 25 Слова Апостола, сказанные им о себе: «Не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2, 20 ) относятся не только к нему, но и ко всему человечеству, к избранным духовно, но всем – динамически, как превозмогающая сила жизни, в известном смысле ее закономерность. Апостол говорит о тайне Христовой ( Кол. 1, 27; 11, 2 ), об «образе создавшего человека, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (3, 10–11), ибо с главы все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (2, 19). 26 Эту мысль можно выразить и на языке евхаристического богословия как совершившееся преложение крови и воды Св. Грааля в прославленное тело и кровь Христову, с которыми Христос во славе является на земле. В этом Его присутствии в мире уже отожествляются Св. Грааль и Евхаристическая чаша, небо соединяется с землей, «Бог будет обитать» (21, 3) с народом Своим и вся жизнь будет Тайная Вечеря, (нрзб) чаша Св. Грааля остается в мире священным залогом нового, второго, пришествия Христова!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

—269— отпустится ему. Но раскаяние в убиении Его, если пожелают, Господь дозволил им. Но народ убиением последующих (праведников) засвидетельствовал, что он сочувствовал и соучаствовал в убийстве прежних (праведников), и через исповедание собственных уст отпал от голоса истины 1722 , ибо не постыдился отцов своих обвинить в убийстве пророков (ср. Мф.23:29–30 ). И как народ ещё не рождённых детей своих сделал участниками и совместниками убиения Спасителя 1723 , так и Христос, злую волю их, хотя они и не знали бы (об этом), сделал участницей и совместницей убийства пророков, поскольку они узнали, что Сын есть господин виноградника, и знали, что Он есть Отмститель, и всё-таки убили Его. Моисей в предупреждение заповедал им приносить свои жертвы в одном месте, и в нём заклать агнца и совершать образ искупления. Посему ни Ирод не мог убить Господа вместе с младенцами Вифлеемскими, ни назаретяне не лишили Его жизни, когда свергли Его с горы, потому что Господь не имел повеления умирать вне Иерусалима. „Не должно, – говорит, – погибать пророку вне Иерусалима ( Лк.13:33 )“. Заметь, что хотя в Иерусалиме убили Его, (однако) и Ирод, и назаретяне тоже были виновны в смерти Его, и от них также взыскано было отмщение за убиение Его. Отсюда узнай, что не только жители Иерусалима должны понести наказание за кровь Его, но и все, кои видели и отвергли Его, оказываются виновными в —270— смерти Его. Говоря: „между храмом и жертвенником ( Лк.11:51 )“, показал преступность народа, ибо они не устрашились даже места очищения. „Сколько раз Я хотел собрать вас ( Лк.13:34 )?“ – что равняется следующему (изречению): „вот, три года, как Я прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу ( Лк.13:7 )“. „Если кто услышит слова Мои и не соблюдёт их, Я не знаю 1724 его ( Ин.12:47 )“. Где же то (сказанное Им): „ Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну ( Ин.5:22 )“? А так как Он врач людей, то говорит: „Я не пришёл в этот мир, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир ( Ин.12:47 )“. И дабы показать, что всякий суд принадлежит Ему, научает так: „кто не примет слов Моих, того осудит слово, которое Я говорил ( Ин.12:48 )“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6:3–6 Добра еси, ближняя моя, яко благоволение, красна яко Иерусалим, ужас яко вчиненны. Отврати очи твои от мене, яко тии воскрилиша мя: власи твои, яко стада коз, яже взыдоша от Галаада: зубы твои, яко стада остриженных, яже взыдоша от купели, вся близнята родящыя, и безчадныя несть в них: яко вервь червлена устне твои, и беседа твоя красна: яко обращение оброщение шипка ланиты твоя, кроме замолчания твоего. 6:4–7 Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим, грозна, как полки со знаменами. Уклони очи твои от меня, потому что они волнуют меня. Волосы твои – как стадо коз, сходящих с Галаада; зубы твои – как стадо овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними; как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими. Христос-Жених воспевает Церковь , Свою Невесту: 6:3 Добра еси, ближняя моя, яко благоволение, красна яко Иерусалим, ужас яко вчиненны. Св. Афанасий Великий видит здесь приведение язычников к Богу Израиля и составление из уверовавших во Христе язычников и иудеев одного народа. «Далее Слово, видя веру язычников и охотно принимая ее, говорит добра еси, ближняя моя, яко благоволение, красна яко Иерусалим, ужас яко вчиненны. Ибо язычникам надлежало уподобиться Иерусалиму, дабы составился один народ. А это бывает, когда мы с почитанием закона соединяем веру во Христа. Ибо один есть Бог и закона и Евангелий. Кто не уподобится Иерусалиму, тот не будет другом Слова». Христос восхваляет Свою Церковь в трех изречениях: Первое: Добра еси, ближняя моя, яко благоволение. «Добра еси, яко испытанная и мною возлюбленная», – говорит Жених (бл. Феодорит). В ней, в Его Церкви, Его благоволение. Когда Владыка всей твари родился Младенцем, тогда над вифлеемскими полями воспели небесные воинства: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк. 2:14 ). Не мог Господь благоволить падшему человечеству. Не благоволение, а вино ярости Божией приуготовлялось земле, за грехи живущих на ней ( Откр. 19:15 ). Но пришел Христос и «в человецех благоволение». И теперь «как она выше сего Жениха называла желанием от преизбытка склонности, которую она к Нему имела, сие имя ему приписуя: так и он сам, поскольку о ней благоволил и желал ее получить себе в невесту, благоволением ее нарицает» (бл. Феодорит). Ярость Божия сменилась на благоволение. Но это благоволение Божие только на Невесте, на святой Церкви, а остальная «земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет. 3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010