То же, что о рождающемся Младенце Иисусе Христе говорится: Он спасет люди Своя от грех их, – показывает: Он и есть Господь! Ибо никто не может спасти от грехов, кроме Самого Господа. Слава Богу! «С миром изыдем», – возглашается священником в конце Божественной Литургии. После того как мы присутствовали на Литургии, помолились, исполнили то, что полагается, – теперь мы можем и с миром выйти из храма, с удовлетворением, ибо стремились исполнить то, что требуется от христианина, и молились за Божественной Литургией, которая приносит и мир, и удовлетворение в душу. «С миром изыдем»! «Темже превознесеся имя Твое паче всякаго имене, и от всех колен небесных и земных слышиши: Аллилуиа» (Акафист Иисусу Сладчайшему, кондак 10). Господь от всех колен небесных слышит: «Аллилуиа» – «Слава Богу!» Как же некоторые из людей, из племен и народов на земле дерзают не признавать Его за Господа? Иногда отрекаются от Него, иногда поносят и хулят. Какое в этом ничтожество! Какое в этом падение человеческой природы! А еще думают, что в этом – ученость, знание и высота, культурность... Нет! Какое в этом падение! Какое в этом ничтожество – не петь Господу: «Аллилуиа!» Аминь. Верно, что Господу Иисусу Христу с младенчества пришлось много переживать: бегство в Египет, избиение вифлеемских младенцев и тому подобное, но благодать Божия хранила Младенца Иисуса. Например, когда волхвы пришли в Иерусалим, то они спрашивали: где родившийся Царь Иудейский ( Мф 2, 2 ). Им сказали: в Вифлееме Иудейстем. Ирод призвал волхвов и дал им наставление разведать все о Младенце и известить его, чтобы и он мог якобы пойти «поклониться» Ему. Однако избивший 14 ООО вифлеемских младенцев, конечно, намеревался убить и Его... Волхвы поклонились Богомладенцу Иисусу и принесли Ему дары. Но во сне получили весть не возвращаться к Ироду: И весть приемше во сне не воз- вратитися ко Ироду, иным путем отидоша во страну СвОЮ ( Мф2,12 ). Так храним был Младенец Господь Иисус Христос от Ирода... Не мудрено молиться, когда все идет гладко, а вот попробуй молиться, когда есть противности (препятствия).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Флав.: Война Uyд. VI, 5. 4 . Защищая историческую достоверность евангельского повествования против мифической школы, мы в то же время имеем неоспоримые доказательства в защиту подлинности его (против Баура и его школы) в древнейших памятниках христианской письменности. В творениях св. Иустина мы находим весьма близкую к евангельскому тексту историю поклонения волхвов новорождённому Спасителю и избиения вифлеемских младенцев, даже цитуемые в Евангелии ветхозаветные места, так что нет никакого сомнения, что он имел пред собою подлинный текст Евангелия Матфея. Вот, напр., что он говорит в беседе с Трифоном (LXXVII и LXXVIII гл.): «ибо тотчас после рождения Его (т. е. И. Христа), волхвы из Аравии пришли и поклонились Ему ( Мф.2:11 ), зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле ( Мф.2:1, 3 ). Этот царь Ирод, когда к нему пришли волхвы из Аравии и сказали, что они по звезде, явившейся на небе, узнали, что родился Царь в вашей земле и мы пришли поклониться Ему, – узнал от старейшин народа вашего, что Он родился в Вифлееме, потому что у пророка, говорили они, написано так: и ты Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше в воеводствах Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, который упасет народ Мой ( Мф.2:2, 5, 6 ; Мих.5:2 ). Итак, эти волхвы, из Аравии пришедши в Вифлеем, поклонились Отроку и принесли Ему дары – золото, ливан и смирну; потом, после поклонения Отроку в Вифлееме, они чрез откровение получили повеление не возвращаться к Ироду ( Мф.2:11–12 ). А потом ему (Иосифу) было велено вместе с Марией идти в Египет и там вместе с Младенцем пробыть до тех пор, пока им будет опять сказано возвратиться в Иудею ( Мф.2:13 ). Когда же волхвы из Аравии не возвратились к Ироду, как он просил, но, согласно с повелением, возвратились в свою страну другим путём, и когда Иосиф с Мариею и Младенцем, также по откровению, отправились в Египет, тогда Ирод, не зная Младенца, которому поклоняться приходили волхвы, велел убивать всех вообще младенцев вифлеемских ( Мф.2:16 ). И это событие предсказал Иеремия, потому что Дух Святый так говорит чрез него: «слышан был в Раме голос, плач и многое рыдание: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, потому что их нет» ( Иер.31:15 ; Мф.2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Чтобы возвести нас от погибели, Спаситель наш Сам снидет в погибель; Он рождается на земле не для того, чтобы жить: ибо для сего не нужно было Ему земное Рождение, но чтобы умереть, чтобы в самый ад низвести Небесное Рождение, наконец, чтобы из смерти породить жизнь, из ада сынов Неба, из погибели извести спасаемых. Так спасет Он людей Своих от грехов их. Христиане! Как слышите вы, как принимаете такие сказания о Христе Младенце, кем бы ни были они предлагаемы? Не так же ли, как глаголанные от пастырей Вифлеемских о сем Отрочате принимали все слышавшие? И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. Подлинно, слишком страшно и недостойно было бы, если бы мы равнодушнее слушали громкие и ясные вещания апостолов и учителей Церкви о Спасителе нашем, нежели как другие слушали темные речи пророков и гадания; если бы мы с меньшим участием взирали на самое дело спасения нашего, нежели как другие слышали один слух о том. Господи услышах слух Твой, и убояхся: Господи разу мех дела твоя, и ужасохся. Изшел еси во спасение людей Твоих, во спасение со Христом Твоим ( Авв. 3:1, 2:13 ). Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело ( Пс. 138:14 ). «Како не дивимся, – поет Церковь , – Богомужному Рождеству Твоему, Пресвятая?» 12 Но да будет позволено вопросить и о том, как дивимся мы великому делу Воплощения Сына Божия? Дивились все слышавшие от пастырей Вифлеемских о Младенце повитом, лежащем в яслях. Пастыри удалились; чудный Младенец скрылся; удивление кончилось; и те, которые прежде других слышали о Младенце Спасителе, но не проникали в тайну сию и не последовали Ему, вскоре испытали губительную руку гонителя в истреблении младенцев их. Примечайте сие все слышащие, и наблюдайте, как вы слушаете ( Лк. 8:18 ). Знаю, что пастыри ваши не удаляются от вас, а напротив того, будут вас повсюду преследовать славой Вифлеемского Младенца: но и мир восшумит сильнее обыкновенного, чтобы заглушить глас их и чтобы от благоговейного удивления чудесам Христа Младенца отвлекать вас к рассеянию, к увеселениям чувственным, и зрелищам суетным, и делам, Христу неугодным.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

При этом он указал им и признак истинности своего благовестия: «обрящете», сказал он, «младенца в пеленах, лежащего в яслях. В то время, как ангел говорил им это, внезапно услышалось на воздухе пение множества небесных воинств, прославлявших Бога и воспевавших: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:12–14); после этого ангельского явления и пения сил небесных, пастыри, посоветовавшись друг с другом, пошли поспешно в Вифлеем, чтобы посмотреть, истинны ли слова ангела, и они пошли и увидели Пречистую Деву Марию Богородицу и святого Иосифа, Ее обручника, а также Младенца спеленатого, лежащего в яслях. И уверовав несомненно, что это есть Христос Господь, ожидаемый Мессия, пришедший спасти род человеческий, они поклонились Ему и рассказали все, что видели и слышали, и что сказано было им от ангела о Сем Младенце. И все слышавшие (Иосиф, Саломия и те, которые в то время пришли туда) дивились словам пастырей, в особенности же Пречистая Дева Матерь, безболезненно родившая, соблюдала все эти слова, слагая их в сердце Своем. И пастыри воротились, славя и хваля Бога. Так совершилось Рождество Иисуса Христа, Господа нашего, Которому и от нас грешных да будет честь и слава, поклонение, благодарение, со безначальным Его Отцом и со Присносущным Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Тропарь, глас 4: Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем о звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе. Кондак, глас 3: Дева днесь пресущественнаго раждает, и земля вертеп неприступному приносит, ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо превечный Бог. Слово на Рождество Христово Небесный благовестник указывает вифлеемским пастырям такое знамение пришествия в мир Спасителя: Младенца, повитого пеленами и положенного в яслях. Ибо говорит он им так: «Найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2:11–12). Может быть, кто-нибудь помыслит, что не великое это знамение — увидеть спеленатого младенца, ибо всякому новорожденному младенцу обычно быть повитым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Так как Евангелист своим повествованием о столь лютом избиении младенцев привёл в ужас слушателя, то далее он же и утешает его, напоминая, что всё это случилось не потому, что Бог не мог сему воспрепятствовать, но что Он и предвидел и предвозвестил это через Пророка: Тогда сбылось речённое через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышан, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет . ( Иер. 31:15 ) Могила праматери Рахили, любимой жены праотца Иакова, находилась недалеко от города Рамы, в виду Вифлеема ( Быт. 35:19 ). Пророк Иеремия видел, как Вавилоняне уводили в плен Евреев из города Рамы, который вблизи Вифлеема, и под видом плача Рахили изобразил скорбь матерей по уводимым в плен сыновьям. То событие, которое тогда оплакивал пророк, было прообразом избиения младенцев вифлеемских; вот почему Евангелист Матфей и ссылается на это пророчество. После вифлеемского кровопролития Ирод жил недолго, – рука Божия, видимо, отяготела над тираном. Пожираемый заживо червями он едва мог дышать. От него исходило такое зловоние, что нельзя было близко подойти к нему. Его томила ужасная жажда, мучил неутолимый голод, и муки его были так нестерпимы, что он не раз покушался на самоубийство… По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Ангел говорит иди, а не “беги,” как говорил прежде, потому что не было никакой нужды спешить, можно было спокойно останавливаться на пути для необходимого отдыха Младенца и Матери Его. Умерли, – говорит Ангел, – враги, искавшие души Младенца. Умер Ирод, а перед смертью убил сына своего Антипатра, такого же жестокого, как и сам Ирод. Потеряли силу и все клевреты Ирода, служившие его безумию и злобе. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришёл в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее, вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти… Иосиф же только и ждал сигнала.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Mф. II:13–23 . Отпустив волхвов в Вифлеем, Ирод каждый день нетерпеливо ожидал возвращения их; но они не являлись. Узнав, наконец, что волхвы уже оставили пределы его царства, он, в порыве ярости, послал избить в вифлеемском округе всех детей мужского пола от двух лет и ниже. Кровь невинных полилась рекой. Четырнадцать тысяч младенцев пало под ударами палачей Ирода. Плач, рыдание и вопль отчаянных матерей огласили всю страну. Ирод надеялся, что при этом всеобщем избиении младенцев не избегнет смерти и новорожденный царь Иудейский, но Промысел не допустил исполниться такой преступной надеже. Еще прежде, чем Ирод обнародовал свое жестокое повеление, Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: – Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе. Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, проснувшись, тотчас же исполнил повеление Ангела – взял Младенца, Матерь Его и ночью отправился в Египет. Между тем Ирод, вскоре после совершения своего ужасного злодейства, впал в тяжкую, необычайную болезнь. Скрытый огонь непрестанно пожирал его внутренность и порождал ничем неутолимую жажду. В теле образовались раны, кишевшие червями и издававшие нестерпимое зловоние. Все члены стягивались судорогами. Ноги распухли и налились жгучей жидкостью. Пособия врачей только усиливали болезнь. После долгих неизобразимых страданий он, наконец, испустил свой дух для других, более страшных нескончаемых мучений. 4 § 10. Сретение Иисуса Христа Симеоном и Анною во храме Лk. II:21–40 . По смерти Ирода, Ангел Господень явился снова во сне Иосифу и сказал: – Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву: искавшие души Его умерли. Иосиф оставил Египет и пришел в Иерусалим. В это время исполнилось сорок дней от рождения Богомладенца и родители Его принесли Его во храм для представления Господу. По закону Моисееву так было поступаемо со всеми первенцами мужского пола. Богатые при сем случае приносили в жертву волов и агнцев, бедные же пару голубей. Мария же принесла за своего первенца пару птенцов голубиных 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   Родив Божественного Младенца, Богочеловека, Спасителя мира, Иисуса Христа, Богоматерь Сама приняла Его в Свои руки, спеленала и положила в ясли, выдолбленные в пещере для кормления скота. Благочестивое предание дополняет Евангельский рассказ, сообщая, что находившиеся в пещере вол и осёл стояли около яслей и своим дыханием согревали лежавшего в яслях Божественного Младенца.    В это полуночное время Вифлеем и его окрестности были погружены в глубокий сон. Только в этой скромной пещере было оживление: Богоматерь и праведный Иосиф хлопотали около Новорожденного. Среди поля, но вблизи пещеры стояли на отдыхе стада, которых охраняли пастухи.    Среди этой божественной ночной тишины вдруг явился пастухам, блистающий лучезарным светом Ангел Господень и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.» Сейчас же после этого явилось бесчисленное количество Ангелов, певших ту дивную песнь, которую до сих пор все люди слушают с волнением: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лук. 2:10—14).    После удаления Ангелов пастухи, придя в себя, поспешили к указанному месту, к пещере, и, войдя в нее, поклонились Божественному Младенцу. Услышав от пастухов о явлении Ангелов, праведный Иосиф убедился, что как зачатие, так и рождение Девой Марией Младенца было делом всемогущего Бога во исполнении древних предсказаний о Мессии.    По Преданию, Богоматерь с Божественным Младенцем и Иосифом провели в Вифлеемской пещере дней сорок. Здесь же на 8-й день после рождения над Младенцем совершили установленный Законом обряд обрезания с наречением Его именем Иисус, как повелел Архангел Гавриил.    Христианское летоисчисление, которое принято всеми развитыми странами, своим происхождением обязано римскому монаху 6-го века по имени Дионисий Малый. По его вычислению, Рождество Христово совершилось в 754 году от основания Рима. Однако в позднейшее время известный немецкий астроном Иделер (1846) вычислил, что Рождество Христово произошло несколько раньше – в 749 или 750 году от основания Рима. Если считать его исчисление более правильным, то к теперешнему году надо прибавить еще года 4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2611...

Великое событие Рождества Христова празднуется Церковью 7го января (по новому стилю). Установление празднования Рождества Христова относится к первому веку христианства. Об обстоятельствах рождения Спасителя рассказывают Евангелие от Матфея (1–2 гл.) и Евангелие от Луки (2 гл.). Во время правления в Риме императора Августа, в Иудее, как одной из римских провинций, проводилась всенародная перепись. Каждый иудей должен был пойти в тот город, где жили его предки, и там записаться. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Сын – Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда пастухи клали корм для скота. Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг явился перед ними ангел и сказал им: « Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (то есть Вифлееме) Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях ». В то же время явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: « Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 8–14). Пастухи, поспешив, пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от Ангелов. Мария же сохраняла все слова их в Своем сердце. На восьмой день после рождения Младенца Матерь Его с Иосифом, согласно закону, дали Ему имя Иисус, как было указано ангелом. Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока пришли в Иерусалим волхвы (ученые, мудрецы). Они поклонились Младенцу и поднесли Ему дары: золото, ладан и смирну (драгоценное благовонное масло). Все дары волхвов символичны: золото они принесли Христу, как Царю (в виде дани), ладан – как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну – как Человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали и натирали благовонными маслами). Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами: Мельхиор, Гаспар и Валтасар.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Как задумано, так было и сделано. По случаю переписи в то время не только Вифлеем, но и все окрестности его были переполнены потомками Царя Давида. Многие пришли сюда со своими малютками. И вот в этот-то время Ирод послал своих воинов жестокосердных, чтобы избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал у волхвов. Приняты были, конечно, предосторожности, чтобы не уцелел ни один из младенцев, обречённых на смерть. Может быть, сначала под каким-нибудь предлогом малюток отобрали у родителей и потом вдруг всех умертвили. Предание говорит, что до 14.000 невинных младенцев пострадало тогда за Христа. Тысячи семейств повержены были в ужас и горесть. Вифлеемские мирные поля, на которых недавно слышалось пение Ангелов, славословивших Рождество Христово, огласились теперь стонами и воплями невинных страдальцев. “Кто может описать вифлеемское бедствие? – восклицает святой Григорий Нисский . – Кто изобразит это всеобщее рыдание, этот жалостный вопль детей, матерей, отцов и родных? Кто представит это бедствие во всех видах его, со всеми подробностями?” Сердце человеческое невольно скорбит, внимая сему повествованию, и невольно вопрошает: почему Господь попустил это избиение младенцев? “Потому, – отвечает святой Златоуст, – что всякую неправедную обиду Бог вменяет нам или в отпущение грехов или готовит нам за неё награду и блистательнейшие венцы.” Может быть, кто-то скажет, что те дети, достигнув определённого возраста, могли бы совершить великие дела. Но Бог не допустил бы их ранней смерти, если бы им предстояло стать великими людьми. Напротив, они легко могли бы стать в числе тех, кто кричал: Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших. ( Лк. 23:21 , Мф. 27:25 ) Может быть, на них обрушились бы те скорби и беды, о которых Господь говорит перед Своими страданиями: …ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! ( Лк. 23:29 ) И это-то блаженство теперь досталось вифлеемским матерям. Им лучше было потерять детей в невинном возрасте, чем видеть их несчастную смерть или ужасные бедствия впоследствии, когда они стали бы опорою их немощной старости. “Таковы, – говорит святой Златоуст, – наши причины; впрочем, это не всё: есть и другие, сокровеннейшие, которые ведает только един Господь.”

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Мф.2:13 .   Когда же они отошли, се, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его Видишь, для чего Бог допустил, чтобы Дева была обручена! Ибо здесь видно тебе, что обручение сделано было с той целью, чтобы Иосиф заботился о ней и пекся. Он не сказал: «возьми жену твою», но «Матерь Его». Ибо, когда подозрение исчезло и праведник удостоверился из чудес при рождении, что все от Духа Святого, то не называет уже Ее женою его. и беги в Египет, Бежит и Господь, чтобы уверовали, что Он действительно есть и человек. Ибо если бы Он, находясь в руках Ирода, не был убит, то показалось бы, что Он воплотился призрачно. В Египет бежит, чтобы и его освятить, ибо два места были притонами всякого зла: Вавилон и Египет. Итак, поклонение Вавилона Он принял чрез волхвов, Египет же освятил собственным присутствием. и будь там, доколе не скажу тебе, «Будь там» вместо: «будешь там» до тех пор, пока не получишь повеления от Бога. И нам не должно ничего делать помимо воли Божией. ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Обрати внимание на безумие человека, который желает победить волю Божию. Ибо если родившийся не от Бога, то чего бояться? Если же от Бога, то каким образом погубишь Младенца? Мф.2:14 .   Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет Мф.2:15 .   и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Иудеи говорят, что это сказано было из-за народа, который Моисей вывел из Египта. Отвечаем: и о народе сказано нечто новое прообразовательно, истинно же исполнилось оно на Христе. Затем, кто есть Сын Божий? Народ ли, поклоняющийся идолу Веельфегору и истуканам, или истинный Сын Божий? Мф.2:16 .   Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, Как фараону Бог посмеялся чрез Моисея, так и Ироду посмеялся чрез волхвов, так как оба, и Ирод и фараон, были детоубийцами: фараон избивал в Египте еврейских детей мужского пола, а Ирод детей вифлеемских. весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме ...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010