Иисус Христос, Царь и Спаситель мира, избрал для Своего рождения на земле не богатый и роскошный дворец, а пещеру и ясли. Не богатство и величие составляют счастье человека. Прежде всего надо искать любви Божией и правды Его, благ вечных, а не временных. Вифлеем был окружен лугами, на них паслись стада. Пастухи стерегли их и целую ночь проводили в поле, охраняя стада от хищных зверей. В ту ночь, когда родился Спаситель, вифлеемские пастухи вдруг увидели свет на небе, и к ним явился ангел Божий. Пастухи испугались, увидя славу небесную, но ангел сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет радостью и всем людям. Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». И вдруг на небе явилось множество светлых ангелов. Все они пели хвалу Богу и восклицали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Эта радостная песнь и до сих пор поется в Церкви на утреннем богослужении. Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Они пошли в Вифлеем. Там они нашли Младенца Иисуса, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Марии и Иосифу все, что слышали от ангела. Потом они возвратились к своим стадам и продолжали хвалить и благодарить Бога за все, что видели и слышали. Поклонение волхвов Иисусу Христу В то время, когда в Иудее родился Спаситель, в другой далекой стране (вероятно, Персии) некоторые мудрые люди вдруг увидели на небе необыкновенную звезду. Этих мудрых людей звали волхвами, они занимались наукой о небесных светилах, знали некоторые пророчества об Иисусе Христе и потому ожидали явление Мессии, Которого в пророчествах часто называли Царем, ибо Он и есть Царь мира. Увидя явившуюся звезду, волхвы сочли ее знаком того, что совершилось это великое событие. Они пожелали поклониться Божественному Младенцу и отправились в Иерусалим. Там они стали спрашивать: «Где родился Царь Иудейский?» «Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему», – говорили они. В Иерусалиме тогда был царем Ирод. Он собрал ученых и священников и спросил у них, где должен родиться Мессия. Они отвечали, что по предсказанию пророка Михея Он должен родиться в Вифлееме, ибо Михей писал: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше главных городов Иудейских, ибо из тебя изыдет Вождь, Который упасет народ Мой».

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

– Как младенец Иисус, когда родился, то был положен в ясли, в один голос отвечали дети. – Да, так, слушайте же еще. Когда родился Спаситель, то никто не знал об Его рождении. И вот кто первые узнали об этом. В ночь рождения вифлеемские пастухи были на поле с своими стадами. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Ангел сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам радость, которая будет всем людям: в эту ночь родился вам Спаситель. Если желаете, можете увидать Его в Вифлееме; Он в пеленах лежит теперь в знакомой вам пещере в яслях». В то время, как ангел говорил пастухам о рождении Спасителя, явилось на небе великое множество ангелов, которые пели: «Слава в вышних (т. е. на небе) Богу, и на земле мир, к человекам благоволение, (т. е. расположение, любовь)»! Слова эти значили следующее: «Слава Богу небесному: Он примиряется с прогневавшими Его грешными людьми и опять начнет любить их, как детей». Когда ангелы пропели эти слова, то и видение кончилось. После сего пастухи сказали друг другу: «пойдемте в Вифлеем и посмотрим, что там случилось». Пошли. Вошли в пещеру и нашли там Марию, Иосифа и Младенца Иисуса. лежащего в яслях. Поклонились Ему, рассказали Иосифу и Марии все, что они слышали от ангела. Спустя несколько времени, также на поклонение Спасителю, пришли с востока, полагают, из Персии, так называемые волхвы, т. е. мудрецы, или ученые люди. Они узнали о рождении Его по явлению на небе некоторой особенной звезды. Волхвы сперва пришли в столицу (т. е. главный город) Иудейского царства, Иерусалим, и спрашивали: «Где здесь родился царь Иудейский? Мы видели звезду его на небе, и пришли поклониться Ему». Царствовавший в это время в Иудее Ирод, призвал к себе еврейских книжников, т. е. ученых, и священников и спрашивал: «где следует родиться Христу?» Те отвечали: «В Вифлееме, потому что так предсказано Самим Богом чрез Пророка». Тогда Ирод сказал об этом волхвам. Волхвы пошли в Вифлеем и пред ними опять шла звезда. Звезда остановилась над тем домом, где был младенец Иисус. Тогда волхвы вошли в дом, нашли тут Младенца с Матерью Его, поклонились и поднесли дары: произведения своей земли, золото, ливан (ладан) и смирну (душистую мазь). Этим, мои крошки, и заканчивается рассказ о рождестве Христовом. Теперь повторите, что вы узнали об нем. А прежде рассмотрите вот эту картину Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Мария смутилась от этих слов и размышляла, что бы они значили. Ангел сказал ей: “Не бойся, Мария. У Тебя родится Сын, и ты дашь Ему имя Иисус. Он будет велик, потому что Он Сын Божий”. Мария в недоумении спросила Ангела: “Как же это будет, ведь у меня нет мужа?” Ангел ответил: “Богу все возможно”. Мария со смирением отвечала: “Я раба Господня. Да будет все, что ты сказал”. И Ангел отошел, а Мария стала ожидать рождения Сына. В то время вышло от римского императора Августа повеление сделать перепись по всей земле (сосчитать всех людей, которые жили в царстве), и каждый человек должен был записаться там, откуда он родом (где жили его предки). Иосиф и Мария происходили из рода Давидова, и потому направились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Когда они пришли туда, поздно вечером, в гостинице не было места, и Иосиф с Марией остались ночевать в пещере, в загоне для скота. Был теплый и тихий вечер. Там родила Мария Сына своего, спеленала Его и положила в ясли, в кормушку для скота. Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. В эту ночь, недалеко от пещеры, в поле, пастухи сторожили свои стада. Вдруг перед ними, в ярком свете, явился Ангел, и они очень испугались. Ангел сказал им: “Не бойтесь! Я принес вам великую радость: сегодня в Вифлееме родился Спаситель, который есть Христос Господь. Вам нетрудно будет найти Его. Он лежит в яслях, в загоне для скота, завернут в пеленах”. Внезапно появилось на небе много-много других Ангелов. Они славили Бога и пели: “Слава в вышних Богу и на земле мир и в человеках благоволение”. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: “Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь”. И, поспешив, они пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Марии и Иосифу все, что Ангел Божий им открыл о Младенце. Потом они вернулись к своим стадам, воспевая и хваля Бога за все, что видели и слышали. А через некоторое время после рождения Младенца Иисуса в Вифлеем пришли восточные мудрецы. Они долгое время изучали звезды на небе, и, когда вдруг появилась новая, совсем особенная звезда, они поняли, что произошло необыкновенное событие, описанное в древних книгах, и пошли искать Его, а звезда указывала им дорогу. Они нашли Марию с Младенцем, поклонились Ему падши, то есть не простым поклонением, но подобающим Богу, и принесли Ему богатые дары. А Мария сохранила глубоко в сердце своем все, что случилось.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij-dlja-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ» Избиение младенцев. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. Избиение младенцев. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. название иконографии возникло на основе текста Евангелия от Матфея, сообщающего о приказе царя Ирода, разгневанного тем, что волхвы не рассказали ему о местонахождении Младенца Христа, «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16). Изображение этого события появилось после установления в 1-й пол. V в. почитания невинных Вифлеемских младенцев как мучеников. Композиции, как правило, не имеют четкой схемы. Может варьироваться число участников, действия, позы и жесты персонажей. Помимо царя Ирода, его воинов, женщин и детей в композицию иногда включались еще неск. сюжетов из различных лит. источников. Это апокрифические рассказы Иакова Протоевангелия о прав. Елисавете, к-рая с младенцем Иоанном спряталась в горе от преследовавшего ее воина, и об убийстве по приказу царя Ирода в храме между алтарем и жертвенником прав. Захарии. Пророчество Иеремии, упомянутое ап. Матфеем: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31. 15) иллюстрируется в композиции «Оплакивание Рахилью своих детей». Апокрифические рассказы о спасении Нафанаила (Ин 1. 46-49), к-рого мать спрятала от воинов Ирода под смоковницей, легли в основу изображения жены и младенца под деревом. 9-е Слово свт. Иоанна Златоуста из «Гомилий на Евангелие от Матфея» (PG. 57. Col. 175-184), 38-я гомилия Григория Богослова и рассказы из Миней-Четьих под 29 дек. стали источником изображения страдания младенцев и горя матерей. Сцена «И. м.» могла представлять самостоятельный сюжет и входить в развернутые композиции «Рождество Христово». Избиение младенцев. Рельеф оклада Евангелия. Ок. 460 г. (Сокровищница кафедрального собора, Милан)

http://pravenc.ru/text/293832.html

Наконец, явление ангела Иосифу во сне положило конец этой тяжелой драме. И тогда все успокоилось. Можно представить себе великое, захватывающее счастье чистосердечного, глубоко-привязчивого Иосифа, когда он узнал, что обрученная ему Дева, Которую он так чтил и Которую безо всякой с Ее стороны вины заподозрил во грехе, не только осталось непорочною, но и будет Матерью Господа! Служить Ей еще вернее, чем он служил Ей досель, служить в будущем Ее Божественному Сыну — стало целью, остающейся ему жизни. Он поддерживал Деву и Божественного Младенца трудами своих рук и вместе с Пречистою Матерью был свидетелем детских лет Христа. Он был первым из людей, принесших в дар воплотившемуся Богу не единичные, как это сделали волхвы, дары, не излияния мгновенного восторга, как вифлеемские пастухи, а все помыслы, все плоды своих трудов и усилий. Он работал на Христа, охранял Его младенчество, оберегал отрочество, следил за Его юностью. Благо Христа, как и благо Его матери, Пречистой Девы, было единственною заботою его трудовой, благочестивой жизни. К сожалению, православные недостаточно помнят этого замечательного человека, с истинно христианскою скромностью совершившего свое дело и незаметно ушедшего от жизни. А между тем может ли не быть особенно близок к престолу Божьему, может ли не иметь к нему особенного дерзновения тот, кто считался земным отцом Христа, был верным хранителем Пресвятой Девы и так свято исполнил относительно Иисуса-Младенца, Отрока, Юноши — возложенный на него Провидением долг? Глава 3. Рождество Христово. Сретение. Бегство в Египет Настало время родиться Христу… К самому тому времени вышло повеление от Кесаря Августа «написатися вселенней»… Кто из верующих не читал с умилением в счастливом волнении это величественное и простое, захватывающее в своей поэзии сказание!.. «Пошли все записываться, каждый в свой город, пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему Женою, Которая была непраздна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Но ангел вещает им: не бойтесь, я возвещаю вам радость великую, радость всем людям. Ныне, в эту минуту, родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть обетованный, чаемый вами Мессия, Христос Господь. И вот вам знамение: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с ангелом множество воинств небесных, которые возгласили ангельское славословие Богу: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Когда ангелы взошли на небо, пастухи говорят друг другу: пойдем в Вифлеем, и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И поспешно взбираются на взгорье, на котором раскинут Вифлеем. Там находят тесноту скота и людей, собравшихся во множестве по случаю народной переписи; а в глубине отныне на веки славной пещеры, в скотском помещении, за недостатком места в человеческом обиталище, видят Марию, юную матерь, Иосифа обручника и Младенца, Господа неба и земли, повитого пеленами и положенного в скотские ясли, за недостатком колыбели. Здесь, у самого места, в самый момент рождества Христова, действительно мир, самая мирная, самая идиллическая картина. Но чуть-чуть дальше полный контраст, совершенная противоположность. Там далее смертоносная мнительность, там бешеная ярость, там неутолимая кровожадность, там неукротимая беспощадность, разбуженная именно рождеством же Христовым. Там неподалеку в Иерусалиме мятется Ирод царь в ярости, мятутся первосвященники и книжники людские в ужасе; в Иерусалим прибыли невиданные странные люди, волхвы с востока, которые, указывая на новопоявившуюся звезду, толкуют, что родился великий, давно жданный с востока Царь, что мы де узрели новозагоревшуюся звезду Его на востоке, что Он родился здесь где-то у вас, около вас, и мы пришли поклониться Ему. Книжники, недолго роясь в древних пророчествах, указывают царю Ироду прямо на известное пророчество, что Мессия Христос должен родиться в Вифлееме. А, в Вифлееме народился новый царь Иудейский, злобно-коварно раздумывает Ирод, и повелевает избить в Вифлееме и в пределах его всех младенцев до двух-летнего возраста, восполняя неисчислимое количество жертв своей кровожадности избиением целых четырнадцати тысяч вифлеемских детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Но точного известия о том, сколько лет провел Господь в Египте — нет. Св. Епифаний говорит, что — два года, а Никифор три года, а Георгий Кедрин пять лет; иные же, как Аммоний Александрийский, думают, что семь лет. Во всяком случае то несомненно, что до кончины Иродовой, как и Евангелие говорит: «И там был до смерти Ирода» (Мф. 2:15). После же убиения вифлеемских младенцев и после того, как окаянный Ирод погиб злою смертью, Ангел Господень опять явился во сне Иосифу, повелевая ему возвратиться из страны Египетской в землю Израилеву, «ибо (сказал он) умерли искавшие души младенца». Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его и пошел в Иудею, которая составляла лучшую и большую часть земли Израильской. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, он убоялся идти туда. Ибо Ирод оставил после себя трех сыновей: первого Архелая, другого Ирода Антипу, а третьего, самого младшего, Филиппа. Все они, по смерти отца своего, отправились в Рим, к кесарю, из-за соперничества, так как каждый из них хотел получить царство отца. Кесарь, не давая ни одному из них царской чести, разделил царство на четыре части, назвав их тетрархиями. Старшему брату Архелаю он дал Иудею, Ироду Антипе дал Галилею, а младшему брату Филиппу — Трахонитскую страну; Авилинию же дал он Лисанию, младшему сыну Лисания старшего, некогда друга Иродова, а потом убитого им по зависти. Отпуская всех их из Рима, кесарь обещал Архелаю и царскую честь, если только он обнаружит хорошее и заботливое управление своею частью. Но Архелай нисколько не лучше был жестокого отца своего, мучая и убивая многих, ибо, придя в Иерусалим, он тотчас напрасно убил три тысячи народа, и многих граждан велел мучить в день праздника, среди храма, перед всем собранием иудеев. По причине такой своей жестокости, он был, по прошествии нескольких лет, оклеветан, лишен власти и сослан в заточение. Иосиф, при своем возвращении, услышал, что царствует этот злой Архелай, хотя и без царского титула, и убоялся идти в Иудею, получив же извещение во сне от того ангела, который уже прежде являлся ему, ушел в пределы галилейские, во владение Ирода Антипы, брата Архелая, ибо этот Ирод с большею кротостью правил народом, чем брат его; и поселился Иосиф в городе Назарете, в своем доме, где они и прежде жили, дабы исполнилось предсказанное о Христе Господе пророками, что Он назовется назореем. Ему слава вовеки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Однако пора, наконец, обратить нам взор свой на Младенца, лежащего в яслях. Что это за Младенец? На первый взгляд Он кажется таким же, как и всякое другое дитя, только что появившееся на свет. Он совсем маленькое и слабое существо; оно лежит в яслях, оно не может ни стоять, ни ходить; его так же, как и всякого новорожденного ребенка, нужно поднимать, носить и снова класть. Даже более. Эго совершенно бедное и жалкое дитя; вертеп, назначенный для загона скота – место его рождения; ясли – его колыбель, сено и солома – его постель, пеленки – его одежда. И однако что мы видим? Пред этими яслями преклоняет колена Мария, преклоняет колена Иосиф, преклоняют колена и пришедшие пастухи, и с глубоким умилением и благоговением молятся этому, по-видимому, маленькому, слабому и жалкому Младенцу. Что же это за Младенец? Что это за Дитя? Это то самое Дитя, о котором архангел Гавриил сказал Марии: «Се, зачнешь ты, и родишь Сына, и наречешь имя Ему Иисус. Он наречется Сыном Вышнего. И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иакова во веки!» Это то Дитя, о Котором ангел Господень сказал во сне Иосифу: «Иосифе, сыне Давидов, не бойся прияти Марию жену твою, рождшееся бо в ней, от Духа Свята есть. И она родит Сына, Которого ты назовешь Иисус, ибо Он избавит народ Свой от грехов его». Это то Дитя, о Котором ангел сказал пастухам Вифлеемским: «я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо сегодня в городе Давида родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь». Таким образом Дитя это есть Сын Божии, Который пришел в этот мир, как человек. Оно кажется маленьким, и однако Оно есть беспредельное, неизмеримое существо, Которое не может вместить небо и земля. Оно кажется слабым, и однако Оно есть существо всемогущее, Которое одним словом вызвало к бытью всю вселенную, и Своею мощною десницею держит ее и управляет ею, по Своей воле. Оно кажется бедным и жалким, и однако Оно есть Господь, от Которого все произошло, Которому все принадлежит, и Который всем распоряжается, как хочет. Оно лежит в яслях как дитя, и однако Оно сияет на небе, как Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Иудеи говорят, что это сказано было из-за народа, который Моисей вывел из Египта. Отвечаем: и о народе сказано нечто новое преобразовательно, истинно же исполнилось оно на Христе. Затем, кто есть Сын Божий? Народ ли, поклоняющийся идолу Веельфегору и истуканам, или истинный Сын Божий? Тогда Ирод, увидев себя осмеянным от волхвов. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным от волхвов. Как фараону Бог посмеялся чрез Моисея, так и Ироду посмеялся чрез волхвов, так как оба, и Ирод и фараон, были детоубийцами: фараон избивал в Египте еврейских детей мужского пола, а Ирод детей вифлеемских. Весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме. Весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме. Свой гнев против волхвов он обращает против тех, кто не причинил никакого вреда. Но ты, может быть, скажешь мне: что же это? Неужели младенцы потерпели несправедливость только для того, чтобы обнаружилась злоба Ирода? Итак, слушай. Для чего же попущено избиение младенцев? Для того чтобы обнаружилась злоба Ирода; младенцы не погибли, но сподобились венцов. Ибо всякий терпящий какое-либо зло здесь терпит или для оставления грехов, или для приумножения венцов. Подобным образом и эти дети больше увенчаны будут. И во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит. И во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит. Чтобы кто-либо не подумал, что избиение младенцев случилось помимо воли Божией, показывает, что Он и знал это заранее, и предсказал.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Перепись в Вифлееме. Питер Брейгель Старший, 1566 г. В Вифлееме они не нашли дома, где бы могли устроиться на ночлег, потому что в город пришло  много других людей и все дома были переполнены. Тогда праведный Иосиф и Мария отправились за пределы города, где нашли пещеру (вертеп), в которую местные пастухи загоняли на ночь скот. И вот здесь, вдали от всех центров древнего мира, от войн, конфликтов и страстей, в  пещере для скота, родился Спаситель всего человечества, воплотившийся Бог, Господь Иисус Христос. Как сообщает Предание Церкви, во время родов Мария не испытывала обычных для женщин страданий и боли. Это стало еще одним свидетельством того, что Родившийся не является простым человеком – родился Сам Бог. После родов Матерь Божия сама спеленала Богомладенца и положила Его в ясли – специальную кормушку для скота. Также Предание Церкви говорит нам о том, что в момент рождения Спасителя в пещере находились вол и осел, которые после согревали Младенца своим дыханием. В тот момент, когда родился Христос, ангел Божий явился с радостной вестью местным пастухам. При виде посланника Божия те испугались, однако он сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» ( Лк. 2, 10–12). После этого пастухам явился целый сонм ангелов, славящих рождение Спасителя песней: « Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2, 14). Пораженные увиденным, пастухи отправились к Вифлеему для того, чтобы самим убедиться в истинности сказанного ангелом. Там, в пещере, они и нашли родившегося Спасителя, Марию и Иосифа. Другими свидетелями рождения Мессии стали чужеземные волхвы (мудрецы), которые явились к Спасителю из далекой страны, ведомые светом звезды. Спасение ради Спасения Как сообщает евангелист Матфей, волхвы шли за Вифлеемской звездой, которая указывала им место, где родился Спаситель. Придя в землю Израиля, они сначала отправились в Иерусалим, чтобы там узнать о событии. Однако на вопрос: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2, 2) – им никто не ответил. Более того, правивший в том момент в Иудее царь Ирод забеспокоился, так как не желал ни с кем делить свою власть и боялся возможных народных волнений.

http://foma.ru/rozhdestvo-hristovo-prazd...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010