Мф.2:16 . Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. «Увидев себя осмеянным от волхвов »: волхвы, не возвратившись к Ироду, конечно, не имели в мысли насмеяться над ним; но Ирод так понял, что они насмеялись над ним, не исполнив его повеления. Лучше же сказать, ему Сам Бог посмеялся чрез волхвов. «Как Фараону Бог посмеялся чрез Моисея, так Ироду – чрез волхвов, так как оба они, и Ирод и Фараон, были детоубийцы – Фараон потому, что убивал в Египте еврейских детей мужеского пола, а Ирод потому, что избил детей вифлеемских» (Феофил.). – «Избить всех младенцев»: он хотел убить одного новорожденного царя иудейского, узнав точно о рождении Его, но, обманувшись, он решился достигнуть той же цели, избив всех младенцев его возраста и пола. Такая жестокость была совершенно в характере Ирода, как видно из сказаний о разных злодействах и зверских поступках его Иосифа Флавия. – «В Вифлееме и во всех пределах его»: не удовлетворился Вифлеемом только, на который, как на место рождения нового Царя, указывало пророчество и Синедрион, но простер жестокое повеление и на окрестности, чтобы вернее достигнуть своей цели – убить новорожденного Царя. – «По времени, которое выведал»: Ирод, вероятно, думал, что время первого явления звезды есть время рождения Царя иудейского; вот почему он и выпытывал об этом времени от волхвов, а потом отдал приказание убить всех младенцев, родившихся приблизительно около этого времени, – даже несколько ранее, чтобы тем вернее достигнуть цели. Мф.2:17–18 . Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. «Сбылось»: см. прим. к Мф.1:22 – «Глас в Раме» и пр.: это пророческое место взято из книги Пророка Иеремии ( Иер.31,15 ) по переводу семидесяти. Рама – небольшой городок в колене Вениаминовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мф.2:9 .  Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Мф.2:10 .  Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, Явившаяся волхвам звезда была та же самая, какую они видели у себя дома и, может быть, во время путешествия в Иерусалим. В этом убеждает нас неподлежащее перетолкованиям сообщение евангелиста о звезде, " которую волхвы видели на востоке». Но она получила теперь для них иной смысл. Прежде они знали ее только как звезду, возвещавшую о рождении какого-то великого Царя. Теперь они были уверены, что этот Царь уже родился и именно в Вифлееме. Прибавилось новое знание о Царе. Если обратить внимание на то, какая разница существует в воззрениях людей на одни и те же предметы, зависящая от просвещения и развития их духа, то легко понять психологическое состояние волхвов. Им теперь казалось, что звезда идет перед ними, радуется вместе с ними, указывает им место (т.е. Вифлеем), где родился Младенец. Волхвы походили на морских путешественников, плавающих по звездам, указывающим путь. Среди волнений и бурь – какая радость видеть звезду, указывающую на тихую пристань! Евангелист не сообщает, каким образом волхвы нашли дом, где был Младенец. Это, по-видимому, трудно объяснить, если предположить, что звезда, которая шла пред ними, была естественной звездой. Но трудность устраняется, если мы вспомним, что о Младенце начали уже говорить в Вифлееме. Едва ли возможно сомневаться, что поклонение вифлеемских пастухов совершилось раньше, чем поклонение волхвов; пастухи рассказывали о том, что им было возвещено Ангелами о Младенце, «и все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи» ( Лк.2:18 ). Очень вероятно, что этих слышавших было первоначально немного, но это нисколько не устраняет появления даже стоустной молвы о Младенце, по крайней мере в Вифлееме. Подтверждение этого находим и в обстоятельстве, что Мать и Младенец теперь помещались уже «в доме», а не в прежней гостинице или пещере (как у Иустина Мученика E.J.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Получив возможность говорить, Захария исполнился Духом Божиим и пророчествовал; ап. Лука приводит прекрасный гимн, в котором священник славословит Бога и благодарит Его за чудесные события в его жизни, которые предшествуют еще более великим – в жизни всего народа Божия; а затем, уже обращаясь к сыну, предсказывает ему, повторяя обетование архангела Гавриила, уникальное пророческое служение – подготовить народ к принятию Мессии. Характерный для пророческой речи момент: как о вещах уже совершившихся Захария говорит о посещении Богом народа израильского и избавлении (искуплении) людей от тяготевшей над ними вины, приведшей к разрыву с Богом, о воздвигнутом в доме Давида «роге спасения» – Христе (этот образ взят от рога храмового жертвенника, дающего возможность схватившемуся за него преступнику избежать наказания; см., например: 3Цар. 1: 50 ). В отличие от устоявшегося у евреев стереотипа видеть спасение Израиля в освобождении от внешнего врага и государственном возвышении народа Божия, что, казалось бы, имеет место и в песни Захарии (см.: Лк. 1: 70–74 ), он говорит о спасении в другом смысле: спасение состоит «в прощении грехов» ( Лк. 1: 77 ). Жизни Предтечи до выхода на проповедь в Писании посвящен один стих: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» ( Лк. 1: 80 ). Почему младенец Иоанн вырос в пустыне? В соответствии с одним древним Преданием, зафиксированным в синаксаре праздника Рождества св. Иоанна Предтечи, во время избиения вифлеемских младенцев частное гонение было направлено Иродом Великим и против семьи священника Захарии, где был младенец возраста, соответствующего сведениям, полученным Иродом от волхвов, и появившийся на свет при странных, даже чудесных обстоятельствах, сделавшихся в свое время широко известными: «И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей?» ( Лк. 1: 65–66 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Родив Божественного Младенца, Богочеловека, Спасителя мира, Иисуса Христа, Богоматерь Сама приняла Его в Свои руки, спеленала и положила в ясли, выдолбленные в пещере для кормления скота. Благочестивое предание дополняет Евангельский рассказ, сообщая, что находившиеся в пещере вол и осёл стояли около яслей и своим дыханием согревали лежавшего в яслях Божественного Младенца. В это полуночное время Вифлеем и его окрестности были погружены в глубокий сон. Только в этой скромной пещере было оживление: Богоматерь и праведный Иосиф хлопотали около Новорожденного. Среди поля, но вблизи пещеры стояли на отдыхе стада, которых охраняли пастухи. Среди этой божественной ночной тишины вдруг явился пастухам, блистающий лучезарным светом Ангел Господень и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.» Сейчас же после этого явилось бесчисленное количество Ангелов, певших ту дивную песнь, которую до сих пор все люди слушают с волнением: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лук. 2:10–14 ). После удаления Ангелов пастухи, придя в себя, поспешили к указанному месту, к пещере, и, войдя в нее, поклонились Божественному Младенцу. Услышав от пастухов о явлении Ангелов, праведный Иосиф убедился, что как зачатие, так и рождение Девой Марией Младенца было делом всемогущего Бога во исполнении древних предсказаний о Мессии. По Преданию, Богоматерь с Божественным Младенцем и Иосифом провели в Вифлеемской пещере дней сорок. Здесь же на 8-й день после рождения над Младенцем совершили установленный Законом обряд обрезания с наречением Его именем Иисус, как повелел Архангел Гавриил. Христианское летоисчисление, которое принято всеми развитыми странами, своим происхождением обязано римскому монаху 6-го века по имени Дионисий Малый. По его вычислению, Рождество Христово совершилось в 754 году от основания Рима. Однако в позднейшее время известный немецкий астроном Иделер (1846) вычислил, что Рождество Христово произошло несколько раньше – в 749 или 750 году от основания Рима. Если считать его исчисление более правильным, то к теперешнему году надо прибавить еще года 4. Тропарь

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Слабые глаза возбуждаются и привыкают к свету, если наперед поставляют пред ними слабый свет светильника; напротив, когда вдруг обращают их к дневному светилу, то причиняют им страдание и боль. Так, если бы Господь и Спаситель наш, который есть истинный свет, не послал наперед блаженнаго Иоанна, как светильника; то целый мир не мог бы снести сияния света Его» 80 . По прошествии шести месяцев от рождения Иоанна последовало рождение Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии, обрученной праведному Иосифу. Оба они, Иосиф и Мария, по случаю народной переписи 81 пришли из Назарета в отечественный свой город Вифлеем, чтобы написать себя в перепись. Здесь, по причине стечения народного, им не было места в доме, и они поместились в вертепе, служившем убежищем для скота. В сем убогом вертепе преестественно родила, повила и положила в ясли младенца Иисуса преблагословенная в женах, Приснодева Мария. Зачавшийся во чреве ее от Духа Святого и восприявший от нее плоть человеческую, Господь Иисус Христос сохранил ключи девства ее невредимыми. Была ночь, когда родился Господь. Все кругом погружено было в глубокий сон; но пастыри бдели при своих стадах. Вдруг возсиял небесный свет среди поля вифлеемского и явился ангел Господень. Пастыри вострепетали от страха, но ангел сказал: «не бойтесь, я возвещаю великую радость; ныне родился вам Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знамение: вы найдете Младенца в пеленах, лежащаго в яслях». Тотчас после сего явилось с неба множество других ангелов, и все они вместе воспели: «Слава в вышних Богу! и на земле мир, к человекам благоволение!» Когда ангелы удалились, пастыри поспешили на указанное место, и точно нашли чудного Младенца в яслях и, падши, поклонились Ему. По прошествии восьми дней совершено было над Божественным Младенцем обрезание по закону Моисееву, и наречено имя Ему: Иисус. Хотя Пресвятая Дева Мария, оставшись девою и по рождестве Иисуса Христа, не имела нужды в очистительной жертве, приносимой по закону Моисееву в сороковой день; но не хотела нарушить закона и, принесши сорокодневного Младенца Иисуса в храм иерусалимский, представила в дар Богу двух птенцов голубиных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Поруган бысть (осмеян) от волхвов. Ирод подумал, что, если не возвратились к нему волхвы, то значит, хотели насмеяться над ним. Блаж. Феофилакт замечает при этом: «Как Фараону Бог посмеялся чрез Моисея, так Ироду чрез волхвов; так как они оба были детоубийцы – Фараон убивал в Египте еврейских детей мужского пола, а Ирод избил детей Вифлеемских». Послав, изба вся дети (всех младенцев) в Вифлееме. Он хотел было убить только одного новорожденного царя Иудейского Иисуса, но, обманувшись, решился достигнуть этой цели, избив всех младенцев Его возраста и пола. Ирод был сколько жесток, столько же и подозрителен (чит. объясн. 3 ст.). Избил младенцев не в одном Вифлееме, но и во всех пределах, т. е. окрестностях его, чтобы вполне достигнуть своей цели убить Иисуса. Так избито было их 14000. Все они пострадали за Христа и чтутся церковью, как св. мученики, 29 декабря. «Кто может описать Вифлеемское бедствие?», – восклицает св. Григорий Нисский . «Кто изобразит это всеобщее рыдание, этот жалостный вопль детей, матерей, отцов и родных?..» 17. Тогда сбыстс реченное пррокомъ, глаголющимъ: Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: 18. гласъ въ рам слышанъ бысть, плачь и и вопль многъ: рахиль плачщис чадъ своихъ, и не хотше утшитис, к не сть. глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. Рама – небольшой городок, в колене Вениамина, недалеко от Вифлеема. Здесь некогда полководец Новохудоносора, Навузардан, по разрушении царства Иудейского, собрал Иудеев для того, чтобы отвести в плен, в Вавилон ( Иер. 40:1 ). Пророк Иеремия был очевидцем бедствия отведения в плен, и он представляет это бедствие под таким образом, что Рахиль, праматерь колена Вениаминова, которая была погребена близ Вифлеема, плачет об отводимых Иудеях из своей земли в неволю, как бы на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

    Сердце человеческое невольно скорбит, внимая этому повествованию, и невольно вопрошает: «Почему Господь попустил это избиение младенцев?». «Потому, — отвечает на этот вопрос святитель Иоанн Златоуст, — что всякую неправедную обиду Бог вменяет нам или в отпущение грехов или готовит нам за нее награду и блистательнейшие венцы». Ты скажешь, что дети, достигнув возраста, может быть, совершили бы великие дела? Но Бог не допустил бы их ранней смерти, если бы они должны были сделаться великими людьми. Напротив, они легко могли быть в числе тех, которые кричали Пилату: Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших (Лк. 23:21; Мф. 27:25). Может быть, на них обрушились бы те скорби и беды, о которых Господь говорит перед Своими страданиями: Ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! (Лк. 23:29). И это-то блаженство теперь и досталось вифлеемским матерям. Им лучше было потерять детей в невинном возрасте, чем видеть их несчастную смерть или ужасные бедствия впоследствии, когда они стали бы опорой их немощной старости. «Таковы, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — наши причины, впрочем, это не все: есть и другие, сокровеннейшие, которые ведает только един Господь». Так как евангелист своим повествованием о столь лютом избиении младенцев привел в ужас слушателя, то далее он же и утешает его, напоминая, что все это случилось не потому, что Бог не мог этому воспрепятствовать, но что Он и предвидел, и предвозвестил это через пророка: ТОГДА СБЫЛОСЬ РЕЧЕННОЕ ЧЕРЕЗ ПРОРОКА ИЕРЕМИЮ, КОТОРЫЙ ГОВОРИТ: ГЛАС В РАМЕ СЛЫШЕН, ПЛАЧ И РЫДАНИЕ, И ВОПЛЬ ВЕЛИКИЙ; РАХИЛЬ ПЛАЧЕТ О ДЕТЯХ СВОИХ И НЕ ХОЧЕТ УТЕШИТЬСЯ, ИБО ИХ НЕТ (Иер. 31:15). Могила праматери Рахили, любимой жены праотца Иакова, находилась недалеко от города Рамы, на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем (Быт. 35:19). Пророк Иеремия видел, как Вавилоняне уводили в плен Евреев из города Рамы, который близ Вифлеема, и изобразил скорбь матерей об уводимых в плен под видом плача Рахили. То событие, которое тогда оплакивал пророк, было прообразом избиения младенцев вифлеемских: вот почему евангелист Матфей и ссылается на это пророчество. После вифлеемского кровопролития Ирод жил недолго: рука Божия видимо отяготела над тираном: пожираемый заживо червями, он едва мог дышать; от него исходило такое зловоние, что нельзя было близко подойти к нему; его томила ужасная жажда, мучил неутолимый голод, и муки его были так нестерпимы, что он не раз покушался на самоубийство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

      Но вот мы видим другого человека, Иосифа. Евангелие говорит о нем очень мало. Когда он был уже обручен с Марией, внезапно обнаружилось, что «Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее». За этими двумя-тремя фразами евангелиста об Иосифе стоит личная драма человека. Несомненно, Иосиф был праведен. Но что мог подумать этот человек о своей жене — Той, Которую он, как говорится в богослужебных текстах, «взял… от рук священников из храма» и от Которой ожидал лишь самого лучшего и светлого, и вдруг узнал, что Она беременна. Но во сне ему является ангел и говорит о Марии, что «родившееся в Ней есть от Духа Святого». И Иосиф тотчас перестраивает весь свой образ мыслей, весь свой образ жизни. С этого момента жизнь его целиком посвящена Марии и Младенцу, Который не его сын, но Сын Божий. И ради того, чтобы сохранить девство Марии, — ибо мы веруем, что Мария осталась Девой и в браке Своем, и мы исповедуем Ее приснодевство, — ради того, чтобы сохранить жизнь Младенца, Иосиф берет на себя роль главы семейства. Они бегут от гнева Ирода в Египет, и Иосиф охраняет и защищает Марию и Младенца. Позже, узнав о смерти нечестивого царя, они возвращаются в Иудею и поселяются в пределах вифлеемских.      Таким образом, в прочитанном евангельском отрывке перед нами два примера. Один человек живет без Бога, для него не существует ничего, кроме его эгоистичных устремлений и желания во что бы то ни стало удержать все, чем он в этом мире обладает. Другой человек готов отречься от всего и принести в жертву даже свою жизнь за Младенца Христа.      Священное Писание говорит нам, что у каждого из нас есть выбор: избрать путь жизни или путь смерти, путь верности Богу или путь отречения от Него. «Жизнь и смерть предложил я тебе, — говорится во Второзаконии, — благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19). Перед таким выбором иногда оказываются и целые народы. Народ иудейский стоял перед лицом Христа. Он мог принять Его как своего Спасителя, а мог отвергнуть. И он отверг Его. Но и каждый конкретный человек, каждая душа человеческая часто стоит перед выбором, пожертвовать ли собою, посвятить ли себя Христу или жить так, будто Бога и вовсе не существует. Миллионы людей оказываются перед подобным выбором, и одни избирают жизнь, а другие смерть.

http://pravmir.ru/my-sami-opredelyaem-sv...

Бегство в Египет. Из Вифлеема. «Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» ( Мф.2:13 ). Мы приблизились к описанию того, как Господь обычным человеческим способом избегает смерти, потому что не пришло еще время. Из этого и нам следует научиться прислушиваться к здравому смыслу, к советам людей более благоразумных и рассудительных, а не слишком надеяться на себя, не быть самонадеянными и гордыми (в житейских ли ситуациях или в нашей внутренней жизни) и не претендовать на то, что мы являемся исключительными личностями, о которых Господь должен заботиться особенным образом, не так, как обо всех других. Посмотрите на праведность Иосифа, на его послушание и веру. «Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет» ( Мф.2:14 ). Отправился немедленно, понимая, что нужно повиноваться внушению свыше. В деле переписи он проявил лояльность к римским властям, а здесь не покорился им, поскольку они желали совершить преступление, посягали на то, что уже не относилось к их власти. Вот рассудительность, достойная похвалы: мы должны повиноваться нашему начальству, каким бы оно ни было, но не во всем, а лишь в том, что не оскверняет нашей христианской совести, не грозит нам отступлением от ее велений. Но если в действиях начальства возникает нечто богопротивное, тогда мы должны проявить непокорность, как это сделал праведный Иосиф. «И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего ( Ос.11:1 )» ( Мф.2:15 ). Ирод умер через несколько лет, забрав с собой в могилу сыновей, жену и многих других. Даже в предсмертной агонии он все боялся захвата престола, так что, когда его заключенный в темнице сын попытался освободиться, Ирод велел его казнить. Избиение младенцев. Вифлеем. «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» ( Мф.2:16 ). Избиение было страшное. Из Предания мы знаем, что погибло не только четырнадцать тысяч вифлеемских младенцев, но и их матери. Сейчас в Вифлееме есть такое место, где отдельно лежат кости этих младенцев и отдельно кости их матерей. Я думаю, отцы также защищали своих детей. Это было страшное избиение, страшное кровопролитие. Убивали детей и защищавших их родителей. Возможно, весь Вифлеем был опустошен.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

В семи шагах к югу от сего места идет вправо особая пещера: в ней находятся ясли, в которые был положен Иисус Христос, и где впервые поклонились Ему волхвы и пастыри. К вертепу Рождества Христова прилегают и другие пещеры. Во-первых, пещера, где обитал Иосиф; здесь устроен престол. Потом пещера, где погребены многие из убиенных по велению Ирода младенцев: их кости хранятся за железной решеткой. Далее пещера, в которой обитал блаженный Иероним , составивший здесь перевод Ветхого и Нового Завета с еврейского и греческого на латинский язык. § 7. Поклонение Иисусу Христу вифлеемских пастырей Лk. II:8–21 . Была ночь, когда родился Богочеловек. В это время недалеко от Вифлеема, на полях, на которых Иаков некогда пас стада свои, не спали вифлеемские пастухи. Они стерегли свои стада. Вдруг среди ночного мрака осиял их небесный свет и предстал Ангел Господень. – Не бойтесь, – сказал им Ангел, – Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос. И вот вам знамение: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях. Когда Ангел окончил слова свои к пастырям, около него явилось бесчисленное множество других Ангелов, и они воспели хвалебную песнь Богу: – Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Пастыри смотрели и слушали с безмолвным изумлением. Наконец ангельские воинства мало-помалу сокрылись в глубине небес; голоса их замолкли, и на полях вифлеемских воцарился прежний мрак и прежнее безмолвие. Пастухи сказали друг другу: – Пойдем в Вифлеем, посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И тотчас же отправились. Приходят в знакомую пещеру и на самом деле видят в ней Младенца, лежащего в яслях. Тогда они рассказали все, что слышали о Нем от Ангелов. Рассказ их поразил изумлением всех, находившихся в пещере, и остался навсегда в памяти Пресвятой Девы Марии. Пастыри же, воздав должное поклонение божественному Младенцу, удалились, славя и хваля Бога. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Бого-младенца, Ему дали имя: Иисус, преднареченное Ему Архангелом Гавриилом. § 8. Поклонение восточных мудрецов Mф. II:1–12 . Иисус родился в Вифлееме Иудейском, пришли в Иерусалим с востока волхвы, или маги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010