Блаженный Феофилакт под Рахилью понимает весь город Вифлеем. Рахиль, плачущая о детях своих, – это и символ безутешного горя о погибших детях (потерянных для иудаизма), которое сводит и саму мать их (то есть ветхозаветную церковь ) в могилу. Жизнь Рахили, жены патриарха Иакова, оборвалась внезапно между Вифлеемом и Иерусалимом, так и жизнь Господа Иисуса Христа – от Вифлеема (рождение) до Иерусалима (распятие). Этим евангелист Матфей как бы подсказывает нам, что не напрасно погибли Вифлеемские младенцы, за Него они умерли, и страдали, но это нисколько не спасло еврейский народ от духовной смерти, нечувствия Христа (Мессии). И далее мы читаем: Мф.2:19 . «По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте». Как известно: смерть грешников люта! Блаженный Феофилакт так описывает смерть царя Ирода: «Горькую кончину имел Ирод, извергнув свою злую душу горячкою, болью в животе, зудом, кривизной ног, гниением срамного члена, порождавшим червей, одышкою, дрожанием и судорогой членов» . Сразу же сказав о смерти тирана, апостол Матфей говорит о призыве к освобождению: Мф.2:19–20 . «…се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца». Смерть тиранов, эксплуататоров и политических злодеев всегда оборачивается радостью для народа Божия. Известно, что святитель Василий Великий молился о смерти римского императора Юлиана Отступника. Следовательно, наша молитва за властей, если они нечестивы, ускорит их гибель, а если они благочестивы, продлит их правление. Сказано: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих…» ( 1Тим.2:1–2 ) Конечно! Молитва – это доброе дело, но для нечестивых тиранов и эксплуататоров собственного народа она может оказаться началом их погибели. Сказано: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:20–21 ). Таким образом, наши молитвы, которые есть «благоухание Богу в спасаемых и в погибающих», то есть кающихся, для нераскаянных грешников – «запах смертоносный на смерть» ( 2Кор.2:17–16 ). Посему усилим наши молитвы за правителей и властей, при их благочестии эти молитвы принесут им благословение, равно как и при их злочестии принесут им смерть и проклятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В восьмой день собралось множество родственников и соседей, любивших благочестивую чету, чтобы разделить с ней великую радость и совершить над младенцем ветхозаветный обряд — обрезать дитя и наречь ему имя. «Захарией пусть зовется, — говорили родственники, — по имени отца» (как было обычаем у евреев называть дитя именем отца или деда или именем других родственников), находя это имя, означающее «Господь вспомнил», как нельзя более подходящим к обстоятельствам рождения дитяти, испрошенного у Бога долгой и пламенной молитвой. Но Елисавета настаивала, чтобы дитя было названо Иоанном. Тогда посредством знаков спросили у отца, как желает назвать он свое дитя. Взяв дощечку, Захария написал: «Иоанн имя ему», и тут же разверзлись его уста. Исполнившись Духа Святого, Захария воспел торжественно-хвалебную песнь Богу на рождение своего сына. В ней он прославил избавление народа Божия Спасителем: и ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их… Далее, дорогие братия и сестры, по преданию, царь Ирод после избиения вифлеемских младенцев искал возможности убить младенца Иоанна, но не мог найти его и велел убить отца его Захарию, когда тот исполнял свое священническое служение в Иерусалимском храме. Престарелая Елисавета, узнав, что воины ищут младенца, убежала с ним в гористую пустыню, но она вскоре умерла, и младенец остался один в дикой пустыне. И началась жизнь ребенка, какой мир еще не видел и какой никто из детей еще не испытывал. Благодать Божия неотступно была над юным пустынником, подготовляя его суровыми условиями к великому пророческому служению, к великому подвигу исправления жестоковыйных сердец ветхозаветного народа. Пищей его были акриды и дикий мед, окружением — безмолвная пустыня, собеседниками — дикая природа и ангелы Божий, а источником духовного возрастания и питания — Дух Божий. Пробыл святой Иоанн в пустыне до тридцатилетнего возраста, проливая горькие слезы, молясь за греховное человечество и совершая другие великие подвиги, пока Господь не призвал его на общественное служение.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

В этой пещере Пресвятая Дева Мария родила Сына, Который есть Предвечный Бог , спеленала Его и положила в ясли. § 6. Поклонение вифлеемских пастырей родившемуся Господу. (Лук. 2, 7–20). Была ночь, когда Господь благоволил родиться. Не вдалеке от пещеры вифлеемской пастухи держали в поле ночную стражу у своего стада. Вдруг среди ночного мрака осиял их небесный свет, и предстал им Ангел Господень. Пастухи испугались. «Не бойтесь», сказал им Ангел: «я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». В эту минуту вдруг, вместе с Ангелом благовестником, явилось множество небесных воинств, который радовались счастью людей и прославляли Бога, восклицая: „слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках Когда ангельские воинства скрылись и голоса их смолкли, то пастухи нашли знакомую пещеру, увидели Младенца, лежащего в яслях, и поклонились Ему. Потом они рассказали Иосифу и Марий о бывшем им видении. Все слышавшие дивились речам их, а Мария слагала все сии слова в сердце своем, т. е. запомнила их до малейшей подробности, но не хвалилась и не гордилась Своим величием, а только славила и благодарила Господа в глубине души Своей. § 7. Поклонение восточных мудрецов родившемуся Господу. (Мф. 2, 1–12) Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходить звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава н сокрушает всех сынов Сифовых (пророчество Валаама. Числ. 24, 17 ). Цари Фарсиса и островов поднесут Ему дань; цари Аравии н Савы принесут дары. И поклонятся ему все цари; все народы будут служить Ему ( Псал. 71, 10, 11 ). В Иудейской стране еще не многие знали о рождении Господа Спасителя, а между тем с востока уже шли волхвы поклониться Ему. Это были ученые люди, занимавшиеся в особенности наблюдением звезд. Уже около двух лет они наблюдали необыкновенную звезду на небе, и так как везде в это время ожидали явления великого царя и именно из Иудей, то они подумали не родился ли этот великий царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

В эту радостную спасительную ночь ликовали небеса и земная природа, но люди спали – спал глубоким сном и Израиль. Он спал не только телесным сном, но и сном гораздо более глубоким и ужасным – сном духовным. Руководители еврейского народа, которые первыми должны были с радостью встретить своего Мессию, не могли и подумать, что Христос придет в таком смирении и уничижении. Их недуховные взоры обращались к роскошным дворцам, ибо оттуда они ожидали пришествия своего мессии – земного царя. Вот почему не им, а простым вифлеемским пастухам, людям с простым, добрым сердцем, Господь открыл радостную весть о рождении Христа Спасителя. В эту святую ночь на холмах Иудеи пастухи сторожили свои стада. Быть может, они тихо беседовали о скором наступлении мессианских времен или просто думали об этом, как вдруг небо озарилось светом и Слава Господня осияла их. Перед собой они увидели Ангела Божия. Пастухи испугались, но посланник Небес сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Не успели еще отзвучать слова Ангельского благовестия, как пастухи увидели множество других Ангелов, которые дивным неземным пением прославляли Бога, взывая: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» Пение небесных посланников постепенно становилось тише и тише, пока Ангелы совсем не скрылись в глубинах ночи. На небе сияли лишь яркие звезды. Тогда пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Придя в Вифлеем, они нашли там пещеру и увидели в ней Деву Богородицу, Иосифа и Божественного Младенца, лежащего в яслях. Пастухи поклонились Младенцу-Христу и рассказали о явлении им в поле ангелов. Святая Дева Мария радовалась словам пастухов», слагая их в сердце Своем». Так на вифлеемских пастухах сбылись слова Спасителя: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). Обрезание и Сретение Господне. Лк. 2:21–30

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

В эту радостную спасительную ночь ликовали небеса и земная природа, но люди спали — спал глубоким сном и Израиль. Он спал не только телесным сном, но и сном гораздо более глубоким и ужасным — сном духовным. Руководители еврейского народа, которые первыми должны были с радостью встретить своего Мессию, не могли и подумать, что Христос придет в таком смирении и уничижении. Их недуховные взоры обращались к роскошным дворцам, ибо оттуда они ожидали пришествия своего мессии — земного царя. Вот почему не им, а простым вифлеемским пастухам, людям с простым, добрым сердцем, Господь открыл радостную весть о рождении Христа Спасителя. В эту святую ночь на холмах Иудеи пастухи сторожили свои стада. Быть может, они тихо беседовали о скором наступлении мессианских времен или просто думали об этом, как вдруг небо озарилось светом и Слава Господня осияла их. Перед собой они увидели Ангела Божия. Пастухи испугались, но посланник Небес сказал им: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Не успели еще отзвучать слова Ангельского благовестия, как пастухи увидели множество других Ангелов, которые дивным неземным пением прославляли Бога, взывая: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение?» Пение небесных посланников постепенно становилось тише и тише, пока Ангелы совсем не скрылись в глубинах ночи. На небе сияли лишь яркие звезды. Тогда пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Придя в Вифлеем, они нашли там пещеру и увидели в ней Деву Богородицу, Иосифа и Божественного Младенца, лежащего в яслях. Пастухи поклонились Младенцу-Христу и рассказали о явлении им в поле ангелов. Святая Дева Мария радовалась словам пастухов», слагая их в сердце Своем». Так на вифлеемских пастухах сбылись слова Спасителя: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). Обрезание и Сретение Господне. Лк. 2: 21-30

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Вифлеемских младенцев. Но будет грубым упрощением сказать, что цитата употребляется совершенно не к месту. Рама находится вблизи Вифлеема, а жена Иакова Рахиль является одной из праматерей (зачастую называясь просто матерью 25 ) всего Израиля. В общем, отрывок из Иеремии цитируется Матфеем из-за предполагаемого фабульного сходства с обстоятельствами рождения Иисуса, а не по причине прямых предсказаний избиения младенцев. Ветхозаветное пророчество и само по себе носит метафорический характер, потому что Рахиль была давно мертва ко времени жизни пророка Иеремии. То же самое в Деяниях. В первой главе нужно особенно подчеркнуть, что Петр применяет к Иуде слова из 69 псалма: «да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем» ( Деян.1:20 , цитируя Пс.69:25 ). Петр вовсе не обязательно желал истребления всей семьи Иуды. В Деян.2 , в своей следующей речи, Петр цитирует Иоиля и говорит, что различные пророки предрекали, что с пришествием Духа Святого (которое, собственно, и произошло в день Пятидесятницы) начнутся апокалиптические события, «солнце превратится в тьму, а луна – в кровь» ( Деян.2:20 , Ио.2:31). Однако, насколько нам известно из книги Деяний, никаких небесных явлений, из-за которых луна стала бы выглядеть, как один из двух спутников Татуина из «Звездных воин», не было. Петр приводит эти слова просто потому, что присутствующие тоже переживают некое Божественное действие, которое изменяет все положение дел во вселенной. Можно привести еще примеры. Например, когда в той же проповеди Петр цитирует Пс.110:1 : «Сказал Господь Господу моему: «Сиди по правую руку от Меня, пока я не сделаю Твоих врагов подножием ног Твоих»«, мы прекрасно понимаем, что у Бога, тем не менее, нет никакой правой руки, и Он вовсе не собирается делать для Иисуса подставку для ног из трупов врагов. Он же не владыка инков Почакути, который имел обыкновение делать флейты из костей поверженных царей. Поэтому, когда мы подходим к цитированию Пс.2 в Деян.13 , мы не должны удивляться: " И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-bog...

Временами возникал вопрос, а почему Христос не пострадал как младенец? На это четко ответил святитель Иоанн Златоуст. Кто бы тогда возвестил нам Слово спасения, оставил заповеди и указал нам путь к Небесам? Если бы Христос умер как младенец, то искупление мира также произошло бы, но оно осталось бы нами невостребованным и для нас неизвестным. По неисповедимому Божественному Промыслу они оказались избранниками Израиля. Что бы произошло с Вифлеемскими младенцами, если бы они не погибли? Весьма вероятно, что если бы они выросли, то оказались бы в безумной толпе у претории Пилата и кричали бы: «Распни Его!» А на склоне своих лет увидели бы гибель Иудеи и Иерусалима. Здесь есть ещё один таинственный момент, а именно — те слова, которые приводит евангелист Матфей: Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф.2, 17-18). Речь идет о том, что Рахиль умерла и была погребена на дороге в Вифлеем, где Иаков поставил надгробие, существующее до сего дня. Во времена пророка Иеремии это место было сбором для пленников, которых угоняли в землю Вавилонскую, где израильтяне стенали и плакали, потому что не надеялись вернуться из плена. Однако вспомним продолжение этого стиха у Иеремии: Так сказал Господь: “Удержи голос свой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть воздаяние за труд твой... возвратятся сыны в пределы свои ” (Иер. 31,15). Действительно, через 50 лет часть израильтян вернулась из вавилонского плена. Здесь есть великий символизм. Вифлеемские младенцы предвозвещают всеобщее возвращение из плена, поскольку род человеческий будет искуплен Христом, и достойные будут возвращены из ада, из тьмы и вечного плена в Царствие Небесное. Рейтинг: 9.8 Голосов: 1595 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Иван Агафонов 2 февраля 2017, 12:55 Статья поучительная и наводящая наш короткий ум на размышления о том, что события тысячелетней давности,в точности

http://pravoslavie.ru/100080.html

Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов      Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов    Рождество Христово. Фреска древнего сербского храма в монастыре святого Павла, Афон. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1–2), — рассказывает Евангелист Матфей. Еще за 6 веков до Рождества Христова, во время вавилонского пленения иудеев, религиозные мыслители Востока впервые открыли для себя Библию и познакомились с древним пророчеством о Вифлеемской звезде провидца и прорицателя Валаама, предсказавшего приход Мессии: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числа. 24:17). Тогда же, во время вавилонского плена, пророк Даниил предсказал точную дату рождения Мессии (Дан. 9:25). О ней знали в каждом еврейском доме. Знал ее и царь Ирод. Именно поэтому расспросы волхвов о Царственном Младенце так перепугали Ирода. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия по предсказанию пророка Михея (Мих. 5:2). Тогда «тайно», как говорит нам Евангелие, призвав к себе во дворец волхвов и узнав от них, что звезда стала видимой на небосклоне еще до рождения Того, Кого они ищут, и что именно она вела их в пути, Ирод поручил им отыскать в этом маленьком городке Младенца, чтобы и он, Ирод, мог поклониться Ему. Когда же волхвы вышли из Иерусалима, звезда вновь осветила им путь и привела их к дому, где в то время находились Матерь Божия с Сыном и праведный Иосиф Обручник: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф. 2:11). Кем же были волхвы, пришедшие поклониться Богомладенцу? Это событие становится предметом размышлений многих толкователей уже в самых ранних памятниках христианской литературы. Следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как занятия, несовместимые с представлением о свободе воли и Промысле Божием о человеке.

http://pravoslavie.ru/67336.html

И далее мы читаем: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2: 16). Петр Хризолог так истолковал эти слова: «А что же Христос? Зная наперед будущее, ведая тайное, Судия намерений, Надзиратель помышлений, почему Он оставил тех, которых, как Он знал, станут разыскивать из-за Него, и ведал, что из-за Него убьют? Новорожденный Царь и Царь Небесный, почему Он пренебрег Своими воинами ради собственной безопасности? Почему Он пренебрег войском Своих ровесников? Почему Он оставил стражей, вынутых из своих колыбелей, так что враг, намеревавшийся разыскать только царя, выступил против всего войска? Братья, Христос не презрел, но превознес Своих воинов, которым дал [возможность] торжествовать прежде, чем жить, которым позволил одержать победу без сражения, которых Он одарил венцами прежде, чем членами [тела], и которые по Его воле путем страданий прошли мимо пороков, обрели Небесное прежде земного и сочетались с Божественным еще прежде земного. Следовательно, Христос выслал вперед Своих воинов, а не бросил; Он принял Свое войско, а не оставил» 12 . Здесь мы видим, как судьба Вифлеемских младенцев образно перекликается с судьбою Страждущего Христа-Мессии. И далее мы читаем: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2: 17–18). Блаженный Феофилакт под Рахилью понимает весь город Вифлеем. Рахиль, плачущая о детях своих, – это и символ безутешного горя о погибших детях (потерянных для иудаизма), которое сводит и саму мать их (то есть ветхозаветную Церковь) в могилу. Жизнь Рахили, жены патриарха Иакова, оборвалась внезапно между Вифлеемом и Иерусалимом, так и жизнь Господа Иисуса Христа – от Вифлеема (рождение) до Иерусалима (распятие). Этим евангелист Матфей как бы подсказывает нам, что не напрасно погибли Вифлеемские младенцы, за Него они умерли и страдали, но это нисколько не спасло еврейский народ от духовной смерти, нечувствия Христа (Мессии).

http://pravoslavie.ru/93278.html

И на тех и на других нападают косматые мира... Подобно и в Псалтири: Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое. Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда (Пс. 73, 18,19). И далее: И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их (Быт. 15, 11). Животные – это символ разных народов, через которые, мимо или посреди которых будут проходить дети Божии (потомки Авраама и особенно христиане последних времен). И Аврам здесь отгоняет хищных птиц. «Хищные птицы» – это «ангелы-хранители» других языческих народов, то есть бесы, которые испугались возвышения семени Авраама, то есть грядущего Христа! Блаженный Августин писал: «Птицы, садящиеся на рассеченные тела, означают не что-либо хорошее, но этих воздушных духов, которые ищут своего рода пищи себе в разделениях между плотскими людьми. То, что Авраам остался с ними (т. е. жил среди них – О.С .), означает, что даже среди этих плотских разделений истинно верные останутся верными до самого конца. И то, что на закате солнца на Авраама напал ужас и страх великий, означает, что в конце века будет великое смятение и горе для верных…» . За каждый народ, равно как и за каждого человека на небе и на земле, идет брань, в которой принимают участие и ангелы, и бесы с диаволом, и Господь. Объяснить, почему одни народы, такие как армяне, обратились ко Христу в III веке, или в IV веке (грузины), или в X веке (мы, русские), а другие народы и до сих пор вне христианства, достаточно сложно. Но очевидным является то, что процессу обращения предшествует духовная война, война сил зла и сил добра, где поле битвы – сердце человека. Авраам, отгоняющий бесов-птиц от своего шатра, – это и символ защитника своего семейного очага от всяких посторонних . О которых и сказано со всей определенностью: Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1, 10, 11). Как пророк, он (Авраам) мог созерцать утопление еврейских младенцев в водах Нила, избиение Вифлеемских младенцев, вавилонское и римское пленение целого народа. И далее мы увидим созерцание им дыма и пламени нацистского холокоста...

http://pravoslavie.ru/104395.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010