В декабре 1989 года исполком городского Совета народных депутатов принял решение о передаче здания для нужд верующих. С этого времени началась большая работа по заготовке материалов и проведению ремонта, были восстановлены купола, подняты на колокольню и установлены колокола, выполнена реконструкция иконостаса, ведется роспись стен и сводов храма. Современное состояние [ править править код ] Архитектура храма [ править править код ] В Воскресенском храме был реализован замысел объединения в гармоничное целое двух знаковых элементов древнерусской нации — Успенского собора и колокольни Ивана Великого. Монументальное здание огромных размеров, по композиции ориентированное на формы архитектуры Успенского собора Московского Кремля, очень своеобразно варьирует тип соборного храма, пятиглавого и трёхнефного, но без столбов. Мощный кубический двусветный объём с тремя крупными полукружиями апсид и позакомарным покрытием увенчан высокими цилиндрическими световыми барабанами глав с более крупным средним. Оригинальны играющие роль контрфорсов сильно вынесенные лопатки, которые членят фасады на три прясла (среднее — чуть повышенное) с полуциркульными закомарами. Необычны выступы в центре боковых фасадов с крупными, облицованными майоликой нишами-экседрами, где расположены входы с пологими лестницами перед ними. Низкая крытая паперть соединяет западный фасад с высокой пятиярусной колокольней — прототипом которой является столп Ивана Великого в Кремле. Колокольня Воскресенского храма сделана более узкой, чем колокольня Московского Кремля, перекликаясь образно с фабричными трубами (символами местного процветания в начале XX века), но немного выше (высота — около 90 м) московского прототипа (это было личное пожелание Ивана Кокорева). Большой, равновысокий храму четверик колокольни в два света с закомарой на каждом фасаде несёт глухой восьмерик с тремя ярусами кокошников; выше расположен стройный восьмерик с ярусом звона и одним рядом кокошников, а затем — ещё меньший восьмерик с узкими арочными проёмами, переходом к цилиндрическому барабану главы служат три ряда мелких кокошников «вперебежку». Утраченная золочённая надпись в два ряда под куполом колокольни раньше ещё больше подчёркивала сходство с Иваном Великим. Для храма на Колоколо-литейном заводе Забенкина в Костроме был отлит гигантский колокол весом в 1 700 пудов (более 27 тонн).

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

3) Создам «свободный приход» – т. е. организацию, спаянную не только единством внешних задач, но и единством духовной жизни. Всё это в будущем. А пока примите мой прощальный дружеский привет и пожелайте счастливого пути и скорого счастливого возвращения. 1 МГ. 1916. 15 января. 14. Подпись: Далёкий Друг. Открытию рубрики «Ответы на письма» предшествовало несколько статей под новым для читателей псевдонимом. Они настолько затронули сердца, что вскоре на Свенцицкого обрушился вал посланий. 5 Ср.: «Я часто вспоминаю один из тех весёлых, оживлённых ужинов... после заседаний психологического общества... Речь шла о бессмертии души. Спорили много и долго; под конец кто-то предложил поставить вопрос на баллотировку: голоса разделились и бессмертие прошло большинством одного голоса» (Трубецкой. С. Собр. соч. M., 1908. Т. 2. С. 348). В голосовании также участвовали Β. П. Преображенский , C. С. Корсаков, Токарский и др. 6 Максимович Всеволод Николаевич (1894–1914) – художник-модернист, член художественно-философского объединения «Сад богов». Исполнил гл. роль в к/ф «Драма в кабаре футуристов» (1914). Употреблял наркотики и алкоголь; формальной причиной самоубийства был провал персональной выставки в Москве. Его гигантские панно в стиле ар-нуво получили признание на выставке в Чикаго (2007). Егорьев Вячеслав Константинович (1886–1914) – выпустил сб. переводов китайских поэтов «Свирель Китая» (СПб., 1914). 9 Кокорев Василий Александрович (1817–1889) – финансист и меценат, старообрядец; разбогател на винных откупах. 10 В России «пинкертоновская» лихорадка началась в 1907. В газетных киосках и у разносчиков еженедельно появлялись новые 5-копеечные книжки с рассказами о подвигах сыщиков. В основе лежал не логический анализ, не размышление, а действие – преследование, драка и т. п. В 1908 было издано более 600 выпусков сыщицких серийных брошюр общим тиражом около 10 млн экз. В 1909 их читали 90% гимназистов. 14 Выражение 20 раз употреблено в статье «Для чего люди одурманиваются?» в качестве главного ответа на этот вопрос (Толстой. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

503 „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1873 г. 1. 127, 130–132, 138–139 и 147–155 стр. «Домашняя Беседа», 1861 г. «Рассказ очевидца о действиях преосвящ. Иакова, по обращению раскольников в саратовской губернии». 764 –767 и 809 стр.. 504 Первый указ об отдаче скопцов в военную службу издан был, как мы уже замечали, в 1807 г. („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 3. 231–232 стр.). Потом это распоряжение правительства повторялось с разными видоизменениями в 1808 г., в 1816 г. и т. дал. (Там же, 232–233 стр.). 506 Брить лбы – обычай, не встречающийся у других скопцов, вероятно, придуман Басюковым и Кокоревым, как эмблема их общества. 507 Из дел известно, что предписание об удалении в Сибирь Крюкова, Аксенова и Харьковского последовало 31 окт. 1842 г., рапорт же полковника Бреверна, в котором, между прочим, говорилось и об этой переписке между скопцами, писан 17 апр. 1843 г. 512 Так, в официальных документах находим, что «проживавшие в Яссах скопцы в числе восьми человек прислали на высочайшее имя всеподданнейшую просьбу, в коей изъяснили, что удалясь с давних лет за границу и поселясь за Дунаем, и в княжествах Молдавии и Валахии, они, после всемилостивейшего манифеста 30 августа 1814 года, прибыли опять в Россию и которые из них уже были приписаны в сословие жителей Бессарабской области, но после того, и именно в 1815 году, высланы обратно за границу и потом не были уже впущены в пределы России; посему они просили дозволения возвратиться в Россию, где многие из них имеют родных и оседлость» («Сборник постановлений по части раскола». Т. I. Вып. 1. Лондон. 1863 г. 175 стр.– См. в «Христианском Чтении» 1879 г. Янв.–Февр. 32 стр.). 533 Впрочем, впоследствии Ковалев изображал собою «лжепредтечу» Шилова и «матушку» Акулину Ивановну; поэтому он носил и наименование: «Александрушки II, матери благодати» (Там же, 415 стр.). Читать далее Источник: Секты хлыстов и скопцов/Исслед. свящ. Константина Кутепова. - Изд. 2-е. - Ставрополь-Губернский : Тип. Т.М. Тимофеева, 1900. - 546, II с.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Персонажи романа при всех своих различиях остаются типичными представителями Русского мира (даже если принадлежат к другой национальности и другому вероисповеданию). Глубокая погружённость в русское бытие, взаимосвязанность с жизненными процессами русской московской жизни и многие другие факторы осуществляют синтез зачастую разнородных явлений, формируя русский народ не в узкоэтническом, а в высоком духовном смысле – на основе принадлежности к русской культуре, русскому языку, русским государственным и общественным делам. И стольный град Москва выступает здесь как символ России в её духовной полноте и человеческом многообразии. Герои романа – люди, своими помыслами и поступками создающие русское мировоззренческое и бытовое пространство, на котором находит себе место полнота бытия. В этом идея романа, в этом его осуществлённая задача. И о ком бы мы ни читали – будь то вздорная купчиха Кокорева, закрывшаяся в своём герметичном мире и не желающая видеть подступающей реальности; блаженный Макарушка, противопоставляющий безумному миру экзистенциальное юродство; злосчастный русский еврей Аарон Шнеерсон, испивший чашу страданий при столкновении с неотвратимой силой судьбы и людских предрассудков и лишь чудом нашедший правду; Никанор Ильич Покровский, сделавший отчаянный и страшный шаг в безнадёжном стремлении исправить жизненную ошибку, или кто-то из других персонажей, встающих перед читателем во всей красе своих дерзновений, – каждый из них будет ярким всплеском одной из неисчислимых волн бушующего русского людского моря, за которым стоит в сияющей чистоте невыразимая и недоступная окончательной разгадке душа России. И читатель скользит по волнам этого моря, сопереживая его персонажам – всем вместе и каждому в отдельности. Русским духом наполнен текст романа, духом свободным и неукротимым, который дышит там, где хочет. В последние годы много говорится о необходимости возврата к истокам. Зачастую в этот призыв вкладывается установка возрождения архаики, восстановления традиций, отмерших ещё в прошлом веке или существующих по инерции, но проявивших свою нежизнеспособность в современной системе бытийных координат. Возврат к истокам следует понимать только как действительное, а не декоративное возвращение к традиционным религиозным ценностям и к основанному на этих ценностях светскому гуманизму. Роман «В некотором царстве… Сказки Агасфера» убедительно показывает, что неизбежная и неотвратимая эволюция внешних форм русской жизни не наносит ущерба национальному самосознанию, а наоборот, даёт ему живые импульсы к развитию в условиях добросердечной открытости в отношении всего жизнеспособного, приходящего из внешнего мира, и к формированию здорового иммунитета к тенденциям вырождения и угасания, нередко прорывающимся из того же источника. На этом пути герои романа делают свой жизненный выбор, за который держат ответ перед собой и своей совестью.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/05/prostr...

Оглядываю зал. В первом ряду мачеха. Киваю. Отчетливо вижу, как морщится в тот момент, когда я занимаю место подсудимого. Адвокат отсутствует. Это была лишь маленькая репетиция. Судья объявляет, что адвокат Залесский отсутствует по болезни. Я предъявляю ходатайство о том, чтобы суд был отложен. Богданов (с готовностью): “Вот, вот. Я к этому и веду”. Суд откладывается на неделю, до следующей среды. Снова тряский путь. Приезжаю в Бутырки, как в дом родной. Странная все-таки эта человеческая особенность: привычка к месту. И наконец девятнадцатое. Знаменательный день. Снова тот же путь. В Люблино. В одном воронке со мной едет в другом отделении мой ученик Вячеслав Кокорев, свидетель по моему делу, ранее осужденный по паршивому делу (попытка ограбления вместе с товарищем по пьяной лавочке). Интересна реакция конвоя. Когда везли меня, верно, думали, что я страшный преступник — убийца, бандит (ведь везут под особо усиленным конвоем). Когда узнали, что политический, стали страшно любезны, предупредительны. В суде меня караулили двое молодых парней. Когда их сменяли во время перерыва, один из них сказал: “Да не хочется уходить. Так интересно”. А обернувшись ко мне, прибавил: “А в Елоховском соборе хорошо поют. Я иногда захожу. Ну, я думаю, все будет в порядке. Желаю поскорее выйти на волю”. Другой также прибавил: “Всего хорошего!” Ненависть к нам не удается возбудить даже в конвоирах. На этот раз настоящий суд. Надо сказать, что Сталин поступил умно, отменив какие бы то ни было суды. Суд, какой бы он ни был, все-таки вызывает некоторую волну. Дает возможность подсудимому себя проявить. Помню свое первое впечатление в этот второй раз. Оглядел зал. В зале сидели около сотни мужчин, пожилых, в добротных, дорогих костюмах. А лица… Невольно вспомнил Некрасова: Не пойму я одного: Как не высекли ошибкой По лицу его. На всех откромленных, сытых физиономиях было написано, что это работники КГБ. И вдруг… человеческое лицо. Милое. Усталое. Я стал всматриваться: скромный костюм. Как-то очень плохо и небрежно зашнурованые ботинки. Лицо тонкое. Вдумчивое. Мелькнуло в голове: “Что это? Неужели кагебист? Нет! Тогда кто же? Свидетель? Свидетель не может находиться а зале”.

http://azbyka.ru/fiction/rodnoj-prostor-...

Дневник Мещерского для Александра III, 12 января г.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 114. Л. 60. Ср.: Дневник Мещерского для Александра III, 2 января г.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 107. Л. 12 об. Дневник Мещерского для Александра III, 16 ноября г.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 112. Л. 1 об. Мещерский В.П. Дневник, 28 марта//Гражданин. 1887. 4 апреля. N 27-28. С. 17. См., напр.: Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П., Михайлов М.Л. Воспоминания. Т. 1. М., 1967. С 79. См.: Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. Т. 2. М., 1996. С. 175. См.: Кокорев В.А. Экономические провалы. С. 179. Дневник Мещерского для Александра III " О Вышнеградском " , г.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 116. Л. 30 об. О подоходном налоге//Гражданин. 1892. 18 июля. N 197. С. 1-2. Ср.: Дневник Мещерского для Александра III, 23 октября г.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 110. Л. 10. По поводу квартирного налога//Гражданин. 1893. 16 июня. N 163. С. 1-2. См.: Арсеньев К.К. За четверть века (1871-1894). Сборник статей. Пг., 1915. С. 530-536. Мещерский В.П. Дневник, 19 апреля//Гражданин. 1898. 23 апреля. N 31. С. 17-18. Мещерский В.П. Дневник, 29 марта//Гражданин. 1905. 31 марта. N 26. С. 23. Мещерский В.П. Дневник, 26 мая//Гражданин. 1905. 29 мая. N 42. С. 17-18. Мещерский В.П. Странный сон//Гражданин. 1897. 26 июня. N 49. С. 2-3. Чего следует желать! (Письма из деревни). Часть I//Гражданин. 1892. 28 марта. N 88. С. 1. См.: Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. С. 82-91, 183-221. http://www.voskres.ru/economics/dronov1.htm Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

24 марта. 82 С. 12 : Спиритический сеанс: Встреча Первого и Второго. Бал в Симбирске. Булочник из Егорьевска. Пушкинский театр. Доктора в Самарканде. Доктор (В. Н.) Проценко. «Некто» из Малого театра. Квартальный и купец на Волге. Воинственный жених. Убиение больного. Доктора в Муромских лесах. Девица Татьяна. Управляющий «Домом Христовым». Жалобы покойников с Пятницкого кладбища. Мщение крестьян кабачнику. Эпизоотия между купцами. Интрига настоятеля. Распоряжение Думы в Нижнем. Пьянство и убийство в селе Мысах. Продажа детей в Уральске. Торговля апельсинами в церквах. Кабинет смеха. Празднование свадеб в Старом Осколе. Клуб на Клязьме. Профессор профессоршу в тюрьму посадил. Окончание спиритического сеанса. Графиня Приор. Коридорный/Третий. ((Ф)); С. 2 : Москва, 23 марта: (О связи преступления 1 марта (А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. А. Саблин) с делом 193-х «О революц. пропаганде в империи» и дела 1874 г. И. И. Долгушина, Л. А. Дмоховского и др. по составлению, печатанию и распространению прокламаций преступного содержания)/+ (Ф. А. Гиляров); С. 3 : Петербург и Москва: (Из газ. «Русь»). (ПП). 25 марта. 83 С. 1 : Раскопки в Сарае/С. Попов. ((Ф)); С. 2 : Москва, 24 марта: (По поводу введения именных билетов для подгородных жителей Петербурга с целью предотвращения терактов)/(Г.-П.); Заседание Петербургского Славянского общества (22 марта в Петербурге, посвящ. памяти Александра II; выступали И. С. Аксаков, К. К. Случевский, В. А. Кокорев, О. Ф. Миллер); Признаки одичания/Русский гражданин; С. 23 : Лазаревский институт восточных языков/П.; С. 3 : Панихида и сбор на памятник почившему Государю. Портреты Государя Императора. Письмо вдовы Ф. М. Достоевского (Анны Григорьевны к С. М. Третьякову). Общество любителей художеств. Билеты на похороны Н. Г. Рубинштейна. Просьба евреев. (ЗиИ). 26 марта. 84 С. 1 : Раскопки в Сарае. (Внизу: «Царев, 11 февр.»): (Оконч.)/С. Попов. ((Ф)); С. 2 : Москва, 25 марта: (1) В связи с отставкой министра А. А. Сабурова – об усилении дисциплины в высших учебных заведениях)/(Г.-П.); (2) О положении Онежского края и экономич. экспансии Англии на Севере России)/(Авт. не установлен); Вынос тела Н. Г. Рубинштейна; С. 3 : Из Дерпта. 20 марта: Студенческий суд/Л. Л. Л.; Из Воронежа. 17 марта: Памяти Государя Императора. Угоревшие заключенники. Шайка подделователей. Цены/Р.; Из Самары. 18 марта: Обезземелившиеся крестьяне; Из с. Старолетова, Зарайского у. 18 марта: По поводу пожертвования крестьянам гр. Д. А. Толстого, дер. Шушпановой/Обыватель села Старолетова; С Уральской Горно-Заводской железной дороги. 2 марта: Путевые впечатления/Л...ъ Б...г. (ВИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Наконец, в той же главе в «Новом времени» и в издании 1880 (1886) года опущены два отрывка в конце главы, характеризующие евангелие, впервые прочитанное Шерамуром, — «почеркать бы надо по местам» и т. д. В главе одиннадцатой по цензурным соображениям снято в «Новом времени», но появилось в издании 1880 (1886) года место о молитве графини с упоминанием Христа. В главе тринадцатой отсутствует, но появился в издании 1880 (1886) года ответ Шерамура о том, что уйти из России в сложившейся для него обстановке все же было безопаснее. В главе пятнадцатой нет в «Новом времени», но есть в издании 1880 (1886) года слова Шерамура, соглашающегося возвратиться в Россию: «там пищеварение лучше». В той же главе и в газете и в издании 1880 (1886) года имя Герцена заменено «Г-ну, Г-н». В главе шестнадцатой — «русский консерватор» (так в изданиях 1880 (1886) и 1889 г.); в газете — «ярый легитимист». Из других вариантов стоит отметить, что ни в «Новом времени», ни в издании 1880 (1886) года нет имени директора С.-Петербургского Технологического института Н. А. Ермакова (глава 8). Эпизод с «неприличным» заглавием — «Попэнджой» (глава 17) впервые появился в издании 1889 года. В «Новом времени» и в издании 1880 (1886) года он заменен словом «Лепесток…» (курсив Лескова. — С. Р.) «Да-с; вот то-то и есть, а я именно утверждаю, что она сказала: «я пойду потрясти мой лепесток…» Я, разумеется, сейчас и ушел». В главе десятой, в конце, к словам «ничего не понимаете» сделана сноска, отсутствующая и в издании 1880 (1886) года и в издании 1889 года. Она важна тем, что подтверждает предположение, будто в основе повести лежит какой-то близкий к действительности эпизод, который Лесков (Nemo повести) мог наблюдать в Париже в 1875 году. «Так как это не выдумка (курсив Лескова. — С. Р.), то можно предполагать, что профессор, который выругал Шерамура и воздерживал его от поездки к графине, едва ли не был покойный Зарянко» (известный художник-портретист, 1818–1870). В главе двадцать первой в «Новом времени» нет выпадов против Аксакова и Кокорева: они впервые появились в издании 1880 (1886) года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Другой способ борьбы за искомую независимость — достижение «богачества»; как писал Пушкин: Наш век — торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет. К ярославскому мужику богатство приходило как оборотная сторона бедности. Некогда поселившийся «на краю» Русской земли, он скоро оказался чуть ли не в ее центре. «Не знаю, что в Пошехони, в Данилове, в Любиме, — пишет тот же Иван Аксаков, — но все прочие города Ярославской губернии — на большой дороге. Глуши нет. Да и в старину, до открытия сношений с Петербургом, здесь пролегал торговый путь из Архангельска в Москву, и были иностранные конторы в самом Ярославле» . Вся окрестная земля изрезана дорогами и дороженьками. Народу народилось много, а пахотные угодья уже к XVIII столетию истощились настолько, что не могли прокормить живших землею тружеников. Один из «вспоминающих» крестьян (С. Д. Пурлевский) свидетельствует, что в ярославской округе пахотной земли к тому времени приходилось «меньше, чем десятина на душу — только и есть, что скот попасти, а посевы хлебные и не затевай». Чтобы выжить, мужику поневоле приходилось «крутиться». Тот же мемуарист приводит рассуждения своего деда, старосты вотчины: «Если мы Всевышним Промыслом обречены быть крепостными, то не совсем лишены средств устроить свой быт: хотя земли нашей пахотной и недостаточно к прокормлению, мы свободны в выборе заниматься как кому сподручнее, а место нашего жительства (центр России. — В.К.) сугубо заменяет недостаток земли, потому что дает средства торговать и иначе промышлять, как кому вздумается » . Не один дед рассуждал подобным образом: в Ярославской губернии, как свидетельствует статистика, было наибольшее по России число крестьян, занявшихся «отхожими» промыслами. Подчеркнем: стремление «заниматься как кому сподручнее», отправляясь «с домашнего корма в извоз» (Некрасов), возникало из той же тяги к независимости. Мужик, не обремененный пахотной землей и соответственно летней работой, выправлял у помещика «пашпорт» и уходил из дома, становясь возчиком, плотником, каменщиком, копачом, разносчиком, коробейником — мало ли занятий на свете! Везло в этих занятиях далеко не всем: многие умерли, «не доживши веку» (как некрасовский Прокл из поэмы «Мороз, Красный нос»). Но иные, самые предприимчивые, вышли «в люди»: именно от ярославских крестьян (часто старообрядцев) пошли славные купеческие фамилии Рябушинских, Морозовых, Бурылиных, Кокоревых, Елисеевых, Титовых, Щукиных. Не все, конечно, стали Рябушинскими (гораздо чаще встречались «пронзительные мужики», самодуры вроде типов Островского), — но все-таки…

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Вследствие усиленного преследования священников, переходивших в раскол, в 1840 г. образовалась секта самосправщиков – исправлявших для себя все требы, или лучше сказать не исправлявших никаких треб и не имевших общих наставников и т. д. Самосправщики были – переход от поповщины к беспоповщине. В пятидесятых годах открыта была секта щельников (молящихся в щель), а в 1866 г. – во Владимирской губернии – секта белоризцев, названная так местным епископом, потому что собиравшиеся слушать учение секты были одеты в белых рубахах и подвязаны белыми льняными поясами. Эта секта отрицала обрядовую внешность церкви. Насчитывают до 130 различных толков и согласий на всем пространстве России. Но очень может быть, что их значительно больше. Довольно упомянуть некоторые секты чтобы видеть, что они известны большинству только по имени. Димитрий Ростовский , пересчитывая известные ему 29 толков, упоминает чувственников, кривотолков, капитонов (они же и подрешетники), рагожников или рубищников. Феофилакт Лопатинский, насчитывая 36 толков, упоминает селезневщину, или жидов, суетных, познающих, или сомнящихся. Наконец из рукописных данных 155 мы узнаем о существовании сект: глухой нетовщины, Петрова крещения, дрождевиков, кокоревщины, фарисеев, милютинской, шелапутов. Все эти названия хотя и не дают понятия о сектах, столь малочисленных, что нет надобности в их изучении, тем не менее характеристичны. XII. Преображенское клажбище При взгляде на карту Москвы каждый может заметить, что город протянулся на северо-восток гораздо дальше, чем в другие стороны. Там, где город, улицы которого идут как нити паутины вокруг центра, по-видимому, уже кончается, есть на северо-востоке как бы прирост – Преображенская слобода. Русские города, выстроившиеся сами собою, выросли по главным путям торгового движения. Если город вырос по одной реке или дороге, то он по большой части тянется одной длинной линией; напр., Архангельск, Владимир и др. Если город представляет средоточие дорог, как Москва, то он не мог не превратиться по виду почти в круглую паутину, основой которой были дороги – радиусы, сходившиеся к центру. При характере старинных сообщений естественно было также, что московские предместья заселялись значительной частью прибылыми людьми из тех провинций, в чью сторону обращены были предместья. Тверская, Смоленская, Калужская заставы – не одни топографические термины. Части города, прилегавшие к этим заставам, населялись тверскими, смоленскими и калужскими выходцами, давая приют приезжавшим из этих провинций.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010