Однако я хотя ослабел ногами, но кое как ежемесячно или по дважды в месяц совершаю литургию и периодически говорю все-таки поучения. – Об общественных собраниях и условиях епархиальной жизни не знаю, да и не интересуюсь: пред временами вечности все это мелочи. Всю же семью Вашу и друзей Ваших да благословит Господь и да наградит за Вашу благожелательность! Ваш неизменный доброжелатель и богомолец Митрополит Антоний. Сегодня исполняется 48 лет со дня моего пострижения в монашество. Мая 18, 1933. Письмо 107. К Архимандриту Виталию (Максименко) 197 Дорогой Батюшка Отец А. Виталий! У нас теперь αβουλα 198 : Патриарх уехал по епархии и никакия донесения к нему не доходят. В Сербии это обычное положение. Боюсь, что о. Савва 199 перебежит к евлогианам. Для него видимо не существует 9-го члена Символа Веры , как и для самого Евлогия. Итак ничего не разрешайте его помощникам сверх прежняго. – Также от начальника Кр.(ымскаго) Корпуса нам ничего не дождаться: он на все ходатайства наши отвечает отказом. Разве что о. Феодоров добрее его окажется. Прошу св. молитв Ваших. Любящий М. Антоний. Р. S. Я все живу опять в Карловцах, а недавно сидел в Белграде 3 недели, пока не истощились средства. 28 Июля 1933 г. Письмо 108. К гр. Ю. П. Граббе ( Писано рукой архимандрита Феодосия под диктовку Митрополита Антония ). Многоуважаемый и дорогой Юрий Павлович! Сегодня я был обрадован получением Вашего письма, – первого, но надеюсь не последняго, а со своей стороны заготовил для Великого Князя Вл. Кирилловича Образ Знамения Б. М. в серебр. ризе и написал К. Д. Кафафову, что прошу его указания о способе отправки этой иконы. Конечно, если бы были у нас средства, то икону я бы отвез сам или поручил бы это дело Вам, либо о. Феодосию, либо Вам обоим, но пока сижу и жду ответ от Кафафова. День совершеннолетия Е. В. будет 17 сего августа ст. ст., а у нас будет праздноваться 3 сент. н. с. Понимаю, что Вы не успели черкнуть нам о своих детках, которыми я, как знаете, так интересуюсь, особенно Алешей...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

     По просьбе редакции портала «Православная жизнь» протоиерей Серафим Ган, управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода, секретарь Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, прокомментировал последние решения Патриарха Варфоломея и дал оценку действиям Фанара. – Наши мысли, глубокие переживания и горячие молитвы – с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием, архипастырями, пастырями, насельниками и богомольцами Киево-Печерской, Почаевской и Святогорской Лавр, монашествующими, мирянами и всей Украинской Православной Церковью, являющейся сердцем Святорусского Православия. Наша Украинская Православная Церковь – это не только сердце всей Русской Церкви, но и каждой из самоуправляемых Ее частей, в том числе и Русской Зарубежной Церкви. В настенной росписи Серафимовского храма-памятника в Си Клифе (Нью-Йорк, США), где имею милость Божию нести свое служение, изображена вся история святости и благочестия нашего богохранимого народа, наших предков – от Киевской купели до восстановления полноты братского общения внутри единой Русской Православной Церкви: первый Предстоятель Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий), создавший и освятивший Свято-Троицкий собор Успенской Почаевской Лавры и после убиения священномученика Владимира (Богоявленского) ставший преемником его по Киевской митрополичьей кафедре; архиепископ Виталий (Максименко), за несколько дней до убиения митрополита Владимирова в 1918 г. сослуживший новому священномученику на акафисте в Великой церкви Киево-Печерской Лавры и в течение многих лет возглавлявший типографское братство Почаевской Лавры. Архиепископу Виталию, в то время еще архимандриту, с Божией помощью удалось вывезти за границу почаевское типографское братство, продолжая нести его церковно-общественное и миссионерское служение в рассеянии. Почаевское типографское братство сначала на территории Пряшевской Руси, а потом в Германии и в США печатало духовно-нравственную, церковно-богословскую и богослужебную литературу не только для рассеянных после революции и Гражданской войны чад церковных, но и для тех, кто жаждал духовного просвещения на Родине. Это поистине святое дело было продолжено потом приснопамятным настоятелем Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (Нью-Йорк) Митрополитом Лавром, духовным другом и сотаинником Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Как известно, святитель Иоанн (Максимович), великий архипастырь и чудотворец Русской Зарубежной Церкви, родился, учился и прошел свое духовное становление на территории нынешней Украинской Православной Церкви. Так что Православную Церковь на священной земле Украинской и все с ней связанное мы храним очень и очень близко к сердцу.

http://pravoslavie.ru/116817.html

Обычно, когда кто-либо умирает, память о нем с годами угасает. Однако с праведниками, с великими людьми бывает наоборот. Со временем все более и более открывается их значение, их духовная сила; становятся явными дотоле незамеченные подробности их жизни, их подвигов, их мировоззрения. Вспомнились и забытые подробности и случаи из жизни архиепископа Антония (Медведева). В течение года на воскресных и праздничных литургиях в сан-францисском кафедральном соборе апостольское и евангельское чтение бывает на церковно-славянском и английском языках. При архиепископе Антонии в день Святой Троицы апостольское чтение совершалось дополнительно и на русском языке. Мне было непонятно, почему владыка Антоний установил такой порядок, хотя я знал, что он все, особенно если это касалось богослужения, делал продуманно, осмысленно, живо. Однажды я, слушая это апостольское чтение, вдруг обратил внимание на слова о том, как в народе, находящимся в Иерусалиме в день Пятидесятницы, «каждый слышал их (апостолов, получивших дар Святого Духа) говорящих его наречием». Тогда мне стало ясно, что владыка Антоний хотел, чтобы в день Святой Троицы каждый русский православный человек слышал о событии сошествия Святого Духа на собственном наречии, в котором родился, то есть на русском языке. Архиепископ Антоний, как правило, не венчал, считая, что монаху, тем более архиерею, неуместно совершать это таинство. Будучи архиереем в Сан-Франциско, он не крестил детей, предоставляя это белому соборному духовенству. Но владыка не мог оставаться в стороне, когда создавалась новая домашняя Церковь, когда у молодых мужа и жены, особенно из духовенства или воспитанников приходской школы, рождались дети. При рождении детей владыка спешил в больницу, чтобы прочитать молитву в первый день рождения ребенка, и таким образом становился неотъемлемой частью новой семьи. Архиепископ Антоний имел несколько комплектов панагий и крестов, митр, облачений, но он ни разу в жизни сам не покупал ни кресты, ни панагии, ни облачения, ни митры - все было ему подарено. Особенно он ценил панагию, которая принадлежала митрополиту Антонию (Храповицкому), а также простую медную панагию, у которой была длинная «родословная»: сначала она принадлежала архиепископу Симону Пекинскому, затем митрополиту Нестору Камчатскому, архиепископу Виталию (Максименко) и архиепископу Никону (Рклицкому).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Мы уже упоминали о расколе, который произошел в Европе и в Америке в лоне Русской Церкви. Приведем еще некоторые выдержки из писем владыки, относящиеся к этой теме. В 1934 году он писал архиепископу Виталию (Максименко) : «Ваше желание умиротворения церковных нестроений горячо разделяю» 466 . В 1937 году, когда в эмигрантской среде возникла надежда на воссоединение Русской Церкви, владыка написал: «Да вольется в нас благодать Божья и да будем едино стадо Христово!» В 1951 году, когда, к сожалению, раскол стал окончательным, он утверждал: «Мы не желаем спорить с ними (с ушедшими от нас) и доказывать нашу правоту, памятуя слова древнего апологета, что “вера не доказывается, а показывается”» 467 . Из всех автокефальных Церквей ближе всего сердцу Владыки была Сербская Церковь . В 1950 году, когда скончался Сербский патриарх Гавриил, владыка Иоанн возглавил в Нью-Йорке панихиду по усопшему; ему сослужили епископ Иоанн (Шаховской) из Русской Митрополии в Америке и многие сербские, греческие, румынские и сирийские священники. По окончании службы он произнес проповедь, в которой провел параллель между усопшим патриархом и святым священномучеником Гавриилом Сербским, пострадавшим от турок в XVII веке: «Вся Вселенская Православная Церковь оплакивает кончину патриарха Гавриила. Церковь Греческая видит в нем своего воспитанника. Церковь Русская имела в нем искреннего друга и защитника в годы тяжелых ее испытаний. Наибольший же удар его кончина для Церкви Сербской. [...] Сему святому Гавриилу (повешенному турками) уподобился ныне почивший. Он также опекал своих овец духовных, отстаивая свободу своего народа. За это враги заточили его, и несколько лет он провел в изгнании и заключении. Когда же по возвращении в отечество он застал его в новом порабощении, он не склонил свою главу и так же твердо продолжал отстаивать Церковь. Он мог, пойдя на уступки, получить почет и удобства жизни, но вместо того он стал на страже Веры и Правды. Тяжелая борьба, как и время заточения, сломили его силы. Пал великий столп Церкви, великий столп сербского народа. Правда, он не был умерщвлен, как соименный ему патриарх, но смерть его явилась следствием перенесенных им испытаний; как и его предшественник патриарх Варнава, он будет народом почитаться священномучеником» 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Равноапостольного Князя Владимира. В 1946 году в Джорданвилле, где располагалась основанная владыкой Виталием семинария, прибыли почти в полном составе иноки Иовлевского печатного братства. Община слилась с уже существовавшем небольшим монастырём: так образовалась Лавра Русского Зарубежья – Свято-Троицкий монастырь РПЦЗ. Первым торжеством объединённой монашеской общины стало освящение каменного собора, совершённая владыкой Виталием. Интересен путь в Джорданвилль архимандрита Феофана (Шишманова), который был знаком владыке Виталию ещё по Мильково. Во время Второй Мировой войны отец Феофан оставался в Сербии и в 1945 году был принят в общение клириками Московской патриархии. Однако гонения на русских, устроенные Иосипом Броз Тито, заставили его покинуть Балканы, и в США он был уже в клире РПЦЗ. Таков один из примеров насильственного прерывания послевоенного процесса примирения Русской и Зарубежной церкви и Московской патриархии (20). Жизненный путь «Аввы Джорданвилля» архиепископа Северной Америки и Канады Виталия закончился 8 (21) марта 1960 года. Он похоронен у стен храма Св. Владимира в Кесвилле, на «фарме» РООВА. Какие же выводы мы можем сделать из трудов владыки Виталия на поприще всеславянского единения? В нынешнее время часто можно услышать мнение, будто идея славянского единства (тем более в православии) является не более чем выдумкой фантазёров 19 столетия. Исторические факты, приведённые выше, не оставляют камня на камне от подобных лживых измышлений. В августе 1914 года Императорское Российское правительство обнародовало прокламацию, обращённую к русинам. «Нет сил, – говорилось в ней, – которые могут остановить русский народ в его стремлении к единству». Русинам Галичины и Угорщины напоминали, что они наследники «Св. Владимира, земли Ярослава Мудрого, князей Даниила и Романа», их призывали отбросить иноземное иго и поднять знамя великой неделимой России, «завершить дело Великого Князя Ивана Калиты» (21). Чудным образом именно в ту пору «в Карпатах народ воскрес», и на крови воинов Отечественной войны и славянских патриотов Галичины и Карпатороссии в единый час восстала из мнимого небытия Православная Карпаторусская Церковь.

http://pravoslavie.ru/36678.html

Возрождение Почаевского трудового Типографского Братства произошло в Карпатской Руси, когда о.Виталия, как опытного миссионера, направили в помощь возрождённой Чехо-Словацкой Православной Церкви. В 1923 году Архиепископ Савватий (Врабец), состоявший в общении со Вселенской Патриархией, благословил отцу Виталию устроить монастырь святого Иова Почаевского и типографию при нём в селе Ладомирово. Полноценное восстановление Православия на землях Закарпатской Руси и Чехии, начатое Россией, было продолжено Сербией. Сербская Патриархия (точнее, та её часть, которая именовалась карловицкой Патриархией и до 1919 года объединяла сербов Венгерского Подунавья) имела номинальные права на Угорскую Русь и Чехию ещё до Первой мировой войны (согласно закону 1868 года). Делегация православных карпатского села Иза в 1903-1904 г.г. ходатайствовала перед епископом Будимским Лукианом (Богдановичем) и Патриархом Георгием (Бранковичем) о направлении им священника, но австрийцы запретили исполнять их просьбу. Впрочем, сербские общественные деятели и в тот период помогали православным на Закарпатье. Например, известный новисадский адвокат Коста Хаджи в 1913-1914 годах защищал св. Алексия (Кабалюка) на Мармарош-Сигетском процессе. После крушения Австро-Венгрии и восстановления единства Сербской Православной Церкви (1918-1920 годы) миссионерское служение её в Закарпатье и Чехии стало, наконец, возможным. В 1919 году румынская армия разгромила венгерские части, оборонявшие Унгвар (Ужгород). 8 мая 1919 года три русских Народных совета, существовавших раньше в Карпатской Руси, объединились в Центральную Народную Раду. 10 сентября 1919 года по Сен-Жерменскому мирному договору и с согласия Русской Рады Карпатороссия была присоединена к Чехословакии на правах автономии. 19 августа 1921 года состоялся первый Собор православной карпаторусской Церкви под председательством священноисповедника архимандрита Алексия (Кабалюка), при участии представителя Сербской Патриархии священномученика Досифея (Васича), епископа Нишского, а затем – митрополита Загребского.

http://pravoslavie.ru/36678.html

В 1946 г. благодаря стараниям Владыки Виталия братия монастыря Преп. Иова в Ладомировой прибыла в Соединенные Штаты, укрепила Свято-Троицкий монастырь и развила в нем печатное дело. Архиерейский Синод в Женеве мог существовать благодаря пожертвованиям которые посылал Владыка. Он же выступал на заседании американского конгресса объясняя сенаторам кто такие русские Ди-Пи и ладомировские монахи. 50 В 1948 г. архиепископ Виталий стал первым избранным братией настоятелем Свято-Троицкого монастыря. 13-го октября того же года Архиерейский Синода в Мюнхене утвердил открытие Свято-Троицкой Семинарии. «Свято-Троицкая Духовная Семинария – писал в своих воспоминаниях о Владыке Епископ Лавр – всецело обязана своим существованием Владыке Архиепископу Виталию. Он первый понял важность воспитания пастырей в строго монастырской среде». 51 Владыка Виталий был также озабочен созданием женского монастыря и поручил его устройство в качестве строителя и духовника протопресвитеру о. Адриану Рымаренко. Название монастыря «Ново-Дивеево» было дано епископом Серафимом (Ивановым). 52 С Владыкой Виталием поддерживали отношения другие православные церкви. В 1936 году, он принял участие в архиерейской хиротония митрополита Антония (Башир) Антиохийской Православной Церкви в Северной Америке. 53 В 1948 г. он сослужил при епископской хиротонии архимандрита Михаила (Константинидеса) с 1949 по 1958 предстоятеля Греческой Архиепископии Северной и Южной Америки. 54 Владыка холоднокровно, истинно по христиански, относился к своему приближающемуся переходу в вечность. В письме Митрополиту Анастасию от 28 сентября 1955 г. он пишет: Высокопреосвященнейший Владыко, благословите! Желаю Вам крепкого здравия. Сам я не могу похвалиться и каждый день считаю для себя последним на земле. Слышно и Вы также не можете похвалиться. И если мне прийдется первому отойти от сего жития, то было бы для меня самым спокойным и желанным. Но горе будет мне, если Вы первый поспешите, а меня оставите здесь одиноким и не ориентированным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Перед началом Литургии архиереи, духовенство и многочисленные паломники торжественно встретили чудотворные иконы Божией Матери — Курскую-Коренную, Гавайскую мироточивую и Почаевскую. За богослужением пел сводный хор приходов Восточно-Американской епархии под управлением регента диакона Александра Петровского. Торжества завершились крестным ходом, в котором приняли участие высокие гости — главы и представители дипломатических миссий России, Украины, Белоруссии, Греции и Сербии. В числе официальных гостей были председатель 67-й Генеральной Ассамблеи ООН Вук Еремич, постоянный представитель России при ООН В. Чуркин, генеральный консул России в Нью-Йорке Игорь Голубовский. В крестном ходе также приняли участие представители Конгресса казаков в Америке, юные скауты лагерей НОРР (Национальная организация русских разведчиков) и ОРЮР (Организация российских юных разведчиков). По завершении шествия митрополит Иларион совершил чин освящения воды, после чего сослужащие архиереи окропили ею верующих. В это время юные разведчики одновременно выпустили в небо 75 голубей, в честь 75-летия основания Владимирского храма. Затем состоялось освящение памятника иерархам Русской Православной Церкви Заграницей, в разное время совершавшим служение в этом храме: Архиепископам Виталию (Максименко) и Никону (Рклицкому) и приснопамятному Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви митрополиту Лавру (Шкурле) . Митрополит Иларион выразил благодарность собратьям-архипастырям, духовенству, официальным лицам, а также паломникам и всем тем, кто потрудился в организации торжеств в честь 1025-летия Крещения Руси и 75-летия Владимирского храма. Архиепископ Юстиниан в своем слове передал собравшимся благословение и поздравления с праздником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Несмотря на то, что сейчас Предстоятель нашей Церкви возглавляет воистину великие всенародные торжества в Москве, Киеве и Минске, Его Святейшество поддерживает своих чад в Америке, собравшихся в нынешний праздник, своими молитвами и благопожеланиями», — сказал иерарх.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3134441...

Слово Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Илариона на открытии епархиального собрания и совещания духовенства Восточно-Американской епархии 17 марта 2009 г. 18:00 Совершив в нижней Покровской церкви Владимирского храма-памятника 1000-летию Крещения Руси панихиду по Святейшему Патриарху Алексию , митрополиту Лавру , скончавшемуся в этот день год назад, архиепископу Виталию (Максименко; +1960 г.) и архиепископу Никону (Рклицкому; +1976 г.) митрополит Иларион открыл епархиальное собрание Восточно-Американской епархии РПЦЗ. Ваши Преосвященства, Преосвященные владыки! Дорогие о Господе отцы, братия и сестры! Сегодня нас объединяет память о Высокопреосвященнейшем владыке Лавре, который в своем служении исполнил завет погребенного здесь архиепископа Виталия (Максименко): «все силы отдавать на умиротворяющую работу в Церкви». Вспоминая первые дни восстановленной полноты церковного общения, Высокопреосвященнейший владыка Лавр говорил: «Богослужения этих дней напомнили мне слова Псалмопевца, ибо в процессе диалога между обеими частями Русской Православной Церкви, на IV Всезарубежном Соборе и в торжествах, связанных с подписанием Акта о каноническом общении, «милость и истина встретились, правда и мир облобызались». Эти дни, проведенные в молитве и братском общении, также напомнили мне древнюю икону святых апостолов Петра и Павла, обнимающих и приветствующих друг друга после примирения. Так и две части единой Русской Православной Церкви, обняв, облобызав и приветствуя друг друга, радостно, и с большим духовным подъемом служили, молились и причащались от единой Чаши Христовой, торжествуя над врагом рода человеческого, в трудные годы гонений «поразившего пастырей и рассеявшего овец» Русской Православной Церкви». Почитая память Святейшего Патриарха Алексия, Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра и архиепископа Виталия, мы должны продолжить их «умиротворяющую работу в Церкви», ибо в единении — наша сила. Если мы будем работать друг со другом, вместе делать и нести дело Божие, поддерживать друг друга, проповедовать всем не столько словами, сколько примером доброй христианской жизни, братской любви, снисхождения, смирения, неосуждения и терпения, то сила Божия будет нам сопутствовать в нашем служении народу Его.

http://patriarchia.ru/db/text/588805.htm...

Почему, спрашивает Ман – епископальный епископ, у платоновского викария Вениамина, – почему этот приход подчиняется не Вам, а Виталию? – Потому что они белогвардейцы, монархисты. – Вы монархисты? – спрашивает еп. Ман у комитета новообразовавшегося прихода – почему Вы не подчиняетесь местному русскому епископу Вениамину? – Нет, – отвечают инженеры, члены комитета, – мы никого не стесняем, у нас прихожане могут быть каких угодно политических воззрений, а причина другая. Приносят епископу диаграмму русских юрисдикции и показывают, что в соборной, объединенной юрисдикции есть 22 епископа заграницей, из них 5 в Америке, а отделившихся епископов только 6 в Америке и 5 в Зап. Европе. Епископалы вполне поняли ситуацию и дружелюбно отнеслись к новообразовавшемуся приходу. Священником на этот приход посвящен кандидат, окончивший семинарию и университет. 3 . Там же, в Питсбурге, отделяется другой многочисленный приход от унии и тоже требует себе священника от Соборной юрисдикции. Им я посвятил окончившего семинарию видного народного деятеля о. Иоанна Облетелова. 4 . В г. Чикаго огромный независимый приход, поддавшись общей тяге к объединению всего Русского Зарубежья, избирает себе настоятелем протоиерея соборной юрисдикции, бывшего инженера и лектора, о. Павла Нирвану и выписывает его из далекого Челсы, хотя под боком имеется платоновский еп. Леонтий и многочисленное платоновское духовенство, предлагавшее себя в настоятели того прихода. 5 . В самом Нью-Йорке независимый приход, приютившийся при епископальной церкви на Генри стрит, прогоняет своего прежнего недостойного священника – афериста, берет настоятеля из Соборной юрисдикции (окончившего Псковскую семинарию) и присоединяется к нашей епархии. Это уязвление особенно болезненно переживалось платоновцами. 6 . Председатель из Епископского Совета прот. о. М. Ильинский, по поводу приглашения меня на служение в этот приход, звонит по телефону присту епископальной церкви о. Г. Найту: как Вы дозволили пригласить на службу Виталия? ведь этот приход русский – наш миссийный! – Я не вмешиваюсь в Ваши внутренние распри: народ пригласил Архиепископа, – отвечает Найт.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010