В бытность, с 1902 г., священноархимандритом Лавры владыки Антония (Храповицкого) , епископа (с 1906 г. архиепископа) Волынского, Почаевская обитель была благоустроена еще лучше. На том месте, где стоял дворец графа Потоцкого, был воздвигнут величественный Свято-Троицкий собор в стиле XV в., в близком подобии Троицкому собору Лавры Преподобного Сергия. Как и во времена преподобного Иова, Лавра стала в Юго-Западной Руси крепкой опорой Православия, у которого остались прежние и появились новые враги. Подобно Троице-Сергиевому монастырю в Смутное время XVII в., Почаевская обитель оказалась и оплотом исконной государственности, против которой в начале XX в. повели яростный натиск силы зла. Преосвященный Антоний имел замечательного сподвижника в лице архимандрита-«печатника» Виталия (Максименко) . Им оборудована была большая типография. Печатаемые в ней издания, приноровленные, в значительной степени, для усвоения содержания их народной толщей, являлись лучшим средством борьбы с разрушительными силами. Это противоборство укреплялось тем личным влиянием, которым пользовался в широкой округе архимандрит Виталий, убежденный и неутомимый труженик и подлинный инок. После революции 1917 г. типография, для спасения которой архимандрит Виталий, рискуя жизнью, принимал потребные меры, остановила свою работу. По изволению Божиему, архимандриту Виталию удалось восстановить это дело за рубежом – в Пряшевской Руси. Во все места расселения эмигрантов потекли оттуда богослужебные книги и церковно-патриотические журналы. Когда же, в конце Второй мировой войны, большевики стали наводнять Западную Европу, прекратилась и эта работа. Возобновить ее, тогда уже архиепископу Восточно-Американскому Виталию, удалось в Свято- Троицком монастыре в Джорданвилле. Благочестивый инок Мефодий, освятив Почаевскую гору свыше 750 лет назад, духовно возжег там огонь, принесенный им со Святой горы Афонской. Иноки Киево-Печерской обители вскоре создали там монастырь, который через столетия и возвеличил преподобный Иов, в схиме Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

19 июня 1933 г. умер архиепископ Аполлинарий. К этому времени количество приходов РПЦЗ в Северной Америке достигло 62. Также на особом, полуавтономном по отношению к РПЦЗ положении, существовало еще около 40 карпаторусских приходов епископа Адама (Филипповского). 31 июля 1933 г. во главе Североамериканской епархии РПЦЗ встал епископ Тихон (Троицкий). В апреле 1934 г. был рукоположен во епископа архимандрит Виталий (Максименко) , которому впоследствии суждено было сыграть большую роль в деле объединения Американской митрополии с Русской Зарубежной Церковью». 360 «Высокопреосвященный архиепископ Виталий в Северной Америке, – писала «Церковная жизнь» в 1935 г., – развивает кипучую деятельность. Многочисленные письма оттуда свидетельствуют, что никогда американские храмы не бывали так переполнены, как теперь, в дни, когда архиепископ Виталий совершает божественную Литургию... Наконец Американская Церковь увидела архипастыря, в котором так гармонично объединены настроения аскета, духовного подвижника и богатые дарования администратора». 361 В 1935 г. в состав Североамериканской епархии РПЦЗ входило 49 приходов. В книге протоиерея Аркадия Маковецкого «Белая Церковь : Вдали от атеистического террора» можно найти подробный рассказ о многих из них. 362 Например, 12 февраля 1928 г. в Нью-Йорке в покоях архиепископа Аполлинария была освящена церковь , которую сокращенно стали называть Свято-Отеческой. Это была первая церковь юрисдикции Русской Православной Зарубежной Церкви после раскола. Настоятелем ее многие годы состоял протоиерей Александр Красноумов. Приход в Нью-Йорке в честь Воздвижения Креста Господня был создан в 1931 г. архиепископом Аполлинарием. В 1926-м был организован еще один нью-йоркский приход – Свято-Троицкий в Астории. Поначалу церковь нового прихода ютилась в наемных помещениях, но позже для нее был куплен небольшой дом. Александро-Невский приход в Лейквуде (штат Нью-Джерси) обязан своим существованием архиепископу Виталию. «Владыка Виталий передал русской колонии подаренный ему Юлией Мартиновной Плавской участок земли в 5 акров и благословил организовать приход и выстроить часовню-церковь». 363

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ладомирово, 1939. 1 дек. С. 6. Вестник Швейцарского Викариатства. Женева, 1952, февр. 40. С. 3. Савва Эдмонтонский, еп. Летопись… С. 123. Свидетельство E. Мур.-Шум. Там же. C. 136. Свидетельство м. Августы. Сообщил Станиславу Поповичу монах Агафон Хиландарский. Bourne V. La divine contradiction. Paris, 1978. P. 347. Савва Эдмонтонский, еп. Летопись… С. 83. Георгий Ларин, прот. Шанхайский прислужник//Русское возрождение. 1985. 1. С. 70–71. Савва Эдмонтонский, еп. Летопись… С. 119. Свидетельство В. Рейера. Георгий Ларин, прот. Шанхайский прислужник//Русское возрождение. 1985. 1. С. 67. Савва Эдмонтонский, еп. Летопись… С. 130. Савва Эдмонтонский, еп. Летопись… С. 80–81. Вениамин (Гаршин), архим. Воспоминания об архиепископе Иоанне. Стратфильд, 1966. С. 10. Свидетельство Г. Ларина. Амвросий Погодин, архим. Воспоминания об архиепископе Иоанне//БЛ. 1966. 7. C. 6. ПЛ. 1941. 9 июня. 479. Маркиш М. Звезды Востока//ПЖ. 1995. 6. С. 16. Иоанн, архиеп. Православной пастве шанхайской благодать и мир… С. 1. (Неопубликованное) письмо архиеп. Иоанна митр. Анастасию от 21 сент. 1946. Jobah jepoм. Белешке за пастирско C. 7. Илия Вень, прот. Шанхай — Сан-Франциско//Архиепископ Иоанн (Максимович). С. 59. Георгий Ларин, прот. Шанхайский прислужник//Русское возрождение. 1985. 1. Амвросий Погодин, архим. Воспоминания об архиепископе Иоанне//БЛ. 1966. 7. C. 5. (Неопубликованное) письмо еп. Иоанна архиеп. Виталию (Максименко). 1937, янв. (Неопубликованное) письмо архиеп. Иоанна прот. Ростиславу Гану от 14 марта 1959. Георгий Ларин, прот. Шанхайский прислужник//Русское возрождение. 1985. 1. С. 69. Jobah jepoм . Белешке за пастирско C. 21. Савва Эдмонтонский, еп. Летопись… С. 108. Свидетельство В.Рейера. Слово Преосвященного епископа Иоанна в день его Ангела после литургии и поднесения поздравлений перед началом трапезы//ПЛ. 1941. 16 июня. 480. C. 6–7. Тридцатый год приюта Свт. Тихона Задонского//ПР. 1965. 17. С. 12–13. The price of sanctity//OW. 1994. 175–176. P. 76. Блаженный Иоанн Чудотворец.

http://pravoslavie.ru/4472.html

Архимандрит Серафим (Иванов) поделился с нами воспоминаниями о подвигах о. Виталия в Ладомировой: При постройках обительских участвовал наравне с братией. Одной земли вывез не менее тысячи тачек. Участвовал и в кухонной чреде. И все это тихо, смиренно, естественно, без тени показного элемента. Однажды целую зиму еженедельно, по ночам, тайно от братии, ничего не подозревавшей, чистил собственноручно выгребную яму. А когда это случайно обнаружилось, смиренно отвечал на упреки: «назначать на такое послушание мне тяжело. Раз нет добровольцев, лучше самому это делать». 29 Здесь же во Владимировой в 1928 г. отец Виталий крестил Василия Шкурлу – впоследствии нашего приснопамятного первоиерерха. В 1925 г. был отпечатан Церковный Русский Календарь. В 1928 г. начала выходить газета Православная Карпатская Русь, ставившая своей целью защиту православного меньшинства от униатских выпадов. Братство материально находилось на полном самообеспечении. «Вначале было тяжело, – писал о. Виталия в 1926 г. Димитрию Шаховскому – но первые шаги пройдены, – труд дал некоторые плоды – сбережения, запас изданий. Сбудем эти издания, получим выручку, – сможем лучшее и большее издать (...)». 30 Протоиерей Александр Цуглевич был послан в Америку для сбора средств на постройку храма во Владимировой среди карпаторосов поехавших туда на заработки. 31 19 июня 1933 года скончался Архиепископ Аполинарий (Кошевой) возглавлявший приходы РПЦЗ в США и архимандриту Виталию в который раз было предложено послужить церкви в святительском сане. На этот раз Митрополит Антоний поставил вопрос однозначно: откажется о. Виталий и сейчас, то и митрополит откажет ему в своем духовном руководстве. После нескольких бессонных ночей о. Виталий послал своему авве по почте открытку со своим согласием. 32 В это время в руководстве Русской Зарубежной Церкви происходит переосмысление отношений к различным течениям церковной жизни эмиграции. Прещения 1926 г. против отделившихся от Архиерейского Собора РПЦЗ Митрополитов Евлогия и Платона не привели к примирению русской церковной диаспоры. В 1934 г. умирает Митрополит Платон. Спустя несколько дней после его кончины архимандрит Виталий прибывает в Белград на свою хиротонию. Присутствуя при келейной молитве Митрополита Антония, на о. Виталия неизгладимое впечатление производит то, что тот молится об умершем под церковным запрещением: «Помяни, Господи, во блаженной памяти преставшихся: новопреставленного митроп. Платона..». 33 В том же году с Митрополита Платона были сняты церковные прещения. 34 Примечательно, что в одно время с архимандритом Виталием в Белград прибыл для переговоров о примирении Митрополит Евлогий Западно-Европейский. 6 мая в Белграде состоялась хиротония архимандрита Виталия. Во своем слове при вручении жезла митрополит Антоний отметил:

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Протопресвитер Валерий Лукьянов: «Наше поколение – живые свидетели жития и чудес святителя Иоанна Шанхайского» Татьяна Веселкина О жизни русских эмигрантов в Шанхае и на острове Тубабао; о том, как святитель Иоанн привел инженера-строителя к священству и как «царская» икона пришла в построенный им собор, по великолепию своему не уступающий российским столичным храмам корреспонденту портала Православие. Ru рассказывает один старейших священников Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ МП), почетный настоятель Александро-Невского кафедрального собора в Лейквуде (Нью-Джерси, США) протопресвитер Валерий Лукьянов. Протопресвитер Валерий Лукьянов с супругой Ириной      Величественный, сказочный... И еще много эпитетов можно подобрать к описанию Александро-Невского собора, находящегося в полутора часах езды от Нью-Йорка, в городе Лейквуд. Стоит собор на Александр Авеню. Но не в честь святого благоверного князя названа эта улица, не так давно покрытая асфальтом. Свое название она получила в честь доктора – Александры Владимировны Плавской, благотворительницы собора, пожертвовавшей средства и на благоустройство дороги, по обе стороны которой сейчас расположены два русских храма. В свое время недалеко от этих мест Александра Владимировна купила землю и хотела строить на ней санаторий для больных. Ее мать, Юлия Мартыновна, с уважением относившаяся к архиепископу Виталию (Максименко), основателю и Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, и Восточно-Американской епархии, собиралась пожертвовать часть земли под дачу иерарху. Владыка Виталий, монах старой закалки, от дачи отказался и предложил собрать приход и устроить здесь часовню. Так был построен первый в здешних местах русский православный храм во имя благоверного князя Александра Невского.      . ..Последние три столетия Лейквуд и окрестности меняли и застройку, и национальный характер. Неизменным оставалось лишь одно: город Лейквуд и прилегающий к нему Ховелл были и по сей день остаются сплетением национальностей и судеб. На самой границе между городами как раз и стоит Александро-Невский собор. И если встать лицом к алтарю, то по правую руку будет Лейквуд, а по левую – Ховелл.

http://pravoslavie.ru/75205.html

– Священнослужители и миряне Зарубежной церкви и Церкви в Отечестве вместе молились в храмах России и Украины, причащались из единой чаши. Примечательно и то, что на этих богослужениях можно было наблюдать большое число молодых людей... – Это очень радостно, что сегодня в храм Божий приходят молодые люди, особенно много детей, подростков. Ведь если с детства они получают церковное воспитание, то затем приведут в храм и своих детей. Замечательно, что сейчас у вас предпринимаются серьезные усилия по введению факультативного курса " Основы православной культуры " в школах. Это, безусловно, влияет на нравственную обстановку в стране в целом, приводит людей к единению. Словом, имеет огромное значение для будущего России. – Владыко, расскажите, пожалуйста, о своем жизненном пути и о роли уже упомянутого Вами отца Виталия (Максименко), который, как мы знаем, был Вашим духовным наставником. – Я родился почти 80 лет назад в Ладомирово в Карпатах, где бывшим архимандритом Успенской Почаевской лавры Виталием был основан монастырь во имя преподобного Иова Почаевского и возрождено знаменитое Почаевское типографское братство. Рос я при монастыре, был послушником и уже 11 лет от роду вступил в братство. Волей Божией произошло так, что именно архимандрит Виталий и крестил меня, а когда мне исполнилось 19 лет, уже в Америке, постригал в монашество и долгие годы являлся моим духовным отцом и воспитателем. Это был, несомненно, замечательный деятель дореволюционной Церкви в России и выдающийся архиерей Православной церкви в изгнании. При нем Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле становится крупнейшим духовным центром русской эмиграции, здесь издается большое количество духовной литературы. К слову сказать, знаменитый митрополит Антоний (Храповицкий) не оставлял своего духовного попечительства по отношению к владыке Виталию до конца своих дней. – И все же чем Вам запомнился владыка Виталий? – Он был аскет в жизни, очень принципиальный и твердый человек. Когда я был еще ребенком, он подарил мне молитвослов, который, к сожалению, во время второй мировой войны у меня затерялся. Потом я встретился с ним уже в Америке 30 ноября 1946 года, когда мы эмигрировали в эту страну, и уже в ближайшее воскресенье я прислуживал во время его службы. Спустя два года в Джорданвилле открыли семинарию при монастыре, где владыка Виталий преподавал Ветхий Завет и литургику.

http://religare.ru/2_42313.html

Попытка уехать из Англии в США . Британское правительство запретило всем иностранцам покидать Британские острова в течение шести месяцев, а для кого-то этот срок был ещё больше. Специальная служба Великобритании изучала каждого из нас – не можем ли мы оказаться немецкими шпионами? Моё дело продолжалось шесть месяцев, затем меня вызвали, проверили мой багаж, все мои документы, все, что я написал, с большим интересом разбирались в моих университетских бумагах, иногда задавали вопросы. Мне показали фотографию великого князя Владимира Кирилловича, наследника-цесаревича за границей, и спросили, какое у меня отношение к Романовской династии. В конце концов меня отпустили на волю, я мог уехать. Мы с женой думали, не перебраться ли нам в Америку. Я даже написал письмо своему другу владыке Виталию (Максименко) , с которым меня связывала дружба ещё в Югославии, хотя он был гораздо старше меня и уже стал епископом в Америке. Знаменитый в дореволюционной России отец Виталий собирал в Почаевской лавре тысячи и тысячи людей на свои проповеди . Я познакомился с ним в Югославии. Все монахи из Почаевской лавры, которые во главе с ним уехали за границу, оказались в Чехословакии и создали монастырь в Словакии, в местечке, которое называлось Владимирово. В этом монастыре они организовали типографию имени Иова Почаевского и поддерживали живые связи с Югославией. Когда мы познакомились, он был архимандритом. Он отнёсся ко мне как старший друг. Когда я написал ему, что оказался в Англии с семьёй в сложных условиях, он мне сразу же ответил, что в его епархии есть место преподавателя Закона Божия и чтобы я не откладывал поездку. И не обязательно мне быть священником, я могу преподавать и как мирянин. Казалось, вопрос решался и я мог продолжить научную работу. Как я уже говорил, мы написали об этом своим родителям, но те не дали своего благословения. Мы относились к своим родителям патриархально, по старинке, как это было в XIX веке в России. Вообще нас воспитывали в Югославии так, будто мы и не уезжали из России XIX века. Во всяком случае, мы не посмели ослушаться. Заглядывая вперёд, скажу, что я в результате оказался в тюрьме и лагере югославского диктатора маршала Тито, а родители – и моей жены, и мои – в Америке. Так что, по Промыслу Божиему, всё повернулось совсем в другую сторону. Позже мы встретились. А ведь я думал, что я никогда не увижу их. Это было чудо! Мы встретились сначала во Франции, а затем в Америке. И я принял участие в похоронах моего отца, которого напутствовал, исповедовал и причастил за два часа до его смерти. Моя жена потом таким же образом ездила в Америку, чтобы участвовать в панихиде по покойному отцу, утешить мать, а впоследствии быть и на её отпевании. Позже я участвовал в отпевании своей матери. Так завершилась история старшего поколения нашей семьи. Возвращение в Белград

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Но, несмотря на это, мы его поминали в наших храмах, как болящего. И теперь, когда его душа нуждается в молитвах, мы призываем наших пастырей и паству молиться о упокоении его души " (Синодальный сайт РПЦЗ, 26 сентября 2006 г.). Заключение Русское церковное зарубежье в ХХ веке принесло Вселенскому Православию удивительное явление - соцветие праведных архиереев. Не для красного словца можно сказать, что большинство из них стяжало святость у Господа и истово служило православному народу различными дарами. Назовем лишь некоторые имена этих праведников - святители Иоанн (Максимович) и Серафим (Соболев), почившие первоиерархи митрополиты Антоний, Анастасий, Филарет, архиепископы Феофан (Быстров), Леонтий и Антоний (Бартошевичи), Виталий (Максименко), Никон (Рклицкий), Аверкий (Таушев), Андрей (Рымаренко), Леонтий Чилийский, Антоний Лос-Анжелосский, Антоний Сан-Францисский, епископ Митрофан Бостонский. То поистине были духовные вожди, исповедники, старцы, печальники и молитвенники своего народа. Среди них достойное место занимает и митрополит Виталий (Устинов). Митрополит Виталий являлся личностью яркой, сильной, эмоциональной. Если его увлекала какая-то идея, он отдавался ей целиком. Иногда указывают на противоречивость высказываний митрополита, но как бы там ни было, общее направление его деятельности и мысли ясно: это любовь ко Христу, Православию, Церкви, Святой Руси, русскому народу. Напрасно некоторые навязывают митрополиту Виталию ярлыки ненавистника Русской Церкви на родине. Да, его сердце непрестанно болело и скорбело о чистоте Православия и не только на родине, но и во всем мире, но он никогда не терял надежды. И если суммировать все высказывания митрополита, то его позиция будет выглядеть вполне умеренной. Вот характерная цитата: " Ни одному государству, ни одному народу, племени или обществу Господь не обещал непоколебимость, несокрушимость и непреодолимость до конца века сего. Только Церкви Своей Он определил эти свойства... потому, что Глава ее - Сам Всемогущий Господь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Владыка Антоний говорил, что отец Ростислав, мой дед, был для него одним из самых близких людей в жизни Владыка Антоний (Медведев) и протоиерей Ростислав Ган часто служили вместе и были одного духа. Впоследствии владыка Антоний говорил, что отец Ростислав был для него одним из самых близких людей в жизни. Владыка очень любил и сыновей своего духовного друга, заботился о нас. Протоиерей Ростислав Ган с Курской-Коренной иконой Божией Матери, епископ Брисбенский Филарет (Вознесенский) – будущий Первоиерарх РПЦЗ, епископ Мельбурнский Антоний (Медведев) – будущий архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. Сидней, Австралия, 1964 г. Слева направо: Протоиерей Ростислав Ган, епископ Филарет (Вознесенский), епископ Антоний (Медведев). Сидней, 1964 г. «Если бы в России было десять таких архиереев – не было бы никакой революции» Владыка Антоний передал отцу Ростиславу свою любовь к архиепископу Виталию (Максименко; 1873–1960), который возглавлял обитель преподобного Иова Почаевского в Ладомировой (Словакия) – именно туда перешел молодой иеромонах Антоний (Медведев) из Милькова монастыря после смерти своего духовного отца, схиархимандрита Амвросия (Курганова;1894–1933). Владыка Антоний часто вспоминал о владыке Виталии – тот был печатником Почаевским и сумел превратить печатный цех монастыря в одну из крупнейших церковных печатных мастерских в России. До революции будущий владыка Виталий очень много сделал для русских людей на Волыни, был председателем Союза русского народа, создавал крестьянские банки, заботился о людях, укреплял церковно-патриотические настроения в народе. Он отправился в Ставку, чтобы умолить государя отказаться от отречения В годы Первой мировой служил духовником в действующей армии и бесстрашно посещал окопы на передовой, а узнав об отречении императора, отправился в Ставку, чтобы умолить государя отказаться от отречения. С 1934 по 1946 год архиепископ Виталий (Максименко) являлся настоятелем Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Владыка Антоний вообще много рассказывал деду про архиепископа Виталия, так что отец Ростислав, слушая эти рассказы, тоже полюбил его и даже часто повторял о нем:

http://pravoslavie.ru/142082.html

Да хранит Вас, и да смягчит, и да в мудрости любви христианской и здесь да укрепит – Сам Господь Бог! Ваш всегда, с любовью во Христе Архиепископ ДМИТРИЙ P. S. На днях мне пришлось слышать, что в подведомственном Вашему Высокопреосвященству Зарубежье так мало теперь реальных епархий, что создало затруднения для наименования, особенно – новопоставляемых, «епископ такой-то или такой-то». Я приехал в Патриархию, в которой епархий – десятки, и однако для меня не нашлось ни одной, чтобы по ней традиционно именовать меня (как, например, угодника Божия Иннокентия Иркутского, а потом его преемника по Миссии – Переяславским). Думаю, и это не без воли Божией. (До января 194... 1065 года я именовался епископом, а потом архиепископом Хайларским с 1944 года.) Архив ОВЦС. Дело «Русская Зарубежная Церковь ». Папка «1946» Ч. 1. Л. 120122 об. Машинопись, копия. Письмо архиепископа Феодосия (Самойловича) архиепископу Виталию (Максименко) о Кливлендском Соборе и церковном разделении в Северной Америке 7 февраля 1947 Ваше Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Владыко! Благословите! Получил Ваше заказное письмо с Вашим сопроводительным и информациями о Соборе, скорее лжесоборе, так как такие вопросы, как подчинение Патриарху-отступнику, не подлежат решению мирян. Ересь Ария разбиралась на Соборе Архиереев, а не мирян, а здесь не одна ересь, а полное отступление. Вина Вас всех, Архиереев С. Америки, лежит в том, что Вы играете молитвенным общением, считая его чем[-то] маловажным. А это главное в деле спасения. С патриархами-еретиками даже христиане не были в молитвенном общении, а тем более Архиереи. С момента, когда М[итрополит] Феофил, не считаясь с Вами, как Архиереями, стал поминать Патриарха Сергия, а потом и Алексия, Вы обязаны были поставить ему на вид это не на словах, а на деле, заявив: будешь поминать Патриарха, мы, Архиереи, перестанем поминать тебя, Владыко Феофил. Он должен был считаться с Вами. А Вы на это не обращали внимания. Тяжко согрешили, а за этот грех пожинаете плоды. М[итрополит] Феофил, пользуясь Вашею мягкостью, за эти годы примирения воспитал свое духовенство в том духе, какой ему нужен был, в духе полной автокефалии. Этого почти на все 75 % достиг. Не сделали в свое время, обязаны сделать сейчас – порвать всякое молитвенное общение с М[итрополитом] Он перестал поминать М[итрополита] Ан[астаси]я, Вы имеете полное право его не поминать. А его суждения быть в молитвенном общении со всеми – суждения не православные, а масонские. Итак, буду ожидать от Вас, Архиереев, извещения о том, как Вы соорганизуетесь в Соборную Епархию с Ан[астасием] во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010