В 1938 году прибыл в монастырь преподобного Иова Почаевского в Ладомирово 28-летний Ростислав Устинов, который в 1939 году был пострижен в рясофор с именем Виталия, «отчасти в честь аввы и основателя монастыря владыки Виталия (Максименко)». Будущий первоиерарх РПЦЗ Виталий (Устинов) через всю свою жизнь пронес это благодарное чувство, и где бы он ни подвизался – в Германии, Англии, Бразилии, Канаде, он везде старался исполнить заветы основателя братства архиепископа Виталия (Максименко). Всюду и он учреждал печатни и нес людям слово правды на русском, английском и французском языках. При наступлении советской армии братство в Ладомирове покинуло монастырь, понимая, какая расправа грозит монахам в советской России. В своих воспоминаниях инок Всеволод (Филипьев) описывает: «В это время случилось одно знаменательное событие! Когда братия уже выехала в Братиславу и готовилась дальше двигаться на запад, некоторые члены братства обеспокоились судьбой двух юных послушников из местных мальчиков-карпатороссов – двух Василиев, оставшихся в Ладомирово с родителями. И тут случилась оказия предложить им уехать с братством, так как отец Виталий (Устинов) решил поехать на праздник Преображения послужить на приход в Медвежье. В эту поездку он забрал двух послушников с собой. Мальчики привязались к братству и полюбили монастырскую жизнь и потому с радостью отправились в путь. Эти послушники ныне – первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр и старейший собрат Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрит Флор». Маленького Васю Шкурла, который родился в Ладомирово 1 января 1928 года, крестил архимандрит Виталий (Максименко), а позже, уже в Джорданвилле, в 1948 году, он же постригал его в монашество и долгие годы был его духовным отцом и воспитателем. Вот так тесно переплелись судьбы трех первоиерархов РПЦЗ – митрополита Антония, митрополита Виталия (Устинова) и митрополита Лавра – с судьбой владыки Виталия (Максименко). В Америке усилиями архимандрита Пантелеимона (Нижника; † 1985) был приобретен небольшой участок земли близ города Джорданвилля, где отец Пантелеимон и его единомышленники хотели создать монастырскую обитель.

http://pravoslavie.ru/4409.html

архиепископ Виталий (Максименко) (20.08.1873–21.03.1960) Догматическое богословие Нравственно-аскетические труды Сборники Слова архиепископ Виталий (Максименко) Епископ Русской Православной Церкви Заграницей, архиепископ Восточно-Американский и Джерзейситский. Член Синода РПЦЗ. Биография В миру Василий Иванович Максименко, родился в местечке Глафировка Таганрогского округа в семье диакона. Семья жила очень бедно. В семь лет осиротел. Окончил Мариупольское духовное училище. В 1895 году окончил Екатеринославскую духовную семинарию, поступил в Киевскую духовную академию. За участие в студенческих беспорядках в 1896 году был отчислен со 2-го курса академии без права восстановления и назначен сельским учителем: «Я привел школьное помещение в жилое состояние: повставлял стёкла, достал дров и так занялся детьми с утра до вечера… На экзаменах моя школа, не имевшая несколько лет выпусков и считавшаяся последней, вышла первой…». В это время о Василии узнает ректор Казанской Духовной Академии — Епископ Чебоксарский Антоний (Храповицкий). Василий был принят на второй курс Казанской духовной академии благодаря поручительству Епископа Антония. В 1899 году пострижен в монашество Антонием (Храповицким), рукоположен им же в иеродиакона и иеромонаха. Приписан к Донскому монастырю в Москве. В том же году окончил академию со степенью кандидата богословия. Назначен преподавателем Александровской миссионерской семинарии в селе Ардонское. В начале 1903 году возведён в архимандрита и назначен проповедником в Почаевскую Лавру, по настоянию переведённого в Волынскую епархию архиепископа Антония (Храповицкого). Был председателем Почаевского отдела Союза русского народа. Сумел превратить печатный цех в Почаевском монастыре в одну из крупнейших церковных печатных мастерских в России. Будучи иеромонахом, начальником типографии Почаевской лавры, отец Виталий с 1910 года начал издание журнала «Русский инок». К концу Первой мировой войны был назначен духовником в действующую армию и самоотверженно разъезжал по окопам вдохновляя солдат.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

поиск:   разделы   рассылка Алексей Поповкин Славянское служение Архиепископа Виталия (Максименко) Источник:  Русская линия 24 апреля 2008 года – сороковой день со дня кончины Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра. По определению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей в этот день поминовение почившего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви будет совершаться на Великом входе за Божественной литургией Великого Четверга, а торжественные панихиды – на Радоницу. Светлой Памяти Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра (Шкурла) Восстановление евхаристического общения Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве, первую годовщину которого мы будем отмечать вскоре, открыло нам пути ко всеобъемлющему совместному осмыслению духовного опыта Русского Зарубежья. Важнейшей вершиной этого опыта стало преображение церковной жизни славянских народов центра и юго-востока Европы, произошедшее под непосредственным влиянием таких деятелей Русской Православной Церкви Заграницей, как святитель Иоанн (Максимович), митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Виталий (Максименко), архиепископ Серафим (Соболев), епископ Феофан (Быстров), епископ Антоний (Бартошевич), архимандриты Амвросий (Курганов) и Сергий (Кашманов), игумен Тимолай (Пастухов). Особое место в этом ряду занимает имя архиепископа Виталия (Максименко), жизненный подвиг которого был отмечен и святителем Иоанном Шанхайским. Владыке Виталию посчастливилось участвовать в двух славянских миссионерских проектах: восстановлении Православия в Чехии и на Закарпатской Руси. При этом следует учесть, что эти миссионерские проекты были начаты в Императорской России, а продолжены усилиями Церкви и Правительства Сербии, и Архиепископ Виталий принимал участие в них как на дореволюционном, так и на " сербском " этапе их развития. Митрополит Лавр Оба эти миссионерских проекта принесли свои плоды, а второй из них – восстановление Православия на Закарпатье – в некотором смысле определил современную судьбу Русской Зарубежной Церкви, поскольку крестник владыки Виталия Митрополит Лавр (Шкурла), карпаторосс, и привёл Зарубежную Церковь к евхаристическому единству с Московской Патриархией.

http://religare.ru/2_53428.html

Глава шестая. Архиепископ Виталий (Максименко) §1. Жизнеописание Архиеп. Виталий (в миру Василий Максименко) родился 26 июля/8 августа 1873 г. в Малороссии, в семье диакона Екатеринославской епархии. Он рано потерял родителей и был отправлен в Мариупольское духовное училище, из которого перешел в Екатеринославскую семинарию. Затем он поступил в Киевскую духовную академию. В 1896 г., по окончании первого курса, архиеп. Виталий был отчислен из академии за протест против творившихся там непорядков, без права поступления в другую академию. Ему было также отказано в получении должности учителя сельской церковно-приходской школы, и с трудом удалось устроиться учителем в министерскую сельскую школу села Прядивка Екатеринославской губернии. Из с. Прядивки архиеп. Виталий откровенно писал своим товарищам, студентам Казанской духовной академии, о том, что произошло в Киевской академии, и высказывал свои взгляды на вопросы церковной жизни. Товарищи показали эти письма своему ректору, владыке Антонию (Храповицкому) . Владыка Антоний добился отмены Синодом постановления Совета Киевской духовной академии. Бывший студент Максименко был вызван в Санкт-Петербург, представился обер-прокурору К. П. Победоносцеву , и получил разрешение учиться в Казанской духовной академии. В Казанской академии он встретил совершенно другую атмосферу: ректор владыка Антоний держал себя доступно, и часто студенты просиживали у него целые вечера за чаем и духовными беседами. Студенты уделяли много времени народным лекциям, чтениям и проповедям по заводам, тюрьмам, ночлежкам. Под влиянием владыки Антония, архиеп. Виталий принял монашество в начале 1899 г. Академический врач в это время нашел, что студент Максименко болен туберкулезом и что дни его жизни сочтены. В ответ на это владыка Антоний назвал его при пострижении «Виталием», что значит «Жизненный», и предсказал ему: «Ты будешь долго жить». Вскоре после пострига, в том же году, монах Виталий был рукоположен владыкой Антонием в иеродиакона, а 12-го августа того же года – во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

С именем В. связана история становления и развития джорданвилльского во имя Св. Троицы муж. мон-ря (шт. Нью-Йорк). По приезде в Америку в 1934 г. В. вошел в число братии мон-ря, 15 дек. 1946 г. по приглашению В. в мон-рь из Ладомировы переехало братство прп. Иова Почаевского, возобновившее в Джорданвилле работу типографии. Позднее В. добился переезда в мон-рь насельников обители прп. Иова близ Мюнхена и иноков из др. мест, увеличив тем самым число братии мон-ря до 50 чел. В 1947-1950 гг. стараниями В. было осуществлено строительство Троицкого собора мон-ря. 16 мая 1948 г. при мон-ре открылась джорданвилльская Свято-Троицкая ДС, первым ректором к-рой стал В. С 1948 г. архиерей являлся настоятелем мон-ря. Согласно завещанию, В. погребен в построенном по его инициативе храме в честь равноап. кн. Владимира в г. Джэксон (шт. Нью-Джерси). Соч.: Реставрация рус. церк. типографии прп. Иова Почаевского//Правосл. рус. календарь на 1934 г. Владимирова, 1933. С. 49-56; Учительные книги ВЗ. Джорд., 1952; Пророческие книги ВЗ. Джорд., 1953; Мотивы моей жизни. Джорд., 1943, 19552; Православное противосектанское руководство. Джорд., 1958; Духовное мое завещание//Правосл. Русь. 1960. 6. С. 8-9; Из духовного наследия//Правосл. жизнь. 1973. 8. С. 29-36. Лит.: Тальберг Н. Жизненный путь архиеп. Виталия (Максименко)//Правосл. Русь. 1959. 3. С. 4-7; Помазанский М. , прот. Жизнь-подвиг: (К 25-летию архиерейского служения вл. Виталия)//Там же. 8. С. 5-7; Кончина архиеп. Виталия (Максименко)//Там же. 1960. 6. С. 1; Константин (Зайцев), архим. Авва Виталий//Там же. С. 5-6; Тальберг Н. Памяти архиеп. Виталия (Максименко)//Там же. С. 6-8; Никон (Рклицкий), архиеп. Архиеп. Виталий: К 100-летию со дня рождения//Правосл. жизнь. 1973. 8. С. 11-28; Иоанн (Шаховской), архиеп. Архим. Виталий// Он же. Биография юности. Гл.: Установление единства. П., 1977. С. 375-378. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника "

http://pravenc.ru/text/158838.html

Третью типографию владыка Виталий организовывал уже на американской земле, а сколько его последователей пошли по тому же пути и организовывали типографии в других местах! Владыка Виталий (Максименко) укрепил монастырь, выписав иноков из русской обители преподобного Иова близ Мюнхена и других мест, благодаря чему за короткий срок число насельников монастыря возросло до 50 человек. Был построен братский корпус, устроена иконописная мастерская. Инок Всеволод (Филипьев) вспоминает следующий случай: «Как-то авва монастыря архиепископ Виталий (Максименко) вышел со всей братией и семинаристами на общее послушание – собирать картошку на поле. В это время в монастырь приехал протестантский “епископ” и говорит: “Я хочу поговорить с главой монастыря”. Его привели в поле к владыке Виталию. Протестант, увидев владыку Виталия в поле, в простой одежде, трудящегося вместе с семинаристами, сказал: “Это настоящий апостол”, – а потом подошел к нему и взял благословение». Таким владыка запомнился многим – простой, доступный, не отделяющий себя от паствы, настоящий авва и монах. Многие из прибывших тогда в Джорданвилль монахов позже стали владыками. Архимандрит Серафим (Иванов, † 1987), после владыки Виталия возглавлявший Ладомировское братство, прибыл в Америку уже в епископском сане, но вначале помогал поднимать и типографию, и монастырь в Джорданвилле, а позже стал архиепископом Чикагским и Детройтским). Игумен Никон (Рклицкий, † 1976), будущий архиепископ Вашингтонский, автор многотомного жизнеописания митрополита Антония (Храповицкаго), с 1946 года до 1948 был секретарем владыки Виталия. Назовем и иеромонаха Антония (Медведева, † 2000), позже архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского; послушника Николая (Гамановича), ныне архиепископа Алипия Чикагского и Детройтского. О послушнике Василии (Шкурла, † 2008), будущем митрополите Лавре, мы уже вспоминали. Благодаря усилиям владыки Виталия (Максименко) вскоре Свято-Троицкая обитель в Джорданвилле превратилась в духовный центр РПЦЗ.

http://pravoslavie.ru/4409.html

Василий не мог получить места даже преподавателя церковно-приходской школы и должен был поехать в Екатеринославскую глубинку учителем в светской школе. Эта школа открыла ряд подвигов, строительств, возрождений с нуля, прошедших через всю жизнь будущего Владыки Виталия. «Я привел школьное помещение в жилое состояние: повставлял стекла, достал дров и так занялся детьми с утра до вечера... На экзаменах моя школа, не имевшая несколько лет выпусков и считавшаяся последней, вышла первой...». 6 В это время о Василии узнает ректор Казанской Духовной Академии – Епископ Чебоксарский Антоний (Храповицкий) . Эту заботу о нем Владыка Антоний продлил до конца своих дней. Василий был принят на второй курс академии благодаря поручительству Епископа Антония. Владыка Антоний сам с детства мечтавший о монашестве был способен и в других зажечь любовь к ангелоподобному жительству. Под его влиянием в течение Великаго Поста 1899 года Василий решил свою судьбу. Так как у него уже начал развиваться туберкулез, Владыка Антоний дал ему в постриге имя Виталий в переводе с латыни значащее «жизненный». 7 Вскоре он был рукоположен во иеромонаха и приписан к Донскому монастырю в Москве, а потом послан преподавателем в Александровскую Миссионерскую Семинарию близ Владикавказа. Здешний климат помог его здоровью. Здесь о. Виталий посещает прокаженных и спасает семинариста который нечаянно опрокинул на себя керосиновую лампу. О. Виталий сам получил сильные ожоги. 8 Эта готовность к самопожертвованию была характерной чертой характера Владыки Виталия. В начале 1903 г. о. Виталий был возведен в архимандрита и назначен проповедником в Почаевскую Лавру, по настоянию переведенного в Волынскую епархию архиепископа Антония (Храповицкого) . Здесь в Почаеве о. Виталий совершил свой следующий подвиг – возрождения Почаевской типографии. Архиепископ Никон (Рклицкий) в своих воспоминаниях 9 писал, что когда о. Виталий прибыл в Почаев, то там была запущенная типография и ни одного рабочего. За короткое время был построен трехэтажный корпус, в нем помещалось восемь скоропечатных машин, а типографское братство составляло 120­150 человек. Владыка Антоний свидетельствовал, что о. Виталий:

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

И ныне все сознательные русины имеют с Россией полное духовное и культурное единство. И место владыки Виталия среди деятелей русского Воскресения на Карпатах одной из первых. Тогда же, в августе 1914 года чехи России обратились к Царю-Мученику Николаю Второму : «Чехи, дети общей славянской матери, удивительным образом выжившие как часовые па Западе, обращаются к Тебе, Великий Суверен, с горячей надеждой и требованием восстановления независимого Чешского Королевства, чтобы дать возможность славя короны Св. Вацлава сиять в лучах великой и могущественной династии Романовых» (22). Молитвами Царя-мученика и трудами Св. Виталия корона Св. Вацлава засияла древним светом Чешской и Моравской Православной церкви. Вопреки общему движению западной мысли, вопреки военным неурядицам и межславянской вражде, всеславянское усилие православных в Сербии, России, Болгарии, русского рассеяния увенчалось возрождением Чешской церкви. Существует Почаевская типография. Живёт Джорданвилль со всеми его учреждениями, насаждённые рукою святителя. Стоят построенные им соборы в Почаеве, Ладомирове, Кесвилле и Джорданвилле. И каждый день в них поминают их основателя. Безпочвенные фантазии не побудили бы сохранять памятники всеславянского служения архиепископа Виталия Максименко так долго и вопреки стольким трудностям. Видно, не от человеков сие дело, но от Господа Вышняго… Миссионерское служение Владыки Виталия проходило среди людей разной степени образованности, разной культуры и разного воспитания. И плодотворность этого миссионерства была предопределена нелицемерной любовью Владыки к своим духовным чадам. Важнейшим условием миссионерской работы было освоение святоотеческого наследия – не столько книжное, сколько живое, через посредство духоносных старцев. Об этом следует помнить современным миссионерам. На эту тему говорил и Митрополит Лавр в своём последнем интервью: «Для нас важен пример святых отцов. Они богословствовали, писали труды, многим не чуждо было и поэтическое творчество, но все что бы они не делали, делалось ими во славу Божию.

http://pravoslavie.ru/36678.html

диакон Андрей Псарев Василий Максименко родился 8-го августа 1873 года в местечке Глафировке, на берегу Азовского моря, возле Ейска, в семье диакона Иоанна Васильевича Максименко. Быт в котором воспитывался мальчик был суровым. 1 Из всех детей в живых осталось семь. «Помню, на крестинах младшего брата Спиридона – вспоминал Владыка Виталий – меня мальчика 4–5 лет угощали водкой. Она была горькая, я кривился, но все же омокал хлеб и ел, а отец приговаривал: „Горькая? Ничего. Ешь- ешь! Вырастешь, пьяницей не будешь“». 2 Жалованья которое давал приход семье не хватало и отцу приходилось заниматься «апостольским промыслом» – рыбной ловлей. От этого он и безвременно умер от простуды будучи 42 лет от роду. «Его хоронили уже весной и меня заставили у гроба отгонять мух цветущими веточками вишни – пишет Владыка. Через год от тоски умерла и мать и мы остались круглыми сиротами на руках старшей сестры лет 18-ти, Маши». 3 Владыка окончил духовное училище в Мариуполе, на берегу Азовского моря. Здесь я был вначале совершенно одинок – пишет он. – Другие товарищи ездили домой на Рождество, Пасху, летние каникулы, а я одиноко толкался на училищном обширном пустыре... Но у меня от этого времени сохранилось доброе воспоминание... Бывало, кто побогаче, имели сахар и пили чай, а мы – пролетарии, взявший добрый кусок пшеничного хлеба и горсть соли, выходили к каплице «на подножный корм.» Там росло горькое зелье. Мы его называли крес-салат. С ним очень вкусным был хлеб. 4 Василий старался и даже за успехи при переходе во второй класс был награжден книгами: сказками «1001 ночь» и сочинением Дарвина. По окончании училища Василий был принят в семинарию в г. Екатеринослав (ныне Днепропетровск на Украине). По успешном окончании семинарии он был принят в Киевскую Духовную Академию. Владыка вспоминает об академических обычаях: «Вначале учебного года старший курс младшему передавал лекции и по установившейся традиции устраивалось угощение с “крепким”, в чем принимали участие и блюстители порядка – надзиратели». 5 Студенческая масса была настроена оппозиционно к администрации. На втором году учебы Василия в академии один из студентов предложил выразить протест ее ректору – известному богослову-догматисту – Епископу Сильвестру (Малеванскому , ум. 1908 г.) и не ходить на возглавляемый им чин прощения. Другие предложили не обижать старца и лучше выразить протест эконому, полагая, что он утаивает продукты, отведенные для студенческих трапез. Большинство студентов не пошли на ужин. Администрация потребовала от «забастовщиков» письменных объяснений. И вот здесь то проявился характер будущего Владыки Виталия – который отказался писать неправду о том «что к нему приехала тетя и он должен был ее встретить». Результатом явилось исключение из академии с «волчьим билетом», т.е. без права быть принятым в другие учебные заведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Д. м. возглавляли архиереи. После настоятельства архиеп. Восточноамериканского Виталия (Максименко) в нояб. 1946 г. в Д. м. прибыли 11 чел. братии во главе с еп. Серафимом (Ивановым) , к-рый и был избран настоятелем обители. С 1948 г. Д. м. возглавил архиеп. Виталий (Максименко), с 12 мая 1960 г.- еп. Аверкий (Таушев) , с 18 июня 1976 г.- еп. Лавр (Шкурла) (ныне митрополит Восточноамериканский, Первоиерарх РПЦЗ). В монастыре почитаются архимандриты Пантелеимон (Нижник; 1895-1984), Константин (Зайцев) , постриженик Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря , многолетний духовник обители игум. Филимон (Никитин; 1880-1953). Архим. Киприан (Пыжов; 1904-2001) организовал в Д. м. иконописную школу, расписал Троицкий собор, трапезную и часть Успенской ц., а также Скорбященский собор (Сан-Франциско), ц. во имя св. Иоанна Кронштадтского (Ютика), ц. во имя прп. Серафима Саровского (Си-Клифф), ц. во имя прп. Сергия Радонежского (Кливленд) и др. Архим. Киприан написал также известную икону «Новомученики и исповедники Российские». Храмы В 1945 г. было принято решение о строительстве нового, каменного собора во имя Св. Троицы вместо сгоревшего в 1935 г. деревянного. Председателем строительного комитета стал проф. Н. Н. Александров, почетным председателем - архиеп. Виталий (Максименко), товарищем председателя - игум. Пантелеимон. В основание храма положены частицы мощей серб. святых Ангелины , Стефана Дечанского и архиеп. Арсения I Сербского. Строительство и внутренняя отделка Троицкого собора были закончены к осени 1950 г. Настенная роспись и иконы были выполнены иером. Киприаном (Пыжовым) и его учеником иеродиак. Алипием (Гамановичем) . 3-ярусный иконостас сооружен по проекту иером. Киприана послушником Петром Понкратовым и иеродиак. Алипием. Резное из меди паникадило исполнено по рисунку иеродиак. Алипия иеродиак. Пименом (Качаном). Собор построен в стиле шатровых храмов Сев. Руси по проекту архит. Р. Н. Верховского. Церковь в честь Успения Богородицы Джорданвиллского мон-ря. Фотография. 1996 г.

http://pravenc.ru/text/171857.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010