Вскоре Архиеп. Феофил тою же монетою отплатил соборянам. Настоятель Прот. о. Илия Клопотовский и приход церкви на 10 ул. в Нью-Йорке, совместно с национальными организациями, пригласили меня служить в день памяти освобождения крестьян (4/17 февр.) литургию и панихиду по царе-Освободителе Александре II и просили на это разрешения Архиеп. Феофила. Архиеп. Феофил резко отказал в этом, но я ни обиженным богомольцем на панихиду на 10 ул. не ходил, ни Патриарху Варнаве не жаловался. То же, но еще более нетактично, Архиеп. Феофил сделал второй раз уже после состоявшегося сослужения юрисдикций, отказав в просьбе Нью-Бритенскому братству, состоящему, главным образом, из Волыняков, помнящих меня еще по Почаеву, пригласить меня на служение в день их 25-летия. После того я, по настойчивой просьбе Братчиков, лично писал очень смиренно по этому поводу м. Феофилу, но получил от него совершенно некорректный, грубый ответ. И я опять-таки демонстраций не устраивал и никому не жаловался. Так что если и обнаружилась вначале нетерпимость и нетактичность в вопросе о служении, то одинаково с обеих сторон, и даже с платоновской резче. Я об этом счел долгом написать более подробно, потому что перед моим отъездом Влад. Тихон, во время своей тяжкой болезни, написал мне из госпиталя, что ему еще тяжелее, чем физические муки болезни, сознание того, что после вышеупомянутого случая Св. Патриарх, неправильно информированный, перестал ему и писать и отвечать на приветствия. Так же велись со стороны платоновцев «с подсиживанием» и переговоры об объединении. Я нарочно писал и лично три раза ездил беседовать с м. Феофилом о том, признает ли он необходимым и в какой форме объединение со всею Русскою Зарубежною Церковью. И он всегда в ответ мне говорил лишь о необходимости объединиться в Америке, но ни разу не сказал об объединении с Заграничною Церковью. Может быть, он испытывал мое терпение, или боялся, чтобы кто не вырвал из рук его инициативы в этом деле. Во всяком случае, я даже о посланном им Патриарху проект услышал не от него, а от его людей – Зубова и Геровского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

мощами, своих земляков с Карп. Руси, даже не переписывался с ними, чтобы не агитировал и другим запретил писать что-либо против Платоновской юрисдикции, чтобы не посвящал и не принимал священников без разрешения митрополита и т.д. На мой вопрос, что это за пожелания, Геровский ответил: а это так, мои личные наблюдения. Я объяснил, что, конечно, нужно выработать modus vivendi, пока не последует окончательное объединение, но об этом следует обсоветоваться представителям той и другой стороны, т.е. епископам или их уполномоченным. Геровский обещал это устроить. Однако, никто из представителей платоновской юрисдикции и не пытался со мной об этом говорить. Но вот во второе мое посещение м. Феофила, последний отозвал меня в свою комнату (за неимением архиерейских покоев в Нью-Йорке, митрополит, когда приезжает сюда, ютится в чужой квартире у м-ме Клюге, где ему была отведена небольшая комнатка, – а принимает в общей гостиной) и предложил подписать какой-то листок. Я попросил разрешения взять его для ознакомления на дом. Каково же было мое удивление, когда этот листок оказался постановлением епископов в Детройте за подписью м. Феофила, архиеп. Адама, еп. Арсения и еп. Леонтия, а по содержанию это была буквальная копировка того листочка, который мне 19 февр. принес Геровский, только этот, Детройтский, датирован 26-го марта. Оба эти документа у меня хранятся. Я потом спрашивал А. Геровского, как это случилось, что принесенный им мне 19 февраля листочек буквально был переписан 26 марта в Детройтские постановления Епископов? Геровский объяснил мне, что он пользуется неограниченным доверием м. Феофила, ибо это он – Геровский в Кливленде решил с о. Я. Капанадзе его – Феофиловское избрание в митрополиты, что этот листочек он в Детройте показал м. Феофилу, а последнему так понравилось содержание, что Владыка дал переписать его в постановление. Так решаются здесь кардинальные церковные вопросы. Избавившись законных и доброжелательных к Церкви обер-прокуроров, мы находимся теперь под диктатурой подпольных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Начата организация молодежи, открытие русских церковно-православных школ. За все это и прочее доброе, чего я не упомянул, благодарение Господу Богу, благословение со всякою похвалою духовенству, ревнителям и всему церковному народу. На особицу благодарим национальные, общественные и военные организации, всемерно нам сочувствовавшие и помогавшие. Но на этом незначительном успехе не успокоимся. Многое еще не окончено, а другое и совсем даже не начато. Организация приходов продолжается, и нам нужны самоотверженные миссионеры для посещения отдаленных групп, нужна духовная литература для окормления одиночек, нужны ревнители и осведомители с мест, широкая информация из самых отдаленных углов. Слабо стоит школьное дело, а в нем наше будущее. Поучимся постановке хотя бы у других. Только что начинается работа с молодежью, при сильных соблазнах со стороны, располагающей большими материальными средствами. Финансовое положение Епархии и Центра не прочно и базируется на случайных пожертвованиях, а не на постоянных, прочных источниках. Об этом нужно подумать и серьезно. Доклады с мест укажут нам еще многое, что требует нашего спешного и мудрого совета и помощи. Эти доклады помогут и нам решить успешно вышеперечисленные общие вопросы. Мы должны напряженно поработать и очень дорожить временем, всякой минутой, чтобы все поставленное жизнью на программу обсудить и решить в наступающие два-три дня. Помоги нам – делателям в Твоем винограднике, Христе Боже! Объедини нас в дружную рать, очисти и укрепи нас Божественным Хлебом от Твоея Трапезы! Так, как Ты некогда укрепил Твоих учеников и продолжателей Твоего дела на Тайней Вечери в Сионской горнице, чтобы мы отсюда разошлись в далекие края продолжать Твое дело. Обращение 5-го епархиального съезда к народу Возлюбленные во Господе Православные Русские люди! Вы сами знаете, в какое страшное, критическое время все мы и вы живем. Собравшись в г. Нью-Йорке на Епархиальный Съезд со всей Америки и обменявшись нашими наблюдениями, мы почувствовали еще глубже, в каком опасном положении мы все находимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

И вот легкий выход и освобождение от ответственности: нужно заводить английское богослужение, американскую проповедь. Предоставить молодому поколению пользоваться приспособлениями и организациями уже готовыми у епископалов и других. Отсюда легкий американский патриотизм и претензии на штатотворный (государственно-творческий) элемент в Американской жизни у многих из русского православного духовенства. Хотя в Америке не менее, даже еще более надежным считают духовенство других народов и церквей, которые удерживают и воспитывают свою молодежь в традициях своей веры и народности. Мне говорил один из передовых русских американизаторов П. Зубов: – Подумайте только – новое наше поколение прошло американскую школу, многие из них гайскул и колледжи. Через 10 лет это поколение сменит своих простых, почти неграмотных отцов и вступит в управление нашей жизни, и тогда все это русское православие придется сильно изменить и приспособить. Он же многозначительно добавил и следующее, как бы для решения вопроса, возможно ли теперь ориентироваться на Россию: Я состою преподавателем в епископальной семинарии и в тоже время учусь в Колумбийском университете. Там есть специальная кафедра «Русской революции». Я штудирую эту науку. Один список первоисточников – на 4 страницы! Из них самое основательное исследование чеха Штучки. Он приводит объективно одни документы и факты. И вот теперь мне совершенно ясно, что последняя ставка против большевиков в России провалилась – ставка на крестьян. Они оказали гигантское пассивное сопротивление: одних лошадей уничтожено 21 миллион, столько же скота, только бы не идти в колхозы. И вся эта громадная жертва и колоссальное сопротивление ни к чему: коллективизация проведена. Теперь в ближайшее время никаких надежд на перемену и восстановление России. Мы на нее не можем ориентироваться и должны приспособиться в Америке. И он – офицер Преображенского полка ориентируется на епископалов и полную обособленность Американской Руси и Церкви от прочих Русских. 12. Церковная политика д-ра А. Геровского

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

29 апреля. Вторник Приехал сегодня М[итрополит] Николай. Сообщил точнее о сессии, поездке в Румынию и об Америке. О телеграмме М[итрополита] Феофила они уже раньше знали, но, обсудив, решили отнестись примирительно, чтобы не оттолкнуть его обратно к анастасиевцам, хотя знают, что Феофил не отверг свою резолюцию на Патриаршей телеграмме, а лишь сказал, что это был только «проект», не принятый официально и замененный другим более деликатным (!..), а с другой стороны, он затеял судебное дело о соборе в Нью-Йорке. Что-то скверное делается. А а[рхиепископ] Адам (Филипповский – Л.А.) телеграфирует, чтобы я скорее ехал в Америку. М[итрополиту] Вениамину послано телеграфное распоряжение съездить в Вашингтон, чтобы дали мне скорее визу. Но М[итрополит] Николай думает, что это все-таки затянется. 11 мая. Воскресенье. 9 часов утра Я уже в Москве. Приехал вчера (из поездки в Румынию – Л.А.) […]. О поездке в Америку как будто сведения благоприятные: в Вашингтоне обещали дать визу. Так что м[ожет] б [ыть] в скором времени придется и ехать. Но сведения о настроениях в самой Америке неудовлетворительные. Арх[иепископ] Адам смотрит пессимистично, характеризует Митрополита Феофила, как «человека недалекого умом, но с аспирациями куда-куда большими.., загруженной голове и высокомерию его нет предела»... О подчинении его Русскому Патриарху не может и думать, запретил об этом и говорить ему, «как будто Америка не может иметь своего, американского патриарха»... Архиепископ Виталий (Максименко – Л.А.) пишет тоже в газетке, что «американская часть (Церкви) совершенно обособилась и обращается, по принципу Польской, явочным порядком в Автокефалию». Вообще, а[рхиепископ] Адам «не верит в честность примирительной акций» М[итрополита] Феофила, который «чувствуя за собой поддержку со стороны реакционных элементов, ставит вопрос об автокефалии совсем серьезно, причем наверно надеется добиться ее в Константинополе, где насчет разных махинаций почва всегда благоприятна!..» Меня ожидают в Америку «с большими надеждами», но что удастся сделать – Бог ведает!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Митрополит Восточно-Американский Иларион: мы должны быть готовы твердо стоять в своей вере перед лицом восстающего против нас мира 13 марта, 2014. Новостная служба Самым большим приоритетом для каждого православного христианина должно быть достижение вечного спасения в спасительном лоне Церкви. По случаю 80-летия основания Восточно-Американской епархии, высокопреосвященнейший Иларион митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский обратился к духовенству, монашествующим и верюущим епархии. Досточтимые отцы, монахи и монахини, дорогие братья и сестры во Христе! В этом году мы отмечаем 80-летие образования в 1934 году приснопамятным архиеп. Виталием (Максименко) Восточно-Американской епархии. Этот юбилей дает нам повод остановиться и оценить 80-летний путь, прошедший перед нами, перед тем, как строить планы на светлое будущее. Господь был милосерд к нам, грешным, и на протяжении всей ее истории даровал нашей епархии мир и процветание. А ведь это история, которая переплетена с катастрофическими событиями XX века, оставившими в руинах нашу Родину – Россию, и большинство европейских стран, после десятилетий войны и революции. Отмечая минувшие 80 лет, мы в радости нашей ощущаем и привкус горечи, потому что не можем не замечать, не можем игнорировать происходящих вокруг нас в мире событий. Нравственная и политическая карта мира быстро меняется к худшему, время снова становится враждебным по отношению к христианам. Наша молодежь стоит перед лицом испытаний соблазнами, умножающими погибельное духовное отчаяние. Когда мы думаем о том, что могут принести грядущие 80 лет, мы должны быть готовы твердо стоять в своей вере перед лицом восстающего против нас мира, развязавшего войну против Христа и Его Церкви. Потому Христос Спаситель предупреждал Своих учеников и последователей: „Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир“ (Ин. 15:19). Но Христос и утешал их, говоря: „В мире скорби иметь будете, но не смущайтесь, ибо Я победил мир“ (Ин. 16:33).

http://pravmir.ru/mitropolit-vostochno-a...

На ночлег остановился я в лучшей гостинице, взял дорогую комнату – «с удобствами», не зная, что в статью «удобства» входит и ночная встреча с «феей». Быстро и крепко заснул. И вдруг, чувствую, кто-то нежно гладит мое лицо. Слышу мягкий голос: – Ты священник? – Да, – ответил я. «Фея» говорит: – В таком случае я здесь не нужна («онда ништа нэче бити»). И удалилась. Это была, несомненно, верующая, не лишенная «страха Божия» женщина. Борода сыграла свою положительную роль! Время, проведенное в Беочине, использовал я для изучения сербского языка и через полгода после открытия Университета мог приступить к экзаменам по предметам, подготовку к которым начал еще в Варшаве. В составе профессуры Богословского факультета в Белграде было несколько профессоров старой русской Академии: проф. А. Доброклонский , С. Троицкий , проф.-прот. Ф. Титов . Слушал я в Белграде приезжавшего из Парижа проф. В. Зеньковского , познакомился с С.С. Безобразовым (впоследствии епископ Касьян). Близко познакомился с иеромонахом Иоанном, бывал в доме его родителей, был на его хиротонии во епископа Шанхайского, был на хиротонии епископа Виталия (Максименко) , создавшего в Бронксе (Нью-Йорк) твердыню Православия, в «День Скорби и Непримиримости», по инициативе прот. Г. Граббе, кощунственно руками «белоризников» разоренную... Это был для Православия скорбный в США год. В намоленное здание разоренной православной святыни вошли сектанты и в нем собираются на свои молитвенные собрания. С владыкой Иоанном Шанхайским я поддерживал связь и, будучи священником в Польше, получил от него несколько писем и проповедей. Настроенный к принятию монашества, сразу по прибытии в Белград отпустил я бороду. Неоднократно профессора на лекциях и во время экзаменов спрашивали меня, не священник ли я. Их удивлял студент с бородой. И для проживающей в Королевском Академическом доме массы студентов, видимо, странно было видеть в своей среде бородатого коллегу. Решили они заставить меня сбрить бороду. В один прекрасный день выхожу утром из моей комнаты (на третьем этаже) в столовую к завтраку. Увидав меня, вся масса студентов, направлявшихся в ту же столовую впереди меня, дружно начала скандировать: «Попэ, попэ, мэ-э-э... попэ, попэ, мэ-э-э». И так продолжалось, пока не вошли в столовую.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

   Конечно, главной темой всего этого празднования всегда было воспоминание о том, как, при каких обстоятельствах русский народ из народа языческого стал народом христианским, какие обязательства это на него наложило, и как он эти обязательства на протяжении всей своей дальнейшей истории выполнял.    Традиция такого празднования дня св. Владимира после 2-й мipoboй войны была перенесена в новый временный духовный центр русской эмиграции в г. Мюнхен в Германии, но, конечно, в более скромных масштабах, соответственно новому скромному беженскому положению. Но одно было утешительным: храмы всегда были переполнены молящимися.    В Америку культ почитания св. князя Владимира был перенесен большим церковно-общественным деятелем и русским патриотом блаженно-почившим Архиепископом Виталием (Максименко), который даже начал здесь в Кассвиле (ныне Джаксоне) постройку большого величественного Храма-Памятника св. равноапостольному князю Владимиру, а затем, с наплывом русских беженцев из Европы, создал при каждом из приходов своей епархии св. Владимирские кружки молодежи, с целью предохранения нашей Русской молодежи от денационализации и воспитания ее в строго-церковном православном и национальном русском духе. В первые годы это начинание имело громадный успех, и наша молодежь с большим духовным подъемом ежегодно собиралась на общие съезды на так называемой «Владимирской Горке» у строящегося Храма-Памятника св. князю Владимиру. Но этот явный успех «кому-то» не понравился, и началась систематическая травля св. Владимировских кружков под предлогом, что для молодежи якобы неприемлем такой строго-церковный подход к делу их религиозно-национального воспитания. Были даже общественные выступления с порицанием этого подхода и духовного руководства молодежи, — было сделано все возможное, чтобы разстроить и прекратить работу этих кружков, и цель эта, в конце концов, была достигнута.    К сожалению, как это было в России, так и заграницей: внутренние враги не дремлют и ведут свою подрывную работу, стараясь разложить и уничтожить среди русских людей все честное, все подлинно-чистое и святое, направленное к угождению Богу и делу спасения душ, заменяя это, для отвода глаз, дешево стоющими «суррогатами», которые не имеют никакой цены в очах Божиих, и молодежь нашу не спасут от постепенной потери своей веры и полной денационализации, что мы уже со скорбью и наблюдаем на каждом шагу. Молодежи в храмах и на русских национальных собраниях и торжествах, за малыми исключениями, почти не видно!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

А если народ поймет, то и духовенство должно будет изменить ориентацию. Этот путь – самый верный и христианскому, русскому духу соответственный, хотя и не так скоро к цели приводящий. Нетерпеливым же и сторонникам борьбы припомним совет мудрого Гамалиила: «Оставьте их: что у них от Бога, с тем безрассудно бороться, а что – от людских интриг, то скоро само собой рассыпется». Послесловие Я много раз перечитывал этот свой отчет и мне хотелось некоторые факты опустить или смягчить, чтобы они не были для кого-либо обидны. Но долг сказать правду тем, кто должен ее знать для правильного решения церковного вопроса, удержал меня от этого. Отчет я предлагаю для тех, кто будет решать вопрос. Считаю все же долгом засвидетельствовать, что ни против кого я личных неудовольствий не имею и очень бы желал, чтобы все неприятное оказалось не фактами, а моим ошибочным восприятием фактов. В частности, должен вспомнить, что Владыка Феофил с трогательною привязанностью говорил мне, что он 40 лет прослужил в Американской Епархии и хотел бы, чтобы ни одной часточки в ней не осталось необъединенной. И еще после того, как я прочитал инструкции, данные нам от заграничного Собора, Владыка Феофил сказал: я вижу теперь, что Ваши архиереи готовы во многом поступиться ради мира и единства, нужно и нам стать на этот же путь. Дай Бог , чтобы взаимными уступками достигнут был мир и сохранено единство Русской Православной Церкви за рубежом плененной России. Против диктатуры безбожников в России красной Господину Президенту Американских Соединенных Штатов Русско-Американский Национальный Комитет Франклину Делано Рузвельту. Белый Дом, Вашингтон. Господин Президент, С возникновением военных действий между Германией и Советской Россией мировая история подошла к поворотному пункту, который, несомненно, окажется в высшей мере знаменательным для человечества в целом. Германия вторглась в Советскую Россию, и в иных кругах высказывается мнение, что Америка без промедления должна придти на помощь СССР. Мы расцениваем события на Востоке через призму двойного критерия: мы усматриваем центр тяжести создавшегося положения не столько в военных операциях, хотя они и развиваются на гигантском масштабе, сколько в катаклизмическом столкновении двух коренных начал – христианского начала духовной терпимости и социально-политической свободы, с одной стороны, и антихристианского начала узкой нетерпимости и политического гнета – с другой. В этом историческом конфликте русский народ стоит перед трагической дилеммой: либо использовать нападение Германии на Сталина для своего освобождения от советского ига, либо, подчинившись Сталину, навсегда отказаться от надежды стряхнуть с себя оковы коммунистического рабства. Если бы русский народ избрал вторую часть означенной дилеммы, Европа неизбежно сделается коммунистической и Америка также пала бы жертвой Коминтерна.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

– Есть у вас священство?.. Нет. А оно в Церкви с Апостольских времен. Оно передано Апостолами. О нем ясно говорится в том самом Священном Писании , которое вы сейчас держите в руках. – Сохранились ли у вас таинства: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, елеосвящение? Ведь были они во время Апостолов и говорится же о них в новозаветных священных книгах! – Почитаете ли, согласно Евангелия, Божию Матерь? – Имеете ли молитвенное общение с Небесною Церковью, с св. Апостолами, чьи писания у вас сейчас в руках, с святителями, мучениками, исповедниками и всеми праведниками? – Имеете ли молитвенное общение с Ангелами? – Молитесь ли Ангелу Хранителю? – А ведь все это было в Апостольской Церкви. И это есть в Православной Церкви. – Имеете ли молитвенное общение с умершими отцами, матерями, дедами и всяким в вере скончавшимся? Молитесь ли за умерших? Или забыли о них, и смерть оказалась сильнее любви Христовой? – А ведь в Апостольской Церкви молились за умерших! Иконы не почитаете. А почитаете ли животворящий Крест Господень? Осеняете ли себя святым крестом? Носите ли Крест на груди своей, по слову Апостола: – «Его поругание» ( Ebp. XIII, 13 )? – В Апостольской Церкви все это было. Вопросы мои ясны. Ответьте на них. Вы молчите? Да что и сказать, когда ничего у вас этого нет. А ведь это духовное богатство колоссально. Так скажите, что же у вас есть? – Вера? Да, вы ею хвалитесь и всех этих добрых людей призываете «уверовать во Христа». Да ведь это напрасный призыв: все они уже давно, с младенчества во Христа веруют, с младенчества находятся в Церкви Христовой. Призыв уверовать во Христа, обращенный к Православным, напрасен: мы все несравненно сильнее веруем, нежели вы; мы настолько сильно веруем, что все переданное нам храним и повеленное исполняем, чего вы сказать о себе не можете. Призывайте евреев к вере во Христа, ступайте к язычникам, магометанам, там проповедуйте, но не здесь среди православно-верующих! И так, веру дать вы нам не можете: она у нас есть. Что же вы можете дать? Какое сокровище духовное? – Решительно ничего. Вы совершенно нищи. Во всей вашей речи слышалось нечто страшное, противное Христову учению, – это гордость, самомнение. Мы только и слушали о вашей безгрешности, о вашей святости, которою вы похваляетесь. Но это нас не прельстит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010