Родился 8 августа 1873 г. в семье бедного сельского диакона Екатеринославской губернии. Окончив Екатеринославскую семинарию, он поступил в Киевскую Дух. Академию. Обычное недовольство экономом было раздуто академическим начальством в «забастовку». Не в пример струсившим однокашникам Максименко ни от чего не отпирался. Он был исключен с «волчьим билетом». С трудом удалось устроиться сельским учителем. Но вскоре благодаря ходатайству ректора Казанской Академии владыки Антония (Храповицкого) он был принят в Казанскую Академию. Здесь сблизившись со своим аввой, владыкой Антонием, он принимает монашество. Когда владыку Антония перевели на Волынскую кафедру, он вызвал к себе о. Виталия и поручил ему в Почаевской Лавре заведывание типографией, тогда мало деятельной. Вскоре под его руководством лаврская типография стала одной из лучших монастырских типографий России, она выпускала богослужебныя, школьныя и народныя книги и, кроме того, издавала пять периодических журналов и множество листков и поучений для народа. После революции о. Виталий продолжал трудиться во славу Православия и не скрывал своих монархических взглядов. В 1918 г. петлюровцы его вместе с митр. Антонием заточили в Бучаче, в униатском мон-ре, а затем в Демблине, в подводном каземате, где пришлось перенести побои от ретивых католиков, здесь он ждал себе смерти, но владыка Антоний и будущий патриарх Варнава вызволили его из Польши в Сербию. Зарубежный Синод послал о. Виталия в Мукачево-Пряшевскую епархию в Чехословакию, где он основал миссионерский стан, превратившийся вскоре в обитель во Владимирове. В новой обители сразу же появляется типография. Опять знакомое печатное дело. В 1934 г. о. Виталия рукополагают во епископа для Сев. Америки. Только что изжившей раскол американской пастве нужен был именно такой деятельный архипастырь-миротворец. В Сев. Америке владыка Виталий помог возникновению и процветанию двух духовных очагов Зарубежья – Св. Троицкому мон-рю и Св. Троицкой Семинарии, также по его почину была начата постройка храма-памятника св. Владимиру, посвященному 1000-летию Крещения Руси, и много других приходов в Америке было основано владыкой Виталием. Скончался Архиепископ Виталий 8 марта 1960 г. Согласно своему завещанию он был похоронен в Владимирском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Наталья Ивановна Бахрушина после смерти мужа приняла на себя все долги (в то время принадлежавший им кожевенный завод и дом были заложены). Она не только наладила производство, выплатила долги, но и развернула широкую благотворительную деятельность, воспитав в этом же духе и своих сыновей. Таковы были купеческие жёны.   В истории православного предпринимательства есть ещё один удивительный пример : это предпринимательская деятельность Почаевской Лавры в 1907–1914 годах . Деятельность была организована архиепископом Волынским , а им был в то время Антоний ( Храповицкий ), и его сподвижником архимандритом Виталием ( Максименко ). При Лавре был создан банк « Почаево - Волынский народный кредит ». Основной капитал банка состоял из членских взносов и займов от Министерства финансов , Главного Управления Земледелия и Землеустройства и Главного Переселенческого Управления . Основным полем деятел ьности « Почаево - Волынского народного кредита » была выдача ссуд крестьянам на покупку земли и средств производства . Выдавая малороссийским крестьянам подъёмные кредиты , банк вывел миллионы крестьян из - под экономической зависимости от польских диаспор и сделал Волынь зоной процветания и политической стабильности . В 1908- м Почаевская Лавра устроила несколько потребительских магазинов , выписала во время случившегося неурожая из Челябинска 75 вагонов дешёвого хлеба и тем понудила понизить цены на хлеб спекулянтов , которые пытались нажиться на людском горе . Да , конечно , наша страна знавала лучшие времена . Но разве не от нас зависит , какой дух предпринимательства будет в нашей стране : дух бессовестной наживы и обогащения или высокий дух русских купцов прежней России , которую мы незаслуженно забыли и которую нам ещё предстоит открывать и открывать ? Вот любопытный пример . Знаете ли вы , что в русской деловой этике означало выражение « стереть в порошок »? По нынешнему мировоззрению , увы , это воспринимается чуть ли не как нанять убийцу и уничтожить своего конкурента ( или партнёра ), чтобы и мокрого места не осталось . На самом же деле это выражение имеет отношение к купеческому делопроизводству . Дело в том , что оно велось мелом на притолоке , куда записывали имена должников и суммы долга . Если же случалось так , что по истечении оговоренного срока должник не объявлялся , долг прощали , а надпись « стирали в порошок ». Конечно , хоть это и не причиняло « стёртому » физического или материального ущерба , быть « стёртым » боялись . И знаете почему ? Это наносило сокрушительный удар по деловой репутации . С этим человеком не возбранялось общаться в домашней обстановке , но в общественном месте за один стол с ним уже не садились . Но не потому , чтобы таким образом причинить ему моральные страдания , а для того , чтобы не ввести в искушение других деловых партнёров . Ведь они , увидев такого прощёного должника ( обманщика , нарушившего купеческое слово ) за одним столом с купцами хорошей репутации , могли обмануться и начать вести с ним дела .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Конечно, главной темой всего этого празднования всегда было воспоминание о том, как, при каких обстоятельствах русский народ из народа языческого стал народом христианским, какие обязательства это на него наложило, и как он эти обязательства на протяжении всей своей дальнейшей истории выполнял. Традиция такого празднования дня св. Владимира после 2-й мировой войны была перенесена в новый временный духовный центр русской эмиграции в г. Мюнхен в Германии, но, конечно, в более скромных масштабах, соответственно новому скромному беженскому положению. Но одно было утешительным: храмы всегда были переполнены молящимися. В Америку культ почитания св. князя Владимира был перенесен большим церковно-общественным деятелем и русским патриотом блаженно-почившим Архиепископом Виталием (Максименко) , который даже начал здесь в Кассвиле (ныне Джаксоне) постройку большого величественного Храма-Памятника св. равноапостольному князю Владимиру, а затем, с наплывом русских беженцев из Европы, создал при каждом из приходов своей епархии св. Владимирские кружки молодежи, с целью предохранения нашей Русской молодежи от денационализации и воспитания ее в строго-церковном православном и национальном русском духе. В первые годы это начинание имело громадный успех, и наша молодежь с большим духовным подъемом ежегодно собиралась на общие съезды на так называемой «Владимирской Горке» у строящегося Храма-Памятника св. князю Владимиру. Но этот явный успех «кому-то» не понравился, и началась систематическая травля св. Владимировских кружков под предлогом, что для молодежи якобы неприемлем такой строго-церковный подход к делу их религиозно-национального воспитания. Были даже общественные выступления с порицанием этого подхода и духовного руководства молодежи, – было сделано все возможное, чтобы разстроить и прекратить работу этих кружков, и цель эта, в конце концов, была достигнута. К сожалению, как это было в России, так и заграницей: внутренние враги не дремлют и ведут свою подрывную работу, стараясь разложить и уничтожить среди русских людей все честное, все подлинно-чистое и святое, направленное к угождению Богу и делу спасения душ, заменяя это, для отвода глаз, дешево стоющими «суррогатами», которые не имеют никакой цены в очах Божиих, и молодежь нашу не спасут от постепенной потери своей веры и полной денационализации, что мы уже со скорбью и наблюдаем на каждом шагу. Молодежи в храмах и на русских национальных собраниях и торжествах, за малыми исключениями, почти не видно!

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Плодом двухлетнего совместного труда чешского и украинского исследователей стала вышедшая ныне в свет монография на чешском языке. В ее основу был положен существенно дополненный и переработанный текст книги профессора Марека 2004 года. Кроме того специально для нового издания В. Бурегой была написана глава, посвященная церковной жизни русской эмиграции в Чехии. В ней предпринята первая в существующей историографии попытка систематического изложения истории русского эмигрантского прихода в Праге и связанных с ним общественных организаций (в частности, Успенского братства). Также специально для нового издания были подготовлены биографические очерки о нескольких выдающихся церковных деятелях. В дополнение к имевшимся в издании 2004 года очеркам о епископе Горазде (Павлике), митрополите Досифее (Васиче) и архиепископе Савватии (Врабце), были написаны очерки о митрополите Елевферии (Воронцове), архиепископе Сергии (Королеве), архиепископе Виталии (Максименко) и архимандрите Андрее (Коломацком). Первые два медальона подготовлены В. Бурегой, вторые два — профессором П. Мареком. Существенным дополнением к тексту 2004 года стала также глава, посвященная Православной Церкви в Чехословакии в 1945-1953 гг. Исследователи написали ее вместе. При работе над книгой авторы использовали ранее не известные исследователям документы, выявленные в архивах Чехии, России, Франции. В книге также опубликовано несколько десятков редких фотографий из различных государственных, церковных и частных собраний. В результате столь существенной доработки текст монографии 2004 года увеличился ровно в два раза. Общий объем основного текста книги составляет теперь без малого 500 страниц. Вышедшая в свет совместная работа исследователей, бесспорно, заполнит досадную лакуну в историографии. Один из важнейших и наиболее сложных периодов истории Православия в Чехии, Моравии, Словакии и Закарпатье теперь достаточно полно освещен на основании обширного комплекса источников. Книга также представляет собой отрадный пример плодотворного сотрудничества представителей светской и церковной науки, живущих в разных странах. Подобное сотрудничество сегодня является необходимым как для взаимного обогащения светских и церковных учебных и научных центров, так и для консолидации усилий ученых, работающих в разных уголках земного шара. Подробное библиографическое описание книги смотри здесь . Информация о книге на сайте издательства . Богослов. Ru Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/381316

«Архиеп. Иоанн (Максимович) . Архипастырь, молитвенник, подвижник. К 25-летию кончины: 1961–1991», Сан- Франциско, 1991 г. Бэттс, Р., Марченко, В., «Духовник Царской семьи Святитель Феофан Полтавский (1874–1940)», Москва, 1994 г. «Биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви», Москва, 2004 г. Валерий Лукьянов, протопресв., «Светильник благодати. Семь слов памяти иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Франциского», Западно-Американская епархия РПЦЗ, 1999 г. Василенко, Л.И., «Введение в русскую религиозную философию. Курс лекций», Москва, 1999 г. Виталий (Максименко) , архиеп., «Конспект к изучению Пятикнижия Моисеева по Библии», Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1949 г. Виталий (Максименко) , архиеп., «Конспект к изучению Библии Ветхого Завета. II часть. Книги Исторические», Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1949 г. Виталий (Максименко) , архиеп., «Конспект к изучению Библии Ветхого Завета. III часть. Книги Учительные», Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1952 г. Виталий (Максименко) , архиеп., «Конспект к изучению Библии Ветхого Завета. IV часть. Книги Пророческие». Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1953 г. Виталий (Максименко) , архиеп., «Мотивы моей жизни», Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1955 г. Виталий (Максименко) , архиеп., «Православное противосектантское руководство», Нью Йорк, 1936 г. Всеволод (Филипьев), инок, «Всегда радуйтесь! Сборник духовных сочинений протопресв. Валерия Лукьянова», «Православная Русь», Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 2002 г. Всеволод (Филипьев), инок, « " Приходит начало конца». Мысли митрополита Антония (Храповицкого) , извлеченные из его переписки 1905–1915 гг.». «Православная Русь». Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1996 г. Всеволод (Филипьев), инок, «Что можно сказать о сергианстве сегодня?», «Русский пастырь», США, (39), 2001 г. Всеволод (Филипьев), инок, «Является ли толкование догмата искупления в изложении митр. Антония (Храповицкого) – официальным учением Русской Зарубежной Церкви? (Историко-каноническая справка)», «Охранительство. Сборник статей», Москва, 2004 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВИТАЛИЙ (МАКСИМЕНКО) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Виталий (Максименко), архиеп. Восточноамериканский (РПЦЗ). Фотография 1950-х годов Архиеп. Виталий (Максименко) Архиеп. Виталий (Максименко), 1930-е 4 сентября того же 1934 года был возведён в сан архиепископа Североамериканского и Канадского . В октябре 1934 года прибыл в Нью-Йорк и начал активную деятельность по установлению отношений между Митрополичьим округом и Архиерейским Синодом РПЦЗ. В ноябре 1935 года на Архиерейском Соборе в Сремских Карловцах (Югославия) было принято «Временное положение», признавшее автономию Митрополичьего округа во главе с митрополитом Феофилом (Пашковским) , в состав которого вошли находившиеся на территории США епархии РПЦЗ, в том числе епархия архиепископа Виталия. С именем архиепискеопа Виталия связана история становления и развития Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк). По приезде в Америку, он вошёл в число братии монастыря. В начале июля 1941 года архиепископ Виталий в числе членов Русско-Американского комитета обратился к президенту США Франклину Рузвельту с заявлением, в котором осуждалось нападение фашистской Германии на СССР, но при этом содержался призыв не оказывать какой-либо помощи «красной диктатуре в лице Сталина». После начала войны по предложению архиепископа Виталия в американских храмах, а затем во всех храмах РПЦЗ стали возноситься молитвенные прошения «о многострадальном русском народе, в тяжких обстояниях сущем, и о спасении его» и «о еже избавити люди Своя от горькаго мучительства безбожныя власти, от нашествия иноплеменников и междуусобныя брани». В октябре 1943 года принял участие в собрании епископов, клириков и мирян Митрополичьего округа в Северной Америке, которое приняло решение о поминовении патриарха Сергия . В ноябре 1946 года Собор духовенства и мирян Американской митрополии , состоявшийся в Кливленде вынес постановление, по которому Митрополичий округ ограничивал свои связи как с Московским Патриархатом, так и с Синодом РПЦЗ, сохраняя с ними только молитвенно-евхаристическое общение и признав патриарха Алексия I духовным главой Церкви в Америке. Участвовавшие в работах Собора архиереи РПЦЗ, в том числе архиепископ Виталий, отказались подчиниться этому постановлению и на проходившем 27-28 мая 1947 года епископском совещании объявили деяния Кливлендского Собора неканоничными. После разрыва общения с митрополитом Феофилом (Пашковским) РПЦЗ восстановила свою юрисдикцию в Америке и приняла около 40 вышедших из состава Митрополичьего округа приходов, руководство которыми было поручено архиепископу Виталию, получившему титул «архиепископ Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) ».

http://drevo-info.ru/articles/25204.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТАЛИЙ Виталий (Максименко), архиеп. Восточноамериканский (РПЦЗ). Фотография. 50-е гг. XX в. Виталий (Максименко), архиеп. Восточноамериканский (РПЦЗ). Фотография. 50-е гг. XX в. (Максименко Василий Иванович; 8.08.1873, с. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.- 21.03.1960, Нью-Йорк), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). Из семьи диакона, в 7 лет осиротел. Учился в Мариупольском ДУ, затем в Екатеринославской ДС (1893-1895), по окончании к-рой поступил в КДА. В 1896 г. за участие в студенческих волнениях Максименко был исключен из академии без права поступления в др. учебные заведения. Работал учителем в школе с. Прядивка Новомосковского у. Екатеринославской губ. В 1897 г. на основании поручительства ректора КазДА Чебоксарского еп. Антония (Храповицкого) распоряжением Святейшего Синода Максименко было разрешено возобновить учебу на 2-м курсе КазДА. В 1899 г. он был удостоен степени канд. богословия за соч. «Учение трех великих святителей о молитве». В том же году пострижен в монашество еп. Антонием, рукоположен во диакона, 12 авг.- во иерея с причислением к братии Донской иконы Божией Матери московского муж. мон-ря . В 1900-1902 гг. преподавал в Александровской Ардонской миссионерской семинарии (Владикавказская епархия). 29 нояб. 1902 г. В. был переведен в распоряжение Волынского еп. Антония (Храповицкого), к-рый направил его в почаевскую в честь Успения Пресв. Богородицы лавру с поручением заведования монастырской типографией. 2 дек. В. был возведен в сан архимандрита и введен в духовный собор лавры. В 1903 г. назначен редактором «Почаевского листка» , исполнял обязанности редактора офиц. части «Волынских ЕВ». Под рук. В. типография была оборудована новыми печатными станками, что позволило осуществлять регулярный выпуск богослужебных книг, а также школьных учебников, просветительской лит-ры для народа и неск. периодических изданий и превратило Почаевскую лавру в один из крупнейших центров духовного просвещения. По инициативе и под редакцией В. с 1910 г. издавался ж. «Русский инок» , с 1913 г.- газ. «Волынская земля». В. активно участвовал в политической и общественной жизни Волынского края, являлся одним из инициаторов учреждения «Почаевского народного банка», целью к-рого было предоставление крестьянам ссуд на покупку земли и сельскохозяйственных орудий. Во время революционных событий 1905 г. В. путешествовал по Волыни, призывая местное крестьянство не участвовать в беспорядках. С авг. 1906 г. возглавлял Почаевский отдел Союза русского народа .

http://pravenc.ru/text/158838.html

24 апреля 2008 года – сороковой день со дня кончины Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра. По определению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей в этот день поминовение почившего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви будет совершаться на Великом входе за Божественной литургией Великого Четверга, а торжественные панихиды – на Радоницу. Светлой Памяти Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра (Шкурла) Восстановление евхаристического общения Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве, первую годовщину которого мы будем отмечать вскоре, открыло нам пути ко всеобъемлющему совместному осмыслению духовного опыта Русского Зарубежья. Важнейшей вершиной этого опыта стало преображение церковной жизни славянских народов центра и юго-востока Европы, произошедшее под непосредственным влиянием таких деятелей Русской Православной Церкви Заграницей, как святитель Иоанн (Максимович), митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Виталий (Максименко), архиепископ Серафим (Соболев), епископ Феофан (Быстров), епископ Антоний (Бартошевич), архимандриты Амвросий (Курганов) и Сергий (Кашманов), игумен Тимолай (Пастухов). Особое место в этом ряду занимает имя архиепископа Виталия (Максименко), жизненный подвиг которого был отмечен и святителем Иоанном Шанхайским. Владыке Виталию посчастливилось участвовать в двух славянских миссионерских проектах: восстановлении Православия в Чехии и на Закарпатской Руси. При этом следует учесть, что эти миссионерские проекты были начаты в Императорской России, а продолжены усилиями Церкви и Правительства Сербии, и Архиепископ Виталий принимал участие в них как на дореволюционном, так и на «сербском» этапе их развития. Оба эти миссионерских проекта принесли свои плоды, а второй из них – восстановление Православия на Закарпатье – в некотором смысле определил современную судьбу Русской Зарубежной Церкви, поскольку крестник владыки Виталия Митрополит Лавр (Шкурла), карпаторосс, и привёл Зарубежную Церковь к евхаристическому единству с Московской Патриархией. Покойный Митрополит в 2007 году говорил: «Возвращение в Почаев – это возвращение к нашим истокам и духовному преемству, которое мы всегда ощущали через наших святителей Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Виталия (Максименко)». Отпевание блаженнопочившего Митрополита Лавра промыслительно совпало с днём кончины архиепископа Виталия: Владыка Виталий, встретивший Первоиерарха в момент его духовного рождения, встретил его и при переходе в жизнь вечную. Как замечательно сказал протоиерей Андрей Папков, «радуемся мы и тому, что владыка теперь соединится с теми иерархами, которые были ему близки: с приснопамятным и блаженнейшим митрополитом Анастасием и приснопамятным архиепископом Виталием (Максименко), который его и крестил, и постригал, и рукополагал» (1).Так подтверждается преемственность духовного опыта Зарубежья XX и XXI веков.

http://pravoslavie.ru/36678.html

Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Макеев Алексий (дата рождения не установлена – 1987), протоиерей. Стал священником в лоне Польской Православной Церкви (1936), эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1944), настоятель церкви в Геттингене (до 1957– 1987), протоиерей (29.12.1959), обслуживал также общины в Брауншвайге, Касселе и Лебенштедте. Архив: АГЗ. Максименко Василий Иоаннович см. Виталий, архиепископ . Максименко Иоанн Миронович (7.4.1874, хутор Каврак Полтавск. губ. – 25.10.1954, Шавиль, Франция), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника, родственник архиеп. Виталия (Максименко) (см.). Окончил Золотоношское уездное училище (1892), чиновник переселенческого управления в Сибири (1896), коллежский советник, уполномоченный Министерства продовольствия правительства адмирала Колчака, эмигрировал во Францию, вольнослушатель Парижского Св.-Сергиевского богословского института (19261929), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон (7.4.1926), диакон церкви Свв. Константина и Елены в Кламаре (19261930), священник (12.4.1930), рукоположение совершил митр. Евлогий (Георгиевский), настоятель Св.-Николаевской церкви в г. Труа (25.12.193015.10.1931), настоятель церкви иконы Божией Матери «Державная» в Шавиле близ Версаля (15.10.193125.10.1954), член епархиальной ревизионной комиссии (19331941), строитель новой церкви в Шавиле (1934), протоиерей (7.1.1943), председатель епархиальной ревизионной комиссии (19411954), председатель ревизионной комиссии Св.-Сергиевского богословского института (19431954), митрофорный протоиерей (10.4.1952). Архив: Послужный список о. И. Максименко (19261954). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Ковалевский П.Е. Памяти прот. И. Максименко. РМ. 3.11.1954. Максимов Григорий Иванович см. Гермоген, архиепископ. Максимович Михаил Борисович см. Иоанн, архиепископ . Малахов Нил Михайлович (1884, с. Дубиновки Курской губ. – 9.9.1934, Нови Сад, Сербия), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Курскую Духовную семинарию и С.-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1910), оставлен при академии профессорским стипендиатом, и. д. доцента по кафедре основного богословия, редактор журнала «Церковный Вестник» (19141915) и журнала « Церковь и общество», священник (после 1915до 1917), эмигрировал в Югославию (1920), преподаватель нравственного богословия, педагогики, философии, логики и психологии в Сремски-Карловацкой Духовной семинарии Сербской Православной Церкви, настоятель русской церкви в Нови Сад (19231934), состоял в юрисдикции РЗЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка Лавр родился 1 января 1928 года в Словакии в Ладомирово, где архимандритом Виталием (Максименко), бывшим наместником Успенской Почаевской лавры, был основан монастырь во имя преподобного Иова Почаевского и возрождено знаменитое Почаевское типографского братство. Рано лишившийся матери, будущий Митрополит вырос при монастыре, одиннадцатилетним отроком вступил в братство, трудился на монастырских послушаниях. Важнейшую роль в его жизни сыграл архимандрит Виталий, который крестил будущего владыку, в 1946 году, уже в США, постригал в монашество, долгие годы был его духовным отцом и воспитателем. Архиепископ Виталий (Максименко) Об архимандрите Виталии (Максименко), в последующем – архиепископе, у нас известно довольно мало, хотя он – замечательный деятель дореволюционной Церкви в России и выдающийся архиерей Православной Церкви в изгнании, сделавший Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (США) духовным центром РПЦЗ. Архиепископ Виталий (Василий Иванович Максименко), как пишут его биографы, родился у берегов Азовского моря в бедной многодетной семье диакона. В семь лет оказался круглым сиротой: от плеврита умер отец, а через год – мать. Он бедствует, учится в Мариупольском духовном училище, затем заканчивает семинарию, учится в Киевской духовной академии. В трудные минуты жизни ему на помощь приходит тогда еще молодой епископ, а затем знаменитый митрополит Антоний (Храповицкий), который не оставлял духовного попечительства до конца своих дней. Он постриг Василия Максименко в монашество. У юноши тогда открылся туберкулез, поэтому владыка дал ему имя Виталий, что означает «жизненный», и предрек: «Жить будешь долго»! Когда архиепископ Антоний стал на Волынскую кафедру, он в 1902 году перевел архимандрита Виталия в Почаевскую лавру. Годы спустя архиепископ Антоний в своих воспоминаниях писал, что своим расцветом в то время святая обитель обязана была прежде всего трудам архимандрита Виталия. В лавре отец Виталий разворачивает бурную миссионерскую и издательскую деятельность, организовывает «Типографское братство», в которое входило 150 человек, реорганизует лаврскую типографию, которая становится одним из крупнейших православных издательств. Он редактирует «Почаевский листок», «Волынские епархиальные ведомости», затем журнал «Православный инок». Активно занимается общественной деятельностью, расширяет сеть приходских школ на Волыни, создает двуклассные народные школы.

http://pravoslavie.ru/779.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010