Вскоре меня вытребовали в Варшаву и «международная легация» выдала мне пропуск и дала деньги на проезд, как «друкарю сербской монашеской штампарии». С этим документом и в этом звании я прибыл благополучно в Югославию, где находились мои благодетели – Блаженнейший Митрополит Антоний и будущий Святейший Патриарх Варнава. О Демблине мне долго напоминали только отеки ног, да пан Воевода Юзефский, с которым я впоследствии встретился и все по вопросу о тех же сервитутах, которых он все же вскоре лишился. Владимирова (Очерк к рисунку) При виде этого рисунка не могу воздержаться, чтобы хотя в нескольких словах не воздать похвалы Владимировой. Владимирова! – Это лучшее воспоминание из моего прошлого. Маленькое сельцо Свидницкого окреса при городе Бардиеве (древнем Бардеве) в бывшей Чехословакии. После многих тюрем, подводных казематов (Демблин), приговоров к расстрелу и т.д., наконец получил я от Чехословацкого Архиепископа назначение настоятелем во Владимирову (по чешски «Ладомирова») по ходатайству народного сенатора Юрка Лажо. Во Владимировой жило много Америчан (карпаторуссов, побывавших в Америке и там «заразившихся Православиею»). Вот они и просили через Ю. Лажо назначить им православного батюшку. Но добраться на приход во Владимирову было не так то легко. Из Праги до Бардиева проехал беспрепятственно, а дальше пошли препоны. На железнодорожной станции Бардиев поджидал меня старый америчан Джан на паре добрых коней и тачанке, но по выезде на шоссе нас несколько раз задерживали на постах четники: «кого, куда везешь? Таких у нас раньше не видано было». Требовали документы и, увидев резолюцию Чешского Архиепископа Савватия, разводили руками и с неохотой пропускали. Так доехал я до местечка Свидника: это еще за 6 километров от Владимировой. В Свиднику оставили меня в Народном Доме. Посоветовавшись между собою, не решились везти меня без подготовки прямо во Владимирову. Обещали приехать за мною утром. Вечером пришел ко мне Ю. Лажо, принес черное пальто и очень нерешительно и с извинениями просил «поголитися» (побриться) и надеть принесенную «реверенду». Я решительно отказал в том и другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Петр Зайченко), Мильвоки (Еп. Леонтий). Старались переманивать наших священников. Переманили о. Иону Корецкого, которого я с трудом уговорил, хотя для проформы, взять от меня канонический отпуск. Сманивали, пользуясь трудными семейными обстоятельствами, прот. о. Силу Третьяка. Ему обещали платоновский приход в Филадельфии, но с тем, чтобы и сам он перешел в их юрисдикцию и приход свой Корнеги перевел. Эта операция, не смотря на благосклонную резолюцию митроп. Феофила, все же, слава Богу, не удалась. Имеют, кажется, на примете еще захватить 1–2 слабых соборных прихода и пару бродячих священников. И вдруг среди этой мирной охоты ... хиротония. Как смели! кто дозволил? Так д-р Геровский и допрашивал меня по телефону: кто просил о хиротонии? по чьему представлению? Это совершенно ненужная хиротония, и так много безработных епископов. Это очень повредит делу объединения. Может совсем погубить все уже достигнутые результаты. Митроп. Феофил в таком случае не поедет и в Сербию. Геровский особенно чувствителен был к этой хиротонии, будто посягали на его собственную кафедру. Как только донеслись в Америку первые вести о ее подготовке, он нарочито пришел ко мне. Правда, что будет у Вас хиротония во епископа Детройтского? Этого нельзя допустить. Патриарх никогда не признает этой хиротонии. Я старался объяснить, что платоновцы еще с нами толком даже не говорили об объединении. Мы им не мешаем и не вторгаемся в их внутренние дела, какое же дело им до того, что мы заместим вакантную у нас, после перевода еп. Феодосия в Южную Америку, а меня в Нью-Йорке, кафедру? – А Вы получили письмо от проф. Шеншина? – Нет, говорю, не получал, хотя вот Вы уже опубликовали из него недобрую информацию, на которую я вынужден был ответить (эта пасквильная информация так возмутила русских в Нью-Йорке, что по требованию национальных организаций Геровский должен был извиниться за этот свой безрассудный поступок, а Центральное Правление предложило Карпато-Русскому союзу отозвать Геровского и заменить его более приличным представителем. Только по должности «осободоверенного» он, по-видимому, не сместим). – Ах, жаль, что не получили. Я имею копию и пришлю Вам. – Очень странно, что Вы имеете копию, а я оригинала не получил. Во всяком случае я убедительно просил бы Вас больше таких позорящих информаций не помещать в газетах. Это во сто раз вреднее для мира, чем хиротония.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

По совести разберемся в этом. Господь завещал нам: не желай другим того, чего себе не хочешь ( Лyku VI, 31 ). Хорошо было бы нам, если бы нам дали ту самую свободу веры, какую коммунистическое правительство дало Русскому Народу? Вот что было бы тогда с нами согласно основному закону (Конституции ст.124) СССР. 1 . Храмы наши, которые мы купили или построили и столько на них положили жертв и трудов, у нас бы отобрали, ибо по закону СССР это государственная собственность. Хотите ими пользоваться, пусть Церковный Комитет или, как там называют, двадцатка, а на Украине (УССР) пятидесятка (т.е. 20 или 50 ответственных за нас пред правительством членов) подпишет лояльность и контракт и платит рент, какой назначит правительство (а с ним не поторгуешься). Двадцатка или пятидесятка – Комитет несет всю ответственность пред коммунистическим правительством, но прав ни она, ни приход никаких не имеет. 2 . Школу нашу для научения детей Вере коммунистическое правительство закроет, потому что детей учить вере никому не дозволяет, даже и родители не редко подвергались репрессии за домашнее обучение детей вере в Бога. А если мы все же будем держать школу, то нас посадят в тюрьму или сошлют на каторжные работы. 3 . Книг молитвенных и вероучительных: ни Евангелия, ни часослова, ни сборника, ни вообще, каких бы то ни было, религиозно-нравственных продавать, а тем более, печатать не дозволят. 4 . Школы для подготовки священников тоже не дозволят, или заставят в ней учить историю коммунизма и политнауку. Пришлют нам за священников – коммунистов. 5 . Запомоговых, благотворительных и просветительных братств или обществ опять же не дозволят иметь. 6 . Даже проповедовать Евангелие, как заповедал Господь Иисус Христос : «шедше, научите вся языки» ( Mф. XXVIII, 19 ), или хотя бы защищать публично свою веру от нападок безбожников – не имеете права. Это – по коммунистическим законам контрреволюционная преступная пропаганда, караемая тюрьмой. Закон дозволяет проповедь только атеизма – безбожия. Такая-то свобода веры дарована Русскому Народу, и коммунистическое правительство заявило уже (иннарком Молотов), что этого основного закона оно не изменит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Решительно осуждаем, как всякое самочинное отделение от нее, так и противное вере в Бога и голосу совести соглашательство с безбожниками. С глубокой благодарностью благодеющему нам Господу, отмечаем дальнейший рост, развитие и укрепление церковноприходской жизни в нашей Епархии. Не без разного рода трудностей и испытаний проходит оно. Но верность исконному церковно-каноническому строю нашей Церкви преодолевает постепенно все препятствия, воздвигаемые врагом человеческого спасения. Строятся или приобретаются в собственность свои постоянные храмы, а нередко и церковные дома при них, имеет быть введен всюду нормальный приходский устав, истинно верующие и действительно преданные Церкви люди все крепче и крепче объединяются вокруг своих пастырей и новосооруженных храмов, проявляя много жертвенных забот об их благоустройстве и благоукрашении. Наряду с этим не можем мы, с сожалением, не отметить и ряда печальных явлений со стороны т. наз. лидеров – попыток противопоставить себя законному священноначалию и завести в Церкви свои собственные порядки, противные духу св. Православия и тысячелетним церковным установлениям. Иногда это делается по неразумию, по незнанию канонов Церкви и непонимание сущности и назначения православного прихода, но несомненно, что во многих случаях тут действует все та же «черная рука», которая вызвала раскол в нашей Русской Зарубежной Церкви и стремится к ее полному уничтожению, как и к искоренению самой Св. Православной веры. Мы горячо призываем всех православных русских людей отмежеваться от всех тех, кто сеет смуту в приходах, призывая к бунту против своих законных пастырей. Имеющие основания в чем-либо обвинить своего пастыря должны идти законным путем обращения к епископской власти, решение которой и должно быть авторитетным и окончательным для всех подлинно-верующих и преданных Церкви христиан. Занималось Епархиальное Собрание и вопросом о нашем общецерковном расколе, который продолжает терзать тело нашей Русской Зарубежной Церкви. Обсуждались и выяснялись причины его, сущность его и способы его изжития.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Не погибнет наша Россия и ныне, если мы встанем на тот же путь наших благочестивых предков – на святой путь покаяния и нравственного исправления. К таковому подвигу мы вас и зовем, возлюбленные о Господе наши духовные чада. Помните слова Спасителя: «без Мене не можете творити ничесоже» ( Uoah. XV, 5 ). Всякое здание, которое не основано на евангельском фундаменте, по словам Спасителя, есть здание на песке и, как таковое, не долговечно, не прочно, его ожидает печальная участь Вавилонской башни. Отсюда, прежде своего политического возрождения, наш Русский народ должен обновиться нравственно, воскреснуть духовно. Наша Родина должна снова стать и сделаться царством Божиим, в котором не было бы места царству Антихриста. Заря светлого лучшего будущего на темном горизонте нашей скорбной юдоли воссияет только тогда, когда в окружающее нас мрачное царство неправды, насилия и злобы внесем живительные лучи Христовой правды, о которых Спаситель говорит: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрыя дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» ( Mamф. V, 16 ). В грязные волны жизни нашей Отчизны надобно влить чистые и светлые струи Христовой любви и сделать любовь (эту царицу добродетелей) главным движущим рычагом нашей жизни. Взирая на современные мировые потрясения, в лабиринте которых запутался наш мир при разрешении своих неразрешимых для него социально-политических проблем, и не видя, где выход из этого тупика к нормальной, разумной, истинно-человеческой жизни – мы должны понять, что все современные жгучие злободневные вопросы могут быть безболезненно разрешены миром только при свете Евангельского учения и что единственно верным и надежным нашим руководителем может быть только Христос, Который на все времена и на все века изрек человечеству эту истину, сказавши: «Я ваш путь, истина и живот» ( Uoah. XIV, 6 ). Пространственно далекие от нашей Отчизны, но духовно будучи всегда близки к ней, мы не можем быть безмолвными свидетелями и пассивными зрителями той кровавой Голгофы, которую сейчас переживает наш многострадальный народ. Как плоть от плоти и кость от костей его, мы должны носить его в своем сердце, скорбеть его муками, плакать его кровавыми слезами, употребить все доступные способы и средства к спасению его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Первое и главное из них – это наше всенародное покаяние, молитва , пост, наше доброе истинно-христианское житие, воздержание себя, удаление от излишних житейских утех и удовольствий, несовместимых с днями скорби и великого страдания нашего народа, наконец, дела щедрой христианской любви и благотворительности в пользу наших страждущих братий. Оставим, возлюбленные, в настоящие печальные и скорбные дни, всякого рода шатания и блуждания умов, все наши распри, раздоры, несогласия на почве политического разномыслия, наши взаимные осуждения и укоризны, доходящие иногда, к сожалению, до таких резких и грубых проявлений, как название друг друга «изменником», «предателем» и т. п., не смотря на то, что разномыслящие в данном случае одинаково любят Родину и одинаково желают ей блага и спасения, только различными путями направляясь к сей цели. Составим одну дружескую семью и в духе братского мира и любви будем стремиться к одной общей нашей цели – спасению дорогой нашей Отчизны. 1941 г. Речь архиепископа Виталия на 5-м епархиальном съезде (3/16 МАРТА, 1952 ГОДА) О состоянии нашей епархии (Эта памятка из прошлого поможете нам оценить, настоящее и укажет путь в будущее) Ваше Высокопреосвященство, Преосвященнейшие Владыки, досточтимые отцы и братия! С некоторым смущением и в этом году приступили мы к созыву этого съезда. Такое священное время – четыредесятница! Сидеть бы каждому дома, великопостные службы править, пасомых назидать, к покаянию призывать... В прежние времена даже из монастырей уходили в пустыни, чтобы там всецело предаться подвигу поста и молитвы, и расцветали пустыни Иорданская, Ливайская, Фиваида наша северная. Да, да. Так именно подобает проводить св. четыредесятницу, и не только в века древние, но и в наши последние времена лихолетья. Но не будем смущаться! Чтобы быть верными этим древним заветам Церкви, и собрались мы сегодня на этот съезд. Здесь мы общими силами будем править великопостные службы. Здесь исполним то, что наитруднее нам по приходам: святую исповедь, и, притом, пред духовниками опытнейшими, а не соседями нашими, которым стеснительно открывать самые болезненные раны души. Здесь исполним наш первейший долг пред Церковью и паствою, обсудив их нужды, поделившись друг с другом опытом, выработав, согласно широкого, общего опыта, программу совместной работы, плотней объединившись на помощь друг другу, и, что самое главное, – запечатлев это наше единство веры и долг строгой церковной дисциплины участием в Вечери Господней, – я разумею общую Преждеосвященную Литургию. Итак, призвав помощь Божию и собрав все наши силы и разумение, приступим к делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Теперь таких отпустов уже не устраивают и индульгенций не раздают, но след от пережитого народом остался, отпечатался в жизни, в толще народной. Хотя давно уже исчезли индульгенции, но по-прежнему в нарочитые праздники (отпусты), когда за унию раздавали индульгенции, продолжает собираться народ. Сходятся крестными ходами за десятки-сотни верст (их встречают, устраивают местные крестные ходы), говеют, исповедуются, причащаются (вместо прежних индульгенций), получают и накупают разных иконок, листков, святощей, памяток. Бывают полны не только все церкви: великая с 2-мя приделами (вместимостью 5.000), теплая, Иовлевская, Антониевская, Больничная, Трапезная-Варваринская, Типографская, но и обширный двор, где непрерывно идут службы и проповеди. В церквах вдоль стен сидят и исповедуют по 10-ти и более духовников. К чашам (по 3–5 чаш за раз за ран. литургиями) приступают сотнями. Помню такой отпуст на Воздвижение. Было особенно много народа и погода стояла сухая и теплая. Воздвигать Крест вынесли из Верхней церкви на лестницу, тянущуюся вдоль всего здания. Только Митрополит Антоний поднял крест для воздвижения, как вдруг сильный грохот. Какой должен был быть там напор человеческих тел! Толщиной в человеческий обхват цементные перила рухнули. К несчастью, а может быть, и к счастью, внизу стоял юноша, которому поранило голову. Ему доктор тотчас сделал перевязку, а Митрополит, позвавши после службы, подарил тысячу рублей. И раненый, как герой дня, с вечера и днем гулял между богомольцами. Отпечатлевшееся от старых времен в церковной жизни продолжает жить в народной толще, перенеся все революции и войны. Волынский Союз Русского Народа Из всех церковных предметов, которыми я владел в течении моей Церковной Службы, сохранился у меня, как самое дорогое, наперсный крест, поднесенный мне – архимандриту от Волынского Союза Русского Народа. Я им особенно дорожу, потому что он поднесен мне именно от Волынского Союза. Волынский Союз Русского Народа есть практическое решение крестьянского земельного вопроса по-христиански, в противовес «черному переделу», проведенному потом революционерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

   Вслед за этим митрополит Евлогий получил телеграмму из Сербии от архимандрита Виталия (Максименко), в которой тот приглашал его на свою архиерейскую хиротонию. Официальная пригласительная телеграмма на хиротонию была прислана и председателю Синода митрополиту Антонию, и митрополит Евлогий в мае 1934 г. решил отправиться в Белград. О своем свидании с владыкой Антонием он рассказывал так:    «Когда я вошел, митрополит Антоний в окружении нескольких духовных лиц доканчивал утреннее правило. Больной, дряхлый, он сидел в кресле и заплетающимся языком произносил возгласы. Я подошел к нему. Он заплакал... Первые минуты нашей встречи прошли на людях. Пили чай. Говорить было трудно. Митрополит Антоний грустно глядел на меня. «Все такой же... и улыбка все та же...» — сказал он. Слушать бедного больного моего друга и учителя было мне горько. «Пойдем, прочтем молитву»,— предложил он. Мы перешли в его маленькую спальню. Митрополит Антоний надел епитрахиль и прочел надо мною разрешительную молитву. Потом я над ним. На душе стало ясно и легко... «Ты с дороги устал — отдохни... Потом поговорим " " .    Зарубежный Синод, однако, счел это недостаточным для возобновления общения с митрополитом Евлогием; и он не был допущен до сослужения с карловацкими архиереями. Усилия Сербского Патриарха Варнавы довести дело примирения до конца успехом не увенчались. В эмигрантской среде распространились слухи о том, что разделение преодолено, но эти слухи не имели достаточных оснований. В окружении митрополита Евлогия в Париже большинство было против возобновления общения с карловчанами. Эти настроения усилились после того, как в 399 газеты «Царский вестник» появилась статья за подписью управляющего канцелярией архиерейского Синода Ю. П. Граббе, в которой сообщалось, что архиерейский Собор будет вскоре снимать запрещение с митрополита Евлогия.    В августе 1934 г. в Сремских Карловцах состоялся очередной архиерейский Собор. Митрополит Евлогий получил на него приглашение от Синода и от Сербского Патриарха Варнавы, но на Собор не приехал. Этот Собор в отсутствие митрополита Евлогия принял постановление о снятии с него запрещений, но самого митрополита Евлогия это постановление не удовлетворило. Он писал, объясняя свою позицию: «Этот акт был составлен в унизительных для меня формах, а именно, что «я сам осудил свой поступок», «сам просил простить меня» и что лишь «по снисхождению к моим просьбам и ради пользы Церкви» Собор постановил вернуть мне право священнослужения, т. е. канонически правонарушителем являюсь я, а вовсе не Собор, незаконно меня осудивший. Это побудило меня обратиться к пастве с посланием, в котором я постарался еще раз разъяснить правду и освободить ее от кривотолков. Я свидетельствовал о незаконности наложенного на меня запрещения».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

29 апреля. Вторник Приехал сегодня М[итрополит] Николай. Сообщил точнее о сессии, поездке в Румынию и об Америке. О телеграмме М[итрополита] Феофила они уже раньше знали, но, обсудив, решили отнестись примирительно, чтобы не оттолкнуть его обратно к анастасиевцам, хотя зна­ют, что Феофил не отверг свою резолюцию на Патриаршей телеграмме, а лишь сказал, что это был только «проект», не принятый офици­ально и замененный другим более деликатным (!..), а с другой стороны, он затеял судебное дело о соборе в Нью-Йорке. Что-то скверное делается. А а[рхиепископ] Адам (Филипповский – Л.А.) телеграфирует, чтобы я скорее ехал в Америку. М[итрополиту] Вениамину послано телеграфное распоряжение съездить в Вашингтон, чтобы дали мне скорее визу. Но М[итрополит] Нико­лай думает, что это все-таки затянется. 11 мая. Воскресенье. 9 часов утра Я уже в Москве. Приехал вчера (из поездки в Румынию – Л.А.) […]. О поездке в Америку как будто сведения благоприятные: в Вашингтоне обещали дать визу. Так что м[ожет] б [ыть] в скором време­ни придется и ехать. Но сведения о настроениях в самой Америке неудовлетворительные. Арх[иепископ] Адам смотрит пессимистично, характери­зует Митрополита Феофила, как «человека недалекого умом, но с аспирациями куда-куда большими.., загруженной голове и высокомерию его нет предела»... О подчинении его Русскому Патриарху не может и ду­мать, запретил об этом и говорить ему, «как будто Америка не может иметь своего, американского патриарха»... Архиепископ Виталий (Максименко – Л.А.) пишет тоже в газетке, что «американская часть (Церкви) совершенно обособилась и обращается, по принципу Польской, явочным порядком в Автокефалию». Вообще, а[рхиепископ] Адам «не верит в честность примири­тельной акций» М[итрополита] Феофила, который «чувствуя за собой поддержку со стороны реакционных элементов, ставит вопрос об автокефалии совсем серьезно, причем наверно надеется добиться ее в Констан­тинополе, где насчет разных махинаций почва всегда благоприятна!..» Меня ожидают в Америку «с большими надеждами», но что удастся сделать – Бог ведает!

http://bogoslov.ru/article/2908919

Воспитанник Санкт-Петербургской Духовной академии получил хорошее образование. Монашеский постриг над ним совершил ректор, архиепископ Сергий (Страгородский). Вряд ли стоит считать Илиодора " невежественным иеромонахом " По меркам той эпохи он получил превосходное образование. Свое священническое служение начал в Ярославской епархии преподавателем семинарии. В эти годы у него сложились хорошие отношения с губернатором А.П. Роговичем, известным своими правыми убеждениями. Увлечение Илиодора черносотенными идеями привело к конфликту с учащимися и закончилось шумным изгнанием с преподавательской должности. Первоначально иеромонаха приютил у себя на Волыни архиепископ Антоний (Храповицкий). Редакторская деятельность Илиодора в " Почаевских листках " привела его к конфликту с синодальными властями. Так, самый крупный Почаевский отдел СРН опирался на поддержку церковного издательства, принадлежавшего Успенской Лавре. У " Почаевских известий " , формально принадлежавших СРН, " Почаевского листка " и " Почаевских епархиальных ведомостей " был один редактор, архимандрит Виталий (Максименко) Радикализм " Почаевских известий " достигал пика, когда редакторские функции исполнял иеромонах Илиодор. Один из номеров газеты вызвал серьезные нарекания со стороны обер-прокурора Синода. П.П. Извольский переслал " Почаевских известий " за 1907 год архиепископу Антонию (Храповицкому) со словами: " Верю, что осудите слова и выражения, каким не место в этом издании " Данный номер вышел под общим заголовком " Люди, освобождайтесь от жидов " . Общее содержание газеты было посвящено идее изгнания еврейского населения с волынской земли. Тема демонизации евреев хорошо отражена в заголовках номера: " жиды работают во всю, а крестьяне только затылки почесывают " , " оборотная сторона жидовской клеветы " , " жид ехал за границу " . Газета вещала: " Все гнусные пороки, которыми страдает русский человек, как то, пьянство, воровство и прочая безнравственность, все это плод жидовской деятельности. По природе своей - жид лентяй и враг телесных работ " Естественно, такая " проповедь " имела весьма печальные последствия, если находила последователей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/343/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010