Через два дня Геровский прислал мне якобы копию письма проф. Шеншина на мое имя, но самого письма так и до днесь я не получил. Не знаю, послано ли вообще было оно мне, или копия сфабрикована была в Америке. Вскоре это оскорбительное для Русской Церкви и шокирующее св. Патриарха письмо было помещено в издающемся детьми духовенства в Сиэтле домашнем журнальчике «Русские поля». Я запросил Геровского, как это позорное письмо попало в печать; ведь он же обещал не опубликовывать его. Не знаю, – извинился Геровский, – я никому этой копии не давал, только Вам и митроп. Феофилу послал. Наверно, у него списал И. Дроздов (И. Дроздов – это известный поверенный м. Феофила, корреспондент. Если о чем-либо м. Феофил желает поместить в газетах, то поручает И. Дроздову) и дал в печать. Потом это письмо было помещено, как пикантная вещь и отрадная для платоновцев новость, в журнальчике «Алма матер», издаваемом платоновским духовенством. И, наконец, перед самой хиротонией Геровский дал его в еврейскую газету «Новое Русское Слово». Еврей редактор все же имел больше такта и деликатности, чем свои: перед напечатанием он запросил меня по телефону и параллельно с письмом поместил почти верное мое объяснение. Платоновцы мобилизовались, чтобы обратить хиротонию в скандал, а я, смущенный наглой клеветой и провокацией, обратился письменно к Святейшему Патриарху Варнаве и Архиепископу Анастасию, на которых ссылались противники, за разъяснением. Получив указания из Югославии, мы – соборяне – повели дело хиротонии, как следующий за сослужением серьезный шаг к объединению. И, действительно, это был следующий необходимый после сослужения шаг к искреннему объединению. Платоновцы все укоряли карловчан, что их цель: «покорить под нозе всякого врага и супостата». Кротостью, терпением и миролюбием мы на деле доказали, что это обвинение против Соборян ложное. Но нужно было зарвавшимся показать, что и мы ищем единства, а не рабства, и если платоновцам все же дороже американский сепаратизм, чем всерусское братство, то мы свое церковное дело поведем и без них, не отступая от правильного канонического пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Герценштейна и Г.Б. Иоллоса и трудовика А.Л. Караваева, а также попытку покушения на бывшего главу правительства С.Ю. Витте. На этом основании в общественном сознании прочно закрепился образ «правых террористов». Но если начать разбираться, сразу выясняется, что мы имеем дело со смесью полуправды и пристрастных интерпретаций. Ведь даже советский суд в 20-е годы установил, что убийство Караваева было совершено на бытовой почве. А об убийстве Герценштейна в 1906 году и Иоллоса в 1907 году, находясь на твердой почве фактов, можно сказать, что следствию удалось установить лишь причастность к этим убийствам некоторых лиц, имевших отношение к монархическим союзам, и не более того. Некоторые современные исследователи считают убийство Герценштейна и вовсе провокацией охранки. Манифестация делегатов IV Монархического съезда в Москве на Красной площади у памятника Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому (апрель 1906 года). Зато примеров террора против правых со стороны революционеров - великое множество. В 1906-1907 годах были совершены покушения на видных деятелей Союза русского народа: руководителя Одесского отдела графа Алексея Коновницына; председателя Почаевского отдела, настоятеля Почаевской Лавры архимандрита (впоследствии архиепископа) Виталия (Максименко); почетного председателя Тифлисского патриотического общества священника Сергия Городцева (будущий митрополит Варфоломей получил семь пуль от убийцы, чудом выжил, стал архиереем, прошёл впоследствии советские лагеря и умер уже после Великой Отечественной войны) и других. Однако главным объектом революционного террора были не руководители, а простые рабочие и крестьяне, которые чаще всего становились жертвами убийц. На этот факт как-то не обращается должного внимания до сих пор. А между тем, по данным, которые приводил в своей книге «Борьба за правду» присяжный поверенный П.Ф. Булацель (расстрелянный ЧК в 1919 году как заложник) только с февраля 1905 по ноябрь 1906 года, т.е. менее чем за два года были убиты и тяжело ранены 32 706 (!) человек.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/17/...

Для того чтобы подвести итоги относительно социального происхождения священников, рукополагаемых в первых десятилетиях эмиграции, приводим данные, относящиеся к клиру епархии митрополита Евлогия за период 1921–1945 гг. За указанный период было посвящено во иереи всего 110 человек. Для 30 из них социальное происхождение перед хиротонией не указано. Из остальных но отцовской линии 28 человек являются выходцами из духовного сословия, 19 из дворянства, 10 из интеллигенции, 6 из чиновничества, из военных чинов, 4 из купечества и мещанства, 3 из крестьянства, 3 из казачества, 2 из рабочих и ремесленников. В особую группу можно выделить монахов и монахинь, которые по разным причинам были выселены в 1920–1940-е гг. из Рос сии – это произошло, например, с общиной Леснинской женской обители, а также с монахинями Евдокией и Дорофеей, основательницами Казанского скита и Покровской обители во Франции, выселенными из Финляндии; архимандрит Варсонофий (Толстухин), архимандрит Никандр (Беляков) и другие валаамские монахи, противники принятия нового календаря, были выселены из Полыни, Почаевский архимандрит Виталий (Максименко) , основатель обители и церковной типографии в Ладомирове в Словакии, впоследствии архиепископ в Северной Америке, – с Афона; в 1920-е гг. – архимандрит Алексий (Киреевский) и иеромонах Варнава (Сенюков), а после Второй мировой войны архимандрит Софроний (Сахаров) и монах (впоследствии архиепископ) Василий (Кривошеин) . В середине 1940-х гг. появилась еще одна группа, состоящая из перемещенных лиц из Восточной и Центральной Европы. Уже в конце первого года Второй мировой войны архиепископ Берлинский Серафим (Ляде) писал в рапорте Архиерейскому Синоду о том, что в пределах германской епархии находятся свыше 80 священников – беженцев из областей, занятых немецкой армией. 25 После вторжения нацистских войск на территорию Советского Союза, а затем и их отступления волны священнослужителей увеличивались до такой степени, что в конце войны в Германии и Австрии находилось больше десяти архиереев и двух сотен священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда Дубровин в декабре 1909 года наконец вернулся в Петербург, ему предложили остаться почетным председателем Союза, но сложить звание действительного председателя. Дубровин с таким предложением не согласился. Его поддержали видные деятели Союза Русского Народа академик Алексей Иванович Соболевский, казначей Союза купчиха Елена Адриановна Полубояринова, профессор Борис Владимирович Никольский, редактор газеты " Гроза " Николай Николаевич Жеденов, врачи Григорий Григорьевич Надеждин и Алексей Николаевич Борк и другие. О лояльности основателю и вождю Союза заявили влиятельные местные отделы Союза Русского Народа: Ярославский во главе с глазным врачом Иваном Николаевичем Кацауровым, Почаевский во главе с наместником местной лавры архимандритом Виталием (Максименко), Астраханский во главе с купцом Нестором Николаевичем Тихановичем-Савицким, Воронежский во главе с купцом Рафаилом Митрофановичем Карцевым, Казанский во главе с педагогом и общественным деятелем Александром Титовичем Соловьёвым и другие. Поначалу противоборствующие стороны пытались договориться о компромиссе, однако переговоры ничем не завершились. 2 февраля 1910 года противники Дубровина пошли в наступление, - соединенное собрание Главного Совета и членов-учредителей Союза вынесло решение об исключении по всему Союзу близкого Дубровину публициста Льва Катанского (автора пасквильных статей, в которых обвинялись в неблаговидных поступках противники Дубровина), который " позорит Союз " . Попутно Дубровин был обвинён в том, что на Съезде Союза Русского Народа в 1907 году он ввел в заблуждение делегатов, заявив, что Катанский сам вышел из Союза. Собрание предложило Дубровину не допускать Катанского " как человека вредного " к сотрудничеству в " Русском знамени " . В ответ Дубровин составил и разослал по отделам Союза брошюру, куда включил: письмо к союзникам, обращение к Главному Совету с изложением сути дела, а также циркулярное письмо Главного Совета и выписку из журнала заседаний соединенного собрания совета и учредителей 2 февраля 1910 года, сопроводив ее таким послесловием: " Все здесь приведенное я мог бы напечатать в " Русском знамени " , но не делаю этого потому, что хочу избежать огласки в жидовских газетах, и без того на нас выливают много грязи. Вам же союзники, как ни грустно и тяжело, но знать нужно правду " . Эпизод с Катанским должен был поставить под сомнение порядочность Дубровина, обвинить лидера Союза в обмане единомышленников.

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/04/...

Архимандрит Алексий (Кабалюк) и архимандрит Виталий (Максименко) среди православных крестьян Другим немаловажным фактором, способствовавшим возрождению Православия в Закарпатье, стала политика Венгрии, направленная на мадьяризацию местного украинского населения. Для реализации своих планов венгерская власть использовало и высшее духовенство Греко-Католической Церкви. Мукачевские епископы были сторонниками венгерской национальной политики и пытались привести в исполнение все приказы имперского центра, такие как, например, о введении нового календаря, замене кириллицы латиницей и тому подобное. Интеллигенция и духовенство, которые получили образование благодаря венгерской власти, изменяли фамилии и теряли связь с простым крестьянством. Священники дома разговаривали по-венгерски, читали только венгерские книги и журналы. Они плохо выполняли свои обязанности духовных пастырей, были корыстолюбивы и чванливы. Введение обучения на венгерском языке в народных и церковных школах и мадьяризация церковного обряда стали одними из важных причин перехода закарпатцев в Православие. Недовольны были крестьяне и сохранявшимися со времен Средневековья церковными налогами – коблиной и роковиной, которые платились местному греко-католическому духовенству. Коблина выплачивалась сельскохозяйственными продуктами или деньгами, а роковину нужно было отрабатывать. Свою роль в возрождении Православия в Закарпатье и русофильских настроений сыграло и то, что многие священники, и прежде всего архимандрит Алексий (Кабалюк) и несколько активистов с. Иза, попали с помощью буковинской семьи Геровских, внуков графа А. Добрянского, в русские православные монастыри Луцка и Житомира, где их наставляли в вере русские священники и монахи. Также в русских монастырях оказались и некоторые закарпатцы, взятые в плен в ходе военных действий Первой мировой войны. Возвращались домой они с прорусскими настроениями. Открытка, посланная в начале XX века с Афона. Из архива родственников закарпатцев, ушедших на Афон После революции 1917 года в России в Закарпатье, которое вошло в состав Чехословакии, эмигрировало большое количество русских, буковинских и галицких москвофилов, которые поддержали православное движение. Они создали «Русскую трудовую партию», которую возглавлял А. Гагатко; печатным органом партии стала газета «Русская земля», в где публиковались статьи в поддержку православного движения. После 1919 года в Закарпатье поселилось около 9000 русских эмигрантов.

http://pravoslavie.ru/29077.html

Любящий Архим. Феодосий. Письмо 109. К Архиепископу Виталию (Максименко) Друже и Владыко! Желал бы я писать Вам только приятныя вещи, но не могу не оговорить Вашего неосторожного поступка в виде окружного послания ко всем архиереям, раскольникам и еретикам, каковое разсылать без согласия Архиерейского Синода не прилично даже и Председателю онаго. Это значило бы не распутывать узел, а еще крепче завязывать его, на подобие древняго Гордиева узла. Конечно Вы не имели никакого недружелюбного настроения при этом, и я со своей стороны никакой личной обиды на Вас не могу чувствовать, но при современной запутанности отношений следует наблюдать дипломатическую осторожность и я братски прошу Вас на будущее время с окружными посланиями к архиереям не обращаться; а лучше напишите при случае мне, когда понадобится, прилагая проэкт обращения. Еще черкните мне насколько Вы остались довольны разговором с Преосв. Дамаскином 201 ; от этого, по моему мнению, зависит насколько долго Вы там задержитесь. А, по моему мнению, Вам бы ликвидировать свои отношения с Карпатской Русью, кроме самых интимных, и покрепче связать себя с Америкой. Конечно, таких задушевных отношений как Вы себе создали на Карпатах, в других местах установить будет совершенно невозможно, но с другой стороны, быть вечным пастырем именно в Карпатской Руси физически невозможно, хотя если бы эти карпатороссы были поумнее и поглубже, они должны бы выхлопотать Вас обратно к себе через голову Преосв. Дамаскина, и тогда можно бы создать там такой центр, который бы освящал и согревал вокруг себя людей Божиих на очень долгое время. К сожалению, такия дела вне нашей досягаемости. А мне бы все-таки интересно узнать какие Ваши виды, касательно Карпатской Руси. Если бы люди не были эгоистами, то они должны были бы опять устроить Вас там, окружив Вас паствой карпато-россов, но вероятно об этом и не подумают наши шовинисты. Все же выберите часик, чтобы сообщить мне хотя бы в кратком письме, как Вы рисуете в своей голове ближайшее будущее в наших церковных делах в Америке: там затеялась попытка нового объединения, но я опасаюсь, что новый Владыка Леонтий 202 станет против наших дел колючей бороной.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Там же. Шульгин В.В. Ук. соч. С.56. 1 «обязательный крестьянин» + 7 из 12 депутатов соответственно доле 74 крестьян в массе 120 русских выборщиков. Почаевские известия. 8 февраля 1907. Волынские выборы в Государственную Думу//Там же. 13 февраля 1907. Архиепископ Виталий (Максименко). Мотивы моей жизни. Режим доступа: http://www.russian-inok.org/books/motivy.html. Почаевские известия. 8 февраля 1907. Там же. 25 января 1907. Там же. 29 января 1907. Государственная дума. Стенографические отчеты. Созыв I. Сессия I. СПб., 1906. Т.1. С.220. Почаевские известия. 27 февраля 1907. Там же. 25 января 1907. Там же. 16 февраля 1907. Там же. 9 марта 1907. Письмо волынских депутатов. (Сообщение иеромонаха Илиодора)//Там же. 28 февраля 1907. Там же. 14 февраля 1907. Иеромонах Илиодор. Когда же конец?//Там же. 6 февраля 1907. Иеромонах Илиодор. Россия воскресла! (Речь, сказанная на IV Всероссийском съезде русских людей в Москве , после крестного хода 26 апр., в Епархиальном доме)//Вече. 1 мая 1907. Почаевские известия. 22 февраля 1907. Телеграмма Крушевана. Там же. 24 февраля 1907. Очевидно, имеется в виду член Государственной думы И.А. Гуменко. Письмо волынских депутатов. (Сообщение иеромонаха Илиодора)//Там же. 28 февраля 1907. Там же. Там же. Кизеветтер Е. Я. Революция 1905-1907 гг. глазами кадетов//Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII - XX вв.: Альманах. М., 1994. [Т.] V. С.405. Государственная дума. Стенографические отчеты. Созыв III. Сессия II. СПб., 1909. Ч.II. Стб.687; Письмо волынских депутатов. (Сообщение иеромонаха Илиодора)//Почаевские известия. 28 февраля 1907. Иеромонах Илиодор. За что Царь разогнал вторую Государственную Думу?//Там же. 21 июня 1907. Письмо волынских депутатов. (Сообщение иеромонаха Илиодора)//Там же. 28 февраля 1907. Иеромонах Илиодор. За что Царь разогнал вторую Государственную Думу?//Там же. 21 июня 1907. Иеромонах Илиодор. Послание крестьянам-членам Государственной Думы, на левой стороне сидящим//Там же. 17 апреля 1907.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Самой подходящей для него юрисдикцией теперь была бы РПЦЗ, чью епархию в Северной Америке с 1934 году возглавлял его старый почаевский друг архиеп. Виталий (Максименко). Он жил сравнительно недалеко, в знаменитом Джорданвилле (300 км от Нью-Йорка). Однако Труфанов примкнул к старообрядческой беспоповской общине, жившей в Милвилле, штат Нью-Джерси. Приняли его, как водится, через перекрещивание. Но вскоре, поссорившись и с ними, он вернулся в Нью-Йорк. На 1940-е годы пришёлся закат жизни Труфанова, особенно тёмный после проблеснувшего в 1930-х света. Жил он, как и ранее, на 10-й авеню, «в скромной, полутёмной квартирке, на первом этаже рабочего дома» . Почитателей почти не осталось: последний юбилей посетило всего 27 человек. «Илиодора хорошо знали в русском Нью-Йорке, – писало «Новое русское слово». – До конца своих дней он сохранил былую физическую красоту, – был смуглым, черноволосым, с горящими глазами; ходил всегда в черном пальто и широкополой черной шляпе» . После краткого возвращения в православие Труфанов вновь вооружился своим учением о «вечной истине», намереваясь его проповедовать в Нью-Йорке. По-видимому, от этих заблуждений бывший монах не отказался до конца дней: отмечая 70-летний юбилей, он был одет «по-патриаршески» («я был в одеянии Иисуса Христа») и совершил некое 5-минутное богослужение. Кроме того, в его речи сохранилось «галилейское» обращение «любезный брат» . Как и прежде, Труфанов мнил себя «пророком». «Знайте, – говорил он, – что пророки были не только в библейские времена, но всегда. Лев Николаевич Толстой был великим пророком Божиим. И я. Я уже 35 лет пророчествую весьма удачно. Давно предсказывал, что с Россией будет... Еще в 1907 году издал я пророчество " Плач на погибель дорогого Отечества " . Вот и исполнилось мое пророчество – погибло Отечество... – Откуда же у вас дар пророчества? Как пророчествуете? Илиодор улыбается: – Я же сказал вам. Предсказываю от Бога» . Вот как выглядело одно из предсказаний Труфанова, подписанное «Пророк Илиодор»: «Так говорит Господь. За грехи и беззакония окаянных царей, дворян, помещиков, капиталистов, пастырей, – благословения которых мною уже прокляты, – безбожной интеллигенции и за преступления и безобразия народа, взбешённого проклятыми большевиками-антихристами, я предам Россию для исправления в долголетний германский плен!.. С этим особенным, по силе и талантам, и ужасным по противоположностям в характере, народом не могли управиться ни варяги, ни татары, ни цари, ни большевики, так, быть может, немцы научат его порядку... Если и немец не исправит его, тогда я поражу его в конец, рассею по всей земле и уничтожу лицо его».

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/03/...

Уже напечатанная обложка октябрьского номера украсилась широкой черной полосой. На свету за ней явственно читалась надпись: «Начало откровений Илиодора о Распутине – святом черте из России» . Когда-то о.Илиодор уверовал в святость Распутина, потому что обличавшая его статья чудесным образом исчезла из «Речи». Теперь его собственная статья на ту же тему не менее чудесным образом исчезла из «Метрополитэн». Труфанов вышел из трудного положения, начав судебный процесс с «Метрополитэн». Затем заключил договор с двумя еврейскими газетами. Таким образом, бывший антисемит окончательно сделал ставку на еврейскую диаспору – путь, на который он вступил, еще отправляясь в Америку по телеграмме Бернштейна. С января 1917 года газета «Wahrheit» стала ежедневно публиковать статьи Труфанова на еврейском языке. Первый выпуск сопровождался «клятвой» автора: «Мои глаза ослепнут, если я напишу то, чему сам не был свидетелем. Мои барабанные перепонки лопнут, если я осмелюсь написать что-то, чего сам не слышал. Мои руки немеют, если я возьмусь написать ими то, чего не произошло. Ужасные слова. Но я говорю их без смущения и страха, потому что я намерен писать только правду, правду, как я ее видел, правду, как ее видели другие» . Впрочем, к тому времени эти откровения в значительной степени утратили актуальность, поскольку перед самой публикацией Распутин, главный их персонаж, был убит. Одновременно Сергей продал свои записки за 300 долларов нью-йоркской левой газете «Русский голос», чей редактор И.К.Окунцов был однокашником почаевского сподвижника о.Илиодора – архим. Виталия (Максименко) по Казанской духовной академии. Публикация ознаменовалась анекдотическим эпизодом. По каким-то причинам газета заплатила лишь 225 долларов из обещанной суммы. В отместку Сергей забрал из редакции под предлогом переработки последние главы рукописи, так что газета получила лишь ту долю текста, которую оплатила. Сотруднику газеты М.Е.Вейнбауму, будущему редактору «Нового русского слова», пришлось ехать к несговорчивому автору, чтобы выручить недостающие тексты.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/03/...

Также у нас есть монумент «На вечную память карпато-росским мученикам, пострадавшим и погибшим в Талегрофе в Первую мировую войну». (Талегроф – концлагерь, созданный властями Австро-Венгрии в начале Первой мировой войны, куда депортировали жителей Галиции и Буковины, заподозренных в симпатиях к Российской империи. – Прим. автора ). Их замучили украинские националисты, а эмигранты в 1964 году, когда отмечалось 50-летие с начала Первой мировой, возвели им памятник. На нем написано, что его воздвигла Американская Русь. Он устроен в виде обелиска – как типичный американский памятник, но его венчает православный крест. И слава Богу, что он есть. Протоиерей Сергий Ледковский Кроме того, в самом конце парка у нас есть памятник всем православным воинам Второй мировой войны – членам Русского общества взаимопомощи в Америке, которого теперь уже не существует. Там представлено 36 подразделений этой организации – я даже не знал, что их было так много. – Как к этому парку относятся русские и американцы? Им интересно? – Хотя бы раз в неделю люди здесь гуляют и смотрят, относятся к памятникам с большим уважением. Во всяком случае, никаких проявлений недовольства у нас до сих пор не было. Наоборот, американцы нам говорят: «Молодцы, вы проделали в этом парке такую прекрасную работу». Они поддерживают нас. А русские приезжают к нам из самых разных мест – смотрят, иногда делятся с нами своими ощущениями. Это привлекает тех, кто интересуется историей. Свято-Владимирский храм-памятник – Вы служите в Свято-Владимирском соборе много лет. Что для вас значит это служение? Какие у вас отношения со святым князем Владимиром? – Можно сказать, что у нас как бы двойное положение. С одной стороны, наш храм является всезарубежной святыней, а с другой – у нас есть приход. Конечно, в основном мы ведем обычную приходскую жизнь, но при этом имеем в виду, что у нас есть определенная ответственность – быть попечителями этой святыни, достойно содержать ее. Безусловно, мы должны оставаться православными во всех смыслах – и в мировоззрении, и в служении. Нам необходимо нести эту особую миссию, которую мы получили от архиепископа Виталия (Максименко), основавшего наш храм в 1938 году.

http://pravoslavie.ru/155096.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010