555 Лес вокруг скита, как бы принадлежавший теперь музею, назван был устроителями «Заповедник имени Ф.М. Достоевского». 556 «При организации музея “Оптина пустынь” 18 мая 1919 г. охрану и временное заведование музеем поручили оптинскому иеромонаху Никону (Беляеву) ; к организационной работе разрешалось привлечь “проживающую при пустыни” Лидию Васильевну Защук (р. 2 июня 1871 г.), которая с 4 декабря 1919 г. стала хранительницей музея (опт. архив ГИМ. Ед. хр. 2. Л. 39), а с ноября 1920 г. по документам она проходит уже как заведующая... Музей “Оптина пустынь” с самого начала ставил перед собой задачу сохранения фондов, монастырских зданий и территории... Музей состоял из библиотеки (30 тыс. томов) и павильонов: Потолочной и стенной живописи; Культового; Макарьевского, Вассиановского; Бытового; Кустарного; Лубка; Исторического; Портретов; Литературного; Гравюрного; Болотовской живописи; Виноградовской живописи (иеромонах Алексий (Александр Николаевич Виноградов, р. в 1846 г.), окончил Демидовский лицей, потом учился в Петербургской Духовной Академии и в Академии Художеств. Кандидат юридических наук, археограф, китаевед, художник. В составе Духовной миссии посещал Китай. Опубликовал ряд работ о Китае. В архиве Оптиной пустыни хранились некоторые его китаеведческие труды, в 1920-е гг. приезжал знакомиться с ними академик Н.И. Конрад. Основное послушание о. Алексия в Оптиной было иконописание. См. его житие в книге: Афанасьев В. Оптинские были. М., 2003. С. 516–525.); Рукодельного» (Письменные памятники в собрании ГИМ. М., 1993. С. 79). 557 ОПИ ГИМ (Отдел Письменных источников Государственного Исторического Музея). Ф. 521. Ед. хр. 4. Л. 35–35 об. 564 Иеромонах Кукша (Крискент Васильевич Степченков), р. в 1859 г. в селе Стариково Курской губернии. Начало своего монашеского жития положил в Глинской пустыни. Перешел в скит Оптиной пустыни 7 апреля 1885 г. Пострижен в мантию 4 декабря 1899 г. Был портным в ризнице и певчим на клиросе. Иеродиакон с 1 марта 1908 г. Иеромонах с 8 февраля 1909 г. Уставщик.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ок. 935 г. кн. Вячеславом была построена ц. св. Вита в Праге, к-рая с учреждением в 972/3 г. Пражской епископии стала кафедральным собором. В легендах о св. Вячеславе 1-й пол. XIII в. содержится рассказ о том, что чеш. князь получил руку В. в дар от герм. кор. Генриха I и в связи с этим Чехия была освобождена от повинностей в пользу Свящ. Римской империи. Благодаря ключевой роли чешско-польск. отношений в Крещении польск. кн. Мешка I (ок. 966) почитание В. проникает из Чехии в Польшу; именно В. посвящена базилика, построенная Мешком в Гнезне. Распространение почитания В. у полабских и поморских славян могло быть связано с созвучием его имени с именем слав. языческого божества Святовита, главный храм к-рого находился на о-ве Рюген. У юж. славян (сербов, словенцев, хорватов) В. почитается как целитель от глазных болезней. В серб. истории день памяти В. («Видов дан») приобрел особое значение в связи с тем, что 15 июня 1389 г. произошла битва на Косовом поле - «гибель царства» (в кон. XIX в. в связи с этим событием дата была внесена в серб. церковный календарь). На Руси почитание В. распространилось в киевский период. Память В., М. и К. указана в древнейших календарях - месяцесловах Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. (Л. 277) и Архангельского Евангелия (Л. 165) под 15 июня. Если в южнослав. месяцесловах память В., М. и К. встречается только под этим числом, то в древнерус. богослужебных книгах эти даты четко разведены в жанрово-типологическом отношении: 15 июня - в Минеях служебных и месяцесловах, 16 мая - в Прологах и в Четиих Минеях (о возможных причинах выбора этой даты см.: Турилов. 2000. С. 22). Служба В., М. и К. с каноном, известная во всей правосл. слав. традиции, отлична от греч., содержащихся в рукописях южноитал. происхождения. Помимо древнерус. служебных Миней XII в. (РНБ. Соф. 206; ГИМ. Син. 167) она встречается также в составе серб. рукописей XIII - нач. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 156, «Минея попа Гюрга» - БАН. 4. 5. 10, и др.; болг. списки неизвестны). Возможно, она попала в них через посредство древнерус. рукописей (рукописная традиция и редакционные особенности текста изучены недостаточно). В служебные Минеи, составленные по Иерусалимскому уставу, получившие распространение у юж. славян с 1-й пол. XIV в., а на Руси - с нач. XV в., служба В. не была включена.

http://pravenc.ru/text/158860.html

Благословенная же Симфороза сказала на это: «Откуда же мне выпала такая честь — что я сочтена была достойной стать жертвой для Господа Моего»? Император не понял: «Я принесу тебя в жертву моим богам».Симфороза же ответила: «Твои боги не могут принять меня в жертву, но если меня сжечь за имя Христово, то своей смертью я скорее уничтожу твоих богов». На это Адриан сказал: «Выбирай: или принеси жертву моим богам, или умрешь мучительной смертью». Благословенная же Симфороза отвечала ему: «Ты думаешь с помощью угроз изменить мое решение. Я жене боюсь смерти, но наоборот, желаю поскорее встретиться с моим возлюбленным супругом Гетулием, которого ты предал смерти за имя Христово». Тогда император повелел отвести ее в храм Геркулеса, где ее стали бить по щекам и подвешивать к потолку за волосы. Когда же ни уговорами, ни угрозами не удалось склонить ее к идолопоклонству, император приказал привязать ей большой камень на шею и бросить в Тибр. Брат же ее, Евгений, будучи управителем того района, выловил ее тело и предал земле за городом.  На другой день Адриан приказал привести к нему всех сыновей Симфорозы. Когда их привели, он стал призывать их принести жертвы идолам. Когда же они отказались, несмотря на все уговоры и угрозы императора, он приказал развести вокруг храма Геркулеса семь костров и подвесить над ними сыновей Симфорозы. Старшему, Крискенту, он приказал пронзить горло. Следующему по старшинству, Юлиану, он приказал пробить грудь. Третьему, Немезию, пронзил сердце. Четвертому, Примитиву (Primitivus), пронзил живот, пятого, Иустина, — ударили в спину мечом, шестому, Стракцию, пробили бок, а седьмого, Евгения, подвесили вниз головой и разрубили пополам.  На следующий день Адриан вошел в храм Геркулеса и приказал вынести тела убитых и бросить в глубокую яму. Епископы впоследствии назвали это место «Семь Победивших смерть» /bioqanatoi, «живые мертвецы»/ . после этих событий гонения на христиан стихли на полтора года, так как все отдавали почтение телам мучеников. Они были перенесены в большую могилу, выкопанную специально для них, и имена их были записаны в книге жизни. День поминовения блаженной Симфорозы и ее сыновей Крискента, Юлиана, Немезия, Прамитива, Иустина, Стракция и Евгения празднуется 18 марта. Тела их покоятся у Трибуртинской дороги, возле камня в восьми милях от города, охраняемые Самим Господом нашим Иисусом Христом, Которому да будет честь и слава вовеки.  Аминь. Перев. с англ. Виктора Заславского Перевод выполнен по: The Extant Writings of Julius Africanus Мученичество святыхъ Харитона, Харита, Евелписта, Пеона и пострадавшихъ въ Риме Перевед. изъ Biblioth. veterr. Patrr. etc. Tom. I. pag. 711–716. Ed. Galland. Venet. 1765. Память сихъ мучениковъ 1–го 1. Во время беззаконныхъ поборниковъ издаваемы были по городамъ и весямъ нечестивыя противъ благочестивыхъ чтобы принуждать ихъ приносить жертвы суетнымъ идоламъ. Въ сего святые мужи были взяты и приведены къ Римскому Епарху, по имени Рустику.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2364...

папы Мартина исповедника, составленная неизвестным, но близким (familiari) к нему лицом (Сурий, V, 290), – в наших Четиих-Минеях 14 апреля, указаний на источники нет, а сказано только, что они использованы «сокращенно»; мучение св.м. Ианнуария, описанное по Сурию (VII, 219) царским историографом Луцием Марином, – в наших Четиих-Минеях 21-го апреля, источник не указан, но содержание жития вполне соответствует Сурию; certamen свв.мм. Вита, Модеста и Крискентия, взятое Сурием (III, 753) из древних кодексов, – Святитель в Четиих-Минеях пишет, что взял житие «от великия Минеи-Четьи (15-го июня) и от иных переводов», – под последними, очевидно, и разумеются книги Сурия; написанная самим Сурием жизнь св. Кирилла, еп. Гортинского (IV, 151), – в наших Четиих- Минеях 9 июля, источник не указан, но житие представляет очень близкий перевод Суриева сочинения; мучение св. Аполлинария, еп. Равентийского (Сурий, IV, 325), – в наших Четиих-Минеях 23 июля, «от великие Минеи-Четьи сокращенно», но сравнение житий показывает, что в основу работы Святителя положен латинский текст, а из Макарьевских Миней внесены только некоторые видоизменения; мучение св. девы Серафимы, заимствованное Сурием из древних кодексов (m.V, 30) и в наших Четиих- Минеях отмеченное, как «собранное от древних мартирологов», 29-го июля; письма пресвитеров Авита и Лукиана об обретении и перенесении мощей св. первомученика и архидиакона Стефана (Сурий, IV, 502 и 503), по которым Святитель проверил и дополнил второй источник этого сказания – великие Четии-Минеи, указанные как единственный источник сказания в наших Четиих-Минеях, 2-го августа; приписываемые Сурием Амвросию Медиоланскому деяния св.м. архидиакона Лаврентия (Сурий, IV, 607), – Святитель в Четиих-Минеях, 10-го августа, источник не указал, но дал его в близком переводе, начиная с § 8 до § 22-го; написанные римскими нотариямя деяния св.м. девицы Сусанны (Сурий, IV, 623) – Святитель пишет, что житие составлено «Фарсоном христианином, в таяжде времена бывшим» (11-го августа), у Сурия имя Фарсона упоминается в 12-й главе жития и говорится, что он собирал деяния свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

в греко-римской области назывались правители областей. Апамея и Апполония находились в малоазийской римской провинции Фригии близ юго-восточной границы ее с Писидией. назывались в римской империи разные должностные лица, в особенности же — военные начальники над тысячью солдат. ( < < back) приморский город в малоазийской римской провинции Карии. ( < < back) мученик Акакий скончался около 321 года. ( < < back) Синнада находился в Малой Азии, в римской провинции Фригии. ( < < back) Страдание святого мученика Иулиана Пий управлял римскою империею с 138 г. по 161 г. провинция в древней Италии, ограниченная на западе Лациумом, на севере Самниумом, на востоке Луканиею, на юге и юго-западе Тирренским морем. Древние авторы хвалят ее благодатный климат, так и плодородие почвы, дозволявшее трижды в год сеять и собирать жатву. Здесь было много виноградников, маслин и строевого леса. Жители Кампании (язычники) были известны своею изнеженностью и любовью к роскоши. в древности римская провинция. Далмация расположена узкой полосой по берегу Средиземного моря; граничит на севере с Хорватией, на востоке с Боснией и Герцеговиной, на юге — с Черногорией. Далмация подчинена была римскому владычеству в 6 г. по Р. Х.; с этих пор она, вместе с Иллириком, стала императорской провинцией. Жители Далмации принадлежали к иллирийскому племени и занимались охотою, земледелием и скотоводством. собственно божество египтян. Серапис считался у египтян верховным богом подобно тому, как Зевс считался главным богом у греков и римлян. Поклонение Серапису не ограничивалось Египтом; во II b. до Р. Хр. культ (поклонение) Сераписа проник в Грецию и Рим. Культу Сераписа особенно покровительствовал император Нерон и Антонин Пий, упоминаемый в житии. В Риме существовало несколько храмов, посвященных Серапису, было также много надписей и памятников с именем этого бога. точностью год кончины Иулиана неизвестен. Время кончины святого следует относить к половине II b. Святые апостолы Сила, Силуан, Крискент и другие с ними

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Экзарх, видя, что он не может ничего сделать с Григорием, не возбуждая смятения в народе, решил отправить его в Рим к самому папе и приказал приготовить для него особый корабль; при этом он написал папе послание, в котором заключалось обвинение Григория; подобное же послание к папе написали и клеветники Григория от себя. Экзарх дождался наступления ночи и вместе с Савином и Крискентом, взяв с собою Григория, тайным образом повел его на корабль. Вслед за ним шли его родители и домашние, плача и рыдая о нем; он же утешал их и увещал не плакать, обнадеживая, что они скоро опять увидят его здоровым и на епископском престоле. Посадив его на корабль, враги поручили его присмотру хозяина корабля, по имени Прокопия, которому передали и свои послания к папе. Архидиакон Евпл с другими диаконами обступили экзарха и умоляли его позволить им отправиться вместе с своим отцом и учителем, но он не хотел даже и слушать их, и только одному из них, диакону Платонику, разрешил ехать с Григорием. Наконец, корабль отплыл и близкие Григория вместе с его родителями долго плакали по нем на берегу и, опечаленные, пошли домой. На утро у темницы собралось множество народа вместе с пресвитерами. Не нашедши в темнице Григория, они пришли в смятение и начали плакать и жаловаться на несправедливый суд над епископом. Затем они пошли к экзарху и, окружив его, спрашивали: — Куда вы девали нашего отца и доброго пастыря? Неужели вы его убили? — Нет, братия, — отвечал экзарх, — мы не сделали ему никакого зла, а только с миром отправили его к папе, как он сам просил нас. Собравшиеся призвали архидиакона Евпла и других диаконов и спросили их: — Вы должны знать, где наш святой епископ, — вы вчера были у него в темнице: скажите же нам по правде, где он теперь? Евпл и другие отвечали, что ночью экзарх отправил Григория к папе. Экзарх, видя, что в народе начинается возмущение, испугался и бежал из Акраганта. Возмущенный народ поджег дома коварных пресвитеров Савина и Крискента и искал их самих, чтобы предать смерти, но они скрылись в церкви. Народ бросился за ними, но Харитон, ставши в церковных дверях, умолял разгневанных людей не проливать крови из-за его сына, говоря, что если обвинение, взводимое на их епископа, а его сына, окажется справедливым, то они и сами подвергнутся суду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

L 327). Евсевий, повествуя в «Хронике» о выступлении Крискента против И. Ф., относит его ко 2-му году 233-й Олимпиады, т. е. к 153-154 гг. В пользу этого времени составления Апологии говорит также и то, что в 153 г. Луций Вер, не принимавший до этого непосредственного участия в правлении, вошел в сенат. Тем самым он стал заметной фигурой в жизни империи и начал упоминаться в подаваемых на имп. рассмотрение прошениях ( Munier. 2002. P. 28). Т. о., большинство исследователей относят составление Апологий ко времени ок. и неск. позднее 153 г. (сводка датировок Апологий: Ibid. P. 28-29. Not. 4). Наиболее вероятным местом написания Апологий является Рим, в пользу к-рого говорят описания событий во 2-й Апологии ( Iust. Martyr. II Apol. 1-3). III. Содержание 1-й Апологии. С т. зр. риторики 1-я Апология представляет собой libellus - ходатайство частного лица, обращенное к императору, цель написания к-рого заключалась в призыве к изменению политики империи по отношению к угнетаемым христианам. Во вступлении (главы 1-3) И. Ф. обращается к имп. Антонину Пию, его приемным сыновьям Марку Аврелию и Луцию Веру, к священному сенату и всему рим. народу с прошением о людях, несправедливо ненавидимых и гонимых, называя себя одним из них. Т. к. философы и люди благочестивые «должны уважать и любить только истину» и даже под страхом смерти «стараться соблюдать правду в словах и поступках своих», апологет предлагает вниманию императора дело христиан в надежде на непредвзятость его суда: «Вы называетесь благочестивыми и философами и слывете везде блюстителями наук: теперь окажется, таковы ли вы на самом деле» (гл. 2). Он призывает справедливо исследовать обвинения против христиан, для чего обещает показать их жизнь и учение, считая это своей обязанностью (гл. 3). Прежде всего И. Ф. опровергает основные обвинения в адрес христиан и показывает, что: одно именование человека себя христианином не является доказательством его вины; обвинения христиан в безбожии происходят по наущению злых духов, почитаемых язычниками за богов - христиане же поклоняются истинному Богу Отцу, Его Сыну и «пророческому» Духу; христиане невиновны в приписываемых им преступлениях, их учение возвышенно (главы 4-12).

http://pravenc.ru/text/Иустину ...

280 О стиле послания к Галатам см. С. Н. Watkins, Der Kampf des Paulus um Galatien: eine Untersuchung (Tubingen 1913), S. 3–17. 281 У философа Епиктета в I веке по р. Хр., или – точнее – записях его ученика Фл. Арриана во в. в Dissest. II, 20:17. 282 Впрочем, в Сивиллиных оракулах под Γαλται, несомненно, разумеются наши Галаты (III, 485, 509, 599), как упоминаемые (V, 340) подле Лидян и Памфилийцев (см. Die Oracula Sibyllina bearbeitet von Dr. Joh. Geffcken в издании Берлинской Академии Наук, Leipzig 1902, S. 73, 74, 79, 121). В Апокалипсисе Даниила перечисляются (у Dr. Erich Klostermann, Analecta zur Septuaginta, Hexapla und Patristik,Leipzig 1895, S. 115) Асия, Фригия, Галатия, Каппадокия, Сирия, почему вероятно, что тут разумеется уже Галатийская провинция. 283 Однако дальняя связь имени Крискента с Европейскою Галлией подтверждается и надписью у С. Воескн, Согр. Inscr. 3.888: Κρακεντα πτροπον Λουγδονου Γαλλας. 284 Κρσκης τν κατ Γαλαταν κκλησιν, упоминаемый в качестве епископа в Apost. Const. VII, 46 между Онисимом в Верии примакедонской и Акилой и Никитой в областях Асии, видимо, предполагается в Галатии Малоазийской. 285 О времени Траяна или Домициана для Анкиры см. Prof. Max Meinertz, Einleitung in das Neue Testament, S. 4102. 286 Cp. и † Prof. Ad. v. Harnack, Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten II (zw. Aufl. Leipzig 1906), S. 179 ff. 287 См. и блаж. Иероним в «Творениях», стр. 77: «Кто знает Анкиру, тот подобно мне знает, сколь многие расколы раздирают ее до настоящего времени и сколь великим разводом в учении она обесчещена. Я не стану говорить о Катафригийцах, Офитах, Барбаритах и Манихеях, ибо эти имена человеческого несчастия уже известны. Но кто когда-нибудь в какой-либо части Римского мира слышал там названия Пассалоринкитов, Аскодробов (Аскодрогов) и Артотиритов и другие еще более удивительные (подразделения), чем даже имена их? И до настоящего времени остаются следы их бессмыслия». 288 Cp. у блаж. Иеронима в «Творениях» XVII, стр. 207, 208; «Тот, кто был обрезан, – хотя бы он был и христианином, – со стороны язычников рассматривался, как иудей». «Действительно, ни иудеи, ни язычники не могли преследовать тех, которых видели и обрезывающими прозелитов и даже соблюдающими предписания закона».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Немного ранее, вероятно, и произошло его обращение в христианство. После своего обращения Иустин продолжал носить свой философский плащ и постоянно переходил с места на место, защищая христианство как единственную истинную и достоверную философию. Однако о его миссионерских странствованиях известно мало достоверного. Он часто бывал в Риме, так что Евсевий называет Рим местом его жительства. Здесь он имел диспут с киником Крискентом. После этого диспута Крискент сделался его злейшим врагом и был причиной его мученической смерти. Вместе с шестью другими христианами Иустин был обезглавлен после предварительного бичевания. Согласно «Acta Ss. Justini et sociorum», которые (исключив некоторые позднейшие прибавки) можно отнести ко II веку, святой Иустин пострадал при префекте римском Юнии Рустике, то есть между 163 и 167 годами. Беря среднюю цифру, годом смерти Иустина можно признать 165-й. 2 . Сведения о сочинениях. Святой Иустин был плодовитым писателем. Но большинство его сочинений не сохранилось до нашего времени. Наоборот, в позднейшее время ему были приписаны некоторые произведения, в действительности ему не принадлежавшие. Несомненно принадлежат Иустину только три сочинения: две «Апологии» и «Диалог с Трифоном иудеем». A. «Первая Апология» адресована Антонину Пию, его сыну Вериссиму (Марку Аврелию) Философу, Люцию Философу, сенату и всему народу римскому. Апология распадается на три части. В первой Иустин доказывает, что несправедливо наказывать христиан за одно имя, без расследования, справедливы ли возводимые на них обвинения. Затем он говорит о возвышенности нравственного и догматического учения христиан. Во второй части доказывается истинность христианского вероучения на основании ветхозаветных пророчеств и ложность политеизма как произведения злых демонов. В третьей части святой Иустин описывает обряды христианского богослужения, особенно Крещения и Евхаристии. Заключением служит увещательная речь к императору. «Апология» составлена в середине II века. Сам Иустин говорит в ней, что со времени рождения Спасителя прошло уже 150 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

По окончании земного царства Христа наступит второе, всеобщее воскресение для суда и наказания. IX. Татиан 1 . Биографические данные. Свой родиной сам Татиан называет Ассирию. На его инородческое происхождение указывает враждебный тон, которым в своей апологии он говорит обо всем греческом: религии, философии, литературе, искусстве и самом языке. С образовательной целью он покинул родину и предпринял продолжительное путешествие на запад. В этом отношении он достиг здесь значительных результатов. Посвятив себя в мистерии, он по опыту узнал сущность различных культов. Отталкивающие впечатления чувственности и утонченности порока, вынесенные им отсюда, знакомство со Священным Писанием и чистота нравственной жизни христиан склонили его к принятию христианства. Его обращение имело место в Риме, может быть под влиянием Иустина Мученика . В оправдание этого шага Татианом была составлена апология. В Риме Татиан стоял во главе христианской школы и пробыл там довольно долгое время. По смерти святого Иустина он разошелся с Церковью и увлекся некоторыми нецерковными идеями. По свидетельству Иринея и Климента Александрийского , он пришел к признанию существования эонов и в этом отношении приближался к учению гностика Валентина. Далее, подобно Маркиону и Сатурнину, он держался крайних аскетических воззрений на брак, считая его блудом. Оригинальной чертой его учения было отрицание возможности спасения для Адама, как инициатора греха. По свидетельству Евсевия и Епифания, Татиан был даже основателем секты энкратитов. Но достоверность этого последнего свидетельства оспаривается. Около 172 или 173 года Татиан покидает Рим и возвращается на родину. Здесь он работает над своим знаменитым трудом «Диатессарон» («Δι τεσσρων»). Для его составления могло потребоваться около десяти лет. Таким образом, смерть Татиана нужно отнести ко времени после 183 года. 2. Сочинения Татиана. а) Из всех сочинений Татиана в полном виде до нашего времени сохранилась только его апология «Речь против эллинов». Определить с точностью время составления этого сочинения нельзя. Единственной датой служит 19-я глава самой апологии, в которой автор говорит о кознях киника Крискента, направленных против него лично и против святого Иустина. Из этих слов можно заключить, что святой Иустин был еще жив. Но Евсевий (Церк. ист. IV, 16) передает слова Татиана в таком виде, что смысл получается обратный. Признавая достоверность чтения Евсевия, составление апологии нужно отнести ко времени после смерти Иустина (165 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010