Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИТ, МОДЕСТ И КРИСКЕНТИЯ [лат. Vitus, Modestus, Crescentia; греч. Βτος, Μδεστος, Κρησκεντα] († ок. 303), мученики (пам. 16 мая, 15 июня). В. род. на Сицилии, в г. Мазара (совр. Мадзара-дель-Валло), в семье знатного язычника Гиласа. Был научен христ. вере своим воспитателем М. и кормилицей К. В 12 (по др. сведениям, в 7) лет он был схвачен по приказу игемона Валериана, к-рый повелел бить отрока железными палками. При этом рука игемона отсохла. В. исцелил Валериана и был отпущен домой. Гилас всячески стремился склонить сына к идолопоклонству, поэтому по божественному указанию В., М. и К. тайно отплыли в Луканию (Юж. Италия) и поселились в месте, называемом Алекторий. Вскоре В. стал известен среди местных жителей многочисленными чудотворениями. В это время сын имп. Диоклетиана был одержим беснованием, поэтому за святым были посланы царские слуги, к-рые привели его в Рим. Когда В. изгнал демона, Диоклетиан стал принуждать В. принести жертву языческим богам. Он обещал мученику несметные богатства и половину царства. Получив отказ, император заковал отрока и его воспитателей в тяжелые оковы и заточил в темницу, желая уморить их голодом. Однако в темнице святым явился Иисус Христос с сонмом ангелов и укрепил их перед предстоящим мучением. Стражники, видевшие неизреченный свет и слышавшие ангельское пение, рассказали о чуде императору. Тогда Диоклетиан решил отдать мучеников на растерзание диким зверям. Но даже самый свирепый из львов не тронул их. Затем В. бросили в котел с кипящими оловом, серой и смолой, но он остался невредим. После этого тела мучеников начали строгать железными орудиями. Когда В. воззвал ко Христу, начались землетрясение и буря, обрушились идольские капища, а ангел перенес мучеников в Луканию, где они предали свой дух Господу. Их тела 3 дня охраняли орлы, а затем останки мучеников были обнаружены знатной христианкой по имени Флорентия после явления ей В. и с честью погребены в месте, называемом Мариан.

http://pravenc.ru/text/158860.html

Но в тот же час убийцу поразила слепота, И, ослеплен вдвойне, вошел он в адские врата. Рассуждение Когда мученика Крискента, почтенного гражданина Мир Ликийских, привели на судилище, судья долго увещал его поклониться идолам. Ничего не добившись, он напоследок сказал ему: «Поклонись только телом, а душой кланяйся своему Богу!» На это благочестивый Крискент ему ответил: «Не может тело ничего делать независимо от души, которая для него – управитель и вождь». За это Крискент был убит. [Этим преподан нам] ясный урок, что христианин не может быть двуличным. И еще одно [назидание]: есть у христианина обязанность и телом служить своему Творцу, а не только душой. Этим опровергается и ложное поведение некоторых христиан, которые телом живут как язычники, но при этом хвалятся, что душой веруют в Бога и любят Бога. Рассекают они себя надвое и ставят на службу двум господам, хотя святейшие уста провозгласили, что это невозможно. Созерцание Да созерцаю воскресшего Господа Иисуса, а именно: 1) как из-за Фомы, в тот момент единственного неверующего среди учеников, снова является Он в Своем прославленном теле; 2) как Фома своими перстами осязал гвоздинные язвы на пречистом Господнем теле и уверовал. Проповедь об опыте Фомы Господь мой и Бог мой! Ин. 20:28 Апостол Фома, осязав язвы Господа Иисуса, воскликнул: Господь мой и Бог мой! Мария Магдалина, услышав голос Воскресшего, в душе своей воскликнула: Господь мой и Бог мой! Савл, увидев свет и услышав слова Воскресшего, признал: Господь мой и Бог мой! Язычники с изумлением наблюдали за тем, как бесчисленные мученики радостно претерпевают истязания. Когда этих мучеников спрашивали, кто такой этот Христос, каждый из них отвечал: Господь мой и Бог мой! Когда хулители поносили воинства постников и спрашивали, кто это такой, ради которого налагают они на себя трудные подвиги, у всех был один ответ: Господь мой и Бог мой! Когда насмешники подтрунивали над девушками, взявшими на себя обет целомудрия, и недоумевали, кто это такой, из-за которого отказываются они от брака, все [подвижницы] как бы едиными устами отвечали: Господь мой и Бог мой!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1. Св. мученик Иустин Философ . Родился в 105 году по Рождестве Христовом в самарийском городе Сихем, впоследствии переименованном в Наблус. Родители его были эллинами. Усердно искал мудрости у философов: в первую очередь у стоиков, затем у перипатетиков, у пифагорейцев и наконец у платоников. Хотя и философия Платона его не удовлетворила, «однако на ней задержался он дольше всего, не имея ничего другого, что могло бы его привлечь». Но Божиим Провидением явился ему некий честной старец, пошатнувший в нем всю платоновскую философию и напомнивший ему, что люди не могут знать истину о Боге, пока Бог им этого не откроет; а Бог открыл о Себе истину в книгах Священного Писания. Иустин принялся читать Священное Писание и всем своим существом сделался убежденным христианином. И все-таки не хотел ни принимать крещения, ни нарицаться христианином, пока лично не удостоверился в лживости всех обвинений, возводимых на христиан язычниками. Придя в Рим в тоге философа, он быстро стяжал там великое уважение и много приверженцев. Присутствовал при страдальческой кончине святых мучеников Птоломея и Лукия. Видя беды и страдания невинных христиан, он написал Апологию (защиту) христиан и христианского учения и передал ее императору Антонину и сенату. Император внимательно прочел Апологию и повелел прекратить гонение на христиан. Иустин взял копию императорского указа и отправился с ней в Азию, где, предъявляя ее, спас многих преследуемых христиан. Затем он снова вернулся в Рим. Когда началось гонение, воздвигнутое Марком Аврелием, он написал вторую Апологию и направил ее царю. Некий бесчестный философ Крискент, циник, обуреваемый завистью оттого, что Иустин одерживал над ним верх в диспутах, донес на него как на христианина. Так Иустин оказался в тюрьме. Желая ему смерти и опасаясь, как бы не получил он оправдания на суде, Крискент, воспользовавшись удобным случаем, отравил Иустина в темнице. Так скончал свою земную жизнь и преставился в блаженную вечность сей великий защитник христианской веры. Произошло это в 166 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Этого он достигал заодно одним ударом, именно изгнанием последнего с кафедры. С овцами без пастыря можно будет делать что угодно, а так как изгоняющим святого с кафедры нужно будет выставить в качестве предлога к осуждению только важное преступление, то обвинение в нем Григория не может обойтись для него без скорбей и страданий. Для осуществления своих целей диавол сыскал подходящих людей. Савин и Крискент давно уже питали зависть и злобу к Григорию, с того самого момента, как были обойдены при избрании своем на местную кафедру 57 . Лучших орудий для проведения своей мести святому человеку за подвижничество и дарования Божий диаволу нечего было искать. Нужно было только подсказать, и эти – пресвитеры по имени – сами доделают все, что нужно к причинению зла Григорию. Обстоятельства тому благоприятствовали. За три месяца до происшедших роковых событий приехал (тоже, может быть, не без наущения бесовского), в Акрагант Елевсий. Я выше не сказал, что этот смутьян был некогда пресвитером, но потерял священство по постановлению поместного Собора в Лаодикии 58 . Зная, что в Акраганте – Григорий, его противник и посрамитель на Пятом Вселенском Соборе, он явился тайно и остановился в городе у некоего Феодора, человека, который был, во всяком случае, нерасположен к блаженному Григорию. Так что последний ничего не знал о пребывании еретика в городе. Поп-расстрига, вникнув в местную церковную жизнь и почуяв неприязнь к своему архиерею со стороны Савина и Крискента, решил свести счеты с Григорием. Адская кузница заработала. Подущаемые Елевсием, неблагодарный Савин, у которого святый муж исцелил дочь, и Крискент, дотоле враги, так как оба хотели занять одну и ту же кафедру, теперь объединились. Делить им стало нечего, а предмет зависти и злобы был один и тот же – Григорий. – До каких пор, – говорили они, – мы будем повиноваться 59 этому человеку? Он ведь колдун 60 и, своим колдовством делая чудеса, удивляет лишь простецов... Разве мы не знаем, что, бежавши отсюда, он жил у какого-то волхва и от него научился волшебной хитрости? 61 Теперь, вернувшись, обольщает народ, называя себя человеком Божиим 62 , а на самом деле бесу подобен: не ест, не пьет, все равно как бес...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В Никополе ап. Павел и провёл зиму 64 года и весной через Фригию и Галатию прибыл в Ефес. Спутниками его были Тимофей, Ераст и Трофим. Рукоположив Тимофея, ап. Павел оставил его епископом в Ефесе, а сам прибыл в Милет (Милит), расположенный несколько южнее Ефеса. В Милете (Милите) заболел Трофим и остался здесь 116 , а апостол Павел с Ерастом отправились в Троаду, вероятно, морским путем. В Троаде он задержался и отсюда написал первое послание Тимофею. Уходя из Троады, апостол оставил у одного из христиан – Карпа, фелонь, т. е. сумку с книгами 117 . Из Троады апостол, выполняя своё обещание, отправился в Филиппы 118 . Побывав в македонских Церквах, он опустился в Коринф. В Коринфе оставил его Ераст, родом из Коринфа 119 . Вероятно, в это время была уже зима 65–66 года, и апостол зазимовал в Коринфе. После пребывания апостола в Коринфе мы не знаем его дальнейшего пути и встречаем апостола уже в Риме, заключённого во вторые узы. Как это случилось? – Неизвестно. Однако во втором послании к Тимофею, написанном незадолго до мученической смерти апостола, мы находим выражение, которое раскрывает нам дальнейший путь следования апостола из Коринфа и приобретает особенное значение, если принять во внимание утверждение Климента Римского , ученика апостола, о благовестии последнего «до границ запада», т. е. за пределами основной Италии. Указывая на последние дни своей жизни, апостол сообщает Тимофею: «Крискент (пошёл) в Галатию, Тит – в Далматию» 120 . Это отшествие двух спутников апостола – Крискента в Галатию, т. е. в Галлию 121 , и Тита в Далмацию, т. е. южную Иллирию, расположенную на побережьи Адриатического моря, имело целью проповедь Евангелия и устроение церковной жизни 122 . Но так как апостол не созидал Церквей на «чужом основании» ( Римл.15:20 ), то Крискент и Тит были посланы им в указанные страны для довершения дела благовестия и устроения церковной жизни. На вопрос, когда ап. Павлом было положено «основание» Церквей в Далмации и Галлии, возможен следующий ответ. Зазимовав в Коринфе в 65–66 гг., апостол задумал осуществить свой давнишний план благовестия Евангелия в Испании ( Римл.15:28 ). Спутниками своими он привлёк Луку, Тихика, Тита и Крискента. С открытием навигации в 66 г. они проследовали, вероятно, морским путем из Коринфа, минуя Эпир и Македонию, высадились в Далмации и по пролегавшей по побережью торговой дороге начали путешествие по этой провинции, насаждая веру Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Писание это мы включили в нашу сводку о древних мучениках. (48) Есть тут же отчеты и о других замученных в асийском городе Пергаме; о Карпе, Папиле и женщине Агафонике, со славой скончавшихся после многократного и славного исповедания. 16 В это же время недавно упомянутый нами Иустин, вручивший книгу в защиту нашей веры упомянутым императорам, украсился святым мученичеством. Философ Крискент, который образом жизни и нравом старался заслужить свое имя киника, задумал коварный план. Иустин, часто беседуя с ним в присутствии слушателей, поправлял его и в конце концов, отстаивая истину, получил в награду венец мученичества. (2) Воистину философствующий, он в названной Апологии, предвидя то, что еще не совершилось, прямо так и говорит: (3) " Я ожидаю, что кто-нибудь из названных мною будет злоумышлять против меня и наденет на меня колодки, вот хотя бы Крискент; любит он вовсе не мудрость, а шумиху. Не достоин имени философа человек, который говорит о том, чего не знает. Он публично заявляет, что христиане безбожники и нечестивцы, и делает это, чтобы доставить удовольствие и радость людям, сбившимся с толку. (4) Он или кидается на нас, не зная Христова учения, и тогда он негодяй из негодяев; он гораздо ниже простых людей, которые часто остерегаются говорить о том, чего не знают, и не дают ложных показаний. Или же, узнав это учение, он не понял его величия, или, поняв, поступает по-прежнему, чтобы его не заподозрили, будто и он христианин; (5) в таком случае он глупейший негодяй, раб страха и бессмысленного общепринятого мнения. Предложив ему несколько вопросов, я понял, что он действительно ничего не знает, и уличил его в этом. Я хочу, чтобы вам это было известно. А что я говорю правду, то я готов, если наши споры не были доведены до вас, спорить с ним в вашем присутствии: это тоже было бы дело царственное. (6) Если же вам известны мои вопросы и его ответы, то вам ясно, что он ничего нашего не знает; если же что и знает, но, как я сказал раньше, не осмеливается сказать это, боясь слушателей, то он не мудрость любит, а славу и не считается с прекрасным словом Сократа " . (7) Так пишет Иустин. А что он кончил жизнь, как и предвидел, от козней Крискента, о том многократно свидетельствует в своих произведениях Татиан, который в молодости был софистом, занимался греческими науками, приобрел тут немалую славу. В своей книге " Против эллинов " он говорит так: " Дивный Иустин правильно объявил, что вышеназванные люди подобны разбойникам " . (8) Потом, поговорив о философах, он заключает так: " Крискент, угнездившийся в великом городе, выделялся любовью к отрокам и был весьма сребролюбив. (9) Советуя презирать смерть, он сам так боялся смерти, что постарался, как великому злу, предать смерти Иустина, потому что Иустин, проповедуя истину, изобличал в философах обжор и обманщиков " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

Аудио: Огнем Божественным распалив сердце твое,/огнь страстей до конца испепелил еси,/страдальцев утверждение, Богоносе мучениче Лаврентие,/и в страданиих вопиял еси верно://ничтоже мя разлучит любве Христовы. Огнем Божественным воспламенив сердце свое, ты до конца испепелил огонь страстей, исповедников веры сила, Богоносный мученик Лаврентий, и в страданиях ты взывал с верой: «Ничто не разлучит меня от любви Христовой» ( Рим.8:39 ). Молитва: Аудио: О, пресвятый и предивный страстотерпче Христов, архидиаконе Лаврентие! Восхваляюще веру и страдания твоя, почитаем победу и венценосное прохождение твое чрез горящее углие от тьмы века сего ко свету невечернему Престола Величествия Божия. Тем же убо молим тя: якоже древле притекавшия с верою к покрову твоему чудесы твоими утвердил еси, тако да приимеши и нас под покров твой, и в болезни и в печалех наших заступник нам да будеши и якоже от слепоты телесных очес Крискентиана преложением рук исцелил еси, тако да исцелиши предстательством твоим у Престола Божия и нашу душевную слепоту. Призри на разслабление наше телесное и душевное, и укрепи нас бодренностию противу враг наших видимых и невидимых, удручающих нас напастьми. Да твоею помощию путь маловременныя жизни сея прешедше, непобеждени от бед и скорбей и всякаго лютаго обстояния, достигнем непреступныя славы величествия Божия, идеже предстоя, молишися со дерзновением за люди прибегающия с верою к тебе и воспевающия дивнаго во святых Бога Израилева во веки веков. Аминь. О пресвятой и предивный страстотерпец Христов, архидиакон Лаврентий! Восхваляя веру и страдания твои, почитаем победу и венценосное прохождение твоё чрез горящие угли из тьмы века сего к незаходящему свету Престола Величества Божия. Поэтому молим тебя: как ты некогда прибегавших с верой к твоему покрову твоими чудесами укрепил, прими и нас под твой покров, и в болезнях, и в печалях наших будь заступником нам, и как от слепоты телесных очей Крискентиана исцелил прикосновением рук, так исцели своим предстательством у Престола Божия и нашу душевную слепоту. Обрати своё внимание на наше телесное и душевное расслабление и укрепи нас бдительностью против наших видимых и невидимых врагов, удручающих нас напастями. Да с твоей помощью путь временной этой жизни пройдя, не побеждённые бедами и скорбями, и всякими злыми невзгодами, достигнем недосягаемой славы величества Божия, где ты, предстоя, молишься с дерзновением за людей прибегающих с верой к тебе и воспевающих дивного во святых Бога Израиля во веки веков. Аминь. Зубная боль Священномученику Антипе, епископу Пергамскому

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-pri...

Вот какое великое зло, вот какой тяжкий грех – человеческая клевета! Клевета есть диавольское дело, и всякий лжец и клеветник есть сын и слуга диавольский ( Иоан. 8:44 ). Потому-то клеветники противны Богу (Причт. Солом. 12:22) и людям. И к прискорбию нужно сказать, что клеветников много есть и между нами. Нерадивый подчиненный нередко клевещет на своего справедливого начальника, немиролюбивый сосед клевещет на своего мирного соседа, бесстыдный юноша клевещет на невинную честную девицу, ленивый работник клевещет на своего доброго хозяина, неблагодарный нищий клевещет на своего благодетеля. А что сказать о пастырях церкви? Ах, никто, кажется, столько не переносит несправедливой клеветы, как они! Для них судьи: и старые, и малые, богатые и бедные, ученые и неученые, свои и чужие, нередко, как градом, осыпают их всякими клеветами. Они за всех молятся у престола Божия, на всех призывают благословение Господне, а люди неблагодарные осуждают и порочат их. Но, братие мои! Не всегда клеветники и ябедники торжествуют. К ним относятся слова св. псалмопевца: обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет ( Псал. 7:17 ). И точно клеветников нередко строго карает и посрамляет Сам Господь. Из многих на это примеров мы укажем на один. Св. Григорий епископ Акрагантийский, по клеветам злых людей, был заключен в темницу и предан суду. Но невинного Григория Господь оправдал и прославил, а клеветников наказал и посрамил. Когда на соборе епископов определено было осуждение клеветникам на св. Григория, и когда он выплакал всем им прощение, дабы одних не посылали в ссылку, других не казнили, то вдруг поднялась буря, воздух померк, тьма покрыла всех, – и увидели, что клеветники стали черны лицом как уголь, а у главных клеветников – Савина и Крискента, кроме того, губы свесились вниз так, что не могли ни совокупиться, ни говорить ими (Чет.-Мин. 23 ноября). Вот как строго наказывает Господь клеветников. И как прежде, так и теперь Господь не терпит клеветников. Он и теперь нередко строго карает и посрамляет их пред людьми. Клевету, как преступление, предусмотрел и закон человеческий: он судит клеветников, как уголовных преступников и, смотря потому, какая клевета или ложь, карает их даже ссылкою. И если злоречивые клеветники и лжецы не покаются и не исправятся, то поэтому не наследуют они и царства небесного. Что же они наследуют? Как слуги диавольские, они наследуют то, что уготовано злым лжецам – диаволам, наследуют геенну огненную и муку вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

— Неправда то, что говорят о христианах, будто бы они творят такие беззакония: грешник, погрязший в необузданных чувственных наслаждениях и из сластолюбия потребляющий человеческое мясо, не переносит мук, не отдает себя добровольно на раны, но избегает их; будучи же привлечен к какому либо суду, старается всячески избавиться и не жалеет средств, чтобы откупиться от наказания, дабы потом жить безболезненно и, пользуясь телесным здоровьем, еще более предаваться своим похотям. Не таковы христиане: добровольно избирая страдание за Христа, в Которого веруют, и предпочитая смерть жизни, разве могут они настолько любить грех? Так рассуждая, он тщательно разузнавал о жизни христиан и вполне убедился, что они пребывают в страхе Господнем чисто и непорочно, рачительно соблюдают свое целомудрие, постом и воздержанием постоянно умерщвляют себя, часто молятся и всегда упражняются во всяких добрых делах. Убедившись во всем этом, Иустин весьма полюбил христиан, от всего сердца привязался к ним и принял святое крещение. И стал он великим поборником Христовой веры, борцом словом и писанием против еллинов и иудеев, непобедимым воином Христа, крепким и мужественным подвижником. Стремясь к спасению душ человеческих, он обходил различные страны: учил и проповедывал о имени Христовом, обращая неверных от заблуждения их к Богу. Пришел он и в Рим [ 9 ], как философ, — в философском одеянии, вместе с учениками своими. Так как многие сходились к нему для учения, то он образовал училища и под видом внешнего любомудрия учил истинной христианской философии. Встретив там Маркиона [ 10 ], основателя ереси, он с силою противостал ему, опроверг и написал книги против ересей его, а также и против других еретических учений. Там же в Риме был некий языческий философ-циник [ 11 ] Крискент, великий враг христиан; с этим нечестивым философом истинный христианский философ святый Иустин непрестанно боролся словом и писал против него книги. Этот циник, сам живя нечисто и весьма беззаконно, ненавидел христиан за их целомудренную жизнь по Боге и завидовал доброй славе Иустина, пользовавшегося за свою боговдохновенную премудрость и чистую, непорочную жизнь почетной известностью у всех римлян. В злобе своей циник клеветал на христиан, обвиняя их во многих постыдных делах, чтобы обесславить Иустина вместе с его единоверцами в глазах народа и возбудить к ним отвращение. Слыша и видя это, святый Иустин говорил:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Святые Сисиний, Апрониан, Папий, Мавр и Сатурнин приняли мученическую смерть в Риме в царствование Диоклитиана и Максимиана, около 305 г.; святая Артемия, дочь Диоклитиана, Кириак, Смарагд, Ларгий и Крискентиан 59 пострадали при Максимиане Галерии около 306 г. Мощи их покоятся в Риме. Преподобного Даниила, игумена Скитского Даниил, ученик Арсения Великого (память 8-го мая), подвизался 40 лет в общежитии, потом, с 420 года жил отшельником в Скитской пустыне. В это время при одном набеге вооружённых людей был он захвачен в плен, где и оставался два года, пока не был освобождён одним благочестивым человеком, который выкупил его из рабства. Через год Даниил опять попал в плен, откуда через полгода ему удалось уйти. Наконец, когда в третий раз захватили его в плен и стали подвергать разным мучениям, то он, обороняясь, убил камнем одного из своих мучителей и ушёл из плена. – Это невольное убийство не давало покоя мирной, человеколюбивой душе отшельника. Грех убийства вопиял об искуплении... Даниил решился исповедать его и подчиниться осуждению опытного владыки духовного; он отправился к патриарху Александрийскому и излил перед ним всю тревогу и терзания своего смущённого сердца. – Два раза Господь избавил тебя из рук врагов; ты мог бы успокаивать себя упованием, что Он спасёт тебя и в третий раз, – заметил патриарх, – и потому тебе следовало бы удержать свою руку от убийства... Впрочем, – прибавил он, ты убил не человека, а зверя... Этот ответ не удовлетворил утончённо-чуткую совесть ревнующего о душевном спасении; Даниил пришёл в Рим и поведал Римскому епископу и свою скорбь, и слова патриарха. Тот одобрил мнение патриарха. Тогда Даниил предпринял путь и в Константинополь, и Ефес, и в Иерусалим, и в Антиохию, чтобы обратиться с своим тягостным недоумением к тамошним патриархам, но все они выразили то же осуждение, что и патриарх Александрийский... Но не так легко смиренному ревнителю правды поверить успокоительному для себя решению... Даниил решил по собственному убеждению, что совершившему убийство подобает принять смерть от чужой руки...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010