Тотчас натаскали бревен и дров, святого Поликарпа, по обычаю, хотели прикрепить к столбу железными скобами, но он просил, чтобы оставили его на свободе. «Тот, кто даст мне силу терпеть сожжение, – сказал он, – поможет и без железных уз быть на костре неподвижным!» Поэтому привязали его к столбу только веревками. С руками, связанными за спиною, пишут очевидцы, он походил на агнца, избранного в жертву, благоприятную Господу. Перед самым временем зажжения костра святой Поликарп произнес молитву, в которой благодарил Бога за то, что Он приводит его к сонму мучеников. Когда костер был зажжен, то, ко всеобщему удивлению, пламя вздулось как бы от сильного напора ветра и окружило мученика наподобие сияния: в воздухе носился аромат ладана и благоуханных кореньев. Видя, что пламя не действует, один из исполнителей казни поразил святого Поликарпа мечом. Тогда кровь из тела его полилась в таком количестве, что погасила пламень костра. Язычники, однако же, снова развели огонь и держали его, пока не сожжено было тело священномученика. Осталось от него только несколько костей. Христиане с благоговением собрали их и затем ежегодно совершали в день его кончины (23 февраля) святую память его. Иустин Философ    Святой Иустин, по происхождению грек, в юности почувствовал влечение к философии, слушал все известные тогда философские школы (стоиков, перипатетиков, пифагорейцев) и ни в одной не нашел себе удовлетворения. После сего встретился с ним один старец величественной наружности и указал ему на писания пророков и апостолов, но «прежде, – сказал он, – молись Богу и Господу Иисусу Христу, чтобы Он просветил очи твоего сердца». Иустин начал изучать священные книги и более и более убеждался в божественном происхождении христианской религии. Окончательно подействовали на него то мужество и та радость, с которыми христианские мученики и мученицы шли на страдания.    Сделавшись христианином, Иустин не снял с себя философской мантии, дававшей ему право вступать в ученые споры. Он путешествовал по разным странам (был в Палестине, Малой Азии, Египте, Риме) и всюду старался руководить искателей мудрости к той истине, которая наполнила миром и радостию его собственное сердце. В то же время он старался защищать христиан от обвинений, которым подвергали их язычники. Известны две апологии, написанные им в защиту христиан, и несколько сочинений, в которых он доказывает превосходство христианства пред иудейством и язычеством. Один из его противников (циник Крискент), не могши преодолеть его в спорах, донес на него римскому правительству, и он безбоязненно и радостно встретил мученическую кончину (166 г., память его 1 июня).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

В то время как святой молился так, от очей ослепшего отпали струпы как чешуя; он стал здоровым и мог видеть хорошо глазами своими. Но вскоре же вместо того, чтобы познать истинного Бога и воздать Ему благодарение за полученное от Него исцеление, он начал хулить Благодетеля своего, так говоря сыну: «Меня исцелил не твой Бог, но мои боги, которым я служу и которым я обещал принести жертвы». И прославлял своих богов нечестивых, во всеуслышание перед всеми говоря: «Благодарю богов моих, исцеливших меня!» Направившись к их капищам, он начал приносить им благодарственные мерзкие жертвы, как обещался; при этом сердце его столь ожесточилось диаволом и ослепилось злобой, что он изменил естественную любовь к сыну своему на ненависть, намереваясь умертвить и сына своего святого и неповинного отрока. Господь же, охраняющий рабов Своих, послал ангела Своего для сохранения, ибо ангел Господень в образе прекрасного и осиянного светом юноши явился ночью упомянутому Модесту, воспитателю Витову, веровавшему в Христа, бывшему уже в преклонных летах, и сказал ему: — Возьми отрока и отправься с ним к морю; на берегу вы найдете небольшую ладью; войдите в нее и вы прибудете в страну, которую я вам укажу. Модест сказал ангелу: — Господи! Я не знаю пути, куда я пойду. Ангел отвечал: «Я поведу вас!» И тотчас Модест встав, взял отрока своего Вита, взял также и кормилицу его Крискентию, верную рабу Христову, и отправился с ними к морю, следуя за водившим их ангелом. Когда они пришли к морскому берегу, то нашли ладью, приготовленную Господом. И сказал ангел святому Виту, как бы искушая его: «В какую страну ты пойдешь?» Святой Вит отвечал: «Куда Господь поведет нас, туда мы пойдем с великим усердием». Ангел спросил: «Имеешь ли ты плату?» Отрок отвечал: «Тот, Которому мы служим, воздаст тебе плату». Потом, войдя в ладью, отплыли от Сицилии; проплыв в продолжение небольшого времени, прибыли в одну из итальянских стран, по имени Лукания, к месту, называвшемуся Аллектория. Когда, приплыв к берегу, вышли из ладьи, тотчас ангел Господень, бывший в образе юноши вместе с ними в ладье, стал невидим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Словом, был большой беспорядок и замешательство, как не безызвестно многим ученым, какое в разные времена происходило смятение в церковном учении по вопросу об этом празднике. Еще во времена Поликарпа и Виктора восточные, разноглася с западными, не хотели принимать друг от друга примирительных посланий. Тоже самое случалось и в другие времена, – именно, во времена Александра, епископа александрийского и Крискентия, когда они писали друг к другу послания и спорили между собою. И это продолжалось до нашего времени, с тех пор, как произошло смятение после времени рукоположения во епископы из обрезанных. Посему собравшиеся отовсюду епископы, рассмотревши дело обстоятельно, с общего согласия постановили праздновать пасху сообразно определению и церковному последованию. В вопросе о праздновании пасхи стоят в связи три обстоятельства: движение солнца, которым определяется день воскресный, и месяц, и обращение луны, которое принимается во внимание по установлению закона, чтобы пасхальный агнец закалывался в четырнадцатый день луны, как сказал закон. 316 Итак, пасха не может совершаться, если не прошло равноденствие, что Иудеями не соблюдается; да они и не хотят соблюдать точности в этом деле, ибо у них все расстроилось и пришло в беспорядок. Впрочем, если и существует такая точность относительно этого вопроса, то она высказана апостолами не ради этого вопроса, и не ради точности, но ради единомыслия. И если апостолы заповедали совершать праздник вместе с врагами Христа, как усиливаются доказать Авдиане, 317 не тем ли более надобно совершать его в согласии с церковью, дабы не разрушить единомыслия церковного? Как же можно сделать это? Ибо сами апостолы говорят, что когда они пиршествуют, вы, постясь, плачете за них, потому что в день праздника распяли они Христа; а когда они плачут, вкушая опресноки с горькими травами, вы пиршествуете. Но случается, что они вкушают опресноки в день Господень; ибо, при наступлении вечера на день Господень, они могут закалять пасху; а после вечера, когда пройдет суббота, они не могут совершать этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

книгохранилища//Старобългаристика. 1995. Т. 19. 3. С. 55-69; она же. Тържествената ораторска проза в България, IX-X в. София, 1998; она же. Тълкувания на Светата литургия в творби на Климент Охридски//Старобългарска лит-ра. 2005. Кн. 33/34: В чест на К. Иванова. С. 145-153; Св. Климент и Наум Охридски и придонесот на охридскиот духовен центар за словенската просвета и култура: Прилози од науч. собир одржан на 13-15 септември 1993/Ред.: П. Илиевски, Ц. Грозданов, Б. Ристовски. Ckonje, 1995; Хубанчев А. Антропологическите възгледи на св. Климент Охридски//ГСУ, БФ. 1995. Т. 2. С. 61-86; Delekare A. Der hl. Klemens und die Frage des Bistums von Velitza: Identifizierung, Bischofsliste (bis 1767) und Titularbischöfe. Thessal., 1997; eadem. Kliment Veliki oder Kliment Ochridski?: Die Discussion über seinen Bichofstitel und seine Jurisdiction//Старобългаристика. 2013. T. 37. N 3. С. 3-10; Йовчева М. Новооткрити химнографски произведения на Климент Охридски в Октоиха//Там же. 1999. Т. 23. 3. С. 3-30; она же. Старобългарската служба за св. Аполинарий Равенски от Климент Охридски//Там же. 2002. Т. 26. 1. С. 17-32; она же. Новооткрито химнографско произведение на Климент Охридски и проблемът за западните памети в старобълг. календар//Средновековна християнска Европа - Изток и Запад: Ценности, традиции, общуване. София, 2002. С. 382-393; она же. Проблемы текстологического изучения древнейших памятников оригинальной слав. гимнографии//Древнеслав. литургическая поэзия: XIII Международный съезд славистов (Любляна, 15-21 авг. 2003). Тематический блок 14: Доклады. R.; Sofia, 2003. С. 56-78; она же. Служби за Климент Охридски//КМЕ. 2003. Т. 3. С. 671-676; она же. Климент Охридски//История на бълг. средновек. лит-ра/Съст.: А. Милтенова. София, 2008. С. 228-234; она же. Старобългарска химнография//Там же. С. 102-113; она же. Една възможна атрибуция на слав. служба за св. Вит, Модест и Крискентия//Свети Наум Охридски и словенската духовна, културна и писмена традиция. Охрид, 2011. С. 159-174; она же.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

В ожидании благоприятной погоды воины решили купить провизии на торговой площади Андриаки - Плакоме, но из-за грубого поведения солдат между ними и ликийцами на рынке возникла ссора со взаимными оскорблениями и стычками. Когда весть об этом инциденте достигла г. Миры, среди горожан началось волнение. Узнав об этом, Н. уговорил горожан не совершать опрометчивых поступков против воинов императора и тотчас сам отправился в Андриаку, где его с подобающими почестями встретили как ликийцы, так и стратилаты, к-рые рассказали ему о цели своего похода и попросили помолиться за их успех. Н. ласково поговорил со стратилатами, благословил и пригласил их подняться в город. Его радушие поразило военачальников; им стало стыдно за своих солдат. Они прекратили бесчинства воинов и запретили им притеснять народ. Воспользовавшись отсутствием Н. в Мирах, знатные горожане Евдоксий и Симонид уговорили игемона Асии Евстафия казнить 3 мужей. Горожане отправили к Н. гонцов с известием об этом. Предстоящая казнь невинных людей заставила Н. незамедлительно отправиться к ним на помощь: он попросил стратилатов сопровождать его. В месте «У льва» Н. встретил гонцов, к-рые в ответ на его вопрос сообщили, что приговоренные еще живы и сейчас их ведут по площади Диоскуров. Н. и стратилаты поспешили к мартирию мучеников Крискента и Диоскорида, но там узнали от встречных, что осужденных уже выводят из города. Однако они не застали их и у городских ворот, приговоренных повели на казнь в Виру. Согласно 3-й редакции «Деяния о стратилатах» (гл. 4), опасаясь опоздать, стратилаты послали вперед 2 солдат с приказом задержать исполнение приговора до их прихода; воины с проводником побежали в Виру и успели остановить палача, уже обнажившего меч над осужденными, к-рые со связанными за спиной руками, с кляпами во рту и завязанными глазами преклонили колени и вытянули обнаженные шеи, ожидая удара мечом. Н. со стратилатами подошел к месту казни, где собралась большая толпа, вырвал меч из рук палача, бросил его на землю и освободил невинных от пут.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

9 Тоойуом, кытаатан тргэнник кэлэ сатаар. 10 Димас бу йэни ордорон, миигин хаалларан Фессалоникаа барбыта. Крискент Галатияа, Тит Далматияа барбыттара. 11 Соотох Лука эрэ миигинниин хаалла. Кэлэргэр Маркы илдьэ кэлээр, кини лэбэр олус кмлх буолааччы. 12 Тихиги Ефескэ ыыппытым. 13 Кэлэргэр Троадаа Карп дьиэтигэр хаалларбыт соммун уонна кинигэлэрбин илдьэ кэлээр (чуолаан тирии кинигэлэри). 14 Алтан ууа Александр миэхэ куааны оорбута элбэх. Тугу оорбутун Айыы Тойон киниттэн иэстэстин ! 15 Эн эмиэ киниттэн сэрэн – бииги этэрбитин олус утарылаар. 16 Суукка аан бастаан кмскэнэрбэр, ким дааны миигин й кэлбэтээ, бары быраан барбыттара. Ол кинилэргэ буруй-сэмэ буолбата буоллар. 17 Айыы Тойон аттыбар буолан Кини тылын ситииилээхтик биллэрэрбэр кс уган, мин хахай аыытыттан быыаммытым. 18 Айыы Тойон миигин бары дьайтан быыаан ылыаа, Халлаан Саарыстыбатыгар киллэрэрдии арааччылыаа диэн эрэнэбин. Киниэхэ йэттэн йээ албан аат. Аминь. Ээрдэ, алгыс 19 Прискиллалаах Акилаа уонна Онисифор дьиэ кэргэнигэр ээрдэтэ тириэрт. 20 Ераст Коринфаа хаалбыта; Трофимы, ыалдьыбытын иин, Милиткэ хаалларбытым. 21 Кыыа диэри тардыллыбакка, кытаатан кэлэ сатаар. Эйиэхэ Еввул, Пуд, Лин, Клавдия уонна бырааттарбыт бука бары ээрдэ ыыталлар. 22 Айыы Тойон Иисус Христос эйигинниин бииргэ буолуохтун. Таара илгэлээх ттэ эигинниин эээрдэиэхтин. Аминь. СИБЭТИЭЙ ПАВЕЛ АПОСТОЛ ТИТКЭ ИЛДЬИТ СУРУГА   1 1-4 Биир итээллээхпитинэн дьи уолум буолар Титкэ – Таара кулута, Иисус Христос Апостола Павелтан. Эйиэхэ Аа Таарабытыттан уонна Быыааччыбытыттан – Айыы Тойон Иисус Христостан бары илгэлээх тн кытта аыныгас санаа, эйэ-ил тосхойо туруохтун! Таара талбыт дьонун итээл, кырдьыгы билии, бэриниилээх буолуу суолугар сирдиирим, срэхтэригэр бараммат олоххо эрэли уугуннарарым туугар, Кини миигин бу сулууспаны толорторо ыыппыта. Сымыйаны эппэт Таара бараммат олоу сс хайа да йэ скн инниттэн эрэннэрэн баран, туааннаах кэмэ кэлбитигэр, Бэйэтин тылын Быыааччы Таарабыт соруйуутунан миэхэ эрэниллибит проповедь тылынан арыйан биэрбитэ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

33-летний Тамерлан работал на Ямале, строил завод в поселке Сабетта. Через Москву он возвращался домой, в Орск. «С ним можно было поговорить на любые темы, он всегда был готов выслушать и дать совет, который помогал. Да, очень жаль, что мы, вахтовики, улетаем на край земли, чтобы заработать деньги, помочь семье, но мы не знаем, что нас ждет на обратном пути домой», — написали о нем коллеги. Илья Александров Ему было 52 года. Родился в Ижевске, работал в МВД. В Москве жил с 2003 года. 8 лет назад ушел на пенсию, но продолжал работать «на гражданке». В Орск летел в командировку. «Человек он был очень положительный, к работе относился с большой ответственностью. Был каждому товарищем, помогал словом и делом. Все в компании его любили как коллегу и друга», — рассказал его коллега Сергей. Крискентия Алексеенко 25-летняя астраханка открыла детский клуб «NeWave — Новая волна». В последнее время она работала в службе заказа такси и в Орск летела вместе со своими коллегами Екатериной Насыровой и Ольгой Хохловой, чтобы провести обучение сотрудников.   Екатерина Бойкова 22-летняя Екатерина только в прошлом году окончила университет, работала на машиностроительном заводе «Арсенал» в Санкт-Петербурге. Летела в Орск вместе с коллегой Владимиром Усачевым в командировку. «Я буду помнить Катюшу как светлого, доброго человека, готового прийти на помощь и помочь в любую минуту. С первых минут нашего знакомства мне стало понятно, что Катя наш человек. Я бы даже сказала, что мы одинаково смотрели на многие вещи, под одним углом и понимали друг друга с полуслова», — рассказала о ней коллега Елена Николаева. Владимир Усачев 47-летний начальник цеха завода «Арсенал» летел в командировку в Орск вместе с Екатериной Бойковой. «Он был действительно грамотным техническим специалистом, вникающим в суть проблем, и, конечно, настоящим руководителем, умеющим принимать решения и нести потом за них ответственность. У Палыча это было», — рассказал о нем коллега Илья Ахутин.   Илья Ведиборенко Работал на вахте, в Орске его ждали жена и ребенок. Ему было 33 года. Альфия Гаусс

http://pravmir.ru/gde-to-ryadom-vdrug-ob...

    От Христофора Митиленского дошел до нас краткий стишной месяцеслов на все дни года, содержащий большею частию по одному имени на день. Кроме заглавия месяцеслова с именем Христофора, в нем самом есть указание на писателя: мая 9 приводится первым муч. Христофор, а потом Исаия, точно также как в стишном прологе есть указание 9 мая на писателя Христофора. Краткий месяцеслов Христофора для нас очень важен в том отношении, что по нему можно определить, какие святые в первой половине XI века почитались преимущественно, ибо таких, без сомнения, избирал Христофор, и оказывается, что всем почти святым этого месяцеслова написаны были уже в то время каноны и что месяцеслов его весьма близок к служебному синаксарю студийско-иерусалимскому, поэтому можно заключать, что в половине XI века уже положено начало установлению означенного служебного синаксаря, хотя другие синаксари в уставах ктиторских и порядок служб во многих минеях даже XII века еще расходятся со стишным месяцесловом Христофора как кратким, так и тем, который написан был им для пространного стишного синаксаря. Синаксарь краткий издан нами в 5 приложении сего I тома по Сиберу (Ecclesiae graecae marmyrologuum metricum 1727 г.). Но Сибер или имел список неисправный или допустил ошибки в определении дней памятей святых, например, в сентябре он 27 поставил Епихарию, а 28 Каллистрата, тогда как в других месяцесловах всех памяти их в один день 27 сентября; поставив Каллистрата в 28 день, он должен был поставить Харитона в 29 вместо 28, Кириака в 30 вместо 29 и Григория армянского в 31 сентября, тогда как сентябрь имеет только 30 дней. Подобно этому он 4 апр. поставил Агафопода, а сподвижника его Феодула 5 апр. вопреки всем месяцесловам; поэтому Клавдий вместо 5 поставлен 6 и прочие также позднее днем до 15 апреля, в какой день должен стоять Крискент, а он поставлен 16 с Хиониею. В мае 28 пропущен Евтих, от того Феодосиявместо 29 поставлена 28, Исаакий 29 вместо 30, а Ермий 30 вместо 31. У него вышло, что май имеет 30 дней, а не 31. В июне 5 поставлен Евстафий, а 6 Пимен наилучший (Ποιμvα παναριστον), то есть, из Евстафия, пастыря , сделаны два имени на два дня. 10 июня вместо Антонины поставлен Антоний. Последняя по времени память пр. Афанасия афонского 5 июля. Итак, пр. Афанасий вскоре после кончины ( около 1000 г.) причислен к лику святых. Здесь ранее других месяцесловов он внесен в число святых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разговоры перешли в дело. Савин и Крискент стали подбивать партию недовольных Григорием людей из духовенства (клириков) и мирян. Они находились, как мы видели, в провожавшей Григория толпе, и они-то устроили скандал. В сильной ненависти к святому мужу заговорщики поклялись до тех пор не успокоиться, пока не выгонят Григория из города. О том, чтобы сесть кому-нибудь из них на его место, конечно, не могло быть и речи, и потому они сошлись на том, чтобы на кафедру возвести Елевсия. Теперь надо было найти наиболее верный и удачный способ низложения своего архиерея и выработать план действий. На общем совещании решено было прибегнуть к излюбленному диавольскому средству опорочения монахов – обвинению в нечистой жизни 63 . Что за беда, что фактов за Григорием не находилось, – клевета и подлог всему помогут! И вот наняли уже известную нам Евдокию, чтобы она сказала пред всем народом в лицо Григорию, что он с нею был. Та сперва отказывалась. – Не поверят мне граждане, – говорила она. – Все ведь считают его за ангела Божия... – Нет, боюсь говорить на него, – продолжала Евдокия отказываться, – не то народ побьет меня камнями. Заговорщики настаивали и обещали охранить ее от всякого вреда. Наконец куча золота перемогла и блудница сдалась на убеждения своих “духовных отцов”. Теперь искали только удобного времени, когда бы навести на блаженного Григория, своего архипастыря и ангела Акрагантийской Церкви, напасть и бесчестие. Мы видели выше, как это им удалось. III. Начало тернистого пути. «Я был он там в темнице. И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость...» ( Быт. 39, 20–21 ). Вот жизнь человеческая!.. Вчера человек был в славе, окруженный величием и преклонением народа, а сегодня находится в бесчестии, всеми проклинаемый и всюду гонимый! Вчера слышишь, как кто-либо говорит: “не подвижуся во век” ( Пс. 29, 7 ), а нынче его ведут и сажают в оковы; вчера был в великом богатстве – сегодня стал нищим; лег спать беззаботно дома – а проснулся в великой скорби на пепелище или в тюрьме, чтобы никогда не увидеть ни вольного света, ни близких милых лиц! И никто не застрахован ни от чего. Во всяком звании и состоянии подкарауливают скорби лютые человека. И если бы каждый обладал хотя частичкой всеведения Божия и наперед знал, сколько ему через несколько лет или часов придется переиспытать горя и муки, не каждый бы выдержал. А вернее сказать, без благодати Божией никто бы не выдержал. Потому, как прекрасно, что Господь даровал дар прозорливости одним бесстрастным и освободившимся ради любви Христовой, хотя и посредством великих подвигов, от страхов многомятежной плоти! Кругом нас повсюду неожиданности. Вся жизнь наша состоит из этих неожиданностей. И победить эти неожиданности человеку можно только в том случае, если постоянно ожидать еще больших и ничему не удивляться 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Экзарх явился. После соблюдения необходимых формальностей и назначения суда, Папин в качестве председателя при громадном стечении народа открыл заседание и приказал ввести подсудимого. Тут же находились и противники с блудницей. Экзарх обратился к ней с вопросом: – Правда ли то, что говорят, будто был с тобою епископ? – Да, владыко, правда, что был со мною. Но как только она произнесла эти слова, тотчас напал на нее бес, поверг на пол и начал ее бить. Евдокия, катаясь по земле и мучимая бесом, ужасно закричала. Страх охватил присутствующих, кругом заговорили: – Неповинен Григорий злому делу, и вот отмщение Божие постигло солгавшую на него. Но сожженные в своей совести и потерявшие страх Божий противники святителя не стыдились отвечать. – Не говорили ли мы, что он колдун и чародей? Колдовством и заставил женщину бесноваться. Жена Савина с дочерью, которую Григорий исцелил от расслабления, услыхав про такие слова своего мужа, прибежала поспешно в суд и с яростью набросилась на него: – Окаянный, всезлобный, – кричала она, – забыл ты благодеяния святого этого мужа, исцелившего нашу дочь?! Наносить клевету на неповинного?!.. Уходи из моего дома, больше не хочу жить с тобою!.. Бедная женщина была поражена окончательно. Припадши к ногам святого, надрываясь от плача, она умоляла: – Помилуй нас, раб Божий, не поминай злодеяния, которое совершили в отношении тебя эти нечестивые завистники. Волнение в народе разрасталось. Суд грозил быть сорванным. Одни кричали “неповинен”, другие, верившие клевете, наоборот: “Колдовством навел беса на любодеявшую с ним...”. Подкупленный экзарх помогал Савину и Крискенту, но ничего не мог поделать. Симпатии присутствовавшего народа были явно на стороне Григория, вместе и численный перевес. Гул голосов народных, не хотевших и слышать о клевете на Григория, и все более принимавших грозный и гневный оттенок, делали положение самого экзарха опасным. Наконец, видя окончательно возмутившийся народ, он закрыл заседание и вышел, не отдав, кажется, и приказа отвести Григория под конвоем обратно в тюрьму. Предлогом своего поспешного бегства Папин выставил недостаточную полноту следственного материала. “Необходимо тщательнее расследовать дело”, – были его последние слова при выходе.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010