«И великий страх объял всех, слышавших это» — вероятно все это произошло в общем, быть может, даже богослужебном собрании, и такая явная казнь Божия не могла не потрясти всех. Деян.5:6. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.     «И встав, юноши приготовили его к погребению» — вероятно, это были молодые служители, исполнявшие разные поручения, как было и в синагогах.     «И, вынеся, похоронили» — тотчас же вынесли труп за город, где обычно погребали умерших, и похоронили его там. Деян.5:7. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Деян.5:8. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.    Жена Анании ничего не знала о происшедшем, а когда часа через три пришла, святой Петр уличил и ее в обмане и сговоре с мужем. Желая дать ей возможность оправдаться и раскаяться, святой Апостол спросил ее, за сколько они продали землю, но и она повторила ложь своего мужа. Деян.5:9. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Деян.5:10. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.     «Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня?». В этот момент возвратились юноши, похоронившие ее мужа, и святой Петр воспользовался этим, чтобы и ей изречь ту же казнь, которая постигла ее мужа: «и тебя вынесут». И она тотчас же упала у ног его и испустила дух. Деян.5:11. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.     «И великий страх объял всю Церковь». Примечательно, что здесь впервые Дееписатель называет общество первых христиан «Церковью», по-гречески: «Экклисиа». Новое гонение на Апостолов (Деян. 5:12—42) Деян.5:12. Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.    Окончив повествование о событиях внутренней жизни Церкви, Дееписатель опять дает характеристику тогдашнего состояния христианского общества. Для этого состояния характерно множество знамений и чудес, совершавшихся Апостолами «в людях», то есть, по-видимому, среди неверующего народа, для привлечения его к вере во Христа, а также — единодушие между всеми христианами. Все верующие во Христа даже при посещении храма держались там вместе, одной сплоченной массой. Таким местом был «притвор Соломонов» — крытая галерея при Главном входе в храм, очевидно удобная для христиан, по своей значительной величине. Чувство некоторого страха и высокого почтения к христианам делало то, что все держались от них в некотором почтительном отдалении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

В молитве Херувимской песни Царем славы назван Иисус Христос, чем подчеркивается Его божественное достоинство. Образ Царя славы, входящего в двери вечные, соответствует тому моменту священнодействия, когда хлеб и вино, приготовленные для того, чтобы стать Телом и Кровью Христа, вносятся через царские врата в алтарь, чтобы быть положенными на престоле. Литургия («Иже херувимы»). Икона. 1570-е гг. (Третьяковская галерея, Москва) Божественное достоинство Христа и Его равенство с Отцом подчеркиваются целым рядом других наименований, заимствованных из ветхозаветного каталога имен Божиих: Господь Бог наш; Господь серафимов; Царь Израилев; единственный Святой; почивающий во святилище. Вот лишь несколько примеров: Господь, царь Израилев, посреди тебя… Господь Бог твой среди тебя… ( Соф. 3:15, 17 ). Ты же во святилище живешь, хвала Израиля ( Пс.21:3 ) 749 . Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев – Он дает силу и крепость народу [Своему] ( Пс.67:36 ). Буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев! ( Пс.70:22 ). Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя ( Пс.79:2 ). Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище… ( Ис.57:15 ). Литургия святителя Василия Великого и Иоанна Здатоуста. Фреска церкви Богородицы Евергетиды (Радославова капелла) монастыря Студеница. 1235 г. Молитва «Никтоже достоин» засвидетельствована в самом раннем дошедшем до нас списке византийской Литургии Василия Великого – Барбериновском Евхологии VIII века. Предполагают, что она вошла в чин Литургии Златоуста достаточно поздно в качестве вставки в уже существовавший литургический чин 750 . В то же время можно предположить, что рассматриваемая молитва сложилась уже в V веке, когда Церковь испытывала особую потребность в том, чтобы применять к Иисусу Христу ветхозаветные имена Божии. Молитва стала итогом догматических споров, колебавших христианский Восток на протяжении более полутора столетий: с начала IV по середину V века. В ходе этих споров были последовательно опровергнуты арианство, несторианство и монофизитство; и было провозглашено, что Сын Божий равен Богу Отцу, что Он имеет две природы – божественную и человеческую. Став человеком, Он не перестал быть Богом: на это указывают слова «непреложно и неизменно был еси Человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Вертоград заключенный» Никиты Павловца Никита Павловец. Богоматерь Вертоград заключенный. Около 1670 г. Государственная Третьяковская галерея Никита Павловец — один из известнейших иконописцев Оружейной палаты второй половины XVII в., мастерство которого высоко ценилось русскими государями и современниками . Среди многочисленных памятников русской живописи XVII в. икона Никиты Павловца «Вертоград заключенный» (датируется около 1670 г., ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) занимает особое место. Этот образ — один из известнейших шедевров русской иконописи. В то же время он уникален с точки зрения общего художественного строя и иконографии, которая является практически неисследованной. Значение образа сложно переоценить — это единственная известная сейчас икона Богоматери «Вертоград заключенный», празднование которой по церковному календарю приходится на 14 марта (по старому стилю). Возможно, икона имела ряд повторений — списков, однако ни один из них, по всей видимости, не дошел до наших дней. Имеющиеся упоминания о чудотворных иконах «Вертоград заключенный» (в сочинениях С. Моховикова, Д. Ровинского и Е. Поселянина) не содержат описаний, на основании которых можно было бы говорить о существовавшей иконографической традиции. Источником для иконографии композиции «Вертоград заключенный», имевшей особую популярность в западноевропейском средневековом искусстве под названием hortus conclusus , является библейская Песнь песней, а точнее следующие ее стихи: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами». (Песн. 4: 12-15) По распространенному в западноевропейской литературе толкованию, образ невесты и образ сада, о которых говорится в Песни песней, связывались с Богоматерью. На основе этих представлений складывались латинские аллегории сада, встречающиеся в XIII-XIV вв. преимущественно в проповедях на праздники, связанные с почитанием Девы Марии .

http://pravoslavie.ru/615.html

Вместе с тем необходимо сделать некое предостережение. История с разбойником в церковном благочестии сыграла и отрицательную роль. В сознании закрепилось порочное убеждение, что достаточно покаяться, хотя бы на смертном одре, и тебе все грехи (даже разбой и убийства) будут прощены и ты попадешь, по примеру покаявшегося разбойника, в Рай. Поэтому правильней рассматривать пример этого разбойника не в перспективе его мгновенного помилования, а в перспективе удивительной перемены, произошедшей с ним и сделавшей возможным его помилование. Разбойник уверовал во Христа, его душа приняла правильный вектор развития и ориентации, именно это позволило ему исповедать Иисуса как Господа. Можно уверенно сказать, что если бы разбойник выжил, то он навсегда остался бы учеником Христовым, христианином. Большое полотно В.Нестерова «Страшный Суд», эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве (Третьяковская галерея, Москва). Обратим внимание на странного персонажа с крестом, входящего в Царство Божие одним из первых. Это Благоразумный разбойник.   Женщины при Кресте Евангелисты сообщают, что за Распятием наблюдали женщины – некоторые Его ученицы. Были [тут] и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия ( Мк. 15:40 ); Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это ( Лк. 23:49 ). Вообще родственники и друзья могли приближаться ко кресту, где умирал их близкий. Известно, что разрешалось даже кормить и поить умирающих. Однако мы не забываем, что распинали человека практически обнаженным , чтобы муки от физических страданий усугублялись стыдом от наготы и насмешливыми взглядами и шутками окружающих. Возможно, что женщины не стали приближаться ко Кресту, чтобы не оскорбить Христа своими взглядами. Упоминая учениц Христовых, Синоптики хотели подчеркнуть исполнение пророчеств: А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне ( Зах. 12:10 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

Все верующие во Христа даже при посещении храма держались там вместе, одной сплочённой массой. Таким местом был «притвор Соломонов» – крытая галерея при главном входе в храм, очевидно удобная для христиан по своей значительной величине. Чувство некоторого страха и высокого почтения к христианам делало то, что все держались от них в некотором почтительном отдалении: «Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их», то есть народ прославлял их, ценя, очевидно, их высокие религиозно-нравственные качества. Далее говорится, что число верующих во Христа, как мужчин, так и женщин, всё более и более увеличивалось. Особенно поразительны были чудеса исцелений болящих, причём как прежде даже одно прикосновение к одежде Христовой давало исцеление, так теперь исцеляла даже тень проходящего Петра. Буквально исполнились слова Христовы на апостолах: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» ( Ин. 14:12 ). Громадный успех апостольской деятельности вызвал новое гонение против апостолов со стороны иудейских властей. Как раньше они воспылали ненавистью против Господа по зависти, так и теперь, по слову Дееписателя, «первосвященник же и с ним все, принадлежащие к ереси саддукейской, исполнились зависти». Под первосвященником, здесь надо понимать Каиафу, который тогда был правящим. Религиозно-нравственное разложение в этом высшем иудейском обществе было тогда так велико, что нет ничего удивительного в том, что и сам первосвященник принадлежал к саддукейской ереси, отвергавшей существование души и воскресение мёртвых. Иосиф Флавий прямо говорит, что один сын Анана, или Анны, тестя Каиафы, был саддукеем. Может быть, Каиафа не открыто принадлежал к этой секте, а тайно разделял её воззрения. На этот раз с апостолами поступили более сурово, замышляя даже умертвить их (ст. 33): заключили в народную темницу, как преступников. «Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы...» Чем сильнее становится преследование новоустрояющейся Церкви, тем явственнее чудесная помощь Божия гонимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЛИЯ ФЕСВИТЯНИН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святой пророк Илия. Икона середины XV в., Новгород. Государственная Третьяковская Галерея. Илия пророк в пустыне По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Он объявил царю и народу, что все бедствия израилитян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника - один Ваалу, а другой - Богу. " Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог " ( 3 Цар. 18, 24 ), сказал он. Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Ваала: они сделали жертвенник, сложили дрова, закололи тельца и взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно - небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, и даже камни и воду. Народ, увидев чудо, снова в Него уверовал и пал на землю, взывая: " Господь есть Бог! " . Тогда пророк Илия заколол всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю. Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Но ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив , поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился ему " в тихом ветре " и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу.

http://drevo-info.ru/articles/6475.html

Глава 7 1–12. Построение дворца Соломонова. 13–51. Храмовые принадлежности и украшения. 3Цар.7:1 .  А свой дом Соломон строил тринадцать лет и окончил весь дом свой. Большая продолжительность постройки дворца Соломонова – 13 лет в сравнении с храмом – 7,5 лет объясняется или большим количеством рабочих при постройке храма, или тем, что строительных работ при дворе было больше; притом для дворца не было запасено заранее материала, как для храма. 13 лет – от окончания постройки храма, след. дворец был окончен спустя 20 лет от начала постройки храма ( 3Цар.9:10 ), т. е. на 24-м году царствования Соломона (И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 5, 1). Дворец Соломона был построен не на Мориа, где храм, и не в Офеле (юго-восточном подножии Мориа: ( 2Пар.27:3,33:14 ; Неем.3:26,11:21 ); И. Флавий, Иудейская Война, VI, 6, 2; Robinson, Palastina II, 29), а на г. Сионе (в «верхнем городе», по И. Флавию), долиной Тиропеон отделяемой от храмовой горы; с храмом дворец был искусственно соединен мостом (во втором Иерусалимском храме здесь была галерея, так называемый Ксист) и внутренним ходом ( 4Цар.11:19 ). Впоследствии здесь был и дворец Асмонеев. 3Цар.7:2 .  И построил он дом из дерева Ливанского, длиною во сто локтей, шириною в пятьдесят локтей, а вышиною в тридцать локтей, на четырех рядах кедровых столбов; и кедровые бревна положены были на столбах. Первым из отдельных дворцов назван «дом леса Ливанского», евр. бет йар га-Лебанои, Vulg.: domus saltus Libani, LXX, слав. -рус. (синодальн., архим. Макария, проф. Гуляева): «из Ливанского дерева» (LXX: οκος δρυμ το Λιβνου). Конечно, этот дворец был не на Ливане (не принадлежавшем Соломону), как полагали некоторые (Михаэлис и др.), или где-либо вообще вне Иерусалима (по таргуму, «летний царский дом» – род дачи); названием своим обязан множеству кедровых деревьев, стоявших аллеями близ него, и множеству кедровых столбов в середине здания. «Соломон во дворце своем построил весьма большое здание перед входом в судилище имело оно сто тридцать столбов кедровых, и думаю, что поэтому и названо домом древа Ливанского, так как множество сих кедровых столбов уподоблялось ливанской роще» (блаженный Феодорит, вопр. 26). Вероятно, дом леса Ливанского, дом царя и дом дочери фараоновой (ст. 8) были частями одного здания, причем первый был центральным корпусом (100 л. длины, 50 ширины и 30 высоту). По устройству дом леса Ливанского представлял колоннаду или перистиль в 4 ряда колонн (Vulg.: quattuor deambulacrainter columnas cedrinas). По назначению это здание служило, между прочим, своего рода арсеналом (ср. 3Цар.10:17 ; Ис.22:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Говорит ли кто, говори как слова Божии. (1 Пет. 4: 11) Итак, не бойся молиться за язычников – и Бог этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно – и о еретиках, потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения – по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу. ( Иоанн Златоуст , святитель. Гомилии на 1-е послание к Тимофею на 2: 4) Христос и самаритянка. Г. И. Семирадский. 1890 г. Холст, масло. Львовская государственная картинная галерея Современное сектоведение настолько секуляризировалось и удалилось в сторону, чуждую евангельской любви и открытости, что представляется необходимым всячески способствовать его возвращению в русло новозаветной текстологии. С религиозной точки зрения, многие новации в области сектоведения и миссиологии именно лишены здравого христианского смысла и должны быть возвращены, как просроченная гуманитарная помощь, изначальному заморскому «поставщику». «Протяни руку помощи оступившемуся» Пример христианского отношения к заблуждающимся и пребывающим вне света Христова нам дает Евангелие. Обратимся ко 2-й главе Евангелия от Марка. Читаем: «Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 1–5). Здесь обращают на себя внимание «четверо», которые, «не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный». «Четверо» самим числом своим могут указывать на четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луку и Иоанна, а тот факт, что они «раскрыли кровлю… прокопав ее», может косвенно указывать на то, что когда изучение Евангелия совмещается с усердной молитвой, могущей раскрыть и кровлю Небес, то это неизбежно приводит нас к более чем положительным результатам. Следовательно, прокопать в данном прочтении может означать углубление в познание о Боге через Его Слово (Логос) или устранение всего того, что мешает нам приблизиться ко Христу.

http://pravoslavie.ru/98622.html

Два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, а небесной – любовью к Богу Если диавол созидает свой искусственный мир, свой град на основах эгоизма, когда каждый за себя и все против всех, то Град Божий созидается совсем на других принципах и ценностях, несовместимых с философией современного мира. Блаженный Августин писал об этом: «Существовало всегда не более как два рода человеческого общения, которые мы, следуя Писаниям своим, справедливо можем называть двумя градами. Один из них составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти; другой – из желающих жить также по духу… Итак, два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной – любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе» 8 . Следовательно, великая стройплощадка диавола-фараона и осуществление идеала построения теократического Града Божия Его народом неизбежно должны были породить конфликт. И фараон начинает выступать более решительно против израильтян. «Если будет сын, то умерщвляйте его» А. Тыранов. Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. 1839–1842 гг. Государственная Третьяковская галерея И мы читаем далее: «Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет» ( Исх. 1: 15 –16). В данном контексте слово «умерщвляйте» правильнее понимать как «абортируйте». Посему каждый современный правитель, в стране которого разрешены аборты, есть продолжатель кровавого дела фараона-диавола. Имя «Шифра» имеет происхождение от слова мешаперет – «улучшает». От этого же слова происходит слово молидот – «повитухи», или «повивальные бабки». И древними отцами делался вывод, что имя Шифра – имя не собственное, а нарицательное и указывает на Йохевед – мать Моисея, которая принимала роды, обмывала новорожденных, очищала, делала лучше ( мешаперет ) – то есть улучшала. Есть тому и другое подтверждение, которого мы коснемся ниже.

http://pravoslavie.ru/97571.html

Деян.3:11-16 ) мы слышали слова святых апостолов, которые были произнесены перед людьми, изумленными чудом исцеления хромого человека. Многие знали этого несчастного, каждый день сидевшего у Красных ворот Иерусалимского храма и просившего милостыню. Весть о том, что он чудесным образом был полностью исцелен, быстро облетела всех собравшихся в храме на молитву. И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов. Соломоновым притвором именовалась обширная крытая галерея, через которую в храм вели Красные ворота. Именно здесь оказалось достаточно много людей, которые своими глазами хотели увидеть произошедшее чудо. И свидетельством тому выступал всем известный бывший хромой, восторженно благодаривший Бога и не отходивший ни на шаг от апостолов Петра и Иоанна. Народ иудейский удивлялся и недоумевал, как такое вообще могло произойти. Прочувствовав настроение людей, апостол Петр опять, как и в день Пятидесятницы, обратился к ним с вдохновенной проповедью, глаголя: Мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись пред лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Апостол Петр, основываясь на свидетельствах Ветхого Завета, открывает слушателям, что Иисус Христос и есть ожидаемый ими Мессия. Сила апостольских слов многих привела к глубокому покаянию и утверждению в христианской вере. Разве возможно равнодушно слушать правдивую и обличительную проповедь? Верный ученик и последователь Христов говорит: Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. Важно то, что апостол Петр сразу же указал правильное понимание того, Кто являлся источником совершенного чуда. Люди, видевшие исцеление, уже были готовы возвеличить в славе апостолов Петра и Иоанна как невиданных чудотворцев, почитать как особо благочестивых избранников Божиих, которых Сам Всевышний прославляет дивными знамениями.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010