Кострома. Музей деревянного зодчества. Церковь Собора Пресвятой Богородицы из с. Холм. Карта и ближайшие объекты Рубленная из сосновых бревен церковь представляет собой уникальный, один из древнейших сохранившихся образцов древнерусской деревянной архитектуры. Храм построен, по-видимому, около 1552 г., как предполагают, мастерами Карпом и Папилой. Первоначально, возможно, он имел шатровое завершение, а существующие венчающий восьмерик и пятиглавие сделаны в XVIII в., когда основной восьмерик был понижен. Некоторые специалисты, однако, считают, что церковь изначально имела нынешнюю композицию. В начале ХХ в. под сруб был подведен фундамент и сделан цоколь высотой около двух метров (вероятно, вместо сгнивших нижних венцов). Церковь была обшита с фасадов тесом, кровля покрыта железом. В 1944-1945 гг. обрушился верхний ярус храма и потолок нижнего восьмерика. В 1960 г. церковь была перевезена из Галичского района, где она стояла на погосте в полутора километрах от с. Холм. Реставрационные работы выполнены в 1960-1962 гг. по проекту арх. А.В. Ополовникова и при участии арх. И.Ш. Шевелева. Храм принадлежит к редкому типу ярусных пятиглавых церквей с подклетом. Его вертикальная композиция состоит из двух восьмериков — крупного рубленого «в обло» нижнего на каменном цоколе и приземистого рубленого «в лапу» верхнего, на котором покоится миниатюрная крещатая бочка и пять обитых осиновым лемехом луковичных глав на тонких цилиндрических барабанах. С востока к храму примыкает рубленая «в лапу» пятигранная апсида, с запада — небольшая квадратная в плане трапезная, рубленая «в обло». С трех сторон церковь охватывает висячая галерея-гульбище, опирающаяся на бревенчатые консоли. С запада на продольной оси церкви расположено крыльцо с длинной крытой одновсходной лестницей, воссозданной при реставрации по аналогам. Объемно-планировочная композиция памятника отличается рядом индивидуальных особенностей: диагональные грани нижнего восьмерика короче основных, а все они не параллельны друг другу, апсида имеет неправильную форму, углы галереи сделаны тупыми. Однако зрительно эти измененные геометрические формы воспринимаются как правильные. В нижнем восьмерике и в апсиде устроено несколько косящатых окон. Над глухим тесовым парапетом галереи расположены арки проемов. С гульбища в церковь ведут три щитовые двери в колодах. Внутри храм и трапезная не разделены, как обычно, бревенчатой стеной, а составляют единое пространство, хотя контрастное соотношение их высот здесь сохраняется. Плоское перекрытие восьмерика сделано в виде деревянного ступенчатого свода. Алтарь отделен от основного помещения тябловым четырехъярусным иконостасом с иконами XVII-XVIII вв. (иконы в большинстве утрачены). Пол в церкви дощатый.

http://sobory.ru/article/?object=05897

Новинки (Лявля). Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Шатровых церквей типа восьмерик " от пошвы " (от земли), сохранилось не много. Наиболее древняя из них – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области, срубленная в 1587 году. В 17 веке здесь был Успенский Лявленский монастырь, приписанный к Антониево-Сийскому монастырю. В 1764 году по указу Екатерины II его закрыли, обратив церкви в приходские. В 1804 году на смену деревянной Успенской построили каменную, а Никольскую закрыли на сорок лет на ремонт «за ветхостью». В настоящее время (декабрь 2007) принадлежит музею " Малые Корелы " , вход в нее закрыт. Село Лявля, расположенное приблизительно в тридцати километрах от Архангельска на правом берегу Двины, при впадении в нее речки Лявли, известно с XIV века как одно из древнейших новгородских поселений в низовьях Двины. Здесь располагался древний Успенский Лявлин монастырь, основанный в 14 веке. До 1641 г. монастырь был самостоятельным, а затем перешел в ведение Антониево-Сийского монастыря. В 1339 году для обители, по распоряжению великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты, было написано пергаментное Евангелие, одно из первых рукописных на Руси, сохранившееся до настоящего времени, и известное как " Сийское Евангелие " . Такое название Евангелие получило, так как было обнаружено в 1829 году в библиотеке Антониево-Сийского монастыря. В 1887 году оно было передано в древлехранилище Архангельского епархиального церковно-археологического комитета. В 1931 году Евангелие передали в библиотеку Академии наук. Успенский мужской монастырь всегда имел два храма, Успенский и Никольский. Во время пожара 1580 года первая монастырская Успенская церковь сгорела. Существующая Никольская (Успенская) шатровая церковь, была построена в 1581-1584 гг. (в различных источниках эта цифра колеблется в промежутке 1581-1589). По преданию, храм поставлен стараниями новгородской посадницы Анастасии над гробом её брата Стефана, бывшего иноком Успенского монастыря. До 1765 года церковь принадлежала Лявлинской пустыни, образованной из Успенского мужского Лявлина монастыря. После упразднения пустыни, в 1765 году стала приходской церковью. С 1805 по 1845 годы богослужения в ней не проводилось из-за её ветхости. В 1844 г. храм посетил архангельский военный губернатор маркиз Александр Иванович де Траверсе и решил за свой счет отремонтировать древнюю церковь. При ремонте, в 1845-м году, нижние сгнившие венцы сруба не заменили новыми, а просто убрали, опустив весь храм на 2,5 м. Были искажены общие пропорции церкви и утрачена построенная на " выпусках " висячая тесовая галерея-паперть, окружавшая храм с трёх сторон. Тогда же церковь обшили тесом и покрасили в белый цвет " под камень " .

http://sobory.ru/article/?object=08891

Богослов. Церковь Иоанна Богослова на Ишне. Церковь Иоанна Богослова на реке Ишня Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Иоанна Богослова Архитектурный стиль: Ярусные храмы Год постройки:Между 1687 и 1689. Адрес: Ярославская область, Ростовский район, село Богослов, д.5 Координаты: 57.180308, 39.354051 Проезд: из Москвы - следуя по дороге Москва-Ростов поворот на указателе МПО " Киргизстан " , далее пешком через железнодорожное полотно; из Ростова - на федеральную трассу в направлении Москвы. Пропустив правый поворот, ведущий в Варницы, доехать до указателя " Киргизстан " в виде памятника киргизским труженикам ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда из Москвы - следуя по дороге Москва-Ростов поворот на указателе МПО " Киргизстан " , далее пешком через железнодорожное полотно; из Ростова - на федеральную трассу в направлении Москвы. Пропустив правый поворот, ведущий в Варницы, доехать до указателя " Киргизстан " в виде памятника киргизским труженикам. Свернув с трассы направо, миновать железнодорожный переезд. Сразу после него снова повернуть направо. Дальше всё время прямо. Дорога приводит в село Богослов. Изменить описание объекта Лестница на крытую галерею и в храм; слева и справа от нее - таблички в честь посещения храма императором Николаем II с цесаревичем и дочерьми и Великим князем Константином Константиновичем Романовым. Алена Панфилова 24 июня 2010 Карта и ближайшие объекты Построена в 1687-1689 гг. В нескольких верстах от Ростова, совсем рядом с дорогой на Москву, у речки Ишни стоит деревянный храм Иоанна Богослова. В древности через село шёл путь из Москвы, и через Ишну была переправа. Перевозом владел Авраамиевский монастырь, который соорудил здесь деревянную церковь. Она не раз перестраивалась, пока в конце XVII века не была возведена существующая и поныне. Это деревянный одноглавый ярусный храм, поставленный на подклет и состоящий из трёх срубов. Высокий четверик, на нем восьмерик, еще выше необычайный редко применявшийся шестигранный сруб - шестерик. Верхние бревна его, постепенно удлиняясь, образовали повал - плавное расширение, придающее своеобразное решение опоры для шатра. Над шестериком поднята, покрытая лемехом, главка. С запада и востока к четверику прирублены притвор и алтарь. Галерея висячая, опирающаяся на выпущенные наружу из стены подклета концы бревен. Боковые срубы завершены традиционными в деревянном зодчестве формами кровель, так называемыми " бочками " . В прошлом храм с трёх сторон окружала " висячая " галерея на бревенчатых консолях. К сожалению галерея с южной стороны не сохранилась. Колокольня - пристроена в 19 веке. Она не вписалась в композицию храма. Задача, стоявшая перед зодчим, была невероятно трудна: вписать новое сооружение в великолепную, законченную композицию.

http://sobory.ru/article/?object=00597

Уемский (Уйма). Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Памятники русской архитектуры/Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество/С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов Андрей Агафонов 1 января 1910 Карта и ближайшие объекты Русские плотники, создавая свои неповторимые творения, всегда стремились к постройке добавить что-то отличающее её от других. Но возможно, в данном случае, было и влияние заказчика, который, подсмотрев где-нибудь в Новгороде каменную архитектуру храмов, решил воплотить у себя в вотчине такую же, но в дереве. Так или иначе, в русском деревянном зодчестве появляются постройки с восьмискатными кровлями, близкими по архитектуре каменным храмам, но, естественно, со своей «деревянной» спецификой. Примером такой постройки могла бы служить несохранившаяся церковь свт. Николая Чудотворца, построенная в 1708-1709 годах в бывшем селе Уйма Архангельского уезда (ныне п. Уемский Приморского района Архангельской области). Старинное село Уйма расположено на правом берегу Северной Двины, на её протоке Уемлянка по Петербургско-Московскому тракту в 16 верстах от Архангельска. До 1917 года Уйма была волостным центром Архангельского уезда. Самое раннее упоминание о приходском храме содержится в храмозданной грамоте митрополита Новгородского Макария от 7 января 7161 (1653) года. В селе находились две церкви: деревянная Никольская и  стоящая через дорогу каменная церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы с приделом праведного Прокопия Устюжского, построенная между 1789 и 1798 годами на месте предшествующего деревянного храма. Клетскую Никольскую церковь с щипцовым завершением фасадов и с пятистенным алтарным прирубом сначала окружала с трёх сторон крытая висячая галерея. Из галереи в отверстия, сделанные в стенах, был виден интерьер церкви. Во вт. пол. XIX века Никольский храм обследовал академик архитектуры Владимир Васильевич Суслов. Его зарисовки помогают установить, каким был храм в его время. С течением времени, из-за отсутствия надлежащего ремонта, галерея была разобрана, сама церковь осела и стояла в запустении около 20 лет, пока в 1885 году не был произведён капитальный ремонт. При этом церковь была обшита снаружи тёсом, окрашена и покрыта железом. Внутри был установлен новый иконостас, сделан новый пол, окрашены стены. Разобрали храм вскоре после окончания Великой Отечественной войны, сейчас на его месте установлен поклонный крест.

http://sobory.ru/article/?object=38070

Всесторонние исследования позволили осуществить графическую реконструкцию памятника, воссоздав весьма точно и достоверно его былую архитектурную композицию. Только две детали этого воссоздания остались не подтвержденными следами на подлиннике. Первая — это глава, венчающая церковь, вместо которой был установлен позднейший купол. От первоначальной главы никаких следов не осталось. Вторая деталь — крыльцо, примыкавшее к галерее, от которого тоже не осталось следа. На его месте была водружена колокольня. Все остальные детали — подкупольный восьмерик, подкровельные конструкции, оконные и дверные проемы, галерея, кровли и их элементы — были воссозданы вполне обоснованно и лишь с некоторым восполнением прежних утраченных форм по аналогам с подобными формами других зданий того же времени и стилистической направленности. Потому можно считать, что памятник в целом был реконструирован правильно, хотя в мелких деталях он в чем-то может и отступать от своих подлинных первоначальных форм, оставаясь в то же время традиционным храмовым сооружением русского деревянного зодчества как в своем архитектурно-композиционном решении, так и в каждой мелочи. Здесь и трехчастный план, объединяющий трапезную, четверик и алтарь; и объемно-пространственная структура, в которой центральным композиционным звеном служит статичный и слегка повышенный куб четверика с повалом, перекрытый на четыре ската и увенчанный невысоким четвериком с главкой; и асимметричная «висячая» галерея, оживляющая аскетическую строгость и простоту общих архитектурных форм здания. К таким же типичным проявлениям традиций русского деревянного зодчества надо отнести и весь конструктивно-технический строй этого памятника. Здесь всё, начиная от способов рубки углов и обработки стен и кончая подкровельными конструкциями, сделано точно так же, как и на всех других древних деревянных памятниках России вне зависимости от места их нахождения. И к этому надо добавить, что такие детали, как дверные косяки, волоковые оконца и даже жгуты, розетки и пояски, из которых соткана уникальная вязь потолочных балок, можно встретить на самых разных памятниках деревянного зодчества, разных их деталях и в разных местах России.

http://sobory.ru/article/?object=02885

С востока к нему прирублен пятигранный алтарь, а с запада - такой же ширины прямоугольная трапезная. Трапезную и часть церкви до юго - и северо-восточной граней восьмерика окружает «висячая» галерея - паперть, высоко от земли опирающаяся на вертикальные ряды консольно выступающих бревен сруба. Верх храма состоял из постепенно уменьшающихся восьмериков, образующих ярусное строение. Основная часть сруба, включая консоли под галерею, была срублена из толстых сосновых бревен «в обло», в углах с остатком; галерея же и верхний восьмерик - из отесанных снаружи бревен «в лапу». Таким образом, Ильинская церковь представляет собой своеобразный памятник русского деревянного зодчества. Полных аналогов по объемно-плановой композиции ей нет. Её создание являлось этапным в истории деревянного культового строительства, в котором органично соединились два архитектурно-типологических направления, одно из которых отражает старейшую традицию, а другое - новую тенденцию, давшую о себе знать на Севере в XVIII веке. В результате позднейших переделок первоначальные конструкции памятника оказались закрытыми дощатой обшивкой и пристройками. Рядом с погостом возникло сельцо Цыпино, которое постепенно стало значительным центром культуры и просвещения всей округи. Во второй половине XIX века здесь жил священник Ильинской церкви Иван Михайлович Бриллиантов со своим семейством. Сыновья Ивана Михайловича: Александр Иванович - профессор богословия, Иван Иванович - историк, первооткрыватель имени Дионисия в Ферапонтове, Леонид Иванович и Вениамин Иванович - преподаватели; двоюродные сестры Ольга Ивановна и Агния Алексеевна - учителя начальных классов. В 1920-е годы братья Бриллиантовы стали инициаторами охраны памятников истории, архитектуры и живописи Кирилловского уезда, собирали экспонаты для будущего музея. Разрушение храма началось в далеком 1935 году, когда советская власть решила закрыть Цыпинский приход. Позднее разобрали и вывезли священнический дом, здание церковно-приходской школы. Взорвали каменную церковь, некоторое время спустя обрушился верх деревянной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=11545

В 1859 году сюда назначили настоятелем иеромонаха Иону. Он немало сделал для возрождения Веркольского монастыря. А через два года обитель возглавил иеромонах Феодосий (Орехов). 25 лет он нес здесь послушание. Был возведен в сан игумена, затем архимандрита, отмечен несколькими наградами. Он ввел в обители строгий церковный устав. Многие благотворители стали присылать крупные жертвы и богатые вклады в управление мудрого и доброго настоятеля Веркольского монастыря. И обитель сама стала оказывать помощь нуждающимся. При архимандрите Феодосии воздвигли монастырскую ограду с башнями и очень красивой колокольней, в которой позднее освятили храм во имя Иверской иконы Божией Матери. На их строительство пошло 1 миллион 200 тысяч штук кирпичей, изготовленных на монастырском заводе. Колокольный звон был слышан на 50 верст. При архимандрите Феодосии соорудили также каменный двухэтажный корпус, водопровод и многое другое. На месте преставления праведного отрока Артемия, в деревне Ежемень вместо прежней ветхой часовни заложили новую с алтарем, трапезной и колокольней. Позднее ее обратили в храм. Архимандрит Феодосий закончил свой земной путь 5 мая (н.ст.) 1885 года и похоронен около Артемиевского храма. Большой вклад в развитие монастыря внес и архимандрит Виталий, который был здесь настоятелем 12 лет. При нем воздвигли 2-этажный каменный игуменский корпус. А также грандиозный собор, сооружение которого началось 17 сентября 1891 года. По своей богатой архитектуре и величию он являлся главным украшением монастыря. С наружной стороны храм был украшен иконами, писанными на полотне. Вокруг всего собора располагалась висячая галерея для крестных ходов, обнесенная решеткой. Внутри его находились золоченые иконостасы с иконами, написанными в строго византийском стиле известным художником Софоновым. На стенах - великолепная роспись. В окна вставлены изящные кованые решетки. Общая стоимость всего двухэтажного собора определялась в 100 000 руб. Грандиозная постройка храма была окончена в 1897 году.

http://sobory.ru/article/?object=10746

В ноябре 2005 г. по благословлению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и епископа Рашко Призренского Артемия частичка мощей святого великомученика Никиты была перенесена из Косово (Сербия) в Бывалино. А бывалинские кузнецы под руководством Игоря Чижова создали сень над мощами святого великомученика Никиты и раку для мощей. Как мы видим никакого упоминания о староверах на памятном щите нет и только память старожилов и древние карты указывают на существование здесь в недалеком прошлом островка староверия. Никитский, что на Дрозне, погост находится на южной окраине д. Бывалино, на левом берегу реки Дрезны. Погост расположен 10 км на юго-восток от райцентра и 72 км к востоку от Москвы. В Советский период территорию погоста пересекла автодорога на Козлово. Деревянный храм стоял восточнее этой дороги. Никитская деревянная церковь построена в 1717 году на месте упразднённого Никитского женского монастыря. Впервые монастырь упоминается в 1623 году при перечислений селений, принадлежавших Покровскому Суздальскому женскому монастырю. Храм на подклете состоял из бревенчатого одноглавого четверика, рубленного " в обло " , гранённой апсиды, рубленной " в лапу " трапезной и притвора. Первоначально к храму примыкала висячая галерея - гульбище, остатки которой сохранялись под поздней тёсовой обшивкой. Постройка снаружи имела ампирную обработку, приобретённую в 1830-х годах. Закрыт храм в 1941 году, а позднее переоборудован в школу. Сгорел в конце 1970-ых гг. В 800 м на северо-восток от храма, на правом берегу реки Дрезны находится источник, где в нач. XVII в. был явлен образ вмч. Никиты Готфского (Константинопольского). Источник почитаем и по ныне. По материалам: В. В. Зверинский. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи. Вып.1, 2 и 3. Спб., 1890-1897 гг.  Памятники архитектуры Московской области. Том 2. Москва, 1975 г.; собственные краеведческие обследования на местности. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=23565

Около 1700 г. на территории острога бригадой местных плотников во главе с Андреем Ховаровым была построена из лиственницы церковь Спаса Нерукотворного Образа. С 1783 по 1805 гг. Зашиверск был уездным городом, а затем оставлен за штатом в Верхоянском округе Якутской области. После эпидемий оспы прокатившихся по городу в 1812-1856 гг. почти все жители покинули город, и к кон. XIX в. он опустел полностью. Ныне урочище Зашиверск находится в Момском районе республики Саха (Якутия), в 115 км к северу от райцентра (с. Хонуу) и 3330 км к северо-востоку от музея СО РАН. На городище Зашиверск в 1969-1971 гг. работала научная экспедиция ИИФиФ СО АН СССР под руководством А.П. Окладникова. По итогам экспедиции в 1971 г. Спасская церковь и отдельно стоящая надвратная колокольня были перевезены в создаваемый историко-архитектурный музей СО АН СССР. Проект реставрации храма выполнен с учётом материалов известных исследователей деревянного зодчества А.В. Ополовникова и Е.А. Ащепкова. Спасская церковь, рубленная " в обло " , принадлежит к шатровым храмам типа " восьмерик на четверике " и состоит из основного объёма, пятигранной апсиды, крытой бочкой с главкой, и трапезной под двускатной крышей. При реставрации восстановлены крытая висячая галерея, идущая только по северной стене храма, и западное крыльцо. Надвратная отдельно стоящая шатровая колокольня рублена " в обло " . Прирубы, расположенные симметрично относительно композиционной оси, перекрыты двускатной кровлей на самцах. В кон. 1980 - нач. 1990-х гг. в урочище Соттинцы Усть-Алданского района республики Саха (Якутия) был создан Ленский историко-архитектурный музей - заповедник, где построили точную копию Спасской церкви и её отдельно стоящей колокольни, при этом сделана попытка воссоздать стены в виде тына и северные ворота Зашиверского острога, утраченные к моменту начала работы экспедиции ИИФиФ СО АН СССР на городище. Заброшенный город Зашиверск находится в Якутии, на территории Момского улуса. Название города переводится как " город за шиверами " (за порогами).

http://sobory.ru/article/?object=18889

Храм Собора Пресвятой Богородицы принадлежит к редкому типу ярусных пятиглавых церквей. Его вертикальная композиция состоит из двух восьмериков: нижнего, рубленого «в обло» с высоким подклетом, стоящего на каменном основании, и невысокого, рубленого «в лапу», верхнего, на котором стоит небольшая крещатая бочка и пятью главками. С востока к основному объёму примыкает рубленый «в лапу» пятистенный алтарь, а с запада - небольшая квадратная в плане трапезная, рубленая «в обло». С трёх сторон церковь охватывает висячая галерея, опирающаяся на бревенчатые консоли, и, как было сказано выше, на кирпичный цоколь. В северо-западном углу галереи расположено одновсходное крыльцо, лестница которого направлена на северную сторону. Направление всхода может говорить, что храм, как было сказано ранее, стоял на краю крутых склонов узкой гривы и только с севера был подход к храму. Об этом говорят и арки проёмов, сделанные над глухим тёсовым парапетом только в северной галереи. Эти особенности храма, к сожалению, не были учтены при реставрации памятника в начале 1960-х годов в Костромском музее. Объемно-планировочная композиция памятника отличается рядом индивидуальных особенностей: диагональные грани нижнего восьмерика короче основных (по сторонам света), а все они не параллельны друг другу, алтарь имеет неправильную форму. Однако, зрительно эти измененные геометрические формы воспринимаются как правильные. В нижнем восьмерике и в алтаре устроено несколько косящатых окон. С галереи в церковь ведут три щитовые двери в колодах: по боковым фасадам - в восьмерик, а с западного - в трапезную. Внутри храм и трапезная не разделены, как обычно, бревенчатой стеной, а составляют единое пространство, хотя контрастное соотношение их высот здесь сохраняется. Алтарь отделен от основного помещения тябловым четырехъярусным иконостасом, в котором были поставлены иконы XVII-XVIII веков (в ХХ веке иконы в большинстве утрачены). Пол в храме дощатый. Закрыт кладбищенский храм после революционных событий 1917 года, видимо, одновременно с сельским. В 1944-1945 годах обрушился верхний ярус храма.

http://sobory.ru/article/?object=56892

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010