У подлинной грамоты на обороте писано так: Царь и Великий Князь Михайло Фёдорович всея Руссии Самодержец. На той же грамоте на обороте подписано так: рнз (157/1649) Января в кв (22) день Божией милостью Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руссии Самодержец, сей жаловальной грамоты слушал, а выслушав из Великого Новгорода Рождества Пречистой Богородицы Антоньева монастыря Игумена Аркадия с братией, пожаловал велел сию жаловальную грамоту подписать на Своё Государево Царёво и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии имя, и сей у них жаловальной грамоты никому ничем рушить не велел; а велел ходить во всём по тому, как в сей жаловальной грамоте написано. А что в сей жаловальной грамоте написано: велено их судить на три срока в году; и то по Нашему Указу ныне оговорено, а быть по новому Нашему Указу, как в Уложенной книге написано. А подписал Государев Царёв и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руссии Дьяк Иван Фёдоров». Ниже того написано: «А подписал Государев Царёв и Великого Князя Михаила Фёдоровича всея Руссии Дьяк Семён Головин. С прежними грамотами справил Иван Горохов». У подлинной грамоты печать красного воска висячая на шёлковом красном шнуре. Грамота Х «Божией милостью Великого Господина Святейшего Макария, Патриарха Святейшего Божьего Града Великой Антиохии и всего востока, и Великого Господина Святейшего Гавриила, Патриарха Сербского и Болгарского, Нашим смирением о благодати даре же и власти Всесвятого и Животворящего Духа данных Нам от Спаса нашего Иисуса Христа; в нынешнем рлд (164/1655) году Сентября в а (1) день благословили есми Великого Новгорода в обители Пречистой Богородицы Честного и Славного Её Рождества и Великого Чудотворца Антония Римлянина, для чудотворного места и почести той Честной обители повелели той же обители Архимандриту Макарию служить Божественную Литургию на ковре и со свечами и с каждением и с рипидами, и впредь ему, Архимандриту Макарию, и кто по нём иные Архимандриты в той Святой Обители будут, также им по Нашему благословению служить Божественную Литургию с рипидами и со свечами и с каждением на ковре. И эта Наша благословенная грамота дана ему, Архимандриту Макарию, и кто по нём иные Архимандриты будут, на утверждение в Великом Новгороде лета зрд (7164/1655) Сентября в г (3) день».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Подлинная, на 6 столбцах. В конце выписи на лицевой стороне не той рукой, которая писана выпись: „к сей выписи Сергей Федорович Оксаков печать свою приложил“. Печать перстневая, из черного воска, хорошо сохранилась, но ныне оторвана от столбца и лежит отдельно. По склейкам: „подъячей Федосий Гаврилов“. 15. – 7178 – 7206 гг. Четырнадцать отпускных памятей, данных разными лицами крестьянским девкам по случаю выхода их замуж за крестьян стряпчаго М.В. Голохвастова в его вотчинах и поместьях (Ярославских и Чухломских). Подлинный, на 14 столбцах, с подписями разных лиц на обороте. 16. – „Список памяти слово в слово“ И. Н. Готовцева, данной крестьянской девке по случаю выхода ея замуж за его Готовцева крестьянина (в случае смерти последняго ,,той крестьянке воля с дочерьми без выводной, куды она похочет“). На одном столбце. 17. – После 7179 г. Данная В.А. Трубицына на полоннаго его человека Гр. Павлова с женою и дочерью, отданных им в приданныя за его родной сестрой. Подлинная, с подписью на обороте, на 1 столбце. 18. – 7181 г. января 27 г. Жалованная грамота царя Алексея Михаиловича стольнику Ив. Дел. Голохвастову на 140 четвертей из его поместья пожалованных в вотчину (в Алаторском уезде, в Пьянском стану, село Шарапово и в Арзамасском уезде в Залесском стану жеребей села Печорок). Печатная, со вписками. Атлас, которым закрыта грамота, кустодия из парчи у печати и самая печать (двусторонняя висячая красного воска) очень хорошо сохранились. На обороте: царь и великий князь Алексей Михаилович, всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец. Справил Ивашко Ахматов. 19. – 7187 г. Отпускная, данная кабальному человеку В. Я. Голохвастова Ан. Казакову с женою …………………...Милославским,       И.Д. Голохвастовым, М.И. Деремонто, И.Д. Голохвастовым, Покровским протопопом Максимом Ивановым по случаю смерти В. Я. Голохвастова. Подлинная, на 1 столбце. Начала нет. На обороте вверху конец подписи: ,,      ………руку приложил“; внизу по склейке: „диак“. 20. – 7195 г. мая 17 д. Обыск подъячаго Новоторжской приказной избы Петра Постникова про пустоши Борисоглебскаго монастыря в Новоторжском уезде Дорогожской волости п. Белозерово и Хохлушу и Жалинской волости п. Козлиху (между Торжком и Старицею).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Современная литургия мало чем отличается от апостольской. В основе ее, как и прежде, – чтение Апостола, Евангелия и Псалтири, освящение Даров и молитва за весь мир. Христиане благоговейно хранили Литургию от неверных (некрещеных). С появлением Символа веры он громко поется в храме всеми христианами в знак того, что на Литургии верных присутствуют только верные, т.е. крещеные. К сожалению, в настоящее время бывают отклонения от этого правила. Тайная Вечеря Пред пасхи празднеством, явясь среди суровых Первосвященников – гонителей Христовых, Сказал Искариот: 11 Спасителя врагам: – Что вы дадите мне, когда Его предам? – И, плату отсчитав, синедрион в восторге Скрывал от остальных о заключенном торге... Дни приближалися... И на Петра вопрос: – Где пасху праздновать? – ответствовал Христос: – Ступайте, в городе вам встретится идущий Поспешно человек, кувшин воды несущий, Скажите лишь ему: «Учитель нас прислал, Зане: 12 Он говорит, что час Его настал. Веди нас в горницу, где б мог с учениками Он пасху совершать». И тот, идя пред вами, Укажет горницу, что устлана ковром, Большую, светлую и с убранным столом, – Там приготовьте се. – Услышав это слово, Исполнили они веление Христово. И все нашли, как им сказал в беседе Он. Когда же сумраком оделся небосклон, Приблизился Христос спокойными шагами, В одежде праздничной и с ясными очами, И, первый перейдя чрез храмины порог, – С апостолами Он за трапезу возлег. Спекалась над столом висячая лампада, В открытое окно повеяло из сада Благоуханием и сумраком ночным. Лицо Спасителя сияло неземным Спокойствием и кроткою печалью, Зане грядущее он прозревал за далью. И молвил Иисус ученикам Своим: – Один из вас, явясь предателем Моим, Предаст Меня врагам. – И, полные печали, Допытывались все: «О, Господи, не я ли?» Спаситель отвечал: «Мне изменяет тот, Кто в это блюдо хлеб со Мною обмакнет. Сбываются слова пророка по Писанью: Сын Человеческий готовится к страданью, Как предназначено. Но горе и тому, Кто предает Его! О лучше бы ему И не родиться век!» – Иуда, весь бледнея,

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Храм является Объектом культурного наследия регионального значения, Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. 1327. Памятники архитектуры Рязанской области Первая деревянная церковь в честь Преображения Господня в заводском поселке Столпцы была построена в первой четверти XVIII в., после чего сам населённый пункт стал писаться селом. При новопостроенной церкви земли было «10 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 100 копен». В приходе к Преображенской церкви состоял, как сказано в окладных книгах, «завод Козмы Рюмина». Дани с 2 дворов (казарм), в которых проживало «рукомесленных работных людей 200 человек и больши, положено против помещиковых дворов втрое, итого 6 алтын, да с попова, с дьечкова и с церковные земли и сенных покосов, – всего дани положено на год платить 1 рубль 4 денги, пошлин гривна десятильнича, доходу полтина, обложена в 1723 г. февраля в 7 день». В 1761 году по инициативе и на средства «содержателя фабрики» Ивана Панкратовича Рюмина на месте старого был построен новый кирпичный Преображенский храм с тремя престолами: главным – во имя Преображения Господня, и придельными – в честь Покрова Пресвятой Богородицы (южный) и святителя Димитрия, митрополита Ростовского (северный). Здание храма представляет собой двусветный одноглавый одноапсидный четверик с трапезной и с отдельными одноглавыми двусветными объемами приделов в восточных углах и многоярусной колокольней в формах барокко. Г. К. Вагнер и С. В. Чугунов в «Рязанских достопамятностях» писали: «Преображенская церковь в Столпцах являет собой любопытный образец трансформации старого типа посадского храма в барокко XVIII в. Кубический одноглавый храм с трапезной и колокольней преподан архитектором как нечто новое. Вместо кокошников под свесом кровли пропущена сочная висячая аркатура. Купол сделан «вспученным», массивная луковичная глава обыграна как живописно-пластический элемент композиции. При лаконизме оконных наличников все это выглядит действительно не по-посадски…». Позднее владельцем фабрики стал Н. П. Хлебников. Для него в Столпцах и Коленцах архитектором В.П. Стасовым в конце 1790-х годов «были построены два здания игольных мануфактур, две плотины с мостами и служебными корпусами».

http://sobory.ru/article/?object=17954

В это время подошли и туристы – несколько дам и мужчин; они хотят прокатиться на Новую Землю и просят капитана показать им помещение на «Ольге». Мы спускаемся вниз, в удобные пассажирские каюты, пробуем садиться на мягкие пружинные диваны, везде так хорошо, удобно. Одна из дам, в черном плаще и с дорожной сумочкой через плечо, подняла крышку пианино и взяла аккорд… Эти звуки почему-то надолго остались во мне. Веселый разговор с дамами и звуки пианино совсем не шли к новоземельскому настроению моего нового приятеля… – Пойдемте, – шепнул он мне, – осмотрим «Николая», да и время нам ехать. – Ничего, – утешаю я его, – они же не останутся на Новой Земле. – Да, но все-таки хотелось бы более подходящее введение, этим можем мы насладиться и дома. По узенькой дощечке, рискуя по непривычке свалиться в воду, мы взобрались на борт «Николая». На палубе капитан, все еще в своем джентльменском костюме, и человек пятнадцать поморов-матросов суетились, готовясь к отъезду. Капитан стал нам показывать свой пароходик и рассказывать его биографию: родился в Англии, детство и начало юности провел на родине и в своей лучшей поре, восьми лет, явился в Россию; стареют траулеры быстро. В тридцать лет уже дряхлые старики, вот потому нужно пользоваться временем и совершать поездки в океан через каждые десять дней. Капитан нам рассказал, что пароходик вовсе не так сильно качает, как можно думать, судя по его сравнительно небольшим размерам (сто десять футов), потому что он сидит глубоко, на четырнадцать футов, при нагрузке углем – до шести тысяч пудов. Такая нагрузка всегда одинакова, потому что по мере сжигания угля прибавляется вес пойманной рыбы. Капитан объяснял нам еще технику лова рыбы, но я плохо слушал, потому что предстояло видеть это целых десять дней; я все рассматривал интересные загорелые лица моряков-поморов. Потом мы прошли в кухню и оттуда по темной, почти отвесной лестнице спустились вниз, в каюту. Там мне показалось лучше, чем я ожидал, только немного тесновато. Комнатка, шагов в пять в длину и ширину, освещается сверху иллюминатором. Посередине неподвижный стол и над ним висячая лампа. Стенами этой комнатки служат дверцы шкафов, в которых помещаются койки машиниста, помощника машиниста, штурмана; у капитана с его братом-юнгой отдельный, более просторный двухместный шкаф, освещенный сверху иллюминатором. Одна из этих коек предназначалась мне. Здесь, на корме, помещается привилегированная часть экипажа, а в носовой части судна, в совершенно такой же каюте, устраиваются матросы.

http://predanie.ru/book/221324-v-krayu-n...

Вход в верхнюю церковь решен в виде открытого крыльца, к которому ведут два гранитных лестничных марша с юга и севера. Четыре массивные гранитные колонны поддерживают двускатную кровлю крыльца. Они соединяются между собой арками, по оси главного входа между колонн — декоративная висячая гирька. Под крыльцом находится вход в нижнюю церковь, к которому с запада по склону холма ведет двухмаршевая гранитная лестница. Центральная часть храма пе­рекрыта куполом с четырьмя круглыми слуховыми окна­ми, над ними — восьмигранный глухой барабан с луко­вичной золоченой главкой и крестом. Первый ярус ко­локольни решен как четверик, освещенный с четырех сторон круглыми окнами, над ним еще один четверик — ярус звона с арочными проемами, ориентированными по сторонам света. Завершающие колокольню купол, бара­бан и главка соответствуют по формам тем, что над основным объемом, но несколько меньшие по размеру. Воскресенская церковь сложена из кирпича мест­ного производства, поставлена на высокий цоколь из серого гранита. Плоскости стен расчленены пилястрами, подчеркивающими углы всех объемов. Окна верхней церкви обработаны сандриками с декоративными гирь­ками. Все объемы храма выделены раскрепованным карни­зом сложного профиля. Купол и главки церкви были скрыты «в шашку» кровельным железом, при реставра­ции железо заменено листовой медью. Воскресенская церковь — пример одного из направле­ний эклектики, так называемого «кирпичного стиля», ши­роко распространенного в русской архитектуре в конце XIX века. Как уже было отмечено, церковь двухэтажная. Два ее этажа сильно отличаются друг от друга как объемно-планировочным, так и декоративным решением. Нижняя церковь устроена в цокольном этаже и заглублена в скаль­ное основание. Дневной свет проникает туда через шесть маленьких окон, прямо над головой нависли тяжелые своды. Лампады и свечи давали церкви мерцающий свет. Престол церкви был освящен во имя апостола Андрея. Кроме Воскресенской церкви в комплекс скитских построек входят келейные корпуса и ограда с воротами и лестницей. Здесь использовано уже знакомое по скиту Всех святых решение — келейные корпуса вместе с огра­дой замыкают пространство скитской территории.

http://sobory.ru/article/?object=05459

Она выше, больше и длиннее собора столицы, но совершенно в том же роде, так как обе церкви построены при царе Иване. По обыкновению, она имеет три двери и пять алтарей, как Успенский собор. Главный алтарь во имя Успения Владычицы; два правые – во имя св. Варвары и мученика Феодора Тирона; остальные два – один для жертвенника, другой – во имя св. Николая. В нарфексе этой церкви, за западными дверями, находятся могилы многих царей и цариц. Церковь немеет пять величественных куполов, которые по своей высоте только одни и видны извне монастыря. Близ собора находится изящная церковь во имя св. Духа, где царь празднует второй день Пятидесятницы; возле неё святой колодец, который вывел своими молитвами св. Сергий. В течение последних двух лет он скрывался, но вновь обнаружился по божественной силе. Этот колодезь не глубок, в локоть глубиною, вода его исцеляет больных, она вкусна и приятна. Колодец устроен в виде кельи, и при нем есть служители, которые постоянно теплят тут свечи; богомольцы делают ему приношения. Мы пили эту воду, она слаще меда – ясное доказательство, что это подлинно святая вода. В этом монастыре семь церквей; из них мы перечислили четыре; остальные три – в честь их новых святых. Глава IX. Троицкий монастырь.Трапезная и трапеза. Подарки от монастыря патриарху и его спутникам. Осмотр монастырских строений под руководством Арсения Суханова. Колодец. Стены. Погреба. Почки св. Сергия. Колокольня. Тюрьма и заключенные в ней. Главные ворота. Прощание и отъезд из монастыря Затем повели нас в трапезную, которую отворяют» только в присутствии царя, чем оказали нашему владыке патриарху большой почет, согласно приказанию царя и патриарха Никона , так как они ничего не делают без спроса и приказа: им было велено оказать нашему владыке больший почет, чем иерусалимскому патриарху, что и было исполнено, т.к. иерусалимского водили в малую трапезу отцов, а нашего владыку патриарха в большую царскую. Мы не знали этого, но так нам сказали драгоманы. Эта трапеза как бы висячая, выстроена из камня и кирпича с затейливыми украшениями; посредине её один столб, вокруг которого расставлены на полках в виде лесенки всевозможные серебряно-вызолоченные кубки, как обыкновенно бывает в их столовых при посещении их царем или патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И в переписных книгах 1678 г. Пантелеево значится приселком в Ново-Татаровской вотчине Троицкой лавры. Были ли какие-либо перестройки упомянутой в писцовых книгах церкви в течение XVII и XVIII столетий, сведений о том не сохранилось. – В 1802–1810 гг. вместо дотоле бывшей деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный пятиглавый храм. Престолов в этом храме три: главный – в честь Вознесения Господня, в трапезе теплой – в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы и Св. Николая Чудотворца (устроен в 1859 г.) – Над главным престолом устроена висячая сень. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. – Из св. икон древнего письма – Казанская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, Смоленская икона Божией Матери в серебряной ризе. Утварь церковная довольно богата. Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (1,900 руб.) и от служб и требоисправлений до 370 руб. в год. Дома у членов причта собственные на крестьянской земле. Земли при церкви: усадебной 2 десятины, уступленной для причта крестьянами, пахотной 37 десят. 2,100 саж. и сенокосной 2 десят.; план и межевые книги на пахотную и сенокосную землю имеются. Приход состоит из села Пантелеева и деревень: Сельца (1 вер. от церкви), Дубнева (2½ вер.), Кочетихи (2½ вер.), Фатьянова (2½ вер.), Вязков (7 вер.), Мокрова (5½ вер.). Левинской (5 в.), Метлина (5 в.), Зинина (4 в.), Енихи (6 в.) и Рукосихи (1 вер.); во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 361 душа мужеского пола и 376 женского. В Пантелееве с 1885 г. существует земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 75. Рыловский приход Село Рыло при озере Нефро близ р. Клязьмы находится в 25 верстах от уездного города и в 115 от губернского. В первый раз церковь в селе Рыле построена в 1720 г., а до этого времени Рыло было деревней. Новопостроенная церковь была освящена во имя Рождества Христова, а при ней придел – во имя Св. Николая Чудотворца. – К церкви были определены священник, диакон, дьячок и просвирника, в приход вошло 12 дворов, пахотной земли отведено причту по 10 четв. в поле и сенных покосов на 10 копен.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Над главным престолом в честь Петра и Павла была устроена резная сень: «Над престолом стена на четырёх деревянных колоннах… В оной над престолом образ Господа Саваофа на холсте, с четырех сторон изображение в круглых рамках четверых Евангелистов, над нею устроена деревянная позолоченная корона». Антиминс на престоле священнодействован Тверским архиепископом Григорием в 1834 г., видимо ,после капитального обновления храма. Второй престол храма Николая Чудотворца переделкам не подвергся. На нём сохранился антиминс 1786 г., освящённый Тверским архиепископом Иоасафом. «Над престолом сеня висячая, с простою порезкого, позлащенная. В оной над престолом изображения Христа Спасителя на холсте и с четырех сторон в круглых рамках – четырех Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских Чудотворцев». Иконостас в храме был резной, частью посеребрённый, частью позолоченный, высотой в 4 яруса. Над Царскими вратами возвышался в центре «в кругу, обложенном позолоченной порезкой образ Спасителя, беседующего с учеником иконного письма… над ним позолоченная корона. Внизу Святый Дух в виде голубя с позолоченными деревянными лучами». Справа от Царских врат помещался образ Спасителя на престоле, далее храмовый образ Петра и Павла в посеребрённой ризе. С левой стороны от Царских дверей был образ Богоматери с Младенцем на руках, за ней северные двери в алтарь с образом Пророка Моисея, а над ними «резная завеса, вверху с короной, деревянная, позолоченная». Во втором ярусе кроме центральной иконы Христа, беседующего с учениками, было ещё четыре образа в круглых, позолоченных рамах: Богоявление Господне, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Богородицы и Вознесения Господня. Второй иконостас украшали Царские двери с резным изображением Благовещения Пресвятой Богородицы. С западной стороны центральной колонны был устроена резной катафалк для Плащаницы: «о двух ступенях — окрашены в зеленый и красный цвета — на нем Плащаница с изображением Христа Спасителя, с боков на четырех ножках на сем катафалке устроена сень на двух колоннах и двух полуколоннах, по кругу сени изображена деревянная завеса окрашенная голубо-красным, внутри изображение Сошествие Святого Духа, на южной стороне этой сени связанного Спасителя в кругу украшенном позолоченной деревянной рамой. На западной стороне – Христос Спаситель, несущий крест, в кругу, на северной стороне – Христос Спаситель, молящийся в саду. На этой сени устроены глава и Крест».

http://sobory.ru/article/?object=10577

Согласно тексту Жития VI века, Харитон «истратил на пользу» обретенное богатство, раздав его нищим Иерусалима и христианским отшельникам Тростниковой Пустыни (Κλαμον) в устье Иордана, где тогда еще не было организованных монашеских общин. Обитель же он построил не сразу, а просто остался подвизаться в описанной разбойничьей пещере. Постепенно вокруг собрались отшельники, каждый их которых обосновывался в одной из естественных и рукотворных пещер вокруг. Археологически обнаруживаются 15 пещер, носящих следы человеческого обитания в них и обращения их в кельи. Исходя из этого и с учетом того, что некоторые из отцов жили в келье с послушником, число монахов лавры при Харитоне определяется исследователями, как 20-25 человек. В разбойничьей пещере Харитон устроил церковь. Освятить её сам он не мог, поэтому для этой цели был призван Иерусалимский епископ Макарий (епископство: 314-333): « была освящена Макарием, блаженной памяти, который в исполнение долга своего окормлял Святую Божию церковь здесь в Иерусалиме и был одним из благочестивых посланцев, собранных на Собор в Никее». Исследователи склоняются к тому, что это произошло в 330 г., и этот год считается годом основания лавры. Спустя некоторое время, когда монашеская община сложилась и лавру стали посещать паломники, в том числе «и важные вельможи для получения от Харитона благословения», исповедник, «утрудившись от сего беспокойства, решил удалиться в уединение, избегая славы мирской», или, как сказано там же, «сам же решил уйти в глубочайшую пустыню, любя безмолвие и устраняясь от людей». В одном дне пути от Фаранской лавры, вниз по потоку Прат, Харитон нашел другую пещеру в скальном утесе к западу от Иерихона (гора Сорокадневного искушения). История повторилась, и там образовалась лавра Дука (ныне монастырь Каранталь). Харитон был последователен и ушел и оттуда, найдя следующую пещеру в отвесном утесе в потоке Текоа (Вади Харитун), где спустя некоторое время образовалась третья лавра Харитона – Суккийская. В этой лавре Харитон «взошел на вершину находящейся там горы и поселился на возвышении, имевшем в себе небольшую пещеру, куда можно было взойти только по очень высокой лестнице» (Висячая Харитона, по гречески: «τ κρεμαστν το Χαρτωνος»).

http://sobory.ru/article/?object=18570

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010