Пещера Харитона на протяжении многих лет отождествлялась с самой большой в Святой земле естественной карстовой пещерой, называемой по-арабски Маджарат Ма’аса или Маджарат Харитун, в нескольких сотнях метров к югу от ядра Суккийской лавры. Однако исследованиями Й. Хиршфельда 1981 г. было убедительно показано, что данная пещера никогда не использовалась людьми для жилья, а «Висячая пещера Харитона» помещается в нескольких десятках метров дальше к югу от Маджарат Харитун и именуется по-арабски Маджарат Мишмаш.     Все три лавры Харитона характеризуются общими чертами: во-первых, они располагались в крутых скальных отрогах, во-вторых, вблизи непересыхающих источников воды (Фаран – источник Эйн-Прат, Дука – источники Иерихона, Сукка – внушительная водяная цистерна римских времен и чудесным образом явленный по знаку Харитона источник в его «висячей пещере) и, в-третьих, в небольшой удаленности от населенных пунктов (Фаран – в 1 км на север от урочища Телль эль-Кабус, в двух километрах к западу от селения Фаран – Телль эл-Фара (или к востоку от того же селения по другой его идентификации – Хирбет Абу Мушшарах) и в 4 км на восток от деревни Аната; во всех урочищах, кроме Телль эль-Фара, археологически доказано существование сельских поселений в византийский период, Аната же еще и стоит на месте библейского Анатота (в синодальном переводе Анафофа) – родного города пророка Иеремии; Дука – в 2,5 км к западу от Иерихона, Сукка – в 4 км к востоку от Текоа (синод. – Фекуя)). Первая общая черта всех трех лавр, а именно расположение их в скалистых утесах, видимо, явилась следствием личных предпочтений Харитона. (Долгое время считалось, что такое топографическое расположение характерно для всех лавр Иудейской пустыни византийского периода, однако осуществленными на сегодня исследованиями показано, что из 18-ти обнаруженных лавр лишь десять располагаются в скалистых отрогах гор или скальных береговых утесах ущелий (три упомянутые лавры Харитона, четыре из пяти лавр, основание которых связано с именем Саввы Освященного – Великая лавра (Саввы Освященного) , Новая лавра, лавры аввы Фирмина и аввы Иеремии, а также Кельи Хозевита (Дир эль-Банат) к востоку от монастыря Георгия Хозевита , лавра Пиги (Источника) в урочище Эйн-Мабуа (Эйн эль-Фур, Эйн эль-Фавар) в потоке Прат (примерно посредине между Фаранской лаврой и монастырем Георгия Хозевита) и лавра, остатки которой обнаруживаются в урочище Халет эд-Данабийе в потоке Вади эль-Макух в северной части Иудейской пустыни), а остальные восемь – на относительно равнинной местности (лавра прп.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Жительствующие же в той обители Иеромонахи, Иеродиаконы и монахи, и все, тому монастырю подчинённые, да приемлют сего Отца своего и предводителя, Архимандрита Иннокентия, по достоинству, и повинуются ему как самому Христу: ибо Пастырь есть овцам, и образ Божий имеет. Да предпочитают его и слушают во всём как не оному сего хотящему, но Христу, рекшему к Апостолам: слушающий вас, меня слушает, и отметающийся вас, меня отметается, отметающийся же меня отметается от пославшего меня. Тем же и те, оному Архимандриту подчинённые, да не будут отметники, но послушники Христовы, от Него же да обрящут милость в день судный. Оный же Архимандрит долженствует проповедать слово Господне всем православным Христианам, дабы жили они по заповедям Божьим. Известного же ради свидетельства яко чинно сей Настоятель на степень Архимандричества от нас возведён, вручается ему сия наша настольная грамота, рукой нашей подписанная, и печатью запечатанная, да всякий, берущий сию нашу настольную грамоту, Архимандричество его свидетельствующую, найдёт его, Архимандрита Иннокентия, честна, и по закону Божию и Святых Отцов учению во всём подобающем беспрекословно того да слушают. Дана сия наша грамота в Царствующем Санкт-Петербурге, лета миросоздания 7251, воплощения же Слова Божия 1743, месяца Декабря [ ? ] дня». На подлинной подписано так: Божией милостью смиренный Амвросий, Архиепископ Великого Новгорода и Великих Лук. У той же грамоты печать висячая красного воска с благословляющей рукой. Ныне по присвоенному время от времени Антоньеву монастырю обряду Архимандриты употребляют следующие преимущества: мантию носят со скрижалями багряновидного цвета, а жезл деревянный с позлащёнными шипками, священнослужение исправляют на коврах с таковой при том отличностью: по входу в церковь со звоном, перед Литургией, когда прикладываются к иконам, поётся Достойно есть; входят в алтарь и исходят в царские врата в мантии без епитрахили; по первому выходу с пением и каждением; на великой выход не исходят, но принимают св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

христ. архитектуре Е. были не столько литургические перемены или влияние араб. зодчества, сколько стоимость кирпича-сырца, использовавшегося для их возведения, существенно уступавшая стоимости деревянных стропильных конструкций. Купола возводили на тромпах, т. к. парусные конструкции требовали материала более прочного, чем кирпич-сырец. Христос во славе. Роспись церкви мон-ря св. Павла Фивейского. 1713 г. Христос во славе. Роспись церкви мон-ря св. Павла Фивейского. 1713 г. Рост количества богослужений, притом что служить на 1 престоле можно лишь раз в день, привел к распространению с кон. XII в. 3-частных алтарей, боковые помещения к-рых были перекрыты куполами и имели отдельные престолы. Апсиды соединялись друг с другом и с хурусом проходами. В кон. XII в. алтарь ц. аль-Адра мон-ря Дейр-эль-Барамус в Вади-эн-Натрун был преобразован в 3-частный. Ок. 1330 г. было реорганизовано алтарное пространство в соседнем Дейр-Анба-Бишой: над центральной и юж. (перестроенной из узкого бокового компартимента) апсидами были возведены купола. Яркий пример характерного для архитектуры Е. слияния хуруса и апсид в единое пространство алтаря-хайкала (от евр. хекал - главный зал храма; «хайкал» означает всякое пространство с престолом) - алтарная часть ц. св. Меркурия одноименного мон-ря Дейр-Абу-Сайфайн (от эпитета, относящегося к святому, «отец двух мечей», VI, нач. VIII в.) в Каире, где при перестройке в 1175 г. над центральной апсидой и хурусом было возведено общее купольное перекрытие. В связи с появлением в храме неск. алтарей к позднему средневековью окончательно исчезает хурус. В старых церквах стена между ним и апсидами демонтировалась, а его зап. стена трансформировалась в иконостас-хиджаб, к-рый мог быть деревянным (великолепные образцы сохр. в церквах Ст. Каира, напр. в ц. Божией Матери «аль-Муаллака» («висячая») и ц. св. Сергия) или каменным. Обособление статичных пространственных зон, приведшее к утрате характерного для раннехрист. базилики ощущения единого, пронизанного движением к престолу пространства, отразилось в структуре наосов храмов Е., что отчетливо проявилось в Х в. Этому способствовала и замена дорогостоящих деревянных стропильных конструкций более дешевыми, неуязвимыми для огня сводчатыми и купольными. Возможно, именно об экономическом факторе свидетельствуют церкви богатых христ. общин Ст. Каира. Вост. части 3-нефных базилик святых Сергия и Вакха (Абу-Серга) и св. Варвары (Ситт-Барбара), восходящих к кон. VII в., в XI-XIII вв. приобрели новые формы (хурусы и т. п.), но нефы сохранили колоннады (в ц. св. Сергия - из мрамора и розового гранита, сполии IV-V вв.) с зап. обходами и деревянные стропильные перекрытия. В храме св. Меркурия в Каире зап. часть также имеет стропильное перекрытие, однако первоначальные колонны в 1175 г. были заменены столбами, выделившими в центральном нефе 2 поперечных компартимента, с конхами.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Так прошло две недели. Я ей в общей комнате, моей с пятью детьми, отделила уголок за занавеской из марли, где была кровать; над головой — икона и горела висячая лампадочка, принесеннаяиз монастыря. Один раз вижу я, что матушка всю ночь, стоя на коленях, так горячо молится в слезах. Мне через марлю видно, и я спать не могла, ее душевное состояние передавалось и мне Рано утром она обращается ко мне и говорить: «Исполните, пожалуйста, мою просьбу. Пойдите к блаженной Анастасии Андреевне, и ничего не говоря ей другого, скажите только: «Матушка Антонина просит Вашего благословения». Я пошла, она как всегда вышла с приветствием, назвала Марией, спросила, в чем у меня нужда. Я ей сказала, что М. Антонина просит ее благословения. «Да! Да!… скажи ей, чтоб ничего не боялась, что задумала и о чем молилась, пусть, пусть исполнит, пусть идет в большой казенный красный дом, пусть идет». Я передала Матушке Антонине ее ответ, и лицо ее просто просияло. «Я решила сама себя сегодня отдать в руки ГПУ, я очень мучаюсь тем, что вы ответите за меня, и если молилась, и все же был страх и колебание, то теперь, после слов блаженной меня ничто и никто удержать не может». И дети, и я в слезы. На что можно надеяться. ГПУ ведь это непередаваемая страсть. Она ушла, простившись с нами тоже со слезами, но с удивительно спокойным лицом, как бы просветлевшим и похорошевшим. Она была в мантии и золотом игуменском кресте на груди. Несмотря на все приказы и требования, он не снимала монашеского одеяния. Прошло немного больше часа. Все мы сидели молча, отдавшись горю, и думали о ее судьбе, как вдруг моя 11-ти летняя Наташа, смотревшая в окно, закричала: «Матушка идеть!» Она вошла такая радостная, такая необычайно хорошая, что описать нельзя словами. Вот что она нам рассказала: «Я пришла в ГПУ, дежурный спросил, по какому делу. Я ответила, что скажу и назову себя только начальнику. Подошли другие с требованием подчиниться порядку и зарегистрироваться, я сказала: «Передайте начальнику, что я желаю его видеть, и не ему не подчинюсь».

http://azbyka.ru/fiction/materinskij-pla...

Над Царскими вратами, по воспоминаниям дочери последнего настоятеля – о. Стефана – С.С. Красильниковой, вместо традиционной иконы " Тайная Вечеря " помещалось изображение " Коронования Мадонны " фра Филиппи " . Иконы алтарной преграды были древними, и к началу ХХ в. " выгнулись и покоробились " . " Почти на всех досках, по её воспоминаниям, были великолепно исполненные копии великих мастеров средневековья " . В метриках Древне-Успенской церкви также подчёркивается древность икон: " Десять икон старинного письма в главном иконостасе; три иконы Божией Матери в особых киотах тоже старого письма и очень замечательны по кисти живописца, а все остальные иконы по всей церкви поновлены… Оставшиеся без поновления 9 икон очень ветхи – покоробились, другие дали седину и все полиняли, так что на некоторых даже вблизи трудно различить лики святых… Иконостасы столь ветхи, что для поддержания их в дальнейшем существовании следует безотлагательно реставрировать… " В иконостасах было только по одной – северной – двери дьяконника. Перед главным иконостасом была устроена солея без амвона высотой 4 вершка, перед придельным же алтарем солеи не было. Любопытно описание престолов, сделанных в том же 1887 г. и дающих представление, как выглядел храм внутри. Престол в главном алтаре " позднего устройства " , " в ширину 1 арш. 8 верш., в длину 1 арш. 4 верш., в вышину 1 арш. 4 верш. " . В придельном алтаре престол " рубленный " , " в длину 1 арш. 9 верш., в ширину 1 арш. 6 верш., в вышину 1 арш. 4 верш.. Над престолом главного храма четырёхугольная парусиновая висячая сень с изображением Святой Троицы без всяких украшений и надписей. Горнего места нет. Жертвенники деревянные и устроены в алтарях, поставлены на открытом месте у стены. Жертвенник главного храма имеет в ширину 1 арш. 1 верш., в длину 1 арш., в вышину 1 арш. 6 верш., а в придельном – в ширину 13 верш., в длину 15 верш. и в вышину 1 арш. 5,5 верш. " . Кафедры старого устройства нет. В начале XX в. необходимость реставрации храмовых иконостасов уже ни у кого не вызывала сомнения. Всё началось с прошения причта и старосты церкви в Тамбовскую духовную консисторию. После этого Тамбовская духовная консистория отправила отношение за подписью протоиерея М. Озерова в Императорское археологическое общество в Санкт-Петербург, в котором сообщила, что на средства благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным, предполагается исправить " ветхости иконостаса укрепить их, так как они расшатались и потрескались, фон иконостасов вновь закрасить в прежний светло-голубой цвет, возобновить в прежнем виде позолоту, которая полиняла и отпала, добавить резьбу там, где она утрачена. Работы не будут касаться живописи икон и только те, которые покоробились и выгнулись, будут осторожно поправлены. Будет возобновлён красками один только образ Господа Саваофа в самом куполе главного храма. Так как вследствие жара, копоти и пыли краски почти пропали, так что трудно различить само изображение " .

http://sobory.ru/article/?object=00984

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Упоминается в окладных книгах 1676 года, где при ней значится " церковной земли 8 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 15 копен " . Каменный храм с приделами Воскресения Христова и Корсунской иконы Божией Матери был заложен 27 мая 1761 года, приделы освящены 27 июля, а главная церковь - 30 октября 1763 года. Храмоздательницей была помещица княгиня Анна Андреевна Друцкая. По штату 1873 года в причте были положены священник и псаломщик. В это время в состав прихода входили, кроме Булыгино: сельцо Аннинское, Кашкино, деревня Лушки. В августе 1941 года Рыбновский районный исполнительный комитет (РИК) принял решение о сломе церкви. Основанием для принятия решения Рыбновского РИКом стали акты технических осмотров состояния здания церкви, по которому она была признана непригодной для эксплуатации . Архитектура и внутреннее убранство Церковь имела два входа - с запада под колокольней и с юга. Колокольня была построена одновременно с церковью и соединена с ней, но имела особый вход. Верхняя часть ее представляла собой каменный 8-гранный шпиль с 16 слуховыми окнами. Внутри церковь была устроена крестообразно, и главная часть - отделена от трапезы каменной стеной с полукруглым пролетом. В главном алтаре находилась деревянная резная сень над престолом с изображениями Господа Саваофа, Тайной вечери, Рождества Христова, Преображения Господня и Благовещения, в южном приделе - сень над престолом висячая с изображением на парусине Господа Саваофа. Иконостас пред главным алтарем был деревянный в два яруса, окрашенный в синюю краску с позолотой по местам. Статистика Настоятели Использованные материалы    http://history-ryazan.ru/node/11428   Адрес-календарь Рязанской губернии на 1898, стр. 178; Памятная книжка Рязанской губернии, 1914 год, стр. 285 Редакция текста от: 07.02.2012 11:50:42 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19703.html

Заозерье. Церковь Рождества Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1809 г., вместо деревянной церкви, тщанием местного помещика Гавриила Васильевича Рюмина, в Заозерье построили каменный храм с двумя приделами в теплой трапезной: во имя свт. Тихона Амафунтского и свт. Николая. В 1854 г. по прошению священника Андрея Румянцева храм был перестроен, с целью расширения трапезной части. Высокое изящное строение храма в стиле классицизма внутри имело три иконостаса: центральный — в честь Рождества Христова, выполнен в стиле классицизма в 1809 г.; в приделах — воздвигнуты в 1890-х гг., в духе эклектики. Тогда же художником Афанасьевым в позднеакадемической манере были расписаны стены и своды храма. Художественное оформление храма и изготовление позолоченных иконостасов осуществлялось на средства церковного старосты С. И. Баранова и его зятя, московского купца Ф. Е. Баранова. В 1913 г. при храме открылось общество хоругвеносцев. В советское время храм не закрывался. За последние годы при финансовой поддержке благотворителей для звонницы храма приобретены десять колоколов, в т. ч. самый большой весом 1000 кг. До сих пор самыми любимыми и многолюдными праздниками прихожан ближайших округов являются не только храмовый день — Рождество Христово, но и день памяти свт. Тихона Амафунтского. При храме действует воскресная школа. Среди особо чтимых икон — это образ прп. Сергия Радонежского, в полный рост, на золоченом резном левкасе, находящийся в Никольском приделе. Особой любовью пользуются также образы: прп. Серафима Саровского с частью камня, на котором молился святой, и частицею его мантии; икона св. блгв. кн. Александра Невского в черно-золотом киоте, написанная в память об убиенном императоре Александре II. Святохранима также трехсветная висячая лампада из золоченой резной меди, украшенная царским гербом, с надписью: «В память рождения Наследника Цесаревича Алексея. 30 июля 1904 г.» — дар прихожан. Существовавшие ранее церкви Рождества Христова и св. Тихона чудотворца на погосте Данилищеве, у озера.

http://sobory.ru/article/?object=03916

В воскресенье 28 марта в завершение пребывания делегации в обители преподобного Паисия митрополит Арсений в сослужении членов делегации совершил Божественную литургию. Затем паломники направились в Каир, по пути сделав остановку в его пригороде Гизе. Здесь гости были торжественно встречены викарием Патриарха Тавадроса II епископом Гизским Феодосием, ответственным за архипастырское окормление коптских общин в канонических пределах Московского Патриархата. На территории кафедрального собора в честь высоких гостей из Украинской Православной Церкви был дан торжественный прием. Помимо клириков и прихожан, делегацию приветствовали специально собравшиеся в этот день в Гизе участники молодежных организаций Коптской Церкви. 29 марта гости посетили величайшие святыни, находящиеся в историческом центре египетской столицы: грот, где, по преданию, три месяца укрывались Богомладенец с Его Пречистой Матерью и святым Иосифом, сооруженный в гроте в 58 году храм — один из самых первых в христианской Церкви, и возведенный позднее над ним храм мучеников Сергия и Вакха, где пребывают части их святых мощей; в данном месте также находится баптистерий IV века. В числе мест, которые посетили паломники, — храм в честь великомученицы Варвары, где пребывает часть ее мощей, а также части мощей мучениц Иулиании, Дамианы и Филумены Римской, знаменитая коптская «Висячая» церковь («Муалляка», женский монастырь в честь великомученика Георгия Победоносца (Мар Гиргис) и женский монастырь в честь мученика Меркурия Филопатра (Абу Сейфен). В этих обителях делегация из Украинской Православной Церкви была торжественно встречена игумениями и сестрами. Делегация побывала в храме Пресвятой Богородицы в Маади, возведенном на том месте, где Святому Семейству удалось оторваться от преследователей в своем странствовании по Египту, переправившись на другой берег Нила. Сохранился подземный ход, которым проходило Святое Семейство. В XX веке на этом месте произошло чудо: речная волна вынесла на берег Библию, раскрытую на странице со словами «благословен народ мой — Египтяне» (Ис. 19:25); по преданию некогда на этом же месте из воды дочерью фараона была извлечена корзинка с младенцем Моисеем. Также паломники посетили пещерный храм святого Симона Дубильщика (Кожевника) под сводами горы Мукаттам, которая, согласно коптским преданиям, в конце X века по его молитвам совершила чудесное перемещение по воздуху с одного места на другое, в результате чего правивший тогда Египтом халиф Ал-Муизз публично признал истинность христианской веры.

http://patriarchia.ru/db/text/5796050.ht...

На верхушке каждого купола крест, и на крыльях здания, на каждом из четырех углов, но кресту, так что всего двадцать крестов. В двух главных стенах церкви, южной и северной, между окнами, по шести столбов в каждой, из белого мрамора; половина их видна снаружи. Столбы эти, как думают, соответствуют числу двенадцати апостолов и составляют, во имя их, укрепу здания. Перед вратами церкви есть красивый купол на четырех мраморных столбах с базисами из золоченой меди. Кругом свода каждого из четырех куполов – большая, висячая балюстрада. Вся резьба и орнаменты на стенах и в куполах этой церкви покрыты золотом, лазурью и всякими иными красками. Стены кругом совершенно опоясаны двойной каймой. В церковь всходят по шестидесяти четырем мраморным ступеням; вход также весь мраморный. Самая дверь – двустворчатая, больших размеров и искусной работы, произведение художников константинопольских; на ней по гречески 704 написано время построения здания. Войдя в эту дверь, надо подняться еще на три ступеньки до пола церковного, который весь вымощен прекрасным белым мрамором. Церковь состоит из двух отделений. Первое отделение, притвор, заключает двенадцать громадных, витых каменных колонн, каждая пара одной формы: две – перед наружною дверью, и между ними проходят входящие в церковь ; две, им соответствующие, перед второю дверью, т. е. перед дверью хороса; четыре другие – с правой стороны и четыре – с левой, что составляет двенадцать, по числу двенадцати апостолов, как выше. Между каждыми двумя столбами – большая икона, работы критских художников, удивительной красоты, писанная на обеих сторонах: с лицевой стороны изображен мученик на коне, а с задней – какой-либо знаменитый подвижник. За колоннами направо находятся гробницы господарей Валахии и основателей монастыря с их женами; а на стене нарисованы их портреты. Дверь хороса – большая и красивая, из белого мрамора; она закрыта златотканной материей, на коей вышит сверху до низу образ Успения Владычицы. Этот покров, или занавесь, прекрасной работы и по истине великолепен; как говорят, он вышит рукою домны вышеупомянутого воеводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Простой народ с благоговением лобызает край её, полагая, что будто архангел перешиб эту колонну своим крылом. В уровень под этой колонной поставлен на полу круглый столб совсем из другородного камня и меньше объемом против колонны. По местному преданию, эта колонна перешиблена была мусульманами в надежде найти в ней сокрытое сокровище. За этой колонной в задней (не боковой) стене есть дверцы; когда католический монах отпер их, то я, к удивлению, увидел там еще две гранитные колонны того же цвета и той же работы, стоящие тесно одна подле другой. И так в этой стороне грота, при входе в него, поставлены были 3 колонны, очевидно, для укрепления натурального свода грота и утвержденного на нем алтаря (если только был алтарь над пещерой во время византийских царей). Висящая колонна однако-же водружена была поодаль от первых двух колонн, очевидно, с целью. Что-же за цель? – Без сомнения, этой колонной обозначено место явления архангела. Эта висячая колонна, должно быть, утверждена вверху свода, и потому она не падает, не смотря на огромную тяжесть. Стояли ли на противоположной стороне грота при входе подобные колонны для симметрии, не знаю. Теперь не заметно никаких следов их. Думать надобно, что их никогда не было. – За алтарем, в углу стены, есть дверь малая; через нее входят по узкой лестнице в другие малые отделения пещеры, кои называли латины спальней и кухней Пресвятой Марии. Очевидно, что по этой скрытой лестнице было сообщение верхнего жилья с пещерой. – Над самой пещерой устроен прекрасный алтарь католический, и потому он очень высок. К нему всходят по двум лестницам, устроенным по обеим сторонам грота, так что вход в грот как бы обхвачен этими лестницами. Лестницы оперилены решетками, искусно сделанными из железа. Самый алтарь не великолепен; за ним есть хор для монахов и в центре хора, по нашему как бы на горнем месте, стоит большая картина Благовещения высокой работы. – По обеим сторонам главного алтаря, во всю длину церкви, есть два придела; запрестольная картина в правом приделе напоминает семейный быт Иоакима 300 и Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010