Женский монастырь Рождества Богородицы (Мгвимеви) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Мгвимеви ( ) - маленький, мало известный в Грузии пещерный женский монастырь Рождества Богородицы, который находится в Чиатурском районе, совсем рядом с городом Чиатура. Он интересно расположен, является редким случаем пещерного монастыря и даже немного напоминает Вардзию. Сейчас это один из двух монастырей Сачхерско-Чиатурской епархии. Содержание История [ править править код ] Об этом монастыре мы знаем очень мало. Он был основан в эпоху " Золтого века " , при царице Тамаре, но это был частный проект Рачинского эристава Рати Кахаберидзе. Этот человек владел тогда всей областью Рача и большой частью области Таквери (Лечхуми), а так же вроде бы и современной Верхней Имеретией. (Вообще-то рачинский эристав эпохи Тамары звался Кахабер, но строителем собора отчего-то называют Рати). По другой версии, это был Рати Сурамели - эристав Картли, живущий в городе Сурами (см. там краткую инфу о нем). Этот же Рати участвовал в оформлении монастыря Вардзия, что объясняет некие элементы сходства между Вардзией и Мгвимским монастырем. Современное состояние [ править править код ] Если ехать из Чиатуры на Сачхере или обратно, то монастырь хорошо видно сверху над трассой. К нему ведет узкая лестница, которую важно не пропустить. Лестница делает несколько петель и выводит к дверям в скале. Оттуда вглубь скалы ведет темный тоннель. Он выводит в большую пещеру, где находится основной храм монастыря. Это единственый на всю Грузию пещерный храм - он не вырублен в скале, не имеет классической прямоугольный формы, а размещен прямо в бесформенной пещере и часть его занимает сталагмит - как раз около правой части алтаря. Из этой пещеры можно выйти на внешнюю галерею. Там построен каменный храм в виде двухнефной базилки. Он покрыт красивой, хорош сохранившейся резьбой. Внутри есть фрески, но в плохом состоянии. От храма галерея ведет к колокольне, но за ней уже закрытая для посещения зона. Престольные праздники [ править править код ] Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября Как добраться [ править править код ] Адрес: Gomi-Sachkhere-Chiatura-Zestaponi, Tsopa, Грузия Проезд: Монастырь легко найти - он находится сразу за выездом из Чиатуры на Сачхере. Паломнику [ править править код ] Ограничено время посещения обители. В 16:00 она закрывается. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

О дадиани Левани и жене его Нестань-Дареджани см. Коцхери 2. Чиладзе принадлежит древнему роду Гурии, владевшему округом ее Саджавахо (Бакрадзе, Археологическое путешествие по Грузии в Адчаре, стр. 230). 12 . Икона Богоматери в новой ризе, заменившей древний оклад, с эмалевыми венчиками над Божией Матерью и над Предвечным Младенцем и другими эмалевыми же украшениями. Неизвестно, какую надпись она имела на лицевой стороне; но, что касается надписи на уцелевшей древней оборотной обшивке, то она несколько повреждена, смысл же ее следующий: «Пресвятая Богоматерь, Два Одигитрия, подобие Святого Лика Твоего, я, недостойный мандатурт-ухуцес-дадиани Бедан, с супругою, дочерью Карталинского Эристава Хвашак, украсил Тебя на скудные свои средства и из собственного материла в ходатайство за нас и за сыновей наших: Звиада, Георгия и Иоанна». В разъяснение настоящей надписи заметим, что: во-1-х, титул мандатурт-ухуцеса, соответствовавший византийскому Protomandator, был усвоен в Грузии со времени царя ее Георгия III (1156–1184) и составлял один из высших титулов при грузинском дворе (Бакрадзе, История Вахушта, стр. 7, прим. 2), и во-2-х, по другим более определенным надписям на иконах Богоматери и Спаса с эмалевыми же украшениями в Хопском монастыре, мандатурт-ухуцес-дадиани Бедан, женатый на дочери Карталинского Эристава Беги Хвашак, является при внуке царицы Тамары и сыне Русудани Давиде IV, и по указанию грузинских летописей, как дадиани Бедан, вместе с дадиани Цотне, которого мы тоже встретим в Хопи, так и Бега Карталинский играли весьма видные роли в Грузии при Давиде IV, царствовавшем с 1243 г., и при следовавших за ним и легко, под игом монгольским, сменявшихся царях. На этих исторических лицах мы остановимся при разборе хопских надписей. В ризнице Мартвильского монастыря имеются: 13 . Крестик афонского изделия, резной, 0,16 м выш., в ажурной серебряной филигранной оправе, с зеленой и синей финифтью, с ажурными разводами по боковым коймам, с мелкими камнями и сиончиком на верху.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В ноябре 1809 г. католикос Антоний II, брат последнего грузинского царя Георгия XIII, скончавшегося в 1800 г., был вызван для присутствия в Петербург, в Синод, членом которого он состоял на основании трактата 1783 г. После его отъезда управление Грузинской Церковью временно было возложено на архиепископа Варлаама (Эристави), который также состоял тогда членом Святейшего Синода и отличался в грузинском епископате тем, что хорошо знал русский язык. Главноуправляющий Грузией генерал А. Тормасов официально предложил архиепископу Варлааму, ссылаясь на соответствующее поручение обер-прокурора Святейшего Синода князя Голицына, сформулировать свои соображения относительно того, «в каком виде и на каком основании устроить управление грузинским духовенством так, чтобы оно было в зависимости от Святейшего Синода» (Акты, 4, 161). Архиепископ Варлаам предложил в связи с предполагаемой реорганизацией статуса Грузинской Церкви и порядка управления в ней сократить число епархий с 13 до двух. Для управления Грузинской Церковью он предлагал учредить дикастерию во главе с архиереем, возглавлявшим одну из двух проектируемых епархий с кафедрой в Мцхете и с титулом митрополита Мцхетского и Карталинского и со званием синодского экзарха. Членами дикастерии архиепископ Варлаам предложил назначить не архиереев, а архимандритов и протоиереев. Со своей стороны, генерал Тормасов, одобрив этот проект, предложил назначить экзархом не Антония II, но архиепископа Варлаама (Эристави). Католикоса-патриарха Антония II Тормасов считал необходимым навсегда оставить в России со званием члена Святейшего Синода и с достойным его высокого происхождения и положения содержанием. Святейший Синод, рассмотрев этот проект генерала Тормасова и архиепископа Варлаама, одобрил его, и 30 июня 1811 г. акт об образовании Грузинского Экзархата был утвержден императором Александром II. Ранг экзарха был весьма высоким: он занимал по чести четвертое место после Петербургского, Московского и Киевского митрополитов. Упразднение грузинской автокефалии не было актом безупречным с канонической точки зрения, что впоследствии вызывало раздражение у части местного духовенства и народа. Но соединение Грузинской и Русской Церквей следует рассматривать в свете государственного единения двух единоверных народов, спасшего от исчезновения и грузинскую национальность, и Православие в Грузии. Русская Церковь оказала неоценимую помощь грузинам в устроении их церковной жизни. Включение Грузинской Церкви в состав Российской Православной Церкви открыло благоприятные возможности для миссионерской деятельности по восстановлению православной веры среди кавказских горцев, утративших ее из-за непомерного давления ислама . Так, уже в 1814 г. Святейший Синод восстановил Осетинскую миссию, устроенную еще в 18 в., наименовав ее Осетинской Духовной комиссией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В З. хранились 5 чеканных рипид XI в., в наст. время одна находится в Местийском музее (Сванети), другая - в ГМИГ, остальные 3 утрачены и известны по фотографиям, опубликованным Г. Чубинашвили (Там же. С. 133-137). Рипиды состоят из 2 пластин, каждая представляет собой соединенные в виде креста 5 кругов; изделия богато украшены. На одной из рипид изображено 18 фигур ангелов: 10 - на лицевой стороне, 8 - на оборотной. В центральном круге лицевой стороны 2-й рипиды помещена композиция «Вознесение Господне», сонм ангелов распределен в рукавах креста, по паре в каждом рукаве. В центре оборотной стороны находится фигура херувима, вокруг - символы евангелистов. На одной из рипид вычеканена надпись заказчика: «Я, Парсман Эристави, сын благословенного Иоанна Лаклаки, создал сию рипиду для молитвы моей, и чад моих, и всего дома нашего, и для поминовения родителей и братьев моих, и всех усопших дома нашего и установил сие в святом престоле Зарзмы, во владении моем, у иконы Преображения». На одной из утраченных рипид также была сделана ктиторская надпись: «Руками Баграта, Саргиса, Степаноза, мастера чеканки Тетеи создались рипиды сии. Господь, да будет сие во благо души его - Липарита Эристави, аминь». Известен также массивный выносной серебряный крест X-XI вв. с шаром, украшенным 46 камнями, и сионом под ним. На лицевой стороне креста изображен распятый Спаситель, по бокам вставлены медальоны с фигурами Пресв. Богородицы и св. ап. Иоанна Богослова, в верхнем медальоне вычеканена фигура архангела. Рукава креста с оборотной стороны украшены орнаментами и медальонами с поясными фигурами Пресв. Богородицы с Младенцем (в центре) и Христа Вседержителя (сверху); изображения 2 др. медальонов не идентифицированы. На оборотной стороне креста вычеканена более поздняя ктиторская надпись: «Вновь украсившего и обновившего сей честный крест сына Гуриеля Мамии Шемокмедского, митрополита Николоза (1-я пол.- сер. XVIII в.- Н. Г.), помилуй, кресте и на нем Распятый Христе Боже», а ниже другая, вероятно ктиторская, относящаяся ко времени создания креста: «Сей честный крест принадлежит Шемокмеди... окован... Ихавреба Сахтдзе» ( Кондаков. 1890. С. 117).

http://pravenc.ru/text/182627.html

Михаила лапидарные надписи, выполненные асомтаврули, позволяют установить дату основания храма – 1172 г., а также имена его строителей и ктиторов. Это приближенные ко двору грузинского царя Георгия III (1156–1184) эриставт-эристави Вардан, Арсений, Чиабер Басили и Тлетта (вероятно,Твалистуга); царица Родам (супруга царя Картли Вахтанга V) и ксанский эристав Иесе (надпись 1673 г.); царевна Кетеван (вероятно, дочь царя Картли-Кахети Ираклия II; надпись 1798 г.) и др., а также представители духовенства. Во 2-й пол. XIV в. в храме, значительно поврежденном дождями и наводнениями, была восстановлена кладка фасадов и частично перестроена. Монастырь был основан в период позднего средневековья (XVI-XVII вв.); в это же время ц. во имя арх. Михаила стала родовой усыпальницей ксанских эриставов. К XVII в. относятся значительные преобразования в И. Ксанские эриставы, которым в этот период принадлежал монастырь, превратили его в укрепленный замок. Вокруг церкви была возведена крепостная стена с прямоугольными башнями по углам с восточной стороны; с запада от церкви, на некотором возвышении, возведена цитадель сложной конфигурации. Во 2-й пол. XVII в. здесь были упокоены мощи героев Картлийско-Кахетинского восстания против кызылбашей (1660) Шалвы и Элизбара Эристави и Бидзины Чолокашвили, замученных иранским Шахом Аббасом II. Судя по надписи, сохранившейся над западным входом, ксанский эристав Иесе в 1673 г. на месте старого, ранее разрушенного западного портика (сохранился фланкирующие вход полуколонны) построил новый, а также поставил колокольню и другие монастырские здания (не сохранились). По сведениям историка XVIII в. Вахушти Багратионы, И. в этот период управлял архимандрит. Историк 1-й пол. XVIII в. Сехниа Чхеидзе описывает неоднократные нападения лезгинских племен и турок на крепость И. Так, в июле 1732 г. здесь было развернуто сражение и победу над лезгинами одержали картлийцы; в декабре того же года разоривших Квемо-Картли лезгин разбил у И. везир турецкого султана Осман-паша; в 1736 г.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopis...

Был широко известен в научных кругах и являлся, очевидно, произведением искусства. Жордания считал, что этот предмет облачения был изготовлен в нач. XV в. ( Жордания. 1902. С. 4), Б. Хорава - в нач. XVI в. ( Хорава. 2001. С. 111-119). Омофор долгое время хранился в Илори. В 1902 г. архим. исп. Амвросий (Хелая ; католикос-патриарх Грузии в 1921-1927) привез его в Тифлис и передал Жордании (место хранения неизв.). Омофор имел в длину ок. 4 м и был покрыт золотым, серебряным и цветным шелковым шитьем с изображением двунадесятых праздников, снабженных надписями асомтаврули (в одном случае - греч. надписью), украшен жемчугом и драгоценными камнями. Справа помещены композиции «Сретение Господне» с прор. Анной; Пресв. Богородица из композиции «Благовещение Пресв. Богородицы» (ее фигура окружена 205 мелкими жемчужинами); «Рождество Христово» с 13 фигурами (нимбы украшены 63 крупными и 29 мелкими жемчужинами); «Вход Господень в Иерусалим» (нимб украшен 26 крупными жемчужинами); «Сошествие во ад» (нимб Христа украшен 37 жемчужинами); «Сошествие Св. Духа на апостолов». В левой части омофора расположены сцены: «Крещение Господне» (нимб Христа украшен 11 жемчужинами); арх. Гавриил из композиции «Благовещение Пресв. Богородицы» (нимб украшен 29 жемчужинами); 2 изображения Христа (украшены 584 малыми и крупными жемчужинами и рубином) со святыми, пояснительные надписи стерты; «Преображение Господне»; «Воскрешение Лазаря»; «Распятие Господне»; «Вознесение Господне»; «Успение Пресв. Богородицы». Почти все сцены сопровождаются душеспасительными надписями разных исторических лиц, напр. архиеп. Моквско-Драндского Илии (под «Преображением Господним»), эриставт-эристава и мандатуртухуцеси Мамии Дадиани и его супруги Елены (под «Сошествием Св. Духа на апостолов»), эриставт-эристава Липарита Дадиани и его супруги царицы Тамар ( Жордания. 1902. С. 3-4). Г. Чеишвили Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 184. Д. 2227: Об учреждении в селе Моквах Сухумской епархии жен. общежительного мон-ря с наименованием Моквским Успенским, 1903-1906 гг.

http://pravenc.ru/text/2564014.html

В начале XVII века во время нашествия шаха Аббаса крпость была разрушена. Царь Ростом восстановил её. В тяжлые дни XVIII века крепость несколько раз занимали то турки то персы, и только в 1748 году царь Ираклий II отвоевал ее обратно. Адрес : Kharfukhi Turn, Тбилиси, Грузия Проезд: Лучше пешком. Находится на Таборской (Фаворской) горе. Подробнее... Успенский женский монастырь (Дирби) [ править править код ] Дирби (), или женский Успенский монастырь в Дирби - небольшой монастырь в Карельском районе Грузии, в черте села Дирби, практически на самой границе с территорией Южной Осетии. Сейчас это действующий монастырь, знаменитый в узких кругах храмом Х века с фресками XIV века. Относится к Руисско-Урбнисской епархии. Адрес: Грузия, край Шида-Картли, Карельский муниципалитет, село Дирби Проезд: Современный батумский автобан пересекает реку Проне восточнее Руиси. Здесь у моста нужно свернуть на север к селу Брети, где находится монастырь Пироса Бретского. Если проехать еще 3 километра за Брети, то слева будет видна зеленая низина реки Проне, а за ней на краю плато - село Дирби. Монастырь расположен прямо на скате. Часть построек монастыря находится на горе, а Успенский храм - под горой. С юга к монастырю ведет очень плохая гравийка. Удобнее заезжать с севера, со стороны дороги на Двани. Подробнее... Женский монастырь Рождества Богородицы (Мгвимеви) [ править править код ] Об этом монастыре мы знаем очень мало. Он был основан в эпоху " Золтого века " , при царице Тамаре, но это был частный проект Рачинского эристава Рати Кахаберидзе. Этот человек владел тогда всей областью Рача и большой частью области Таквери (Лечхуми), а так же вроде бы и современной Верхней Имеретией. (Вообще-то рачинский эристав эпохи Тамары звался Кахабер, но строителем собора отчего-то называют Рати). По другой версии, это был Рати Сурамели - эристав Картли, живущий в городе Сурами (см. там краткую инфу о нем). Этот же Рати участвовал в оформлении монастыря Вардзия, что объясняет некие элементы сходства между Вардзией и Мгвимским монастырем.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(монаст...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Бuдзuha Чолокашвили и братья, Ксанские эриставы Шалва и Элизбар, мчч. Описания иконы Бидзина Чолокашвили и братья, Ксанские эриставы Шалва и Элизбар, мчч. - житие Мученики Бидзин (Чолокашвили), Шалва и Элизбар Ксанские - грузинские князья, освободившие от персов Кахетию (Восточную Грузию). По требованию шаха Аббаса II все трое были выданы ему, с согласия грузинского царя Вахтанга V (1658-1675) принявшего ислам и известного под именем Шах-Наваза. Когда святых связанными представили шаху, то на обычный опрос отвечали, что они христиане. Никто не мог заставить переменить убеждение исповедников, стоявших на твердом исповедании веры Христовой. Шах Аббас, испробовав все возможные средства, включая посулы, угрозы и пытки, отослал Бидзина, Элизбара и Шалву к бывшему правителю Кахетии султану Алдаранскому, жившему тогда в Испагани. Султан, видя непоколебимость их, приказал отрубить после жестоких мучений главы Элизбару и Шалве, что и исполнено было на глазах Бидзина. Бидзина же он велел одеть в знак позора в женское платье и возить по городу на осле. Когда же и после этого Бидзин не поколебался в вере, его предали новым терзаниям и мучения[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-3238

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРЛААМ (ЭРИСТАВИ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Варлаам (Эристави), экзарх Грузии. Портрет первой четверти XIX века (РГИА) Редакция текста от: 27.05.2019 21:32:32 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13678784.h...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Бидзина Чолокашвили и братья, Ксанские эриставы Шалва и Элизбар, мчч. - житие Мученики Бидзин (Чолокашвили), Шалва и Элизбар Ксанские - грузинские князья, освободившие от персов Кахетию (Восточную Грузию). По требованию шаха Аббаса II все трое были выданы ему, с согласия грузинского царя Вахтанга V (1658-1675) принявшего ислам и известного под именем Шах-Наваза. Когда святых связанными представили шаху, то на обычный опрос отвечали, что они христиане. Никто не мог заставить переменить убеждение исповедников, стоявших на твердом исповедании веры Христовой. Шах Аббас, испробовав все возможные средства, включая посулы, угрозы и пытки, отослал Бидзина, Элизбара и Шалву к бывшему правителю Кахетии султану Алдаранскому, жившему тогда в Испагани. Султан, видя непоколебимость их, приказал отрубить после жестоких мучений главы Элизбару и Шалве, что и исполнено было на глазах Бидзина. Бидзина же он велел одеть в знак позора в женское платье и возить по городу на осле. Когда же и после этого Бидзин не поколебался в вере, его предали новым терзаниям и мучениям: тело его было разделено по суставам и, наконец, отсечена честная глава. Это событие совершилось 18 сентября 1660 года (по другим сведениям, мученики пострадали при шахе Сефи, сыне Аббаса II, в 1664 году). Святые тела мучеников были выброшены в выгребные ямы за городом. Ночью над ними воссиял свет, струившийся с неба. Увидев это, местные армяне унесли и сокрыли святые мощи в своей церкви. Через некоторое время мощи были перенесены в Карталинию и с честью погребены в Икортском монастыре близ города Гори. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Бидзина Чолокашвили и братья, Ксанские эриставы Шалва и Элизбар, мчч. " .

http://pravicon.com/info-3638

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010