Серьезные изменения происходили с сер. VII в., когда в Закавказье появились новые завоеватели - арабы, захватившие Армению, а затем и Иберию. Первоначально господство арабов в Закавказье было непрочным, в Картли и Армении происходили восстания, грузины и армяне отказывались платить дань. В 687 г. имп. Юстиниан II смог временно вернуть под контроль империи Армению, Иберию и Кавказскую Албанию. Однако в кон. VII в. араб. господство распространилось и на Зап. Грузию, где патрикий Лазики Сергий, сын Барнука, восстал против византийцев и подчинился арабам, под власть арабов попала и Абазгия. Однако В. и. не прекращала попыток вернуть Зап. Грузию. Тяжелым ударом для Грузии в 30-х гг. VIII в. стал поход мусульм. полководца Мервана ибн Мухаммада, прозванного в груз. летописях Мурваном Кру (Глухим) за его жестокость. Опустошив Вост. и Зап. Грузию, арабы надолго сломили сопротивление местного населения. Византия ничем не смогла помочь своим бывшим вассалам. Несмотря на отдельные успехи императоров Исаврийской династии, арабы прочно обосновались в Закавказье. На рубеже VIII-IX вв. в условиях борьбы с В. и. и Арабским халифатом на территории Грузии начался процесс консолидации разрозненных груз. земель, результатом к-рого стало создание единого груз. гос-ва. С IX в. в Вост. Грузии образовалось хореп-ство Кахети и княжество (царство) Эрети. В сер. VIII в. в Зап. Грузии в условиях династического брака между наследницей эгрисского (лазского) престола Гурандухт и эристави (архонтом) Абхазии (Абазгии) Леоном I завершился процесс воссоединения западногруз. земель. В кон. VIII в. наследник (племянник) Леона I, Леон II, используя внутренние конфликты и внешние неудачи В. и., при поддержке хазарского кагана объявил о независимости от империи и принял титул «царь абхазов». Так образовалось западногруз. Эгрис-Абхазское, или Абхазское, царство. В сер. IX в. арабы попытались проникнуть в Зап. Грузию, однако В. и. оказала помощь своему бывшему вассалу, и они потерпели поражение. В 843-844 гг. византийцы направили войско против «непокорных абхазов», но не смогли одержать победу.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Подарок – жизнь Это было во время грузино-абхазской войны. Страшными были те дни… 22 июля, 2015 Это было во время грузино-абхазской войны. Страшными были те дни… О том, когда человек обретает силу пробуждать души других людей – в новом рассказе Марии Сараджишвили. Внук называет Нуцу-бебо «Ты мой Цотне Дадиани» Предыстория Святой Цотне Дадиани, полководец и правитель Эгриси (Западная Грузия), жил во второй половине тринадцатого века. В этот период Грузия находилась под монгольским игом. Положение страны было невыносимым до такой степени, что грузинская знать решила поднять народ на восстание против захватчиков. Святой Цотне Дадиани Собравшись на вершине горы Кохта, правители всех частей Грузии договорились выступить единым фронтом и местом сбора войск назвали Картли. Цотне Дадиани и Рачинский эриста в [ 1 ] первыми отправились собирать войско. Из-за измены о заговоре стало известно монголам. Они оцепили гору Кохта, арестовали всех повстанцев, кроме Цотне Дадиани и эристава Рачинского и отвезли к монгольскому правителю. На допросах арестованные отрицали все обвинения и целью народного сбора указали желание упорядочить сбор монгольской дани. Но им не поверили. По приказу монгольского военачальника их оголили, связали и, обмазав медом, бросили под палящее солнце. Узнав об арестах, Цотне Дадиани восскорбел и счёл делом чести самому предаться смерти и позору. Он в сопровождении двух слуг поехал к монголам, чтобы разделить страдание с братьями по оружию. Прибыв на место пыток и увидев обреченных на смерть воинов, Цотне разделся, велел слугам связать себя и лёг рядом с ними под палящее солнце. Удивленные монголы доложили своему военачальнику о странном человеке, добровольно лёгшем рядом с приговоренными к пыткам. Нойон вызвал его к себе и спросил о причине такого странного поведения. «Мы все собрались с одной целью – упорядочить сбор дани и исполнить ваш приказ. Если за это мои соотечественники наказаны, я желаю разделить их участь!» – ответил Цотне Дадиани. Его поступок настолько сильно поразил монголов, что все пленённые князья были освобождены.

http://pravmir.ru/podarok-zhizn/

Центральнокупольный храм возведен на трехуступчатом цоколе, материалом послужили чисто тесанные квадры мелкозернистого туфа серовато-желтого, красновато-розоватого и зеленоватого оттенков. Стены в интерьере сложены ровными рядами каменной кладки, не рассчитанной под роспись. Основой плана является тетраконх, вытянутый по оси восток-запад. Барабан купола опирается на выступы апсид и связан с центральным квадратом посредством 3 рядов конических тромпов. Свод купола украшен рельефным каменным крестом. Подкупольное пространство с 4 сторон организуют глубокие апсиды, составляющие в плане крест, между рукавами к-рого расположены 4 пастофория: 2 служили жертвенником (сев.-вост.) и диаконником (юго-вост.), 3-й (юго-зап.) являлся отд-нием, где молились женщины, а 4-й (сев.-зап.), возможно, местом для клириков. Угловые помещения сообщаются с основным пространством глубокими трехчетвертными нишами. Источниками света служат окна в барабане купола (4), в апсидах (5, в алтарной - 3) и в пастофориях (5). Алтарное пространство подчеркнуто двухступенчатой солеей, в полукружии апсиды - каменный синтрон в 3 уступа с епископским местом в центре. Пространственная организация интерьера отражена во внешних формах храма. Первоначальная черепичная кровля в Х в. заменена перекрытием из плит. Атени Сиони. Рельефы зап. фасада Атени Сиони. Рельефы зап. фасада Фасады А. С. украшены скульптурными рельефами 3 периодов. Наиболее ранние - фрагменты базилики V в.: изображение 2 оленей, припавших к источнику (на тимпане сев. входа), мифического существа сенмурва (на зап. фасаде), антропоморфных капителей полуколонн (сев. портал). От убранства VII в. сохранились изображение ктитора храма, предстоящего перед св. первомучеником архидиак. Стефаном (средняя грань выступа сев. апсиды), и сцена конной охоты на оленей (на зап. фасаде). Остальные рельефы исполнены во время обновления А. С. в кон. X в. представителями рода Багваши, клдекарских эриставов, в чьи владения во 2-й пол. X в. входило и Атенское ущелье. На вост. фасаде представлены скульптурные портреты Рата Багваши с моделью церкви в руках и его сына Липарита. Рельефы с изображениями мастеров (Гергиума, сына Эрхасана, Григори Дапса, Тодосака; последнее утрачено) были размещены на зап. и сев. фасадах и в барабане купола. На юж. фасаде высечено изображение Микаела Багваши, названного строителем ограды. На зап. фасаде сохранился крест XIV-XV вв.

http://pravenc.ru/text/76764.html

В Воронеже под рук. Болховитинова была написана «История Воронежской семинарии». Он составил «Конспект учения, по которому в Воронежской семинарии лекции преподаваемы быть имеют». В сент. 1792 г. приступил к работе над книгой для юношества «Российская история», но не закончил ее из-за нехватки книг и источников и обратился к краеведению. Научную разработку истории родного края Болховитинов начал с написания и опубликования «Слова надгробного преосвященному Иннокентию, епископу Воронежскому... С приложением краткого летописца преосвященных Воронежских» (М., 1794) и «Полного описания жизни преосвященного Тихона» (СПб., 1796). Не имевший аналогов фундаментальный труд «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (Воронеж, 1800) оказал значительное влияние на становление отечественного краеведения («местнографии»). По словам С. О. Шмидта, Е. «рано определил для себя основные задачи и формы творческой деятельности историка - выявление, сохранение, введение в научный обиход источниковой базы науки отечественной, особенно церковной, истории (включая историю литературы и вообще письменности), разработка самой методики исторического исследования и создания трудов научно-справочного назначения» ( Шмидт. 2001. С. 12). В 1800 г. митр. Амвросий поручил Е. составить ответ на представленный имп. Павлу I ген. иезуитского ордена Г. Грубером проект соединения правосл. и католич. Церквей. Результатом работы стала записка Е. «О незаконности и неосновательности папской власти в Церкви Христовой». Проект Грубера был отвергнут русской стороной. Беседа с находившимся в С.-Петербурге Ахталинским еп. Варлаамом (Эристави ; впосл. митрополит и экзарх Грузии) побудила Е. к написанию работы «Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии» (СПб., 1802). В 1803 г. Е. была поручена миссионерская работа среди духоборцев с. Чудова, о чем он писал в «Записке о разговоре с двумя духоборцами» (опубл.: ЧОИДР. 1874. Кн. 4. Отд. 5. С. 137-145) и в «Исследовании исповеди духоборческой секты», одобренных Синодом. В этот период под наблюдением Е. был сделан перевод труда А. Л. Шлёцера «Нестор», посвященного раннему рус. летописанию (1-й т. изд. в 1809). В опубликованном под редакцией А. Щекатова и Л. М. Максимовича «Географическом словаре Российского государства» (М., 1801-1809. 7 ч.) Е. бесспорно принадлежит 59 статей.

http://pravenc.ru/text/186969.html

В номинации «Лучший информационный сюжет» за сюжет «Рожденные в Рождество» приз получила корреспондент службы информации телеканала «Архыз 24» М.С. Лайпанова. В номинации «Лучшая телевизионная программа» за сюжет об общине глухих и слабослышащих города Ставрополя награждена редактор программы «Ставропольский благовест» Е.И. Зубкова. В номинации «Открытие года» за сюжет об открытии реабилитационного центра в селе Благовещенка приз получила ведущая программ редакции информации вещательного телевизионного канала «Кабардино-Балкария» ГКУ «КБР-медиа» А.М. Эристаева. В номинации «За верность профессии» награду получила руководитель телестудии «Град Креста» Ставропольской и Невинномысской епархии Л.А. Склярова. В номинации «Диалог культур» за программу «Дело веры и любви» награждена корреспондент ГТРК «Алания» И.П. Кабулова. В номинации «Православие в сети Интернет» за публикацию о приюте-пансионе «София» награда вручена корреспонденту информагентства ТАСС Н.Н. Колосовой. Во встрече также приняли участие заместитель полномочного представителя Президента России в СКФО С.С. Стариков, главный редактор газеты «Вечерний Ставрополь» М.Ю. Василенко, исполнительный директор АНО МЦОИ «Северный Кавказ» З.О. Магомедова, главный редактор газеты «Слово» А.К. Олисаева, директор газеты «Пятигорская правда» А.А. Рогачев, директор издательства «ИР» К.У. Таутиев, заместитель главного редактора республиканской газеты «Северная Осетия» А.В. Торин и другие руководители и сотрудники ведущих средств массовой информации Северного Кавказа. Медиафорум «Благословенный Кавказ», проводящийся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2014 года, ежегодно собирает в Пятигорске представителей всех регионов и епархий, расположенных на территории СКФО. Медиафорум посвящен актуальным вопросам взаимодействия средств массовой информации с общественными и религиозными организациями, а также выработке согласованной позиции лидеров общественного мнения Северо-Кавказского федерального округа по особо значимым проблемам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5299983...

В этих рассказах отражены те знания об арабских завоевателях, которые бытовали в монастырских кельях спустя почти 400 лет после самих исторических событий. Аргвети, уроженцами которой были Давид и Константин,- восточная часть Западной Грузии, одна из экстерриториальных единиц древнего Картлийского царства, аборигенным населением которой были западнокартвельские племена мегрело-чанов (отсюда и вариант ее названия Маргвети, Маргви, основа которого составляет самонаименование мегрелов " маргал-и " ) [См. Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. Тбилиси. 1959: Бердзенишвили Н. А. Вопросы истории Грузии. Т. VIII. Тбилиси, 1975. ( на груз. яз.)] . Аргветское эриставство (воеводство) занимало территорию на восток от Шорапани, рек Риони и Ханисцхали до Лихи (Сурамский хребет). В период описанных в мартирологе событий - конец 30-х годов VIII в. (эпоха разобщенности грузинских земель) - Аргвети была самостоятельной областью. Не случайно агиограф пишет о своих героях вне зависимости от иных территорий расселения грузинских (картвельских) племен, также подвергшихся арабским погромам. В первоначальном тексте, легшем в основу метафрастной редакции " Мученичества Давида и Константина " , действительно, речь должна была идти исключительно об этом княжестве. Лишь значительно позже, в период объединения Грузии, под пером метафраста в произведении могли появиться сюжетные связи с Восточной Грузией. Этим в известном смысле и объясняются имеющиеся в них фактические несуразицы. Аргвети была особым мтаварством (княжеством) в составе образовавшегося на рубеже VIII - IX вв. Абхазского царства [Мусхелишвили Д. Л.Основные вопросы исторической географии Грузии. Т. П. Тбилиси. 1980. С. 77,141 (на груз. яз.)] . В связи с этим следует отметить одно обстоятельство, а именно - то место в метафрастной версии, где говорится, что святые воины Давид и Константин являлись мтаварами-князьями. В наиболее древней из синаксарных редакций, не связанной с пространной, указывается на их азнаурство, т. е. они были социально рангом ниже.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

292 На следующий год хан повторил свой набег, взял Тифлис и покарал храбрых вождей, оборонявших город. Им выкололи глаза, предали смерти в страшных истязаниях, сняли кожу и, набив ее сеном, вывесили наверху стены взятого города. То была казнь за издевательство над ханом за год до того: они вывесили тыкву, прорезав на ней глаза, нос и рот и кричали, что это образ хана. Моисей Каганкатваци. Ук. соч. гл. 14, стр. 108–109; 120. В изданном г. Токайшвили переводе сочинения Сумбата, сына Давида, «Жизнь и известие о Багратидах» – «Сборник материалов для описания племен и местностей Кавказа», вып. XXVIII (1900) – есть рассказ об осаде Тифлиса Ираклием, причем хазарский хан превращен в «эристава Джибгу», которого Ираклий оставил осаждать Тифлис, а сам отправился в Персию. Издевательство над ханом в рассказе Моисея Каганкатваци перенесено на Ираклия. Начальник крепости кричал ему со стены: «У тебя борода козла и шея злого козла». На что Ираклий ответил угрозой: «Пришел козел с запада и сокрушил рога восточного овна». Казнь над виновными совершал Джибгу. Ираклию приписано сооружение храмов в Грузии и заботы о распространении христианства (стр. 124–134). 293 Себеос.гл. 26, стр. 104. – Рассказ о последнем походе Ираклия в Персию Себеос дает вслед за изложением о событиях войны 624 г., закончившихся эпизодом в Арчеше. Отсюда получается некоторая неясность. Место переправы через Аракс он указывает так: «при местечке Варданакерте». Но местоположение этого города неизвестно, а путь из Ширака в Коговит шел на Валаршапат, как ясно это на карте. – О Хнайте см. Raw l inson. The Atropatenian Ecbatana. The Journal of the Royal Geographical Society, X, 1841, p. 73. Cp. Hoffmann. Auszüge, 216. Местом переправы Ираклия через Аракс Себеос называет «местечко Варданакерт» (стр. 104 перев. Патканова). В примечании к переводу Гевонда Патканов определяет местоположение этого города: «село на левом берегу Аракса, насупротив села Уго» (прим. 85, стр. 139), а о последнем дает такое сведение: «Угаео – местечко на Араксе, к югу от села Акури, у подошвы Арарата. Это то же, что Угэ или Угьяц, в области Масьяцотне (подножье Масиса) в араратской провинции (прим. 82)». Хотя я не могу ни по какой карте проверить свидетельство авторитетного знатока армянской истории, но я бы не позволил себе заменить Варданакерта Валаршапатом, если бы раньше ознакомился с примечаниями к Гевонду.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Источником сведений о Клеопе – брате Иосифа – служит для Сумбата «Церковная история» Евсевия Кесарийского» (Об этом подробно писал Г. С. Мамулиа в 1971 г.). Далее идет линия потомков Клеопы. Один из потомков Клеопы Соломон родил семерых сыновей, которые направились из Палестины и прибыли в Армению, в Акилисену, находившуюся в верховьях реки Евфрат, к какой-то малоизвестной царице Ракаэл. Она их окрестила. Три брата остались в Армении, у одного из них было имя Баграт. Он стал родоначальником армянских Багратидов. Остальные прибыли в Картли. Одному из них удосужилось стать эриставом (правителем) Картли. Его потомки стали Багратионами Картли. Грузинские Багратиды хорошо знали свои генетические корни, свою родословную. Оттого-то в экстремальных ситуациях царица Тамара (1160 –1213) душевно доверялась Богу-Вседержителю, вечно молилась Деве Марии и уповала на Честной Крест, изготовленный из уникального дерева, выращенного легендарным Лотом, и находящийся в грузинском храме Креста в пригороде Иерусалима. Это потом Багратиды поделились на несколько ветвей: мухранские, имеретинские, грузинские. Павел I был отчасти щепетилен, он понимал, что много непонятного было в генеалогии Скавронских и много надуманного. Откуда Самуил Скавронский и Лиза Мориц прибыли в Прибалтику? Отец у Екатерины Павловны умер в 1794 году. Скавронской, потомку упомянутых мною выше ее пращуров, надо было определиться в жизни. Славой овеянный и родовитый Петр подходил для брака красавице и ветренице. Петру было 35, а ей 18. По тем временам вполне допустимая разница. Но без регулярного секса блудница и мотовка не могла. Деликатная проблема: военные из-за постоянных военных действий или дислокаций либо не женились, либо имели хаотические связи на стороне. Он был не таков. Судьба хранила его от смерти до времени. Блуждающая принцесса сексуальную привлекательность сделала своей козырной картой. Она восполняла свою похоть, и в то же время ее куртизанство отчасти шло на пользу России: стала шпионкой и ассом в идеологической борьбе.

http://bogoslov.ru/article/5237470

Приоритетным направлением внешней политики св. Давида было установление более тесных связей с Киевской Русью. Сведения груз. нарративных источников о контактах между грузинами и русскими («варангами») датируются XI в. ( Сумбат Давитисдзе. История и повествование о Багратионах/Пер., введ. и примеч.: М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1979; «Картлис Цховреба»). Описание одной из встреч грузин с русскими в IX в. имеется во «Всеобщей истории» арм. историка Степаноса Таронеци (по прозвищу Асолик). Однако можно предположить, что понятия «русский», «русский народ» были известны грузинам и ранее, поскольку Сумбат Давитисдзе употребляет эти термины без к.-л. комментариев. В груз. летописях и документах в качестве синонимов слова «русский» употребляются слова «сквити» (скифы) и «склави» (славяне). Автор «Картлис Цховреба», описывая обострение отношений между Багратом IV и эриставом Липаритом Багваши, отмечает, что на стороне царя сражались 3 тыс. «варангов». С нач. XII в. русско-груз. отношения стали более интенсивными. В «Описании Грузии» Павла Алеппского (1667; рус. пер.: Грузия в XVII ст. по изображению Патр. [Антиохийского] Макария/Публ.: П. Жузе//ПС. 1905. 5. С. 66-93) имеются сведения о политических контактах между св. царем Давидом и вел. кн. Киевским Владимиром Мономахом в связи с переселением в Г. половцев. Большое значение для Г. имели северокавк. народы, к-рые могли сыграть важную роль в борьбе с турками-сельджуками и консолидации Кавказа. Посредством христианизации горцев Г. распространяла на них свое политическое, экономическое и культурное влияние, что иногда встречало сопротивление: так, при св. царице Тамаре были выступления дидойцев и пховцев. Во времена Давида Строителя Г. имела также связи с вайнахами (в груз. источниках - дзурдзуки, или кавкасиане), с народами Дагестана и адыгами (джики). Влияние Г. на северокавк. народы отразилось в языке этих народов: множество груз. слов вошло в их словарный фонд, получила распространение груз. письменность, часто встречаются надписи на груз.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Во 2-й пол. IV в. до Р. Х. образовалось гос-во Картли (Иверия) с центром в г. Мцхете, к-рое, согласно древнегруз. летописям, включало территорию Колхиды и охватывало бассейны среднего и верхнего течения рек Кура и Чорохи, а также Зап. Грузию. Это подтверждается характерными для Вост. Грузии изменениями в колхидской культуре: появляются деревянные саркофаги с черепичными перекрытиями, каменные гробницы; в вост. районах - кувшинные погребения; расписная керамика (Сачхере, Итхвиси, Вани); черепичные перекрытия строений (Вани) и каменная архитектура. Золотое ожерелье. IV–III вв. до Р. Х. Арагвиспири (ГМИГ) Золотое ожерелье. IV–III вв. до Р. Х. Арагвиспири (ГМИГ) Археологический материал Вост. Грузии V-IV вв. до Р. Х. (ахалгорийские и канчаетские погребения, Ксанское ущелье; цинцкаройское погребение, Алгетское ущелье, ховлегорийское цитадельное городище, ущелье Хевхмела; культовое строение Цихиа-гора; погребение Кавтисхеви) позволяет восстановить картину имущественной и социальной дифференциации населения. Груз. летопись Мокцеваи Картлисай (Обращение Картли, VII в.) описывает города и крепости Картли 2-й пол. IV в. до Р. Х.: Саркине, Каспи, Самадло, Настакиси, Одзрхе, Урбниси, Цихедиди, Уплисцихе, являвшиеся, вероятно, раннегос. образованиями. На рубеже IV и III вв. до Р. Х. Парнаваз (Фарнаваз), преемник мцхетского мамасахлиси (старейшины, родоначальника), объединил их в единое гос-во и стал т. о. первым царем объединенной Вост. и Зап. Грузии, а правитель Колхиды Куджи был подчинен ему. Парнаваз разделил царство на 9 военно-адм. единиц - эриставств, поставив во главе их эриставов. С именем Парнаваза груз. летопись связывает возникновение первого груз. алфавита. В III в. до Р. Х. Картли уже представляла собой экономически сильное государство. Владение Дарьяльским ущельем («воротами Кавказа»), через к-рое осуществлялись связи Ближ. Востока со степными кочевыми скотоводческими племенами, имело для Картли огромное стратегическое значение. В нач. II в. до Р. Х. под натиском самостоятельных арм. гос-в ослабевшая Картли потеряла юж. области Квемо-Картли (Гогарена), Спери и Тао (верховья р. Чорохи) и восточную пров. Камбисена (Камбечоани). Колхида, обретшая независимость, присоединила земли к югу от Чорохи (Кларджети, Шавшети, Аджария).

http://pravenc.ru/text/168205.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010