Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИПИАНИ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Димитрий Кипиани. Фото 1870-х гг. Дмитрий Иванович Кипиани (груз. ; 1811 / 1814 - 1887 ), культурный и общественный деятель Грузии, мученик Память 14 апреля (Груз.) Родился 14 апреля 1811 или 1814 года в селе Мерети Горийского уезда Тифлисской губернии в семье дворянина Ивана (Кочо) Кипиани, рано скончавшегося. Мать Димитрия, Варвара Пурцеладзе, дала сыну начальное образование. В 8-летнем возрасте его брат Кайхосро, служивший на таможне в Сурами, перевёз мальчика в Тифлис и устроил в училище для благородных детей. Димитрий жил в семье дальней родственницы отца, Мариам Кипиани, и её супруга, прапорщика Никифора Фёдорова, усыновивших его. В 1830 году, по окончании училища, которое тогда же стало 1-й тифлисской гимназией, был принят в неё на должность учителя. Преподавал грузинский и русский языки, географию и арифметику. В 1832 году наряду с многими грузинскими офицерами, писателями, учёными, учителями был членом тайного общества, которое под рук. А. Орбелиани, Э. Эристави, С. Додашвили и других и при поддержке некоторых сосланных на Кавказ декабристов готовило восстание с целью восстановления независимости Грузии . Кипиани был арестован и выслан в Вологду , где служил в канцелярии губернатора. Отличаясь особой прилежностью, усердием и честностью, он вскоре стал секретарём, затем начальником канцелярии. В 1837 году по ходатайству вологодского губернатора генерал-лейтенанта Д. Н. Болговского ему был разрешён въезд в Грузию. Кипиани поступил на место секретаря правителя Имерети Я. М. Эспехо, затем был принят в канцелярию главноуправляющего Грузией (с 1844 года - наместника на Кавказе), где работал секретарём, до 1864 года занимал руководящие должности столоначальника, начальника хозяйственного отдела, директора канцелярии, члена совета главного управления и др.

http://drevo-info.ru/articles/13675514.h...

П.В. Долгоруков Князья Дадиановы В половине XV века, Грузия распалась на три царства: Карталинское, Кахетинское, Имеретинское, и на пять княжеств: Мингрельское, Гурийское, Абхазское, Сванетское, и Саатабакское или Ахалцыхское 127 . – Первые Дадиани жили в городе Ани, и, как показывает имя их, были судьями (по персидски: дад значит судья). Вардан Дадиани, начальник придворной прислуги Грузинской Царицы Тамари, получил от неё Мингрелию в потомственное эриставство (губернаторство), в первых годах тринадцатая века, а потомок его Дадиан Георгий, пользуясь смутами Грузии, объявил себя независимым около 1320 года. По кончине Георгия в 1323 году, царствовал сын его Дадиан Мамия. При сыне сего последнего, Дадиане Георгие, Мингрелия снова подпала под власть Грузии, от коей освободил её, уже окончательно, правнук Георгиев, Дадиан Липарит в 1414 году. В исходе семнадцатого века, в Мингрелии возникли смуты: Князья Дадиановы удалились в Россию и присягнули на российское подданство, а Мингрелиею овладел хитрый и отважный Кацо-Чикуани, который, из бедного сванетского дворянина, соделался независимым владетелем Мингрелии и родоначальником Князей Дадианов-Мингрельских, доныне владеющих этого областию 128 . Князья же Дадиановы, получив поместья в России, совершенно обрусели, и при утверждении, 23 июня 1801 года, шестой части Гербовника, внесены были в число родов российско-княжеских соследующим гербом: щит разделён на четыре части, между коими, на средине щита, золотой крест. В первой части, в золотом поле, овен, идущий по земле на лево. Во второй части, в красном поле, всадник на белом коне, скачущий вправо, поражает копьём дракона. В третией части, в серебряном поле, три копья, на коих положены: меч и красное знамя. В четвёртой части, в голубом поле, плывущий влево золотый корабль с распущенными парусами. Щит покрыт княжескою мантиею и российско-княжескою шапкою. Дадиан Липарит I, объявивший себя, в 1414 году, независимым от Грузии, имел сына Дадиана Шамандавле, внука Дадиана Липарита, правнука Дадиана Левана, и праправнука Дадиана Манучара, у которого был сын Леван, о потомстве коего упомянуто будет далее. Сам же Липарит I (см. выше), был сыном Дадиана Мамии II, внуком Дадиана Вамика и правнуком Дадиана Георгия II. Сей последний был сыном Дадиана Мамии I, внуком Дадиана Георгия I, правнуком Дадиана Бедиана, и праправнуком Дадиана Джуаншера, который был сыном Дадиана Вардана, первого владетеля Мингрелии, бывшего начальником придворной прислуги Царицы Грузинской Тамари Великой, в первых годах тринадцатого века. Следственно Липарит I был потомком Вардана в девятом колене.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

«При поддержке СМИ ставшее общественной нормой добровольческое движение принесет свои реальные результаты, которыми будут общение, взаимопонимание, преодоление всевозможного рода фобий, страхов, особенно перед людьми другой национальности, другой религиозной традиции. Потому что когда все вместе делают одно дело, тогда это становится самой лучшей основой для того, что мы называем добрососедством и дружбой», — сказал он. «Очень надеюсь, что сегодняшняя встреча послужит практическому диалогу, а последующая работа сделает нашу жизнь лучше, а людей счастливее», — заключил архиепископ Пятигорский и Черкесский. С сообщениями в рамках встречи также выступили председатель исполкома Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов, глава Всероссийского общественного движения «Волонтеры победы» О.Н. Амельченкова, исполнительный директор Ассоциации СМИ Северного Кавказа А.М. Якушев, председатель Ставропольского регионального отделения Союза журналистов России, шеф-редактор газеты «Ставропольская правда» В.В. Балдицын и главный редактор телеканала «Архыз 24» М.М. Батчаева. В завершение встречи глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда и архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт наградили победителей Пятого межрегионального открытого фестиваля-конкурса «Благословенный Кавказ». В номинации «Лучший информационный сюжет» за сюжет «Рожденные в Рождество» приз получила корреспондент службы информации телеканала «Архыз 24» М.С. Лайпанова. В номинации «Лучшая телевизионная программа» за сюжет об общине глухих и слабослышащих города Ставрополя награждена редактор программы «Ставропольский благовест» Е.И. Зубкова. В номинации «Открытие года» за сюжет об открытии реабилитационного центра в селе Благовещенка приз получила ведущая программ редакции информации вещательного телевизионного канала «Кабардино-Балкария» ГКУ «КБР-медиа» А.М. Эристаева. В номинации «За верность профессии» награду получила руководитель телестудии «Град Креста» Ставропольской и Невинномысской епархии Русской Православной Церкви Л.А. Склярова.

http://sinfo-mp.ru/rol-smi-v-vozrozhdeni...

По восшествии на престол Д. С. провел ряд мер по укреплению царской власти: арестовал наиболее могущественного из груз. феодалов - клдекарского эристава Липарита Багваши, а после смерти его сына Рати упразднил Клдекарское эриставство и включил его в царский домен (Там же. С. 326), предпринял суровые меры по отношению к братьям Дзагану и Модисту, мухранскому и зедазенскому эриставам (Завещание царя Давида Мгвимскому мон-рю. 1984. С. 52-59). В 1099 г., пользуясь ослаблением турок из-за войн с крестоносцами за Св. землю, Д. С. перестал выплачивать дань султану, добившись фактической независимости Грузии. Стремясь к освобождению и объединению груз. земель, Д. С. предпринял ряд военных операций. В 1103 г. была взята крепость Зедазени, в 1104 г. в состав Грузии включены Кахети и Эрети. В ответ атабаг Гянджи, получавший дань с Кахети и Эрети, направил против Грузии многочисленное войско, к-рое было разбито груз. войсками близ Эрцухи (Саингило, территория совр. Азербайджана). Д. С. предпринял шаги по пути окончательного политического объединения страны: в 1110 г. грузины взяли имевшую стратегическое значение крепость Самшвилде (Квемо-Картли), после чего турки-сельджуки оставили все близлежащие крепости; в 1115 г. был освобожден Рустави; в 1116 г.- Тао (Юго-Зап. Грузия); в 1117 г.- город-крепость Гиши (Вост. Грузия); в 1118 г.- крепость Лоре (Квемо-Картли). При Д. С. усилилось влияние Грузии на Сев. Кавказе, что повлекло за собой распространение Православия, груз. языка, письменности и культуры. Усиление правосл. Грузии встревожило турок-сельджуков, по приказу султана Махмуда была собрана 300-тысячная армия под предводительством Ильгази, к-рая двинулась на Грузию. Ему противостояло объединенное груз. войско, включавшее, по сведениям арм. историка Матеоса Урхаеци, 40 тыс. грузин, 15 тыс. кипчаков, 500 аланов и 100 крестоносцев, к-рые, вероятно, прибыли в Грузию с посольством иерусалимского царя Балдуина II. Сражение состоялось на Дидгорском поле 12 авг. 1121 г. Царь заманил турок в узкое ущелье, где они не смогли воспользоваться своим численным превосходством, и разбил вражеское войско.

http://pravenc.ru/text/168512.html

Царский венец усеян камнями, красноватого цвета одеяние по всей длине и у подола украшено орнаментом, имитирующим золотое шитье. На поясе меч с прямым клинком. Слева от царя помещено меньшего размера ростовое изображение арх. Гавриила, указывающего на царя. Внизу, по обе стороны от Димитрия I, находятся небольшие фигуры 2 мужей, склонившихся к царю и держащих концы его пояса. В нижней части композиции слева просматривается часть здания с 2-гранным перекрытием, справа надпись в 3 строки: «Эриставы опоясывают [Димитрия] мечом Давидовым». На фреске изображен древний обычай (после царствования св. Тамары уже не применявшийся), когда феодалы опоясывали царя мечом во время церемонии его вступления на престол ( Беридзе. 1967. С. 173; Вирсаладзе. 2007. С. 149-150). Рядом с этой композицией представлена вмц. Екатерина с надписью: «Ангел возлагает венец на голову Екатерины». Справа от вмц. Екатерины изображена вмц. Варвара, слева - ангел, рукой касающийся ее венца ( Вирсаладзе. 2007. С. 151). В вост. части юж. стены расположены фронтальные фигуры великомучениц Ирины (в рост) и Марины (поясное изображение) с крестами в руках и по др. сторону от окна - ктитора Квирике в монашеском облачении в позе моления в 3/4-ном повороте в сторону алтаря (Там же. С. 162). Крест из ц. Мацхвариши Крест из ц. Мацхвариши В живописи М. большое значение придается орнаментальным полосам, выполненным в серо-коричневых цветах на черном фоне с добавлением охры. В качестве фона композиций использованы как архитектурные строения (решены условно, представлены строениями с 2-скатным перекрытием), так и пейзажные фоны ( Вирсаладзе. 2007. С. 180). Лики святых М. написаны в линейной манере с использованием света и теней, что подчеркивает объем, но вместе с тем носит декоративно-орнаментальный характер. В качестве отличительных физиогномических особенностей ликов М. можно назвать низкий лоб, четко выраженные волосы, широкие, удлиненные в сторону висков глаза, прямой нос и маленький рот. Колорит росписи М. сдержанный, построен на сочетании серо-голубых и красно-коричневых тонов, в манере линейной живописи и локального цвета.

http://pravenc.ru/text/2562732.html

И. описал одно из дел ГПЦ, имеющее важное значение для истории Грузинского Экзархата РПЦ и касающееся вопроса об имущественном положении Церкви и рус. церковного правления в Грузии. В 30-х гг. XIX в. в Грузию были направлены 2 сенатора «для обревизования края». Они отметили, что ГПЦ «владеет огромными имениями, а управляет ими дурно; экзарх и контора копят только деньги и накопили большие суммы, а между тем древние соборы разрушаются и гражданское ведомство имеет много крайних нужд» (Из восп. прокурора. 1883. Т. 1. 1. С. 69). Министр внутренних дел (вероятно, Д. Н. Блудов ), намереваясь основать в Грузии приказ общественного призрения, представил имп. Николаю I утвержденный имп. Александром I Павловичем в 1811 г. доклад Синода с росписью доходов и расходов ГПЦ, где в т. ч. было указано, что на богоугодные заведения должно ежегодно выделяться 3 тыс. р. серебром, а также, после кончины заштатных архиереев и настоятелей мон-рей, средства из Пенсионного фонда. Министр предложил взыскать с церковного управления в Грузии эти средства с учетом процентов и выделить из них необходимую сумму на устройство приказа общественного призрения. По поручению Синода, не имевшего этих средств, И. пересмотрел все груз. отчеты и дела начиная с 1811 г. и выяснил, что экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави) в нач. 10-х гг. XIX в. произвел ошибочные расчеты доходов и расходов ГПЦ. Сведения были представлены имп. Николаю I, к-рый приказал отменить ежегодный перевод в казну суммы, определенной указом 1811 г. В Тифлисе было учреждено попечительство о бедных духовного звания, содержавшееся на деньги из груз. церковных доходов (1300 р. серебром); также государь постановил передать накопленный с 1811 г. капитал в 500 тыс. р. министру внутренних дел. По поручению Синода, считавшего сумму преувеличенной, И. вторично пересмотрел документацию и выяснил, что в состав накопленного капитала вошли суммы, не подлежащие передаче в др. ведомство (свечной налог, денежные вклады на поминовение, выручка за метрические листы и т. п.). И. были пересчитаны все доходы Грузинского Экзархата с 1811 г., из исходной суммы были исключены непрофильные средства, в результате чего министру было передано ок. 200 тыс. р., а остаток был восстановлен на счету ГПЦ (Там же. С. 70-72).

http://pravenc.ru/text/674987.html

Гамидов Магомед Абдулгамидович, 62 года, водитель скорой помощи, Бежтинский участок, Цунтинский район, Дагестан Гасанова Зубайдат Габибулаевна, 66 лет, фельдшер скорой помощи, Дербентская ЦГБ, Дагестан Гасангосенов Магомед Гасангосенович, 80 лет, педиатр, Харахинская участковая больница, Хунзахский район, Дагестан В 1956 году, после окончания Харахинской средней школы, поступил в Буйнакское медицинское училище. Работал Заведующим ФАП в село Килятли Гумбетовского района. В 1964 году поступил в ДГМА на лечебный факультет. После окончания работал районным педиатром Кизилюртовской ЦРБ. 5 февраля 1976 года устроился на работу в Харахинскую больницу участковым педиатром. Вся его жизнь — бесконечная преданность выбранному делу и служению детям. Был ответственным, прекрасным специалистом, а также наставником для молодых врачей. Пользовался большим уважением среди медицинских работников и жителей Харахинского участка. Гедеванишвили Гиули Шотаевна 28 августа 2020 года скоропостижно ушла из жизни Гиули Шотаевна Гедеванишвили, заведующая кардиологическим отделением ГБУЗ МО «Королёвская городская больница». Гедеванишвили Гиули Шотаевна, 1952 г.р., окончила  Тбилисский государственный медицинский институт по специальности «Лечебное дело». Свою трудовую деятельность начинала в должности медицинской сестры института экспериментальной и клинической хирургии им.Эристави г. Тбилиси. В «Королёвскую городскую больницу» пришла работать в 1977 году на должность врача-кардиолога, а с 2008 года – возглавила кардиологическое отделение, проработав более сорока лет. С 2009 года — Ветеран труда, была награждена: в 2010 году —  Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации, в 2017 году нагрудным знаком Министерства здравоохранения Российской Федерации «Отличник здравоохранения», Почетным знаком Московской областной Думы «За трудовую доблесть» в 2018 году присвоено звание «Заслуженный врач Российской Федерации». Самоотверженность, преданность работе, до самопожертвования этой удивительной женщины всегда вызывали уважение в коллективе.

http://pravmir.ru/mediki-pogibshie-ot-co...

Но они глазами гневными глянули на них и жестоко вознегодовали, и прогнали прочь, и говорили им: " Ежели вы верны нам, то почему понуждаете нас отвергнуть Христа и примкнуть к нечестивой и злой вере Мухаммада и желаете предать нас вечному мучению, недостаточно ли сих понудителей, наших ненавистников безбожных, и заодно с ними врагов необозримых, жестоких воителей рода нашего " . А безбожники оные нашли иной способ и вновь лицемерно говорили: " Не делайте себя, славных, посмешищем врагов, не избирайте смерть взамен сладкой жизни, но повинуйтесь повелению самодержца: откажитесь от веры вашей и станьте мусульманами и примите бссчисленные дары и пользы щедрые, покоритесь законоположителю Мухаммаду - Пророку нашему " . Они же говорили им по-прежнему и то же самое утверждали, и были необратимы в помыслах своих и ответствовали: " Дары и почести ваши мгновенны и скоро расточатся, а добрые обещания Владыки нашего, которые Он заповедал возлюбившим Его и уповавшим на имя Его, суть вечны и беспредельны, подобное которым глаза человеческие нигде не зрели, уши не слыхали и и сердце человеческое не проникало. Также нестерпимые и бесконечные беды и мучения, которые жгут отвергших Его. " Безбожники оные, прослышав обо всем этом, потеряли надежду на их обращение. Добавили им муки, тяжелее прежних; оголили сих святых и со связанными руками и ногами бросили под палящим солнцем, лишенных всяких надежд, изнуренных голодом и жаждой и нещадно терзаемых мухами и шершнями. Вновь приступили супротивники оные с различными угрозами и предрекали им прочие мучения и жесточайшую и горькую смерть. Они же становились отважнее и всею мудростью слов их, ниспосланных свыше, подобно Заветам неизученным, обращали вспять слова их. Тогда же супостаты приступили сперва к двум эриставам - Элисбару и Шалве - прежде всего они решили они отсечь им головы, дабы навести страх на отважного Бидзину и убиением их устрашить бесстрашного разумом и твердого паче алмаза (и тем самым) думали отречь его от Христа. Но святой не только сколько-нибудь не оробел, он и их делал бесстрашными пред смертью и воодушевлял их, дабы с радостью восприняли смерть - обманщицу бессмертия и говорил им, а именно: " Нет ничего слаще смерти за Христа, которая будет нам началом бессмертия и вечной жизни " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

На могилке у схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Август 2012 года Я читал письмо одного современного афонского монаха к своим духовным чадам в Грузии, и был обрадован его словами: «Следите даже за тем, как вы дышите!». — Что он имел в виду? — Когда я нахожусь в обществе, то стараюсь дышать чуть поверхностнее, чтобы никому вокруг не мешать! Когда я сижу в самолете, то стараюсь свои руки держать так, чтобы не побеспокоить рядом сидящего пассажира. Если человек не понимает, как надо жить в обществе с другими людьми, это его беда. Такой человек никогда не станет духовным. Если он старается за счет других «сидеть свободно» — все потеряно! И даже если ему объяснят, пройдут годы, пока он научится. Надо жить не за счет других. Надо жить, любя других! Архимандрит Адам (в миру Вахтанг Михайлович Ахаладзе) родился 1 марта 1962 г. В 1978 г. окончил школу в Батуми. В 1985 г. с отличием окончил Тбилисский Государственный Медицинский институт и продолжил учебу в клинической ординатуре в Институте сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева в Москве, где защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. В 1991 году вернулся в Грузию и продолжил работу в кардиохирургической клинике Института экспериментальной и клинической хирургии им. акад. К. Эристави. С 1999 г. член Национальной комиссии по биоэтике, профессор кафедры хирургии Тбилисского Государственного университета. В 1994—2001 гг. руководил творческой телевизионной группой при Патриархии; создал около 30 авторских телепередач. В 2001 г. основал неправительственную организацию — Центр биоэтических исследований и культуры. С сентября 2006 г. назначен председателем департамента здравоохранения и генеральным директором родильного дома им. свв. Иоакима и Анны Грузинской Патриархии. Член Координационного совета страны и Нацинального совета по репродуктивному здоровью. 4 апреля 2004 г. был пострижен в монахи. В том же году рукоположен в иеромонахи. 27 сентября 2005 г.Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией Вторым возведен в сан игумена, а 21 декабря 2008 г. в сан архимандрита, 4 марта 2012 г. награжден правом ношения второго креста с украшениями. В 2006 г. избран настоящим членом- академиком Академии профилактической медицины Грузии. 3 июня 2009 г. избран настоящим членом — академиком Академии Гуманитарных наук и Изящных искусств Грузии.

http://pravmir.ru/arximandrit-adam-axala...

Обращаемся к проверке тех „подлинных источников“, которые свидетельствуют о католической пропаганде в Грузии, не повторяя здесь путей и причин ее проникновения в Закавказье, отмеченных нами в первой статье. Как сказано выше, „подлинными источниками“ г. Сарухан считает: 1) Acta ecles. (так цитирует автор, не дописывая последнего слова и не указывая места и года их издания); 2) донесения католических миссионеров папскому престолу и 3) показания европейских путешественников. Первый из этих „подлинных источников“, насколько он привлечен в статье г. Сарухана, под таковым названием существует только в воображении автора. По недомыслию или недоразумению он слова ес., т.е. etcetera (или е cetera), переделал в слово ecles., т.е. eclesiastica и получились какие-то вымышленные „церковные акты“, на которых держится фальшивое мнение г. Сарухана о тожественности князя Орбелиани с Бардзимом Эристави. Усомнившись в идентичности князя Орбелиани, принявшего католицизм в 1714 г. с Бардзимом Эристави, перешедшим в лоно католичес- —165— кой церкви в 1690 г., я стал разыскивать Acta ecles, сообщающие это сведение. По тщательном изыскании оказалось, что непосредственная ссылка г. Сарухана на „Acta ecles.“ есть неверное воспроизведение цитаты из труда Р. Rocco De Cezimale, Storia delle missioni dei Cappucini. Roma. 1873 r. На стр. 378, в примечании Рокко приводит следующее документальное сведение о переходе в католицизм Бардзима Эристави: giulio da Cremona prefetto della missioni dei Cappucini in Georgia perta a notizzia delle E. E. V. V. esser convertito alla fide cattolica il principe. Barzimi, della stirpe dei reg, d’Iberia e primo dopo il re digiorgia – scrive ilprincipe alla santita di S., при чем Rocco ссылается на Acta ес. 20 novem. 1690 р. 258, под каковыми он разумеет (см. первые строки из его „истории миссии капуцинов“) Acta S. С. de propaganda Fidae – литеры S. и С. соответствуют словам Sacra Congregazio. – а для сокращения этого длинного заглавия он ограничивается впоследствии словами „Acta ес“., т.е. есетега. Неумело присвоив непосредственную ссылку на „акты пропаганды“, г. Сарухан на свой страх и неправильно отождествил двух князей – Бардзима Эристови 793 с кн. Орбелиани, в разное время принявших католицизм. Слияние их в одну личность не может быть оправдано миссионерскими донесениями и буллами пап. Помимо них, князья Орбелиани никогда себя не называли Эриставами и потому отождествление их могло быть подсказано г. Сарухану исповедуемым им мнением, что существует „только один документ, где говорится о влиятельном лице, принявшем католицизм“, т.е. о кн. Орбелиани, по имени Савва Сулхан, по неверно понятому или намеренно искаженному толкованию г. Саруханом цитаты из истории капуцинов,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010