Uc.IX:11 . И разрушит Бог возстающыя на гору Сионю и разсыплет Израильтянам, дерзко и высокомерно хвалившимся своею силой, не удастся восстановить свое благосостояние, потрясенное неприятельским нашествием. Господь низвергнет (разрушит) их и развеет, – т. е. не даст им остаться в своей земле и прочно утвердиться в ней, как они мечтали, а рассеет их по дальним странам, что и сбылось при Салманассаре, – и это в наказание за то, что они возстают на гору Сионю, т. е. враждебно относятся к дому Давидову, имевшему резиденцию на горе Сионе в Иерусалиме, и вместе являются врагами истинного Богопочтения, средоточие которого находится в Иерусалиме, и поклоняются тельцам. Uc.IX:12 . Сирию от восток солнца и Еллины от запада солнца поядающия Исраиля всеми усты. Во всех сих не отвратися ярость Его, но еще рука Его высока Участь грозящая царству Ефремову, постигнет и других врагов Иудейского царства и истинного Богопочтения. Чрез Ассириян Господь ниспровергнет Сирию, царь которой Расин соединился с Израильским царем для нападения на Иудею, – и жители Дамаска переселит ( 4Цap. XVI, 9 ). Что касается до Еллинов, вредивших Иудейскому царству с запада, то не легко понять, какие Еллины разумеются здесь. На западе от Иудейского царства были собственно Филистимляне, как и сказано о них, а не об Еллинах, в Еврейском тексте Бибилии и Русском синодальном переводе Библии. Но Греческие переводчики Библии, заменяя Филистимлян Еллинами, вероятно имели в виду современных им Еллинов, со времени Александра Македонского державших в своей власти все лежавшие на западе от Иудеи страны, – например, Египет и Малую Азию. Еллино-Египетское царство, не мало притеснявшее Иудеев, действительно ниспровергнуто было и поглощено Римлянами, которые таким образом явились исполнителями угроз Божиих против врагов Иудейского царства, в наказание за то, что эти враги поядали Исраиля всеми устами, – полным ртом, с алчностью кровожадных животных. Под Израилем здесь разумеется собственно та часть Израильского народа, которая была подвластна дому Давидову. – Но как ни тяжки удары, какие Господь нанесет врагам Иудейского царства, – не отвратися ярость Его, но еще рука Его высока. За одними ударами последуют другие, которые будет наносить им рука Господа. Она дотоле не перестанет поражать виновных, пока вконец смирит и уничтожит их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Моисей действительно желал распространения известности о его поступке, но его неприятно изумило то, что с этим распространилось недоброе мнение о нем между Евреями. Он увидел, что привычка к неволе убила в них надежду на свободу, что они с недоверием отнеслись к лицу, призываемому к их освобождению, и пожалуй, готовы донесть на него Египетским властям, как на человека опасного и неблагонадежного в политическом отношении. Он не ожидал этого от Евреев. Отсюда объясняется его страх, его изумление, когда случилось именно то, чего он не ожидал. И рече: аще сице явлен бысть глагол сей, – ужели таким образом дело сие сделалось известным? Т.е. как неприятно, что дело, которое совершено мною по внушению от Бога, во благо моим единоплеменникам, не понято ими, и слух о нем распространяется так неосторожно, так недоброжелательно в отношении ко мне, что может дойти и до Египтян. – Глагол в значении дела встречается и в других местах Писания ( Лк. 2:15 ). Исх. 2:15 . Услыша же фараон глагол сей, и искаше убити Моисея. Отъиде же Моисей от лица фараонова и вселися в земли Мадиамстей. Пришед же в землю Мадиамскую, седе при кладязе. Услыша же фараон глагол сей. Опасение Моисея, что слух о казни Египтянина, вместо того, чтобы распространяться между одними Евреями к их ободрению, дойдет от недовольных им Евреев до Египтян, сбылось. О поступке Моисея доведено было до сведения самого фараона Египтянами, или может быть самими Евреями, которые могли сделать на него донос фараону, с целью отвратить подозрение, не сочувствуют ли они замыслам Моисея. – Фараон искаше убити Моисея. Решение фараона погубить Моисея могло проистекать из одних политических расчетов. Может быть, ему самому жалко было Моисея, как нареченного сына своей дочери, но опасение, что Моисей возмутит против него его подданных и сам станет во главе восстания, было сильнее всех других соображений и побудило фараона произнесть смертный приговор на Моисея. – Отъиде же Моисей от лица фараонова и вселися в земли Мадиамстей. Главною причиною самопроизвольного удаления Моисея за пределы Египта было нерасположение к нему Евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Со временем рождения Моисея, имевшего спасти Евреев от Египетского ига, совпадает бесчеловечное повеление фараона убивать всех Еврейских младенцев мужеского пола, и рождение Иисуса Христа, Спасителя всех человеков, сопровождается умерщвлением Вифлеемских младенцев по повелению нечестивого Ирода. Моисей спасен был своею матерью от угрожавшей ему смерти, и Христос Иисус укрыт был от меча Иродова Своею Матерью, бежавшею с Ним в Египет. Иисус Христос часть жизни Своей провел среди Египетских язычников, подобно тому, как Моисей с раннего возраста имел жительство в дворце языческого государя. III. Паримиия на вечерне в среду страстной седмицы, Исход II:11–22 В сей паримии повествуется о бегстве Моисея в землю Мадиамскую и о супружестве с дочерью Иофора. Исх. 2:11 . Бысть во дни многие оны, велик быв Моисей, изыде к братиям своим, сыном Исраилевым. Разумев же болезнь их, виде человека Египтянина, биюща некоего Евреанина от братии его, сынов Исраилевых. Во дни многие оны, – т.е. после описанных в предшествующих стихах 2-й главы (см. II-ю паримию) обстоятельств рождения и воспитания Моисея прошло много времени. Велик быв Моисей, изыде к братьям своим, сыном Исраилевым. Скольких лет был Моисей, когда он вышел к братиям своим, т.е. единоплеменникам своим, не сказано, сказано только, что он велик был, т.е. достиг зрелых лет. Но по словам первомученика и архидиакона Стефана, упоминающего в речи своей Иудеям о том же событии, Моисею было тогда 40 лет ( Деян. 7:23 ). – Изыде к братиям своим сыном Исраилевым. Придворная жизнь не заглушила в Моисее памяти о народе, к которому он принадлежал по рождению, не подавила в нем естественного сочувствия к единоплеменникам. Ему тяжелы были почет и роскошь, какими он окружен был, как нареченный сын дочери фараоновой, когда он видел при царском дворе врагов своего народа. До сих пор он хотя знал, как тяжко страдают его единоплеменники, но по своему придворному положению находил неудобным выразить чем-нибудь сочувствие их страданиям. Но так как гонения на Евреев с течением времени не ослабевали, и конца им не предвиделось, то, наконец, душе его стала невыносима та сдержанность, с какою он относился к страданиям своего народа; ему тяжело стало оставаться только зрителем их, и вот, – как выражается первомученик Стефан, – взыде ему на сердце посетити братию свою, для того, конечно, чтобы показать своим братьям, что он не равнодушно смотрит на их страдания, что он готов употребить все зависящие от него средства к облегчению их участи и в случае неуспеха своих усилий готов разделить ее с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исх. 13:14 . Аще же вопросит тя сын твой, глаголя: что сие? и речеши ему: яко рукою крепкою изведе нас Господь из земли Египетския, из дому работы. Изведе нас. Милость Божия, памятником которой должен служить закон о первенцах, имеет столь великое значение в судьбе Еврейского народа, что не только современные, но и все дальнейшие поколения должны памятовать эту милость с такою живейшею благодарностью, как если бы она была оказана лично им самим. На каждого отца семейства возлагается долг воспитывать детей в этом памятовании в раннем их возрасте. Каждый отец семейства должен так рассказать сыну об обстоятельствах происхождения закона о первенцах. Исх. 13:15 . Егда бо ожесточи фараона не отпустити нас, изби Господь всякого первенца в земли Египетстей, от первенца человеча, до первенца скотия. Сего ради аз в жертву приношу всякое разверзающее ложесна, мужеск пол Господу и всякого первенца сынов моих искуплю. Ожесточи (Господь) фараона. Это не так должно понимать, будто Сам Бог был виновником того ожесточения, того непреклонного упорства, с каким фараон старался удержать под игом неволи Израильтян, а так, что казни, какими Господь поражал Египет за несогласие фараона отпустить их, – вместо того, чтобы смирить его только ожесточали его, или смиряли лишь на краткое время, пока продолжалась та или другая казнь. Что вина ожесточения фараона падает на него одного, а не на Бога (было бы богохульно обвинять в сем Святейшее существо), это видно из многих ясных свидетельств о сем Моисея. Так, после казни наслания на Египет песьих мух сказано: «Фараон ожесточил сердце свое и на этот раз и не отпустил народа» ( Исх. 8:32 ). По прекращении казни побития полей градом сказано: «И ожесточилось сердце фараона и рабов его и он не отпустил сынов Израилевых» ( Исх. 9:35 ). Сам Христос сказал о Себе, что Он не мир пришел принести но меч, ибо пришел разделить человека с отцем его и дочь с матерью ее ( Мф. 10:34–35 ). Смысл слов Христа Спасителя тот, что учение Его будет служить поводом к разделению между людьми самыми близкими, ибо не одинаково будет принято ими, одни из них уверуют во Христа и за то вооружат против себя других, которые не уверуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исх. 14:11 . И рекоша к Моисею: за еже не быти гробом во Египте, извел еси нас умертвити в пустыни? Что сие сотворил еси нам, извед нас из Египта? Неудовольствие против Бога перешло в ропот на служителя Его. Не хорошо нам было в Египте, говорили сыны Израилевы, но уж лучше бы умереть в Египте, чем в пустыне насильственною от меча фараонова смертью . Это последнее зло горше первого. Исх. 14:12 . Не сей ли бяше глагол, его же рекохом к тебе во Египте, глаголюще: остави нас, да работаем Египтяном? Лучше бо бяше нам работати Египтяном, нежели умрети в пустыни сей. Выражающееся в этих словах малодушие Израильтян дошло до искажения истины. Правда, когда притеснение Евреев в Египте усилилось, то вследствие первого требования Моисея пред фараоном отпустить их в пустыню, Евреи высказали негодование на Моисея и сказали ему и Аарону: «Вы дали фараону и рабам его меч в руки, чтобы убить нас» ( Исх. 5:21 ), но это был единственный случай. Впоследствии Израильтяне без ропота и с охотою повиновались всем распоряжениям Моисея, видя в них волю Божию. Да и в первый раз, как только Моисей объявил им волю Божию об избавлении от Египетской неволи, они в лице своих старейшин с радостью отнеслись к словам Моисея и с благодарностью преклонились пред Господом ( Исх. 4:31 ). Исх. 14:13 . Рече же Моисей к людем: дерзайте, стойте и зрите спасение еже от Господа, еже сотворит нам днесь, имже бо образом видесте Египтян днесь, не приложите к тому видети их в вечное время. Против маловерия и малодушия Израильтян Моисей выступает с полною верой и упованием на Бога и, обнадеживая их помощью Божиею, возвещает им, что перед их очами совершится спасение от врагов уготованное Господом, и что они уже никогда не увидят Египтян в том грозном и страшном виде, в каком видят их теперь. – Последствия оправдали это предречение пророка Божия. Евреи чрез несколько часов увидели Египтян в виде трупов выброшенных на морской берег (30). Исх. 14:14 . Господь поборет по вас, вы же умолкните. Господь Сам поборет по вас, Сам будет сражаться за вас с Египтянами, – и вы умолкните, – будьте спокойны, без вас сделается то дело, которое послужит к вашему спасению. Вы будете только зрителями этого чудного дела. – С такою непоколебимою уверенностью Моисей мог говорить народу о помощи Божией единственно потому, что он испросил у Господа эту помощь и уже получил обетование о ней, как это увидим из следующих стихов 15, 16, 17 и 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Уразумев же болезнь их, виде человека Египтянина, биюща некоего Евреанина от братий его, сынов Исраилевых. То, что увидел Моисей, посетив братий своих, было самым обыкновенным явлением. Моисей, конечно, и прежде разумел, знал, что Евреев не только измождают болезнью ( πο νος), т.е. изнурительными, тяжкими не по силам работами, но еще бьют их, принуждая побоями к непрерывной, без отдыха, работе и жестоко взыскивая за опущения. Но теперь это зрелище произвело на него особенно грустное впечатление, под влиянием того душевного настроения, которое привело его к Евреям. Исх. 2:12 . Обозревся же семо и овамо, никогоже виде: и поразив Египтянина, скры его в песце. Обозревся же семо и овамо, никогоже виде. Моисей решился наказать бесчеловечного мучителя, но так, чтобы это не сделалось известно между Египтянами. Он справедливо рассуждал, что поступок его, если получит огласку между Египтянами, то возбудит против него преследование Египетского начальства и таким образом сразу лишит его возможности быть вперед полезным для своих братий и, что еще хуже, подаст повод Египтянам к усилению жестокости против Евреев. Потому Моисей боялся иметь свидетелем своего поступка собственно кого-либо из Египтян, ибо со стороны Евреев, если бы и нашлись между ними свидетели, кроме того Еврея, за которого он хотел заступиться, он никак не ожидал доноса на него Египтянам или разглашения о его поступке между ними. Свидетелей однако Моисей не заметил, никогоже виде и поразив Египтянина, скры его в песце. – Поразив, как понимать это? Так ли, что Моисей нанес Египтянину удар, который оказался смертельным нечаянно для Моисея, что Моисей не хотел убивать, а только проучить его, – или так, что Моисей намеренно, сознательно умертвил его? Последнее вероятнее, судя потому, что не безопасно было оставлять в живых человека, который мог сделать донос на Моисея Египетским властям, и сам Моисей заботился о сокрытии следов своей расправы, тщательно наперед удостоверившись в отсутствии сторонних зрителей ее. Но как смотреть на эту казнь? Может ли быть она оправдана пред судом нравственного закона? – Говорят, что Моисей убил Египтянина по любви к справедливости и по праву мстителя за кровь, бывшему в обычае на востоке и потом узаконенному самим Моисеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Египтяне вздумали было бежать назад от Израильтян, за которыми погнались по дну моря, но бежать было уже поздно. Они заметили, что находятся не на берегу, – ибо бежаша под водою, – под навесом вод, стоявших с обеих сторон стенами. Между тем Израильтяне уже выбрались на противоположный берег, и Моисей, по повелению Божию, с этого берега простирает на море свою руку с чудодейственным жезлом, ветер, который до сих пор дул всю ночь и держал, силою Божиею, воды в отвесном положении, утих, и воды, уже не сдерживаемые ветром, хлынули в образовавшуюся между ними пропасть. Произошел водоворот, погибельный для Египтян. Наступило уже утро, ибо сказано «устройся вода на место ко дню», т.е. с наступлением дня. Свет утреннего солнца осветил весь ужас положения, в каком находились Египтяне. Силою страшного водоворота Господь истрясе Египтяны посреде моря, поверг в море. Накрытые устремившеюся на них водою, Египтяне, сидевшие на колесницах и конях, вдруг сброшены были с них и поглощены пучиною. Все погибли, так что некому было возвестить оставшимся дома о погибели. Исх. 14:29–30 . Сынове же Исраилевы проидоша по суху посреде моря: вода же им стена бысть одесную и стена ошуюю. И избави Господь Исраиля в день он из руки Египетския: и видеша сынове Исраилевы Египтян измерших при краи моря. Во сколько часов Израильтяне могли перейти море? Ветер, раздвинувший воды моря, подул с наступлением ночи (20 и 21), следственно, около 7-ми часов вечера, ибо это было в весеннее равноденствие. – Воды морские, разделенные жезлом Моисея, устремились по манию того же жезла на прежнее место ко дню (27), с наступлением дня, – следственно, не ранее 5–6 часов утра. Израильтяне уже успели перебраться к этому времени на Аравийский берег, ибо Моисей уже с этого берега мановением жезла своего прекратил разделение вод для потопления Египтян. Следственно, движение Евреев по обнаженному руслу моря продолжалось часов 10 или 11. Время совершенно достаточное для перехода от одного берега до другого на двадцативерстном протяжении. – Израильтяне не только спаслись от Египтян, но были еще свидетелями погибели их, они видели трупы Египтян, выброшенные волнением морским на край моря, – т.е. на тот берег, на который сами благополучно переправились.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Беспомощное положение дитяти, плачем своим как бы умолявшего о пощаде, тронуло сердце дочери фараона, она пощаде, т.е. сжалилась над ним и решилась взять его на свое попечение. Нельзя не видеть особенного устроения промысла Божия в том, что орудием спасения будущего освободителя Еврейского народа от Египетской работы избрана была родная дочь жесточайшего гонителя этого народа. О Еврейском происхождении открытого в ковчежце младенца, дщерь фараонова могла догадаться отчасти по чертам лица его, отчасти по тому положению, в каком он найден, и может быть, как замечает блаженный Феодорит , по знакам обрезания на теле младенца. Исх. 2:7 . И рече сестра его дщери фараонове: хощеши ли призову ти жену кормилицу от Еврей, и воздоит ти отроча. Мариам, сестра Моисея наблюдавшая издали за всеми движениями дочери фараоновой, подошла к ней как бы случайно, привлеченная необычайным зрелищем вынутого из воды ковчега. С целью возвратить младенца его матери, она предлагает сострадательной царевне найти ему Еврейскую кормилицу, не боясь вызвать подозрение, что умысел ее будет открыт, ибо знала, что ни одна Египтянка не возьмется кормить своею грудью ребенка, принадлежавшего к народу, который Египтяне почитали нечистым ( Быт. 41:33 ). Исх. 2:8–9 . И рече ей дщерь фараонова: иди. Шедши же отроковица, призва матерь отрочате. Рече же к ней дщерь фараонова: соблюди ми отроча сие, и воздой ми е: аз же дам ти мзду. Взя же отроча жена и дояше е. Будущий избавитель своего народа, возвращенный родной матери для млекопитания, должен был с молоком матери всосать чувство любви к своему народу и вместе к тому, Кто предизбрал его для предстоявшего ему великого служения. Млекопитание продолжалось у Евреев до трех лет ( 2Мак. 7:27 ). Положенные в этот краткий промежуток времени в душе Моисея семена духовного развития не могли быть заглушены последующею придворною жизнью, ибо над укоренением их бдел особенный о нем промысл Божий. – Мать Моисея, сделавшись кормилицею своего сына и оберегательницею его, теперь уже не опасалась за жизнь его, ибо вероятно, получила от царевны твердые ручательства за неприкосновенность его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

285. См.: Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597). 286. Достопамятные сказания. Об авве Серапионе, 2. 287. См.: Лавсаик. 100. О Виссарионе. См также: Достопамятные ска¬зания. Об авве Феодоре Фермейском, 1; A. et. С. Guillaumont (eds.). £vagre le Pontique. Trait 288. Монах. 97 (Творения... С.111). См.: Мф 19:21. 289. Слово о молитве. 124 (Творения... С. 90). 290. Там же. 125 (Творения... С. 90). 291. Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597). 292. Монах. 89 (Творения... С. 110). 293. Изображение монашеской жизни. 8 (Добротолюбие. Т. 1. С. 595). См. также: Достопамятные сказания. Об авве Пимене, 69. 294. Достопамятные сказания. Об авве Памво, 2. 295. В оригинале – Gretchenfrage, т.е. «вопрос Гретхен». В трагедии Гёте «Фауст» Гретхен спрашивает Фауста: «А в Бога веришь ты?» В результате в немецком языке выражение Gretchenfrage стало широко распространенной идиомой, относящейся к решающим, «главным» вопросам. – Пргшеч. пер. 296. Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597). 297. См.: Быт 3: 8. 298. Ис 58:1 и след. 299. См.: Мф 6:25. 300. Монах. 94 (Творения... С. 111). 301. O.sp. I, 23. 302. O.sp. I, 27. 303. O.sp. I, 28. 304. O.sp. 1,35. 305. 1Ин 4: 8. 306. Исх 34:28. 307. Мф 4: 2. 308. 2Кор 11:27. 309. Деян 14:23. 310. Мохандас Карамчанд Ганди (1869–1948) – индийский общественный деятель, философ и аскет, один из главных идеологов и руководителей движения за независимость Индии от Великобритании. В политической борьбе пользовался тактикой ненасильственного сопротивления, прибегая также к голодовкам. Был убит в результате заговора радикальных индуистов. – Примеч. пер. 311. См.: Мф 6:16 и след. 312. Достопамятные сказания. Об авве Макарии Египетском, 11. 313. Vita С. 314. Достопамятные сказания. О святом Епифании, епископе Кипр¬ском, 4. 315. Там же. Об авве Исидоре пресвитере, 4; Об авве Иперехии, 4. 316. Там же. Об авве Пимене, 170. 317. 1Кор 6:13. 318. См.: Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597).

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

Итак, братие, как видите, святые держались и уединенной молитвы и соблюдали ее. Держитесь ее и вы, " и сколь можно чаще от молв и шума мира сего удаляйтесь в клеть свою для занятия делом спасения души своей... И всякий христианин имеет необходимую потребность для души своей в том, чтоб в каждый день несколько часов посвящать на уединенную молитву и богомыслие, чтобы вовсе не рассеяться в суете мира сего. Душа наша такую же имеет жажду в ежедневном обновлении сил своих молитвою и богомыслием, как и тело в подкреплении себя пищею. И нет такой тяжкой работы, нет столь многосложной и тяжкой службы, от которой бы не должно и не можно было уделять несколько времени на питание ее сим хлебом жизни. Ибо спасение души нашей из всех дел есть самое важнейшее дело " (Воскр. Чт. 1842 г. стр.43-44). Поэтому, братие, и уединенная молитва нужна нам. В уединении мы свободнее можем возносить ум наш к Богу, и душа наша, не тревожимая никем и ничем, в уединении становится чище, и ум наш бывает легче на молитву. Аминь. Чем человек смиреннее, тем более он получает от Бога благодатных даров (Слово о святем Сисои, како словом воскреси умершего (Прол. Мал 3). Слово от Патерика о Виссарионе, како словом изгонаше бесы) Добродетель смирения настолько приближает к Богу, настолько соединяет с Ним, что все существо смиренного делает сосудом благодати Божественной, и эта благодать изливается чрез смиренного: и на других и творит дела великие даже иногда помимо воли самого смиреннолюбца. Чтобы убедиться в этом, выслушайте повесть о двух случаях из жизни Сисоя и Виссариона, преподобных отец наших. Некоторый простолюдин отправился с больным сыном к преподобному Сисою, в стране Египетской. Дорогою больной умер. Отец не смутился этим, взял мертвеца и принес к преподобному. Зная смирение последнего, простолюдин не стал просить открыто у него помощи, а, вошедши с мертвецом на руках, седлал, поклонение святому и при поклон положил мертвого сына к ногам старца. Не ведая, что пред ним лежит мертвец и думая, что поклонившийся не хочет встать, Сисой сказал умершему: " встань и иди вон. " И мертвый ожил, встал и вышел навстречу к удивленному своему отцу. Тогда последний вошел к Сисою и рассказал ему, что случилось с его сыном на пути и как он мертвого его принес к преподобному. И опечалился святый старец, услышав это, и запретил простолюдину и ученикам своим рассказывать о случившемся до смерти своей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010