И если бы Евреи производили эти работы на себя, тяжесть их облегчалась бы сознанием, что плоды трудов принадлежат трудящимся. Но Евреи работали не на себя, а на Египтян, как некогда Илоты на Спартанцев, или недавно Негры на американских плантаторов. Словом, Египтяне преогорчевали жизнь Евреев во всех делех, имиже порабощаху их нуждею, – во всех работах, к которым принуждали их насильственно, как невольников или рабочий скот. – По свидетельству Иосифа Флавия, Евреи, кроме помянутых работ, еще строили пирамиды, копали обширные каналы и отводили Нил, стенами и высокими насыпями обводили города, для удержания воды во время разлития Нила. Исх. 1:15–16 . И рече царь Египетский бабам Еврейским, единей их имя Сепфора, и имя вторей Фуа, и рече (им): егда бабите Евреаныням, и суть к рождению, аще убо мужеский пол будет, убивайте его: аще же женский, снабдевайте его. Так как первая жестокая мера к уменьшению числа Евреев не удалась, то фараон прибегает к другой, более бесчеловечной: он повелевает Еврейским повивальным бабкам убивать младенцев мужеского пола при самом их рождении. Идет речь только о двух бабках. Само собою разумеется, что двух бабок для пособия огромному числу Еврейских родильниц недостаточно. Потому следует заключить, что две поименованные бабки были только начальницами прочих, как самые знаменитые между ними, они должны были не лично исполнят царское распоряжение, а только передать его к исполнению своим подначальным, наблюдать за исполнением его и ответствовать пред царем в случае неисполнения или неточного исполнения его воли. – Бесчеловечный приговор фараона относился к младенцам не женского пола, – их велено было снабдевать, т.е. щадить, оставлять в живых, по соображению, что выросши, они могут годиться в невольницы и даже быть женами Египтянам и полезными хозяйками, – а к младенцам только мужеского пола, без сомнения, с тою целью, чтобы, пришедши в возраст, они не увеличили собою числа недовольных фараоном и готовых помогать им с оружием в руках. Думают впрочем, что эта мера была временная, ибо цель фараона была не совсем истребить Евреев, а только сократить число их и чрез то довести их до невозможности восстать против Египтян. Исх. 1:17 . Убояшася же бабы Бога и не сотвориша, якоже повеле им царь Египетский, и живляху мужеский пол. Повивальные бабки, вопреки бесчеловечному повелению, живляху, т.е. оставляли в живых новорожденных мужеского пола, ибо больше боялись гнева Божия за исполнение этого повеления, чем гнева земного царя за ослушание пред ним. Подобным благочестивым побуждением руководствовались Апостолы, когда на требование Иудейского синедриона не проповедывать Евангелия отвечали: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога» ( Деян. 4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Фараон не только не уважил этой просьбы, но еще пуще озлобился против Израильтян и приказал обременять их работами больше против прежнего. Моисей снова предстал фараону с тою же просьбою и на сей раз в доказательство своего полномочия от Бога совершил пред лицем фараона чудо превращения жезла в змия и змия в жезл. Фараон не вразумился этим чудом и не стал слушать Моисея. Затем Господь чрез Моисея поразил Египет десятью чудесными казнями. Из них только последняя казнь образумила фараона и Египтян, она состояла в избиении Ангелом губителем первенцев Египетских от человека до скота. Господь знал, что после этой казни фараон не станет долее упорствовать и отпустит Евреев, и потому за несколько дней до совершения этой казни приказал Моисею и Аарону заблаговременно приготовить Евреев к исшествию из Египта. Приготовление это состояло в установлении нового священного года и в распоряжениях о совершении Евреями пасхальной жертвы в ночь избиения Египетских первенцев. «Рече Господь к Моисею и Аарону в земли Египетстей, глаголя: месяц сей вам начало месяцей, первый будет вам в месяцех лета». До сих пор Евреи считали год с первого осеннего месяца «тисри», который соответствовал последней половине нашего сентября и первой половине октября. Он занимал первое место в порядке месяцев на основании убеждения, что Бог сотворил мир в этом месяце. Не отменяя сего счисления месяцев для дел собственно хозяйственных ( Исх. 23:16, 34:22 ; Лев. 25:3 ), Господь теперь установляет новый – священный, или церковный – год и первым месяцем его повелевает считать месяц предстоявшего Евреям исхода из Египта, именно первый весенний месяц, который называется «авив», т.е. месяц колосьев ( Исх. 13:4 ), потому что к сему времени созревал ячмень, а после Вавилонского плена назывался «нисан» ( Неем. 2:1 ; Эсф. 3:7 ). Господу угодно было, чтобы время весеннего обновления природы было временем обновления милости Его к избранному народу и всем последующим родам напоминало об этой Его милости, – о дарованной Евреям новой жизни вместе с избавлением от рабства Египетского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Из остальных книг Vitae Patrum, где находились разрозненные, отрывочные сведения о святых, Святитель взял немногое. Он дополнил отсюда жития святых, написанные по другим отделам того же источника; самостоятельных, особых житий по 3, 4, 5, 6, и 7 книгам Vitae Patrum написано только три: 6-го июня – прей. Виссариона, «от Патерика Египетского и великие Минеи Четьи». Жития свв. Отцов, кн. III, в ВЧМ (июнь, л. 109–111) сказание во многом отличающееся от того, которое в наших Четиих-Минеях; 6-го июля – преп. Сисоя великого, «от отечников», а во втором месяцеслове: «quare in indice in Vitis ss.pp. довольно будет. О преставлении его декабря 11-го» – Жития свв. Отцов в разных местах 210 . 27-го августа – преп. Пимена великого , «от Патерика Египетского и Алфавитного собрано сокращенно»; во втором месяцеслове: «in Vitis ss.pp. vide idem Paemen et Pastor» – кн. Ill, §§4,5,8,11, 12, 14, 16, 27,31,35,36,37, 60, 64, 76, 144, 146, 147, 177, 180 и 183 211 . Однако, если мы станем детально сравнивать, эти жития с указанным источником, то едва ли нам удастся найти здесь все сообщаемые в них сведения. Особенно это надо сказать о житии преп. Пимена. Но есть в Четиих-Минеях и такие жития, для которых в Житиях свв. Отцов мы не могли найти соответствующего материала. Между тем, Святитель указывает, что они взяты также из Патериков. Таковы: житие св.м. Фомаиды (апреля 13-го), в Четиих-Минеях: «от Патерика Скитского»; блаж. Таисии (мая 10) – «от Алфавитного Патерика, знамениеТ»; преп. Дулы страстотерпца (июня 15-го) – «от Патерика азбучного, лит. 4-я» и сведения о рождении и отроческих годах преп. Онуфрия великого, сообщаемые Святителем 12-го июня, после жития преподобного, с пометкой: «от отечников». Очевидно, между патериками и отечниками у Святителя были и такие, которых в Житиях свв. Отцов нет. Мы, однако, не думаем, чтобы это были греческие патерики. Вероятнее разуметь здесь славянские переводы их, богатое собрание которых давали, напр., великие Макарьевские Четии-Минеи. Здесь как раз находим мы и сведения о всех тех святых 212 , каких не удалось нам найти в Житиях свв. Отцов. Поэтому, источниками этих житий скорее надо считать великие Четии-Минеи или те патерики – Скитский и Азбучный, – о которых есть упоминание в описи оставшихся после Святителя книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Многие грешники своим упорством и неверием напоминают не только фараона, но и тех египетских волхвов, чародеев Ианния и Иамврия ( 2Тим.3:8 ), которые старались слабым подражанием чудесам Моисея подорвать веру фараона в эти чудеса. Подобно этим чародеям они всем существом своим, душою и телом, погрузились в чувственные, чисто земные интересы и думают, что при помощи современных научных открытий можно устроить земную жизнь так счастливо, как никогда не удастся людям, следующим евангельскому правилу: ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся, то есть земные блага, приложатся вам ( Мф.6:33 ). От этих людей вы никогда не услышите слов: «чудеса Господни», – а только: «чудеса науки», «чудеса искусства», «чудеса промышленности». Бог , по их словам, мог, пожалуй, создать мир, но власть над ним принадлежит одному человеку, не допускающему вмешательства Божия в свои дела. Вот до какой сатанинской гордости может доходить человек! Он забывает, что чудеса человеческой изобретательности в сравнении с чудесами Божия промышления так же ничтожны и жалки, как жалки были фокусы египетских чародеев перед чудесами Моисея. Одного легкого дуновения гнева Божия достаточно, чтобы сокрушить все создания человеческого ума, громадные и величественные, и никакие измышления людские не в силах остановить движение этого гнева. Ум человека, ослепленного гордым сознанием своего могущества в области земных, вещественных интересов, не подозревает своего крайнего уничижения: вращаясь в этой области, он сам оземленяется, погрязает в бездне земного и вещественного и теряет силы возноситься к горнему и Божественному, то есть теряет то, в чем состоит его главное преимущество перед всеми земными тварями. Смирись, гордая душа, пойми безумие твоей гордости, безумие подражания фараону и его чародеям в неверии и ожесточении – и возопий к Господу: «Прости меня, прогневал я Тебя не менее, чем фараон с Ианнием и Иамврием, и помоги мне вступить на путь смиренной покорности и преданности во всем Твоей святой воле».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

К этой-то туземной династии принадлежал тот царь, который не знал Иосифа, т.е. или совсем не знал его истории, или, что вероятнее, не хотел признать заслуг его для Египта, потому что находился во враждебном отношении к той династии, при которой служил и возвысился Иосиф. Исх. 1:9–10 . Рече же языку своему: се, род сынов Исраилевых великое множество, и укрепляется паче нас: приидите убо, прехитрим их, да не когда умножатся, и егда аще приключится нам брань, приложатся и сии к супостатом и одолевше нам изыдут из земли (нашея). Слова Египетского царя, что Израильтяне становятся мжогочисленнее и сильнее Египтян, имеют тот смысл, что размножение и усиление Израильтян идет гораздо быстрее в сравнении с возрастанием и усилением Египетского народонаселения. Причина этого преимущества пред Египтянами Израильтян, независимо от естественных и общественных благоприятных условий, заключалась главным образом в том, что они по особенному действию промысла Божия гораздо меньше, чем туземцы, терпели от злокачественных болезней, господствовавших в Нильской долине, от голода, войн и других внешних бедствий. – Приидите убо, прехитрим их, да не когда умножатся, т.е. давайте, употребим хитрость, чтобы воспрепятствовать дальнейшему их размножению. Хитрость, употребленная для сего фараоном, имела, как увидим, грубый и насильственный характер, и только потому могла быть названа хитростию, что отнимала у Евреев, многочисленных и сильных, возможность противодействовать своим притеснителям. Мерами хитрыми и вместе насильственными остановить возрастание Еврейского народонаселения казалось нужным фараону по государственным соображениям: он опасался, чтобы Евреи не воспользовались своим многолюдством ко вреду Египтян. Вред, какой могли Евреи нанести Египтянам, мог быть, по мнению фараона, двоякий: во-первых, Евреи в случае войны могут перейти на сторону неприятелей и союзом с ними доставить им победу и одоление над Египтянами. Войны этой можно было опасаться преимущественно со стороны беспокойных восточных соседей, арабских племен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Могло ли что-нибудь подобное придумать искусство человеческое? . От Офома, последнего Египетского города на границе с Аравийскою пустыней, Евреи могли продолжать свой путь или к северу прямо в Ханаан, и тогда пришли бы сюда чрез три-четыре дня, если бы не встретили каких препятствий, – или на юг к Синаю. Пути к Синаю не мог не иметь в виду Моисей, ибо помнил слово, сказанное ему из купины: сие тебе знаменье, внегда извести тебе люди Моя из Египта, и помолитеся Богу в горе сей ( Исх. 3:12 ). Но Господу не угодно было на сей раз пустить Евреев ни по тому, ни по другому пути. Первый путь признан был для них неудобным потому, что здесь угрожала бы им неизбежная встреча с Филистимлянами, и убоявшись их, они стали бы жалеть о Египте ( Исх. 13:17 ). От второго пути надлежало удержать их на время для того, чтобы дать место, как увидим, новому преславному событию, которое должно было еще больше, чем прежние чудеса, прославить Господа и утвердить Евреев в преданности Ему. С этою целью, по повелению Господа, Евреи от Офома должны были повернуть на юг по западной стороне Суэцкого рукава Чермного моря, следовательно, очутиться снова в пределах Египетских. На этом новом пути им приказано было ополчиться, т.е. расположиться всем ополчением, между Чермным морем и Магдолом (башня, крепость). Положение последнего места, по неизвестности древней географии Египта, трудно с точностью определить, равно как и положение других мест, в виду которых назначено остановиться Израильскому ополчению. Одно из них названо в тексте придворном, или, как в книге Числ. 33:7 , устьем Ирофа (с Еврейского устье пещер). Другое названо Веельсепфоном (господин подзорной башни). Судя по буквальному значению всех этих названий, можно думать, что обозначаемые ими места укреплены были либо природою, либо искусством человеческим и обеспечивали безопасность Египетских владений с восточной стороны. В 20-ти верстах от Суэца на западном прибрежьи Суэцкого рукава Чермного моря, до сих пор Арабы показывают место, которое называют Купальнями фараоновыми (Хамам фараун), по сохранившемуся преданию о потоплении фараона в море близ этого места. Место это находится на узкой прибрежной полосе, которую Арабы называют долиною чуда (Бедеа), также путем сынов Израилевых (Тга-Бене-Израель). Полоса эта занимает место между морем и горами, а к северу и югу от ней идет пустыня. По всей вероятности в этой-то полосе расположились на ночлег, в третий день своего путешествия, Израильтяне, и здесь-то надо искать те местности, которые названы в рассматриваемом стихе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исх. 13:2–3, 10 . И иде Моисей, и собра вси люди и рече: помните день сей, в оньже изыдосте от земли Египетския, из дому работы: рукою бо крепкою Господь изведе нас отсюду. И сохраните закон Его. Исполняя повеление Господа касательно обнародования закона о первенцах, Моисей указывает на него народу, как на памятник благодеяний Божиих при исшествии Евреев из Египта. «Помните день сей, в оньже изыдосте от земли Египетския, из дому работы». Домом работы, или рабства, Египет назван потому, что в Египте Израильтяне употребляемы были на невольнические работы, и Египтяне обращались с этими невольниками, как бы с преступниками, заключенными в темнице и в наказание за преступления несущими бремя изнурительных работ. И Евреи не могли бы собственными силами избавиться от этого бедствия, если бы Сам Господь не извел их оттуда рукою крепкою. Рука крепкая, это та могущественно-грозная сила, которую Господь проявил над Египтянами, поразив их чудесными казнями, заставившими их наконец отпустить Израильтян. – И сохраните закон Его. Выше в стихах 4–9 шла речь собственно о законе опресноков, который должен быть соблюдаем ежегодно в течение семи дней от дня пасхи, по вступлении в землю обетованную. Не останавливаясь на сем законе, паримия переходит к следующему за тем изложению закона о первенцах. Исх. 13:11–12 . И будет, егда введет тя Господь Бог в землю Хананейску, якоже кляся отцем твоим: и отлучиши всякого первородного, разверзающего ложесна, мужеск пол, Господу. Закон об освящении, или об отлучении первенцев от человека до скота, равно как вышеупомянутый закон об опресноках и законы о жертвах, изложенные в книге Левит, – должен по повелению Господа вступить в силу по водворении Евреев в той стране, которую Он с клятвою обещал пред праотцами Еврейского народа дать в обладание их потомкам. Это потому, что при той беспокойной жизни, какую Евреи должны были проводить во время многолетнего странствования в Аравийской пустыне, не удобно было с точностью исполнить подробные предписания обрядового закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Иер.2:4–5 . Услышите слово Господне, доме Иаковль, и вся племена дому Исраилева. Сия глаголет Господь: кое обретоша отцы ваши во Мне погрешение, яко удалишася от Мене и ходиша во след суетных и осуетишася? Неверность избранного народа Господу открылась еще тогда, когда этот народ составлял единое целое, все 12 колен Израильских – одно государство. Искони Израильтяне не раз меняли истинное Богопочтение на ложное, искони вопреки первой и второй заповеди Десятословия удалялись от Бога и ходили в след суетных, т.е. ложных, мечтательных, существующих в одном воображении, а не в действительности богов, – служили им с раболепством слуг, идущих за своим господином. Поклоняясь суетным богам, они сами осуетишася, – т.е. впали в состояние самообольщения, принимая мечту за истину ( Рим. 1:21 ). – Кое обретоша отцы ваши во Мне погрешение? вопрошает Господь потомков о причине отступления от истинного Богопочтения предков. Смысл вопроса тот, что эта причина заключается в самих отступниках, ответственность за неверность Богу на них одних падает, а отнюдь не на Господа. Вступив в завет с Израильтянами, Он остался верен ему, ни в чем не нарушил его. Условием завета с Его стороны были разные обетования. Можно ли упрекнуть Его, чтобы Он не исполнил какого-либо из них? Могли ли отцы, древние поколения Израильского народа, обрести в Боге какое-либо погрешение, какую-нибудь неверность в исполнении Его обетований? Так Он дал им во владение, в силу Своих обетований, Ханаанскую землю. Он ли виноват в том, что они стали служить Ханаанским богам? – Он верно исполнил условия Своего завета с ними, они же прогневали Его возмутительною неверностью Ему. Иер.2:6 . И не рекоша: где есть Господь, изведый их от земли Египетския, преведый нас по пустыни, по земли необитанней и непроходней, по земли безводней и неплодней, по нейже не ходи муж никогдаже, и не обитал человек тамо? Израильтянам одного воспоминания о благодеяниях Господа во время путешествия их из Египта и странствования в пустыне достаточно было бы для удержания их в верности Ему. Но они, водворившись в плодоносной земле обетованной, забыли об этих благодеяниях, забыли о том, что они единственно Господу обязаны были преодолением трудностей путешествия в обетованную землю по стране пустынной и безлюдной (необитанней), по земле непроходимой, т.е. покрытой песками, загроможденной камнями, изрытой пропастями, – по земле безводной и потому бесплодной, по земле, на которой никто никогда не имел оседлости (не обитал) и можно было только кочевать с одного места на другое. Благополучно в продолжение сорока лет пространствовав в таких местах, они не рекоша (про себя): где есть Господь, путеводивший их, не помыслили о Нем, как будто Его нет нигде.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Не менее знаменательна в отношении к Рождеству Христову от Девы Марии память пророка Даниила. Он предсказал о рождении Христа от неискусомужной Девы под образом отсечения камня от горы. О сем он получил откровение от Бога по поводу сновидения, виденного Навуходоносором, но им забытого. Даниил не только напомнил Навуходоносору и рассказал виденный им сон, но и объяснил его значение. Навуходоносор видел во сне огромной величины статую, изображающую человека. Голова статуи была золотая, грудь и руки серебряные, бедра медные, ноги железноскудельные . По толкованию Даниила, последовательный порядок составных частей статуи и разность их по материалу знаменуют последовательную смену четырех земных царств и разные свойства их. Первое царство, по толкованию Даниила, есть Вавилонское. Оно знаменуется золотою главою: Вавилон блистал могуществом и богатством. Грудь и руки статуи, сделанные из серебра, означали другое царство, настолько низшее Вавилонского, насколько серебро ниже золота. Даниил не назвал этого царства по имени, но достоверно, что под ним разумеется Мидоперсидская монархия. Медные части статуи означали третье царство, которому также суждено было преобладающее владычество над землею. Под ним разумеется Греческая монархия, основанная Александром Македонским, которая с неимоверною быстротой уничтожила Персидское царство и стала господствовать над миром. При жизни своего основателя она представляла нераздельное целое, но при его преемниках она разделилась на несколько самостоятельных царств. Главными и более сильными в ряду их явились царство Египетское, управлявшееся Птолемееми, и Сирийское, бывшее под владычеством Селевкидов. Железно-скудельная часть истукана знаменовала четвертое царство, Римское. Оно отличалось железною крепостью в первую пору своего существования, на что указывали железные голени; затем, вследствие междоусобных войн и враждебного отношения к Риму завоеванных племен, оно значительно ослабело, на что указывала скудельная (глиняная) часть в составе истукана.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Втор. 5:4 . Лицем к лицу глагола Господь к вам на горе из среды огня. Линем к лицу. Идет речь о том, что Господь изрек 10 заповедей вслух всего народа без посредства Моисея. Для чувственных очей Господь был тогда невидим, но звуки Его гласа, изрекавшего закон, достигали до слуха сынов Израиля непосредственно. Это было причиною, что они, устрашенные сими звуками, просили Моисея на будущее время принять на себя посредничество в передаче им воли Божией. Втор. 5:5 . И аз стоях между Господем и вами во время оно возвестити вам глаголы Господни, – глаголя. И аз стоях... Господни. Это – вставочное предложение. Оно должно быть понимаемо так, что Моисей посредствовал между Богом и народом не в то время, когда Господь изрекал 10 заповедей, а уже после провозглашения их, когда устрашенный народ отказался от продолжения непосредственной беседы с ним Господа. Моисей как бы так говорит: поймите, какой чести вы сподобились, – Сам Господь удостоил вас беседы с вами без моего посредствующего участия, которое на это время было прекращено и возобновилось уже после этого. – Слово глаголя имеет связь с 4-м стихом, как продолжение его, прерванное разсмотренными вставочными словами. Втор. 5:6 . Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя из земли Египетские, от дому работы. Истинный Бог , называющий Себя Богом Израильского народа (Бог твой), есть Бог всех народов, как тех, которые в Него единого веруют, так и тех, которые утратили веру в единого Бога и стали поклоняться многим богам. Божеская власть Господа Бога Израилева простирается на все народы, признают ли они ее над собою, или не признают ( 4Цар. 19:18–19 ). Но Ему угодно было из всех народов избрать в особый удел Себе один народ для сохранения в среде его истинного Богопочтения и для воспитания его согласно его предназначению дать из своей среды Мессию. Посему, будучи Господом вселенной, истинный Бог объявляет этому народу: Аз есмь Господь Бог твой, т.е. в силу заключенного с тобою, народ Мой, завета, Я беру тебя под Мое покровительство, преимущественно пред прочими народами; равно и от тебя преимущественно требую подобающего Мне, как единому истинному Богу, поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010