Я твой Бог, потому что ты Мне преимущественно пред всеми народами принадлежишь, и потому что Я тебе принадлежу. Меня одного, как твоего Бога, ты должен знать, на Меня единого уповать, и милостию Моею паче всего на свете дорожить. – Изведый тя из земли Египетские, от дому работы. Указанием на благодеяние, которым Евреи обязаны единственно своему Богу, Он хочет утвердить их в верности и преданности Ему. Если не из других, высших побуждений, то по крайней мере из благодарности Ему, как величайшему своему благодетелю, они должны соблюдать верность Ему, как Богу завета. О великости благодеяния они должны судить по великости того бедствия, от которого они освобождены Господом Богом. Он рукою крепкою и мышцею высокою извел их из Египетской земли, которая была для них домом работы, – местом рабства, где они томились в тяжкой неволе, словно пленники или преступники, заключенные в темницу ( Суд. 16:21 ; Еккл. 7:3 ). Втор. 5:7 . Да не будут тебе бози инии пред лицом Моим. Господь заповедует Израильтянам не только не чтить богов, каких чтили другие народы, но и не признавать их богами равными Ему, или низшими Его. Израильтяне тяжко согрешили бы против веры в своего Бога не только в том случае, если бы совсем перестали служить Ему, но и в том, если бы служили Ему наряду с другими богами, или если бы чтили Его как только национального своего бога, не отвергая существования иных богов, которым служат другие народы, как своим национальным богам. Нет, говорит Господь Своему народу, ни в том, ни в другом смысле ты не должен ни признавать, ни чтить иных богов, кроме Меня одного. Господь Бог твой, говорится в других местах Второзакония, сей Бог на небеси горе и на земли долу, и несть разве Его ( Втор. 4:39 ). Аз есмь Бог, и несть разве Мене ( Втор. 32:39 ). И вообще в книгах Ветхого Завета нельзя найти следов учения о многобожии и о Боге Еврейском, как об одном из многих богов. И если сам Моисей говорит о Нем: Господь Бог ваш Сей Бог богов и Господь господей ( Втор. 10:17 ), то это говорит он не в том смысле, будто боги языческие суть также боги, хотя низшие Бога, чтимого Евреями, а соответственно понятию язычников, которые были уверены, что эти боги существуют, сам же Моисей называет их идолами, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Далее в житии Симеона юродивого передается: «Святый в притворном бесновании премногие человеки обличаше о тайных гресех их: овые о нечистоте, овые о татьбе, овые о клятвопреступлении, и когождо о всяком гресе его; обличаше же иные особь, иные пред другими, иным притчали сказоваше, злая дела их, да познают свою совесть, а иных яве поношаше о творимых беззакониях и тако весь град удержаваше от грехов смертных, приводя люди в чувство и в покаяние» 103 . Василий блаженный «божественною благодатию укрепляем, не только свою душу спасает, но и многим душам ходатай ко спасению» 104 . Чем глубже было нравственное падение, чем больше распространялся соблазн порочной жизни, тем с большею силою воспламенялась ревность сих дивных подвижников о спасении таких людей от погибели. Глубина падения подобных грешников не устрашила сих ревнителей спасения ближних: с твердою надеждою на помощь Божию, они предпринимали всевозможные средства, какие только могли придумать для того, чтобы исправить порочных, обратить их на путь спасения. Ни своим душевным спокойствием, ни телесными трудами, ни людским мнением о себе не дорожили они, когда видели возможность спасти погибающего. В жизнеописаниях юродивых нередко встречаем, что некоторые из них вращались среди самых порочных членов общества. Свободные от уз мира, не связанные общественными условными приличиями, по глубокому самоотвержению, они тем с большою пользою для порочных членов общества могли действовать, невзирая ни на пол, ни на возраст, ни на презрение общества к великому грешнику: они видели в нем только погибающего брата и старались освободить его от оков порока. Так, в Скитском Патерике читаем о юродивом Виссарионе: «Шел некогда блаженный Виссарион чрез одну Египетскую деревню и, увидев блудницу, которая стояла у своей горницы, сказал ей: «Ожидай меня вечером; приду к тебе и ночую с тобою». – «Хорошо, авва!» – отвечала блудница. И вот она приготовилась и постлала ложе. Вечером старец, пришед к ней и вошедши в ее горницу, спросил: «Приготовила ли ложе?» – «Приготовила, авва», – отвечала блудница.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Горе тебе, душа, если сочувствуешь этому бесчеловечному учению. Если бы это учение повсюду восторжествовало, общество человеческое перестало бы быть обществом человеческим, превратилось бы в царство зверей. Не там хорошо живется на свете, где господствует одно самолюбие и вследствие того вражда, а там, где царствует мир, уважение к правам и человеческому достоинству ближнего, взаимная снисходительность и уступчивость. Ровоам нехорошо повел себя в отношении к подданным. Еще хуже поступил Иеровоам. Получив царство по соизволению Божию, он сделался крайне неблагодарным к Богу. Из опасения, чтобы его новые подданные не возвратились под власть дома Давидова, если будут ходить в Иерусалимский храм со своими жертвами, Иеровоам ввел в своем царстве идолопоклонство. Он слил двух золотых тельцов, из которых одного поставил на южных границах царства, в Вифиле, другого на северных, в Дане, и объявил народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот Боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской ( 3Цар.12:28 ). Возмутительна неблагодарность к Господу Иеровоама! Но подобную неблагодарность проявляют многие, подобно Иеровоаму из низкой доли, из бедности достигшие высокого общественного положения и богатства, из грязи попавшие в князи. Непривычная им высота кружит им голову: они забывают Бога, перестают молиться Ему. Если не говорят, то про себя думают: «Зачем нам Бог ? И без Него обойдемся, был бы ум в голове, было бы уменье обделывать житейские дела, были бы деньги». Гордые своим земным величием и богатством, они поклоняются только своему я и своим деньгам, забывая, что обязаны земными благами Господу, смиряющему и возвышающему, богатящему и посылающему бедность, и имеющему от каждого потребовать отчета в употреблении Его даров, отчета тем более строгого, чем больше кому дано. Кланяющиеся своим деньгам, как Иеровоам золотым тельцам, не рассуждают, что денег на тот свет не возьмут и ни за какие деньги не откупятся от праведного Суда Божия. Не беда наживать деньги, иметь богатство, беда и грех – к текущему богатству прилагать сердце, видеть в обладании им главное благо жизни, зазнаваться среди обилия земных благ до забвения Бога. Бог мог бы, если бы признал нужным и полезным, поровну распределить земные блага. Но Он не признал это нужным и полезным. Через неравномерное распределение земных благ Он постановил связать людей самыми крепкими нравственными узами – узами любви и благодарности. Если бы все одинаково были богаты, ни в ком и ни в чем не имели нужды, то не было бы того общения между людьми, которое держится милосердием и состраданием, с одной стороны, и благодарностью – с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

XXI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник пятой седмицы Великого поста (Быт 13,12–18). В сей паремии содержится повествование о разлучении Аврама с Лотом.   Быт.13:12 .  Аврам вселися в земли Ханаанстей, Лот же вселися во граде окрестных стран и вселися в Содоме. Аврам и Лот, вместе переселившиеся в землю Ханаан­скую, сначала жили в ней неразлучно, и когда наступил голод в Ханаанской земле, они вместе отлучились из нее в Египет и вместе возвратились. По возвращении из Египта они со своими многочисленными стадами держались южной оконечности Ханаанской земли, и подвигаясь далее на север, пришли к Вефилю, к тому самому месту в южной части Палестины, куда Аврам, вскоре по переселении из Харрана, двинулся из Сихема, и где, подобно как в Сихеме, воздвиг жертвенник Богу ( Быт 12,8 ). В Вефиле произошло теперь разлучение Аврама с Лотом. У того и у другого были большие стада при отдельном хозяйстве. В стране, заселен­ной Хананеями, не всегда легко было находить обширные пастбища, достаточные для этих стад. Кроме того, между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова возник раздор, вероятно, из-за лучших мест на общем пастбище. Раздор между слугами мог привести к неприят­ным столкновениям хозяев. Для избежания такой опаснос­ти и вообще для избежания неудобств совместного житель­ства на непросторной местности, Аврам предложил Лоту разойтись и выбрать себе для жительства равнину Иордан­скую, цветущую, как рай, и обильно орошаемую водными потоками, текущими с окрестных гор, как обильно ороша­ется земля египетская наводнениями Нила и каналами, из него проведенными ( Быт 13, 10 ). По разлучении с Лотом, «Аврам вселися в земли Ханаанстей», т. е. остался во внут­ренних ее областях, не покидая тех мест, в которых доселе кочевал, хотя они не представляли тех удобств ни по оби­лию пажитей, ни по обилию воды, какими предстояло пользоваться Лоту на полях избранной им Иорданской равнины ( Быт 13, 12 ). Впрочем, Лот не довольствовался этими одними удобствами. Стада его паслись на полях под надзором его пастухов, а сам он с семейством «вселися во граде (с евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Но и в самом пленении вавилонском колено Иудово не переставало иметь своих старейшин и управлялось своими законами ( Дан. 13 . Есф 3:8, 8:11 ). По возвращении из плена иудеи, хотя внешним образом зависели сначала от царей персидских, потом от Александра Македонского и его пре­емников, царей египетских и сирийских, – в делах внут­ренних продолжали управляться своими князьями и ста­рейшинами и жить по законам отечественным ( 1Езд 7,25–26, 9:1 . Неем 5, 7 ), находясь под главным ведением сперва «вождей», каковы Зоровавель, Ездра и Неемия, потом перво­священников. Наконец, иудеи свергли власть сирийских царей и сто лет имели независимых государей из племени Маккавеев ( 1Мак.8:20, 12:6 ). Правда, правившие Иудеею Ездра и Неемия, потом первосвященники и Маккавеи про­исходили не от чресл Иуды, а были из колена Левиина; но все же господствующим коленом, именем которого назы­вался целый избранный народ, было не Левиино колено, а Иудово, и правители иудеев из колена Левиина были пред­ставителями не своего колена, а иудейского народа, к ко­торому они принадлежали. Даже, подпавши под власть римлян, иудеи все же в лице Ирода и сына его Архелая, имели своих царей, пока, наконец, Иудея после Архелая не объявлена была римской областью, управляемой римски­ми наместниками, что было во время земной жизни Иисуса Христа. По переводу с нынешнего еврейского текста рассмат­риваемое пророчество Иакова читается так: «Не отымется скипетр от Иуды и Законоположник от чресл его, пока не придет Примиритель, и Ему покорность народов». Мысль в этом переводе яснее, чем в переводе церковно-славянском, сделанном с греческого текста Седмидесяти; но смысл в том и другом одинаков. Ибо в том и другом указывается на время пришествия Мессии и Ему усвояется то, что никому иному не может быть усвоено. Только о Нем можно сказать, что Он есть «Чаяние языков», или что Ему «покорность народов». Такая покорность Ему предвозвещае­ма была и в других обетованиях ветхозаветных. Например: " Дам Ти, говорит Бог Отец Мессии, языки достояние Твои, и одержание Твое концы земли» ( Пс 2, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Что же это было за поношение (hprx), в чем оно состояло? Вот какое объяснение дает русский толкователь паримий XIX века епископ Виссарион (Нечаев) : «Это поношение состояло частию в том, что остававшиеся долгое время необрезанными сыны Израилевы, хотя не исключены были из завета с Богом, вменяли себе в бесчестие наружное свое сходство с египетскими язычниками, потому что в Египте, за исключением жрецов, никто не подвергался обрезанию; частию в том, что сами египтяне попрекали их, говоря: видно, ваш Бог отступился от завета с вами, когда нет на вас печати этого завета – обрезания» 194 . Согласно блаж. Феодориту, «сими словами означается освобождение от египетского рабства и нечестия и вступление в обладание землею обетованною. Но и мы дознаем из сего, что сподобившийся всесвятого крещения и приявший духовное обрезание слагает с себя греховное поношение» 195 . Такое понимание разделяют и экзегеты александрийской школы: «Какое поношение должно было быть отъято? Очевидно, рабство и слабость, подверженная насилию, а сверх того тяготы работы над глиной и кирпичами. Смотри, от каких зол освобождает нас сила духовного обрезания! Оно вырывает душу человека из руки диавола, дает ей свободу и иммунитет ко греху, который господствовал в нас, делает ее способной преодолеть всякую тиранию злобных демонов. И освобождает ее также от грязи и кирпичей. Не допускает, действительно, чтобы она более была склонна к желаниям плоти и придавлена земными заботами, но освобождает ее от смерти и развращения» 196 . Уже у Иезекииля Египет был образом греха, особенно идолопоклонства, и рабства греху (ср. Иез. 16:26; 20:7; 23:3, 8, 19, 21; 29:9 ). В Новом Завете эта метафора используется для обозначения отвержения Христа и крайней степени преданности греху ( Откр. 11:8 ). Потому, в учении о Египте как духовном образе греха, которое мы встречаем у очень многих греческих, сирийских и латинских церковных писателей, вне зависимости от богословской школы, не было новизны. Но в христианской мысли, особенно в гомилетике, где образ Египта используется чрезвычайно широко, оно получило дальнейшее развитие. Ограничимся только лишь одной небольшой цитатой, из Оригена . «Египет… – мать идолопоклонства: истинно, в нем кишат все виды поношений. Если, перейдя Иордан,.. ты вновь даешь себя ими опутать, очевидно, что ты носишь в себе эти поношения египетские» 197 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

При императрице Елизавете издана была Библия в исправленном виде; но эти исправления, к сожалению, не внесены в текст Библейских чтений в Богослужебных книгах, так что этот текст значительно разнится от Библейского. Например, в паремии на Сретение приводятся стихи из 8-й главы книги Чисел о замене первенцев левитами для служения в Скинии. В Библии сказано о первенцах: «Освятих я мне вместо первородных Израилевых», а в паремии: «вместо первородных Египетских» (ст.17). При Никоне текст Богослуж. книг принял гораздо лучший вид; но что это лучшее нуждается в новых улучшениях, видно из бесчисленных примеров. Например, начальные слова 5-го ирмоса второго канона на Преображение Господне в Иосифовской Минее читаются так: «От света пресекий первородную пагубу». В Минее, исправленной при Никоне, вместо «первородную пагубу» читаем: «первородный свет». Это лучше и согласнее с греческим текстом; но желаемой ясности всё-таки нет. Что такое пресекий? От какого света пресекий? Какой свет пресечен? Гораздо лучше и точнее было бы перевесть: «Распрострый первобытное сеяние света». По нашему убеждению, крайне необходимо продолжать дело исправления церк. книг, прерванное после Никона. Все твердят о необходимости распространения в народе духовного просвещения, об умножении средств к тому, чтобы верующие сознательно усвояли учение веры, понимали смысл церк. служб. Одним из этих средств служит приведение текста церк. служб в такой вид, чтобы всякому давалась возможность усвоять его сколько-нибудь сознательно. Отлагать это святое дело до неопределённого времени небезопасно ввиду появления и умножения таких сект, как штундисты, молокане, шалопуты. Чем привлекают к себе наш простой народ вожаки этих сект? Тем, что обещают простодушным нечто подобное тому, что обещал змий Еве: «Отверзутся очи ваши и будете яко бози, ведуще доброе и лукавое». Вы, говорят тёмным людям штундисты и им подобные, только по имени христиане, a веры не знаете да и никогда не узнаете. У вас всё благочестие привязано к обрядам; вся заслуга пред Богом поставляется в том, чтобы только выстоять в церкви час или два.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В буквальном смысле здесь идет речь о будущем свободном и беспрепятственном удалении Евреев из главных мест их разсеяния, – из Египта и Ассирии. Господь чудесным образом откроет им путь из Египта чрез Египетское море, т. е. Чермное, западным своим берегом прилегающее к Египту. Он обнажит (опустошит) для них дно этого моря, как это было при исходе их из Египта при Моисее. Не менее чудесно Господь устроит им путь из Ассирии чрез многоводную и быстротечную реку, именно Евфрат, называемый рекою по преимуществу без обозначения собственного имени ( Быm. XXXI, 21 . Исаии VII, 20. Uep. II, 18 ). Он разобьет (поразит) ее на семь русл (дебрей), столь неглубоких, что чрез них легко можно будет перейти сухо в сандалиях не замочив ног. Таков буквальный смысл рассматриваемых двух стихов; но если нужно толковать их в духовном смысле по связи с предыдущими, то под образом пути Евреев из Египта и Ассирии должно разуметь то, что они обратятся к вере во Христа и выйдут из области сатаны с такою решительностью, что никакие препятствия со стороны врагов спасения не удержат их на пути ко Христу, – силою Божьею они победят эти препятствия так же легко, как легко можно перейти по дну морскому и речному, обнаженному или едва покрытому водою. Uc.XII:1 . И речеши в день оный: благословлю тя, Господи, яко разгневался еси на мя и отвратил еси ярость твою от Мене и помиловал мя еси Израильтяне, по переходе чрез Чермное море, воспели Господу хвалебную и благодарственную песнь за избавление от Египетской неволи. Подобную песнь пророк влагает в уста Израиля, который воспоет ее в тот день, когда Господь соберет его из разсеяния и соединить его с верующими во Христа из язычников. Эту величайшую милость Божию Израиль тем живее будет чувствовать и исповедовать, чем тяжелее был для него гнев Господа, тяготевший над ними во все время разсеяния среди народов, заслуженный им за неверность Господу, особенно за неверие Христу. Uc.XII:2 . Се Бог мой, Спас мой, уповая буду на Него и не убоюся: зане слава моя и похвала моя Господь, и бысть ми во спасение

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Эти отступления состоят в следующем: зане якоже изначала, с давних времен, исполнися страна их волхований, якоже страна иноплеменников. Искусство волхований или чародеяний было известно Евреям еще в Египте (изначала). Опыты этого искусства, не без помощи бесов, производили волхвы Египетские в присутствии фараона, в подражание чудесам Моисея ( Ucx. VII, 12; VIII, 7 ). Вероятно волхования переняли Евреи еще у Египтян, но когда они переселились в страну Ханаанскую, эта страна наполнилась волхованиями: обычай прибегать к волхвам или чародеям в разных случая жизни, с целью узнать будущее, избавиться от болезни и т. п., широко распространился у Евреев вследствие сближения их с иноплеменниками, под именем которых в Греческой и Славянской Библии везде разумеются Филистимляне. В Филистимском городе Аккароне, при храме Ваал-Зевула, был оракул (прорицалище), привлекавший сюда Евреев: например, Охозия царь Израильский посылал к этому оракулу вопросить о своем выздоровлении ( 4Цap. I, 2 ). Вместе с волхованиями, перенятыми у Филистимлян, Иудеи, вероятно, если не явно, то тайно, еще раньше Ахаза, поклонялись Филистимским божествам. Кроме религиозного сближения с Филистимлянами, Иудеи вступали с ними в родство. Вследствие чего чада многа иноплеменича родишася им – от браков с иноплеменницами, запрещенных законом Моисеевым в виду опасности уклонения на путь идолопоклонства ( Bmop. VII, 3. 4 ). Uc.II:7 . Наполнися бо страна их сребра и злата, и не бяше числа сокровищ их: и наполнися земля их коней, и не бяше числа колесниц их Обилие серебра и золота в стране свидетельствует о благосостоянии ее. Но если пророк обличает Иудеев за обогащение, как за грех , то, конечно, имеет в виду пороки, имеющие связь с обогащением, – именно скупость, страсть к роскоши и мотовству, высокомерие, притеснение бедных. – Обилие военных колесниц и конницы указывает на время Озии, который завел многочисленное войско, построил не мало крепостей, усовершенствовал военное искусство ( 2Nap. XXVI. 9–15 ), но сделавшись сильным, возгордился и дерзнул войти в святилище для каждения, за что наказан от Господа проказою ( 2Nap. XXVI.16–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Uc.XIX:3 . И возмятется дух Египтян в них и совет их разсыплю Первое бедствие, грозящее Египтянам, есть междоусобная война, о чем сказано в предшествующем, опущенном в паремии, стихе: и возстанут Египтяне на Египтяны, и вооружится человек на брата своего, и всяк на ближняго своего, возстанет град на град. Это предречение относится ко времени изгнания из Египта Ефиопской династии, по счету 25-й. С этого времени наступило в Египте безначалие, начались междоусобия, государство разделилось на 12 частей, из которых каждая имела своего царя. Положение Египтян во время безначалия и многоначалия было самое плачевное. Предвидя сие, пророк говорит: и возмятется дух Египтян в них, – т. е. в мыслях Египтян произойдет такое замешательство, что, истощая свои силы в беспощадной борьбе между собою, Египтяне не будут знать, что им предпринять для прекращения своих бедствий. – И совет их разсыплю. Господь грозит Египтянам сделать недействительными все меры, какие могут представиться им целесообразными для выхода из затруднительных обстоятельств. К числу этих мер относится суеверие: Египтяне обратятся к помощи чародеев, гадателей и вызывающих мертвых. Но указание на это обращение к суеверным средствам встречается только в библейском тексте, а в паримию не вошло. Uc.XIX:4 . И предам Египет в руце властелей жестоких: сия глаголет Господь Саваоф Господие или цари, в руце которых Господь грозит предать Египет, это цари 26-й Египетской династии, начиная с Псамметиха 1-го, который сначала был одним из 12 царей, в одно и тоже время господствовавших пред сим в Египте, но потом, при помощи иноземных войск, одолел прочих 11 и сделался единодержавным. Он и преемник его фараон Нехао отличались жестокостью в отношении к подданным. Uc.XIX:5 . И испиют Египтяне воду, яже при мори, а река оскудеет и изсохнет К гражданским бедствиям присоединятся бедствия от засухи. Воды Нила, от разлива которых зависит плодородие Египта, оскудеют и изсякнут, и Египтяне принуждены будут пить воду, которая останется в рукавах Нила, смешанную с морскою, горькую и неприятную на вкус.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010