- Отец, я очень жажду. Преподобный, сотворивши молитву и осенив море знамением крестным, сказал: - Во имя Господа почерпни и пей. Ученик почерпнул из моря воды в маленький сосуд, который носил с собою; отведав воды, ученик нашел ее очень вкусной4 и прохладной, как бы истекшей из живого источника; достаточно напившись и прохладившись, ученик взял еще воды в сосуд на дорогу. Заметив это, старец сказал ученику: - Для чего ты наполнил сосуд водою? Ученик ответил: - Прости меня, отче! Я взял воду на дорогу, чтобы снова не томиться жаждою. Старец сказал: - Бог, присутствующий на этом месте, присутствует везде и, как здесь, так и в другом месте, Он может дать жаждущему вкусную воду. Имя того ученика было Дула. Уподобился преподобный Виссарион и Иисусу Навину5: как тот, когда побеждая аморрев6, удержал движение солнца (Иис. Нав.10:12-13), так сделал и сей угодник, а именно: когда он шел с учеником к одному старцу, солнце склонялось к западу, путь же оставался еще далекий; тогда старец обратился к Богу, молясь так: - Прошу Тебя, Господи, повели остановиться солнцу до тех пор, пока я не приду к рабу Твоему. И произошло так: не заходило солнце до тех пор, пока не пришел преподобный к тому старцу. Был подобен святой Виссарион и пророку Божию Илии7. Так, во время засухи он свел с неба на землю обильный дождь (3 Цар.18); это самое не однажды и не дважды, а много раз совершал преподобный. Еще и Елисею пророку8 уподобился святой: как тот, разделив воду плащом Илии, перешел реку Иордан (4Цар.2:14-15), так и этот превратил своей молитвой воду в сухой путь и ходил поверх воды: перешел большую реку Нил, как посуху, и везде, где только ему на пути встречались реки, переходил их, как посуху. Как-то однажды, когда преподобный пребывал в ските, приведен был в храм бесноватый человек; за него совершали молитвы в церкви, дабы избавился он от духа нечистого; но не исходил из него бес, ибо он был весьма лютым. И говорили между собой клирики: - Что нам делать с этим бесноватым? А некоторые говорили:

http://pravicon.com/info-1984

- Никто не может изгнать беса сего, кроме отца Виссариона, но если мы станем просить его об этом, то он не придет в храм; поэтому сделаем так: на следующий день утром он придет в храм первым, но мы придем раньше его и на его месте посадим бесноватого; потом скажем старцу: разбуди спящего. Клирики так и сделали. Когда преподобный вошел в храм, то заметил человека, сидевшего на его месте. Не желая прогонять его отсюда, он стал около него. Лишь только начали читать церковное правило, клирики сказали старцу: - Отче, разбуди спящего. Виссарион, подойдя к человеку тому, толкнул его и сказал: - Встань и иди отсюда. И тотчас бес, прогоняемый словом святого, вышел из того человека; он встал и начал благодарить Бога за то, что Он избавил его от беснования; человек тот с этого времени стал совершенно здоровым. Таким образом клирики побудили святого сотворить чудо изгнания беса, ибо сей преподобный отец не желал явно творить чудеса, дабы не быть прославленным людьми; будучи смиренным и считая себя грешным, он избегал похвал человеческих. Случилось, что один брат в ските впал в некое прегрешение, почему священник повелел ему выйти из храма, как недостойному быть в общении с братией; преподобный Виссарион, вставши, вышел вон вместе с согрешившим, сказав: - И я грешен. Таково было смирение святого Виссариона. Его ученики сообщают о нем, что он в продолжении 40 лет не ложился на постель, дабы отдохнуть; он позволял себе уснуть лишь на небольшое время, причем предавался сну или стоя, или сидя. Преподобный часто увещевал учеников своих бодрствовать, и всячески остерегаться вражеских искушений. Он говорил: - Иноку следует быть как бы оком, подобно херувимам и серафимам; и если кто живет мирно, не имея искушений, таковому еще более нужно бодрствовать и смирять себя пред Богом, дабы как-нибудь, возгордившись, не впасть в какое-либо большее согрешение; ибо, по причине гордости, многие впадали в брань с диаволом; иногда Бог ради немощи нашей не посылает нам испытаний, дабы мы не погибли совершенно.

http://pravicon.com/info-1984

2. Святителя Никифора исповедника, патриарха Константинопольскаго (828). Великомученика Иоанна Новаго, Сочавскаго (в Белеграде) (1330–1340). Праведныя Иулиании, княгини Вяземския, Новоторжския (обретение мощей, 1819). Иконы Божия Матери Киево-Братския (1654). 3. Святых мучеников Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и Павлы девы (270–275). Благовернаго царевича Димитрия (перенесение мощей из Углича в Москву, 1606). Священномучеников Лукиана епископа, Максима пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии (81–96). 4. Святителя Митрофана, патриарха Константинопольскаго (325–326). Праведных Марфы и Марии, сестер праведнаго Лазаря (I). Преподобнаго Мефодия, игумена Пешношскаго (1392). Й Мучеников Фронтасия, Северина, Севериана и Силана (I). Мученика Конкордия (ок. 175). Священномученика Астия, епископа Диррахийскаго (II). Преподобнаго Зосимы, епископа Вавилона Египетскаго (VI). 5. Священномученика Дорофея, епископа Тирскаго (ок. 362). Перенесение мощей блаженнаго Игоря, великаго князя Черниговскаго и Киевскаго, в 1150 году (убит 19 сентября 1147 г.). Блаженнаго Константина, митрополита Киевскаго и всея Руси (1159). Благовернаго князя Феодора Ярославича (брата святаго Александра Невскаго), Новгородскаго (1233). Преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, чудотворцев (обретение мощей, 1599). Мучеников Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона (IV). Преподобнаго Петра Корешскаго, Сербскаго (ок. 1337–1351). Преподобнаго Феодора чудотворца (ок. VI). Преподобнаго Анувия, пустынника Египетскаго (V). Преподобнаго Дорофея, из обители аввы Серида (VI). Иконы Божия Матери Игоревския (XVII). 6. Преподобнаго Виссариона, чудотворца Египетскаго (IV–V). Преподобнаго Илариона Новаго (845). Святителя Ионы, епископа Великопермскаго (1470). Преподобнаго Паисия Угличскаго (1504). Преподобнаго Ионы Климецкаго (1534). Преподобномучениц дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293). 7. Священномученика Феодота, епископа Анкирскаго (303). Священномученика Маркеллина, папы Римскаго, и мучеников Клавдия, Кирина и Антонина (304). Священномученика Маркелла, папы Римскаго, мучеников Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мучениц Прискиллы, Лукины и Артемии царевны (304, 305, 306, 310). Мучениц Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

188 Хотя эта статья есть и в Московском синодике, но в другой редакции. См. Древн. Р. Вивл. VIII, 45. 192 Эта и две след. статьи встречены о. Никольским только в Ростовском и Соловецком списках, 165, 204, 203. 193 Приведем несколько данных: Преподобным Харитону и Кирьяку и Роману и Андронику и Евфимию, иже в Селуни, и еще Давиду (л. 89), Илариону Великому. Преподобным Стефану, Саваиту, Иоанникию Великому и Ивану Колову и Феоктисту и Феоктисту и (Феогносту?), иже в Символех, и Нилу. Архимандриту Синайския горы и преподобному Ивану, списавшему Лествицу; преподобному Саве Освященному, преподобному Ивану Рыльскому; Лазарю, Алимпию, Акакию иже в лествице; Патрекею, Ивану Дамаскину, Виссариону, Потапию, Даниилу Столпнику, Луке Новому, Арсению и Павлу, иже в Латре, Феодосию. Иже за беззакония наша Богу попущающу варваром нашедше избиенным от них преподобным отцем в Раифе. Варлааму, Саваиту, Никифору и Асафу Индейским. Павлу Фивейскому, Ивану Кущьнику, Ксенофонту, Исакию Сирианику, Исидору Пелусийскому, Луке, иже в Елладе; Антонию Великому , Макарию Египетскому , Евфимию; Ефрему Сирину , Косме Пресвитеру, Андронику, Феофану Исповеднику Никейскому, Косме Гражданину, Акакию, Маркиану, Симеону Мироточцу, Авксентию, Тимофею, иже в Символех, и т. д. Виссариону, Илариону Новому Далматским. Л. 91. Перечень Ростовских угодников и разных монастырей русских. Л. 93. Георгию Отилбею новому исповеднику, многомученному от неверных за веру хрестьянскую и Феодору новому мученику Христову исповеднику, убиенному за веру хрестьянскую в Болгарех от иноверных. Л. 98. Преподобному Антонию Римлянину, составльшему обитель в великом Новеграде в Неревском конце во имя св. Богородицы честного Ее Рождества. Преподобному Семиону Серпьскому новому чудотворцу.– Список кончается поминовением епископов Сарских и Коломенских. 195 О Болгарском синодике, или Синодике царя Бориса, была помещена статья во Временнике Общества Истории и Древностей Российских, кн. 21, 1855; в Сборнике статей по славяноведению, в честь В. И. Ламанского, с. 33 (статья Т. Д. Флоринского), в Журнале Мин. Народного Просвещения, ч. 238, отд. 2, с. 174 (статья M. С. Дринова).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Когда-то здесь был настоящий храм – двухэтажный, с каменной колокольней, построенный 300 лет назад. В период лихолетья его разобрали и потом собрали заново – только, естественно, уже не как храм, а как клуб и общежитие. До сих пор многие местные жители так его и воспринимают – как старый клуб. Правда, когда поставили купол, народ стал больше тянуться к церкви. Все-таки внешний облик задает определенный настрой. Служит в этом храме игумен Виссарион – или, как местные прихожане с теплотой называют его, Батька. Родом он из-под Ростова-на-Дону, из города Гуково. Родился в православной семье. Когда Батьке было 5 лет, его представили отцу Науму в Троице-Сергиевой Лавре – он тогда только начинал прием православных. Отец Наум поприветствовал его: «Пропустите, священник идет». После службы в армии поступил Батька в Московскую духовную семинарию и 1981 году был рукоположен архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием в диаконы и в этот же год – в иереи. Господь послал Батьке множество испытаний. По ложному обвинению он был осужден и отправлен в места не столь отдаленные (в те «веселые времена» каждый четвертый священник имел судимость), где за два года лагерей выстроил тюремный храм. Дражайшая половина покинула его, и по освобождении в 1995 году владыка Амвросий постриг его в монахи с именем Виссарион – в честь преподобного Виссариона, чудотворца Египетского (память 6/19 июня). В 1998 году Батя был возведен в сан игумена, а через некоторое время убили на Чеченской войне его сына (служил в разведке). «Смертные» деньги за сына Батька пустил на крышу храма, так как старая была уже сильно поношенной и худой. Батька – неунывающий священник, постоянно светится. А для уныния поводов хоть отбавляй. Храм очень старый, отопление печное – а объемы дров требуются немаленькие. В алтаре того гляди потолок рухнет, ведь бревна срублены 300 лет назад. Начинается каждая служба у Батьки (а Литургия в храме практически каждый день) с натаскивания дров и протапливания храма. Потом принести воды и бегом на проскомидию. И всё это – при наличии диабета. Только удивление берет, как у него на всё сил хватает. Приход небольшой, и актив практически целиком женский, причем все пенсионерки – так что помощники такие, что порой сами в помощи нуждаются. Но они не унывают и смиренно, в мороз или зной, идут к своему Батьке и поют на клиросе девятым гласом – то есть каким получилось. Но дух там чувствуется, несмотря на девятый глас, так как люди молятся каждодневно и смиренно.

http://pravoslavie.ru/63297.html

Алоний, Аммой. Сведений об этих подвижниках не сохранилось. Антоний Великий, преподобный (ок. 251—356) – раннехристианский подвижник и пустынник, почитаемый как основатель отшельнического монашества. Уединенно прожил в пустыне около семидесяти лет. День памяти – 30 января. Анувий, преподобный (IV b.) – пустынник египетский, во время гонения на христиан мужественно претерпел истязания и удалился в пустыню, где пребывал до глубокой старости. Основал небольшой скит, в котором жил вместе с шестью иноками, одним из которых был его брат Пимен Великий. День памяти – 18 июня. Виссарион, преподобный († кон. IV или нач. V b.) – чудотворец египетский, вел строгую монашескую жизнь, стараясь сохранить полученную при Крещении благодать. Принял обет безмолвия, вкушал пищу один раз в неделю, а иногда оставался без пищи и питья по 40 дней. Умер в глубокой старости. День памяти – 19 июня. Даниил, преподобный (VI b.) – подвижник, в юности отрекся мира и пришел в Скит в Египте, жил в общежитии сорок лет, затем подвизался в отшельничестве. Был оклеветан в блуде и безропотно нес напрасное поношение, находя утешение в словах Господа: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5: 11). День памяти – 31 марта. Диадох. Сведений об этом подвижнике не сохранилось. Дула Египетский, преподобный (IV—V bb.) – страстотерпец, монах одного из египетских монастырей. По ложному обвинению в краже был подвергнут пыткам. Когда действительный виновник кражи раскаялся, преподобный благодарил братию за полученную возможность безвинно пострадать. День памяти – 28 июня. Епифаний, епископ Кипрский, святитель († 403) – епископ Саламина, управлял кипрской церковью 36 лет. За чистоту своей жизни святитель Епифаний получил дар видеть во время Божественной литургии наитие Святого Духа на Святые Дары. Седьмой Вселенский Собор наименовал святителя Епифания Отцом и Учителем Церкви. День памяти – 25 мая. Иаков. Сведений об этом подвижнике не сохранилось. Иларион Великий, преподобный (291—371 или 372) – основатель палестинского монашества, чудотворец. День памяти – 3 ноября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Отсюда в повествованиях о подвижниках очень часто находим сходство до буквальности. Так и в Житии Симеона юродивого передается аналогичный случай до буквального сходства по местам с повествованием из жизни преподобного Макария Египетского . В начале иноческих трудов сего великого светильника египетского подвижничества – преподобного Макария оклеветала одна девица, сделавшаяся беременною, как виновника ее греха. Кротко, без ропота перенес святой Макарий бесчестие и удары, которым подвергли его жители селения, из которого была девица. Он принял даже на себя обязанность доставлять пропитание девице и для сего изнурял себя усиленными трудами. Но Промысл чудесным образом обнаружил невинность святого подвижника. Когда наступило время родить несчастной, она подверглась страшным мучениям и не могла разрешиться от бремени, пока пред всеми не объявила невинности Макария и не назвала действительного виновника ее греха. Мучимые раскаянием за оскорбление, без вины нанесенное отшельнику, жители селения собрались к нему просить прощения. Услышав это, преподобный Макарий скрылся в дальнейшую пустыню – Скитскую 166 . Совершенно такой же случай и при такой же обстановке и с таким же заключительным исходом, с некоторыми лишь видоизменениями в подробностях, передается и в житии Симеона юродивого 167 . Еще дальше идет эта подражательность в повествованиях о жизни преподобного Серапиона и Виссариона чудотворца. Что передается, например, в ««Лавсаике»» епископа Палладия о Серапионе, то самое говорится по местам до буквальности в Прологе и Четьи-Минеях о Виссарионе; притом – что передается у известного составителя жития об одном из этих подвижников, то это самое у этого же составителя уже не повторяется о другом из них: так что жития сих подвижников смешиваются 168 . Житие блаженного Андрея заключает в себе подражательный элемент. Андрей юродивый, приняв на себя подвиг юродства, видит во сне то же самое, что видел и Моисей Мурин, соблазняемый от блудного помысла, т.е. борьбу полков демонских и ангельских из-за рода человеческого и в особенности из-за подвижников и праведников 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тропарь преподобным Виссариону, чудотворцу Египетскому и Илариону Новому, глас 4 Боже отец наших,/творяй присно с нами по Твоей кротости,/не остави милость Твою от нас,/но молитвами их в мире управи живот наш. Кондак преподобному Виссариону, глас 2 Вышних сил подражав, преподобне,/образом птиц житие пожил еси:/временная в забытии положив,/непрестанным желанием влеком к небесным добротам Христа Того достигл еси, Виссарионе;/моли непрестанно о всех нас. Кондак преподобному Илариону, глас тойже Ограды живоносныя твоея пажити пастырски невредимо стадо соблюл еси,/и явился еси высотою дел велик, новый Иларионе,/по благочестии многи муки и скорби прием./Тем во всерадостный живот вселился еси Горняго Сиона,/моли за ны, преподобне. Величание Ублажаем вас,/преподобнии отцы Виссарионе и Иларионе,/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов/и собеседницы ангелов. Тропарь святителю Ионе, епископу Великопермскому, глас 4 Святителю Церкви Великопермстей,/истинный хранителю апостольских преданий,/столпе непоколебимый Православия,/благочестия учителю,/Ионо святителю блаженне,/Владыку всех моли мир пастве твоей и всей Русстей земли даровати/и всем нам спастися. Кондак, глас 2 Божественный гром, труба духовная... (общий святителю). Величание Величаем тя,/святителю отче Ионо,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Паисию Угличскому, глас 8 Христовы ради любве отечество и род оставил еси,/и, ангельскому житию поревновав,/в пустыню вселился еси,/в нейже многотрудное житие явил еси/и чудес дарования от Бога приял еси,/Паисие преподобне,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Ин тропарь, глас тойже Христовы ради любве отечество и род оставил еси,/и, ангельскому житию поревновав,/духовному отцу твоему, преподобному Макарию, подражатель быв,/града Углича достигл еси,/и близ того при водах в пустыню, ангелом показанную, вселился еси,/и обитель прекрасну Матери Божией воздвигл еси,/и множество монахов собрал еси,/имже и наставник ко спасению быв,/и чудес дарования от Бога приял еси,/Паисие преподобне,/моли Христа Бога спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не надобно и унывать, если мы одержимы нечистыми помыслами и движениями плоти, ибо не за то нас накажут, что нас обуревает блудная страсть, а за то, что сознательно услаждаемся ею, питаем ее, разжигаем себя. А кто борется с нею и не соизволяет ей, то хотя бы и кипела, как в котле, кровь его, брань эта ходатайствует ему венцы нетленные 605 В силу всех вышеуказанных обстоятельств, обращаться с изображением креста надо осторожно, чтобы не подпасть за некоторые вещи церковному отлучению 606 III. Воздеяиие рук Оно известно еще с ветхозаветных времен. Достаточно здесь напомнить о всем известных словах Псалмопевца, в которых он молит Господа, да будет Ему угодно воздеяние его рук, как угодна жертва вечерняя ( Пс. 140, 2 ) В Новом Завете апостол Павел одобряет воздеяние рук при молитве (но – спода, да будет Ему угодно воздеяние его рук, как угодна жертва вечерняя ( Пс. 140, 2 ). преподобными: 1Тим. 2, 8 ). Воздеяние рук до пришествия Христа было прообразом крестной Его Смерти, сокрушившей силу диавола ( Исх. 17, 11–12 ). Первые христиане совершали его уже с определенной мыслью – изобразить страдания Спасителя, Его положение на Кресте и самый Крест. Св. Астерий, епископ Амайский, говорит: «Руки воздевать горе значит изображать Крест распятого Христа» 607 Минуций Феликс говорит: «Поклонение Богу чистым сердцем, с воздеянием рук, есть знамение Креста» 608 Очень часто, если не преимущественно, молились с воздетыми руками святые отцы-пустынники, мученики, преподобные как древних, так и новых веков. Таковы: Арсений Великий 609 Василий Великий 610 Мария Египетская 611 Виссарион Чудотворец 612 Макарий Египетский 613 Сисой Великий 614 Лука Елладский 615 муч. Конон Исаврийский 616 Венедикт Нурсийский 617 Емилиан монах 618 Серафим Саровский 619 и множество других. Молились так и рядовые христиане. Но древние пастыри всячески старались, чтобы телодвижения их чад были чинны и благоговейны. Да и сами пасомые об этом заботились. «Молясь скромно и смиренно, – писал в начале III века Тертуллиан 620 – мы делаем благоприятнейшими пред Богом наши молитвы, когда и самые руки воздеваем не слишком высоко, но умеренно и благочестно».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Отцы избранного народа по плоти только в том случае могут быть отцами нашими по духу, если будем не только умом признавать их отцами, но и походить на них по сердечным расположениям, следуя проповеди Иоанна Предтечи «о возвращении сердец отцев к чадам». Гроза – Поучение в день пророка Илии Св. пророк Илия прославился величайшею ревностью о славе истинного Бога и вместе многочисленными и величайшими чудотворениями. Так по его слову, для наказания нечестивого Ахаава и его подданных, небо заключилось и не давало дождя в продолжении трех с половиной лет. По его же молитве и слову прекратилось это бедствие и обильный дождь напоил жаждущую землю. В летнюю жаркую пору дождь обыкновенно соединяется с грозой, т.е. с молниями и громом. В каком смысле гром и молния называется грозой? В том смысле, что в этих явлениях природы проявляется грозная, страшная сила для тварей, в сравнении с которою ничтожными оказываются искусственные человеческие измышления для опустошения и разрушения. В наше время много измышлено средств с целью опустошения и разрушения, особенно для истребления людей. В числе их чуть не главное место занимает динамит, известное взрывное вещество, которым в последнее время с таким адским успехом пользуются злоумышленники. Но как ни грозны и страшны орудия разрушения и смерти, изобретаемые людьми, они суть не что иное, как детская игрушка в сравнении с силой грозы. Вспомним опустошение полей египетских, произведенное грозой по слову Моисея в наказание упрямому фараону ( Исх.9:23–28 ). Вспомним быстрое истребление молнией стад мелкого скота у Иова, произведенное, по попущению Божию, чрез диавола ( Иов.1:16 ). Молнии – это стрелы Божии. Горе врагам Божиим! У Всемогущего множество средств для наказания их. Одним из этих средств служит гроза. «Понесутся меткие стрелы молний и из облаков, как из туго натянутого лука, полетят в цель» ( Прем.5:21 ). И если бы Господь восхотел карать нечестивых по всей строгости своего правосудия, Он в одно мгновение мог бы истребить всех их своими стрелами – молниями, и никакие громоотводы не спасли бы их от этих убийственных стрел.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010