Первое главное правило русского театра, давно воплотившееся в традицию, — надо ставить спектакль так, чтобы не было за пьесу обидно. Второе: ставя пьесу, постановщик обязан создать и сохранить воздух времени, в котором происходит действие пьесы. Тогда и современность в этом спектакле проявит своё лицо. И третье: в спектакле должно «прозвучать» дыхание автора, боль души его. Только тогда спектакль передаст суть эпохи. Вот то, о чём нельзя забывать, если нам дорога наша культура. Владимир Лакшин — неистовый Виссарион ХХ века. Каждое слово его трудов написано кровью сердца любящего, бесконечно преданного своему делу. Прав Владимир Лакшин: «…Россия …не собирается без времени отдавать Богу душу, рассеиваться по другим народам и терять имя. Судя по всему, она и на этот раз переживет критиков, примеривающих по ней траур. Катафалк заказывать рано». Вера наша в Россию крепка. Но! Ситуация нашего времени требует, чтобы голос русской интеллигенции звучал в защиту традиций русской культуры значительно громче. Именно русская интеллигенция, а не сама себя назначившая столичная элита, должна стать, как ей изначально предназначено Богом, национальным общественным лидером. Галина ОРЕХАНОВА Источник: Слово Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Мощный природный катаклизм произошел на границе трех стран В России голая девушка убегала от полиции и прыгнула с моста: СМИ В России бабушка открыла кредитную пирамиду на миллиард Актриса Уколова ужаснулась от Сызрани и написала мэру: читать Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2020/03/25/_laksh...

Прошло три дня после обрезания, боль, неизбежная, следствие этого обряда, утихла. Наступил 14-й день весеннего месяца – авива. И сотвориша Пасху (сыны Исраиля) в четвертыйнадесять день месяца от вечера на западе. Это по счету была третья Пасха за все время от исхода из Египта. Первая была пред исходом, вторая при Синае, спустя год после исхода ( Числ. 9 ), обе по особенному повелению Божию, ибо по закону она должна была совершаться в земле обетованной ( Исх. 12:25 ). Упоминаемая в рассматриваемом стихе Пасха есть третья в отношении к двум прежним и первая законная в земле обетованной. Празднование ее состояло в том, что Израильтяне должны были собраться к скинии в 14 день вечера, и здесь каждое семейство одно или в соединении с другими должно было заколоть и съесть агнца в память избавления первенцев Еврейских от Ангела губителя, истребившего первенцев Египетских. – Празднование Пасхи во время странствования в пустыне не имело места отчасти потому, что ее могли праздновать только обрезанные ( Исх. 12:48 ), а их в то время было очень мало, отчасти потому, что с Пасхою должно было соединяться употребление пресных хлебов, а Израильтяне в пустыне ели одну манну. – Пасха совершена была на западе от Иордана, между Иерихоном и Иорданом, на поли Иерихонском, – самом цветущем и плодоносном оазисе Иорданской равнины. Знаменательно, что и обрезание и Пасха, для совершения которых требовалось спокойствие и безопасность, совершены были вблизи Иерихона, в виду врагов. Это было не без особенного намерения Господа Бога. Ему угодно было внушить Израильтянам уверенность, что под кровом Всевышнего им нечего бояться врагов, и что обнадеженные покровительством Божиим, они при самом вступлении в пределы Ханаанской земли, должны смотреть на нее, как на свое достояние, и хозяйничать в ней по-своему, не как в Египте, где, живя в порабощении, они лишены были возможности отправлять общественное Богослужение. Нав. 5:11 . И ядоша от пшеницы земли оныя, опресноки и новая. Едва Израильтяне успели вступить в пределы земли Обетованной, они легко могли найти себе пропитание в этой хлебородной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Нет сомнения, что Господь праведен в словесех Своих и преподобен во всех делех Своих, и люди, поступающие вопреки Его святой воле, должны смиренно признать свою виновность, свою безответность пред Тем, Кто во свидетельство Своей правды призывает горы и долины. Мих.6:3 . Людие Мои, что сотворих вам, или чим оскорбих вас? Отвещайте Ми. Люди Израильские отступили от истинного Бога, променяли служение Ему на служение ложным богам. Что может быть возмутительнее? Что могут сказать в свое оправдание преступники? Могут ли они обвинить Господа в чем-нибудь таком, за что дерзнули оставить Его? Господь требует от них ответа на вопрос: какое зло Он сделал им? Чем оскорбил их, т.е. не сделал ли какую-либо несправедливость, за которую они сочли себя в праве огорчаться на Него? Мих.6:4 . Зане изведох вас из земли Египетския, из дому работы избавих вас, и послах пред вами Моисеа, Аарона и Мариам. Не дожидаясь ответа от Израильского народа на предложенный ему выше вопрос, Господь в оправдание Свое Сам указывает на Свои благодеяния ему, которые обязывали народ быть верным Ему. Главное из сих благодеяний есть изведение Евреев из Египта, из этого дома работы. Домом работы, или рабства, Египет со времен Моисея называется ( Исх. 12:10 ) потому, что в Египте Евреи, подобно преступникам заключенным в темницу, употребляемы были на невольнические тяжелые работы, как бы в наказание за преступление. Евреи не могли избавиться от этой неволи собственными силами. Один Господь мог это сделать для них чрез Своих избранников – Моисея и Аарона и сестру их Мариам, которая была пророчицею ( Исх. 15:20 ). Она сама свидетельствовала, что получала непосредственно от Господа откровения подобно Моисею и Аарону ( Числ. 12:2 ). В качестве пророчицы она облегчала труды их служения, особенно в кругу женщин, к которым стояла ближе, чем ее братья. – Она управляла хором женщин, воспевавших чудесный переход Евреев чрез Чермное море. Мих.6:5 . Людие Мои, помяните убо, что совещаша на вы сопротивнии. Продолжая обличительную речь к неблагодарному народу, Господь воспоминает некоторые события во время странствования Евреев от Египта до Палестины, служащие свидетельством того, как Он разрушал злые козни (совещаша) против них со стороны врагов (сопротивных). В библейском тексте рассматриваемого стиха говорится о злом совещании Валака, царя Моавитского. Валак призвал Валаама проклясть Евреев. Валаам вместо проклятия произнес, по Божию повелению, утешительное благословение и пророчество о прославлении Евреев и о Христе, победителе врагов Церкви ( Чucл. XXII-XXIV глл.). Вскоре после того сам Валаам дал злой совет, как погубить Евреев. Но этот совет был разрушен Господом чрез наказание смертью вовлеченных по сему совету в разврат и идолопоклонство Евреев, и чрез поражение Мадианитян ( Числ. 31:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Но в век Иова эти знания находились в младенческом состоянии, и потому на означенный вопрос немыслимо было дать утвердительный ответ. Иов. 38:19 . В коей же земли вселяется свет? Тме же кое есть место (местопребывание)? Солнечный свет, в то время, когда у нас бывает ночь, вселяется в антиподах, в противоположной нам стороне земного шара, и наоборот. Есть также места – полюсы, где полгода бывает непрерывный свет и день, а полгода непрерывная тма и ночь. Это известно нам. Но Иов жил в такое время, когда этого еще не знали. Иов. 38:20–21 . Аще убо введеши (если бы ты ввел) мя в пределы их, аще ли же веси (если бы ты ведал) стези их: вем убо (я знал бы), яко тогда рожден еси, число же лет твоих много. В начале мироздания господствовала всюду одна непроглядная тма, носившаяся над бездной. Но вот Творец произвел разлучение между светом и тмой, отделил свет от тмы. Как произошло это чудо? Как положен предел между светом и тмой? Как устроены пути для распространения света в одном месте и появления тмы в другом? Все это знает один Творец. И если бы знал это человек, то можно было бы подумать, что он существовал тогда, т.е. при творении мира, и был свидетелем разлучения света от тмы. Иов. 38:22 . Пришел ли еси в сокровища снежная и сокровища градная видел ли еси? Сокровища, т.е. хранилища, снега и града суть облака. Человек видит облака, но он не может наверное сказать, чем они чреваты – градом или снегом. Иов. 38:23 . Подлежат же ли (берегутся ли) тебе в час врагов, в день браней и рати? Хранилища града – заветные хранилища. Они отнюдь не предоставлены человеку для его употребления по произволу. Ими распоряжается один Бог , Который иногда употребляет град для наказания врагов. Когда нужно наказать врагов, Господь берет град из хранилищ, как берется оружие из запасного склада, и поражает врагов. Так поражение градом было одною из Египетских казней ( Исх. 9:18 ). При Иисусе Навине после одного сражения с Хананеями множество их погибло от каменного града ( Нав. 10:11 ). Дальнейшие речи Господа не вошли в состав паримии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Закрыть itemscope itemtype="" > Посвящается: 75-летию знаменитого приказа - «Ни шагу назад!» 27.07.2017 1213 Приказ «Ни шагу назад!» 28 июля – выдающийся день в русском календаре! В этот день мы поминаем святого равноапостольного князя Владимира Святославлича Святого! В этот день мы празднуем Крещение Руси! В этот день (15 июля по юлианскому календарю) произошла Невская битва, в которой юный новгородский князь Александр Ярославич со товарищи разгромил шведов на Неве и получил свое бессмертное прозвание! В этот день, уже в Новейшей Истории, был опубликован знаменитый своей русской Правдой приказ Верховного Главнокомандующего Красной Армии Иосифа Виссарионовича Сталина, который был прозван в народе приказом «Ни шагу назад!», и который оказал огромное мобилизующее влияние на советских людей и на фронте, и в тылу! И сегодня 75-я годовщина этому приказу! И сегодня, когда продолжаются и усиливаются сатанинские глумления над нашими русскими Святынями при помощи многочисленных нерусских «учителей» и «матильд», этот приказ очень современен и своевременен! Несколько лет назад, при написании поздравления к этому Дню, сложились такие строки: «Два приказа в единый приказ Слились вместе и в сердце их носим мы: «Русь крестить!» – от Владимира сказ И: «Ни шагу назад!» – от Иосифа!» Дерзаю поздравить всех вас с этим замечательным Днем самодельной песней! Слова, мелодия, исполнение, подбор кадров – Е.В. Алтухов Музыкальное сопровождение, монтаж кадров – В.В. Смирнов. Евгений Алтухов Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/rnl_tv/2017/iyul/28/p...

Если же, однако, нам не удается посредством крестного знамения достигнуть не только великих, но и малых успехов в стремлении к тому или другому благу, во избежание того или другого зла, то это случается или потому, что Господу неугодно давать нам легкие победы и успехи, дабы мы не превозносились или не привыкли к беспечности в надежде на Бога, или потому, что совершаем крестное знамение не как следует: надобно творить его с живой верой в Распятого, ибо оно не само по себе имеет силу, а только в соединении с этой верой. Надобно творить его с благоговением и со смиренным сознанием, что мы можем умилостивить Господа не своими заслугами, а только надеждой на Его милосердие ради претерпенных за нас Богочеловеком Крестных страданий и смерти. Только при этом условии могут быть угодны Господу и наша ревность к исполнению заповедей Господних, и наши молитвы, соединенные с крестным знамением. Волны, Спасе, прегрешений моих, яко в мори Чермнем возвращающеся, покрыша мя внезапу, яко Египтяны иногда и тристаты. Когда израильтяне благополучно перешли по осушенному дну моря на другой берег, тогда по их следам ступили на дно моря египтяне, но нашли здесь свою погибель ( Исх.14:27–28 ). Моисей с противоположного берега снова простер жезл над морем, и расступившиеся воды устремились на свое прежнее ложе и поглотили египтян (то есть всю конницу египетскую) и тристаты (то есть все боевые колесницы с стоявшими на каждой из них тремя воинами 10 ). Египтяне, погрязшие в глубине морской, – это образ людей, потопляемых греховными волнами. Порывы страстей, повторяясь чаще и чаще, отнимают наконец у души силу для сопротивления им – душа, сначала боровшаяся с ними не без надежды восторжествовать, наконец становится столько же бессильной в этой борьбе, сколько бессильными оказались конница и боевые колесницы для борьбы с разъяренной стихией. Египтяне внезапно, едва успели заметить опасность, погибли. И душа, утратившая силу для борьбы с греховными искушениями, быстро увлекается ими, не давая себе труда противостоять им даже в первые минуты их напора. Размышление о последствиях могло бы если не уничтожить, то уменьшить силу греховных искушений. Но греховные привычки ослабляют не только волю, но и способность размышления. Остается одна надежда: не вразумят ли грешника, по крайней мере, сами последствия его греховных увлечений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Впрочем, я не думаю, что если вдруг кому-то захочется назвать своего ребёнка древнерусским именем, этому будут какие-то препятствия. Хотя, конечно, вызовет недоумение у священника, привыкшего к определённому стереотипу, который передаётся из поколения в поколение. Лично я, когда приносят крестить ребёнка, всегда говорю: «В честь какого святого будем младенца нарекать?» Есть ведь особая молитва наречения имени! И я всегда рекомендую давать ребёнку православное имя. Крещение в честь святого даёт новорождённому небесного покровителя. И по смерти человека и переходе его души в мир иной встречают её Ангел-Хранитель и святой покровитель и помогают пройти мытарства. - Имена должны быть православные. Тогда как понимать такие: Вакх - бог виноделия; Горгоний - принадлежащий Горгоне адской; Исидор - дар Изиды, египетской богини; Онуфрий - относящийся к священному египетскому быку; Нимфодора - дар нимф, низших языческих богинь... Все они есть в святцах. А смысловой перевод некоторых имён приводит в изумление. Например: Агав - саранча; Ардалион - сосуд для поения скота или замаранный; Дормедонт - на копьях носимый; Псой - мясо на чреслах; Сасоний - обезьяновидный; Сатир - похотливый; Капитон - головастый; Кондрат - квадрат; Силан - фонтанная труба; Марк - увядающий; Спиридон - круглая плетёная корзина; Виссарион - кашляющий; Уар - кривоногий; Клавдия - хромоногая. Например, долгожданную дочь будут звать Клавдия Виссарионовна - хромоножка кашляющая, или Клавдия Корниловна - хромоножка рогатая... Иные имена более похожи на клички, за которые мы ругаем детей. Понятно, что когда первые русские крестились - крестьяне, воины, ремесленники... они не знали перевода имён, но мы-то знаем. Замечательное значение у имени Иуда - славный. Но кто захочет назвать своего сына так? А в святцах это имя есть. Наконец, просто неприятно для русского слуха звучат имена: Гавиний, Хусдазат, Акакий... О.Владимир: - Да, я с вами согласен, что проблема есть. Слава Богу, что не многие заглядывают в календарь и обращают внимание на значение имени. А знаете, до революции некоторые священники, да и сейчас, наверное, есть такие штукари, спекулировали на этом, особенно в деревнях. Приносили крестить ребёнка, а батюшка им: «Ну, как? Лучше заплатишь - красивее имя младенцу дам». Священники ведь раньше держали монополию на присвоение крещаемому имени. Вот и появлялись всякие Акакии, Хуздазады, Проскудии, Каздои, Гады, Писты, Гавинии... Сейчас священники это право утратили.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Моисей Моисеов слышала еси ковчежец, душе, водами, волнами (в волнах) носим речными, яко в чертозе древле бегающий горькаго дела совета фараонитска (ты слышала, душа, как Моисей в ковчежце, словно в чертоге, в древности носим был по воде волнами реки и избежал горестной участи, предназначенной фараоном). Моисею, вождю народа Божия, с самого рождения грозила горькая участь из-за злого умысла фараона. Фараон, опасаясь усиления евреев, поселившихся в Египте со времени Иосифа, умыслил воспрепятствовать их размножению и дал повеление убивать еврейских младенцев мужеского пола при самом рождении ( Исх.1:16 ). Сострадательные бабки, на которых было возложено исполнение бесчеловечного повеления, не исполняли его. Тогда от фараона вышло новое повеление: бросать в реку всякого новорожденного еврейского младенца ( Исх.1:22 ). В это-то время и родился Моисей. Любящая мать укрывала его от фараоновых сыщиков три месяца, но, видя, что укрывать его долее невозможно, прибегла для его спасения к следующему: она сплела из тростника корзину, положила в нее младенца и пустила ее в воды реки Нила около того места, куда приходила купаться дочь фараонова. Мать рассчитывала на сострадание дочери фараоновой, паче же всего надеялась на Промысл Божий, и не обманулась. Корзина с плачущим в ней младенцем привлекла внимание царевны. Она сжалилась над ним, и по совету его сестры, присутствовавшей при этом, как бы случайно отдала его для млекопитания его родной матери, и по окончании млекопитания взяла к себе во дворец и усыновила его ( Исх.2,1:10 ). Нельзя не признать особенного промышления Божия в том, что рукой дочери жесточайшего гонителя евреев был спасен от его мучительства их будущий освободитель. Так Господь посрамляет козни врагов Своего Царства. Корзина, которой вверена была жизнь Моисея, послужила для него таким благонадежным приютом, словно это был царский чертог, оберегаемый многочисленными стражами. Младенец Моисей, подвергавшийся смертельной опасности и чудесно сохраненный от нее, – это образ души христианской, находящейся в подобном же положении. Как жизни Моисея грозила опасность от египетского царя, так и душе христианской на каждом шагу грозит духовная смерть и вечная погибель со стороны князя мира сего ( Ин.12:31 ), диавола. Духовная смерть состоит в отчуждении от Бога мыслями и стремлениями, в направлении их к одному земному и плотскому, в богозабвении, в самоугодии. Диавол, с львиной алчностью ищущий, кого поглотить, силится отвлечь нас от Бога и духовно умертвить многообразными искушениями, действуя на нас то непосредственно, то через мир с его нехристианскими обычаями, то через наши нечистые склонности. В благоприятных жизненных обстоятельствах он наталкивает нас на грех гордости, тщеславия, праздности и рассеянности, в неблагоприятных – на грех малодушия, уныния, отчаяния. А за духовной смертью, в которую впадают податливые на диавольские искушения, неизбежно следует вечная погибель, если они не успеют раскаяться при жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Ожесточи Господь, – т.е. расположил обстоятельства так, что в фараоне возродилось непреодолимое желание во что бы ни стало не выпускать Израильтян из Египта. – И погна созади сынов Исраилевых, – по следам их. Гонясь по следам их, по одной и той же дороге, Египтяне, конечно, достигли северной оконечности Суэцкого рукава, потом стали спускаться к югу по западной стороне его. – Сынове же Исраилевы исхождаху рукою высокою. Рука высокая, или сила грозно-могущественная, это не рука Израильтян, а рука Самого Господа. Господи, высока Твоя мышца, исповедует пророк ( Ис. 26:11 ). Под защитою ее Израильтяне пошли из Египта ( Числ. 33:3 ), под ее же крепкою защитою они исхождаху, – продолжали свой путь, хотя путь этот казался неправильным. Исх. 14:9 . И погнаша Египтяне в след их, и обретоша их ополчившихся при мори: и вся кони и колесницы фараоновы, и конницы (всадники), и воинство его прямо придворию Веельсепфона. Обретоша их ополчившихся при мори, позади Израильтян, уже расположившихся станом на берегу моря, вдруг очутилось войско Египетское, состоящее из коней и колесниц, иначе из воинов на колесницах, везомых конями, – из конников, т.е. всадников на одних лошадях. Вообще все воинство фараоново настигло Израильтян там, где Господь повелел им расположиться станом (см выше, ст. 1 и 2). Исх. 14:10 . И фараон приближашеся. Воззревше же сынове Исраилевы очима, видеша: и се, Египтяне ополчишася в след их, и убояшася зело, и возопиша сынове Исраилевы ко Господу. И убояшася зело, было отчего придти в страх Израильтянам. Их положение, по человеческим рассчетам, было самое затруднительное: с востока пред ними пучина морская, с запада неприступные горы, с севера ополчившиеся (расположившиеся станом) Египтяне, с которыми вступить в борьбу людям безоружным никоим образом нельзя было с надеждою на успех. Да и воинственности в них не было: неволя, в которой они так долго жили в Египте, убила в них дух мужества. Оставалось для Израильтян одно свободное для бегства место – пустыня с юга, но возможно ли было убежать от быстрых колесниц и коней двухмиллионной, со скотом и хозяйственными вещами, толпе? Притом пустыня не представляла ни одного безопасного места. – И возопиша (Израильтяне) ко Господу, прося Его о помощи, но судя по следующему стиху, в котором они являются ропщущими на Моисея, как бы на виновника их бедственного положения, – их молитва к Богу чужда была смирения и преданности воле Божией. Это было требование, чтобы Господь избавил их от беды, с жалобою, что Сам же Он чрез Моисея ввел их в эту беду.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

И вот Моисей поставляется в такие обстоятельства, которые должны были показать, способен ли он к искренней, бескорыстной любви к Богу и Его народу. Народ, которому Моисей призван послужить, не признает его своим вождем, отказывается от его услуг. Моисей принужден бежать от народа, который за ревность о благе его заплатил ему недоброжелательством, но в удалении от народа Моисею дается случай засвидетельствовать, что он не перестал любить народ, его отринувший, что он в разобщении с ним вздыхает по нем. Нет сомнения, что Моисей воспользовался сим случаем как нельзя лучше. Он научился любить своих соплеменников до готовности за спасение их быть изглаженным из книги живота, как сие показали последствия ( Исх. 32:32 ). – Орудием спасения Евреев надлежало быть лицу, одушевленному не только бескорыстною любовью, но и величайшим смирением пред Богом для того, чтобы успех этого дела никто не дерзал приписать людям, а не Богу. Моисей, как воспитанный во всей премудрости Египетской, мог думать, что в деле освобождения Евреев может на что-нибудь пригодиться его естественная мудрость, мог с некоторым самодовольством помышлять, что не даром так многому научился при дворе Египетском. Но вот обстоятельства располагаются так, что он никакого употребления не мог сделать из своей премудрости, он должен был бежать из общества людей образованных и ученых, на долгое время водвориться среди племени, ведущего простой, пастушеский образ жизни, и усвоить простые привычки этого племени. Мечтам о силе естественной мудрости, конечно, не благоприятствовала такая обстановка, и Моисей среди ее научился так смиренно думать о своих естественных достоинствах, что, когда Господь из Синайской купины повелевал ему идти на спасение Евреев, он отказывался от этой чести и просил Его предоставить ее другому достойнейшему. Но это-то смиренное сознание недостоинства и нужно было для того чтобы быть достойным орудием промышления Божия о Еврейском народе, нужно было, чтобы не только Моисей, но весь народ знал, что от Господа, а не от людей спасение его, и что на одного Господа, а не на человека должно всегда надеяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010