Исх. 13:14 . Аще же вопросит тя сын твой, глаголя: что сие? и речеши ему: яко рукою крепкою изведе нас Господь из земли Египетския, из дому работы. Изведе нас. Милость Божия, памятником которой должен служить закон о первенцах, имеет столь великое значение в судьбе Еврейского народа, что не только современные, но и все дальнейшие поколения должны памятовать эту милость с такою живейшею благодарностью, как если бы она была оказана лично им самим. На каждого отца семейства возлагается долг воспитывать детей в этом памятовании в раннем их возрасте. Каждый отец семейства должен так рассказать сыну об обстоятельствах происхождения закона о первенцах. Исх. 13:15 . Егда бо ожесточи фараона не отпустити нас, изби Господь всякого первенца в земли Египетстей, от первенца человеча, до первенца скотия. Сего ради аз в жертву приношу всякое разверзающее ложесна, мужеск пол Господу и всякого первенца сынов моих искуплю. Ожесточи (Господь) фараона. Это не так должно понимать, будто Сам Бог был виновником того ожесточения, того непреклонного упорства, с каким фараон старался удержать под игом неволи Израильтян, а так, что казни, какими Господь поражал Египет за несогласие фараона отпустить их, – вместо того, чтобы смирить его только ожесточали его, или смиряли лишь на краткое время, пока продолжалась та или другая казнь. Что вина ожесточения фараона падает на него одного, а не на Бога (было бы богохульно обвинять в сем Святейшее существо), это видно из многих ясных свидетельств о сем Моисея. Так, после казни наслания на Египет песьих мух сказано: «Фараон ожесточил сердце свое и на этот раз и не отпустил народа» ( Исх. 8:32 ). По прекращении казни побития полей градом сказано: «И ожесточилось сердце фараона и рабов его и он не отпустил сынов Израилевых» ( Исх. 9:35 ). Сам Христос сказал о Себе, что Он не мир пришел принести но меч, ибо пришел разделить человека с отцем его и дочь с матерью ее ( Мф. 10:34–35 ). Смысл слов Христа Спасителя тот, что учение Его будет служить поводом к разделению между людьми самыми близкими, ибо не одинаково будет принято ими, одни из них уверуют во Христа и за то вооружат против себя других, которые не уверуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исх. 14:11 . И рекоша к Моисею: за еже не быти гробом во Египте, извел еси нас умертвити в пустыни? Что сие сотворил еси нам, извед нас из Египта? Неудовольствие против Бога перешло в ропот на служителя Его. Не хорошо нам было в Египте, говорили сыны Израилевы, но уж лучше бы умереть в Египте, чем в пустыне насильственною от меча фараонова смертью . Это последнее зло горше первого. Исх. 14:12 . Не сей ли бяше глагол, его же рекохом к тебе во Египте, глаголюще: остави нас, да работаем Египтяном? Лучше бо бяше нам работати Египтяном, нежели умрети в пустыни сей. Выражающееся в этих словах малодушие Израильтян дошло до искажения истины. Правда, когда притеснение Евреев в Египте усилилось, то вследствие первого требования Моисея пред фараоном отпустить их в пустыню, Евреи высказали негодование на Моисея и сказали ему и Аарону: «Вы дали фараону и рабам его меч в руки, чтобы убить нас» ( Исх. 5:21 ), но это был единственный случай. Впоследствии Израильтяне без ропота и с охотою повиновались всем распоряжениям Моисея, видя в них волю Божию. Да и в первый раз, как только Моисей объявил им волю Божию об избавлении от Египетской неволи, они в лице своих старейшин с радостью отнеслись к словам Моисея и с благодарностью преклонились пред Господом ( Исх. 4:31 ). Исх. 14:13 . Рече же Моисей к людем: дерзайте, стойте и зрите спасение еже от Господа, еже сотворит нам днесь, имже бо образом видесте Египтян днесь, не приложите к тому видети их в вечное время. Против маловерия и малодушия Израильтян Моисей выступает с полною верой и упованием на Бога и, обнадеживая их помощью Божиею, возвещает им, что перед их очами совершится спасение от врагов уготованное Господом, и что они уже никогда не увидят Египтян в том грозном и страшном виде, в каком видят их теперь. – Последствия оправдали это предречение пророка Божия. Евреи чрез несколько часов увидели Египтян в виде трупов выброшенных на морской берег (30). Исх. 14:14 . Господь поборет по вас, вы же умолкните. Господь Сам поборет по вас, Сам будет сражаться за вас с Египтянами, – и вы умолкните, – будьте спокойны, без вас сделается то дело, которое послужит к вашему спасению. Вы будете только зрителями этого чудного дела. – С такою непоколебимою уверенностью Моисей мог говорить народу о помощи Божией единственно потому, что он испросил у Господа эту помощь и уже получил обетование о ней, как это увидим из следующих стихов 15, 16, 17 и 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Уразумев же болезнь их, виде человека Египтянина, биюща некоего Евреанина от братий его, сынов Исраилевых. То, что увидел Моисей, посетив братий своих, было самым обыкновенным явлением. Моисей, конечно, и прежде разумел, знал, что Евреев не только измождают болезнью ( πο νος), т.е. изнурительными, тяжкими не по силам работами, но еще бьют их, принуждая побоями к непрерывной, без отдыха, работе и жестоко взыскивая за опущения. Но теперь это зрелище произвело на него особенно грустное впечатление, под влиянием того душевного настроения, которое привело его к Евреям. Исх. 2:12 . Обозревся же семо и овамо, никогоже виде: и поразив Египтянина, скры его в песце. Обозревся же семо и овамо, никогоже виде. Моисей решился наказать бесчеловечного мучителя, но так, чтобы это не сделалось известно между Египтянами. Он справедливо рассуждал, что поступок его, если получит огласку между Египтянами, то возбудит против него преследование Египетского начальства и таким образом сразу лишит его возможности быть вперед полезным для своих братий и, что еще хуже, подаст повод Египтянам к усилению жестокости против Евреев. Потому Моисей боялся иметь свидетелем своего поступка собственно кого-либо из Египтян, ибо со стороны Евреев, если бы и нашлись между ними свидетели, кроме того Еврея, за которого он хотел заступиться, он никак не ожидал доноса на него Египтянам или разглашения о его поступке между ними. Свидетелей однако Моисей не заметил, никогоже виде и поразив Египтянина, скры его в песце. – Поразив, как понимать это? Так ли, что Моисей нанес Египтянину удар, который оказался смертельным нечаянно для Моисея, что Моисей не хотел убивать, а только проучить его, – или так, что Моисей намеренно, сознательно умертвил его? Последнее вероятнее, судя потому, что не безопасно было оставлять в живых человека, который мог сделать донос на Моисея Египетским властям, и сам Моисей заботился о сокрытии следов своей расправы, тщательно наперед удостоверившись в отсутствии сторонних зрителей ее. Но как смотреть на эту казнь? Может ли быть она оправдана пред судом нравственного закона? – Говорят, что Моисей убил Египтянина по любви к справедливости и по праву мстителя за кровь, бывшему в обычае на востоке и потом узаконенному самим Моисеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Египтяне вздумали было бежать назад от Израильтян, за которыми погнались по дну моря, но бежать было уже поздно. Они заметили, что находятся не на берегу, – ибо бежаша под водою, – под навесом вод, стоявших с обеих сторон стенами. Между тем Израильтяне уже выбрались на противоположный берег, и Моисей, по повелению Божию, с этого берега простирает на море свою руку с чудодейственным жезлом, ветер, который до сих пор дул всю ночь и держал, силою Божиею, воды в отвесном положении, утих, и воды, уже не сдерживаемые ветром, хлынули в образовавшуюся между ними пропасть. Произошел водоворот, погибельный для Египтян. Наступило уже утро, ибо сказано «устройся вода на место ко дню», т.е. с наступлением дня. Свет утреннего солнца осветил весь ужас положения, в каком находились Египтяне. Силою страшного водоворота Господь истрясе Египтяны посреде моря, поверг в море. Накрытые устремившеюся на них водою, Египтяне, сидевшие на колесницах и конях, вдруг сброшены были с них и поглощены пучиною. Все погибли, так что некому было возвестить оставшимся дома о погибели. Исх. 14:29–30 . Сынове же Исраилевы проидоша по суху посреде моря: вода же им стена бысть одесную и стена ошуюю. И избави Господь Исраиля в день он из руки Египетския: и видеша сынове Исраилевы Египтян измерших при краи моря. Во сколько часов Израильтяне могли перейти море? Ветер, раздвинувший воды моря, подул с наступлением ночи (20 и 21), следственно, около 7-ми часов вечера, ибо это было в весеннее равноденствие. – Воды морские, разделенные жезлом Моисея, устремились по манию того же жезла на прежнее место ко дню (27), с наступлением дня, – следственно, не ранее 5–6 часов утра. Израильтяне уже успели перебраться к этому времени на Аравийский берег, ибо Моисей уже с этого берега мановением жезла своего прекратил разделение вод для потопления Египтян. Следственно, движение Евреев по обнаженному руслу моря продолжалось часов 10 или 11. Время совершенно достаточное для перехода от одного берега до другого на двадцативерстном протяжении. – Израильтяне не только спаслись от Египтян, но были еще свидетелями погибели их, они видели трупы Египтян, выброшенные волнением морским на край моря, – т.е. на тот берег, на который сами благополучно переправились.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Беспомощное положение дитяти, плачем своим как бы умолявшего о пощаде, тронуло сердце дочери фараона, она пощаде, т.е. сжалилась над ним и решилась взять его на свое попечение. Нельзя не видеть особенного устроения промысла Божия в том, что орудием спасения будущего освободителя Еврейского народа от Египетской работы избрана была родная дочь жесточайшего гонителя этого народа. О Еврейском происхождении открытого в ковчежце младенца, дщерь фараонова могла догадаться отчасти по чертам лица его, отчасти по тому положению, в каком он найден, и может быть, как замечает блаженный Феодорит , по знакам обрезания на теле младенца. Исх. 2:7 . И рече сестра его дщери фараонове: хощеши ли призову ти жену кормилицу от Еврей, и воздоит ти отроча. Мариам, сестра Моисея наблюдавшая издали за всеми движениями дочери фараоновой, подошла к ней как бы случайно, привлеченная необычайным зрелищем вынутого из воды ковчега. С целью возвратить младенца его матери, она предлагает сострадательной царевне найти ему Еврейскую кормилицу, не боясь вызвать подозрение, что умысел ее будет открыт, ибо знала, что ни одна Египтянка не возьмется кормить своею грудью ребенка, принадлежавшего к народу, который Египтяне почитали нечистым ( Быт. 41:33 ). Исх. 2:8–9 . И рече ей дщерь фараонова: иди. Шедши же отроковица, призва матерь отрочате. Рече же к ней дщерь фараонова: соблюди ми отроча сие, и воздой ми е: аз же дам ти мзду. Взя же отроча жена и дояше е. Будущий избавитель своего народа, возвращенный родной матери для млекопитания, должен был с молоком матери всосать чувство любви к своему народу и вместе к тому, Кто предизбрал его для предстоявшего ему великого служения. Млекопитание продолжалось у Евреев до трех лет ( 2Мак. 7:27 ). Положенные в этот краткий промежуток времени в душе Моисея семена духовного развития не могли быть заглушены последующею придворною жизнью, ибо над укоренением их бдел особенный о нем промысл Божий. – Мать Моисея, сделавшись кормилицею своего сына и оберегательницею его, теперь уже не опасалась за жизнь его, ибо вероятно, получила от царевны твердые ручательства за неприкосновенность его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

285. См.: Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597). 286. Достопамятные сказания. Об авве Серапионе, 2. 287. См.: Лавсаик. 100. О Виссарионе. См также: Достопамятные ска¬зания. Об авве Феодоре Фермейском, 1; A. et. С. Guillaumont (eds.). £vagre le Pontique. Trait 288. Монах. 97 (Творения... С.111). См.: Мф 19:21. 289. Слово о молитве. 124 (Творения... С. 90). 290. Там же. 125 (Творения... С. 90). 291. Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597). 292. Монах. 89 (Творения... С. 110). 293. Изображение монашеской жизни. 8 (Добротолюбие. Т. 1. С. 595). См. также: Достопамятные сказания. Об авве Пимене, 69. 294. Достопамятные сказания. Об авве Памво, 2. 295. В оригинале – Gretchenfrage, т.е. «вопрос Гретхен». В трагедии Гёте «Фауст» Гретхен спрашивает Фауста: «А в Бога веришь ты?» В результате в немецком языке выражение Gretchenfrage стало широко распространенной идиомой, относящейся к решающим, «главным» вопросам. – Пргшеч. пер. 296. Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597). 297. См.: Быт 3: 8. 298. Ис 58:1 и след. 299. См.: Мф 6:25. 300. Монах. 94 (Творения... С. 111). 301. O.sp. I, 23. 302. O.sp. I, 27. 303. O.sp. I, 28. 304. O.sp. 1,35. 305. 1Ин 4: 8. 306. Исх 34:28. 307. Мф 4: 2. 308. 2Кор 11:27. 309. Деян 14:23. 310. Мохандас Карамчанд Ганди (1869–1948) – индийский общественный деятель, философ и аскет, один из главных идеологов и руководителей движения за независимость Индии от Великобритании. В политической борьбе пользовался тактикой ненасильственного сопротивления, прибегая также к голодовкам. Был убит в результате заговора радикальных индуистов. – Примеч. пер. 311. См.: Мф 6:16 и след. 312. Достопамятные сказания. Об авве Макарии Египетском, 11. 313. Vita С. 314. Достопамятные сказания. О святом Епифании, епископе Кипр¬ском, 4. 315. Там же. Об авве Исидоре пресвитере, 4; Об авве Иперехии, 4. 316. Там же. Об авве Пимене, 170. 317. 1Кор 6:13. 318. См.: Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597).

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

Итак, братие, как видите, святые держались и уединенной молитвы и соблюдали ее. Держитесь ее и вы, " и сколь можно чаще от молв и шума мира сего удаляйтесь в клеть свою для занятия делом спасения души своей... И всякий христианин имеет необходимую потребность для души своей в том, чтоб в каждый день несколько часов посвящать на уединенную молитву и богомыслие, чтобы вовсе не рассеяться в суете мира сего. Душа наша такую же имеет жажду в ежедневном обновлении сил своих молитвою и богомыслием, как и тело в подкреплении себя пищею. И нет такой тяжкой работы, нет столь многосложной и тяжкой службы, от которой бы не должно и не можно было уделять несколько времени на питание ее сим хлебом жизни. Ибо спасение души нашей из всех дел есть самое важнейшее дело " (Воскр. Чт. 1842 г. стр.43-44). Поэтому, братие, и уединенная молитва нужна нам. В уединении мы свободнее можем возносить ум наш к Богу, и душа наша, не тревожимая никем и ничем, в уединении становится чище, и ум наш бывает легче на молитву. Аминь. Чем человек смиреннее, тем более он получает от Бога благодатных даров (Слово о святем Сисои, како словом воскреси умершего (Прол. Мал 3). Слово от Патерика о Виссарионе, како словом изгонаше бесы) Добродетель смирения настолько приближает к Богу, настолько соединяет с Ним, что все существо смиренного делает сосудом благодати Божественной, и эта благодать изливается чрез смиренного: и на других и творит дела великие даже иногда помимо воли самого смиреннолюбца. Чтобы убедиться в этом, выслушайте повесть о двух случаях из жизни Сисоя и Виссариона, преподобных отец наших. Некоторый простолюдин отправился с больным сыном к преподобному Сисою, в стране Египетской. Дорогою больной умер. Отец не смутился этим, взял мертвеца и принес к преподобному. Зная смирение последнего, простолюдин не стал просить открыто у него помощи, а, вошедши с мертвецом на руках, седлал, поклонение святому и при поклон положил мертвого сына к ногам старца. Не ведая, что пред ним лежит мертвец и думая, что поклонившийся не хочет встать, Сисой сказал умершему: " встань и иди вон. " И мертвый ожил, встал и вышел навстречу к удивленному своему отцу. Тогда последний вошел к Сисою и рассказал ему, что случилось с его сыном на пути и как он мертвого его принес к преподобному. И опечалился святый старец, услышав это, и запретил простолюдину и ученикам своим рассказывать о случившемся до смерти своей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Он не помышляет и не любит помышлять о духовном и Небесном. Ум его – чисто плотский ум. Напрасно вы стали бы пытаться обратить его внимание на истины духовные, божественные, – он и слушать вас не станет, или будет слушать с глумлением и досадою. Орган для восприятия этих истин в нём забит, омертвел. Стремления к чистоте и святости, к делам любви и самоотвержения убиты в духовно-мёртвом человеке преобладанием плоти, т. е. низших, животных сил. Самые, по-видимому, добрые дела его повреждены самолюбием и своекорыстием. Благочестия не ищите в духовно-мёртвом человеке: может ли быть благочестивым тот, для кого богом служат земля и плоть? И если бывают в нём проявления благочестия, то – благочестия мёртвого, а не живого, исключительно обрядового, механического, без смирения, сердечной веры и любви к Богу. Он не чувствует ни благодарности к Богу за дары счастья, ни смирения пред Ним и преданности в Его святую волю в напастях, болезнях и скорбях: мёртвые ничего не чувствуют. Может ли быть что бедственнее подобного состояния? – Великим, далее, бедствием почитается лишение свободы, рабство, невольничество, заключение в темницу. Не похоже ли на это бедствие рабство греху? В строгом смысле это рабство тяготеет на всех людях, ибо, по слову Христову, всяк творяй грех раб есть греха ( Ин. 8:34 ). От власти греха не свободны даже истинные чада Божии: и они падают, хотя каждый раз спешат восстать от падения. Но есть такие рабы греха, которых он держит в постоянной неволе. Есть грехи, обратившиеся в страсть, в привычку. Такие грехи – поистине самые страшные господа, служение которым мучительнее египетской работы. Так преданный корыстолюбию не раб ли этой страсти? И какой жалкий раб! Служение мамоне не даёт ему покоя, истощает его силы душевные и телесные. Плотоугодник не раб ли чрева? Пристрастный к азартной игре не становится ли игрушкою сильных ощущений, производимых в нём удачею или неудачею игры, и под гнётом их не теряет ли власти над собою, так что не может остановить себя на пути, который приводит его и всё его семейство к разорению и нищете? Положение рабов греха тем несчастнее, что они не всегда чувствуют своего рабского унижения, почитают его правильным состоянием, – привычка к постыдному рабству притупила в них чувство человеческого и христианского достоинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В погребальном шествии с телом Иакова участвовали, кроме всех членов семейства Иосифова и сродников его, ради почести, «вси раби фараоновы», т. е. придворные чины, и «старейшины дому его», т. е. начальники придворных чинов, и «вси старейшины земли египетския», т. е. высокие особы в качестве представителей всех египетских государ­ственных и гражданских учреждений. Так как целью путе­шествия в землю Ханаанскую было единственно погребе­ние останков Иакова, а не водворение в ней детей и срод­ников Иакова на жительство, то домашний скот они не сочли нужным брать с собою. Оставались также в Египте малолетние их, как сказано в еврейском тексте. Быт.50:9 .  И совзыдоша с ним [п][Иосифом] и колесницы и конницы, и бысть полк велик зело. Колесницы и конники понадобились не только для увеличения торжественности шествия, но также для при­крытия путников от нападений в Аравийской пустыне, чрез которую лежал путь. От этого похоронное шествие похо­дило на движение большого ополчения.   Быт.50:10–11 .  И приидоша на гумно Атадово, еже есть об он пол Иордана, и рыдаша его рыданием велиим и крепким зело: и сотвори плач отцу своему седмь дний. И видеша жителие земли ханаанския плач на гумне Атадове и реша: плач велик сей есть Египтяном. Сего ради наречеся имя месту тому Плач Египетск, еже есть об он пол Иордана. Похоронное движение направилось не прямым путем к Хеврону чрез Филистимскую землю, но более отдален­ным и обходным: оно через Аравийскую пустыню напра­вилось в Идумею, отсюда, по восточному берегу Мертвого моря достигло восточных берегов Иордана, и здесь оста­новилось на гумне Атада. В направлении похоронного шествия нельзя не видеть пророческого предуказания на путь израильтян к Ханаану по исходе их из Египта, имев­шее быть чрез 200 с лишком лет, ибо путь сей держался того же направления. На гумне Атадовом все участвовав­шие в похоронном шествии пробыли семь дней, громко оплакивая Иакова. Обычай семидневного плача по покой­нике, собственно еврейский, удержался у евреев и в позд­нейшее время ( 1Цар 31, 13 . Сир 22, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Дан.3:41 . И ныне восследуем всем сердцем и боимся Тебе, и ищем лица Твоего. Бедствия смирили Иудеев. До времени плена они в большинстве отвращались от Бога, становились к Нему так сказать спиною; теперь же они всем сердцем следуют за Ним, как рабы за господином, питают страх пред Ним, как свойственно рабам, и ищут лица Его, стараются обратить на себя благоволительный взор Его, снискать милость Его. Дан.3:42–43 . Не посрами нас, но сотвори с нами по кротости Твоей и по множеству милости Твоея, и изми нас по чудесем Твоим, и даждь славу имени Твоему, Господи. Порабощенные Иудеи устами Азарии умоляют Господа не посрамить их упования на Его милость и избавить их от Халдейского рабства силою Своего всемогущества (по чудесем Твоим), подобно тому, как Он избавил их предков от ига Египетского. Умоляют Господа не только во имя Его милосердия (по множеству милости), но и ради славы имени Его: даждь славу имени Твоему. Даже язычники прославят Бога Израилева, видя чудеса Его. Дан.3:44–45 . И да посрамятся вси являющии рабом Твоим злая, и да постыдятся от всякия силы (со всем могуществом), и крепость их да сокрушится, и да разумеют, яко Ты еси Господь Бог един и славен по всей вселенней. В то время, когда произносимо было это моление, сила и могущество были на стороне поработителей избранного народа. Последний лишен был возможности собственными силами и средствами избавиться от их власти. Но у него была одна надежда – на силу Божию, пред которою, если Господу угодно, не устоит могущество человеческое, как бы оно ни казалось великим. И эта-то надежда выражается в словах рассматриваемого стиха. Одушевляемые сею надеждою, порабощенные Иудеи умоляют Господа сокрушить силу и могущество Халдеев, посрамить их гордыню, отнять у них возможность делать зло порабощенным и чрез то побудить неведущих Бога Израилева к прославлению Его, как единого истинного Бога. Дан.3:46–48 . И не престаша ввергшии их слуги царевы, жгуще пещь наффою и смолою, и изгребьими (паклею) и хврастием. И разливашеся пламень над пещию на лакти четыредесять девять. И обыде (вырывался) и пожже, ихже обрете окрест пещи халдейския.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010