В стихе 16-м сказано о потомках Аврама «в четвертом роде возвратятся сии» Одни видят здесь опять указание на четырехсотлетие, упомянутое в 13-м стихе, разумея под каждым столетием «род», другие относят эти слова ко времени пребывания евреев в Египте, считая это время по родам – от Ления до Каафа, от Каафа до Амрама, от Амрама до Аарона, от Аарона до Елеазара. Некоторые видят намек на этот ряд поколений в избрании для обряда завета «трехлетних» телицы, козы и овна как понадобились для сего обряда животные вступившие в «четвертый» год, так и евреи выйдут из Египта в 4-м роде. Пример подобного соответствия есть в книге Судей Гедеон, когда призываем был к освобождению израильтян от порабощения Мадиамского, продолжавшегося 7 лет, то должен был принести в жертву «семилетнего» тельца ( Суд. 6:1–25 )   Быт.15:14 .  Языку же, емуже поработают, сужду Аз: по сих же изыдут семо с имением многим. «Сужду» – покараю. Разумеются казни, которые Гос­подь наведет на народ египетский, державший евреев в порабощении, и которыми принудит египтян отпустить евреев. «По сих же» (т. е. после казней) евреи изыдут с имением многим: евреи при исходе из Египта получат от своих поработителей множество золотых и серебряных вещей и одежд, как некоторое вознаграждение за долговременные тяжкие работы для них ( Исх 12, 35 – 36 ).   Быт.15:15 .  Ты же отыдеши ко отцем твоим – в мире, препитан в старости добрей. Бедствия, предсказанные потомкам Аврама, самого его не коснутся; он в мире отойдет ко отцам своим, т. е. умрет спокойно, и душею своею, по разрешении ее от тела, при­соединится к душам предков своих. Что здесь идет речь об отшествии к отцам душею, а не о соединении с ними по телу в одной общей усыпальнице, это видно из того, что тело Аврама погребено в земле Ханаанской – в Хевроне ( Быт. 25, 9 ), а не в Халдее, где жили и погребены его предки. – «Препитан в старости добрей»  доживешь до старости глубокой и мирной, не утратив свежести и кре­пости телесной. Вместо τραφες – препитан, откормленный, – в других греческих издани­ях, согласно с еврейским текстом, читается ταφεις – погребенный Пос­леднее чтение достойно предпочтения

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Фараон, Ианний и Иамврий Яко тяжкий нравом фараону горькому бых, Владыко, Ианни и Иамври душею и телом и погружен умом (по упорству нрава, Владыко, я стал похож на фараона жестокого, по душе и по телу – на Ианния и Иамврия, и умом погряз в бездне). Но помози ми. Жестокость фараона обнаружилась не только в гонениях на евреев, но и в том упрямстве, с каким он противился требованию Моисея отпустить евреев на три дня в пустыню для принесения Господу жертвы ( Исх.7:14 ). Десять чудесных казней наведены были рукой Моисея на Египет с целью сломить ожесточение фараона, и только после последней, десятой казни, избиения египетских первенцев, фараон отпустил евреев ( Исх.12:31 ). Предшествующие же казни, хотя признаваемы были фараоном за действие перста Божия, только ожесточали его. Пока продолжалась казнь и бедствия от нее доходили до крайней степени, фараон просил Моисея помолиться Господу о прекращении казни и обещал отпустить евреев, но когда по молитве Моисея казнь прекращалась, фараон не исполнял обещания и по-прежнему оскорблял Бога своим неверием и ожесточением. В подобное неверие и ожесточение впадают многие грешники. Постигает их жестокая болезнь или другое какое бедствие – они приходят в себя, начинают чувствовать свою виновность пред Богом, умоляют Его о помощи и дают обет, если Бог услышит их мольбу, исправиться и жить по-христиански. Но миновала болезнь и бедствие – они забывают обет и возвращаются к прежней порочной жизни не только по слабости воли, но и по неверию, удивляясь, как это они во время минувшей болезни могли считать ее наказанием Божиим и дойти до малодушной решимости умолять Бога об избавлении от Его гнева, – как это ум их мог помрачиться до потери убеждения, что все на свете делается по одним естественным причинам, что, следовательно, и болезнь и выздоровление могли произойти по одним этим причинам, помимо воли Божией. Они стыдятся страха Божия и упования на Бога, какие испытывали во время болезни, и признают их болезненным явлением, следствием помрачения здравого смысла во время болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Uc.XLVIII:17 . Тако глаголет Господь, избавивый тя, Святый Исраилев: Аз есмь Господь Бог твой, научих тя, еже обрести тебе путь, по немуже пойдеши. Сими словами Господь Бог внушает Вавилонским пленникам, что с Его стороны сделано все потребное для их блага. Избавив Евреев от неволи Египетской, Он не оставил их без дальнейшего руководства; Он научил их еже обрести путь, по которому следует им идти (по немуже пойдеши), т. е. дал им закон, указующий им условия для достижения благополучия и для избежания зла. Этим указаниям они и теперь должны следовать, если хотят себе добра, если хотят, чтобы предстоящее избавление от Вавилонского плена послужило к действительному их благу. Uc.XLVIII:18–19 . И аще бы еси послушал заповедей Моих, то был бы убо яко река мир твой, и правда твоя яко волна морская. И было бы яко песок семя твое, и исчадия чрева твоего яко перст земли. Ниже ныне потребишися, ниже погибнет имя твое предо Мною Господь готов излить древние Свои милости на Свой народ. От самого народа зависит воспользоваться этими милостями. Что же для сего требуется? Требуется, чтобы он послушал заповедей Божиих и хранил правду, предписанную в них. Только под этим условием будет упрочено внешнее его благосостояние. Тогда убо был бы яко река мир твой: как река, питаемая неиссякаемыми источниками, обильна водою, так никогда не оскудеет внешнее твое благосостояние, будет процветать мирное и благоденственное житие, по силе благословения Божия, привлекаемого ревностью к исполнению заповедей Божиих. Тогда правда твоя была бы яко волна морская, т. е. правда твоя высоко вознесет тебя пред Богом и другими народами, как высоко поднимается волна на глубоком и обширном море. Тогда семя твое, – потомство твое стало бы многочисленно, как «песок и как пылинки на земле». Тогда ты далек будешь от опасности быть истребленным войною, моровою язвою, голодом; ни одно из этих бедствий не коснется тебя, не уменьшит твоей многочисленности (ниже ныне потребишися). Ниже погибнет имя твое предо Мною, – т. е. ты не будешь изгнан из земли обетованной, в которой обитает Бог ( Ион. 1, 3 ), но вечно будешь жить в этой земле пред лицем Бога своего, так что она не перестанет называться именем твоим, – не сделается местом обитания другого народа, не назовется именем этого народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исх. 14:6 . Впряже убо фараон колесницы своя, и вся люди своя собра с собою. Идет речь о колесницах боевых и о людях военных. Те и другие, по распоряжению фараона, немедленно должны были выступить в поход против мнимых беглецов. Боевые колесницы закладываемые были парою, или тройкою лошадей, и вооружаемы были по обеим сторонам косами. На этих колесницах обыкновенно занимали место три человека: возница, управлявший конями, воин, державший щит, и еще воин, который на всем скаку длинным и тяжелым мечом поражал тех, кто не попал под косы, или под колеса колесницы и под копыта коней. Колесницы обыкновенно врывались в ряды пехоты. Исх. 14:7 . И поят шестьсот колесниц избранных и вся кони Египетския, и тристаты над всеми. Этот стих служит объяснением предыдущего. В том стихе сказано о колесницах вообще, здесь говорится о числе их 600, и о достоинстве их избранные, или отборные. В том стихе сказано о всех людях собранных в поход, здесь же упоминается собственно о всей коннице ( ππος). Участвовала ли в походе пехота, не сказано, да едва ли она могла быть полезна, когда предполагалось поскорей нагнать мнимых беглецов, накрыть и поразить их, – хотя Иосиф Флавий упоминает о 200000 пехоты. – Тристаты над всеми, или во главе всей собранной армии. Тристатами назывались сановники, занимавшие третье место, или третий ряд, вокруг царя. Армия, собранная в поход против Израильтян, конечно, была незначительна в сравнении с числом Израильтян, но им вредила самая многочисленность, препятствовавшая свободе движений их, также безоружность и невыгодное местоположение, какое они занимали на берегу моря. – Для колесниц и всадников требовалось много коней. Откуда взялись они, когда одною из казней (мором) кони Египетские были побиты? Побиты были только пасшиеся на полях ( Исх. 9:6 ). Казнь не коснулась тех из них, которые оставались в конюшнях. Исх. 14:8 . И ожесточи Господь сердце фараона царя Египетского и рабов его, и погна созади сынов Исраилевых. Сынове же Исраилевы исхождаху рукою высокою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исх. 14:22 . И внидоша сынове Исраилевы посреде моря по суху, и вода им стена бысть одесную, и стена ошуюю. И вода им стена бысть одесную и стена ошуюю. Судя по такому положению вод, образовавших из себя как бы каменную стену с обеих сторон, никоим образом нельзя согласиться с мнением некоторых, зараженных болезнью чудобоязни, будто Израильтяне воспользовались отливом моря. Отлив не разделяет вод, а только обнажает, и то на небольшое пространство, ближайшую к берегу часть моря. Если бы не было никакого чуда при переходе Израильтян чрез Чермное море, если бы помог им в этом случае отлив морской, то непонятно, почему окрестные народы могли, при слухе об этом событии, приходить в волнение ( Исх. 15:14 ). Хананеи знали это чудо и трепетали Израильтян ( Нав. 2:11 ). В книге Премудрости Соломоновой путь Израильтян по дну моря назван полем злачным ( Прем. 19:7 ). Это значит, что дно Чермного моря покрыто растениями, и Израильтяне, переходя через него, словно совершали прогулу по роскошному парку. Исх. 14:23 . Погнаша же Египтяне и внидоша в след их, и всяк конь (конница) фараонов, и колесницы и всадники посреде моря. Должно думать, что Египтяне не в одно время с Израильтянами вступили на дно морское, иначе могли бы произвести замешательство в их рядах, а спустя не малое время, когда последние уже успели на значительное расстояние отойти от берега, и когда уже перестали доходить до слуха Египтян голоса мнимых беглецов. Не слыша этих голосов и боясь совсем потерять Израильтян из вида, Египтяне поспешили вслед за ними на дно морское. Они не догадывались, что Евреи уже не на берегу, – и дно морское могли принять за продолжение берега, не замечая вод, стоящих стеною одесную и ошуюю. Потому в пылу преследования они зашли гораздо дальше берега. Предсказанное Господом ожесточение фараона, желание во что бы ни стало отмстить Евреям, ускользавшим от его рук, так было сильно в царе Египетском и его воинах, что помрачило в них на это время здравый смысл; они бросились за Евреями, не рассуждая о последствиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Жизнь при дворе, благоприятствовавшая светскому образованию Моисея, представляла не мало искушений ко греху. Но если и приражалась к его душе временная греха сладость, которой он предпочел, по слову Апостола, страдание с народом Божиим ( Евр. 11:25 ), то не имела над ним власти. Он предохраняем был от господствовавших при дворе обольщений чувственности благодатию Божиею, уготовлявшею его к великому служению. Вероятно, и живя при дворе, он не прерывал сношений с родным семейством, и его примером и внушениями утверждаем был в вере и благочестии, насажденных в нем еще в младенческом возрасте. Открыто, или тайно велись эти сношения, неизвестно, но что они действительно существовали, это предположить необходимо для того, чтобы объяснить то самоотвержение, с каким Моисей решился впоследствии расстаться с придворною жизнью. Дополнительное описание обстоятельств рождения, воспитания и юных лет жизни Моисея находим в Еврейских преданиях у Иосифа Флавия, которые впрочем нельзя принимать на веру без особенной осторожности. Вот эти предания о рождении Моисея: предсказано было во сне отцу его от Бога, а фараону от книжника. По извлечении из воды Моисей сам выбрал себе кормилицу. Однажды фараон захотел померить свою корону на челе отрока Моисея, но последний сбросил ее на землю и стал попирать ногами. Жрец начал настаивать пред фараоном погубить маленького Еврея, предсказывая много бед от него Египту, но царевна, усыновительница его, спасла его. В зрелом возрасте Моисей начальствовал над Египетским войском в походе против Ефиоплян, взял столицу их при содействии дочери Ефиопского царя и женился на ней. Чтения священного повествования о жизни Моисея положены на службах в страстную седмицу в соответствие Евангельским чтениям о всей земной жизни Иисуса Христа – потому, как мы сказали при рассмотрении первой паримии из книги Исход, – что жизнь Моисея имеет прообразовательное значение в отношении к Иисусу Христу. В рассмотренной нами второй паримии из книги Исход заключаются также некоторые обстоятельства, служащие прообразом событий из жизни Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исх. 15:11 . Кто подобен Тебе в бозех, Господи? Кто подобен Тебе? Прославлен во святых, дивен во славе, творяй чудеса. Кто подобен Тебе в бозех, Господи? – Торжество Господа над Египтянами, язычниками по вере, есть торжество истинной веры над ложными. Только истинный Бог мог совершить чудо потопления Египтян и спасения Евреев. Мнимые боги язычников ничего подобного сделать не могут. – Прославлен во святых Ты, Господи, преславнее всего, что называется святым, или священным в мире Ангельском и человеческом, на небе и на земле. – Дивен в славе ( ν δξαις). Ты достоин удивления и благоговения паче всего, что есть славного на земле и на небесах. – Творяй чудеса. Тебе одному свойственно творить чудеса. Исх. 15:12 . Простерл еси десницу Твою, пожре я земля. По одному мановению грозной десницы Твоей, не только вода потопила Египтян, но и земля разверзлась под водою и потопила многих из них. – Намек на землетрясение, которое должно предполагать, как мы выше заметили, на основании слов псалмопевца ( Пс. 76:17–20 ). В остальных стихах содержится пророчество о благотворных последствиях, для Израильтян, чудесного перехода их чрез Чермное море. Прославив Господа за избавление их от фараона, Моисей прославляет Его также за приведение их в Обетованную землю. Это случится еще не скоро, но Моисей, как пророк, так уверен в событии, имеющем совершиться чрез 40 лет, что изображает его, как совершившееся. Исх. 15:13 . Наставил еси правдою Твоею люди Твоя сия, яже избавил еси. Наставил еси ( δγησας) люди Твоя сия, яже избавил еси. Ты, Господи, путеводствовал в Обетованную землю избавленный Тобою от руки фараоновой народ. – Правдою Твоею, – во исполнение обетований Твоих о наследовании этим народом земли Ханаанской, чтобы все видели, как истинны Твои обещания. Ты самым делом оправдал данное Тобою о сем слово. – Люди Твоя. Израильтяне всегда были Твоими, преимущественно пред прочими народами, людьми, как избранные для хранения истинного богопочтения. Но наипаче они стали Твоими, Твоим особенным уделом или наследием, с тех пор как Ты избавил их от неволи Египетской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Стих 8: Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя. Господь любит праведники. Господь являет Свою милость к пленникам и невинно заключенным в темницах, – одних освобождает из плена, других – от оков темницы. Он избавил израильтян из египетского рабства и из Вавилонского плена. Он же избавляет грешников от духовного плена. Не затем ли пришел в мир Искупитель, чтобы отпустить на свободу связанных узами греха? Не для того ли нисходил Он в ад, чтобы возвестить свободу содержавшимся узникам, с верой ожидавшим Его пришествия? И до сих пор совершается это чудо милосердия над грешниками, отходящими в другой мир с начатками раскаяния. Молитвы Церкви побуждают Бога на милость, и Он или совсем избавляет их из ада, или облегчает их страдания. Господь умудряет слепцы. Потеря зрения есть великое несчастье, но это несчастье Господь нередко обращает во благо человека. Слепец, неразвлекаемый впечатлениями от предметов, подлежащих зрению, углубляется в самого себя и умудряется во спасении своей души. Господь же просвещает светом истины недугующих духовной слепотой, невежественных в духовных предметах и заблуждающихся. Господь возводит низверженныя . Господь любит праведники . Низверженных во глубину бедствий и грехов Господь поднимает на высоту благополучия и добродетели. Он долготерпеливо щадит великих грешников, но преимущественно любит праведников – истинных Его почитателей. Очи Господни на праведные и уши Его в молитву их . Стих 9: Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет и путь грешных погубит . Пришельцы – это чужестранцы, селившиеся между израильтянами. Они не могли иметь недвижимой собственности на Израильской земле, но пользовались покровительством закона Моисеева наравне со вдовами и сиротами. Так закон вменял в обязанность израильтянам через каждые три года допускать до участия в десятой части с произведений своей земли пришельцев, вдов и сирот ( Втор. 14, 28–29 ) и, побуждая сынов Израилевых к человеколюбивому обращению с пришельцами, часто напоминал первым, что они сами были пришельцами в земле Египетской. Оберегая от притеснения вдовиц и сирот, Бог Израилев изрекает проклятие на того, кто превратно судит сироту и вдову ( Втор. 27, 19 ), и угрожает их обидчикам сделать жен их вдовами и детей сиротами ( Исх. 22, 23–24 ). Призрение вдов и сирот Он предпочитает жертвоприношениям ( Ис. 1, 17 ). И путь грешных погубит, т.е. сделает пагубным. Путь их жизни, как бы усеян цветами и в одних возбуждает недоумение о правде Божией, в других зависть. Но конец их пути – всегда пагуба, и временная, и вечная.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Начнем с Вдадимира Ильича. Затем Иосиф Виссарионович . И далее рассмотрим других кандидатов. 53. Re: Солженицын в юбке Кто бы сомневался, что Алексиевич лесбиянка... http://goo.gl/Rx3F65 52. Re: Солженицын в юбке Коротков А. В. да нет, это вы не способны :) потому что из вашей писанины, собственно, ничего не следует. Буквы ради букв. Ну не получил, скажем, Чехов премию эту. Дальше-то что?.. Устюжин когда будем канонизировать И.В.Сталина? :) Он же такой духовный, такой православный... АБС вы закончили? 51. Ответ на 49., Silvio63 : А еще есть премия Абеля, ее считают многие аналогом нобелевской премией по математике, среди обладателей два математика советской школы - Громов и Синай.Ну так понятно что Синая нужно премировать..Синай это же не И.Виноградов и Л.Понтрягин и не А. Дородницин.Не так ли Анна Бейль? Не так. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/09/so...

24. И опустошит всю землю беззаконие, и злодейство превратит престолы сильных Строги суды Божии, описанные в предыдущих стихах, но праведны, – ибо будут вызваны беззаконием и злодеяниями. За беззаконие превращена будет в пустыню вся многолюдная и плодоносная страна. Злодействами властителей и подданных опозоренное государство сделается легкою добычею чужеземных властителей. Его постигнет та же участь, какая постигла могущественнейшие царства Ассирийское и Вавилонское, за гордость, притеснения и неправды опустошенные и разрешенные, согласно предсказаниям пророков. Судьба этих царств, конечно, не безъизвестна была писателю книги Премудрости. Гл. VI, 1–3. Слышите убо царие и разумейте, навыкните (научитесь) судии концев земли. Внушите держащии множества и гордящиеся о народех язык (гордящиеся властью над множеством народов) , яко дана есть от Господа держава вам и сила (власть) от Вышняго В виду грозящего властителям ниспровержения их престолов в наказание за злодеяния, совершаемые ими или безнаказанно допускаемые ими в подданных, писатель книги Премудрости обращается к властителям с советом, исполнение которого может отвратить эту опасность. Он напоминает им об обширности их власти, объемлющей много народов и простирающейся от одного конца государства до другого, и тем дает им понять, как трудно управлять таким многолюдством, так чтобы все ими были довольны, как трудно избежать злоупотреблений в делах суда и управления, погрешностей и несправедливостей, и потом в виду этих трудностей, как предосудительно было бы с их стороны гордиться своею столь великою и обширною властью. Нет, не гордиться, а смиренно помышлять им должно о совей зависимости от Господа Бога, Царя царствующих, смиренно помышлять, что Он даровал им эту власть и Он же потребует отчета в употреблении ее. Итак слышите, разумейте, научитесь (убедитесь) и твердо запомните, яко дана есть от Господа держава вам и сила (власть) от Вышняго, иже истяжает дела ваша и помышления (намерения) испытает 2 . Напоминание царям, выраженное в этих словах, самое благопотребное, но вместе обличительное по отношению к современным писателю книги царям Египетским и Сирийским. Те и другие были гонителями чтителей истинного Бога потому, что забыли о своей зависимости от Него. V. Паримия из книги Премудрости Соломоновой

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010