Многие грешники своим упорством и неверием напоминают не только фараона, но и тех египетских волхвов, чародеев Ианния и Иамврия ( 2Тим.3:8 ), которые старались слабым подражанием чудесам Моисея подорвать веру фараона в эти чудеса. Подобно этим чародеям они всем существом своим, душою и телом, погрузились в чувственные, чисто земные интересы и думают, что при помощи современных научных открытий можно устроить земную жизнь так счастливо, как никогда не удастся людям, следующим евангельскому правилу: ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся, то есть земные блага, приложатся вам ( Мф.6:33 ). От этих людей вы никогда не услышите слов: «чудеса Господни», – а только: «чудеса науки», «чудеса искусства», «чудеса промышленности». Бог , по их словам, мог, пожалуй, создать мир, но власть над ним принадлежит одному человеку, не допускающему вмешательства Божия в свои дела. Вот до какой сатанинской гордости может доходить человек! Он забывает, что чудеса человеческой изобретательности в сравнении с чудесами Божия промышления так же ничтожны и жалки, как жалки были фокусы египетских чародеев перед чудесами Моисея. Одного легкого дуновения гнева Божия достаточно, чтобы сокрушить все создания человеческого ума, громадные и величественные, и никакие измышления людские не в силах остановить движение этого гнева. Ум человека, ослепленного гордым сознанием своего могущества в области земных, вещественных интересов, не подозревает своего крайнего уничижения: вращаясь в этой области, он сам оземленяется, погрязает в бездне земного и вещественного и теряет силы возноситься к горнему и Божественному, то есть теряет то, в чем состоит его главное преимущество перед всеми земными тварями. Смирись, гордая душа, пойми безумие твоей гордости, безумие подражания фараону и его чародеям в неверии и ожесточении – и возопий к Господу: «Прости меня, прогневал я Тебя не менее, чем фараон с Ианнием и Иамврием, и помоги мне вступить на путь смиренной покорности и преданности во всем Твоей святой воле».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

К этой-то туземной династии принадлежал тот царь, который не знал Иосифа, т.е. или совсем не знал его истории, или, что вероятнее, не хотел признать заслуг его для Египта, потому что находился во враждебном отношении к той династии, при которой служил и возвысился Иосиф. Исх. 1:9–10 . Рече же языку своему: се, род сынов Исраилевых великое множество, и укрепляется паче нас: приидите убо, прехитрим их, да не когда умножатся, и егда аще приключится нам брань, приложатся и сии к супостатом и одолевше нам изыдут из земли (нашея). Слова Египетского царя, что Израильтяне становятся мжогочисленнее и сильнее Египтян, имеют тот смысл, что размножение и усиление Израильтян идет гораздо быстрее в сравнении с возрастанием и усилением Египетского народонаселения. Причина этого преимущества пред Египтянами Израильтян, независимо от естественных и общественных благоприятных условий, заключалась главным образом в том, что они по особенному действию промысла Божия гораздо меньше, чем туземцы, терпели от злокачественных болезней, господствовавших в Нильской долине, от голода, войн и других внешних бедствий. – Приидите убо, прехитрим их, да не когда умножатся, т.е. давайте, употребим хитрость, чтобы воспрепятствовать дальнейшему их размножению. Хитрость, употребленная для сего фараоном, имела, как увидим, грубый и насильственный характер, и только потому могла быть названа хитростию, что отнимала у Евреев, многочисленных и сильных, возможность противодействовать своим притеснителям. Мерами хитрыми и вместе насильственными остановить возрастание Еврейского народонаселения казалось нужным фараону по государственным соображениям: он опасался, чтобы Евреи не воспользовались своим многолюдством ко вреду Египтян. Вред, какой могли Евреи нанести Египтянам, мог быть, по мнению фараона, двоякий: во-первых, Евреи в случае войны могут перейти на сторону неприятелей и союзом с ними доставить им победу и одоление над Египтянами. Войны этой можно было опасаться преимущественно со стороны беспокойных восточных соседей, арабских племен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Могло ли что-нибудь подобное придумать искусство человеческое? . От Офома, последнего Египетского города на границе с Аравийскою пустыней, Евреи могли продолжать свой путь или к северу прямо в Ханаан, и тогда пришли бы сюда чрез три-четыре дня, если бы не встретили каких препятствий, – или на юг к Синаю. Пути к Синаю не мог не иметь в виду Моисей, ибо помнил слово, сказанное ему из купины: сие тебе знаменье, внегда извести тебе люди Моя из Египта, и помолитеся Богу в горе сей ( Исх. 3:12 ). Но Господу не угодно было на сей раз пустить Евреев ни по тому, ни по другому пути. Первый путь признан был для них неудобным потому, что здесь угрожала бы им неизбежная встреча с Филистимлянами, и убоявшись их, они стали бы жалеть о Египте ( Исх. 13:17 ). От второго пути надлежало удержать их на время для того, чтобы дать место, как увидим, новому преславному событию, которое должно было еще больше, чем прежние чудеса, прославить Господа и утвердить Евреев в преданности Ему. С этою целью, по повелению Господа, Евреи от Офома должны были повернуть на юг по западной стороне Суэцкого рукава Чермного моря, следовательно, очутиться снова в пределах Египетских. На этом новом пути им приказано было ополчиться, т.е. расположиться всем ополчением, между Чермным морем и Магдолом (башня, крепость). Положение последнего места, по неизвестности древней географии Египта, трудно с точностью определить, равно как и положение других мест, в виду которых назначено остановиться Израильскому ополчению. Одно из них названо в тексте придворном, или, как в книге Числ. 33:7 , устьем Ирофа (с Еврейского устье пещер). Другое названо Веельсепфоном (господин подзорной башни). Судя по буквальному значению всех этих названий, можно думать, что обозначаемые ими места укреплены были либо природою, либо искусством человеческим и обеспечивали безопасность Египетских владений с восточной стороны. В 20-ти верстах от Суэца на западном прибрежьи Суэцкого рукава Чермного моря, до сих пор Арабы показывают место, которое называют Купальнями фараоновыми (Хамам фараун), по сохранившемуся преданию о потоплении фараона в море близ этого места. Место это находится на узкой прибрежной полосе, которую Арабы называют долиною чуда (Бедеа), также путем сынов Израилевых (Тга-Бене-Израель). Полоса эта занимает место между морем и горами, а к северу и югу от ней идет пустыня. По всей вероятности в этой-то полосе расположились на ночлег, в третий день своего путешествия, Израильтяне, и здесь-то надо искать те местности, которые названы в рассматриваемом стихе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исх. 13:2–3, 10 . И иде Моисей, и собра вси люди и рече: помните день сей, в оньже изыдосте от земли Египетския, из дому работы: рукою бо крепкою Господь изведе нас отсюду. И сохраните закон Его. Исполняя повеление Господа касательно обнародования закона о первенцах, Моисей указывает на него народу, как на памятник благодеяний Божиих при исшествии Евреев из Египта. «Помните день сей, в оньже изыдосте от земли Египетския, из дому работы». Домом работы, или рабства, Египет назван потому, что в Египте Израильтяне употребляемы были на невольнические работы, и Египтяне обращались с этими невольниками, как бы с преступниками, заключенными в темнице и в наказание за преступления несущими бремя изнурительных работ. И Евреи не могли бы собственными силами избавиться от этого бедствия, если бы Сам Господь не извел их оттуда рукою крепкою. Рука крепкая, это та могущественно-грозная сила, которую Господь проявил над Египтянами, поразив их чудесными казнями, заставившими их наконец отпустить Израильтян. – И сохраните закон Его. Выше в стихах 4–9 шла речь собственно о законе опресноков, который должен быть соблюдаем ежегодно в течение семи дней от дня пасхи, по вступлении в землю обетованную. Не останавливаясь на сем законе, паримия переходит к следующему за тем изложению закона о первенцах. Исх. 13:11–12 . И будет, егда введет тя Господь Бог в землю Хананейску, якоже кляся отцем твоим: и отлучиши всякого первородного, разверзающего ложесна, мужеск пол, Господу. Закон об освящении, или об отлучении первенцев от человека до скота, равно как вышеупомянутый закон об опресноках и законы о жертвах, изложенные в книге Левит, – должен по повелению Господа вступить в силу по водворении Евреев в той стране, которую Он с клятвою обещал пред праотцами Еврейского народа дать в обладание их потомкам. Это потому, что при той беспокойной жизни, какую Евреи должны были проводить во время многолетнего странствования в Аравийской пустыне, не удобно было с точностью исполнить подробные предписания обрядового закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Иер.2:4–5 . Услышите слово Господне, доме Иаковль, и вся племена дому Исраилева. Сия глаголет Господь: кое обретоша отцы ваши во Мне погрешение, яко удалишася от Мене и ходиша во след суетных и осуетишася? Неверность избранного народа Господу открылась еще тогда, когда этот народ составлял единое целое, все 12 колен Израильских – одно государство. Искони Израильтяне не раз меняли истинное Богопочтение на ложное, искони вопреки первой и второй заповеди Десятословия удалялись от Бога и ходили в след суетных, т.е. ложных, мечтательных, существующих в одном воображении, а не в действительности богов, – служили им с раболепством слуг, идущих за своим господином. Поклоняясь суетным богам, они сами осуетишася, – т.е. впали в состояние самообольщения, принимая мечту за истину ( Рим. 1:21 ). – Кое обретоша отцы ваши во Мне погрешение? вопрошает Господь потомков о причине отступления от истинного Богопочтения предков. Смысл вопроса тот, что эта причина заключается в самих отступниках, ответственность за неверность Богу на них одних падает, а отнюдь не на Господа. Вступив в завет с Израильтянами, Он остался верен ему, ни в чем не нарушил его. Условием завета с Его стороны были разные обетования. Можно ли упрекнуть Его, чтобы Он не исполнил какого-либо из них? Могли ли отцы, древние поколения Израильского народа, обрести в Боге какое-либо погрешение, какую-нибудь неверность в исполнении Его обетований? Так Он дал им во владение, в силу Своих обетований, Ханаанскую землю. Он ли виноват в том, что они стали служить Ханаанским богам? – Он верно исполнил условия Своего завета с ними, они же прогневали Его возмутительною неверностью Ему. Иер.2:6 . И не рекоша: где есть Господь, изведый их от земли Египетския, преведый нас по пустыни, по земли необитанней и непроходней, по земли безводней и неплодней, по нейже не ходи муж никогдаже, и не обитал человек тамо? Израильтянам одного воспоминания о благодеяниях Господа во время путешествия их из Египта и странствования в пустыне достаточно было бы для удержания их в верности Ему. Но они, водворившись в плодоносной земле обетованной, забыли об этих благодеяниях, забыли о том, что они единственно Господу обязаны были преодолением трудностей путешествия в обетованную землю по стране пустынной и безлюдной (необитанней), по земле непроходимой, т.е. покрытой песками, загроможденной камнями, изрытой пропастями, – по земле безводной и потому бесплодной, по земле, на которой никто никогда не имел оседлости (не обитал) и можно было только кочевать с одного места на другое. Благополучно в продолжение сорока лет пространствовав в таких местах, они не рекоша (про себя): где есть Господь, путеводивший их, не помыслили о Нем, как будто Его нет нигде.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Не менее знаменательна в отношении к Рождеству Христову от Девы Марии память пророка Даниила. Он предсказал о рождении Христа от неискусомужной Девы под образом отсечения камня от горы. О сем он получил откровение от Бога по поводу сновидения, виденного Навуходоносором, но им забытого. Даниил не только напомнил Навуходоносору и рассказал виденный им сон, но и объяснил его значение. Навуходоносор видел во сне огромной величины статую, изображающую человека. Голова статуи была золотая, грудь и руки серебряные, бедра медные, ноги железноскудельные . По толкованию Даниила, последовательный порядок составных частей статуи и разность их по материалу знаменуют последовательную смену четырех земных царств и разные свойства их. Первое царство, по толкованию Даниила, есть Вавилонское. Оно знаменуется золотою главою: Вавилон блистал могуществом и богатством. Грудь и руки статуи, сделанные из серебра, означали другое царство, настолько низшее Вавилонского, насколько серебро ниже золота. Даниил не назвал этого царства по имени, но достоверно, что под ним разумеется Мидоперсидская монархия. Медные части статуи означали третье царство, которому также суждено было преобладающее владычество над землею. Под ним разумеется Греческая монархия, основанная Александром Македонским, которая с неимоверною быстротой уничтожила Персидское царство и стала господствовать над миром. При жизни своего основателя она представляла нераздельное целое, но при его преемниках она разделилась на несколько самостоятельных царств. Главными и более сильными в ряду их явились царство Египетское, управлявшееся Птолемееми, и Сирийское, бывшее под владычеством Селевкидов. Железно-скудельная часть истукана знаменовала четвертое царство, Римское. Оно отличалось железною крепостью в первую пору своего существования, на что указывали железные голени; затем, вследствие междоусобных войн и враждебного отношения к Риму завоеванных племен, оно значительно ослабело, на что указывала скудельная (глиняная) часть в составе истукана.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Втор. 5:4 . Лицем к лицу глагола Господь к вам на горе из среды огня. Линем к лицу. Идет речь о том, что Господь изрек 10 заповедей вслух всего народа без посредства Моисея. Для чувственных очей Господь был тогда невидим, но звуки Его гласа, изрекавшего закон, достигали до слуха сынов Израиля непосредственно. Это было причиною, что они, устрашенные сими звуками, просили Моисея на будущее время принять на себя посредничество в передаче им воли Божией. Втор. 5:5 . И аз стоях между Господем и вами во время оно возвестити вам глаголы Господни, – глаголя. И аз стоях... Господни. Это – вставочное предложение. Оно должно быть понимаемо так, что Моисей посредствовал между Богом и народом не в то время, когда Господь изрекал 10 заповедей, а уже после провозглашения их, когда устрашенный народ отказался от продолжения непосредственной беседы с ним Господа. Моисей как бы так говорит: поймите, какой чести вы сподобились, – Сам Господь удостоил вас беседы с вами без моего посредствующего участия, которое на это время было прекращено и возобновилось уже после этого. – Слово глаголя имеет связь с 4-м стихом, как продолжение его, прерванное разсмотренными вставочными словами. Втор. 5:6 . Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя из земли Египетские, от дому работы. Истинный Бог , называющий Себя Богом Израильского народа (Бог твой), есть Бог всех народов, как тех, которые в Него единого веруют, так и тех, которые утратили веру в единого Бога и стали поклоняться многим богам. Божеская власть Господа Бога Израилева простирается на все народы, признают ли они ее над собою, или не признают ( 4Цар. 19:18–19 ). Но Ему угодно было из всех народов избрать в особый удел Себе один народ для сохранения в среде его истинного Богопочтения и для воспитания его согласно его предназначению дать из своей среды Мессию. Посему, будучи Господом вселенной, истинный Бог объявляет этому народу: Аз есмь Господь Бог твой, т.е. в силу заключенного с тобою, народ Мой, завета, Я беру тебя под Мое покровительство, преимущественно пред прочими народами; равно и от тебя преимущественно требую подобающего Мне, как единому истинному Богу, поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Я твой Бог, потому что ты Мне преимущественно пред всеми народами принадлежишь, и потому что Я тебе принадлежу. Меня одного, как твоего Бога, ты должен знать, на Меня единого уповать, и милостию Моею паче всего на свете дорожить. – Изведый тя из земли Египетские, от дому работы. Указанием на благодеяние, которым Евреи обязаны единственно своему Богу, Он хочет утвердить их в верности и преданности Ему. Если не из других, высших побуждений, то по крайней мере из благодарности Ему, как величайшему своему благодетелю, они должны соблюдать верность Ему, как Богу завета. О великости благодеяния они должны судить по великости того бедствия, от которого они освобождены Господом Богом. Он рукою крепкою и мышцею высокою извел их из Египетской земли, которая была для них домом работы, – местом рабства, где они томились в тяжкой неволе, словно пленники или преступники, заключенные в темницу ( Суд. 16:21 ; Еккл. 7:3 ). Втор. 5:7 . Да не будут тебе бози инии пред лицом Моим. Господь заповедует Израильтянам не только не чтить богов, каких чтили другие народы, но и не признавать их богами равными Ему, или низшими Его. Израильтяне тяжко согрешили бы против веры в своего Бога не только в том случае, если бы совсем перестали служить Ему, но и в том, если бы служили Ему наряду с другими богами, или если бы чтили Его как только национального своего бога, не отвергая существования иных богов, которым служат другие народы, как своим национальным богам. Нет, говорит Господь Своему народу, ни в том, ни в другом смысле ты не должен ни признавать, ни чтить иных богов, кроме Меня одного. Господь Бог твой, говорится в других местах Второзакония, сей Бог на небеси горе и на земли долу, и несть разве Его ( Втор. 4:39 ). Аз есмь Бог, и несть разве Мене ( Втор. 32:39 ). И вообще в книгах Ветхого Завета нельзя найти следов учения о многобожии и о Боге Еврейском, как об одном из многих богов. И если сам Моисей говорит о Нем: Господь Бог ваш Сей Бог богов и Господь господей ( Втор. 10:17 ), то это говорит он не в том смысле, будто боги языческие суть также боги, хотя низшие Бога, чтимого Евреями, а соответственно понятию язычников, которые были уверены, что эти боги существуют, сам же Моисей называет их идолами, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Далее в житии Симеона юродивого передается: «Святый в притворном бесновании премногие человеки обличаше о тайных гресех их: овые о нечистоте, овые о татьбе, овые о клятвопреступлении, и когождо о всяком гресе его; обличаше же иные особь, иные пред другими, иным притчали сказоваше, злая дела их, да познают свою совесть, а иных яве поношаше о творимых беззакониях и тако весь град удержаваше от грехов смертных, приводя люди в чувство и в покаяние» 103 . Василий блаженный «божественною благодатию укрепляем, не только свою душу спасает, но и многим душам ходатай ко спасению» 104 . Чем глубже было нравственное падение, чем больше распространялся соблазн порочной жизни, тем с большею силою воспламенялась ревность сих дивных подвижников о спасении таких людей от погибели. Глубина падения подобных грешников не устрашила сих ревнителей спасения ближних: с твердою надеждою на помощь Божию, они предпринимали всевозможные средства, какие только могли придумать для того, чтобы исправить порочных, обратить их на путь спасения. Ни своим душевным спокойствием, ни телесными трудами, ни людским мнением о себе не дорожили они, когда видели возможность спасти погибающего. В жизнеописаниях юродивых нередко встречаем, что некоторые из них вращались среди самых порочных членов общества. Свободные от уз мира, не связанные общественными условными приличиями, по глубокому самоотвержению, они тем с большою пользою для порочных членов общества могли действовать, невзирая ни на пол, ни на возраст, ни на презрение общества к великому грешнику: они видели в нем только погибающего брата и старались освободить его от оков порока. Так, в Скитском Патерике читаем о юродивом Виссарионе: «Шел некогда блаженный Виссарион чрез одну Египетскую деревню и, увидев блудницу, которая стояла у своей горницы, сказал ей: «Ожидай меня вечером; приду к тебе и ночую с тобою». – «Хорошо, авва!» – отвечала блудница. И вот она приготовилась и постлала ложе. Вечером старец, пришед к ней и вошедши в ее горницу, спросил: «Приготовила ли ложе?» – «Приготовила, авва», – отвечала блудница.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Горе тебе, душа, если сочувствуешь этому бесчеловечному учению. Если бы это учение повсюду восторжествовало, общество человеческое перестало бы быть обществом человеческим, превратилось бы в царство зверей. Не там хорошо живется на свете, где господствует одно самолюбие и вследствие того вражда, а там, где царствует мир, уважение к правам и человеческому достоинству ближнего, взаимная снисходительность и уступчивость. Ровоам нехорошо повел себя в отношении к подданным. Еще хуже поступил Иеровоам. Получив царство по соизволению Божию, он сделался крайне неблагодарным к Богу. Из опасения, чтобы его новые подданные не возвратились под власть дома Давидова, если будут ходить в Иерусалимский храм со своими жертвами, Иеровоам ввел в своем царстве идолопоклонство. Он слил двух золотых тельцов, из которых одного поставил на южных границах царства, в Вифиле, другого на северных, в Дане, и объявил народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот Боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской ( 3Цар.12:28 ). Возмутительна неблагодарность к Господу Иеровоама! Но подобную неблагодарность проявляют многие, подобно Иеровоаму из низкой доли, из бедности достигшие высокого общественного положения и богатства, из грязи попавшие в князи. Непривычная им высота кружит им голову: они забывают Бога, перестают молиться Ему. Если не говорят, то про себя думают: «Зачем нам Бог ? И без Него обойдемся, был бы ум в голове, было бы уменье обделывать житейские дела, были бы деньги». Гордые своим земным величием и богатством, они поклоняются только своему я и своим деньгам, забывая, что обязаны земными благами Господу, смиряющему и возвышающему, богатящему и посылающему бедность, и имеющему от каждого потребовать отчета в употреблении Его даров, отчета тем более строгого, чем больше кому дано. Кланяющиеся своим деньгам, как Иеровоам золотым тельцам, не рассуждают, что денег на тот свет не возьмут и ни за какие деньги не откупятся от праведного Суда Божия. Не беда наживать деньги, иметь богатство, беда и грех – к текущему богатству прилагать сердце, видеть в обладании им главное благо жизни, зазнаваться среди обилия земных благ до забвения Бога. Бог мог бы, если бы признал нужным и полезным, поровну распределить земные блага. Но Он не признал это нужным и полезным. Через неравномерное распределение земных благ Он постановил связать людей самыми крепкими нравственными узами – узами любви и благодарности. Если бы все одинаково были богаты, ни в ком и ни в чем не имели нужды, то не было бы того общения между людьми, которое держится милосердием и состраданием, с одной стороны, и благодарностью – с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010