Исх. 1:18–20 . Призва же царь Египетский бабы и рече им: что яко сотвористе вещь сию, и оживляете мужеский пол? Рекоша же бабы фараону: не яко жены Египтяныни, тако и жены Евреаныни: раждают бо прежде неже внити к ним бабам, и раждаху. Благо же творяше Бог бабам: и множахуся людие и укрепляхуся зело. Повивальные бабки, выслушав от фараона выговор за неисполнение его повеления, оправдываются пред ним тем, будто Еврейские женщины, как более крепкие в сравнении с изнеженными Египетскими и умеющие обходиться при родах без сторонней помощи, раждают детей прежде, чем придет к ним повивальная бабка. Показание бабок, явно, несогласно с истиною, ибо ясно сказано, что они по страху Божию, следственно, по собственному побуждению щадили при родах младенцев мужеского пола. Но несправедливое показание могло показаться фараону достоверным, потому что, по свидетельству путешественников, доселе Арабские женщины, с которыми Евреянки имеют племенное сродство, разрешаются от бремени скоро и легко. Вероятно и Еврейским повивальным бабкам случалось приходить на помощь к Еврейским женщинам, когда помощь эта уже была не нужна, – но случалось, конечно, не часто; и бабки вообще сказали неправду пред фараоном, но неправда, ложь, обман, хотя бы проистекали из добрых побуждений и допускаемы были с доброю целью, не могут быть одобрены в нравственном отношении, ибо, по слову Писания, мерзость Господеви устне лживы ( Притч. 12:22 ), и ложь сродняет человека с Отцем лжи – диаволом ( Ин. 8:44 ). Бабкам надлежало не лгать, но или совсем не показываться на глаза фараону, чтобы избегнуть искушения покривить душою, или искусным изложением дела представить в благоприятном свете истину, или лучше в крайнем случае признаться фараону в неисполнении его воли, с опасностью пострадать за сие, – сказать фараону, как сказали впоследствии Апостолы: «Подобает повиноватися Богу паче, нежели человеком» ( Деян. 5:29 ). Но если неправда и ложь Богу не угодны, то как объяснить, что Сам Бог , как сказано далее, благо творяще бабам, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Евреи, жившие на восточной окраине Египетского царства, вместо того, чтобы оберегать его от неприятелей с этой стороны и тратить на борьбу с ними свои силы, найдут для себя более выгодным пропустить их чрез свою область в средину Египта и своею помощью содействовать их успеху в войне с Египтянами. Во-вторых, Евреи, по мнению фараона, воспользуются затруднительным положением Египтян, в случае их поражения, для того, чтобы оставить Египет, ибо здесь они жили как пришельцы, в качестве временных обитателей, и помышляли о возвращении в Ханаанскую землю, которую они должны были наследовать по обетованию Божию, данному чрез Авраама, Исаака и Иакова. Об этом обетовании напомнил братьям своим Иосиф на смертном одре и завещал им перенести его кости в обетованную землю ( Быт. 50:24–25 ). Мечты Евреев о ее наследии, конечно, были известны фараону, судя по тому, что он боялся не того, что Евреи сделаются властителями Египта, а того, что они изыдут из Египта в случае поражения Египтян. Препятствовать выселению Евреев из Египта фараон не должен был, если имел возможность узнать, что Евреи пришли в Египет случайно и только на время водворились здесь ( Быт. 47:4 ). Но фараону не хотелось расстаться с Евреями и лишиться в них подданных трудолюбивых, тем паче, что, живя на восточной окраине Египетских владений, они служили оплотом против неприятельских вторжений с этой стороны. И так фараон, чтобы отнять у Евреев возможность вредить Египтянам своею многочисленностью и силою, и вместе удержать их в своей власти, решился принять жестокие меры против их размножения. Сперва он приказал изнурять их тяжкими работами, потом тайно поручил повивальным бабкам умерщвлять младенцев мужеского пола, наконец обнародовал повеление всех их бросать в реку. В рассматриваемой паримии идет речь только о первых двух мерах. Первая жестокая мера против Евреев состояла в изнурительных невольнических работах, которые были производимы под строгим надзором приставленных к ним смотрителей, вероятно из Египтян. Смотрители имели поручение озлоблять Евреев работами, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В то время, когда Евреи по заповеди Божией, вкушали пасхальную жертву, Ангел-губитель прошел землю Египетскую и поразил смертию всех первородных Египетских мужеского пола, от первенца фараонова до первенца узника, заключенного в темнице, и всех первородных от скота, пощадив первородных в домах Еврейских, отмеченных кровию пасхального агнца, намазанною на дверях. По всему Египту разносились вопли скорби и ужаса. Фараон и Египтяне, дотоле упорствовавшие в желании не отпускать Евреев, так поражены были этою казнью, что стали понуждать Евреев немедленно выходить из Египта и с охотою дарили им драгоценные вещи, желая поскорее выпроводить их. Израильтяне, уже заблаговременно приготовленные к этому, немедленно, в числе шестисот тысяч человек, кроме жен и детей, собрались в главном городе земли Гесемкой Рамессе, и отсюда в военном порядке двинулись по направлению к Чермному морю. На сем пути первым станом их был «Сокхоф», город, или местечко, «Кущей», так называемое от дорожных палаток, в которых Евреи расположились здесь. Это происходило в 15 день первого вновь установленного церковного месяца «авив» ( Числ. 33:5 ). В тот же день, когда Евреи еще стояли в Сокхофе, Господь для того, чтобы увековечить в памяти народа избавление его первенцев от Ангела-губителя, имевшее последствием окончание Египетского рабства, поспешил обнародовать закон об освящении первородных. Он сказал Моисею: «Освяти Мне всякого первенца перворожденного, разверзающего всякая ложесна в сынех Исраилевых». Освяти Мне, т.е. объяви сынам Израилевым, чтобы они посвящали Мне, отделяли для Меня на священное, в честь Мою, употребление. Господь повелевает освятить первенцев в сынех Исраилевых, т.е. принадлежащих Израильскому народу, от человека до скота (как сказано в Библии), разверзающих ложесна, следственно, первенцев не отца, который мог иметь старшего по рождению сына от вдовы или одной из двух жен, но матери, впервые разрешающейся от бремени, и притом первенцев одного мужеского пола (12). Первенцы отца, начатки силы отца ( Быт. 49:3 ), хотя бы родились от нелюбимой отцем матери, имели преимущество пред братьями в наследстве и в чести им принадлежала сугубая часть наследства и власть над братьями по смерти отца ( Быт. 47:28–29 ; Втор. 21:15–17 ), но в посвящении Богу имели преимущество первенцы матери, если в тоже время они не были первенцами отца, так что, если у кого были две жены, первенцы от обеих должны быть посвящены Богу. В чем именно состояло священное назначение первородных, увидим после.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исх. 14:24 . Бысть же в стражу утреннюю, и воззре Господь полк Египетский в столпе огненнем и облачнем, и смяте полк Египетский. В стражу утреннюю. Древние Евреи разделяли ночь на три части, по четыре часа в каждой, и называли эти части стражами, или сменами часовых. Стража утренняя соответствует, по нашему счету времени, 3–6-ти часам утра. – Воззре Господь на полк Египетский. Разумеется гневное воззрение. Господь проявлял Свой гнев из столпа огненного и облачного, посылая на Египтян тучи с громами и молниями. Так, по крайней мере, изображает псалмопевец это событие. «Облака изливали воды, тучи издавали гром и стрелы (молнии) Твои летали. Глас грома Твоего в круге небесном, молнии освещали вселенную, земля содрогалась и тряслась. Путь Твой в море» ( Пс. 76:18–20 ). Если слова псалмопевца должно понимать не в поэтическом, а в историческом смысле, то гнев Божий на Египтян сопровождался также землетрясением, что подтверждается, как увидим ниже, поглощением Египтян землею ( Исх. 15:12 ). Гневное воззрение Божие, сопровождаемое страшными явлениями природы, смяте полк Египетский, привело Египтян в смущение, страх и замешательство. Исх. 14:25 . И связа оси колесниц их, и ведяше их с нуждею. И рекоша Египтяне бежим от лица Исраилева, Господь бо поборает по них на Египтяны. И связа (Господь) оси колесниц их, – затормозил колесницы Египетские, так что полк Египетский ведяше их с нуждею, с чрезвычайным усилием двигал их вперед. Причиною этого было то, что дно морское, осушенное для Израильтян, сделалось вязким для Египтян вследствие густой и клейкой грязи, которая могла образоваться, как мы видели, от дождя. Самый беспорядок, происшедший в рядах Египетского войска, мог препятствовать свободному движению колесниц. – Египтяне решились прекратить преследование и сказали: бежим от лица Исраилева, – назад, Господь поборает по них. Египтяне узнали, наконец, что они имеют дело не с Израильтянами, а с Самим Господом, против Которого нельзя бороться. Исх. 14:26–28 . И рече Господь к Моисею: простри руку твою на море, и да совокупится вода и да покрыет Египтяны, колесницы же и всадники. Простре же Моисей руку на море, и устройся вода ко дню на место. Египтяне же бежаша под водою: и истрясе Господь Египтяны посреде моря. И обратившися вода, покры колесницы и всадники и всю силу фараонову, вшедших в след их (Евреев) в море, и не оста от них ни един.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В этом стихе изображается, как произошло в сердце фараона предсказанное Господом ожесточение. Ему донесено было, яко бежаша людие. Действительно, судя по значительному пространству, какое Евреи успели пройти в три дня от Рамессы до Сокхофа, близ берега Нила, – от Сокхофа до Офома и отсюда до последнего стана на западном берегу Красномарского залива, пространству не менее как в 120 верст, – путешествие их в огромном количестве (около 2-х с половиной миллионов душ) со стадами и другими хозяйственными принадлежностями нельзя не признать торопливым. По всему видно, что они спешили. И эту-то поспешность Египтяне приняли за бегство и посмотрели на них, как на беглецов. Так донесено было о них фараону. И превратися сердце фараона и рабов его на люди, едва они успели успокоиться после потери первенцев и рабов, и вот снова закипело в их сердце негодование на сынов Израилевых. Стали помышлять, нельзя ли возвратить их в рабство. Как объяснить эту перемену? Можно думать, что фараону и его рабам спешность движений Еврейского ополчения, походившая на бегство, показалась следствием овладевшего Евреями страха погони за ними Египтян. Но как Египтяне могли объяснить происхождение этого страха после всего, что сделано было для Евреев Богом? Египтяне, вероятно, объяснили это предположением, что или Господь перестал покровительствовать Израильтянам, или что Евреи переменили свой взгляд на Моисея и усомнились в его призвании от Бога к избавлению их. А уклонение Евреев с пути, ведущего в Аравийскую пустыню, еще более утвердило Египтян в этом предположении. Видно, наши беглецы, подумали фараон и его рабы, сами начали раскаяваться в том, что послушались Моисея, и теперь предпочитают лучше блуждать в Египетских владениях, чем переправиться за пределы их. – И рекоша: что сие сотворихом, отпустивше сыны Исраилевы, да не работают нам? – Т.е. мы сделали непростительную ошибку, что уступили наконец настойчивому требованию Моисея отпустить Евреев. В лице их мы лишились хорошей рабочей силы, которую трудно заменить, если не вернем их назад. Но допущенную ошибку можно еще поправить. Беглецы – в таком положении, что легко с ними справиться и возвратить их к прежней неволе. Так рассуждали фараон и рабы его и немедля приготовились к погоне за ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

О том, что образование занимало приоритетное место в государственной политике, свидетельствует, например, и такой факт: если в 1941 году ассигнования на народное просвещение составляли 5,961 млрд. рублей, то в 1945-м — более 9 млрд. Ещё раз вспомним, что это за годы были, но денег на образование не жалели! Одновременно с этим сильно поменялось отношение к науке. Это проявилось не только в повышении оплаты учёных, но и в росте престижа научных сообществ. Всё это были инициативы Сталина, который хорошо разбирался в вопросах образования. Не будем забывать, что семинарии в годы юности Иосифа Виссарионовича давали хорошее образование, но, главное, Сталин всю жизнь самообразовывался. Хочу подчеркнуть, что заложенная в эти годы система образования стала тем фундаментом, на котором стали возможны все достижения СССР в промышленном и научно-техническом развитии. И именно она представляла главную угрозу для нашего геополитического противника, который поставил задачу её разрушить. Он это делал и продолжает делать. Сегодня перед нами стоит проблема поиска путей возрождения системы образования, и многие говорят, что нужна некая абсолютно новая программа. На самом деле у нас уже всё есть — есть наследие классической русской гимназии и советской школы. Поэтому наша текущая задача — добиться законодательного закрепления не только права на традиционную образовательную систему, но и механизма его реализации. Этого надо не просить, а требовать. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Сталинская формула Сталинская школа являет собой один из ярких примеров фирменного сталинского стиля- взять лучшее из дореволюционного наследия и соединить с достижениями социализма. Безусловно, нам сегодня стоит равняться именно на сталинскую образовательную систему, а не на западные образчики. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/21/stalin...

Ничего оригинального, своеобразного он в России не видел и не признавал. Но он видел в России великую социалистическую страну будущего и никому Россию не отдавал. Всякие сепаратизмы буквально ненавидел.... В нем глубоко жил великорусский унитарист и уравнитель.... К Шевченке и украинофилам он относился, конечно, с большей ненавистью, чем даже... Катков " . Не угадали? А ведь это отец-основатель русского марксизма Георгий Плеханов... Сегодня либерально-национальный синтез снова востребован. Будет ли он успешен? В прошлом ему не удавалось стать серьезной политической силой как раз из-за своего иноземного происхождения. В сознании западника-патриота неизбежно возникает противоречие, блестяще вскрытое еще Николаем Данилевским: " Он признает бесконечное во всем превосходство европейского перед русским и непоколебимо верит в единую спасительную европейскую цивилизацию, всякую мысль о возможности иной цивилизации считает даже нелепым мечтанием, а, между тем... желает внешней силы и крепости без внутреннего содержания, которое ее оправдывало бы... " Увы, это противоречие - тоже часть наследия Белинского. Будущее нашего либерального национализма - в наполнении его культурно-исторической традицией. Но останется ли он тогда либеральным, вот в чем вопрос? Заканчивая свои беглые заметки, хочу подчеркнуть, что их жанр - не панегирик и не памфлет. Они, против национального обыкновения, ничего не сокрушают и не возвеличивают. Цель автора скромна и благопристойна: показать, что и в археологии есть много занимательного и даже современного. http://www.portal-slovo.ru/rus/history/84/11575/ Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

В дальнейших стихах (37–43), не вошедших в паримию, содержится сказание или объяснение того, что знаменуют составные части виденной царем во сне статуи. Их последовательный порядок и разность по материалу знаменуют последовательную смену земных царств и разный свойства их. Четыре части статуи служат символом четырех царств, следующих одно за другим в преемственном порядке их существования. Первое царство, по толкованию Даниила, есть Вавилонское. Оно знаменуется золотою головою. Вавилон блистал могуществом и богатством. К нему стекались сокровища со всех народов, покорных ему. – Грудь и руки статуи, сделанные из серебра, по толкованию Даниила, означали другое царство, настолько низшее Вавилонского, насколько серебро ниже золота. Даниил не назвал этого царства по имени. Но достоверно, что под ним разумеется Мидоперсидская монархия, которой суждено сделаться преемницею Вавилонской монархии. Это царство называется низшим Вавилонского, и таким оно было в действительности, если не по пространству, то по внутреннему состоянию. – Медные части истукана означали третье царство, которому также суждено было в свое время владычествовать над землею. Под ним разумеется Греческая монархия, основанная Александром Македонским, которая с неимоверною быстротой уничтожила Персидскую монархию и стала господствовать над миром. При жизни своего основателя, она представляла нераздельное целое, но при его преемниках она разделилась на несколько самостоятельных царств; главными и более сильными в ряду их явилось царство Египетское, управлявшееся Птоломеями, и Сирийское, бывшее под властью Селевкидов. На эти две части, выделившиеся из целого, знаменательно указывают чрево и бедра медной части истукана. – Железноскудельная часть истукана знаменовала четвертое царство, Римское. Оно отличалось железною крепость в первую пору своего существования, на что указывали железные голени; затем вследствие междоусобных войн и враждебного отношения к Риму завоеванных племен, оно значительно ослабело, на что указывают скудельные (глиняные) части в составе истукана. Что касается до камня, отторгшегося от горы без содействия рук и разбившего вдребезги истукана и все части его превратившего в плеву, рассеянную ветром, – объяснение этого символа содержится в следующих словах Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Страшен и этот суд, но на нем судьба грешников еще не окончательно решается. До наступления страшного суда всеобщего многим грешникам, осужденным на пребывание в аде, есть надежда по молитвам Церкви, если они перед смертью положили хоть малое начало покаяния, перейти в райскую область, или по крайней мере почувствовать некоторое облегчение своей бедственной участи. Но на всеобщем страшном суде будет произнесен окончательный приговор, после которого невозможна никакая перемена в участи грешника. На частном суде осуждается на муки только душа, – это суд неполный, полный суд будет произнесен над каждым человеком во второе пришествие Христово в последний день мира. Тогда душа соединится с телом, и ее страдания будет разделять тело, равно как в блаженстве, уготованном праведникам, будет участвовать с душею и тело, с которым она соединится. Ясно сказано у Апостола об имеющих предстать пред судищем Христовым: кийждо приимет, яже с телом содела, блага или зла. Ужасно будет положение человека, осужденного на вечные муки по душе и по телу. Муки их будут не только вечны, т. е. не будет им конца, но и непрерывны: «червь их не умирает, и огнь их не угасает». Земной огонь испепеляет вещество и угасает, по огонь адский вечно будет пожирать жертву, не ослабевая в силе и не насыщаясь. Ощущение этого огня испытывает душа и до всеобщего суда, но гораздо мучительнее будет ото ощущение по соединении души с телом. Не только будет терзаться муками душа, но и тело, которое служило для души орудием грехов. Достойно и праведно таковое наказание. Писатель книги Премудрости Соломоновой, воспоминая египетские казни, указывает на их соответствие тяжким преступлениям египтян. Известно, что они оборвали животных, и вот Господь для казни египтян употребил животных – лягушек, песьих мух, саранчу. Для чего так поступил Господь с египтянами? Для того, отвечает писатель, «чтобы они познали, что чем кто согрешает, тем тот и наказывается» (Премудр. 11:16–17). Вместо того, чтобы служить и кланяться Единому истинному Богу, они кланялись бессловесным и презренным животным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Будьте единодушны и единомысленны для добра, а не для зла. Наилучшим средством для противодействия злу самочиния и распущенности служит здравое общественное мнение. Не встречая сочувствия общественного мнения, это зло теряет силу и само собою прекращается. Дай Бог, чтобы и в вашей школьной среде было гораздо больше ревнителей порядка иблагочиния, чем сторонников беспорядков и неблагочиния. Преобладание первых приведет в стыд и раскаяние последних. С требованиями благочиния и порядка совместны ли развлечения и увеселения, свойственные особенно молодым людям? Бывают всякого рода увеселения. Есть увеселения предосудительные, каково, напр., пьянство, разврат, азартные игры: они не терпимы ни в каком обществе, тем паче в школьной среде. Но есть увеселения невинные, даже весьма полезные в духовном отношении. Мы не говорим о духовных радостях, соединенных с духовными упражнениями, каковы, напр., радости, доставляемые благочестивым людям духовным чтением, пением, церковным богослужением, особенно праздничным. Дай Бог, чтобы вкус к подобным радостям не оскудевал нигде, особенно в духовных школах. Дозволительны ли радости и увеселения мирские для воспитанников духовных школ? Нужно ли настойчиво требовать, чтобы они не знали других радостей, кроме духовных? Нужно ли, чтобы в этом отношении они жили, как строгие монахи? Нет. Этого никто не требует, тем паче, что и монашеская строгость допускает своего рода послабления. О великом подвижнике преподобном Антонии египетском рассказывается в Патериках следующее: один из звероловов, пришедши в пустыню, где подвизался Антоний, увидел, что Антоний шутил с братиями, и соблазнился. Старец, желая уверить его, что нужно иногда давать послабление братии, говорит ему: положи стрелу на лук свой и натяни его. Он так и сделал. Старец говорит ему: еще натяни. Тот еще натянул. Опять говорит ему: тяни еще. Зверолов отвечает ему: если сверх меры натяну лук, то он переломится. Тогда старец говорит ему: так и в деле Божием силы братии, если мы сверх меры будем напрягать их, скоро расстроятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010