Разумеется, это прежде всего мелкая подробность из путевых впечатлений, которую с удовольствием вспоминаешь. Но этой мелкой черточке в ходе моего рассказа следует придать более серьезное значение, так как она является характерной для направления Леснинского монастыря и его руководительницы: внимание к людям, забота об их нуждах, а не аскетическая замкнутость – здесь занимают первое место. Эти основные взгляды на монашеское делание я слышал от м. Екатерины еще в Вировской беседе. Они придают Леснинскому монастырю новый характер, отличный от традиционного. Известный проповедник архиеп. Амвросий говорил м. Екатерине: «Вы основываете новый монастырь по новому уставу. Бог вас благословит». Новизна Леснинского устава в решительном предпочтении любви всем другим заповедям. Евангелие в любви, а монастыри должны жить по евангелию. «Типикона я терпеть не могу», говорит м. Екатерина, разумея, конечно, не богослужебный строй типикона, так как богослужение в Лесне совершается благолепно и уставно, а разумея особенную любовь к типиконным йотам, к уставной казуистике, поставление типиконной правды выше всего. Уставная строгость, по словам м. Екатерины – если она не является лицемерной внешностью, обыкновенно встречается у неврастеников. Бывает нервный аскетизм, – аскетизм с надрывом. Налагает его на себя человек или под действием какого-нибудь случая или под чьим-нибудь влиянием. Убеждается он или убеждают его в спасительности аскетизма, – и ему нужно постоянно поддерживать в себе это убеждение, нужны для этого средства. Одним из таких средств и является типиконная буква. Это своего рода гипноз, и нельзя отрицать его психологического значения. Но не следует петь ему гимны. Не следует налагать этого ига на всех, не должно им придушать живое дело. Это форма, которую можно терпеть только при наличности живого содержания, живого дела любви, и которая без этого условия легко обращается в обманчивую внешность. У натур честных и прямолинейных, но не далеких по уму, система поклонов и вечно пустого желудка производит, прямо сказать, умопомрачение, которое их делает никому и ни на что ненужными.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

С 27 февр. 1898 г. И.- архиепископ Холмский и Варшавский. Назначен на кафедру после архиеп. Флавиана (Городецкого) , находившегося с ген.-губернатором г. Варшавы кн. А. К. Имеретинским в конфликтных отношениях. К новому архиерею Имеретинский также не благоволил. Люблинским викарием И. был еп. св. Тихон (Беллавин) , сопровождавший его 2-4 мая 1898 г. во время посещения г. Холм (ныне Хелм, Польша). После назначения еп. Тихона на Алеутскую кафедру в том же году викарием стал еп. Герман (Иванов), с 1903 г.- еп. Евлогий (Георгиевский) . 21 мая 1898 г. в Троицком кафедральном соборе И. встречал вел. кн. Владимира Александровича. 7 окт. 1901 г. в г. Томашове Петроковской губ. на освящении храма во имя мч. царевича Димитрия присутствовал имп. св. Николай II и имп. нмц. Александра Феодоровна , к к-рым возглавлявший церемонию архиерей обратился с особой речью. В 1898 г. И. освятил церковь на ст. Лапы, ц. мц. Татианы при 1-й варшавской муж. гимназии, ц. св. равноап. Ольги, приют и школу в Лодзи, в 1899 г.- храм в крепости Зегрже; совершил закладку сестринского общежития с трапезной ц. свт. Леонтия Ростовского в Вировском жен. монастыре. Освятил храм во имя свт. Николая Чудотворца в Вене (4 апр. 1899), подарив приходу икону свт. Николая в серебряной позолоченной ризе, а также первую приходскую церковь в г. Прасныше Плоцкой губ. в честь Рождества Пресв. Богородицы (24 нояб. 1900). Кроме того, при И. были построены церкви в городах Радоме, Лукове, Велюне, Волковышках, Острове, Константинове, Сосновицах, Пултуске, Кольно, Влоцлавске, 6 церквей в селах, начато сооружение 10 церквей. Он выбрал место для храма свт. Алексия, митр. Московского, при больнице душевнобольных в Творках под Варшавой. Также И. попечительствовал постройке кафедрального собора во имя блгв. кн. Александра Невского в Варшаве (1894-1912; не сохр.), 9 нояб. 1900 г. освятил кресты перед их поднятием. На торжестве присутствовал кн. Имеретинский, через некоторое время скоропостижно скончавшийся. 21 нояб. 1901 г. И. отпевал его в варшавской Замковой церкви. С 8 дек. 1900 до 12 мая 1901 г. И. находился в отъезде, участвуя в заседаниях Синода в С.-Петербурге. 1 июня 1903 г. в дер. Гура освятил обновленный храм во имя свт. Леонтия Ростовского при загородном архиерейском доме, где он любил отдыхать.

http://pravenc.ru/text/293716.html

С делами и деятельностью Свято-Троицкого Братства Владыка Иероним стал знакомиться со дня принятия звания попечителя Братства. Все помыслы, все стремления его были направлены к тому, чтобы увеличить число призреваемых сирот и изыскать для этого источника. На одном из первых заседаний Совета новый Владыка предложил увеличить число стипендий. На представление казначея Братства, что в случае увеличения числа призреваемых сирот Братство перешагнет за пределы сметного назначения, он ответил: «несколько стипендий я приму на свой счет», – что и привел в исполнение. С первых же дней своего служения в Варшаве архиепископ Иероним обратил внимание Совета на то, что призрение и воспитание православных сирот от смешанных браков, при бедных православных семействах земских, стражников, курьеров, крестьян, и проч. он считает не практичным и не надежным в смысле нравственном, и физическом, и потому предложил Совету обратиться к местным властям, с просьбою иметь наблюдение за призреваемыми при частных, семействах, православными сиротами. Вслед за тем Владыка сделал распоряжение об увеличении трех детских приютов, при учрежденных в крае трех женских монастырях – Леснинском, Вировском и Теолинском, – и при основанном им вскоре после того, в 1899 г., Радечницком. Кроме обыкновенных братских стипендий были учреждены две стипендии Высочайших Имен – одна Имени Государя Императора Николая Александровича для православного сироты – мальчика от смешанного брака при Варшавском духовном училище, а другая – ее Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны для такой же сироты – девочки при Холмском Мариинском училище. На стипендии эти Братство отделило стипендиальный капитал в сумме 10.000 руб. и исходатайствовало Высочайшее соизволение, воспоследовавшее в 1-й день сентября 1898 года. С расширением детских приютов, при обителях и с устройством школ, ремесленных отделений и разных, мастерских при тех приютах, дело призрения и воспитания православных, сирот, сразу стало на почву твердую надежную, в виду чего Владыка предложил Совету прекратить воспитание призреваемых Братством сирот при частных семействах, а отправлять их в приюты при обителях, которые несомненно сослужат службу родине и воспитанием православных сирот наших в духе русских государственных и народных начал.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Приход граничит: с севера, рекою Лугою, с юга и запада – приходом города Луги, с востока – Верхутинским приходом Его составляют 8 деревень. Всех прихожан, по клировым ведомостям 1883 г. муж. пола 503, женск. 511. Правильно устроенной школы нет. Открывались на время школы частными лицами. Так в Турове была школа, открытая инженер-полковником Лавровым, в Смешине – открытая Вельяшевым. Сельские праздники: в Турове – Святителю Николаю, в память бывшего здесь храма; Слапях, Крюкове и Подгородье – Флору и Лавру и Покрову; в Заклинье и Пелаях – Успению; в Крупенях – Казанской Божией Матери и Св. Николаю. Крестный ход бывает в пятницу 1-й седмицы Петрова поста к Пещерской часовне, где явилась икона Божией Матери. Часовня находится близь деревни Турова, во имя Св. Николая, построенная помещицею Варварою Кишкиною и крестьянином деревни Гобжиц, Перечицкого прихода, Тимофеем Власовым, в 1851 году. Часовня стоит в глубокой пещере (почему и называется «Пещерной») и окружена березами; под часовнею – ключ чистой воды, а несколько подальше – купальни с водою, которая считается целебною. По деревням есть несколько старых полуразвалившихся часовен. Попечительство открыто в 1881 году. Председателем его сперва был помещик Василий Александрович Вельяшев. По смерти его (20-го мая 1883 г.) председателем стал местный священник. Тихвинская церковь в селе Романшине Село Романшино находится в 150 вер. от Петербурга и в 10 вер. от Луги, подле мызы «Романшины», при р. Луге и Вировском ручье, впадающем в р. Лугу. Прежняя приходская церковь во имя Рождества Христова, находилась в селе Штрешеве, в 2 вер. отсюда, на старой Новгородской дороге. Потом церковь и село или «выставка» Штрешево сгорели; на месте церкви построена часовня; от сгоревшей церкви сохранились царские и боковые двери, старые образа и деревянное паникадило, с 18 железными свечниками. Паникадило повешено в часовне, а прочие предметы переданы во вновь устроенный, во имя Димитрия Солунского, придел в Вычелобской церкви. Село или выставка Штрешево, с озерком, носящим тоже имя, обращено в деревню.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Впоследствии м. Евгения со всей обителью перебралась в Сен Жермер де Фли (около Бовэ) в большой дом — когда-то конфискованное правительством здание католического монастыря. Юридически оно арендовалось католическим обществом, но фактически оно зависело от местного католического епископа в Бовэ. Расположившись в новом помещении, мы решили над нашей церковью водрузить православный шестиконечный крест. Каково было удивление, когда от представителя того общества, у которого мы дом наняли, последовал протест и требование — крест снять!.. По просьбе м. Евгении я обратился к епископу в Бовэ с письмом: " …Удивляюсь, что это требование заявлено от Вашего имени… Епископ может только радоваться, что здание увенчано крестом, а не протестовать… " В ответ — молчание. Надежду на создание женского монастыря в " Нечаянной Радости " мне долго не хотелось оставлять. М.Евгения объясняла неудачу отсутствием в эмиграции женских душ, влекущихся к монашеству. Тот женский элемент, который в обитель попадал, были в большинстве пожилые, больные, беспомощные дамы, которым негде было приткнуться. Душ, горящих стремлением к подвигу, не было. Когда я убедился, что у м. Евгении ничего не выходит, я решился на героический шаг в надежде, что это поправит дело. Я списался с монахинями Вировского монастыря , проживавшими в Румынии, и выписал из них трех хороших инокинь с многолетними привычками к монастырскому труду и быту: регентшу, садоводку и простую труженицу. Поначалу они в " Нечаянной Радости " как будто стали прививаться, но вскоре начались горькие слезы… И мне было перед ними стыдно. Монахини заявили, что уедут обратно. М.Евгения пригрозила, что обратится к властям и воспрепятствует отъезду. Тогда они бежали в Медон к священнику о. А.Сергеенко для работы в устроенном им детском приюте. Здесь они заработали себе на дорогу и отбыли в свой прежний монастырь в Румынии. М.Евгения была вне себя и предъявила ультиматум: я — или о. Сергеенко! Так печально закончилась последняя попытка спасти обитель. Вскоре она закрылась, и игуменья м. Евгения уехала в Иерусалим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В Романщине рядом с церковью был домик, где жил одинокий монах, который и служил, и присматривал за храмом. Говорили, что он был из псковских Печор. Так в его доме те же рабочие разворотили печь, снесли трубу, чтобы выжить его из Романщины. Вроде, он уехал обратно в Печоры». В 1992 г. по заказу инспекции по охране и использованию памятников истории и культуры Ленинградской области на средства областного бюджета разработали проект реставрации церкви. Из-за отсутствия достаточного финансирования ремонт шел крайне медленно. Провели кирпичные работы по воссозданию яруса звона колокольни, алтаря, восстановили разрушенные участки кладки. Бесплатно приведен в порядок памятник на могиле Энгельгардтов. Существенную помощь в этом оказала семья местных жителей Углиницыных. Жертвователем на ремонт храма стал и житель С.-Петербурга Владимир Иванович Ершов, чей вклад пошел на закупку материалов для починки кладки стен и колокольни. Казалось, что работы должны были уже идти к завершению, но из-за прекращения финансирования они остановились и больше не возобновлялись. Романщина Дзержинской вол. – церковь во имя Св. пророка Илии, деревянная, 1679 г., разобрана в 1840 г. Деревня Романщина находится к северо-востоку от дороги Луга – Медведь, в 1 км восточнее места ее пересечения с железной дорогой Луга – Новгород. О находившейся в Романщине старинной Ильинской церкви наиболее подробно сообщается в «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии»: «Село Романщино находится в 15-ти вер. от Петербурга и в 10 вер. от Луги, подле мызы „Романщины“», при р. Луге и Вировском ручье, впадающем в р. Лугу. Прежняя приходская церковь во имя Рождества Христова находилась в селе Штрешеве (совр. Стрешево. – А.Н., О.Н. ), в 2 верстах отсюда, на старой Новгородской дороге (совр. Медведское шоссе. – А.Н., О.Н. ). Потом церковь и село или „выставка“ Штрешево сгорели… Кроме Штрешевской приходской, была в Романщине деревянная, домовая церковь, во имя Пророка Илии, построенная в 1679 г. помещиком Иваном Михеевичем Елагиным. Когда церковь в Штрешеве сгорела, то Ильинская стала приходскою и к ней прирезана была церковная земля. Когда и эта церковь начала ветшать, тогда помещик села Романщины, подпоручик Ефим Назарьевич Елагин построил подле нее в 1772 г. каменную церковь, храм Тихвинской Божией Матери, существует и доныне, а Ильинская церковь разобрана в 1840 году… Иконы из нее перенесены в притвор каменного храма, а дерево употреблено на отопление церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01183

   001    002    003    004    005    006    007   008