Подобное отношение к инославию постепенно проникает в среду монахов и мирян. И вот уже монахини Вировского монастыря во главе с игуменьей Анной приветствуют «несущего Святые Дары ксендза низким поклоном и с горящими свечами» провожают «его до постели больной» . А русские воины во время Первой мировой войны не останавливаются и перед участием в евхаристическом общении с униатами: «Бедняги солдаты, шедшие на фронт, а потому на верную смерть, не имели возможности причаститься, ходили к униатам, там молились и причащались. Мне рассказывали, – вспоминал митрополит Евлогий, – как в униатском монастыре они вместе с униатами восклицали: “Святой священномучениче Иосафате, моли Бога о нас” (это тот Иосафат Кунцевич, который был известным гонителем Православия)» . В это время русские богословы подводят идейную базу под действия такого рода. «Так, протоиерей П.Я. Светлов утверждает, что западные христианские вероисповедания, наравне с православным, суть христианские Церкви и принадлежат к Церкви Вселенской, а не внецерковные общества, отделенные от Церкви, – что существующие христианские Церкви на Западе и Востоке суть поместные Церкви или части Вселенской Церкви, и потому присвоение какою-либо из них прав Церкви Вселенской незаконно» . В атмосфере отмеченных идей и нравов, всё более захватывающих русских людей, отстаивание традиционных взглядов на Церковь, как уже было сказано выше, стало для Владимира Троицкого началом исповеднического подвига, который он с честью пронес через всю жизнь. В 1910 году Владимир Алексеевич заканчивает академию первым магистрантом в степени кандидата богословия. Кандидатское сочинение В. Троицкого (объемом в 1306 страниц) под названием «История догмата о Церкви» вызвало более чем положительные отзывы рецензентов. Профессор А.Д. Беляев, не сделавший ни одного отрицательного замечания в своем отзыве, дает следующую характеристику работе молодого богослова: «При первом взгляде на огромный объем сочинения Владимира Троицкого и принимая во внимание краткость времени, назначенного для его написания, можно подумать, что оно нагружено сырым материалом, однако на самом деле этого нет.

http://pravoslavie.ru/67049.html

923 Речь идет о магистерской диссертации «Истина бытия Божия. Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью. Выпуск первый». СПб., 1888. Защита диссертации состоялась 3 апреля 1888 г. См.: Христианское чтение. 1888. 5–6. – Ред. 924 По сведениям А. Леонтьева, имеется в виду другой товарищ епископа Михаила по Тамбовской ДС, кандидат МДА. – Ред. 925 Письмо не имеет даты. Написано приблизительно в конце 1887 г., когда почивший святитель состоял исполняющим должность инспектора СПбДА, на какую должность был назначен указом Святейшего Синода от 29 апреля 1887 г. – Изд. 926 Пичета Иоанн (Йован) Христофорович (1844–1920) – протоиерей, преподаватель Полтавской ДС (1867–1888) и ректор Полоцкой ДС (1888–1889). Отец советского историка В. И. Пичеты (1878– 1947). – Ред. 927 Екатерина (Ефимовская Евгения Борисовна; 1850–1925) – графиня, основательница и настоятельница Богородицкой Леснинской обители (см.: Памятка о Леснинской первоклассной женской Свято-Богородицкой обители. Варшава, 1904). – Ред. 929 Серафим (Мещеряков Яков Михайлович; 1860 – после 1933). Окончил Пензенскую классическую гимназию. Однокашник митрополита Антония по СПбДА. Рукоположен во епископа Острожского, викария Волынской епархии в 1898 г., с 1902 г. – епископ Полоцкий и Витебский; с 1911 г. – епископ Иркутский и Верхоленский; с 1915 г. на покое. С 1922 г. – архиепископ Костромской и Галичский. – Ред. 930 Речь идет о рекомендованной Владыкой (см. письмо 3) для школы при Вировской пустыни учительнице. 932 Речь идет о подарках, полученных Владыкой от полтавских почитателей ко дню своих именин (30 сентября). Между ними были две больших картины: одна (писанная масляными красками) изображала вид Крестовоздвиженского монастыря, другая (акварель) – Богоматерь у Креста, копия картины французского художника Поля де ля Роша. Об этих двух картинах и говорит Владыка во 2-м письме. – Изд. Поль Деларош (1797–1856) – французский исторический живописец. – Ред. 933 Вернее – икона Спасителя, олеографическая копия с произведения известного французского художника П. Лефлева, настолько искусно исполненная, что почивший Владыка считал ее написанной масляными красками. С этой иконой преосвященный Михаил при поездках на более или менее продолжительное время редко расставался.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Успешная деятельность Леснинского монастыря способствовала открытию на Холмщине еще пяти монастырей: Вировского, Теолинского, Радочницкого, Красностокского, Турковицкого, где трудились воспитанницы игуменьи Екатерины. Предложения игуменьи Екатерины по возрождению древнего чина и служения диаконис стали продолжением опыта, уже накопленного в России начиная с 30-х годов XIX века. В период общественно-государственного кризиса 1905 г. они имели особое значение как возможность всеохватывающего христианского просвещения русского народа с помощью диаконис-миссионерок, подготовку которых предполагалось осуществлять в училище на базе Леснинского Свято-Богородицкого монастыря. Притом что предложения были одобрены в Предсоборном Присутствии и получили положительный отклик в прессе, они не были официально утверждены. Но Ефимовская смогла воплотить задуманное в Леснинском монастыре, сестры которого несли служение по образу древних диаконис, воспитывая детей, давая им качественное современное образование и оказывая всестороннюю социальную помощь местному населению наряду с христианским утешением и просвещением. Их жертвенное служение, к которому местное население вначале отнеслось с подозрением и недоверием, в результате способствовало объединению народа в Холмском крае и оказанию помощи людям в их нуждах в трудное время расколов и революционного брожения умов.     Литература     Об описанном случае встречи холмской делегации с императором Николаем II см.: Евлогий (Георгиевский). Митр . Путь моей жизни. С. 145–146; Никон (Рклицкий), еп. Леснинский женский монастырь. С. 3–4; Холмско-Варшавский епархиальный вестник, 1905, 40. С. 480. Глинский Н., прот. Праздник Св. Троицы в Леснинском женском монастыре//Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1905. 28. С. 334. Докладная записка Настоятельницы Леснинского женского монастыря о восстановлении служения и звания диаконис, 1905 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 340. Л. 8 об. Докладная записка Настоятельницы Леснинского женского монастыря о восстановлении служения и звания диаконис, 1905 г.//РГИА.

http://bogoslov.ru/article/6194169

Константин Петрович Победоносцев «Ах, опять монахини за деньгами приехали!» – восклицал часто знаменитый обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, видя очередных «челобитниц» из Вировского (или какого-нибудь другого) монастыря, и отсылал монахинь вместе с их просьбами к своему помощнику – Владимиру Карловичу Саблеру. «Увидя матушку Анну в приемной, – продолжал вспоминать митрополит Евлогий (Георгиевский), – он восклицал: “Ах, милая мать, опять носящая " дух сокрушенья " , яко же древле пророчица Анна! Ну, ничего… мы и Давыдку " беспечально сотворим " ”, то есть заплатим долг местному поставщику-еврею…» . Помощник Победоносцева действительно слыл покровителем духовенства, в особенности черного, и крайне щепетильно вникал в любые просьбы с его стороны. Но чем он был действительно известен в обществе, так это тем, что был помощником и даже другом великого Победоносцева. Через Саблера проходило большинство дел ведомства православного вероисповедания, он занимался любыми делами, которые касались этого ведомства, будь то пожертвования денег монастырям или обсуждение вопроса о сектантах, старообрядцах или иноверцах. Не имея никакого специфически религиозного образования (он закончил юридический факультет Московского университета), он прекрасно разбирался в церковных делах, замечательно знал церковный устав и службу и умело справлялся с синодальными проблемами. Победоносцев ему доверял многое, и, как писал протопресвитер армии и флота Георгий Шавельский, Саблер становился чуть ли не полновластным хозяином в Синоде . Он умело сглаживал все конфликты, то и дело возникавшие из-за непримиримого характера Победоносцева Что же особенного было в Саблере, что увидел в нем Победоносцев? Главная, пожалуй, его особенность состояла в том, что он умело сглаживал все конфликты, то и дело появлявшиеся из-за непримиримого характера Константина Петровича. Протоиерей Николай Балашов писал, что Победоносцев весьма ценил именно эту способность Саблера и «нередко использовал его в роли миротворца» . Вот типичный пример использования этой способности Саблера на практике. Начальник архива и библиотеки Синода писал в своем дневнике: «Вот что-то в Киевской академии неладно. Говорят, что студенты взволновались. Причина будто бы в том, что инспектор требования большие предъявляет. Были исключены из академии за что-то два студента. Их приняли в Казани. Студенты заявили, что, следовательно, они были уволены беспричинно. Пошли волнения. Уехал туда Саблер. Вот уж может кто уладить всякое дело! Впрочем, с внешней стороны, он мастер улаживать всякие дела» .

http://pravoslavie.ru/117403.html

   Игумен Петр (Пиголь)    «Благодарю Тебя, Господи... по Твоей милости встречаю 80-й год моей жизни. Милость несказанная. По грехам моим я недостоин был видеть и 40-й год жизни, а тут — 80-й год. О, щедроты неисчетные Господа моего! Что я принесу или что воздам Тебе, Творче мой, Спаситель мой, Промыслитель мой, Врач мой, Слава моя, Сила моя! Но даруй мне конец благий, Господи, и не посрами меня!»    Святой праведный    Иоанн Кронштадтский    (Из дневника за 1908 год) 3аписи на обложке в начале дневниковой тетради    Новгородской губернии Череповецкого уезда село Конечное. Священник Николай Старопольский. Послано 360 р. 10 сентября 1908.    Станция Сопоцкин Сувалкская губерния.    Тягуновым послано 250 р. СПб., Гороховая, дом 62, кв. 31. 6 ноября 1908.    Воронцовская женская обитель. Псковская губерния. Холмский уезд. Станция Тяполово.    Евдоким Фиделин; дети: Иван, Нина, Юрий, Серафима, Ксения. 27 августа.    27 августа.    Упраздни, Господи, митрополита Антония. СПб.    Сергий Петрович Цервицкий — вечная память.    Кроме Святых Даров ничего не употреблять в пищу ради Даров.    Монастырь Теолин (станция Сопоцкин) поел. 11 сентября (ранее недели две — тоже) 200 р.    Алекс. Петр. Черненко?, моек, купец, порекомендовать Зайцева Михаила Андреевича. 1 октября 1908.    Спросить у Веры ризы? дорожные — Таисии, Стахеевой и пр.    Послать Патриарху Антиохийскому Григорию 500 р. на Патриархию.    Аполлонии, игумений — 300 р. Священнику Петру Алекс. Миртову — 300 р. Тульской игумений Магдалине — 200 р.    «Далее в рукописи следуют два слова, не поддающиеся прочтению.    Игумений Великолуцкой Людмиле поел. 200 р.    Сувалкской губ. Ст. Сопоцкин. Игумений Людмиле. Монастырь Теолин.    Не послано Седлецкой губ. Ст. Соколов. Вировской игумений — 200.    Не послано гор. Белы Седлецкой губ. Леснинский монастырь. Игумений — 200.    Наталья Бондарева. СПб. Васильевский остров, 18 линия, дом 7, кв. 20.    Послана Сурскому подворью Марья Михайлова?. Дому Трудолюбия — 1000 р. 12 августа 1908.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

16 сентября. Благодарю Тебя, Господи, что Ты скоро помиловал меня, блудного, приняв мое искреннее покаяние в увлечении ласкою женскою и блудным осязании сквозь одежду женского тела. О, какая была теснота, какая скорбь, какое лишение благодати Божией! Но покаяние возвратило мне мир и свободу духа, исцелило мою душевную рану. Слава Богу о сем! 29 августа 1895. Параскеве Крауч, 10-я рота, дом 6, кв. 10. Новгород, Ильинская улица, дом 25, Николай Павлович Паниковский, бедный с семьей. Мария Степановна Семенкова, Васильевский остров, Вторая линия, дом 53, кв. 30. Псаломщику Казанской губернии Лаишевского уезда, село Шумково. Алексей [Онисимов] [...] (бедный). Вера Матвеевна Белявская, бедная. Новгород, Большая Васильевская улица, дом 10-й. Посылать. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев 1908 г. Новгородской губернии Череповецкого уезда село Конечное, священник Николай [С...]. Послано 300 рублей. 16 сентября 1908. [...]. Тягуновым послано 250 рублей, СПб., Гороховая дом 62, квартира 6 ноября 1908. Воронцовская женская обитель Псковской губернии Холон. уезда, станция Тялохово. Евдоксия Фед., дети Раиса, [...]. 27 августа. Упраздни, Господи, [...]. Сергей Петрович Цервицкий – вечная память. Кроме Святых Даров, ничего не употребляй, особенно в пятницу, ради здоровья. [...] (Сотецкий) послано 11 сентября 200 рублей. (Ранее недели две – то же). Алекс. Петрович [Ч...], московский купец, по рекомендации Зайцева Михаила Андреевича. 1 октября 1908. Спросить у Веры ризы дорожные [...]. Послать патриарху Антиохийскому Григорию 500 рублей на патриархию. Священнику Петру Алекс. Миртову 300 рублей. [...]. Сувалковской губернии станция Санацкин игумении Людмиле [...]. Седлецкой губернии станция Соколов Вировской игумении 200 – не послано. Город Бела Седлецкой губернии, Леснинский монастырь, игумении 200 – не послано. Послать Сурскому подворью, Марья Михайлова [...] Наталья Бондырева, СПб., Васильевский остров, 18 линия, дом 7, квартира 20. Дому трудолюбия 1000. 12 августа 1908. Перевод [Б...] купить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мое епископство внесло какую–то стеснительность, не было между нами былой простоты, близости, непосредственности. Бытовая сторона архиерейского сана создавала отчужденность. Обстановка, в которой я жил, атмосфера торжественности, некоторого величия и почестей, которая меня окружала, внешние формы моей жизни… отца восхищали — он сиял! Но неестественность наших отношений дала себя остро почувствовать в первое же воскресенье, когда он пожелал сослужить и мне пришлось давать отцу целовать руку… В конце августа пришла скорбная весть: скончалась мать Анна, игуменья Вировского монастыря… Болела она давно (у нее был туберкулез). Аскетические и молитвенные подвиги надломили ее здоровье. Она жила в темной, в одно оконце, холодной келье, над погребом, и никакие уговоры и просьбы сестер не могли ее заставить перебраться в другое помещение. Сильная духом и характером, она была среди сестер первой подвижницей, первой труженицей. В монастыре бывали и тяжкие дни. Случалось, топить было нечем, тогда сестры отправлялись ломать ветки с придорожных тополей; иногда приходилось монастырю и голодать, лишь бы не сокращать довольствия в монастырской богадельне, школе или приюте… Мать Анна примером удивительной своей самоотверженности увлекала за собой и сестер. Она была — сама любовь. К себе строга, к другим она относилась снисходительно. Ее любовь всем передавалась — ее любили ответно. Войдет, бывало, в приют — дети на ней виснут, со всех сторон ее облепят; проезжает по деревне — бросает ребятишкам конфеты, орехи… Сколько детей «упорствующих», к неудовольствию родителей, влеклись к матушке Анне! Недугом своим она мучилась долго. Архиепископ Иероним настоял на поездке за границу, в Ментону, и дал для этого средства. Но Ментона не помогла. Возвращаясь в родную обитель, она заехала ко мне в Холм. На меня она произвела впечатление уже совсем потусторонней, святой… Она умерла 29 августа (1903г.) 37 лет. Смерти она не боялась, подготовилась к ней с подобающим вниманием. Скончалась в присутствии сестер, сидя на своем убогом, жестком ложе, с крестом в руках; и до последней минуты молилась, не спуская глаз с образа Божией Матери…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Прошел год, а нищета в Вирове была неописанная. Получил о. протоиерей от Архиепископа Флавиана письмо прибыть к нему по делу о печальном состоянии Вировского отделения Леснинского монастыря, так как оное не имеет средств к существованию. Это отделение Леснинского монастыря тогда существовало только церковной землею в Чеканове. Уже поехал он с м. Анной в Варшаву. Но как раз в этот день на имя м. Анны прислал первое свое письмо с деньгами о. Иоанн Кронштадтский . Радости м. Анны конца не было. И Владыка согласился продлить существование Вирова. Высокоподвижническая, просветительная и благотворительная деятельность матери Анны в Вирове стала известной в Варшаве, Москве и Петербурге. Отовсюду ей стали присылать помощь. Особенно стал благоволить к ней о. Иоанн Кронштадтский , который даже посетил обитель Анны. В Варшаве к ней очень благоволил князь Имеретинский и супруга его Анна Александровна... Архиепископ Флавиан часто благотворил обители и был внимателен к нуждам её настоятельницы. Любил ее, едва-ли не больше всех, Высокопреосвящённый Иероним и много ей лично и обители помогал. Отеческую любовь свою к ней он особенно выразил в речи при возведении её в сан игуменьи 1 авг. 1899 года, вручая ей игуменский жезл. Тогда же и Виров возведен был в первоклассный монастырь. Слава о Вировской обители и о её настоятельнице дошла и до Государя. 23 мая 1898 года на докладе синодального обер-прокурора он написал: «Благотворная деятельность Вировской общины имеет важное значение для всего населения в крае. Приобретение земли настоятельно необходимо. Нужную для этого сумму 6000 рублей жертвую от себя». Через два месяца после этого, 21 июля, м. Анна имела счастье представляться Государю Императору и Государыне Императрице. 9 октября 1901 года в Спале второй раз представлялась она Их Величествам и там удостоилась продолжительной беседы о состоянии своей обители. Государь не только исполнил все просьбы м. Анны, но потом к празднику Рождества Христова и сверх просьбы осчастливил присылкой обители 1000 руб. Пред своею смертью м. Анна была утешена известием, что Государь Император повелел выдавать из Государственного казначейства на нужды Вировской обители ежегодно по 23 тысячи 500 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

На другое утро я все рассказал митрополиту Антонию. Он выразил мне сердечное сочувствие не только от себя, но и от лица всех бывших тогда в Петербурге архиереев, которых пригласил на завтрак по случаю хиротонии Черногорского епископа Кирилла. Скоро в одной из левых газет появилась статья " Евлогий попался " . Оказалось, что враждебная манифестация была организована по распоряжению из Думы. Изошло оно от депутатов социал-демократической фракции, когда они узнали, что я поеду на собрание рабочих. Вскоре после этого события мне пришлось пережить большое горе… Как-то раз вечером у меня были гости: мать София, игуменья Вировского монастыря, и один преподаватель Петербургской семинарии. Мы пили чай. И вдруг мне подают телеграмму: " Отец скончался " . Весть о кончине отца меня глубоко потрясла — я его очень любил. Я бросился к митрополиту, сообщил ему горестное известие и с первым поездом выехал на похороны в Епифань. Дорогой мне пришлось остановиться в Туле, дабы у местного архиерея испросить разрешение служить в его епархии. Епископом Тульским был тогда преосвященный Лаврентий, бывший ректор Московской Духовной Академии — типичный питомец Киевской Академии, хороший старичок, любитель благодушной шутки, приятный, мягкий в обхождении. Помню, в то время, когда я у него сидел, к нему пришел ректор местной семинарии о. архимандрит Алексей Симанский . Он окончил Катковский лицей, был в свое время лицеистом-белоподкладочником и в монашестве — надушенный, в шелковой, шелестящей рясе — не утерял светской элегантности. Епископ Лаврентий слегка над ним подшучивал. " А… отец ректор, — приветствовал он его, — ну, как у вас в семинарии — все ли благополучно? " — " Так точно, все хорошо, функционируем… " — " Вот видите, владыка, раньше у нас учились, а теперь " функционируют " , — тонко подчеркнув неуместность иностранного слова, обратился ко мне преосвященный Лаврентий. Я приехал в Епифань 20 марта. От станции до города верст десять. Ехать пришлось в самую распутицу. Огромные лужи, ухабы… Сани водой заливает… В Епифани я на минуту заехал в церковь и направился домой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Архиепископ Иероним послал меня на похороны. Мать Анну сестры обожали. Горе их было неописуемо. Когда я подъехал к обители, со стороны храма до меня донесся гул рыданий. Я вошел в храм, сестры увидели меня — и плач усилился. Я хотел сказать слово утешения, стал на амвоне — не мог вымолвить ни слова: заплакал… Три дня длилось сплошное моление: парастасы сменялись панихидами. В последний день я взял себя в руки и сказал проповедь. На похоронах сестры обезумели — поскакали в могилу: " Закапывайте и нас!.. " Полицейские их вытащили. Преемницей почившей игуменьи сестры избрали ее приятельницу, старушку мать Софию (в миру княгиня Шаховская, рожденная Озерова), около полугода прожившую при монастыре. 17 сентября я ее постриг под именем Софии. Она была в родстве с духовным публицистом Нилусом, автором " Сионских протоколов " . Он связал свою жизнь с женщиной, от которой имел сына, появился на горизонте семьи Озеровых и посватался к сестре матушки Софии — Елене Александровне. После женитьбы обратился ко мне с ходатайством о рукоположении в священники. Я отказал. Нилус уехал с молодой женой в Оптину Пустынь, сюда же прибыла его сожительница — образовался " m?nage la frots " . Странное содружество поселилось в домике, за оградой скита, втроем посещая церковь и бывая у старцев. Потом произошла какая-то темная история — и они Оптину покинули. Настоятельницу мать Софию сменила благочестивая мать Сусанна (в миру Мельникова, дочь известного оперного певца). Мистически настроенная, страннолюбивая, она сделала обитель прибежищем странников и захожих " старцев " , из которых некоторые оказались проходимцами. Она их гостеприимно угощала, чем могла одаривала, в морозы отпаивала коньяком. Одного из них велела своей келейнице вымыть в ванне. Келейница — в слезы: не могу! не могу! Мать Сусанна пригрозила: выгоню тебя! Дело дошло до меня. Я взял келейницу под свою защиту и потребовал, чтобы странник в обители больше не появлялся. Повадился в монастырь еще и некий босой странник. Круглый год он ходил босиком. В Крещение, во время водосвятия стоял босой на льду; под его ступнями лед подтаивал: сестры, обожавшие его, эту воду пили… Мать Сусанна его очень почитала. Он пользовался широкой популярностью и за пределами Вировского монастыря. Признаюсь, я к нему расположился, когда он обещал на постройку храма достать денег у своих благодетелей. Как-то раз он влез в мой салон-вагон; смотрю, на каждой станции он высовывается из окошка. Потом я понял, в чем было дело. Евреи-подрядчики, прослышав о предполагаемой постройке и увидав его в моем вагоне, смекнули, что могут извлечь из него пользу, и открыли ему кредит. Обходил " босой " с подписным листом и своих благодетелей. Набрал много денег — и скрылся. В Смоленске его арестовали. Кончилось печально: старую церковь сломали, а новой построить не удалось. Я потребовал от матери Сусанны, чтобы пригревание странников в монастыре кончилось. Вскоре ее перевели в Кострому. Сейчас она доживает свой век в Гродне .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008