Когда мой отец был болен смертельной болезнью астмой, мы пригласили о. Иоанна. Он, прибыв, сказал: «ну, помолимся об облегчении страданий». Очевидно о. Иоанн знал, что нет воли Божией к выздоровлению больного. После молебна страдания моего отца облегчились, но он не выздоровел, а скончался. О. Иоанн не служил молебнов по требнику, а обращался к Богу своими молитвами и своими словами, как к присутствующему здесь. О. Иоанн много помогал на сооружение Вировского женского монастыря Седлецкой губернии, на берегу реки Западного Буга. Рассказ рясофорного монаха Валаамского монастыря о. Алексея «Лет 29 тому назад хотел я на себя принять подвиг странничества, так как много пил, но не решался сам па себя взять этот подвиг, думая в нем ослабеть и решился пойти за благословением к о. Иоанну Кронштадтскому . Батюшка сразу меня принял, говоря: «иди, но не проси!» Благословил меня и я пошел, хотя был немного смущен: как же так не просить? Приехавши в Петербург, взял свою котомку и пошел, действительно пока не просил, добрые люди звали меня, кормили, поили, одевали. Однажды сапоги приходили к концу, износились, а была зима. Я был этим озабочен; проходя около какой-то лавки, вдруг купец зовет: «странничек, зайди!» Вхожу, а он приносит мне пару новых сапог. И так во всем. Вот, что значит благословение о. Иоанна Кронштадтского ! А когда я ослаб в подвиге и начал просить, тогда люди меня гнали от себя палкою. После смерти о. Иоанна Кронштадтского пошел я спасаться в Валаамский монастырь, где и сейчас живу его молитвами. Рассказ гвардии полковника Анатолия Николаевича фон Витторфа Делопроизводитель Собственной Его Императорского Величества Канцелярии по принятию прошений, на Высочайшее Имя приносимых, Действ. Статский Советник Владимир Васильевич Лотин рассказал мне следующий случай: Один учитель математики и классный наставник 1-й С.-Петербургской Классической Гимназии, что на Гороховой ул., заболел туберкулезом и врачи посоветовали ему поехать в Каир и провести там известное время. Он собрал справки и подсчитал, что на путешествие и проживание в Каире нужно 5000 рублей. Денег у него не было. Тогда он решился поехать к о. Иоанну. Прибыв в Кронштадт, он отправился в дом, где жил о. Иоанн, и вошел в кухню. Увидав, что в кухне много народа, он присел, в ожидании, никому ничего не сказав. Через некоторое время вышел псаломщик и сказал: «Батюшка зовет учителя, который приехал из Петербурга».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

—662— дел и форм есть лишь система отображений живой души, есть лишь ряд вех, отмечающих её развитие и её рост. Для него путь добра не путь определённых дел, а путь живой жизни, для него лучшие не старшие сыновья, пребывающие верными в дому отца, строгие блюстители преданий и заведённых порядков, а младшие, идущие на дальнюю сторону, пролагающие свой путь, пытающие свои силы в новых делах. Лучшая жизнь – наиболее полная, наиболее свободная, сильная, смелая, пытливая, жертвующая без расчёта, не оглядывающаяся назад, идущая прямым путём. Таких богопоклонников ищет Отец Небесный. Такие деятели дают богатый материал для наблюдений... Так я наметил себе ознакомиться с Киевским Покровским, Княгининым, монастырём, с Леснинским Богородичным монастырём, с Вировской Спасовой пустынью, с Крестовоздвиженским трудовым братством, с Толстовскими колониями... С лета 1905 года мои намерения стали осуществляться. I. Киевский Покровский (Княгинин) монастырь Начну историко-биографическими сведениями. Предо мной Обзор деятельности больничных учреждений Императора Николая II при Киевском Покровском женском общежительном монастыре за 1-е десятилетие (1893–1903). Составили врачи больницы. Киев 1905. Рецензент может усиленно рекомендовать вниманию читателей эту тщательно составленную и изящно изданную книгу. Она составлена из статей двух родов: а) биографического и общего содержания и б) специально-медицинского. К первому ряду относятся статьи: Проф. И. А. Сикорского О жизни и кончине её Императорского Высочества Великой Княгини Александры Петровны, в иночестве Анастасии, – Д-ра Г. Г. Левицкого Её Императорское Высочество Великая Княгиня Александра Петровна (инокиня Анастасия) – довольно обстоятельный биографический очерк, – Д-ра В. Ф. Бушуева Н. В. Соломка (некролог) и Об участии монастырей в деле народного врачевания. Второй ряд составляют многочисленные статьи, имеющие предметами содержание больницы, комитет по —663— управлению больничными и благотворительными учреждениями при монастыре, список врачей, работавших в больнице за первое десятилетие (из коих первым врачом больницы, много содействовавшим Августейшей Строительнице больницы при устройстве её, был Н.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Якушевскому: «Дорогой Ефрем Сергеевич… Забудьте всех своих жен и детей и незамедлительно соберите все силы для того, чтобы закончить труд». Крейеру: «Дорогой Георгий Карпович… Должен быть создан замечательный том по лекарствам. По этим видам Вы имеете полную возможность проявить свои знания. Жить Вашей работе сто лет и более». Профессору Пангало: «Дорогой Константин Иванович… Я не первый раз обращаюсь к Вам по поводу «Культурной флоры». Это дело чести Института, это итог великих дел, и надо его двинуть незамедлительно… Прошу сообщить о том, как Вы распределите свое время и когда сможете закончить том, которого ждет весь мир». Не так уж много сказано. Но за шутками и типично вавиловскими преувеличениями каждый из двадцати адресатов услышал вполне серьезное напоминание учителя: «Мы — коллектив, школа. Мы все вместе в ответе за общее наше вировское дело». Не думайте, что директорские письма никогда не бывали резкими. Еще как бывали! Глупость, безграмотность, нечестное отношение сотрудника к работе вызывали у Николая Ивановича вспышки неподдельного гнева. Но, даже возмущаясь, он оставался человеком удивительно непосредственным и учителем до мозга костей. «Мне передали рукопись сборника… — сообщает Вавилов ботанику профессору М. Г. Попову. — Статьи… чрезвычайно размазаны, настолько, что их читать невозможно даже растениеводу. С этой писательской дизентерией надо бороться и экономить бумагу, которой сейчас чрезвычайно мало… Для следующих сборников внушите, чтобы народ писал сжатее, обобщеннее, ибо наука не есть только набор фактов, но есть и синтез их». Пропустить в печать слабую статью, допустить к лабораторному столу малограмотного, серого ремесленника — значит снизить общий уровень школы, уровень науки в стране. Академик Вавилов рассматривает либерализм в этом случае как должностное преступление. «Ряд кандидатских работ из Саратова не удовлетворяют требованиям, которые поставлены Академией (ВАСХНИЛ), — пишет он в декабре 1934 года профессору Г. К. Мейстеру. — Я не принадлежу к числу строгих экзаменаторов и, будучи профессором, передавал это дело ассистентам. [Я] и сейчас, вероятно, более снисходителен, чем другие. Однако в ряде кандидатских работ из Саратова для меня ясно: товарищи недостаточно освоили литературу, особенно иностранную… Библиография приводится буквально возмутительная… ни года, ни тома, ни заголовка статьи, не говоря уже о транскрипции иностранных фамилий… То, что мы требуем, не есть экзаменационная горячка, а есть минимальные научные требования. Поднимать уровень нужно…»

http://azbyka.ru/fiction/delo-akademika-...

упразднен), Успенский Крепостной (мужской, близ Измаила, существовал в 1643-1856), Рождество-Богородичный скит (мужской, в с. Байталы (ныне Ананьевского р-на), существовал в 1700-1770), Рашковский (Загнитковский) скит (мужской, между с. Рашков Каменского р-на Молдавии и с. Загнитков Кодымского р-на Одесской обл, известен с 1660, упразднен к 1795), Никольский загородный архиерейский скит (мужской, близ г. Очакова (ныне Николаевской обл.), основан в 1849, упразднен в 1917), Никольский скит (мужской, существовал в 1864-1905 близ совр. с. Ларжанка Измаильского р-на), Андреевский скит (мужской, в Одессе, в 1882-1919 существовал как подворье Андрея апостола скита на Афоне, в 1919-1925 являлся самостоятельным скитом), Фуратовский Параскевинский скит (мужской (ныне с. Фуратовка Саратского р-на), основан в 1905, упразднен в 1949), Ферапонтовский Покровский скит (в с. Сатунова Измаильского у. (ныне Новосельское Ренийского р-на Одесской обл.), основан в 1907 как мужской, в 1934-1947 женский), Пасицельский Успенский (мужской, в с. Пасицелы (ныне Балтского р-на), существовал в 1909-1917 и в 1942-1949), Константино-Еленинский Антониевский Осиповский скит (женский, в с. Осиповка Тираспольского у. (ныне с. Йосиповка Захарьевского р-на Одесской обл.), основан в 1915 как скит эвакуированного из Подляшья Вировского Антониевского жен. мон-ря, с 1916 самостоятельный, упразднен в нач. 20-х гг. XX в.), Луполовский Крестовоздвиженский скит (мужской, на хуторе Луполово Балтского у. (ныне село Благовещенского р-на Кировоградской обл.), основан в 1917 как отд-ние балтского Покровского Феодосиевского муж. мон-ря, упразднен в 1929). Другие религиозные группы на территории Одесской области Старообрядчество В состав совр. Одесской обл., территория к-рой окончательно сформировалась в 1954 г., вошли старообрядческие общины исторических регионов: Юго-Вост. Подолья (г. Балта и с. Б. Плоское Тираспольского у. Херсонской губ. (ныне Великоплоское)), Буджака (до 1947 здесь существовала Бессарабско-Измаильская епархия Белокриницкой иерархии ), а также дореволюционной Херсонской губ.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Так же как и в Леснинской обители, за короткий срок здесь были построены четыре церкви, школы, приют, больница, аптека, богадельня, молочная ферма и т. д. Представляются интересными впечатления ксендза из с. Яблонны о Вировском монастыре: «Как ксендз, представитель противной партии, я могу иметь особые на миссию монахинь взгляды; но, как человек-христианин, могу только радоваться, что обаяние православной веры и русских людей вступает к нам с восточной границы при посредстве истинных подвижниц» 858 . Под покровительством императорской семьи находился основанный в 1845 г. по инициативе императора Николая I Новодевичий Воскресенский монастырь в Петербурге, также известный своей благотворительной деятельностью. Первой его игуменьей стала Фе- офания (1787–1866). Вдова генерала Готовцева после смерти дочери в 1818 г. поступила с 12 крепостными девушками послушницей в Го- рицкий монастырь, в 1837 г. она принимает постриг. В течение долгих лет Феофания переписывалась со старцем Кирилло-Новоезер- ского монастыря Феофаном (Соколовым) , под влиянием которого формировались ее аскетические воззрения. Возглавив Воскресенский монастырь, Феофания ввела в нем строгий общежительный устав. В монастыре были организованы различные мастерские, открыта школа для девочек и училище для подготовки народных учительниц, школа для мальчиков. Монахини стирали белье для сиротских приютов и домов престарелых 859 . Основанный вдовой генерал-майора А. А. Тучкова, героически погибшего во время Бородинского сражения, Маргаритой Михайловной Тучковой (урожденной Нарышкиной) Спасо-Бородинский монастырь также приобрел известность своей благотворительностью. Первоначально на месте гибели ее мужа по инициативе и на средства М. М. Тучковой и императора Александра I, по благословению архиепископа Августина, в 1820 г. был построен и освящен храм во имя Нерукотворного Спаса, фактически ставшего первым памятником погибшим воинам. После смерти сына в 1826 г. М. М. Тучкова начинает постоянно жить в построенном рядом с храмом доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" " Аще кто не имеет Духа Христова, тот и не Его» ( Рим. 8, 9 ). Подумай глубже об этих словах, и соблюди их в сердце твоем, и осуществи их жизнию твоею». Это увещание великого старца в конце дневника, обращенное ко всем нам, напоминает о главной цели нашей земной жизни. Игумен Петр (Пиголь) «Благодарю Тебя, Господи... по Твоей милости встречаю 80-й год моей жизни. Милость несказанная. По грехам моим я недостоин был видеть и 40-й год жизни, а тут – 80-й год. О, щедроты неисчетные Господа моего! Что я принесу или что воздам Тебе, Творче мой, Спаситель мой, Промыслитель мой, Врач мой, Слава моя, Сила моя! Но даруй мне конец благий, Господи, и не посрами меня!» Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Из дневника за 1908 год) 3аписи на обложке в начале дневниковой тетради Новгородской губернии Череповецкого уезда село Конечное. Священник Николай Старопольский. 19 Послано 360 р. 10 сентября 1908. Станция Сопоцкин Сувалкская губерния. 20 Тягуновым 21 послано 250 р. СПб., Гороховая, дом 62, кв. 31. 6 ноября 1908. Воронцовская женская обитель. Псковская губерния. Холмский уезд. Станция Тяполово. Евдоким Фиделин; 22 дети: Иван, Нина, Юрий, Серафима, Ксения. 27 августа. 27 августа. Упраздни, Господи, митрополита Антония. СПб. Сергий Петрович Цервицкий – вечная память. Кроме Святых Даров ничего не употреблять в пищу ради Даров. Монастырь Теолин (станция Сопоцкин) поел. 11 сентября (ранее недели две – тоже) 200 р. Алекс. Петр. Черненко?, моек, купец, порекомендовать Зайцева Михаила Андреевича. 1 октября 1908. Спросить у Веры ризы? дорожные – Таисии, Стахеевой и пр. Послать Патриарху Антиохийскому Григорию 500 р. на Патриархию. Аполлонии, 23 игумений – 300 р. Священнику Петру Алекс. Миртову 24 – 300 р. Тульской игумений Магдалине 25 – 200 р. «Далее в рукописи следуют два слова, не поддающиеся прочтению. Игумений Великолуцкой Людмиле поел. 200 р. Сувалкской губ. Ст. Сопоцкин. Игумений Людмиле. Монастырь Теолин. Не послано Седлецкой губ. Ст. Соколов. Вировской игумений 26 – 200. Не послано гор. Белы Седлецкой губ. Леснинский монастырь. Игумений 27 – 200.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Первоначально монахини числились в составе Иоанно-Введенской обители. Только в августе 1907 г. открывается Обдорская женская община во имя Царицы Небесной Всех Скорбящих Радости, во главе с рясофорной монахиней Пелагеей. В ее ведении находился приют для инородческих девочек и малолетних детей, инородческая богадельня, больничная палата и аптека. Заведующей больницей была монахиня Ефросинья, «несшая до приезда в Обдорск послушание в больницах Вировской обители». Согласно отчету Тобольского православного миссионерского общества за 1906 г. наиболее важной решенной комитетом в течение года задачей стали постройка при Обдорской миссии инородческой богадельни с домовою при ней церковью и «вызов в названную миссию монашествующих сестер для образования женской монастырской общины с миссионерско-просветительною целью». В 1910 г. в Обдорской миссии происходят серьезные кадровые изменения. Еще в феврале решением Святейшего синода переводится в Тверскую епархию преосвященный Антоний, сделавший очень много для распространения и укрепления православной веры на Тобольском Севере. Спустя несколько месяцев из-за разногласий с новым епископом Евсевием (Гроздовым) туда же на должность епархиального миссионера был перемещен игумен Иринарх. Миссия лишилась энергичного руководителя, вокруг фигуры которого группировались творческие, мыслящие личности, сумевшего поставить культурно-просветительскую работу в крае на недосягаемую до того времени высоту. Возможно, это послужило одной из причин ухода из общины и сестер Вировского монастыря. По данным на 1910 г. в общине состояли монахиня Пелагия с четырьмя сестрами. Для временного заведования женской общиной в Обдорск была переведена монахиня Иоанно-Введенского монастыря Антония. 29 ноября 1911 г. она была утверждена в должности настоятельницы Обдорской миссионерской женской общины. Решением Тобольского епархиального съезда духовенства было решено на трехлетие 1911—1913 гг. «на общину при Обдорской миссии» выделять по 950 руб. в год. Небольшая по составу община продолжала успешно выполнять поставленные перед ней задачи вплоть до конца 1910-х гг. К 1915 г. в ней состояли 1 монахиня и 6 послушниц.

http://sobory.ru/article/?object=41674

Анна. Вот уже оглашенный в печати рассказ ксендза о покойной подвижнице. «Приглашен я был – передает ксендз – настоятельницей обители напутствовать умирающего в обители католика. Я немедленно отправился исполнить свой долг. Подъезжаю к монастырю и что же увидел? Это худая, бледная и высокая м. Анна впереди, а за ней все монахини с возженными свечами в руках ожидали ксендза с Св. Дарами и приветствовали меня, служителя Божия, смиренным поклоном. Я видал всякие в жизни виды, но истинно христианский поступок вировских монахинь сбил меня с толку, и я не сразу нашелся, чтобы дать понять почтенным людям, как меня тронуло их поведение. В душе моей явилось недоумение: как же это так – еще вчера ко мне доносились победные клики о том, что вировские монахини пришли сюда бороться и побеждать, а сегодня вижу их смиренными, воздающими достодолжную честь моей религии, моей святыне? С тех пор прошло уже не мало времени, я ближе поузнал о делах и жизни вировских монахинь. Я не знаю, победят ли монахини историю, добьются ли они коренного переворота в религиозных воззрениях известной части населения, но что они доживут до общего к себе уважения от окрестного населения, в том не может быть никакого сомнения. Как ксендз, представитель противной партии, я могу иметь особые на миссию монахинь взгляды; но, как человек- христианин, я могу только радоваться, что обаяние православной веры и русских людей вступает к нам с восточной границы не при посредстве земской стражи, штрафов и ограничения прав, а через истинных подвижниц»... На следующий день мы отстояли раннюю литургию в монашеской церкви и зашли на несколько времени на хоры в детскую церковь во время поздней литургии. Монашеская церковь была заполнена инокинями к одной стороне и богомольцами-мирянами в остальной части храма. Эти богомольцы – из Гродненской губернии, из Забужья. Должен засвидетельствовать строгую уставность вировского богослужения. Смотря на ряды темных фигур и строгих лиц, легко было вообразить, что находишься среди монашеской общины, которая не имеет другой цели, кроме «спасения своих душ».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Много выпустила из своего Леснинского гнезда знаменитая игумения Екатерина птенцов своих. В разных местах они продолжают нести великие её апостольские труды. Теолин, Радочница, Турковицы, Красносток... Но труды м. Анны в Вирове паче других. Пробыв год в Теолине, с 18 октября 1893 года, где она трудилась в деле созидания обители, 18 сентября 1894 года она получила назначение быть заведывающею Вировским отделением Леснинского монастыря. Что она тогда застала и что оставила? Застала церковь и два деревянных ветхих дома, еще покостельных, – оставляет созданные ею многочисленные здания... Земли в обители, мать Анна прикупила у помещика на 6 тысяч рублей, пожертвованных Государем Императором из личных средств. Много хлопотала Матушка, пока получила для обители пожалованное имение Ставы в Гродненской губернии. Оно еще в аренде от казны. Вблизи монастыря м. Анна купила два имения – одно в Чеканове за 37 тысяч руб., лично ею выпрошенных у Государя Императора. Там она устроила сельскохозяйственную школу для детей. Другое – в Моложеве, где возвела несколько каменных и деревянных построек для двуклассной мужской школы. На какие же средства все это в обители Вировской, в Чеканове и Моложеве м. Анна построила и устроила? Трудно вообразить, какими она неимоверными трудами добывала на все это средства. Крепко веруя в помощь Божию, огнем горя состраданием к ближним, она никому не отказывала, всех принимала, строила для них в долг, в долг одевала и кормила, и потом слезы лила перед кем следует и просила. В каких она постоянно затруднительных обстоятельствах была – ужас находит! И так все время, так до смерти. Посетив обитель в первый год жития м. Анны в Вирове, её жизнеописатель протоиерей Мизецкий узнал здесь, что м. Анна и 12 сестер несколько уже дней ничего не едят; хлеба и картофеля нет. А они и не говорят ничего, и не пишут. Чтобы увеличить свою личную помощь, почтенный протоиерей сделал в Седлеце подписку среди дам и собранное отправил в Виров. Скоро в обители обучалось до 30 детей. Для них тоже сбор был в Седлеце. Собирались пожертвования всем – платьем, полотном, платками, обувью и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Красный звон обратил наше внимание на... знаменитую монастырскую колокольню. Она находится к югу от входа в храм, недалеко от него. По виду это верхушка ветряной мельницы, ветхая-преветхая. Конечно, это единственная по своему убожеству колокольня. Не менее примечателен и обитающий в ней звонарь Феона. Звонарь этот, по чьему-то совету, звонил по смерти м. Анны день и ночь–40 дней и 40 ночей. В брошюрке П. Земного «Среди друзей человечества» при описании этой колокольни сказано: «здесь под колоколами в миниатюрной келийке ютится мать Фиона-звонарь». Эта описка дает повод к добродушному монастырскому юмору... Я позднее видел этого прислужника Вировского храма. На его лице сияла такая бесконечная евангельская простота, которую не часто приходится встречать... По окончании службы я был свидетелем трогательной картинки из монастырской жизни... Игумения София оставила управление монастырем по слабости своего здоровья и особенно по болезни ног; утром этого дня игуменский посох был вручен её преемнице, м. Сусанне. В саду, на небольшой площадке перед бывшим ксендзовским домом происходило сердечное прощание Вировских обитательниц, сестер и детей, со своей Матушкой, оставлявшей управление монастырем, хотя и не покидавшей монастыря. То, что я видел, красноречиво говорило о сердечной и нежной любви монастырских тружениц и детей к достойной заместительнице покойной м. Анны... Новая игумения Сусанна (дочь знаменитого петербургского артиста Мельникова), непосредственно перед тем подвизавшаяся в Красностокском монастыре – из той же «Леснинской» школы, своя в этой «семье»... Вслед затем мы были приглашены к трапезе на веранде «ксендзовского» дома и с той минуты до самого отезда мы непрерывно находились в ласковой атмосфере привычного и простосердечного гостеприимства прежней игумении Софии и новой игумении Сусанны. Кроме преосвященного Евлогия, отбывшего вскоре после обеда, здесь были Леснинская игумения Екатерина и Красностокская Елена. Пред нами была семья родных душ, согретых одной идеей христианского добра, одним родом христианской деятельности, хотя и с индивидуальными оттенками. Оживленная и поучительная беседа, с перерывами, затянулась до позднего вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008