Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Монастыри АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна; 1865-1903), игум., основательница Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря БИЗЮКОВ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный, находился в с. Бизюкове Дорогобужского у. Смоленской губ., на правом берегу Днепра БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Херсонской и Таврической епархии), в пос. Червоный Маяк Бериславского р-на Херсонской обл. (Украина) БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.)

http://pravenc.ru/rubrics/121802.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Монастыри (см. также по периодам) АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. АЗОВСКО-ДОНЕЦКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (НОВОДОНЕЦКИЙ ПРЕДТЕЧИЕВ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан, по преданию, на том месте, где в 1695 г. во время 11-го азовского похода царь Петр I встретился с насельником Успенской Чернецкой Пронинской пустыни АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна; 1865-1903), игум., основательница Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря

http://pravenc.ru/rubrics/121672.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) АНГЕЛИНА ТВОРОЖКОВСКАЯ (фон Розе (Шмакова) Александра Филипповна; 1809-1880), мон., основательница Творожковского во имя Св. Троицы мон-ря АНДРЕЙ Иванович Ясенев (1868 – 1938), сщмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых), прот. АНДРЕЙ (Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 1872-1937), [архи]еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основ. Катакомбного движения ИПХ АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна; 1865-1903), игум., основательница Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря АНТИПА (Кириллов Антон Петрович; 1870 – 1938), иером., прмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АНФИСА (Сысоева Александра Матвеевна; 1868 (по другим данным 1870) – 1938), прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. АПОЛЛИНАРИЙ (Мосалитинов Афанасий Семёнович; 1873 – 1918), иером., прмч. (пам. 30 авг., в Соборе Екатернбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121790_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Монашество АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНГЕЛИНА ТВОРОЖКОВСКАЯ (фон Розе (Шмакова) Александра Филипповна; 1809-1880), мон., основательница Творожковского во имя Св. Троицы мон-ря АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна; 1865-1903), игум., основательница Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря АНТИПА (Кириллов Антон Петрович; 1870 – 1938), иером., прмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121800.html

Венок на могилу матери Анны, игумении Вировской пустыни...//Вировская Спаса Всемилостивого женская обитель (Седлецкой губ., Соколовского уезда)/Сост. Н.Л. Мизецкий. Варшава: Тип. Окружного Штаба, 1908. С. 1–36. Высочайшая благодарность//АПВ, 1904, т. VIII, 13, с. 245–246. Высочайшие повеления//ЦВ, 1904, 18–19, с. 177–180. Высочайшие повеления//ЦВ, 1904, 26, с. 287–288. Гладик В.П. Кто выкликуе сварне на амер. Руси?//Правда. Газета для русского народа в Сполученых Державах и Канаде и орган «Общества Русских Братств». – 1903. – 31 июля (13 августа). Глинский H.H. Новый православный в г. Радоме собор и торжественное его освящение//Холмско-Варшавский епархиальный вестник, 1902, 6, с. 64–67. Голубое А. Амфилохий//Православная энциклопедия. Т. II. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2001. С. 197–198. Городская хроника//Псковский городской листок. Литературная и политическо-общественная газета. – 1903. – 22 июня. Городская хроника//Псковский городской листок. Литературная и политическо-общественная газета. – 1903. – 25 июня. Городская хроника//Псковский городской листок. Литературная и политическо-общественная газета. – 1903. – 26 ноября. Двадцатипятилетие служения Статс Секретаря К.П. Победоносцева в должности Обер Прокурора Святейшего Синода//АПВ, 1905, т. IX, 11, с. 204. «Епископ» Серафим еде до краю//Правда. Газета для русского народа в Сполученых Державах и Канаде и орган «Общества Русских Братств». – 1903. – 11 (24) декабря. Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1900–1901 учебный год (в извлечении)... СПб.: Тип. А.П. Лопухина , 1901. Из нашой жизни//Свет. Часопись для православных руссинов в Соединённых Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А. – 1902. – 24 октября (6 ноября). Из переписки Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, с Генеральным Агентом по народному образованию в Аляске//АПВ, 1900, т. IV, 4, с. 81–85. Иннокентий (Пустынский). Открытие Семинарии в Ситке//АПВ, 1906, т. X, 20, с. 391–395.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Из Холма собираюсь, если позволите, денька на два завернуть в Киев. Боюсь только, не потребовали бы к заседанию Синодскому в пятницу 12 Сент.: Пр. Маркелл болен серьёзно (ноги у него плохи). Дело о перемещениях Михаила Ковенского и Сергия Омского держится пока ещё в секрете и затормозилось тем, что Литовский Архиепископ желал бы видеть своим помощником Синодального ризничего о. Палладия 267 , а ныне Архиепископ требует и нуждается в поддержке, так как обстоятельства там тяжёлые: светская власть ополчилась на дух. Сегодня мы праздновали в Лавре. Литургию служили Экзарх, я и Сергий 268 ; крестный ход по обычаю с викариями. Народу было много, но торжеству мешал дождь. Гостей было немного и не из крупных. Красовался Влад. Карл. Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением и преданностью есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 30 Авг 1903 Спб, Благовещ. подворье. РГИА. ф. 796. оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 107–108. 150 Телеграмма по случаю кончины игумений Анны (Потто) Господь да упокоит Свою труженицу 269 и да утешит осиротелую обитель. Мизецкий Н.Л. Игумения Вировского монастыря, Анна//Холмско-Варшавский епархиальный вестник, 1903, 38, с. 472. Венок на могилу матери Анны, игумений Вировскои пустыни...//Вировская Спаса Всемилостивого женская обитель (Седлецкой губ., Соколовского уезда)/Сост. Н.Л. Мизецкий. Варшава: Тип. Окружного Штаба, 1908. С. 31. Письмо Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 24 Сентября 1903 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! По делу о Свящ. Порф. Левицком прилагаю справку Об. Секретаря Рункевича 270 . После отъезда из Томска Ректора Семин. Архим. Иннокентия 271 , назначенного в Псковский Мирожский мон., в Семинарии произошёл бунт, и Пр. Макарий 272 распорядился закрыть Семинарию. Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 24 Сент 1903 Спб. РГИА, ф. 796, он. 205, годы 1888–1915, д. 752. л. 109. Письмо Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 29 Октября 1903 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

20       августа 1912 г. в Царском Селе был освящен собор во имя Феодоровской иконы Божией Матери, о котором говорилось выше. В 1910 г. под председательством князя А.А. Ширинского-Шихматова был образован Комитет по реставрации Московского Успенского собора, успешно работавший. В 1909 г. произошел большой пожар в Павло-Обнорской обители, во время которого расплавился медный крест – благословение преподобного Сергия преподобному Павлу. В 1912 г. Царь и Царица соорудили благолепную раку к св. мощам преподобного Павла Обнорского. Государь пожертвовал 6000 рублей на приобретение земли для Спасо-Всемилостивого Вировского женского монастыря в селении Вирове Седлецкой губернии, на берегу Западного Буга. По повелению Государя в Мукдене на кладбище выстроен был храм-памятник для увековечения воинов, погибших в войне с Японией в 1904–1905 гг. Храм построен по проекту Великого Князя Петра Николаевича и представляет своим видом шлем богатыря. В Санкт-Петербурге сооружены были величественные храмы в память трехсотлетия Дома Романовых и новый морской собор, связанный с японской войной. Закончены были строением Владимирский собор в Киеве, Воскресенский «храм на крови» (в Санкт-Петербурге на месте убиения 1 марта 1881 г. Императора Александра II) и Александро-Невский в Варшаве. Россия при Императоре Николае Александровиче продолжала украшаться обителями и церквами. В 1912 г. церквей было 53546 (в 1894 г. их было 46000), монастырей мужских – 529, женских – 456, всего – 985 (в 1894 – 774), часовен и молитвенных домов – 22850. Государь, как и любимый им отец, очень ревновал о развитии церковно-приходских школ, против которых потом вела кампанию Государственная Дума. К 1913 г. начальных церковно-приходских школ было 37641. В 1912 г. в этих школах обучалось 1988367 детей. Весьма заботился Государь о положении духовенства. 3 июля 1902 г. им был утвержден устав о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам. «Убежден, – начертал Государь при утверждении устава, – что епархиальное духовенство с углубленным рвением будет нести свое пастырское служение в истинно христианском духе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

19 декабря 1895 года Полтава Из писем к настоятельнице Вировской пустыни матери Анне (Потто) (1894–1897) Примечание издателя Мать Анна – первая настоятельница и игумения Вировской пустыни, открытой высокопреосвященным Флавианом, бывшим тогда архиепископом Варшавским, 1 августа 1894 года в селе Вирове Соколовского уезда Седлецкой губернии. Мать Анна (в миру Анна Александровна Потто) родилась в 1865 году в городе Брест-Литовске в аристократической военной семье (дядя ее – боевой генерал В. А. Потто). Блестяще окончив курс варшавской гимназии, она первоначально посвятила себя педагогической деятельности, заняв место преподавательницы Мариинского училища в городе Холме. Но вскоре, следуя внутреннему своему влечению, она решила уйти в монастырь, и в Леснинской обители, находящейся вблизи уездного города Белы Седлецкой губернии, облеклась в скромную одежду инокини. Здесь под руководством замечательной по своей самоотверженной просветительно-благотворительной деятельности игумении монастыря матери Екатерины (в миру графини Ефимовской 927 ) она совершала свои первые иноческие подвиги, с любовью и необыкновенной ревностью исполняя возложенное на нее послушание – заведование монастырской школой. В 1894 году, с открытием Вировской пустыни, мать Анна избрана была в устроительницы новой обители и сделалась ее первой настоятельницей. Деятельность ее в этом последнем звании, поистине изумительная, показывает, что может сделать обитель, имея во главе человека с горячею верой в силу добра, с неподдельной, пламенной любовью к ближнему, с твердой надеждой на Бога и небесную помощь. За девять лет ее настоятельства Вировская пустынь, находясь в центре воинствующего католицизма, не пренебрегавшего никакими средствами для совращения униатов и православных, сделалась оплотом православия для западной окраины России и в этом отношении заявила себя достойным детищем Леснинский обители. В 1903 году, 29 августа мать Анна (уже в сане игумении) скончалась от скоротечной чахотки. Плодами ее неутомимых, самоотверженных подвигов апостольской любви и милосердия остались: вполне благоустроенная обитель, вмещающая в себе до 600 сестер, всецело отдающих себя делу служения ближнему; в стенах обители – прекрасное двухэтажное здание второклассной школы для 200 девочек, две одноклассные церковно-приходские школы, приют для грудных детей и готовящихся к школе, богадельня для престарелых, больница и приемный покой. Мало того, трудами матери Анны и умело подобранных ею соработниц в ближайших к монастырю деревнях устроены ремесленные школы для малолеток и сельскохозяйственные – для девочек. (См.: Прибавления к церковным ведомостям. 1904, 8.)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Высокоподвижническая, просветительная и благотворительная деятельность матери Анны в Вирове стала известною в Варшаве, Москве и Петербурге. Отовсюду ей стали присылать помощь. Особенно стал благоволить к ней о. Иоанн Кронштадтский , который даже посетил обитель Анны. В Варшаве к ней очень благоволил князь Имеретинский и супруга его Анна Александровна... Архиепископ Флавиан часто благотворил обители и был внимателен к нуждам её настоятельницы. Любил ее, едва ли не больше всех, Высокопреосвященный Иероним и много ей лично и обители помогал. Отеческую любовь свою к ней он особенно выразил в речи при возведении её в сан игуменьи 1 авг. 1899 года, вручая ей игуменский жезл. Тогда же и Виров возведен был в первоклассный монастырь. Слава о Вировской обители и о её настоятельнице дошла и до Государя. 23 мая 1898 года на докладе синодального обер-прокурора Он написал: „Благотворная деятельность Вировской общины имеет важное значение для всего населения в крае. Приобретение земли настоятельно необходимо. Нужную для этого сумму 6000 рублей жертвую от себя“. Чрез два месяца после этого, 21 июля, м. Анна имела сча- —79— стье представляться Государю Императору и Государыне Императрице. 9 октября 1901 года в Спале второй раз представлялась она Их Величествам и там удостоилась продолжительной беседы о состоянии своей обители. Государь не только исполнил все просьбы м. Анны, но потом к празднику Рождества Христова и сверх просьбы осчастливил присылкою обители 1000 руб. Пред своею смертью м. Авиа была утешена известием, что Государь Император повелел выдавать из Государственного казначейства на нужды Вировской обители ежегодно по 23 тысячи 500 руб. В апреле 1902 года м. Анна была по делам обители в Петербурге, и там открылась в ней сильная чахотка. Чтобы спасти драгоценную жизнь дорогого человека, м. Анну отправили 22 апреля в Италию, откуда 20 июля она возвратилась поправившеюся, с надеждою на выздоровление. Но она немедленно с таким жаром отдалась работа, что болезнь возвратилась, и ее, больную, опять отправили в Nervi 17 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В качестве заключительного аккорда – содержательная выдержка по теме из воспоминаний выдающегося иерарха Русской Церкви митрополита Евлогия Георгиевского, который между прочим упоминает о кончине матери Анны, игумении Вировского монастыря. Образ игумении Анны, которая, без всякого сомнения, состоялась как истинная духовная мать, сумевшая сделать из своего монастыря духовно благополучную монашескую семью, кстати, в очень непростых условиях и в очень непростое для русского монашества время, удивительно прекрасен и глубок во всех отношениях: «В конце августа пришла скорбная весть: скончалась мать Анна, игуменья Вировского монастыря... Болела она давно (у нее был туберкулез). Аскетические и молитвенные подвиги надломили ее здоровье. Она жила в темной, в одно оконце, холодной келье, над погребом, и никакие уговоры и просьбы сестер не могли ее заставить перебраться в другое помещение. Сильная духом и характером, она была среди сестер первой подвижницей, первой труженицей. Мать Анна примером удивительной своей самоотверженности увлекала за собой и сестер. Она была – сама любовь. К себе строга, к другим она относилась снисходительно. Ее любовь всем передавалась – ее любили ответно. Войдет, бывало, в приют – дети на ней виснут, со всех сторон ее облепят; проезжает по деревне – бросает ребятишкам конфеты, орехи... Сколько детей «упорствующих», к неудовольствию родителей, влеклись к матушке Анне! Она умерла 29 августа (1903 г.) 37 лет. Смерти она не боялась, подготовилась к ней с подобающим вниманием. Скончалась в присутствии сестер, сидя на своем убогом, жестком ложе, с крестом в руках; и до последней минуты молилась, не спуская глаз с образа Божией Матери... Архиепископ Иероним послал меня на похороны. Мать Анну сестры обожали. Горе их было неописуемо. Когда я подъехал к обители, со стороны храма до меня донесся гул рыданий. Я вошел в храм, сестры увидели меня – и плач усилился. Я хотел сказать слово утешения, стал на амвоне – не мог вымолвить ни слова: заплакал... Три дня длилось сплошное моление: парастасы сменялись панихидами. В последний день я взял себя в руки и сказал проповедь. На похоронах сестры обезумели – поскакали в могилу: «Закапывайте и нас!..» Полицейские их вытащили ».

http://pravoslavie.ru/76862.html

   001   002     003    004    005    006    007    008