Такова, напр., была в конце XIX и нач. XX в. проповедь выдающегося архимандрита Троице-Сергиевой Лавры и затем архиепископа Вологодского Никона, знаменитого издателя «Троицких Листков» и руководителя ежемесячника «Душеполезное Чтение», человека великой добродетели и великих заслуг на поприще церковного просвещения народа. Арх. Никон отрицал даже филантропическую и просветительную деятельность таких выдающихся женских монастырей юго-западного края, как обители Леснинская, Вировская, Красностокская. Да будет благословен пафос таких ревнителей мировой Фиваиды. Пусть они умножают свое братство, свое воинство из сродных им душ. Но есть души и иного строя, которым потребно иное призвание, иное вдохновение. Каждому свой дар, как мудро объясняет нам Великий Павел в 12 гл. I-ro посл. к Коринф.: «дары различны, но Дух Один и Тот же» (ст. 4). Есть в церкви и служение мирское, в смысле объекта, и служение общественное, в смысле соборности и самого метода работы. Есть дело Христово индивидуальное, но есть и коллективное, вернее соборное. Есть аскетическое «внутреннее делание», но есть и делание внешнее, направленное adextra. Есть миссия преобразования, перевоспитания, переработки, преображения мира в духе евангельском. И она-то главным образом и нуждается в кадрах разнообразно специализированных работников. Эту работу надо делать организованно, всем миром, соборно. Мирянам одинаковых устремлений, одинаковых дарований и профессий естественно и целесообразно слагаться в братские союзы по специальностям. Для этого существует прославленная в истории русской церкви, канонически освященная форма церковных братств.    Братства в истории восточных церквей играли и играют роль аналогичную орденам западной церкви. Ордена сделали и делают огромную услугу римской иерархии, давая организацию специальным работникам на ниве церковной. Такова же заслуга и наших прославленных в истории братств. В бывшей Литовско-Польской державе на исконно русских территориях эти братства в XVI-XVII вв. спасли православие от полного поглощения насильственно введенной унией, укрепили его устройством школ, типографий, и созданием книжности вопреки иерархии, разложенной злонамеренным подбором и потому изменившей вере отцов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А.А. Горбачев Где границы Церкви? Самое же печальное, что среди священства и церковной иерархии распространяются идеи, противоречащие традиционным церковным взглядам на природу Церкви и ее границы. «Кажется, уже и мы живем в предместьях Вавилона, если не в нем самом», – сказал как-то святитель Филарет (Дроздов) под впечатлением окружающей его действительности 75 . Но трудно полностью защититься от множества гуманистических идей, исподволь проникающих в православное церковное сознание, и уже сам митрополит Филарет вводит в церковный лексикон некое новое понятие: «Христианская Церковь может быть только либо „чисто истинная», ...либо „не чисто истинная " » 76 . И хотя выражение „не чисто истинная» само по себе сомнительно, а в приложении к Церкви – Невесте Христовой звучит, по меньшей мере, странно, оно приживается в словесном обиходе в церковных кругах. В православной среде получает также распространение высказывание митрополита Киевского Платона (Городецкого 1891) о том, что «наши человеческие перегородки до неба не достигают» 77 (в передаче митрополита Евлогия (Георгиевского): «Перегородки, которые настроили люди в церкви, не доходят до неба» 78 ). Протопресвитер военного и морского духовенства в 1911–1917 годах отец Георгий Шавельский видел «объединение около имени Божия и около св. храма людей, разделенных временными, не божественного происхождения перегородками» 79 , в следующих событиях армейской жизни: «Воинские чины – протестанты, католики, кальвинисты – не только солдаты, но и офицеры, наряду с православными аккуратно посещали свою полковую православную церковь , ...соблюдали православные праздники и обычаи; в военное время пред сражениями даже офицеры нередко исповедовались и приобщались у полковых – православных – священников» 80 . Подобное отношение к инославию постепенно проникает в среду монахов и мирян. И вот уже монахини Вировского монастыря во главе с игуменьей Анной приветствуют «несущего Св. Дары ксендза низким поклоном и с горящими свечами» провожают «его до постели больной» 81 . А русские воины во время Первой мировой войны не останавливаются и перед участием в евхаристическом общении с униатами: «Бедняги солдаты, шедшие на фронт, а потому, на верную смерть, не имели возможности причаститься, ходили к униатам, там молились и причащались. Мне рассказывали, – вспоминал митрополит Евлогий, – как в униатском монастыре они вместе с униатами восклицали: „Святой священномучениче Иосафате, моли Бога о нас» (это тот Иосафат Кунцевич, который был известным гонителем православия)» 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   ...В Вышневолоцкий женский монастырь послать двести руб. — Монастырь в Вышнем Волочке во имя Казанской иконы Божией Матери, принадлежавший Тверской епархии и бывший первоначально (с 1872 г). общиной, имел в своем составе пять храмов, в одном из которых находилась главная монастырская святыня — древняя Андроникова икона Божией Матери, происходившая из Греции. В этот монастырь на имя игумений Досифеи отец Иоанн регулярно отправлял денежные переводы в 200— 250 руб. (ЦГИА СПб., ф. 2219, оп. 1, д. 22, лл. 79, 84 и др)..    ...в Верколъский — сто руб. — В Веркольский Артемиев мужской монастырь на р. Пинеге, находившийся недалеко от Суры, отец Иоанн заезжал в каждый свой приезд на родину. И в юношеские годы, возвращаясь домой на отпускное время из Архангельского духовного училища, отец Иоанн часто заезжал в монастырь на богомолье. В этот монастырь он посылал ежемесячно по 100 руб. (см. квитанции о получении монастырем денег: ЦГИА СПб., ф. 2219, оп. 1, д. 22, лл. 28, 29 и др).. В ответ на предыдущую перед упоминаемой отправленную сумму архимандрит Варсонофий писал: «Ваше Высокопреподобие. Сердечно любимый и дорогой батюшка! Новая жертва Ваша в 100 рублей в пользу Веркольского монастыря принята братиею с величайшею благодарностью. Молимся усердно о ниспослании Вам от Господа крепости сил и здравия для дальнейшего служения Церкви и отечеству. Не забывайте, дорогой батюшка, и нас во святых Ваших и благоприятных молитвах к Богу. Любящий Вас о Христе покорнейший послушник, настоятель Веркольского монастыря, архимандрит Варсонофий с братией. 1908 г. окт. 20 дня» (ЦГИА СПб., ф. 2219, оп. 1, д. 16а, л. 1).    ...в Холмы ... — Это название носили два города: первый — уездный город Псковской губ., вблизи которого находился Воронцовский женский монастырь; и второй — губернский город на западе России, центр Холмскои епархии, на территории которой находились Леснинский Свято-Богородицкий и Вировский во имя Спаса Всемилостивейшего монастыри. Но, судя по контексту («в Холмы — сто»), здесь речь идет об Успенском женском монастыре в Холмогорах (Архангельская губ)., в который отец Иоанн регулярно посылал деньги и который всегда посещал во время своих поездок в Суру (близ монастыря жила его сестра Анна Ильинична Фиделина).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Соколов. Вировской игумений — 200. — Запись в дневнике зачеркнута, что означает, вероятнее всего, что деньги на имя игумений Сусанны были отправлены (См., например: ЦГИА СПб., ф. 2219, оп. 1, д. 22, л. 80). Сохранилось письмо м. Сусанны от 3 октября 1908 г.: «Дорогой, родной наш Батюшка! Помогите нашему горю, помолитесь за бедную эту девочку Марию Афанасьеву, с которой все сильнее делаются припадки. Верю, что молитвами Вашими — бес ее оставит. Не забудьте и нас, дальних, дорогой наш Батюшка и благодетель. Непрестанно молим и мы Господа о укреплении сил Ваших, о восстановлении дорогого для всех истинных христиан — здоровья Вашего. За все Ваши милости к нам еще раз благодарим Вас, земно кланяемся. Не забудьте и нас в святых своих молитвах. Благословите нас. Ваши усердные богомолицы игумения Сусанна с сестрами и детьми. 3-е Окт. 1908 г. Вировская Пустынь» (ЦГИА СПб., ф. 2219, оп. 1, д. 7в, лл. 165—166об)..    Не послано гор. Белы... Игумений — 200. — Запись в рукописи зачеркнута (см. пред, примеч).. Игуменией Леснинского Богородицкого монастыря была при отце Иоанне м. Екатерина (в миру графиня Евгения Борисовна Ефимовская; 1851—1925), на имя которой отец Иоанн регулярно отправлял разные суммы (см., например: ЦГИА СПб., ф. 2219, оп. 1, д. 22, л. 75, 80) и с которой часто переписывался и встречался почти в каждый ее приезд в Петербург. Сохранились ее письма к отцу Иоанну за 1897—1907 гг. В одном из них игумения писала: «Ваше Высокопреподобие возлюбленный о Господе дорогой мой Батюшка. Земно кланяюсь Вам и благодарю от всего сердца за присланные мне пятьсот рублей и за великое утешение, которое доставило мне Ваше письмо. Получено оно было в монастыре без меня и мне сюда переслано. Я в конце ноября приехала в Петербург. Несказанно хочется повидаться с Вами. Несколько раз думала ехать в Кронштадт. Да боюсь с Вами разминуться и не застать Вас. Носятся слухи, что Вы часто бываете здесь на Бассейной у матушки Таисии. Мы же так близко оттуда живем. Брат мой очень жаждет видеть Вас и получить Ваше благословение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Мария, Серафима.    Наталья Бондарева. СПб., Васильевский остров, 18 линия, дом 7, кв. 20.    Игуменья Вировская Сусанна. Посылать.    Икры паюсной поел я с чиновником Преображенским, вина красного попил — и железа моя чрезвычайно меня мучила весь вечер и всю ночь. 11 октября 1908.    Господи! Согрешил я пред Тобою, вторично причастившись дома (после церковной службы) тремя частицами, оставшимися после причастниц в дому моем. — Спавши после обедни дома, я видел крайне неприятный сон, от диавола мне представленный, касательно матери моей, давно покойной, будто она живая приехала ко мне в ненормальном виде. Господи, помилуй мать мою, Феодору. Будто какой-то крестьянин дорогой обидел ее.    На некоторые слова Спасителя надо обращать особенное внимание, например, на слова: если с зеленеющим деревом (Христом) так поступают, то что будет с сухим? (Лк. 23:31). А эти сухие дерева — мы, грешные. Или: если Я «буду вознесен от земли» (на Крест), то всех «привлеку к Себе...» (Ин. 12:32). Если «зерно пшенично падши»в землю «не умрет,» то остается одно, а если «умрет,» то принесет много плода (колос) (Ин. 12:24). «Оправдися премудрость от чад своих»всех (Мф. 11:19) (праведных людей).    12 октября. Ночь на воскресенье. Кто достоин Небесного Царствия из людей? Тот, кто старается всеми силами уподобиться в святости, благости, милости к ближнему, подобно Богу Отцу, Сыну и Духу Святому, кто старается уподобляться святым в покаянии, молитве, воздержании, терпении, кротости, тихости, послушании, смирении, любви нелицемерной (а мы все склонны к лицеприятию, особенно я, многострастный). На небе — место только святости, любви, единомыслию, единой воле святой и непорочной. «Царство Божие не есть пища и питие, но правда и мир и радость в Духе Святом» (Рим. 14:17).    Господи! Непрестанно согрешаю я пред Тобою и пред людьми отсутствием живой и деятельной любви, самолюбием, сластолюбием, недоброжелательством, завистью, гордостью, лицеприятием, жестокосердием, скупостью, корыстолюбием, нетерпением, ропотом, леностью, маловерием, иногда сомнением, непослушанием, презорством, блудными помыслами и движениями плотскими. «Ветхий человек» живет и царствует еще во мне, и я, непотребный, есмь раб Твой, достойный всякого осуждения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Октября 8-го 1896. Продолжи дни мои, Господи, доколе совершиши мя во оправданиях 121 Твоих и доколе не распределю все временные блага, дарованные Тобою, так, как угодно Тебе, ибо много благ у меня, данных Тобою, особенно книг. Город Царицын, Голубинка, Волжская улица, подворье, монахине Митрофании (бедный монастырь). Строят церковь во имя мученицы Параскевы. [Листок дневника вырван. – Ред.] 28 января 97 года. Феодора Аристарховна Тонская, бедная. 11-я рота, дом 12-й, квартира 47-я. 29 февраля 96. Спросить у [...] книжки Народной академии и отчет Санкт-Петербургской Духовной Академии за 1895 год и ящик несгораемый. Феодора Аристарховна Тонская, 11-я рота, дом 12, кв. 47 (бедная). Московско-Казанская Рязанская железная дорога. Станция Раменская, фельдшерице Фиделиной. 8 апреля 1895. Отправлено ден[ежное] письмо священнику села Топовка, станция Усть-Золиха Саратовской губернии Камышинского уезда, millia rub. 93 на церковно-приходские нужды. Акилина Юницкая. Петербургская сторона, Красносельская улица, дом 9, кв. 10 (от 16 сентября 1895). Феодора Аристарховна Тонская. 11-я рота, дом 12, кв. 47 (бедная семейная вдова). Вировская пустынь, станция Соколов. Седлецкой губернии. Настоятельнице монахине Анне. 23 декабря 1897. Сурскому крестьянину Давиду [...] Чакурову послано сто пятьдесят рублей на избу. 23 декабря. Ольге Федоровне Нестеровой, СПб., Васильевский остров, 12-я линия, дом 23, кв. 87, тридцать рублей. 30 декабря 1897. Послано Архипу Малкину [двести] рублей. Феодоре Ильиной в С.-Петербург, 12-я рота, дом 28, кв. 16, пятьдесят рублей. Священнику Третьего пехотного Нарвского полка Иоанну Протопопову в Смоленск (23 апреля 1898 послано триста рублей. Надо еще). Адрес Кутузова Александра Николаевича. СПб., угол Садовой и Мучного переулка, дом 25, кв. 2. Вдова отставного рядового Девяносто третьего пехотного Иркутского полка Анна Иоанникиевна Ершова с четырьмя малыми детьми. СПб., Екатерининское шоссе, за Нарвской заставой дом 5, кв. 26 августа 1898 послано пятьдесят рублей вдове Варваре Ивановне [...]: СПб., Измайловский полк, 7-я рота, д. 19, кв. 46.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мой спутник, студент, был всем происшедшим крайне удручен: «Простите, ради Бога, что я вас в такую беду втравил… Что вы пережили!» Он попросил дать ему что–нибудь на память, и я отдал ему бывшее у меня в руках Евангелие [  ]. На другое утро я все рассказал митрополиту Антонию. Он выразил мне сердечное сочувствие не только от себя, но и от лица всех бывших тогда в Петербурге архиереев, которых пригласил на завтрак по случаю хиротонии Черногорского епископа Кирилла. Скоро в одной из левых газет появилась статья «Евлогий попался». Оказалось, что враждебная манифестация была организована по распоряжению из Думы. Изошло оно от депутатов социал–демократической фракции, когда они узнали, что я поеду на собрание рабочих. Вскоре после этого события мне пришлось пережить большое горе… Как–то раз вечером у меня были гости: мать София, игуменья Вировского монастыря, и один преподаватель Петербургской семинарии. Мы пили чай. И вдруг мне подают телеграмму: «Отец скончался». Весть о кончине отца меня глубоко потрясла — я его очень любил. Я бросился к митрополиту, сообщил ему горестное известие и с первым поездом выехал на похороны в Епифань. Дорогой мне пришлось остановиться в Туле, дабы у местного архиерея испросить разрешение служить в его епархии. Епископом Тульским был тогда преосвященный Лаврентий, бывший ректор Московской Духовной Академии — типичный питомец Киевской Академии, хороший старичок, любитель благодушной шутки, приятный, мягкий в обхождении. Помню, в то время, когда я у него сидел, к нему пришел ректор местной семинарии о.архимандрит Алексей Симанский [  ]. Он окончил Катковский лицей, был в свое время лицеистом–белоподкладочником и в монашестве — надушенный, в шелковой, шелестящей рясе — не утерял светской элегантности. Епископ Лаврентий слегка над ним подшучивал. «А… отец ректор, — приветствовал он его, — ну, как у вас в семинарии — все ли благополучно?» — «Так точно, все хорошо, функционируем…» — «Вот видите, владыка, раньше у нас учились, а теперь «функционируют», — тонко подчеркнув неуместность иностранного слова, обратился ко мне преосвященный Лаврентий. Я приехал в Епифань 20 марта. От станции до города верст десять. Ехать пришлось в самую распутицу. Огромные лужи, ухабы… Сани водой заливает… В Епифани я на минуту заехал в церковь и направился домой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Архиепископ Иероним послал меня на похороны. Мать Анну сестры обожали. Горе их было неописуемо. Когда я подъехал к обители, со стороны храма до меня донесся гул рыданий. Я вошел в храм, сестры увидели меня — и плач усилился. Я хотел сказать слово утешения, стал на амвоне — не мог вымолвить ни слова: заплакал… Три дня длилось сплошное моление: парастасы сменялись панихидами. В последний день я взял себя в руки и сказал проповедь. На похоронах сестры обезумели — поскакали в могилу: «Закапывайте и нас!..» Полицейские их вытащили. Преемницей почившей игуменьи сестры избрали ее приятельницу, старушку мать Софию (в миру княгиня Шаховская, рожденная Озерова), около полугода прожившую при монастыре. 17 сентября я ее постриг под именем Софии. Она была в родстве с духовным публицистом Нилусом, автором «Сионских протоколов». Он связал свою жизнь с женщиной, от которой имел сына, появился на горизонте семьи Озеровых и посватался к сестре матушки Софии — Елене Александровне. После женитьбы обратился ко мне с ходатайством о рукоположении в священники. Я отказал. Нилус уехал с молодой женой в Оптину Пустынь, сюда же прибыла его сожительница — образовался «ménage la frots». Странное содружество поселилось в домике, за оградой скита, втроем посещая церковь и бывая у старцев. Потом произошла какая–то темная история — и они Оптину покинули. Настоятельницу мать Софию [  ] сменила благочестивая мать Сусанна (в миру Мельникова, дочь известного оперного певца). Мистически настроенная, страннолюбивая, она сделала обитель прибежищем странников и захожих «старцев», из которых некоторые оказались проходимцами. Она их гостеприимно угощала, чем могла одаривала, в морозы отпаивала коньяком. Одного из них велела своей келейнице вымыть в ванне. Келейница — в слезы: не могу! не могу! Мать Сусанна пригрозила: выгоню тебя! Дело дошло до меня. Я взял келейницу под свою защиту и потребовал, чтобы странник в обители больше не появлялся. Повадился в монастырь еще и некий босой странник. Круглый год он ходил босиком. В Крещение, во время водосвятия стоял босой на льду; под его ступнями лед подтаивал: сестры, обожавшие его, эту воду пили… Мать Сусанна его очень почитала. Он пользовался широкой популярностью и за пределами Вировского монастыря. Признаюсь, я к нему расположился, когда он обещал на постройку храма достать денег у своих благодетелей. Как–то раз он влез в мой салон–вагон; смотрю, на каждой станции он высовывается из окошка. Потом я понял, в чем было дело. Евреи–подрядчики, прослышав о предполагаемой постройке и увидав его в моем вагоне, смекнули, что могут извлечь из него пользу, и открыли ему кредит. Обходил «босой» с подписным листом и своих благодетелей. Набрал много денег — и скрылся. В Смоленске его арестовали. Кончилось печально: старую церковь сломали, а новой построить не удалось. Я потребовал от матери Сусанны, чтобы пригревание странников в монастыре кончилось. Вскоре ее перевели в Кострому. Сейчас она доживает свой век в Гродне [  ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Исцеление игуменьи Сусанны «Считаю долгом написать вам, что по молитвам дорогого батюшки, отца Иоанна Кронштадтского , Господь дал мне избежать тяжкой операции, ибо вследствие простуды у меня в груди сделалось воспаление желез, что ведет всегда к нарыву. Воспаление было сильное, и я прибегла к заступничеству батюшки, имея у себя масло из гробовой его лампадочки, которым сестра и натирала мне грудь, а затем прикладывала компрессы из Крещенской воды В течение двух недель все, милостию Божиею, разошлось». 23-го Июня 1911г.Игуменья Сусанна. Вировская пустынь. (Написано на основании подлинного письма, которое хранится в монастыре). Читать далее Источник: Чудотворная сила молитв батюшки о. Иоанна/Изд. С.-Петерб. Иоанн. жен. монастыря. - СПб. : Тип. Александро-Нев. о-ва трезвости, 1914. - 40 с. (Вып. 3). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009