Казанская община, при дер. Семереньках, Ахтырского y., учрежденная в 1904 г. Херсонская епархия Мужские: Е. Григориев-Бизюков , 2 кл., на бер. Днепра, в 90 в. от г. Херсона, в 20 в. от зашт. г. Берислава. Основан в 1783 г. По своему местоположению мои. имеет восхитительный вид. Немало интереса представляет он и в археологическом отношении: одна из его церквей построена запорожцами по очень оригинальному плану, с тремя куполами в одной прямой линии; здесь же сохраняются: два очень ценных по своей древности серебряных креста, осыпанных драгоценными каменьями, Евангелие 1657 г., грамота императриц Анны и Елизаветы и проч. При мон. школа и больница. В. Успенский , 2 кл., общ., в 12 в. от Одессы, на Большом Фонтане. Основан в 1824 г. При нем странноприимница. Женские: Архистратиго-Михайловский , 3 кл., общ., в Одессе. Основан в 1841 г. При нем дом призрения и воспитания сирот-девочек духовного звания. Благовещенский , 3 кл., общ., в 12 в. от г. Херсона. Основан в 1883 г. из существовавшей с 1866 г. женской общины. Иоанно-Предтеченский , общ., в 30 в. от уез. г. Александрии, близ с. Чечелевки. Учрежден в 1904 г. из женской общины, основанной в 1899 г. на месте Предтеченского скита, который был устроен в 1874 г. и приписан к Благовещенскому мон. При мон. школа для девочек с содержанием их на его средства. Холмская епархия Мужской: Яблочинский Свято-Онуфриевский , 1 кл., на острове р. Буга, в 2 в. от с. Яблочно, в 40 в. от г. Белы, Седлецкой губ. Основан в XVI в. Здесь находится древняя чудотворная икона пр. Онуфрия Великого. В XVII и XVIII в. мон. был верным хранителем православия и обличителем унии. При мон. причетническая школа. Женские: Вировский Всемилостивого Спаса , 1 кл., общ., на бер. р. Буга, при о. Вирове, Седлецкой губ., в 20 в. от уез. г. Соколова. В 1894 г. в память Московского митр. Леонтия здесь было устроено отделение Леснинского мон., которое в 1898 г. обращено было в самостоятельную пуст., а в 1899 г. в мон. 1-го кл. Деятельность обители – преимущественно духовно-просветительная и врачебная среди униатского и инославного населения. На средства мон. воспитывается более 250 детей из окрестных селений. До семилетнего возраста они живут в монастырском приюте, затем переходят в церковную школу в дер. Маложеве, в 2 в. от мон. Кроме того, в окрестных деревнях до 5 монастырских школ. Детей обучают также разным ремеслам, садоводству и огородничеству. При мон. богадельня и больница с приемным покоем. Медицинская помощь оказывается сестрами обители. Ежемесячно пользуются бесплатно советами и лекарствами от мон. до 2000 больных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Венок на могилу матери Анны, игумении Вировской пустыни...//Вировская Спаса Всемилостивого женская обитель (Седлецкой губ., Соколовского уезда)/Сост. Н.Л. Мизецкий. Варшава: Тип. Окружного Штаба, 1908. С. 1–36. Высочайшая благодарность//АПВ, 1904, т. VIII, 13, с. 245–246. Высочайшие повеления//ЦВ, 1904, 18–19, с. 177–180. Высочайшие повеления//ЦВ, 1904, 26, с. 287–288. Гладик В.П. Кто выкликуе сварне на амер. Руси?//Правда. Газета для русского народа в Сполученых Державах и Канаде и орган «Общества Русских Братств». – 1903. – 31 июля (13 августа). Глинский H.H. Новый православный в г. Радоме собор и торжественное его освящение//Холмско-Варшавский епархиальный вестник, 1902, 6, с. 64–67. Голубое А. Амфилохий//Православная энциклопедия. Т. II. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2001. С. 197–198. Городская хроника//Псковский городской листок. Литературная и политическо-общественная газета. – 1903. – 22 июня. Городская хроника//Псковский городской листок. Литературная и политическо-общественная газета. – 1903. – 25 июня. Городская хроника//Псковский городской листок. Литературная и политическо-общественная газета. – 1903. – 26 ноября. Двадцатипятилетие служения Статс Секретаря К.П. Победоносцева в должности Обер Прокурора Святейшего Синода//АПВ, 1905, т. IX, 11, с. 204. «Епископ» Серафим еде до краю//Правда. Газета для русского народа в Сполученых Державах и Канаде и орган «Общества Русских Братств». – 1903. – 11 (24) декабря. Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1900–1901 учебный год (в извлечении)... СПб.: Тип. А.П. Лопухина , 1901. Из нашой жизни//Свет. Часопись для православных руссинов в Соединённых Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А. – 1902. – 24 октября (6 ноября). Из переписки Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, с Генеральным Агентом по народному образованию в Аляске//АПВ, 1900, т. IV, 4, с. 81–85. Иннокентий (Пустынский). Открытие Семинарии в Ситке//АПВ, 1906, т. X, 20, с. 391–395.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Из Холма собираюсь, если позволите, денька на два завернуть в Киев. Боюсь только, не потребовали бы к заседанию Синодскому в пятницу 12 Сент.: Пр. Маркелл болен серьёзно (ноги у него плохи). Дело о перемещениях Михаила Ковенского и Сергия Омского держится пока ещё в секрете и затормозилось тем, что Литовский Архиепископ желал бы видеть своим помощником Синодального ризничего о. Палладия 267 , а ныне Архиепископ требует и нуждается в поддержке, так как обстоятельства там тяжёлые: светская власть ополчилась на дух. Сегодня мы праздновали в Лавре. Литургию служили Экзарх, я и Сергий 268 ; крестный ход по обычаю с викариями. Народу было много, но торжеству мешал дождь. Гостей было немного и не из крупных. Красовался Влад. Карл. Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением и преданностью есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 30 Авг 1903 Спб, Благовещ. подворье. РГИА. ф. 796. оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 107–108. 150 Телеграмма по случаю кончины игумений Анны (Потто) Господь да упокоит Свою труженицу 269 и да утешит осиротелую обитель. Мизецкий Н.Л. Игумения Вировского монастыря, Анна//Холмско-Варшавский епархиальный вестник, 1903, 38, с. 472. Венок на могилу матери Анны, игумений Вировскои пустыни...//Вировская Спаса Всемилостивого женская обитель (Седлецкой губ., Соколовского уезда)/Сост. Н.Л. Мизецкий. Варшава: Тип. Окружного Штаба, 1908. С. 31. Письмо Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 24 Сентября 1903 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! По делу о Свящ. Порф. Левицком прилагаю справку Об. Секретаря Рункевича 270 . После отъезда из Томска Ректора Семин. Архим. Иннокентия 271 , назначенного в Псковский Мирожский мон., в Семинарии произошёл бунт, и Пр. Макарий 272 распорядился закрыть Семинарию. Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 24 Сент 1903 Спб. РГИА, ф. 796, он. 205, годы 1888–1915, д. 752. л. 109. Письмо Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 29 Октября 1903 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

20       августа 1912 г. в Царском Селе был освящен собор во имя Феодоровской иконы Божией Матери, о котором говорилось выше. В 1910 г. под председательством князя А.А. Ширинского-Шихматова был образован Комитет по реставрации Московского Успенского собора, успешно работавший. В 1909 г. произошел большой пожар в Павло-Обнорской обители, во время которого расплавился медный крест – благословение преподобного Сергия преподобному Павлу. В 1912 г. Царь и Царица соорудили благолепную раку к св. мощам преподобного Павла Обнорского. Государь пожертвовал 6000 рублей на приобретение земли для Спасо-Всемилостивого Вировского женского монастыря в селении Вирове Седлецкой губернии, на берегу Западного Буга. По повелению Государя в Мукдене на кладбище выстроен был храм-памятник для увековечения воинов, погибших в войне с Японией в 1904–1905 гг. Храм построен по проекту Великого Князя Петра Николаевича и представляет своим видом шлем богатыря. В Санкт-Петербурге сооружены были величественные храмы в память трехсотлетия Дома Романовых и новый морской собор, связанный с японской войной. Закончены были строением Владимирский собор в Киеве, Воскресенский «храм на крови» (в Санкт-Петербурге на месте убиения 1 марта 1881 г. Императора Александра II) и Александро-Невский в Варшаве. Россия при Императоре Николае Александровиче продолжала украшаться обителями и церквами. В 1912 г. церквей было 53546 (в 1894 г. их было 46000), монастырей мужских – 529, женских – 456, всего – 985 (в 1894 – 774), часовен и молитвенных домов – 22850. Государь, как и любимый им отец, очень ревновал о развитии церковно-приходских школ, против которых потом вела кампанию Государственная Дума. К 1913 г. начальных церковно-приходских школ было 37641. В 1912 г. в этих школах обучалось 1988367 детей. Весьма заботился Государь о положении духовенства. 3 июля 1902 г. им был утвержден устав о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам. «Убежден, – начертал Государь при утверждении устава, – что епархиальное духовенство с углубленным рвением будет нести свое пастырское служение в истинно христианском духе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Мария, Серафима, Наталья Бондарева, С.П.Б., Васильевский остров, 18 линия, дом 7, кв. 20. Игуменья Вировская Сусанна. Посылать. Икры паюсной поел я с чиновником Преображенским, вина красного попил, и меня закрепило, и железа моя чрезвычайно меня мучила весь вечер и всю ночь. И октября 1908. Господи! Согрешил я пред Тобою, вторично причастившись дома (после церковной службы) тремя частицами, оставшимися после причастниц в дому моем. – Спав после обедни дома, я видел крайне неприятный сон, от диавола мне представленный, касательно матери моей, давно покойной, будто она живая приехала ко мне в ненормальном виде. Господи, помилуй мать мою, Феодору. Будто какой-то крестьянин дорогой обидел ее. На некоторые слова Спасителя надо обращать особенное внимание, например на слова: если с зеленеющим деревом [...] так поступают, то что будет с сухим? [ Лк.23:31 ]. А эти сухие дерева – мы грешные. Или: когда Я вознесен буду от земли (на Крест), всех привлеку к Себе... если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (колос) [ Ин.12:32,24 ]. Оправдися премудрость от чад своих всех (праведных людей) [ Лк.7:35 ]. 12 октября. Ночь на воскресенье. Кто достоин Небесного Царствия из людей? Тот, кто старается всеми силами уподобиться в святости, благости, милости к падшему, подобно Богу Отцу, Сыну и Духу Святому, кто старается уподобляться святым в покаянии, молитве, воздержании, терпении, кротости, тихости, послушании, смирении, любви нелицемерной, а мы все склонны к лицеприятию, особенно я, многострастный. На небе – место только святости, любви, единомыслию, единой воле, святой и непорочной. Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе [ Рим.14:17 ]. Господи! Непрестанно согрешаю я пред Тобою и пред людьми отсутствием живой и деятельной любви, самолюбием, сластолюбием, недоброжелательством, завистью, гордостью, лицеприятием, жестокосердием, скупостью, корыстолюбием, нетерпением, ропотом, леностью, маловерием, иногда сомнением, непослушанием, презорством, блудными помыслами и движениями плотскими. Ветхий человек живет и царствует еще во мне, и я, непотребный, есмь раб Твой, достойный всякого осуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мария Серафима. Наталья Бондарева. С.П.Б., Васильевский Остров, 18 линия, дом N 7/кв. 20. Игуменья Вировская Сусанна. Посылать. Икры паюсной поел я с чиновником Преображенским, вина красного попил, — и меня закрепило, и железа моя чрезвычайно меня мучала весь вечер и всю ночь. 11 Октября 1908. Гди! Согрешил я пред Тобою, вторично причастившись дома (после церковной службы) тремя частицами, оставшимися после причастниц в дому моем. — Спавши после обедни дома, я видел крайне неприятный сон, от диавола мне представленный, касательно матери моей, давно покойной, — будто она живая приехала ко мне в ненормальном виде. Гди, помилуй мать мою, Феодору. Будто какой-то крестьянин дорогой обидел ее. – На некоторые слова Спасителя надо обращать особое внимание: напр., на слова: если с зеленеющим деревом (Христом) так поступают, то что будет с сухим? А эти сухие дерева мы — грешные. Или: если Я буду вознесен от земли (на Крест), то всех привлеку к Себе (Ин. 12, 32). Если зерно Пшеничное, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24) (колос). Оправдися премудрость от чад своих всех (праведных людей). 12 Октября. Ночь на воскресенье. Кто достоин Небесного Царствия из людей? Тот, кто старается всеми силами уподобиться в святости, благости, милости к падшему, подобно Богу Отцу, Сыну и Духу Святому, кто старается уподобляться святым в покаянии, молитве, воздержании, терпении, кротости, тихости, послушании, смирении, любви нелицемерной, а мы все склонны к лицеприятию, особенно я многострастный. На небе — место только святости, любви, единомыслию, единой воле святой и непорочной. Царство Божие не есть пища и питие, но правда и мир, и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17). Гди! Непрестанно согрешаю я пред Тобою и пред людьми отсутствием живой и деятельной любви, самолюбием, сластолюбием, недоброжелательством, завистью, гордостью, лицеприятием, жестокосердием, скупостью, корыстолюбием, нетерпением, ропотом, леностью, маловерием, иногда сомнением, непослушанием, презорством, блудными помыслами и движениями плотскими. Ветхий человек живет и царствует еще во мне, и я, непотребный, есмь раб Твой, достойный всякого осуждения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2341...

Когда затем мы проезжали деревню Виров, мы наблюдали обычай Вировских игумений – проезжая деревней, раздавать детям гостинцы... Чекановским имением, которое находится на пути от Вирова к Соколову, заведует управляющая, бывшая помещица, опытная хозяйка. Мы осмотрели сад, птичий и скотный дворы и пруды, в которых разводится рыба... Слышали пение учениц, видели их разнообразные работы... За вечерней трапезой, в квартире любезной управляющей, мы продолжали „вировскую“ беседу. Поздним вечером мы простились с М. Софией. Была темь осенней ночи, усиленная пасмурной погодой. Но удобный монастырский экипаж делал не страшным это ночное путешествие. Глубокие чувства благоговения к подвигам Вировских тружениц и сердечной благодарности за гостеприимство Вировских игумений переполняли наши сердца. М. Тареев Ельчанинов А.В. Мистицизм М.М. Сперанского [Предисл. П.А. Флоренского]//Богословский вестник 1906. Т. 1. С. 90–123 (2-я пагин.). (Начало.) —90— Предисловие Вероятно всякому, кто сколько-нибудь вникал в мистические системы, бросалась в глаза утомительная однообразность этих систем. И многих, думается, поражал при этом странный факт – противоречие между кажущейся фантастичностью концепции и бедностью творческой фантазии у её создателя. Там, где, по-видимому, все основано на затейливой мечте, где все зыблется, где все взметается вихрями туманных слов, – там, одним словом, где царит произвол случайных ассоциаций и субъективность переутонченного настроения, – там, именно, нежданно обнаруживается какая-то вековечная устойчивость. И странное дело – одни и те же выражения, одни и те же символы, кажущиеся сперва условными арабесками нездорового духа, открываются даже рассеянно-скользящим взглядом у мистиков, отделенных тысячелетиями времени и многими тысячами километров расстояния. Патангали оказывается в сообществе с m-me Guyon, Валентин – с Парацельзом, Бёмом или Сен-Мартенем, Гафиз со Св. Терезой и афонскими гезихастами, Лао-Дзы с Толстым, Ориген с Соловьевым и Сперанским и т. д. Покажется, ровно бы мистики великие и малые, во фраках и ходящие нагишом имеют тесную сплоченность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Даже в заграничной командировке, посещая виднейшие институты и лаборатории Америки, он продолжает размышлять о неожиданно расширившихся благодаря идеям Лысенко горизонтах генетики и селекции. «Сам думаю подучиться яровизации», — пишет он летом 1932 года из США. Известность агронома из Одессы нарастает как снежный ком. Но он все еще скромен: день и ночь его видят на полях, у своих делянок. Он не боится признаться, что ему не хватает знаний в той области, которую он разрабатывает. Одарен. Это видят все, кто с ним сталкивается. И в первую очередь Вавилов. Николай Иванович даже любит время от времени уколоть вировских физиологов и генетиков удачами одессита. Вот где энергия, вот у кого инициатива! Весной 1932 года, собираясь на VI Международный генетический конгресс в США, президент ВАСХНИЛ составил список советской делегации. Рядом с докторами и профессорами генетики он поместил имя агронома Лысенко. Не ограничившись этим, Николай Иванович отправил личное письмо Трофиму Денисовичу с приглашением поехать в Америку, «где будет для генетика много интересного». На конгресс одесский специалист не поехал. Однако в своей речи, посвященной успехам отечественной биологии, Вавилов счел нужным сообщить ученым мира: «Замечательное открытие, сделанное Т. Д. Лысенко из Одессы, открывает новые огромные возможности для растениеводов и генетиков, работающих над индивидуальными вариантами… Сущность этих методов, которые специфичны для различных растений и различных групповых вариантов, состоит в воздействии на семена отдельных комбинаций темноты, температуры, влажности. Это открытие дает нам возможность использовать в нашем климате для выращивания и для работы по генетике тропические и субтропические растения… Это создает возможность расширить масштабы выращивания сельскохозяйственных культур до небывалого размаха…» Однако, доверяя Лысенко как своему коллеге, Николай Иванович с конца 1931 года предложил всем опытным станциям ВИР, где проводились так называемые географические посевы, испытать эффективность яровизации.

http://azbyka.ru/fiction/delo-akademika-...

—71— жет внести только женщина. Кому неизвестно громадное влияние женщины в семье? Женщина может внести в семью тот дух, который ей самой внушен, и делает она это всегда с тою долею фанатизма и упорства, на которое способна только женщина, Стало быть воспитание девочки, воспитание будущих жен и матерей – есть первое условие и единственно-верное средство для достижения наших целей. Мы говорим воспитание и подчеркиваем это слово, так как простое обучение грамота еще слишком недостаточно для воздействия на семью. Тут нужна выработка в известном направлении, закалка духа. Эту выработку дает религиозно-нравственное воспитание в хорошей церковно-приходской школе под воздействием Церкви“. Такова обстановка, в которой действуют наши знаменитые северо-западные монастыри нового типа – Вировский и Леснинский. Я ехал не с тем, чтобы видеть миссионерские плоды деятельности этих монастырей, – я интересуюсь исключительно их нравственными, евангельскими задачами, – и меня радует, что почтенный пастырь-публицист ставить наше северо-западное дело на нравственную почву. Но уж если зашла речь о церковной обстановке, которая придает особый оттенок нравственной деятельности их, то считаю нужным отметить те изменения, которые произведены в этой обстановке недавним манифестом о свободе совести. Многие решали этот вопрос, с теоретической точки зрения, радикально и без ограничений. Но трудно было предвидеть, к каким последствиям привела свобода совести на северо-западной окраине. Православие быстро оказалось гонимым и совершенно беззащитным. Национальное католичество Польши отпраздновало свободу совести необычайно торжественно. Местность, по которой мы въехали, изобиловала, кроме старинных крестов, свежими триумфальными воротами из зелени. Это следы объезда местности католическим епископом при новых условиях. Его сопровождали огромные толпы ликующего народа, его окружала конница из нескольких сотен всадников в национальных костюмах. Уже одна эта пышность угнетала православных. Но этого мало. Всюду раздавались победные клики католичества: „пришел конец русской схизме. Сам

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стало быть, воспитание девочки, воспитание будущих жен и матерей – есть первое условие и единственно-верное средство для достижения наших целей. Мы говорим воспитание и подчеркиваем это слово, так как простое обучение грамоте еще слишком недостаточно для воздействия на семью. Тут нужна выработка в известном направлении, закалка духа. Эту выработку дает религиозно-нравственное воспитание в хорошей церковно-приходской школе под воздействием Церкви». Такова обстановка, в которой действуют наши знаменитые северо-западные монастыри нового типа – Вировский и Леснинский. Я ехал не с тем, чтобы видеть миссионерские плоды деятельности этих монастырей, – я интересуюсь исключительно их нравственными, евангельскими задачами, – и меня радует, что почтенный пастырь-публицист ставит наше северо-западное дело на нравственную почву. Но уж если зашла речь о церковной обстановке, которая придает особый оттенок нравственной деятельности их, то считаю нужным отметить те изменения, которые произведены в этой обстановке недавним манифестом о свободе совести. Многие решали этот вопрос, с теоретической точки зрения, радикально и без ограничений. Но трудно было предвидеть, к каким последствиям привела свобода совести на северо-западной окраине. Православие быстро оказалось гонимым и совершенно беззащитным. Национальное католичество Польши отпраздновало свободу совести необычайно торжественно. Местность, по которой мы ехали, изобиловала, кроме старинных крестов, свежими триумфальными воротами из зелени. Это следы объезда местности католическим епископом при новых условиях. Его сопровождали огромные толпы ликующего народа, его окружала конница из нескольких сотен всадников в национальных костюмах. Уже одна эта пышность угнетала православных. Но этого мало. Всюду раздавались победные клики католичества: «пришел конец русской схизме. Сам царь принял польскую веру. Спешите, говорили католики православным, принять католичество, – иначе вы скоро останетесь без крещения и венчания». Целые приходы обращенных прежде в православие политическими средствами обявляли себя теперь католиками. Исконно-православным ставились всякие затруднения в удовлетворении религиозным потребностям. Раздался плач православных... Конечно, эти победные клики католичества, его наступление – не подавляли бы православия, если бы православные оказались более подготовленными к новым порядкам. Но новые порядки явились неожиданно; православный народ к ним не был подготовлен. Накануне манифеста у нас не позволялось писать о свободе совести. В момент радостного по существу манифеста сказались горькие плоды византийского строя церковной жизни. И вот, независимо от того, как решается вопрос о свободе совести с теоретической точки зрения, практически отношение православия к католичеству в северо-западном крае поставило перед поборниками евангельского мира высокую задачу – укрепить, утешить, ободрить гонимых, умиротворить враждующих...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009