Мое епископство внесло какую–то стеснительность, не было между нами былой простоты, близости, непосредственности. Бытовая сторона архиерейского сана создавала отчужденность. Обстановка, в которой я жил, атмосфера торжественности, некоторого величия и почестей, которая меня окружала, внешние формы моей жизни… отца восхищали — он сиял! Но неестественность наших отношений дала себя остро почувствовать в первое же воскресенье, когда он пожелал сослужить и мне пришлось давать отцу целовать руку… В конце августа пришла скорбная весть: скончалась мать Анна, игуменья Вировского монастыря… Болела она давно (у нее был туберкулез). Аскетические и молитвенные подвиги надломили ее здоровье. Она жила в темной, в одно оконце, холодной келье, над погребом, и никакие уговоры и просьбы сестер не могли ее заставить перебраться в другое помещение. Сильная духом и характером, она была среди сестер первой подвижницей, первой труженицей. В монастыре бывали и тяжкие дни. Случалось, топить было нечем, тогда сестры отправлялись ломать ветки с придорожных тополей; иногда приходилось монастырю и голодать, лишь бы не сокращать довольствия в монастырской богадельне, школе или приюте… Мать Анна примером удивительной своей самоотверженности увлекала за собой и сестер. Она была — сама любовь. К себе строга, к другим она относилась снисходительно. Ее любовь всем передавалась — ее любили ответно. Войдет, бывало, в приют — дети на ней виснут, со всех сторон ее облепят; проезжает по деревне — бросает ребятишкам конфеты, орехи… Сколько детей «упорствующих», к неудовольствию родителей, влеклись к матушке Анне! Недугом своим она мучилась долго. Архиепископ Иероним настоял на поездке за границу, в Ментону, и дал для этого средства. Но Ментона не помогла. Возвращаясь в родную обитель, она заехала ко мне в Холм. На меня она произвела впечатление уже совсем потусторонней, святой… Она умерла 29 августа (1903г.) 37 лет. Смерти она не боялась, подготовилась к ней с подобающим вниманием. Скончалась в присутствии сестер, сидя на своем убогом, жестком ложе, с крестом в руках; и до последней минуты молилась, не спуская глаз с образа Божией Матери…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Прошел год, а нищета в Вирове была неописанная. Получил о. протоиерей от Архиепископа Флавиана письмо прибыть к нему по делу о печальном состоянии Вировского отделения Леснинского монастыря, так как оное не имеет средств к существованию. Это отделение Леснинского монастыря тогда существовало только церковной землею в Чеканове. Уже поехал он с м. Анной в Варшаву. Но как раз в этот день на имя м. Анны прислал первое свое письмо с деньгами о. Иоанн Кронштадтский . Радости м. Анны конца не было. И Владыка согласился продлить существование Вирова. Высокоподвижническая, просветительная и благотворительная деятельность матери Анны в Вирове стала известной в Варшаве, Москве и Петербурге. Отовсюду ей стали присылать помощь. Особенно стал благоволить к ней о. Иоанн Кронштадтский , который даже посетил обитель Анны. В Варшаве к ней очень благоволил князь Имеретинский и супруга его Анна Александровна... Архиепископ Флавиан часто благотворил обители и был внимателен к нуждам её настоятельницы. Любил ее, едва-ли не больше всех, Высокопреосвящённый Иероним и много ей лично и обители помогал. Отеческую любовь свою к ней он особенно выразил в речи при возведении её в сан игуменьи 1 авг. 1899 года, вручая ей игуменский жезл. Тогда же и Виров возведен был в первоклассный монастырь. Слава о Вировской обители и о её настоятельнице дошла и до Государя. 23 мая 1898 года на докладе синодального обер-прокурора он написал: «Благотворная деятельность Вировской общины имеет важное значение для всего населения в крае. Приобретение земли настоятельно необходимо. Нужную для этого сумму 6000 рублей жертвую от себя». Через два месяца после этого, 21 июля, м. Анна имела счастье представляться Государю Императору и Государыне Императрице. 9 октября 1901 года в Спале второй раз представлялась она Их Величествам и там удостоилась продолжительной беседы о состоянии своей обители. Государь не только исполнил все просьбы м. Анны, но потом к празднику Рождества Христова и сверх просьбы осчастливил присылкой обители 1000 руб. Пред своею смертью м. Анна была утешена известием, что Государь Император повелел выдавать из Государственного казначейства на нужды Вировской обители ежегодно по 23 тысячи 500 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

«Куда Бог укажет»... В это время архиеп. Леонтий выработал идею просветительно-благотворительного монастыря в целях миссионерского воздействия на униатов и упорствующих, –местом для монастыря была намечена Лесна. Архиеп. Леонтий искал образованной и энергичной игумении, которая сумела бы облечь его идею в плоть и кровь. «Улей есть, матки нет», говаривал он. Ему указали на Е. Б. Последовало предложение, которое и было принято с восторгом. Лесна обладает святынею – иконой Божией Матери. По преданию 1 , эта икона – явленная. Она обретена пастухами лет 200 тому назад, именно в 1683 году 14 сентября, на грушевом дереве. Икона была поставлена в Буковичской православной церкви. Но вскоре, уже в 1686 году, поляки «обманом и насилием» отняли икону у православных и на месте явления иконы, в Лесне, основали в начале XVIII века монастырь паулинов, надолго ставший центром латинской пропаганды. В 1863 году паулины за участие в мятеже были удалены из монастыря, а в 1875 году леснинский костел был передан православному ведомству. В 1884 году разрешено было учредить в Лесне, согласно мысли архиеп. Леонтия, православную Свято-Богородицкую женскую общину. 20 октября 1885 г. прибыла в Лесну Е. Б. Ефимовская с пятью сестрами и двумя девочками. Сначала была основана только община, которой управляла Е. Б., еще не связанная иноческими обетами. Община преобразована в общежительный монастырь 26-го августа 1889 года. По характеру своей деятельности и общему строю Леснинский монастырь то же, что Вировский. Лесна, как и Виров, несет местному неселению духовное просвещение и медицинскую помощь. Лесна воспитывает 356 детей – из них 245 учениц девятилетней церковно-учительской школы, 23 ученицы ремесленной школы и 21 – сельскохозяйственной, 67 малолеток, среди которых 19 «ползунков». Леснинская школа – целая система последовательных школ: школа грамоты с 3 летним курсом, двухклассная с пятью отделениями, второклассная трехлетняя и церковно-учительская тоже трехлетняя. Три года школы грамоты соответствуют первым трем годам двухклассной школы; пройдя эти три класса, одни ученицы продолжают в двух старших отделениях двухклассной школы, а другие – лучшие поступают во второклассную школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Мы посмотрели на последнюю исписанную страницу записной тетради: «1900 г. 26 марта. Воскресенье. 145 Influenza Дарья Немая 3 отд. 232 Tubercul. агт. cub. Грисюкова. 228 Sarcoma mam. Ерохина.» Это был последний день деятельности покойной Великой Княгини. 26 марта она слегла в постель и уже не поднималась до смерти, последовавшей 13 апреля. Богослужение страстных дней и Светлой Пасхи она уже выслушивала, лежа в своей келии. Плащаница вокруг церкви обносилась через келию Великой Княгини и, для лобзания, была поднята на её голову. Лежа, Её Высочество смотрела на огни пасхальной иллюминации, устроенной под непосредственным руководством Великого Князя Николая Николаевича. Святую Пасху Покойная встретила в кругу своих Августейших родственников. Скончалась она на 2-й день Пасхи. II. Вировская обитель Вировский монастырь находится в Седлецкой губернии, Соколовском уезде. От станции ж. д. Соколов до Вирова что-то около 25 верст. Наш поезд прибыл в Соколов часов в 9 утра 17 сентября. Этот день в Вирове праздник. У вокзала я с своим спутником сел на одноконку. Скверные мостовые уездного города сменились, едва мы выехали из него, великолепным казенным шоссе. Мы вдруг поняли, почему наш возница обещал нам с уверенностью, что мы еще застанем в Вирове праздничную службу. Лошадка бежала быстрой рысью... Был чудный солнечный день, в блеске которого расстилались поля Северо-западного края. Хотелось не говорить, а думать и думать. На фоне действительности в воображении развертывались картины далекого и недалекого прошлого. «Это фольварк пана такого-то», говорил нам время от времени наш возница. Всюду возвышались громадные кресты с латинскими распятиями. И эти черточки придавали пейзажу своеобразный характер, будили воспоминания о своеобразной истории, заставляли думать о грядущем и «наших» задачах. Мы ехали по полям католиков и калакут (упорствующих униатов). Невольно думалось на темы, затронутая священником-публицистом И. Фуделем в известной трилогии «Наше дело в Северо-западном крае»: «Обитель расположена в местности, заселенной сплошь упорствующими, которые в своей ненависти ко всему православному поддерживаются тайной иезуитской пропагандой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

А кто хочет вещественных памятников его благотворной деятельности, пусть посмотрит на новую Вольскую церковь , которая служит украшением всей окружающей местности и которая под алтарем своим скрывает дорогой нам прах его; пусть обратится в Св. Троицкое Братство, которому Владыка Иероним пожертвовал 40.000 руб. на приют – школу для девочек-сирот; пусть спросит бедные сначала и теперь обители Вировскую и Радечницкую, сколько почивший архипастырь передавал в разное время на их нужды тайно; пусть вызовет тех разного звания людей, которые также втайне получали от него щедрые пособия во всякое время и на пропитание, и на одежду, и на уплату за квартиру, за обучение и содержание детей в учебных заведениях, и на прочие нужды. Количество таких облагодетельствованных по некоторым признакам чрезвычайно велико. Для характеристики его щедрости припомним как-то слышанное нами случайно его замечание: «если у меня сегодня в шкатулке нет 500 руб., я беден и ничего не могу сделать». Это был архипастырь по преимуществу милостивец. Как святитель, как строитель тайн Божиих, Высокопреосвященный Иероним явил нам архиерейское служение во всей его священнолепной красоте. В его священнослужении все было прекрасно и изящно: его великолепные облачения, панагии, митры, посохи, дикирии, рипиды, – все это его собственное; все его движения были плавны, мягки, неспешны; его голос в высшей степени приятный, мелодичный, задушевный. На первых порах даже свет ские люди, обыкновенно редко бывающие в церкви, нарочно ходили к архиерейским службам из простого любопытства. Особенно нравилось оригинальное, ему только свойственное, произнесение им слов: «призри с небесе, Боже, и виждь и посети виноград сей» и вслед за тем тихое, но повсюду слышное, пение им же, в тон мальчикам- исполатчикам, при осенении на все стороны: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Он обратил большое внимание на пение архиерейского хора. При нем послышались вновь превосходные умилительные напевы эктений, херувимской, «Достойно есть» и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Ныне радуюсь за тебя». Сколько добра полилось от нашего Владыки на всю Холмско-Варшавскую епархию, на ее монастыри, церкви, братства, особенно на Св.-Троицкое Варшавское, которому так недавно он дал 40,000 р. на детей, на попечительства, школы, приюты, на вдов, сирот и подкидышей! Кратко упомяну только о том, что поступило через меня. На Вировскую обитель Владыка пожертвовал несколько тысяч. Игумению Анну на свои средства посылал лечиться в Италию. На Седлецкую церковь -школу дал 2,300 р. и в каждую церковь прислал или деньги, или ризы, иконы. Благодаря ему Холмское женское училище имеет двенадцать стипендий для девиц духовного звания. Говорить ли о многочисленных архипастырских посланиях усопшего Владыки, в которых он сердцем своим обнимал каждого пастыря, каждого от унии воссоединившегося и каждого упорствующего! И последним его делом перед смертию было архипастырское послание к нам пастырям по случаю переживаемых событий. Вся жизнь Владыки была одно только добро, одна любовь ко всем. За то и кончину ему Господь Дал тихую, безболезненную. Чистая душа его спокойно погрузилась в чистую реку воды жизни, текущую к Богу. Благодарим Тебя, Господи, что в лице почившего архипастыря мы имели от Тебя Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших. Дорогой наставник мой, благодетель и отец! Вот я, как самарянин, един от десяти прокаженных, видя, яко исцелев, падаю ниц у гроба твоего и гласом велиим славу Богу и тебе благодарение приношу. Всю жизнь свою я старался исполнять твои живые уроки, творить такожде, яко же и ты творил. Теперь, по смерти твоей, за упокой души твоей буду стараться алчущего напитать, жаждущего напоить, странника ввести в дом, нагого одеть, больного и в темнице посетить. Ты же не оставь меня и оттуда своею любовию. Господи, Иисусе Христе! Молитвами святителя Иеронима, даруй всем нам то, о чем он непрестанно Тебя молил: мир, тишину, здравие и во всем благопоспешество. Аминь. Речь при отпевании Высокопреосвященного Иеронима, произнесенная Преосвященным Евлогием, епископом Холмским и Люблинским «Отец мой, отец мой!» восклицал некогда в глубокой горести древний пророк, когда увидел удалявшегося от него любимого наставника – и растерзал ризы свои ( 4Цар.2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

На другое утро я все рассказал митрополиту Антонию. Он выразил мне сердечное сочувствие не только от себя, но и от лица всех бывших тогда в Петербурге архиереев, которых пригласил на завтрак по случаю хиротонии Черногорского епископа Кирилла. Скоро в одной из левых газет появилась статья " Евлогий попался " . Оказалось, что враждебная манифестация была организована по распоряжению из Думы. Изошло оно от депутатов социал-демократической фракции, когда они узнали, что я поеду на собрание рабочих. Вскоре после этого события мне пришлось пережить большое горе… Как-то раз вечером у меня были гости: мать София, игуменья Вировского монастыря, и один преподаватель Петербургской семинарии. Мы пили чай. И вдруг мне подают телеграмму: " Отец скончался " . Весть о кончине отца меня глубоко потрясла — я его очень любил. Я бросился к митрополиту, сообщил ему горестное известие и с первым поездом выехал на похороны в Епифань. Дорогой мне пришлось остановиться в Туле, дабы у местного архиерея испросить разрешение служить в его епархии. Епископом Тульским был тогда преосвященный Лаврентий, бывший ректор Московской Духовной Академии — типичный питомец Киевской Академии, хороший старичок, любитель благодушной шутки, приятный, мягкий в обхождении. Помню, в то время, когда я у него сидел, к нему пришел ректор местной семинарии о. архимандрит Алексей Симанский . Он окончил Катковский лицей, был в свое время лицеистом-белоподкладочником и в монашестве — надушенный, в шелковой, шелестящей рясе — не утерял светской элегантности. Епископ Лаврентий слегка над ним подшучивал. " А… отец ректор, — приветствовал он его, — ну, как у вас в семинарии — все ли благополучно? " — " Так точно, все хорошо, функционируем… " — " Вот видите, владыка, раньше у нас учились, а теперь " функционируют " , — тонко подчеркнув неуместность иностранного слова, обратился ко мне преосвященный Лаврентий. Я приехал в Епифань 20 марта. От станции до города верст десять. Ехать пришлось в самую распутицу. Огромные лужи, ухабы… Сани водой заливает… В Епифани я на минуту заехал в церковь и направился домой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Архиепископ Иероним послал меня на похороны. Мать Анну сестры обожали. Горе их было неописуемо. Когда я подъехал к обители, со стороны храма до меня донесся гул рыданий. Я вошел в храм, сестры увидели меня — и плач усилился. Я хотел сказать слово утешения, стал на амвоне — не мог вымолвить ни слова: заплакал… Три дня длилось сплошное моление: парастасы сменялись панихидами. В последний день я взял себя в руки и сказал проповедь. На похоронах сестры обезумели — поскакали в могилу: " Закапывайте и нас!.. " Полицейские их вытащили. Преемницей почившей игуменьи сестры избрали ее приятельницу, старушку мать Софию (в миру княгиня Шаховская, рожденная Озерова), около полугода прожившую при монастыре. 17 сентября я ее постриг под именем Софии. Она была в родстве с духовным публицистом Нилусом, автором " Сионских протоколов " . Он связал свою жизнь с женщиной, от которой имел сына, появился на горизонте семьи Озеровых и посватался к сестре матушки Софии — Елене Александровне. После женитьбы обратился ко мне с ходатайством о рукоположении в священники. Я отказал. Нилус уехал с молодой женой в Оптину Пустынь, сюда же прибыла его сожительница — образовался " m?nage la frots " . Странное содружество поселилось в домике, за оградой скита, втроем посещая церковь и бывая у старцев. Потом произошла какая-то темная история — и они Оптину покинули. Настоятельницу мать Софию сменила благочестивая мать Сусанна (в миру Мельникова, дочь известного оперного певца). Мистически настроенная, страннолюбивая, она сделала обитель прибежищем странников и захожих " старцев " , из которых некоторые оказались проходимцами. Она их гостеприимно угощала, чем могла одаривала, в морозы отпаивала коньяком. Одного из них велела своей келейнице вымыть в ванне. Келейница — в слезы: не могу! не могу! Мать Сусанна пригрозила: выгоню тебя! Дело дошло до меня. Я взял келейницу под свою защиту и потребовал, чтобы странник в обители больше не появлялся. Повадился в монастырь еще и некий босой странник. Круглый год он ходил босиком. В Крещение, во время водосвятия стоял босой на льду; под его ступнями лед подтаивал: сестры, обожавшие его, эту воду пили… Мать Сусанна его очень почитала. Он пользовался широкой популярностью и за пределами Вировского монастыря. Признаюсь, я к нему расположился, когда он обещал на постройку храма достать денег у своих благодетелей. Как-то раз он влез в мой салон-вагон; смотрю, на каждой станции он высовывается из окошка. Потом я понял, в чем было дело. Евреи-подрядчики, прослышав о предполагаемой постройке и увидав его в моем вагоне, смекнули, что могут извлечь из него пользу, и открыли ему кредит. Обходил " босой " с подписным листом и своих благодетелей. Набрал много денег — и скрылся. В Смоленске его арестовали. Кончилось печально: старую церковь сломали, а новой построить не удалось. Я потребовал от матери Сусанны, чтобы пригревание странников в монастыре кончилось. Вскоре ее перевели в Кострому. Сейчас она доживает свой век в Гродне .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

207. Значение религии в деле воспитания нравственного сознания на низших ступенях общественной жизни. Н.Г. Городенский . 1903, I, 3, 424–462; 4, 636–649. 208. Воскресение Христово и его нравственное значение. М.М. Тареев. 1903, II, 5, 1–45; 6, 201–217. 209. О действительности Христова воскресения. Ответ прот. В. Лаврскому. М.М. Тареев. 1904, II, 6, 345–353. 210. О воскресении Христа. (Ответ о. диакону Н. М. Басову по поводу его статьи: Что говорит новая русская апологетика в ответ на возражения отрицательной критики по вопросу о действительности воскресения Христова. Чтения в Обще- —23— стве Любителей Духовного Просвещения 1910 г. Январь, Февраль и Март). М.М. Тареев. 1910, I, 4, 657–667. 211. Религия и нравственность. М.М. Тареев. 1904, III, 10, 291–317; 11, 395–421; 12, 602–626. 212. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского . И. В. Попов. 1904, III, 11, 537–565; 1905, I, 1, 28–59; II, 6, 237–278, ср. 71 наст. указателя. 213. Дух и плоть. М.М. Тареев. 1905, I, 1, 1–27; 2, 233–266; 3, 435–452. 214. Ответ г. «Православному» (по поводу статьи в «Московских Ведомостях» 83–1905 г. о «Духе и плоти»). М.М. Тареев. 1905, I, 4, 853–859. 215. Живые души. Очерки нравственных сил современной России. М.М. Тареев. I. Киевский Покровский (Княгинин) монастырь. 1905, III, 12, 658–681. II. Вировская обитель. 1906, I, 1, 69–89. III. Лесна. 1906, I, 3, 503–528. IV. Крестовоздвиженское Трудовое Братство. 1906, I, 4, 710–738; II, 5, 60–81; 6, 183–211. 216. Мистицизм М.М. Сперанского. А. Ельчанинов. С предисловием П. (А.) Ф(лоренского). 1906, I, 1, 90–123; 2, 207–245. 217. О типах возрастания. П.А. Флоренский. 1906, II, 7–8, 530–568. 218. Современный индивидуализм в этическом отношении. С.П. Знаменский. 1906, III, 12, 683–723. 219. Древнейшее христианство и социальный вопрос. А. Пюэк. Перевод с французского В. И. Лучанина. 1907, II, 5, 57–100. 220. Христианско-социальное движение. Н.М. Смирнов. 1907, II, 7–8, 523–557. 221. Социализм и общее мировоззрение. В.Ф. Эрн. 1907, III, 9, 35–60.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Повсюду в епархии обращено серьезное внимание на проповедь , так как она является одним из сильнейших средств воздействия на религиозное настроение прихожан. Кроме богослужебной проповеди, во многих церквах, а также и в частных домах, священниками при пособии диаконов, псаломщиков и школьных учителей, с большим успехом велись внебогослужебные собеседования. На этом поприще много потрудилась и Холмская духовная семинария. В здании ее продолжались начавшиеся в 189 3 / 4 учебном году по воскресным (2 стр. пропущены в оригинале) же году постройкой церковно-приходская школа в д. Струпнке в память в Бозе почившего Государя Императора Александра III, с присвоением ей наименования «Александровской». Другим церковным школам оказаны Братством пособия до 500 руб. По примеру прежних лет и в отчетные годы Братством издан, для распространения в народе, по самой дешевой цене, в количестве 13.000 экз., Народный календарь, заключающий в себе необходимые для простолюдина сведения и разные религиозно-нравственные статьи, изложенный простым, понятным народу языком. Наконец, Братство снабжало некоторые бедные церкви утварью и богослужебными книгами. Главной задачей Варшавского Свято-Троицкого Братства служит ограждение от латино-польского влияния православных русских сирот-детей, происходящих от смешанных браков православных с иноверцами и ютящихся при инославных семействах, вне всякого общения с православной церковью и русской народностью. Кроме сего Братство занималось изданием и распространением книг, крестиков, икон и других священных предметов и оказывало нравственную и материальную поддержку лицам, принимавшим православную веру. Православные дети-сироты помещались Братством стипендиатами в монастыри: Яблочинский, Леснинский, Вировский и Теолинский, в разные Варшавские приюты и в русские православный семьи, если это представлялось возможным. Несколько сирот воспитывались. в разных учебных заведениях, как стипендиаты. Всех стипендиатов Братства в 1897 году было 34, на содержание которых израсходовано 1.974 p.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009