– 2) По § 81 лит. в. п. 4 того же устава «избрание кандидатов на должности профессоров» значится в числе дел Совета Академии, представляемых, чрез Епархиального Преосвященного, на утверждение Святейшего Синода. Определили: Избрать и просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении со дня избрания, т.е. с 6 февраля 1907 года, доцента Академии по кафедре библейской истории, магистра богословия, А. И. Покровского в звании экстраординарного профессора Академии. XVII. а) Доклад секретаря Совета Н.Д. Всехсвятского: «Честь имею доложить Совету Академии, что в настоящее время в распоряжении Совета имеются: 1) Премия Митрополита Московского Макария в 485 р. – за лучшие печатные труды наставников Академии; 2) две премии Митрополита Московского Макария , по 291 р. каждая, – за лучшие магистерские —18— сочинения воспитанников Академии, и 3) премия Епископа Курского Михаила в 201 р. – за лучшие печатные труды наставников и воспитанников Академии по Священному Писанию». б) Представление ординарного профессора Академии С.С. Глаголева: «В ряду очередных дел Совету предстоит решение вопроса о присуждении премии за лучшие печатные труды наставников академии. Имею честь обратить особое внимание Совета на вышедшую недавно книгу проф. М.М. Тареева «От смерти к жизни», как преимущественно заслуживающую по своим высоким достоинствам увенчания премией. Полное заглавие книги М.М. Тареева таково: «От смерти к жизни. Выпуск первый. Живые души. Очерк нравственных сил современной России». 172 стр. В своей книге он описывает и рассматривает новейшие опыты практического осуществления христианских идеалов. По лично собранным сведениям и наблюдениям, дополняемым литературными справками, он говорит о киевском покровском монастыре, устроенном великою княгиней Александрою Петровною, о вировской и леснинской обителях, о крестовоздвиженском трудовом братстве, созданным Н.Н. Неплюевым . Исключительно на основании данных печати он говорит о толстовских колониях. Я сказал, что его книга характеризуется высокими достоинствами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Народ отвечал Леснинской обители благодарной любовью — тянулся к ней за просвещением, за моральной помощью, за материальной поддержкой. Леснинский монастырь был не только духовным центром народной жизни, но и рассадником женского монашества в Холмщине. Приток пострижениц не прекращался. Стоило матушке Екатерине побывать в Петербурге — непременно привезет с собой несколько девиц, взыскующих монашества. Обаятельная, умная и образованная, она имела дар духовного воздействия на женскую молодежь, ее воодушевляла, будила, увлекала за собой на подвиг… Стечением времени из леснинского гнезда стали вылетать выводки и вить гнезда на стороне. Уходили десять — двенадцать сестер под водительством более опытной и устраивали новый монастырь, который, в свою очередь, развивался на основах леснинских традиций. Таким путем возникло пять монастырей. 1. Вировский монастырь, основанный матушкой Анной (Потто), самоотверженной, ревностной монахиней. 2. Теолинский монастырь. Настоятельницей его была мать Людмила. 3. Радочницкий монастырь. Во главе его стояла матушка Афанасия (Громеко), умнейшая, образованнейшая монахиня с литературными способностями. Ее брат был близок Страхову и известен как один из первых серьезных критиков Толстого. Обитель эта возникла на месте мужского монастыря. Монахи влачили жалкое существование, бездельничали, выпивали. Архиепископ его и отнял. 4. Красностокский монастырь. Настоятельницей его была мать Елена, большая ревнительница монашеской жизни и широко развившая ее в своей обители в духе и направлении своей родоначальницы — матери игумении Екатерины. 5. Турковицкий монастырь. Он был основан уже при мне, то есть когда я стал епископом. Настоятельницей его была высокообразованная мать Магдалина (Горчакова). У меня возникло живое духовное общение с  настоятельницами, с  монахинями, с  приуготовляющимися к  рясофору сестрами. Завелась переписка по вопросам духовной жизни, ко мне обращались за советами, за разъяснением религиозных недоумений, делились мыслями, проектами, просили руководства. Так я  в  те годы и  жил — полной, деятельной жизнью. Физических сил было тогда достаточно, и  я со всем справлялся. Хотелось даже каникулы использовать со смыслом, дабы они не проходили в  одном физическом отдыхе, но способствовали расширению кругозора. Удалось мне за летние каникулы побывать и  в  Соловецком монастыре, и  в  Казани. На следующий год я  поехал в  Казань. Сел в  Нижнем Новгороде на пароход и  до самой Казани не мог налюбоваться красотой волжского раздолья. Сидишь на палубе, дышишь вольной грудью, и  перед глазами развертываются панорамы одна другой краше. И  нет им конца! Праздник Казанской Божией Матери — самое яркое впечатление за все время моего пребывания в  Казани. Преосвященный Герман занемог. Болезнь развивалась, в  ноябре 1902  года его уволили на покой и  увезли лечиться в  Петербург, где в  больнице он и  умер. В Холме пошли толки: кто будет его преемником?

http://pravoslavie.ru/3426.html

Подобное отношение к инославию постепенно проникает в среду монахов и мирян. И вот уже монахини Вировского монастыря во главе с игуменьей Анной приветствуют «несущего Святые Дары ксендза низким поклоном и с горящими свечами» провожают «его до постели больной» . А русские воины во время Первой мировой войны не останавливаются и перед участием в евхаристическом общении с униатами: «Бедняги солдаты, шедшие на фронт, а потому на верную смерть, не имели возможности причаститься, ходили к униатам, там молились и причащались. Мне рассказывали, – вспоминал митрополит Евлогий, – как в униатском монастыре они вместе с униатами восклицали: “Святой священномучениче Иосафате, моли Бога о нас” (это тот Иосафат Кунцевич, который был известным гонителем Православия)» . В это время русские богословы подводят идейную базу под действия такого рода. «Так, протоиерей П.Я. Светлов утверждает, что западные христианские вероисповедания, наравне с православным, суть христианские Церкви и принадлежат к Церкви Вселенской, а не внецерковные общества, отделенные от Церкви, – что существующие христианские Церкви на Западе и Востоке суть поместные Церкви или части Вселенской Церкви, и потому присвоение какою-либо из них прав Церкви Вселенской незаконно» . В атмосфере отмеченных идей и нравов, всё более захватывающих русских людей, отстаивание традиционных взглядов на Церковь, как уже было сказано выше, стало для Владимира Троицкого началом исповеднического подвига, который он с честью пронес через всю жизнь. В 1910 году Владимир Алексеевич заканчивает академию первым магистрантом в степени кандидата богословия. Кандидатское сочинение В. Троицкого (объемом в 1306 страниц) под названием «История догмата о Церкви» вызвало более чем положительные отзывы рецензентов. Профессор А.Д. Беляев, не сделавший ни одного отрицательного замечания в своем отзыве, дает следующую характеристику работе молодого богослова: «При первом взгляде на огромный объем сочинения Владимира Троицкого и принимая во внимание краткость времени, назначенного для его написания, можно подумать, что оно нагружено сырым материалом, однако на самом деле этого нет.

http://pravoslavie.ru/67049.html

Позднее она организовала школу, где учились 80 детей всех вероисповеданий. В 1889 г. община была преобразована в общежительный монастырь, в котором в 1914 г. было уже 20 монахинь и 300 сестер и послушниц. Монастырь содержал амбулаторию с выдачей лекарств, приют для престарелых женщин, больницу; монастырь на собственные средства давал образование монахиням и послушницам, которые работали в этой больнице. При монастыре были созданы ремесленные мастерские, огород, пасека, ферма. Монастырь основал еще четыре общины со школами, медицинскими пунктами и аптеками. Монастырю было отдано правительством 1200 десятин пахотной земли. На 1914 г. на средства монастыря содержались два народных училища, две учительские семинарии, средняя школа, сельскохозяйственное училище и приют для сирот 7 . Из Леснинского монастыря, как написал митрополит Евлогий (Георгиевский), «стали вылетать выводки и вить гнезда на стороне». Так образовались еще 5 монастырей (Вировский, Теолинский, Радочницкий, Красностокский, Турковицкий) с традициями широкой благотворительности и внимания к нуждам населения. Митрополит Евлогий (Георгиевский) рассказывал: «Вокруг обителей возникали приюты, школы, больницы… Сестры распространяли свою деятельность и за пределы этих учреждений, ходили по деревням – к роженицам, к больным, к старушкам, погребали безродных, оказывали самую разнообразную помощь местному населению» 8 . Игуменья Екатерина неоднократно ставила вопрос о восстановлении чина диаконисс. Она обратилась в 1906 г. в Предсоборное Присутствие с ходатайством о восстановлении служения и звания диаконисс. Докладная записка игуменьи Екатерины была обнаружена в архиве Св. синода. Она писала: «Надвинувшиеся на Россию грозы событий заставляют меня безотлагательно ходатайствовать о восстановлении звания диаконисс. Я глубоко убеждена, что, несмотря на строгие не менее монашеских обеты, требуемые от диаконисе, множество девушек и вдовушек откликнется на призыв к новому деятельному служению Церкви и отечеству». 9 Игуменья хотела, чтобы ее монастырь стал «рассадником» диаконисс – местом, где они могли получать необходимое богословское и медицинское образование и впоследствии также сохранять связь с общиной.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

923 Речь идет о магистерской диссертации «Истина бытия Божия. Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью. Выпуск первый». СПб., 1888. Защита диссертации состоялась 3 апреля 1888 г. См.: Христианское чтение. 1888. 5–6. – Ред. 924 По сведениям А. Леонтьева, имеется в виду другой товарищ епископа Михаила по Тамбовской ДС, кандидат МДА. – Ред. 925 Письмо не имеет даты. Написано приблизительно в конце 1887 г., когда почивший святитель состоял исполняющим должность инспектора СПбДА, на какую должность был назначен указом Святейшего Синода от 29 апреля 1887 г. – Изд. 926 Пичета Иоанн (Йован) Христофорович (1844–1920) – протоиерей, преподаватель Полтавской ДС (1867–1888) и ректор Полоцкой ДС (1888–1889). Отец советского историка В. И. Пичеты (1878– 1947). – Ред. 927 Екатерина (Ефимовская Евгения Борисовна; 1850–1925) – графиня, основательница и настоятельница Богородицкой Леснинской обители (см.: Памятка о Леснинской первоклассной женской Свято-Богородицкой обители. Варшава, 1904). – Ред. 929 Серафим (Мещеряков Яков Михайлович; 1860 – после 1933). Окончил Пензенскую классическую гимназию. Однокашник митрополита Антония по СПбДА. Рукоположен во епископа Острожского, викария Волынской епархии в 1898 г., с 1902 г. – епископ Полоцкий и Витебский; с 1911 г. – епископ Иркутский и Верхоленский; с 1915 г. на покое. С 1922 г. – архиепископ Костромской и Галичский. – Ред. 930 Речь идет о рекомендованной Владыкой (см. письмо 3) для школы при Вировской пустыни учительнице. 932 Речь идет о подарках, полученных Владыкой от полтавских почитателей ко дню своих именин (30 сентября). Между ними были две больших картины: одна (писанная масляными красками) изображала вид Крестовоздвиженского монастыря, другая (акварель) – Богоматерь у Креста, копия картины французского художника Поля де ля Роша. Об этих двух картинах и говорит Владыка во 2-м письме. – Изд. Поль Деларош (1797–1856) – французский исторический живописец. – Ред. 933 Вернее – икона Спасителя, олеографическая копия с произведения известного французского художника П. Лефлева, настолько искусно исполненная, что почивший Владыка считал ее написанной масляными красками. С этой иконой преосвященный Михаил при поездках на более или менее продолжительное время редко расставался.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

За очень короткий срок – всего 20 лет, благодаря пожертвованиям императора, покровительству Иоанна Кронштадтского и др., она становится одной из самых знаменитых обителей. В 1904 г. из разных сословий в нем было более 200 сестер, которые занимались обучением неграмотных сестер, иконописани- ем, переплетом книг, изготовлением церковных облачений, шитьем кожаных поясов, изготовлением пряжи и ковров, полевыми работами, огородничеством, садоводством, пчеловодством. За эти годы в монастыре было устроено шесть храмов, монастырский лазарет и больница, гостиницы, богадельня для престарелых женщин, больница для приходящих больных, баня, прачечная, купальня, церковно- учительская и двухклассная школа-приют для 300 девочек-сирот, которых готовили в учительницы в церковно-приходские школы. Большинство учительниц было с высшим образованием; недалеко от обители была устроена двухклассная мужская школа с мастерскими (токарной, слесарной, столярной, сапожной, переплетной и сельскохозяйственной школой) 856 . При этом Леснинский монастырь был не только центром просвещения, но и духовным центром края – местом паломничества, куда стекалось до 30 000 богомольцев. Поэтому в нем был построен единственный в своем роде храм: посреди луга на высоком бревенчатом фундаменте была устроена бревенчатая церковь без крыши и купола со сплошными открытыми окнами, в которой находились алтарь и клиросы. Такая церковь была построена с той целью, чтобы в богослужении могли участвовать все собравшиеся паломники. Во время эвакуации в Первую мировую войну в нем было около 500 сестер и 700 учащихся. Первоначально он был перемещен в Бессарабию, а затем в Сербию, где под его влиянием воскресло женское православное монашество 857 . Из своего состава Леснинский монастырь выделил три общины, впоследствии ставшие монастырями по типу Леснинского: Теолинскую, Вировскую и Радечницкую. Вировская община также поднималась за счет пожертвований императорской семьи и о. Иоанна Кронштадтского . Как и в Леснинском монастыре, в нем был развернута столь же широкая благотворительная деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Успешная деятельность Леснинского монастыря способствовала открытию на Холмщине еще пяти монастырей: Вировского, Теолинского, Радочницкого, Красностокского, Турковицкого, где трудились воспитанницы игуменьи Екатерины. Предложения игуменьи Екатерины по возрождению древнего чина и служения диаконис стали продолжением опыта, уже накопленного в России начиная с 30-х годов XIX века. В период общественно-государственного кризиса 1905 г. они имели особое значение как возможность всеохватывающего христианского просвещения русского народа с помощью диаконис-миссионерок, подготовку которых предполагалось осуществлять в училище на базе Леснинского Свято-Богородицкого монастыря. Притом что предложения были одобрены в Предсоборном Присутствии и получили положительный отклик в прессе, они не были официально утверждены. Но Ефимовская смогла воплотить задуманное в Леснинском монастыре, сестры которого несли служение по образу древних диаконис, воспитывая детей, давая им качественное современное образование и оказывая всестороннюю социальную помощь местному населению наряду с христианским утешением и просвещением. Их жертвенное служение, к которому местное население вначале отнеслось с подозрением и недоверием, в результате способствовало объединению народа в Холмском крае и оказанию помощи людям в их нуждах в трудное время расколов и революционного брожения умов.     Литература     Об описанном случае встречи холмской делегации с императором Николаем II см.: Евлогий (Георгиевский). Митр . Путь моей жизни. С. 145–146; Никон (Рклицкий), еп. Леснинский женский монастырь. С. 3–4; Холмско-Варшавский епархиальный вестник, 1905, 40. С. 480. Глинский Н., прот. Праздник Св. Троицы в Леснинском женском монастыре//Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1905. 28. С. 334. Докладная записка Настоятельницы Леснинского женского монастыря о восстановлении служения и звания диаконис, 1905 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 340. Л. 8 об. Докладная записка Настоятельницы Леснинского женского монастыря о восстановлении служения и звания диаконис, 1905 г.//РГИА.

http://bogoslov.ru/article/6194169

Константин Петрович Победоносцев «Ах, опять монахини за деньгами приехали!» – восклицал часто знаменитый обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, видя очередных «челобитниц» из Вировского (или какого-нибудь другого) монастыря, и отсылал монахинь вместе с их просьбами к своему помощнику – Владимиру Карловичу Саблеру. «Увидя матушку Анну в приемной, – продолжал вспоминать митрополит Евлогий (Георгиевский), – он восклицал: “Ах, милая мать, опять носящая " дух сокрушенья " , яко же древле пророчица Анна! Ну, ничего… мы и Давыдку " беспечально сотворим " ”, то есть заплатим долг местному поставщику-еврею…» . Помощник Победоносцева действительно слыл покровителем духовенства, в особенности черного, и крайне щепетильно вникал в любые просьбы с его стороны. Но чем он был действительно известен в обществе, так это тем, что был помощником и даже другом великого Победоносцева. Через Саблера проходило большинство дел ведомства православного вероисповедания, он занимался любыми делами, которые касались этого ведомства, будь то пожертвования денег монастырям или обсуждение вопроса о сектантах, старообрядцах или иноверцах. Не имея никакого специфически религиозного образования (он закончил юридический факультет Московского университета), он прекрасно разбирался в церковных делах, замечательно знал церковный устав и службу и умело справлялся с синодальными проблемами. Победоносцев ему доверял многое, и, как писал протопресвитер армии и флота Георгий Шавельский, Саблер становился чуть ли не полновластным хозяином в Синоде . Он умело сглаживал все конфликты, то и дело возникавшие из-за непримиримого характера Победоносцева Что же особенного было в Саблере, что увидел в нем Победоносцев? Главная, пожалуй, его особенность состояла в том, что он умело сглаживал все конфликты, то и дело появлявшиеся из-за непримиримого характера Константина Петровича. Протоиерей Николай Балашов писал, что Победоносцев весьма ценил именно эту способность Саблера и «нередко использовал его в роли миротворца» . Вот типичный пример использования этой способности Саблера на практике. Начальник архива и библиотеки Синода писал в своем дневнике: «Вот что-то в Киевской академии неладно. Говорят, что студенты взволновались. Причина будто бы в том, что инспектор требования большие предъявляет. Были исключены из академии за что-то два студента. Их приняли в Казани. Студенты заявили, что, следовательно, они были уволены беспричинно. Пошли волнения. Уехал туда Саблер. Вот уж может кто уладить всякое дело! Впрочем, с внешней стороны, он мастер улаживать всякие дела» .

http://pravoslavie.ru/117403.html

   Игумен Петр (Пиголь)    «Благодарю Тебя, Господи... по Твоей милости встречаю 80-й год моей жизни. Милость несказанная. По грехам моим я недостоин был видеть и 40-й год жизни, а тут — 80-й год. О, щедроты неисчетные Господа моего! Что я принесу или что воздам Тебе, Творче мой, Спаситель мой, Промыслитель мой, Врач мой, Слава моя, Сила моя! Но даруй мне конец благий, Господи, и не посрами меня!»    Святой праведный    Иоанн Кронштадтский    (Из дневника за 1908 год) 3аписи на обложке в начале дневниковой тетради    Новгородской губернии Череповецкого уезда село Конечное. Священник Николай Старопольский. Послано 360 р. 10 сентября 1908.    Станция Сопоцкин Сувалкская губерния.    Тягуновым послано 250 р. СПб., Гороховая, дом 62, кв. 31. 6 ноября 1908.    Воронцовская женская обитель. Псковская губерния. Холмский уезд. Станция Тяполово.    Евдоким Фиделин; дети: Иван, Нина, Юрий, Серафима, Ксения. 27 августа.    27 августа.    Упраздни, Господи, митрополита Антония. СПб.    Сергий Петрович Цервицкий — вечная память.    Кроме Святых Даров ничего не употреблять в пищу ради Даров.    Монастырь Теолин (станция Сопоцкин) поел. 11 сентября (ранее недели две — тоже) 200 р.    Алекс. Петр. Черненко?, моек, купец, порекомендовать Зайцева Михаила Андреевича. 1 октября 1908.    Спросить у Веры ризы? дорожные — Таисии, Стахеевой и пр.    Послать Патриарху Антиохийскому Григорию 500 р. на Патриархию.    Аполлонии, игумений — 300 р. Священнику Петру Алекс. Миртову — 300 р. Тульской игумений Магдалине — 200 р.    «Далее в рукописи следуют два слова, не поддающиеся прочтению.    Игумений Великолуцкой Людмиле поел. 200 р.    Сувалкской губ. Ст. Сопоцкин. Игумений Людмиле. Монастырь Теолин.    Не послано Седлецкой губ. Ст. Соколов. Вировской игумений — 200.    Не послано гор. Белы Седлецкой губ. Леснинский монастырь. Игумений — 200.    Наталья Бондарева. СПб. Васильевский остров, 18 линия, дом 7, кв. 20.    Послана Сурскому подворью Марья Михайлова?. Дому Трудолюбия — 1000 р. 12 августа 1908.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

16 сентября. Благодарю Тебя, Господи, что Ты скоро помиловал меня, блудного, приняв мое искреннее покаяние в увлечении ласкою женскою и блудным осязании сквозь одежду женского тела. О, какая была теснота, какая скорбь, какое лишение благодати Божией! Но покаяние возвратило мне мир и свободу духа, исцелило мою душевную рану. Слава Богу о сем! 29 августа 1895. Параскеве Крауч, 10-я рота, дом 6, кв. 10. Новгород, Ильинская улица, дом 25, Николай Павлович Паниковский, бедный с семьей. Мария Степановна Семенкова, Васильевский остров, Вторая линия, дом 53, кв. 30. Псаломщику Казанской губернии Лаишевского уезда, село Шумково. Алексей [Онисимов] [...] (бедный). Вера Матвеевна Белявская, бедная. Новгород, Большая Васильевская улица, дом 10-й. Посылать. Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев 1908 г. Новгородской губернии Череповецкого уезда село Конечное, священник Николай [С...]. Послано 300 рублей. 16 сентября 1908. [...]. Тягуновым послано 250 рублей, СПб., Гороховая дом 62, квартира 6 ноября 1908. Воронцовская женская обитель Псковской губернии Холон. уезда, станция Тялохово. Евдоксия Фед., дети Раиса, [...]. 27 августа. Упраздни, Господи, [...]. Сергей Петрович Цервицкий – вечная память. Кроме Святых Даров, ничего не употребляй, особенно в пятницу, ради здоровья. [...] (Сотецкий) послано 11 сентября 200 рублей. (Ранее недели две – то же). Алекс. Петрович [Ч...], московский купец, по рекомендации Зайцева Михаила Андреевича. 1 октября 1908. Спросить у Веры ризы дорожные [...]. Послать патриарху Антиохийскому Григорию 500 рублей на патриархию. Священнику Петру Алекс. Миртову 300 рублей. [...]. Сувалковской губернии станция Санацкин игумении Людмиле [...]. Седлецкой губернии станция Соколов Вировской игумении 200 – не послано. Город Бела Седлецкой губернии, Леснинский монастырь, игумении 200 – не послано. Послать Сурскому подворью, Марья Михайлова [...] Наталья Бондырева, СПб., Васильевский остров, 18 линия, дом 7, квартира 20. Дому трудолюбия 1000. 12 августа 1908. Перевод [Б...] купить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009