На кладбище возле алтаря встречаются старинные могилы, XVIII века, и некоторые из них подправлены заботливой рукой. А есть и совсем свежие - этого года. Только раньше быть похороненным возле алтаря считалось высокой, почётной участью. А сейчас хоронят возле поруганного храма, и старики, приходя на родные могилки, смиренно подбирают местечко и для себя. Когда рядом с Белозерском снимали фильм «Калина красная», Василий Шукшин выбрал для «натуры» деревню с такими вот развалинами храма. «Поруганная церковь, без креста, фоном будет объяснять не только Егора Проскудина, а нацию - собирательно», - сказал Шукшин. Мы плывём дальше, и вдалеке мелькает островок, на котором сияет... как будто белая церковь. Наш кормчий снимает картуз и осеняет себя крестным знамением. - Это Пречистая, - говорит он. - Церковь? Действующая? - переспрашиваем мы. - Действующих церквей здесь нет, - отвечает он. - Одна только - в Белозерске. Позже, листая краеведческий альманах, узнаю, что на одном из островов Лозско-Азатского озера действительно стояла церковь Рождества Богородицы. А ещё - что между Азатским и Родионским озёрами в XVI веке находилась Азатская Родионовская пустынь. Позже пустынь была упразднена, и на её месте стояла приходская церковь. И в ней, под спудом, покоились мощи основателя монастыря - преподобного Иродиона Илоезерского. Рассказываю об этом Александру Леонидовичу, и он охотно откликается: - Да, там лежит очень большая могильная плита... Но что на ней написано - не знаю. - Да неужели среди руин лежат мощи святого?.. «Ладно, ладно, - говорю я себе. - Ещё лет десять назад и в наших краях храмы стояли в руинах. Мощи преподобного Антония Дымского лежали среди развалин основанного им монастыря. А мощи святого Трифона Городецкого и сегодня неприметно покоятся в часовенке возле шоссе». Но у нас, в большом и сильном Санкт-Петербурге, есть кому возрождать храмы и монастыри. И возле часовни святого Трифона останавливаются автобусы с паломниками, которые не только молятся, но и помогают живущим там матушкам.

http://pravoslavie.ru/56401.html

3 Богомольные путешествия к гробнице св. Феклы, были многочисленны и, так сказать, беспрерывны. Василий, еп. Селевкийский (в 451 г.) утверждает, что не только народ, толпами, но множество знатных людей постоянно приходили туда на поклонение. 4 Вероятно в различие от другой св. Домнины и двух ее дочерей Виринеи и Проскудии, оставивших свой дом и бежавших в Едес, где их нагнал муж Домнины с воинами, и повел обратно. На пути, близь Иераполя, под стенами которого протекает река, зная, что ожидает их в отечестве, между беззаконными преследователями, они при твердой их решимости не отступать от возлюбленного ими Спасителя, испросили себе несколько минут, чтоб в стороне от воинов вкусить хлеба и отклонились ближе к реке. Тут, помолясь Господу, они рассудили лучше, тотчас же принесть себя в добровольную жертву Богу, чистыми, не подвергаясь искушениям, насилию и мученичеству, и, помолясь, все вместе бросились в волны реки, сохранившей святые останки добровольных мучениц. По нашим святцам и прологу память св. мученицы Домнины Новой и ее двух дщерей, отнесена к 1-му марта. В «Житиях» Святителя Ростовского, о девице Домнине сказано лишь, что епископ Кирский Феодорит, пишет о ней в своей книге – «Филофеос». 5 Июня 25-го. Тропарь гл. 4. (Агница твоя, Иисусе, Феврония, зовет велиим гласом и пр.). Кондак: «Женише мой, сладчайший Христе, взываше Феврония, не трудно ми тещи во след Тебе, ибо сладость любве Твоея душу мою надеждою впери, и красота милости Твоей сердце мое услади испити чашу страданий по Тебе, да достойну мя в чертоге с мудрыми девами ликовати о Тебе сопричти. Тем же, преподобная страстотерпице, почитающи подвига трудов твоих, молим тя, моли не затворитися и нам чертога дверем». 8 Празднуется 4 июля. Тропарь·. В тебе мати, известно, и пр. Кондак. В молитвах Господеви предстоящи, Пречистыя Деве Богородице пение и хвалы приносяще, Марфо честная, породила еси священное отроча, Симеона Предивнаго, светильника всемирного, с ним же моли присно о всех нас. 10 Память Симеона Дивногорца празднуется Церковью 24 мая; он принадлежит к чудному ряду отцов второй Сирии. Далее мы приводим сокращенное изложение его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

крепостей, самостоятельных районов, где располагались резиденции царя, патриарха, дворы местных и иностранных купцов. Сочетание гос. и духовного центра, крепости и неск. церквей, в т. ч. кафедральных, характерно именно для Московской Руси и России, в то время как крепости литовско-польск. гос-ва (на территории совр. республик Белоруссии и Украины) являются, как правило, частными укреплениями-резиденциями магнатов и местной знати. Собственное имя К. было усвоено московской крепости, ставшей символом общерус. гос-ва (см. Московский Кремль ). Сложившийся к исходу XVI в. облик центра столицы Московской Руси повлиял на возведение крепостных сооружений и оград при строительстве др. ансамблей, прежде всего в крупных мон-рях и резиденциях настоятелей церковных диоцезов. Архиерейское подворье в том случае, когда наследует территорию несостоявшегося К., как напр. в Вологде 2-й пол. XVI-XVII в., завершает обустройство городского центра. Устойчивое представление о единстве оборонной и духовной функций архитектурного ансамбля К., где важны не только стены и башни, но и церковные сооружения (храм, колокольня), отразилось в сооружении крепостей эпохи позднего средневековья, оборонительное назначение к-рых было условным или символическим. Образ К., в к-ром сочетались протяженная крепость и причудливый силуэт вертикалей храмовых завершений, был воспроизведен в облике Ростовского Митрополичьего двора при митр. Ионе Сысоевиче (1670-1675); характерно, что место древнего княжеского двора с кафедральным собором составило единый по стилю ансамбль с резиденцией архиерея, расположенной по соседству. Тот же сложный архитектурный ансамбль был усвоен для К. в наиболее удаленных от столицы центрах, напр. в Тобольске (1699-1717, архит. и инженер С. У. Ремезов). Более всего образ К. был востребован при возведении монастырских укреплений, благодаря чему наименование К. стало применяться для многих ансамблей мон-рей. Кремль в Ростове Великом. Фотография Проскудина-Горского. 1911 г. Кремль в Ростове Великом.

http://pravenc.ru/text/2459011.html

Группами в десятки и сотни человек эти изуверы-морильщики запирали себя в избы или норы, чтобы избежать соблазна спасения жизни и там держались полного поста до последнего издыхания 542 . Сами вожди этого движения, большей частью, не участвовали в этих массовых смертях от добровольной голодовки, чтобы дальше нести свою ужасную проповедь. Они доказывали спасительность этих " самоубийственных смертей» ссылками на пример святых мучеников:»Мы-де сей путь Лукиана мученика проходим«, – говаривал Вавила со своими товарищами 543 . По словам св. Иоанна Златоуста , этот Лукиан был в 312 году при императоре Максиме действительно замучен голодом в своей тюрьме, так как не захотел поклоняться языческим богам 544 . Другие проповедники очищения через самоубийство приводили пример св. Домнины и ее дочерей Ксении и Проскудии, бросившихся в реку ради спасения своих душ от соблазна, и святой мученицы Софронии, которая, спасая свою честь, сама себя убила ножом 545 . К 1665 году эти зловещие учителя мрачной веры придумали еще более ужасный и действенный способ очищения от грехов страшной огненной смертью.»В Нижегородском уезде в кельях чернецы, когда пришли стрельцы, запершись в кельях зажгли их и сгорели«, – показывал царским властям на съезжей избе в Вязниках некий " малый Сенька» 546 . А из Вологды в марте 1666 года производивший там расследование воевода С. А. Зубов доносил, что»в прошлом году померло без покаяния и без причастия мужского и женского полу девять человек [покончив жизнь самоубийством] да в нынешнем году в марте месяце четыре человека, нанеся в избу сена, да склав и запершись, и изнутри сожгли сами и згорели. Да семь человек, утаясь от людей, вышли из деревни ночью в поле, сели в дехтярном струбе и зажгли сами, и в том струбе згорели " 547 . Не прошло и десяти лет после этих первых примеров самосожжения, как весь Север России озарился бесконечными пламенами массовых гарей, в огне которых фанатики искали спасения от Антихриста. На левом берегу Волги, на север от Нижнего Новгорода, по речкам Керженец и Бельбаш, с начала 1660-х годов вырастает другой большой район поселений, скитов и починков противников нового обряда.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Благовернаго князя Владимира Ярославича Новгородскаго, чудотворца (1052). Преподобных Елладия и Онисима Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII). Преподобных Аммона странника (XIII) и Пиора (XIII) затворника, Печерских, в Дальних пещерах. Мучеников Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Священномученика Петра Капетолийскаго (III–IV). Мучениц Домнины и дщерей ея Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305–306). Преподобнаго Аммона (ок. 350). Преподобнаго Павла Препростаго (IV). Мученика Давикта (Адавкта) и дщери его Каллисфении (IV). Святителя Стефана Щиляновича (1515) (серб.). 5. Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России, чудотворцев. Преподобных Дамиана пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085), прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах. Преподобныя Харитины, княгини Литовския, в Новгороде подвизавшейся (1281). Священномученика Дионисия, епископа Александрийскаго (264–265). Мученицы Харитины (304). Мученицы Мамелхвы Персидския (ок. 344). Преподобнаго Григория Хандзойскаго (961) (груз.). 6. Святаго славнаго апостола Фомы (I). 7. Святых мучеников Сергия и Вакха (290–303). Преподобнаго Сергия Послушливаго, Печерскаго, в Ближних пещерах (ок. XIII). Преподобнаго Сергия Нуромскаго (Вологодскаго) (1412). Преподобнаго Мартиниана Белоезерскаго (обретение мощей, 1514). Мучеников Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мученицы Пелагии Тарсийския (290). Мученика Полихрония пресвитера (IV). Иконы Божия Матери Псково-Печерския, именуемыя «Умиление» (1524). 8. Преподобныя матере нашея Пелагии (457). Преподобнаго Досифея Верхнеостровскаго, Псковскаго (1482). Преподобнаго Трифона, архимандрита Вятскаго (1612). Преподобныя Таисии (I). Святыя Пелагии девицы (303). 9.Святаго апостола Иакова Алфеева (I). Преподобных Андроника и жены его Афанасии (V). Праведнаго Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. X.). Мучеников Еввентия (Иувентина) и Максима (361–363). Мученицы Поплин исповедницы, диаконисы Антиохийския (IV). Преподобнаго Петра Галатийскаго (IX). Праведнаго Стефана Сербскаго (1427).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поступок св. Пелагии всего через год повторила одна благочестивая мать, св. мученица Домнина . По свидетельству святителя Иоанна Златоуста , составившего ей похвальное слово, она утопилась вместе с дочерьми Виринеей и Проскудией , чтобы сохранить их от поруганий (304 г., память свв. мучениц 4 октября). На Руси так же, как св. Пелагия, в 1237 году поступила св. Евпраксия Рязанская (21 декабря). А в XX веке, в годы Второй мировой войны этот подвиг повторила 17-летняя сербская девушка, св. мч. Яглика Пиеская. См. Приложение. Некоторые мученики после перенесенных ими страданий продолжали какое-то время жить и почили в мире. Так, сщмч. Григорий Великий , просветитель Армении (†335, память 30 сентября), претерпел мучения, на 14 лет был брошен в ров с тиной, наполненный змеями, потом стал епископом, крестил армян и соседние племена, а перед кончиной удалился на безмолвие в пустыню. Мирная кончина была у св. 9-летней мученицы Василисы Никомидийской (3 сентября, гонения Диоклетиана), мученика Феодора Антиохийского (23 ноября, пострадал при Юлиане Отступнике), сщмч. Феодота , еп. Киринийского (2 марта, его страдания прекратились с воцарением Константина Великого ) и других святых мучеников. В лике святых мучеников, как видим, христиане прославлены за различные виды страданий. Объединяют их внутренние побуждения к подвигу, что они шли на эти страдания добровольно, в спокойной и радостной готовности претерпеть их ради Христа или за Его заповеди. Ими двигала всепобеждающая вера в победу, одержанную Христом над смертью, вера в превосходство подлинной жизни с Ним и в Нем над жизнью этого видимого мира, образ которого проходит ( 1Кор.7:31 ) 293 . 3.3. Почитание мучеников 3.3.1. Почитание мучеников в первые века христианства. Мученические акты и мартирологи Почитание мучеников, как мы уже говорили, появилось в древнейшие времена. По свидетельству «Мученичества Поликарпа (Смирнского)», ежегодно в день смерти мученика 294 верующие собирались на его могиле, служили Литургию и раздавали милостыню нищим 295 . Евхаристия совершалась с особым чином благодарения за мученика. На торжествах читались также деяния о его страданиях, и потому самим житиям мучеников на Востоке было усвоено название «пролог», то есть вступительное чтение или «синаксарь» – чтение на торжественных собраниях. На Западе жития назывались legenda, то есть подлежащее прочтению 296 . Празднования могли включать также трапезу поминовения. К III веку такой порядок был уже всеобщим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Примечательно, что долгое время православные иконы освящались не особым молитвенным чинопоследованием, как сейчас, а надписанием имени Христа или святого, изображенного на доске и начертанием круглого нимба, характерного для наших икон. Для этого даже существовал специальный священнослужитель при храме святой Софии в Константинополе и краска с добавлением святой воды. Конечная цель христианского подвига подразумевает стремление к святости, поэтому и все имена христиан — святы. Тем более нарекая младенца или иного входящего в Церковь человека именем уже канонизированного святого, Церковь старается направить его на истинный путь спасения и богопознания: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни другого человека, освятилось его подвигом и молитвами. Поэтому естественно для носящего святое имя всегда хранить в себе образ жизни своего небесного покровителя, помощника и молитвенника и с благоговением почитать его икону и день его молитвенной памяти. Но не всеми именами принято нарекать младенцем. Почтением к святым именам Господа и Богородицы объясняется то, что в православной традиции не принято давать имена «Иисус» и «Мария» в честь своих божественных носителей. Всех православных «Марий» до сих пор называют в честь св. Марии Магдалины, а редкое монашеское имя «Иисус» присваивается не в память Господа нашего Иисуса Христа, а ветхозаветного праведника Иисуса Навина. Справедливости ради отметим, что многие канонические имена, естественно звучащие на греческом, например, языке, тоже вряд ли желательны для современных русских детей по причине их неблагозвучия, даже если они попадают на день рождения или крещения ребенка. Такие примеры многочисленны: мужские — Варадат, Горазд, Евпроб, Екзуперанций, Епафродит, Иакисхол, Истукарий, Каздой, Кастрихий, Кукша, Мардарий, Медула, Мелхиседек, Павсикакий, Памфалон, Парфагапа, Примитив, Сасоний, Сосипатр, Соссий, Тиранн, Усфазан, Фармуфий, Худион, Хуздазат и другие. Женские — Андропелагия, Денеготия, Дросида, Екзуперия, Каздоя, Мартирия, Мастридия, Проскудия, Сосипатра, Феопистия, Хрисоплока, Христодула, Яздундокта и другие.

http://azbyka.ru/imeniny-tradicia

О прочих делах Преподобного слышал от ученика его Иоанна (п. 17 и дал.). В четьих-минеях перевод по большей части близок к подлиннику. 30. Житие и страдание св. Григория, Епископа Армении великия, и с ним тридесяти и седьми девиц (в 1-й половине 4 века). От Метафраста. – У Сурия Метафрастово житие 30 сентября стр. 327. Сказание Метафрастово сокращено из обширнейшего повествования, помещенного на греческом языке и в лат. переводе в «Деяниях Святых» 30 сентября стр. 321., с именем автора Агафангелла. При конце автор так говорит о себе: «написанное нами мы узнали не по старым слухам, но, живя при нем (св. Григорие), сами были свидетелями его дел и слушателями его учения.» Повествование Агафангела известно и на армянском языке (Neumann, Versuch einer Geschichte der Armenischen Litteratur. 1836. S. 16.). Октябрь 1. Житие св. Андрея, Христа ради юродиваго (около половины 10 века), списанное Никифором пресвитером Церкви, св. Софии в Царь-граде, зде же вкратце от пролога собрано. – «В Деяниях Святых» полное Никифорово жизнеописание на греч. языке и в лат. переводе мая Т. V. в прибавлении стр. 4. Никифор, друг и советник св. Андрея, – как сие видно из самого жития, где часто раскрываются сношения их между собою, – так заключает свое сказание: «описал я чудную и достославную жизнь благочестивейшаго и святейшаго отца Андрея, собрав и изложив в порядке, что частию своими глазами видел, частию узнал от Епифания.» Епифаний был ученик святого, и самый близкий друг его после Никифора: в житии часто излагаются беседы Епифания со св. Андреем. – Славянское жизнеописание кратко представляет деяния святого, а желающего ближе с ними познакомиться отсылает к подлиннику. – Из жития пр. Андрея юродивого заимствовано и сказание о видении им Пресв. Богородицы, служащее основанием празднеству церковному 1-го октября. В греческом жизнеописании оно помещено п. 203 и 204. 4. Память св. мученицы Домнины и двух дщерей ея Виринеи и Проскудии (306 г.). Не сказано, откуда. – Похвальное слово сим мученицам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

    Диодор и Родопиан диакон, мучч. афродисийские (в Карии), 29 апр.     Диодор. муч. кампанийский, 6 июля.     Диодор, муч. в Лаодикии сирской, 11 сент.     Диодот (Богом дарованный, греч.), муч. мелитинский, 7 нояб.     Диомид (Божий совет, греч.), врач, муч. никейский, 16 августа.     Диомид муч., 3 июля.     Дионисий ареопагит и два ученика его, мучч., 3 окт.     Дионисий (бог виноделия или Вакх, греч.), воин, муч., 21 апр.     Дионисий, из 7 ефесских отроков, 4 авг. и 22 окт.     Дионисий, муч. лампсакский, 18 мая.     Дионисий, муч. кормифский, 10 марта.     Дионисий, мучен. кормифский другой, 10 марта.     Дионисий священномуч., ев. александрийский, 5 окт.     Дионисий отрок, муч. византийский, 8 июня.     Дионисий муч., 18 авг.     Дионнсий и с ним другой Дионисий, мучч. палестинские, 15 марта.     Дионисий, муч. фракийский, 6 мая.     Дионисий, архиеп. суздальский, 26 июня.     Дионисий, игумен глушицкий, 1 июня.     Дион, мучен. кампанийский, 6 июля.     Диоскорид, муч. мирликийский, 21 дек.     Диоскор (сын Зевса,греч.), муч., 21 апр.     Дометиан (укротитель. лат. и греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Дометиам, еписк. Мелитины арменской, 10 марта.     Дометий (укротитель, греч. и дат.), персянин, диакон, муч. с двумя учениками, 7 авг.     Донетий преп., 8 мар.     Домна (госпожа, дат.), муч. никомидийская, с двумя тмами мучч. 28 дек. и 3 сент.     Домника (господня, дат.), муч. аназаврская, 12 окт.     Донника, преп. цареградская, 8 января.     Донникия преп., 28 февр.     Домнина (госпожа, лат.), муч. римская, с св. Фотиною, 20 марта.     Домнина и две дщери ее, Вирниея и Проскудия, муч., 4 октября.     Доминиа дева, сирийская подвижница, 1 марта.     Домнин (господин, лат.), солунянин, муч., 1 окт.     Домнин, в Персии муч., 1 окт.     Домн (господин, лат.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Домн преп., 14 янв.     Донат (подаренный, лат.), муч. антиохийский, 4 сент.     Донат, еп. Еврии епирской, 30 апреля.     Доримедонт (на копьях носимый царь, греч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Порфирий, еп. газский, 26 февр.     Потамий (речной, греч.) преп., 7 авг.     Потит (овладевший, лат.) отрок, сардинский муч., 1 июля.     Пофин (желанный, греч.) священномуч., еп. лугдунский, 23 авг.     Препедигна (весьма достойная, лат.), муч. остийская, 11 авг.     Прилидиан отрок, муч. антиохийский, 4 сент.     Принкипс (князь, начальник, лат.), муч. силимврийский, 22 авг.     Прискилла (старенькая, лат.), св. жена, 7 июня.     Приск (старый, лат.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Приск, муч. фригийский, 21 сент.     Провий (Проб — честный, добрый, лат. У греков Прова святая), муч. с Евстохием, 23 июня.     Пров (см. выше), муч. киликийский, 12 окт.     Пров (вернее Пром) египнянин, муч. палестинский, 19 дек.     Прокесс (процесс, ход, успех, лат.) муч., 11 апр.     Прокл (Прокул — далекий, рожденный в отсутствии отца, лат.), из Калипты близ Анкиры, 12 июля.     Прокл, муч. с Ианнуарием, 21 апр.     Прокл преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв.     Прокл патриарх, цареградский, 20 ноября.     Прокопий (опережающий, успевающий, греч.), великомуч. кесарийский, 8 июля.     Прокопий, муч. кесарийский, 22 ноября.     Прокопий Декаполит, инок и исповедник с Василием, 27 февр.     Прокопий, юродивый устюжский, 8 июля.     Прокул (см. Прокл) диакон, муч. путеольский с еп. Ианнуарием и др., 21 апр.     Прокул, муч. италийский, с Валентином еп., 30 июля.     Проскудия (Просдока, греческ. — ожидание), муч. из Иераполя, 4 окт.     Протасий (в первом строе стоящий, греч.) муч. медиоланский, 14 окт.     Протерий (древнейший, предыдущий, греч.), священномуч., патриарх александрийский, 28 февр.     Протоген (перворожденный, греч.), еп. каррийский, 25 авг.     Протолеон (первый лев, греч.) воин, муч. никомидийский, 23 апр.     Прот (первый, греч.), муч. римский, с Евгениею, 24 дек.     Прохор ап. из 70, 28 июля.     Прохор (начальник хора, греч.), преп. печерский, 10 февр.     Псой (мясо на чресиах, греч.) преп., ученик преп. Пахомия, 9 авг.     Итоломей (воинственный, греч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010