Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Виринея (Вероника) Едесская, мц. Не следует путать мученицу Виринею (Веронику) с праведной Вероникой Кровоточивой (http://pravicon.com/icon-1427) Описания иконы Виринея (Вероника) Едесская, мц. - житие Празднование памяти - 4 октября/17 октября Святая Виринея (Вероника) вместе со своей семьей жила в Антиохии. Спасаясь от гонения на христиан, Виринея с матерью и сестрой оставили свое отечество и удалились в город Едес. В Едесе они были схвачены воинами и отправлены обратно в Антиохию. На половине дороги, когда воины, сопровождавшие их, сели обедать, святая Виринея, ее мать Домнина и сестра Проскудия, одевшись в нарядное и помолившись Господу, бросились в близ протекающую реку и утопились. Они решили, что лучше ради любви ко Господу погибнуть в воде, чем быть отданными живыми в руки мучителей. Святой Иоанн Златоуст говорил похвальное слово в Антиохии этим мученицам. Тропарь: Агница Твоя, Иисусе, Виринея зовет великим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожертвую[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1438

    и 6. В Сирмии епископ Ириней. В Никомидии Кириака (Ириней сирмийский у нас 26 марта. В Иеронимовом мартирол. Ириней ныне, есть и Вириака в Никомидии).     В пятницу после Пасхи память всех мучеников в городе Низивии, Ерм мученик также в пятницу после пасхальной недели. (Память всех святых была празднуема в воскресенье после пятьдесятницы еще во времена Златоуста (Т. 2 стр. 848). Ерм или Ерма в Низивии неизвестен).     и 7 Нисана. В Александрии пресвитер Пелевсий (есть ныне в Иеронимовом), в манускрипте и Пульсис читают.     и 8. В Антиохии Максим и Тимофей. (В Иероним. 7 апр. Тимофей и Максима с двумя другими в Антиохии Сирской).     и 9. В Сирмии Димитрий (Димитрий диакон в Сирмии есть ныне с дружиною в Иеронимовом).     и 10. В Александрии Аполлоний (в М., Р. Иерои. и Узуардовом Аполлоний пресвитер с дружиною в Александрии).     и 11. В Салоне епископ Домнион (есть в Иерон. и Р. М. с другими. По иным память их 7 мая, мощи его в Риме. См. Штадлера. По Штадлеру ученик апостольский, у Егли в гонение Диоклетианово (может быть, в Домицианово?).     и 13. В городе Пергаме из древних мучеников Кирилл епископ и Агафоника и Павел. (Без сомнения, это Карп, Папила и Агафоника, и Павел, что у нас 13 октября. В Иероним. 12 апр. в Азии в Пергаме кончина Карпа епископа, Павла, Агафона, а 13 апр. в Пергаме в Азии Поликарпа (?) еп., Павла диакона; Агафоники же в Халкидоне или (alibi).     и 16. В Коринфе в Ахаии Леонид и восемь других мучеников. (Они и у нас 16 апреля и в Иероним.).     и 18. В Салоне Септим и Гермоген. (В Иероним. Септим диакон и Викторик в Салоне, в Далмации ныне, и инде Гермоген.     и 19. Руф мученик. (В Иероним. с Гермогеном и дружиною в Мелитине Армянской).     и 20 Нисана. В Антиохии Просдок, Вероника и Романий. (У нас 4 окт. Домнина, Виринея и Проскудия. У Златоуста Домнина, Верника, Просдока. У Монфокона Т. II. 756. См. у нас заметку на 4 октября, в Иеронимовом они же с другими 15 апреля).     и 21 Нисана. В Александрии пресвитер Арист. (В Иеронимовом и других древних и Р. М. Аратор пресвитер с дружиною в Александрии).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДОМНИНА АНТИОХИЙСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Домнина Антиохийская (+ 304 ), мученица . Память 4 октября . Мученица Домнина и ее дочери Вероника (Виринея) и Проскудия жили в городе Антиохии в Сирии . В царствование императора Диоклетиана они пострадали за Христа в 304 году. Об их подвиге рассказывает Евсевий Кесарийский : Была в Антиохии некая святая и дивная по своей душевной добродетели женщина, известная красотой, богатством, родовитостью и доброй о себе славой. Двух своих дочерей воспитала она в правилах истинной веры; были они в расцвете юности и красоты. Злобные завистники всеми силами старались выследить, где они скрываются. Узнав, что они живут в другой стране, их хитростью вызвали в Антиохию, и они попали в ловушку, расставленную воинами. Мать, видя в безвыходном положении себя и детей, изобразила дочерям все те же ужасы, какие готовят им люди; самой страшной и непереносимой была угроза непотребным домом. Она сказала дочерям, что ни они, ни она и краем уха не должны слышать об этом, сказала, что предать свою душу в рабство демонам страшнее всякой смерти и хуже всякой гибели, и предложила единственный выход — бегство к Господу. Дочери утвердились в этой мысли, пристойно окутались своими плащами, на полпути попросили у стражи разрешения отойти немного в сторону и бросились в реку, протекавшую рядом . Редакция текста от: 19.11.2012 02:57:57 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/16218.html

Впрочем, я не думаю, что если вдруг кому-то захочется назвать своего ребёнка древнерусским именем, этому будут какие-то препятствия. Хотя, конечно, вызовет недоумение у священника, привыкшего к определённому стереотипу, который передаётся из поколения в поколение. Лично я, когда приносят крестить ребёнка, всегда говорю: «В честь какого святого будем младенца нарекать?» Есть ведь особая молитва наречения имени! И я всегда рекомендую давать ребёнку православное имя. Крещение в честь святого даёт новорождённому небесного покровителя. И по смерти человека и переходе его души в мир иной встречают её Ангел-Хранитель и святой покровитель и помогают пройти мытарства. - Имена должны быть православные. Тогда как понимать такие: Вакх - бог виноделия; Горгоний - принадлежащий Горгоне адской; Исидор - дар Изиды, египетской богини; Онуфрий - относящийся к священному египетскому быку; Нимфодора - дар нимф, низших языческих богинь... Все они есть в святцах. А смысловой перевод некоторых имён приводит в изумление. Например: Агав - саранча; Ардалион - сосуд для поения скота или замаранный; Дормедонт - на копьях носимый; Псой - мясо на чреслах; Сасоний - обезьяновидный; Сатир - похотливый; Капитон - головастый; Кондрат - квадрат; Силан - фонтанная труба; Марк - увядающий; Спиридон - круглая плетёная корзина; Виссарион - кашляющий; Уар - кривоногий; Клавдия - хромоногая. Например, долгожданную дочь будут звать Клавдия Виссарионовна - хромоножка кашляющая, или Клавдия Корниловна - хромоножка рогатая... Иные имена более похожи на клички, за которые мы ругаем детей. Понятно, что когда первые русские крестились - крестьяне, воины, ремесленники... они не знали перевода имён, но мы-то знаем. Замечательное значение у имени Иуда - славный. Но кто захочет назвать своего сына так? А в святцах это имя есть. Наконец, просто неприятно для русского слуха звучат имена: Гавиний, Хусдазат, Акакий... О.Владимир: - Да, я с вами согласен, что проблема есть. Слава Богу, что не многие заглядывают в календарь и обращают внимание на значение имени. А знаете, до революции некоторые священники, да и сейчас, наверное, есть такие штукари, спекулировали на этом, особенно в деревнях. Приносили крестить ребёнка, а батюшка им: «Ну, как? Лучше заплатишь - красивее имя младенцу дам». Священники ведь раньше держали монополию на присвоение крещаемому имени. Вот и появлялись всякие Акакии, Хуздазады, Проскудии, Каздои, Гады, Писты, Гавинии... Сейчас священники это право утратили.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

83 Это толкование 75 летнего возраста Авраама у Амвросия изложено очень темно, поэтому в перевод мы допустили некоторую вольность, пролив свет на это место Амвросия подобным же толкованием 75 летнего возраста Авраама у Филона в кн. «De migr. Abrahae». 87 Тогда как Халдеи боготворили предметы и явления выше их лежащие – небесные, Хананеи служили обитателям и явлениям земным, в сравнении с небесными, низменными. Зоолатрия, по мнению Амвросия, скорее может привести к истинному Богопочитанию, чем сабеизм, благодаря его некоторой возвышенности. 103 Тв. Св. Иоан. Злат. Слова и Бес. на разн. случаи. Ч. I, Спб. 1864 г. стр. 341. Похв. слово муч. Виринее и Проскудии и матери их Домнике. 110 Об этом свидетельствует бл. Феодорит: «Иные говорят, что Фараон преспал с Саррой». Толк, на кн. Быт. вопр. 63. 114 Толк, на кн. Быт. вопр. 64. Тоже утверждает и св. Амвросий: Etsi natura ferus ас barbarus, tamen sugnificam etiam exteris ac barbaris moribus esse curam pudoris, et adulterII etiam sibi crimen cavendum. Qui praetendit ignorantiam condemnit intemperantiam. lta major lex naturae, quam legum praescriptio est. Non mirum ergo, si et iste Aegyptius rex Deum timuit, qui hominem non timebat, et poenam solvit adulterII, qui nullis rem tenebatur legibus». «De Abraham» lib. I, cap. 11, 8. 140 В толковании на эти слова св. Ефрем Сирин говорит: «сим очевидно прознаменуется крест. Но земля, обетованная родоначальникам в тайне креста, за крест-же изринула чад своих и отдана иным наследникам». Твор. с в. Ефр. Сир. т. VIII, стр. 323. Толк, на кн. Быт. гл. XIII. 151 Опровергают Мелхиседекиан святой Епифаний в творении: «О ересях» LV, 1–4 и Августин – «De haeresibus» cap. XXXIV. 152 «Epistola CXXVU, ad Evagrium». По той причине, что у Оригена в его первой гомилии на Бытие, где бы нужно ожидать изложения его взгляда на личность Мелхиседека, о последнем и не упомянуто, некоторые думают, мнение это, как еретическое, выкинуто из твор. Оригена , так что мы имеем теперь творение это в неподлинном виде. См. Historia eccles. Vet. Test. loan. Buddei, p. 211.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

264 Особенно важно из современных о чудесном явлении Креста на небеси Константину свидетельство исповедника Артемия пред отступником Юлианом, которому при допросе Артемий говорил: «Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень знамение Креста, лучезарно сиявшее над солнцем и зевездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне. Быв сами там, мы видели его знамение и читали буквы, видело его и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их». Истор. Филосторгия, 45. Об Артемии упоминается в Чет.-Мин. под 14 числом сентября. Памаять Артемия октября 20. Явление Креста на небеси Константину нельзя объяснить и действием метеора, ибо может ли быть надпись действием метеора? 270 Там же, кн. IV, гл. 5–6. В память этой троекратной победы силою Животворящего Креета Константин Великий , по обретении Креста и по возвращении Елены нз Иерусалима, поставил на возвышенных местах в Константинополе три больших креста (Пролог 14 сеытября). Эти кресты, вероятно, похищены были крестоносцами во время 5-го крестового похода, при котором Константинополь был разграблен (Мишо. История крестовых походов, кн. XI, 1198–1204 гг.). 277 О жизни Константина Вел., кн. III, гл. 26. – Там же Феодорит. Церк. истор., кн. I, гл. 18. – Руфпн. Церк. истор., кн. I, гл. 7–8. Созомен. кн. II, гл. 1. Hieron. ер. ad. Paulinum XLIX. 283 Чет.-Мин. 14 сентября. – Из обращенных особенно известен Иуда, который был вынужден указать место, где должно искать Крест; по обретении его, увидев чудеса, уверовал во Хрпста и под именем Кириака был после патриархом Иерусалимским и пострадал за веру при Юлиане Отступппке. Память Кириака 28 октября (10 ноября). 287 Беседа XXVII, том VI, ε ; τ νι τα ». ον ν . ». ζωοτ . ο " зта υρ – i. Также в похвальном слове св. мучен. Виринее и Проскудии, 1. 293 Монаха Антиоха, бывшего в Лавре св. Саввы во время опустошения Иерусалима персами в 614 году, беседа CVII. Chronicon pashale Heraclii an.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

– Глянь, Пашутко, ребятки – то совсем наши! – Точно что! – Девонька – то – ни дать ни взять моя Марунька! – Да и мальчонка русый… Будто из нашего села, из Проскудовки… – И как только завелись здесь такие? Ишь ты прочие – одна черномазь, прости Господи! Глазастые, что твои арапы неверные. И бабы, воображая, что так и следует, совали «ребятишкам» копейки. Эти копейки, разумеется, тоже доставались Симоне. Тот в благодарность рассказывал детишкам, что хотя эти мужики и смирные, но только до тех пор, пока они не сядут на коней и не сделаются казаками. А в качестве казаков – они уже совсем – совсем другие. У них под седлом мясо, которым они питаются; в руках длинные – длинные пики, и ими они колют всех других людей. В таком виде они обошли целый мир, оставив позади за собою пустыню. Города, попавшиеся им на пути, разрушили, села сожгли, нивы вытоптали… Узнав это, Бепи с Пепой начали остерегаться лохматых полушубков. Даже раз, когда какая – то сердобольная баба подхватила мальчика на руки, чтобы поцеловать его, – он разорался с испугу таким благим матом, что оказавшаяся тут же Пеппина – кинулась на выручку, выхватила его у богомолки и накричала на нее. Та целый день тряслась потом. Боялась, чтобы с ней черномазь эта не обошлась особенно жестоко. За тычком она не погналась… Итальянцы над неопрятными, усталыми и, по – видимому, бедными русскими паломниками смеялись, и скоро Бепи с Пепой тоже над ними начали потешаться. Когда каноник, помнивший, как из нижнего крипта вынесли мертвую русскую богомолку, крикнул Бепи: «да ведь ты сам русский!», мальчик сначала изумился, потом расплакался. Тот же каноник уверил его, что пошутил, и Бепи успокоился, но с тех пор еще больше сторонился этих странных и диких людей – тесно, плечом к плечу валивших в старую мраморную базилику. А неясное стремление куда – то вдаль всё больше росло у Бепи. Он уже начал фантазировать: – Я скоро уеду. – Куда? – спрашивала Пепа… – Туда, где киты глотают пророков, а мальчики ездят в золотых клетках на слонах… – А тебя – не пустят.

http://radonezh.ru/2023/05/18/bliznecy-s...

«по велению» Б. была написана на имя царя Феодора Алексеевича «Сказка». В ней жители Мостовки в яркой публицистической форме изложили причины того, почему они заперлись и готовы «во огни гореть, якоже и у Даниила священноинока». Помимо ссылок на «знамения» «Кирилловой книги» о признаках приближения конца света в «Сказке» содержится ряд примеров из «харатейного» (пергаменного) Пролога (жития сщмч. Филонида, пам. 30 авг., мучениц Домнины и ее дочерей Виринеи и Проскудии, пам. 4 окт., мц. Манефы, пам. 13 нояб.) и Толкового Евангелия, по мнению составителей «Сказки» оправдывающих самоубийственные смерти. Эти же примеры из житий, также со ссылками на «харатейный» Пролог, активно использовали романовские и пошехонские организаторы массовых самосожжений (см. Аввакумовщина ), с к-рыми небезосновательно полемизировал известный старообрядческий обличитель «самоубийственных смертей» Евфросин. Ссылки на жития сщмч. Филонида и мучениц Домнины и ее дочерей встречаются также в одном из сочинений протопопа Аввакума . К оригинальному творчеству мостовских крестьян следует отнести их трактовку слов из Толкового Евангелия («тако хощет и нас Бог, аще и ранимся, или сожизаемся, или умираем, не уклонитеся, ниже миловать к себе»), приведенных, возможно, по изд.: М., 1649 (Л. 62об.). Неверно поняв эти слова, мостовские крестьяне пришли к вполне определенному выводу: «И сему святому писанию конечно, государь, веру емлем и вси готови за имя Божие умерети, нежели от правоверия отступить». Самосожжения в Мостовке и в Мехонской слободе не состоялись: власти, испуганные Берёзовской гарью, к-рая заметно сократила численность тяглового населения Зап. Сибири, вынуждены были дать приготовившимся к смерти крестьянам необходимые гарантии их безопасности. Ист.: ДАИ. Т. 8. С. 219-222; Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья/Сост. А. Т. Шашков, В. И. Байдин. Свердловск, 1991. Т. 1. Вып. 2. С. 70-73. Лит.: Сапожников Д. И. Самосожжение в русском расколе (со 2-й пол. XVII в. до конца XVIII). М., 1891. С. 11-14; Пихоя Р. Г. Общественно-политическая мысль трудящихся Урала (кон. XVII-XVIII в.). Свердловск, 1987. С. 45-52; Шашков А. Т. Послание сибирской «братии» протопопа Аввакума и его адресаты//Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосиб., 1985. С. 85-97; он же. Бархатов Иван//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 126-127. А. Т. Шашков Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Венгерский Алексей Иванович; † 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки

http://pravenc.ru/text/77640.html

Св. ап. Анания , не будучи священником, крестил ап. Павла, но потому, что получил на это власть от Бога (2 пр. св. апп. Петра и Павла в Корм. л. 30). 2 . Сщмч. Киприана и мц. Иустины; блаж. Андрея, Христа ради юродивого. 3 . Сщмч. Дионисия Ареопагита и с ним Иустина пресвитера и Елевферия диакона; прп. Иоанна хозевита, еп. Кесарийского; блаж. Исихия хоривита. 4 . Сщмуч. Иерофея, еп. Афирского; обретение честных мощей свв. Гурия, первого архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского; прмч. Петра Капитолийского; мц. Домнины и двух дщерей ее: Виринеи и Проскудии; мч. Давикта и дщери его Каллисфении; прпп.: Аммона и Павла препростого; мчч.: Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона. Свв. Гурий († 1563 г.) и Варсонофий († 1576 г.) считали столь необходимым присутствовать за богослужением в храме Божием, что в старости, будучи не в состоянии ни ходить в храм, ни стоять на ногах, просили учеников своих свезти или снести их в храм и там сидя или лежа слушали божественную службу. Пусть наши сектанты убедятся, как древнерусские предки наши, св. угодники Божии, почитали храм Божий и дорожили церковным богослужением. 5 . Мц. Харитины, свтт.: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митр. Москов. и всея России чудотв.: сщмч. Дионисия, еп. Александрийского, прпп.: Дамиана Печерского, Иеремии прозорливого Печерского и Матфея, прозорливого. 6 . Ап. Фомы. 7 . Мчч.: Сергия и Вакха, Юлиана пресвитера и Кесария диакона, Полихрония, Пелагеи Тарсийской; прп. Сергия Печерского послушливого. 8 . Прп. Пелагеи, св. Пелагеи, девицы Антиохийской; св. Таисии. 9 . Св. ап. Иакова Алфеева, прп. Андроника и жены его Афанасии; прп. Петра Галатийского; свв. прав. Авраама праотца и Лота племянника его; мчч.: Еввентия и Максима; св. Поплии исповедницы. 10 . Мчч.: Евлампия и Евлампии, Феотекна; прпп.: Феофила исповедника и Вассиана. Мч. Евлампий во время своих мучений окрестил 200 воинов, уверовавших во Христа, покропив их водою из котла, в который был ввержен. Еще новое свидетельство, что окропительное или поливательное крещение, в случае крайней нужды, дозволительно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Фотография Проскудина-Горского. 1911 г. Утрата активных оборонительных функций для большинства древнерус. К., связанная с расширением границ страны в кон. XVII-XVIII в. и развитием наступательно-оборонительных родов войск, привела к их обветшанию и утратам. Однако К. долго еще влияли на планировку древнерус. городов, свой облик сохраняли их валы. В Твери земляные остатки К. XIV в. исчезли в нач. XIX в.; сохранились валы сер. XII в. в К. Переславля-Залесского, Суздаля, а также в столицах удельных княжеств вокруг Москвы - в Можайске и Дмитрове. В XIX в. с древнерус. К. было связано возрождение интереса к национальному прошлому и памятникам его искусства. 31 дек. 1826 г. был издан указ имп. Николая I, согласно которому в ведение Мин-ва внутренних дел были переданы обязанности охранять и исследовать памятники старины, прежде всего крепости и замки. С этого времени производятся обмеры и описания К. в древнейших российских городах, на 2-ю четв.- сер. XIX в. приходятся обширные работы по реставрации и ремонту К. в крупнейших городах империи: Москве, Н. Новгороде, Пскове, Казани. Под впечатлением древней архитектуры К. в сер.- 2-й пол. XIX в. развивался в России архитектурный стиль историзма. Археологическое исследование большинства К. в рус. городах, а также выявление новых стало возможным в XX в., оно позволило оценить этапы развития не только крепостной архитектуры в различные периоды истории Др. Руси, но и степень политической и экономической зрелости гос-ва. На протяжении 50-80-х гг. XX в. восстановление и реставрация нек-рых древнейших К. были связаны с именами выдающихся архитекторов-реставраторов, как, напр., Г. М. Штендера - в Новгороде, С. Л. Агафонова - в Н. Новгороде. Научное изучение наиболее важных К., прежде всего Московского, проведено не в полной мере. В наст. время большинство сохранившихся К. функционируют как музеи, в нек-рых по-прежнему размещаются адм. органы управления и кафедральные храмы. Ист.: Летопись по Лаврентьевскому списку: Фототип. изд. СПб., 1872.

http://pravenc.ru/text/2459011.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010