А затем и в то время, в которое поет петух, должны быть установлены молитвы в церквах, так как Господь сказал; «бдите яко не весте, в кий час Сын человеческий приидет, в петлоглашение или заутра» 457 . Египетские Каноны Все верные, мужчины и женщины, вставши утром от сна, прежде чем примутся за какое-либо дело пусть умоют руки и помолятся Богу и тогда только отправляются к своим делам. Но если имеет место поучение в слове Божием, каждый пусть предпочтет идти в то место, приняв в соображение, что Бог услышит, когда он будет говорить (с Ним) чрез поучающего. Ибо, помолясь в церкви, он будет в состоянии миновать неприятностей дня. (Бого)боязненный должен помнить, что большая потеря не идти в место, где учат, особенно же (если) он может читать. Или (?) если пришел учиться, то никто из вас пусть не будет (приходит?) последним в церкви, на месте, где сообщается наставление. Тогда должно предоставить проповеднику предлагать, что всем полезно, и ты услышишь то, о чем не думал, и получишь пользу от того, что Святой Дух даст чрез поучающего. Таким образом, твоя вера утвердится в том, что ты услышишь. Далее же тебе в том месте будет сказано и то, что ты должен делать у себя дома. Посему пусть каждый будет усердным в посещении церкви, места, где цветет Дух Святой. Если же в какой день не бывает поучения, то каждый пусть дома у себя возьмет св. книгу и вдоволь читает в ней то, что ему кажется полезным. И если ты дома, молись в третий час и хвали Бога. Если же ты в другом месте, и наступит этот час, то молись в сердце твоем к Богу. Ибо в этот час виден был (оказался) Христос пригвожденным ко Кресту. Посему и в Ветхом Завете закон повелевал класть на каждый час хлебы созерцания (предложения) в прообраз Тела и Крови Христовых, и (повелевал) заклание бессловесного агнца, который есть прообраз совершенного Агнца, ибо пастырь – Христос; Он хлеб, пришедший с небес. Подобным образом молись снова в шестой час. Ибо когда Христос был пригвожден ко кресту, то день этот разделился, и появился великий мрак.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Бодрствовать должны все. Это лучшее средство от бесовских искушений, как замечает церковный устав: «Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя и многосонливыя монахи» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера», 2-е, 3-е и 4-е «зри») . «Из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой… Возлияся вода до души моея, бездна обыде мя последняя снидох в землю, еяже вереи ея заклепи вечнии» (Иона 2:3) – этот вопль пророка Ионы прообразует пребывание душ умерших людей во аде, куда по милости и человеколюбию «снизшел еси Господь (в преисподняя земли)», сокрушая те вечные оковы, которые не были подвластны ранее никому, даруя свободу всем Воскресением Своим. Дословный текст о сокрушении евреев мы находим у пророка Исайи (Ис. 45:2-3): «Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев». По словам преп. Максима Исповедника, «пророк Иона – это образа Адама и нашей человеческой природы, Христа и пророческой благодати и неблагодарности еврейского народа, утомляющегося от всего доброго и завидующего постоянно милости Божией» . Подобно тридневно пребывающему во чреве кита Ионе, тридневно пребывающий в недрах земли Господь «воскресл еси от гроба», даруя нам победу над грехом, страстями и смертью. В ирмосе 7-й песни автор использует темы из 1-й части Песни трех отроков, которую мы слышим в конце последней паремии литургии Великой Субботы. За отказ поклониться идолу три отрока израильских были брошены Навуходоносором в печь, откуда их избавил Некто «подобный Сыну Божию»: «Тогда Навуходоносор исполнился ярости , и самым сильным мужам из войска своего приказал связать и бросить их в печь, раскаленную огнем… Но Ангел Господень сошел в печь и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер… Навуходоносор царь сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан.

http://bogoslov.ru/article/6027170

Был усечен за Христа в 295 году. 3. Св. Никодим, архиеп. Печский . Сей великий иерарх был родом серб. Подвизался на Святой Горе и был игуменом Хиландара. По смерти Саввы III, в 1317 году, был избран в архиепископы «всея сербския и поморския земли». Короновал короля Милутина в 1321 году. Перевел Иерусалимский типикон на сербский [язык]. В предисловии этой книги говорится: «Всемогущий Бог, ведающий нашу немощь, подает нам духовную крепость, но если сначала проявим мы прилежание». Искренне любил подвижническую жизнь, трудился над искоренением богомильской ереси и над утверждением православной веры. Упокоился в Господе в 1325 году. Его чудотворные мощи почивают в монастыре в городе Печ. Рассуждение В сарацинском лагере святого Кирилла спросили: «Как это христиане могут воевать и при этом соблюдать Христову заповедь о молитве к Богу за врагов своих?» На это святой Кирилл ответил: «Если в одном законе написаны две заповеди и даны людям для исполнения, то какой человек будет лучшим исполнителем закона: тот, который исполнил одну заповедь, или тот, который исполнил обе?» На это сарацины ему ответили: «Несомненно тот, который исполнил обе заповеди». Святой Кирилл продолжил: «Христос Бог наш заповедал нам молиться за всех тех, кто нас гонит, и творить добро и им; но Он же, сверх того, нам сказал: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих . Поэтому сносим мы оскорбления, чинимые нам врагами нам лично [в серб. букв.: в отдельности. – Ред.], и молимся за них [врагов] Богу; но как община мы заступаемся один за другого и полагаем свои души, дабы не пленили вы [так или иначе] наших братьев и вместе с телами не поработили и их души и не погубили бы их и телом, и душой». Созерцание Да созерцаю действие Бога Духа Святого на Апостолов, в частности: 1) как из некнижных делает Он их мудрыми; 2) как из косноязычных делает Он их речистыми. Проповедь о непреодолимости Божией воли И подумал 50 я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

- В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено? - Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: " Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию " (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, " внутреннюю теплоту " . А где оно куплено - это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы. - С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить? - Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль. - А что такое " красовуля " ? - Одна красовуля - это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: " У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного " (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: " ...пьяницы Царства Божия не наследуют " (1 Кор. 6, 10). - Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Вместе с тем, к помощи врачей обращаться позволительно, а иной раз и необходимо, помня, однако, что через врачей и лекарства действует Промысл Божий. Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, – говорит Премудрый Сирах ( Сир.38, 1 ). И далее: Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими ( Сир.38, 4 ). Как человеку здоровому сказано: «Трудись и молись», так можно сказать больному: «Лечись и молись». Научившись терпеливому несению болезней, следует приступить к следующей духовной ступеньке: в болезни возносить Богу благодарение, благодарить и за саму болезнь с верой, что Бог попускает ее нам во благо. Многие святые угодники Божии провели в тяжелых болезнях большую часть своей жизни или даже всю жизнь – преподобные Пимен Многоболезненный Печерский, Амвросий Оптинский , святитель Игнатий (Брянчанинов) , праведная Матрона Московская и другие подвижники. Употребление вина Устав Церкви (Типикон) издревле допускает употребление вина на литии и за праздничной трапезой. Из Евангелия мы знаем, что Сам Господь благословил вино на свадебном пиру в Кане Галилейской. Однако при этом следует иметь в виду, что вино в древности весьма отличалось от того, которое продают нынешнему покупателю в магазине. Вино Древнего Востока, о котором идет речь в Евангелии, Типиконе и Патериках, представляло собой перебродивший естественным образом виноградный сок крепостью 8–10%, к тому же изрядно разбавленный водой. Ни сахар, ни спирт в вино не добавляли. Небольшое количество такого напитка, поданного к трапезе в жарких странах Средиземноморья, не столько пьянит, сколько бодрит и предупреждает болезни. Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов, – рекомендует апостол Павел своему ученику Тимофею ( 1Тим. 5, 23 ). Однако здесь речь пойдет не о пользе от умеренного употребления вина, но о состоянии опьянения, неразрывно связанном с винопитием, и его последствиях. Остановиться на данной проблеме нас вынуждает необходимость, потому что люди, злоупотребляющие винопитием, проявляют в этом вопросе удивительное непонимание, между тем как жизнь требует полной ясности.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Возможно, что на порядок, в котором чередовались на богослужении выступления харисматиков, указывают следующие слова апостола: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет к назиданию» 229 . Язык и откровение (пророчество), как наиболее интенсивные степени вдохновение, поставлены в середине: они подготавливаются вдохновенным пением («псалом») и поучением учителя (дидаскала) и заключаются столь же спокойною речью «истолкователя» (истолкования для языкоговорения и, должно быть, пророчества). Все это «харисматическое» богослужение могло предваряться и подготавливаться обыкновенным, состоявшим из чтения Св. Писания, гимнов и молитв. Это же место из ап. Павла, по-видимому, говорит за то, что в тогдашнем богослужении преобладало исполнение богослужебного материала одиночными лицами, а не целым собранием 230 . За это же говорит замечание ап. Павла: «если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь» 231 . Участие всего собрания в богослужении здесь представляется в виде слушания того, что поется и говорится харисматиками с выражением этого участия словом «аминь». Богослужение по Апокалипсису Насколько стройный и твердый порядок выработался в богослужении к концу апостольского времени, и какую красоту сообщило это богослужению, хорошо видно из Апокалипсиса, книги, во многих местах являющейся отражением литургической практики того времени. Апокалипсис прежде всего позволяет констатировать решительный, насколько это возможно было, разрыв христианского богослужения с синагогальным. Синагога в нем называется прямо сатанинской ( συναγωγ του σατν, «сонмище сатаны») 232 . Справедливо думают, что в основе главного апокалиптического видения (4 гл.) Бога сидящего на престоле и Агнца с 24 старцами лежит картина тогдашней литургии, совершаемой епископом с сонмом пресвитеров, падающих ниц пред престолом Божиим и Агнцем «посреди его»; под престолом души убиенных за слово Божие – Гробы мучеников, на которых первые христиане совершали евхаристию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

«Завещание» в своих предписаниях о молитвенных часах делает различие между клиром (частнее епископом и пресвитером) и мирянами, требуя от первого большего усердия и тщательности в соблюдении этих часов. При этом место о епископо-пресвитерских часах молитвы в Завещании имеет в сирской рукописи и в арабском переводе для коптской Церкви характерные разности (отмеченные у нас курсивом) «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» в сирской редакции Да будет епископ постоянно у алтаря, пребывая в молениях долго и ночью, особенно же в предписываемые ночные часы, именно в первый, в полночь и в первый час зари, когда появляется рассвет. Сверх же этого утром (,?) в час третий, в час шестой, в час девятый, в час двенадцатый и в час светильника. Если же он молится за народ и за себя во всякое время непрерывно, хорошо делает. И пусть будет один в здании церкви. Но если есть у него один ли два участника, то хорошо, если он с ними пребывает для совместной единодушной молитвы в слове. Ибо где два или три находятся во имя Мое, как помните, Я сказал вам, и Я буду среди них. Если же не может непрерывно всю ночь пребывать, по крайней мере пусть остается (в храме) в вышеуказанные часы. Ибо тогда ангелы навещают церковь 451 . «Завещание» в арабском переводе для коптской церкви («Арабская Дискалия») Да будет епископ постоянно при алтаре и свободным для молитвы днем и ночью, – особенно в часы, в которые полагается молитва: в начале дня и во время отхождения ко сну и в полночь и во время рассвета, и затем в час дня первый, а также в 3, 6 и 9 и в сумерки. Если же он молится за себя и весь народ и во всякое время, хорошо поступает; и пусть будет один в церкви. Если же у него есть один или два участника и ему угодно, чтобы они с ним были, пусть устроит так, чтобы они помогали ему во всяком деле, особенно в молитвах и молениях, которые нужно совершать внимательно и в согласии, поскольку Господь сказал: где два или три собраны во имя Мое, там и Я посреде их. Если же не может совершать молитвы непрерывно днем и ночью, пусть молится в те часы, которые мы указали.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: “велик Бог!» Я же беден и нищ: Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли». «По блаженному Феодориту. в этом псалме пророк просит спасения и избавления от враждующих: «изрек же этот псалом блаженный Давид, будучи преследуем Авессаломом. И справедливо к надписанию прилагается в воспоминание, потому что памятование греха уязвляет его сильнее врагов». “Пророк воспевает этот псалом. — говорит святой Афанасий, — от лица всего человечества, которое умоляет Бога восстать на помощь ему " » (Толковая Псалтирь с краткими пояснениями святых Отцов и указанием порядка чтения псалмов на всякую потребу. М., 1998. С. 239). Смысл последнего прошения псалма поясняет авва Макарий Великий: «Та душа есть нищая духом, которая познает язвы свои, познает и окружающую ее тьму страстей — и всегда просит избавления у Господа. Переносит и труды, по не радуется ни о каком земном благе, а полагается на одного только небесного Врача и на Его врачевания» (Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 239). 72 Василий Великий, святитель. Беседа 1. О посте/Василий Великий. Творения. Ч. 4. С. 17. 73 Ирмос (греч. ειρμος, сплетение) — строфа, соединявшая библейскую песнь с христианскими гимнами силлабического сложения; с VIII в. — вступительный, оглавный стих, показывающий содержание прочих стихов песни, 1-я строфа каждой из 9 песней канона, мелодико-ритмическая модель ее тропарей (тропарь — молитвенный стих и речитативного склада песнопение Православной Церкви в честь некоторого праздника или святого). Ирмосы песней Великого канона в их современном звучании присоединены к нему преподобным Иоанном Дамаскином (см.: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. С. 124). 74 Исх.15:2: «Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его»: 75 Ирмос 1-й песни воскресного канона, глас 4. 76 Ирмос 1-й песни, глас 6. 77 Триодь, как и Типикон, указывает (в понедельник 1-й седмицы святаго поста, о часе девятом): «Творим же на кийждо тропарь метания 3», то есть — по три малых поклона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Когда же собираются молиться, пусть умоют руки. Тоже пусть делают перед каждым своим делом.     Если в Церкви есть собрание для слова Божия, то каждый пусть спешит туда на это собрание и пусть знает, что слушание слова Божия нужно ставить гораздо выше наслаждения всем блеском этого мира, и что тот понесет большой убыток, кому когда-либо нужда помешает услышать слово Божие. Пусть стараются почаще, освободившись от дел, собираться в церковь и крепко отгонять от себя ненависть к врагу, особенно если кто-либо знает грамоту. Тем более он получит пользы, если слышит то, чего не знал, ибо Господь присутствует на месте, где совершается память величия (Его) и сходит Дух на собранных изливает на всех благодать Свою. Кто же между ними человек двойного сердца (мужества?), в тех Он почивает, так как вы слышали о    Все верные, мужчины и женщины, вставши утром от сна, прежде чем примутся за какое-либо дело пусть умоют руки и помолятся Богу и тогда только отправляются к своим делам.    Но если имеет место поучение в слове Божием, каждый пусть предпочтет идти в то место, приняв в соображение, что Бог услышит, когда он будет говорить (с Ним) чрез поучающего. Ибо помолясь в церкви, он будет в состоянии миновать неприятностей дня. (Бого)боязненный должен помнить, что большая потеря не идти в место, где учат, особенно же (если) он может читать. Или (?) если пришел учиться, то никто из вас пусть не будет (приходить?) последним в Церкви, на месте, где сообщается наставление. Тогда должно предоставить проповеднику предлагать, что всем полезно, и ты услышишь то, о чем не думал, и получишь пользу от того, что Св. Дух даст чрез поучающего. Т.о. твоя вера утвердится в том, что ты услышишь. Далее же тебе в том месте будет    (с. 102)    поставлении их (хиротонии?) в Духе. Движущиеся же своим разумом (следующие только его внушениям?) (и остающиеся) дома, не следуют тому, что слышать в Церкви. Итак каждый пусть старается с большим усердием посещать церковь во все дни, в которые совершаются молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Молитесь об отцах и братиях наших. Молитесь об отцах и братиях наших путешествующих. Молитесь о воздухе небесном и плодах. Молитесь, чтобы Христос Бог наш… (о царе). Молитесь о отцах… (архиепископах усопших). Молитесь о тех, которые от себя сделали жертвы и приношения. Молитесь о жизни и благоденствии патриарха и почтенного отца нашего архиепископа отца N, чтобы Христос Бог наш сохранил жизнь его на многие годы и спокойные времена и пощадил нас. Молитесь о прочих православных, которые находятся на всей земле, чтобы Христос Бог наш был благостен к ним и помиловал их и пощадил нас. Молитесь о безопасности сего места и всех мест православных отцов наших пустынников и отшельников и тех, которые живут в них, и о безопасности всего мира, чтобы Христос Бог наш сохранил их от всякого зла и пощадил нас. Молитесь о предстоящих, которые здесь участвуют с нами в молитвах, чтобы Христос Бог наш сохранил их и помиловал их и пощадил нас. Молитесь о всех, которые поручили нам поминать их в молитвах и прошениях наших, чтобы Христос Бог наш избавил их от всякого зла. Молите Бога со страхом. Молитесь о сем святом священническом собрании и о всем чине православных священников, чтобы Христос Бог наш утвердил их в православной вере даже до последнего дыхания. Молитесь о сем собрании нашем и о всяком собрании православных народов, чтобы Христос Бог наш благословил и совершил их в мире и отпустил нам грехи наши 2092 . Ектения на сирской литургии В первой после части, соответствующей нашей проскомидии, и возгласа священника «Слава Отцу…» диакон: «О спокойствии и мире всего мира верующих во Христа от пределов и до пределов вселенной, о слабых и угнетенных и душах страждущих, об отцах, братиях и наставниках наших, о грехах, согрешениях и проступках всех нас, и о верных усопших, отшедших от нас, с возношением фимиама молимся, Господи». Священник – молитву другого, общего содержания. Такое же возглашение диакона несколько позднее. По освящении Даров диакон: Благослови, Господи. Помолимся и будем просить Господа Бога нашего в настоящую великую и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010