о., они восходят к V–XII вв. С XIV в. в Триодях помещается Стишной синаксарь Никифора Каллиста Ксанфопула («В сей день, в неделю вторую после Пасхи, обновление празднуем Христова воскресения»). С недели Антипасхи (включительно) и до отдания Пасхи все службы начинаются с пасхального тропаря «Христос воскресе», на утренях ежедневно поется «Воскресение Христово видевше», литургия имеет особое окончание. Относительно порядка службы Антипасхи поздние редакции Иерусалимского устава различаются расстановкой стихир, а также некоторыми частными особенностями – напр., в первом печатном русском Типиконе 1610 г. есть праздничная стихира по 50-м псалме (глас 6-й «Дверем затворенном прииде Исус»), а по принятому ныне в РПЦ Типикону поется обычная воскресная стихира; на литургии по Типикону 1610 г. кроме кондака праздника поется кондак Пасхи и кроме причастна праздника -причастен Пасхи; некоторые Типиконы (напр., древнейший из сохранившихся Типиконов ТСЛ ) указывают на Антипасху праздничный отпуст и т. д. По Типикону Г. Виолакиса, в настоящее время являющемуся основным Типиконом в практике греческих Церквей, на Антипасху поется служба праздника без бдения (бдения по этому Типикону не совершаются), с чтением воскресного утреннего евангелия перед 9-й песнью канона (как и в др. воскресенья года), с отменой «Преблагословенна еси» и евангельской стихиры на утрене. Особенность литургии Антипасхи по этому Типикону состоит в употреблении праздничных антифонов и входного стиха Пасхи, а также задостойника праздника (ирмос 9-й песни канона «Тебе светлую свещу»). Отмена или перенесение воскресного последования, великий прокимен на вечерне в день праздника и др. уставные моменты Антипасхи свидетельствуют о чрезвычайно большом значении, которое этот день издревле имеет в литургической жизни Церкви. Гимнография праздника тематически очень разнообразна. Наряду с главными темами – Воскресения Христова, уверения ап. Фомы, обновления можно выделить также некоторые сопутствующие смысловые мотивы. Большая часть гимнографического материала посвящена теме человеколюбия и крайнего снисхождения Божия: «Человеколюбче, велие и безприкладное множество щедрот Твоих: яко долготерпел еси, от иудей заушаем, от апостола осязаем, и от отметающихся Тебе многоиспытаем, како воплотился еси; како распялся еси безгрешне» (славник на стиховне) – посредством сопоставления раскрывается смысл празднуемого события: всесильный Господь, Воскресший из мертвых «запечатану гробу» и явившийся ученикам «дверем заключенным» (отпустительный тропарь), снисходит по Своему человеколюбию к немощи нашей настолько, что допускает прикосновение к Своей плоти, столь же уничижительное для Него, как и Крестные страдания, и «неправедное убиение», и еретические измышления, ради того, чтобы человек приобрел веру в Воскресение.

http://pravoslavie.ru/37420.html

с. соединяются (канон праздника с ирмосом на 8, ирмос по дважды, и канон дня с ирмосом на 8, ирмос по дважды, катавасия - ирмос дня), по 3-й песни - кондак, икос и седален В. с., «Слава: И ныне» праздника и чтение праздника, по 6-й - кондак и икос праздника, пролог и синаксарь, на 9-й песни канона поются припевы праздника, а к канону В. с. припев «    », по 9-й - «Свят Господь» и светилен праздника дважды; на хвалитех - 3 стихиры В. с. и 3 праздника, самогласен праздника; начиная с великого славословия - все, как обычно в В. с. Днем бывает праздничный крестный ход. На вечерне с литургией свт. Василия Великого - стихиры и Апостол с Евангелием дня и праздника. На литургии - служба дня и праздника; задостойник Триоди, а в храмах Благовещения - задостойник праздника. Если Благовещение совпадает с Пасхой, то его празднование начинается с вечерни В. с. По совр. греч. приходскому Типикону Виолакиса, если Благовещение совпадет с В. с., праздник переносится на 1-й день Пасхи. В. с. у нехалкидонитов В армянском обряде богослужение В. с. основано на древней иерусалимской традиции. На утрене читается Евангелие (Мф 27. 62-66). Вечером служится бдение по древнему чину (пасхальной ночью вместо него совершается служба позднейшего происхождения), к-рое начинается с возжжения 3 светильников при пении Пс 112; далее - Пс 117 и 12 традиц. иерусалимских паремий с молитвами. После 6-го чтения в храме зажигаются все лампады, каждый молящийся получает свечу и в центре храма поется текст из канона в честь праздника Ковчега Завета «Светись, о Иерусалим» (Hebdomadae Sanctae Celebratio. 1997. P. 64-65). Сразу после паремий бывает литургия (чтения: прокимен из Пс 64; 1 Кор 15. 1-11; Мф 28. 1-20). Гимнографические тексты посвящены Погребению Христа и Его Воскресению ( Renoux. P. 115-117). В западно-сирийском обряде в ночь с Великой пятницы на В. с. в мон-рях совершается бдение, а в приходских храмах клирики читают Псалтирь перед Гробом Господним. В полдень после 9-го часа совершаются Евхаристия и обряд покаяния, к-рый является подготовительным к пасхальной литургии ( Burkitt.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

3124 «Под редовним песмама» – вели – се све песме канона празника, се у време попразништва све оне, почевши од прве, по реду на Блажена. У току попразништва се све песме празничног канона тако да се на дан пева IX песма канона. У дане попразништва празника, у редовних песама на Блажена улазе и III и VI песма канона празника, зато што се на сам празник на не ни антифони (псалми), ни Блажена, стога ни III ни VI песма празничног канона, него се празнични антифони. А у дане попразништва Богородичиних празника, у редовних песама на Блажена не улазе III и VI песма канона празника, се на саме те празнике антифони (псалми), а на Блажена III и VI песма канона празника» (н. д. 391:392). 3127 Све овако вели и Типик, стр. 21. У наведеном Типику Г. Виолаки: Октоиха на 4 и Светог 4 (стр. 31). 3136 Кад се нпр. понегде стихови «Бог Господ» на свега двапут, уместо четири пута, какво се време ту уштеди? Тек да не би било онако како треба. 3141 Псаломенон тон макарисмон, оте де елтхусин и псалонтес ис то Докса… (Грч. Евхологион Ватопед. библиот. бр. 133 (744), XIV в. Материали истории литургии Св. Иоана Злат., 1889:50). Исто тако у рукоп. ман. у Св. Гори бр. 6277 (77), XIV в. (уп. П. Трембелас, Е трис литургие, Атина 1935:6). У рукоп. Атинске народ. библиот. бр. 767, XVIII в. се слично: «… Блажена или (тритекти) Светог. А кад кажу Слава…» (Трембелас, н. д. 35). Исто тако и код Гоара (Евхологион, 1730:54), нам грчког израза «тритекти» да су то и шеста песма канона, се у време и (тритекти). Ове две песме изабране су пре других на се оне врше и шестог часа дана, или после службе (часа), а пре шестог» (исто, 108). Исти разлог зашто се баш узима III и VI песма наводи, у свом И. «Ово време дана особито (нашег се у извршило: силаском Св. Духа на апостоле, шести на крсту» (н. д. 145). Архиепископ износи друге разлоге за употребу ових песама на песма садржи молитву Ане пророчице, означава неплодство прве (старозаветне) цркве се сада плодном; а шеста песма – прор. био слика тридневног погреба и и нашега» С. Петербург, 1908:180).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

В совр. греч. и рус. богослужебной практике «Д. е.» поется на утрене только вне пред- и попразднств и лишь в тех случаях, когда канон утрени не имеет катавасии по каждой песни ( Розанов. Устав. С. 120, 140; впрочем, в изложении службы Троицкой родительской субботы в совр. изданиях Цветной Триоди на каноне утрени указаны и катавасия, и «Д. е.»); то же происходит и в совр. греч. практике (см.: Ργας Γ. Τυπικν. Θεσσαλονκη, 1994. Σ. 98-99. (Λειτορυγικ Βλατδων; 1)). Однако, в соборно-приходском Типиконе Георгия Виолакиса в изложении чина праздничной и воскресной утрени ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 24-25, 56) и в описании чина вседневной утрени (Ibid. Σ. 46) о пении «Д. е.» нет указаний, но говорится о нем только в главе о великопостной утрене (Ibid. Σ. 328). В слав. рукописях Иерусалимского устава XVI - 1-й пол. XVII в. наиболее распространенным является указание петь «Д. е.» по 9-й песни канона в седмичные дни: «...велегласно вкупе на глас 6-й и творим вкупе вси поклон до земли»; в главе о чине воскресного всенощного бдения указания о «Д. е.» отсутствуют (см.: РГБ. Троиц. осн. 244. Л. 29, 2-я пол. XVI в.; ср.: ГИМ. Син. 335. Л. 22, 35 об., нач. XVII в.; то же и в печатных дониконовских Уставах 1610 г. (Л. 17, 39 об.), 1633 г. (Л. 11 об., 22 об.) и 1641 г. (Л. 26, 45)). В нек-рых слав. рукописях (включая ранние: ГИМ. Син. 329. Л. 20 об., 32 об., 2-я пол. XIV в.), однако, предписывается петь «Д. е.» по 9-й песни канона как на седмичной, так и на воскресной утрене (что больше соответствует предположению о связи между «Д. е.» и «Величит душа Моя Господа»). Указания о пении «Д. е.» и в воскресные, и в седмичные дни содержат Соловецкий и Скитский уставы XVII в. (РНБ. Арх. собр. 229. Л. 19; Сол. 1129/1239. Л. 17), а также старообрядческие уставы (ГИМ. Хлуд. 271. Л. 43 об., нач. XIX в.; Выговский устав. Саратов, 1911. Л. 11, XVIII в.; Устав [Преображенской общины]. 1915. Л. 11; Устав еп. Арсения Уральского. М., 2001Р. Л. 73 об.- 74 и др.). В совр. старообрядческой традиции «Д. е.» поется всегда, когда исполняется песнь «Величит душа моя Господа», включая пред- и попразднства.

http://pravenc.ru/text/180367.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ РЕДЕСТСКИЙ НОВЫЙ [Второй; греч. νετερος, Β] (1833, Родосто, ныне Текирдаг, Турция - авг. 1889), протопсалт Великой ц., греч. мелург. Начальное муз. образование получил у свящ. Дометия в Родосто ( Редесте ), по переезде в К-поль (1849) продолжил его у Петра Византийского, нес служение церковного певчего (псалта) в разных к-польских церквах. С 1863 г.- лампадарий (руководитель левого хора), в 1871-1876 гг. протопсалт патриаршей ц., затем вплоть до кончины продолжал петь в различных храмах. Был известен как знаток устава Великой ц. и преподаватель церковной музыки. Составил собственные версии мн. песнопений, в т. ч. большие аниксандарии на 4-й плагальный (8-й) глас (2 варианта: καλοκαιριν - летние, т. е. обработка распева, использовавшегося в летнее время на всенощных в афонских мон-рях, и πολιτικ - городские, на основе напева, использовавшегося в городских церквах), великое славословие на 2-й плагальный (6-й) глас, «Достойно есть» на 1-й плагальный (5-й) глас, евангельскую стихиру «Се тьма» на глас βαρς Ζω (7-й), издал 2 сборника песнопений Страстной седмицы и Пентикостария (Цветной Триоди). Как и протопсалт Георгий Виолакис , Г. Р. Н. использовал для своих версий славников мелос древнего Стихираря ( Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 59). Лит.: Γεργιος Ραιδεστινς Επικδειος λγος//Κωνσταντινοπολις. 1889. ρδβλθυοτεΕτος κα. Α. 181, 183, 184; Παπαδπουλος Γ. Συμβολα ες τν στοραν τς παρ μν κκλησιαστικς μουσικς. Αθναι, 1890. Σ. 364-366 et passim; ΘΗΕ. Τ. 10. Σ. 754; Στθης. Χειργραφα. Τ. 2. Σ. 859; Τ. 3. Σ. 176, 603. Э. П. М. Рубрики: Ключевые слова: ЕПИСКОПОПУЛЫ Антоний (отец) и Венедикт (сын) (XVI - нач. XVII в.), греч. кодикографы, протопсалты, мелурги, исследователи церковной музыки

http://pravenc.ru/text/164427.html

протопсалта Г. Виолакиса предписывает петь службу предпразднства и самого праздника по упрощенному чину (сохраняя традиц. порядок в монастырском богослужении). 23 марта вечером - вечерня с литургией Преждеосвященных Даров. 24 марта утреня с «Бог Господь»; вечером - вечерня со входом, но без литургии Преждеосвященных Даров (даже если 24 марта - среда или пятница). Бдение не совершается (как и в др. праздники); на утрене, независимо от дня, 2 кафизмы (седальны праздника), полиелея нет (Евангелие - по 8-й песни канона), поется великое славословие. Литургия совершается полная, без соединения с вечерней (в любой день); на литургии поются праздничные антифоны и входный стих. Отдание чаще всего происходит вечером 25 марта на вечерне, в конце к-рой поется Акафист Богородице; праздничные тексты на утрене (и, возможно, литургии) 26 марта звучат только при отдельных вариантах совпадений Б. с днями Великого поста. Важным отличием греч. Типикона является перенос Б. на первый день Пасхи, если праздник выпадет в Великие пятницу или субботу ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 205-238). Во многом отличаются друг от друга греч. и рус. гимнографический формуляр Б., большое разнообразие наблюдается в распределении праздничных стихир; в греч. Минее нет канона попразднства и хвалитных стихир арх. Гавриила; различаются нек-рые небольшие тексты. В римской традиции праздник Б. в большей степени, чем на Востоке,- праздник Божией Матери и в меньшей - праздник Воплощения Спасителя. Только с 1895 г. праздник официально включен в число первостепенных; до этого времени он считался праздником 2-й степени в шестиступенчатой рим. классификации. Богослужение праздника в рим. обряде совершается 25 марта (в испано-мосарабском обряде празднование переносится на 18 дек., в амвросианском - на последнее воскресенье Адвента), но если Б. попадает на Страстную седмицу или октаву Пасхи (Светлую седмицу), то его служба поется в понедельник 2-й седмицы по Пасхе, в нек-рых местностях существуют особые традиции празднования Б.

http://pravenc.ru/text/149269.html

Прп. Евфимий Великий. Икона. Нач. XV в. (мон-рь Хиландар, Афон) Прп. Евфимий Великий. Икона. Нач. XV в. (мон-рь Хиландар, Афон) В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1096, XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 38), говорится о возможности по желанию предстоятеля совершать в день памяти Е. В. всенощное бдение, однако описана полиелейная служба. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) также описана полиелейная служба Е. В., но допускается совершение всенощного бдения. На утрене поются каноны Октоиха и Е. В.; Евангелие утрени - Лк 6. 17-23. В первопечатном рус. Типиконе (М., 1610) устав службы 20 янв. близок к изложенному в первопечатном греч. Типиконе, но описывается всенощное бдение. На утрене канон Е. В. предваряется каноном Богородице; Евангелие утрени - Мф 11. 27-30. В исправленном издании рус. Типикона 1682 г. под 20 янв. праздничный знак - красный крест в круге, характерный для изданий 1610 и 1641 гг. (в издании 1633 г.- просто красный крест), был заменен крестом в полукруге (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); этим же знаком отмечено 20 янв. и в совр. русском Типиконе. В греч. Типиконе Виолакиса 1888 г. ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 161) под 20 янв. оставлены только указания на случай совпадения памяти Е. В. с воскресным днем или предлагается следовать указаниям, отмеченным под 17 янв. Последование Е. В., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает отпустительный тропарь 4-го гласа: Εφρανου, ρημος ο τκτουσα (      ); кондак 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа на подобен «Яко начатки» Εν τ σεπτ γεννσει σου (        ); канон, надписанный именем прп. Иоанна Дамаскина, 4-го гласа, с акростихом, проходящим через ирмосы и тропари: Ολβος πφηνας γηγενν Εθμιε (          ), ирмос: Οκ στι σο μοιος, δεδοξασμνε Κριε (          ), нач.: Λεις τν κατφειαν, τος παραδξως φσασιν (          ); канон, надписанный именем Феофана, 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Τας σας προσευχας Παμμκαρ, φς μο νμοις (            ), ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Τας προσευχας σου κα τας δεσεσιν, κδυσωπν τν Θεν (            ); 9 самогласнов и 6 циклов стихир-подобнов, 4 седальна, светилен.

http://pravenc.ru/text/187761.html

У нашим савременим Служебницима излаже се подробно Свете треба поменути на отпусту. Поред отпуста на велике празнике, се то и о свакодневним отпустима. 3782 У Типику, осим тога, вели се да у отпустима у Цркви треба поменути и свете Србе и 3783 О савременим отпустима проф. Трембелас каже да су уведени доста касно: «Данас у употреби, и од оног Молитвама Пречисте Матере…) много отпуст: «Христос изгледа да уведен XVIII века…». 3784 како сам проф. Трембелас наводи да се отпуст: «Христос Бог наш, молитвами (тес пресвиес) Матере…» у од XII–XIII века, 3785 затим из да се на отпуст односи Светог Симеона Солунског у XV в., 3786 затим да се отпуст у руским рукописима XIV в. и штампаним у XVII в., као и у нашим из XVI в., изгледа да он био у употреби од а да XVIII века коначно надвладао, тако да данас само он у употреби. и то да се возглас «Молитвами отец наших…», неки свештеници говоре иза отпуста на «не налази нигде у рукописима», како вели проф. Трембелас. Истина, налази се у Евхологиону XII-XШ века (као и у Патмоском из 1260. г.), али га узглашава као молбу Господу за милост и због молитава присутних монаха. и у Диатаксису Свете али не и у рукописима написаним према Проф. Трембелас из свега тог «да «Молитвами…» уведено у манастирима, али успело да завлада и у градовима». 3787 од XII века, дакле, у отпустима се ликови Светих, од XIV в. и Свети да нам молитвама код помогну у У савременим Служебницима изнето Свете треба на отпусту поменути, и тога се треба држати. Без да у Цркви постане све стереотипно и треба се чувати и друге широко, али место у Цркви. А да у отпусту разних Светих производ свештеника», и угледни грчки литургичар, К. Калиникос. 3788 И проф. Фундулис вели да се не може препустити сваком свештенику да год Свете. правилно гледиште да у отпусту треба поменути и Светог дана (из ма био и мали, насупрот Г. Виолакису вели да се не Свети «славник», Фундулис каже: «Но у имена треба да граница, да не бисмо пали у другу треба да се ограничи на главне Свете, оне службу у или месне Свете ма и немали службу у (нпр. новомученике итд.)». 3789 На истом становишту Иератикон званичног Грчке цркве, у 1962. год, на наводи «Календар целе године, за руководство свештеницима Светих имена треба да на и отпустима». 3790

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

– В Евангелии Господь говорит: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» ( Мф.6:16–18 ). Что это значит? – Искушение Великого поста – это именно фарисейство, потому что преподобный Иоанн Кассиан Римлянин , говоря о восьми страстях, замечает, что первые шесть – чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние – связаны между собой и идут от чревоугодия. А другие страсти – тщеславие и гордыня – живут сами по себе. Возникают они в человеке именно тогда, когда он начинает побарывать в себе первые шесть. Именно тщеславие и гордыня питаются добродетелью. На этом произрастает фарисейство, потому что самое неприятное, что может с христианами произойти – жить в такой ложной добродетели. Можно вроде все правильно делать – и молиться, и поститься, и помогать ближнему, и все, что хотите, – но при этом быть уверенным в том, что все хорошо, все в порядке. Пост – это время, когда надо плакать, себя умерщвлять. Фарисеи не только это делают, но и всем показывают, что они плачут и умерщвляют. А Христос говорит: «Давайте будем жить. Давайте оживать. Давайте свое лицо умоем и голову маслом помажем», – потому что путь поста – это путь ко Христу, это путь к Свету. Мера поста – Как выбрать меру телесного поста? С одной стороны, Типикон, сухоядение, с другой стороны, мы, уставшие городские жители, постоянно жалующиеся на современные ритмы и хроническую усталость? – В разные периоды жизни все бывает по-разному. Когда-то очень хорошо следовать Типикону, поверьте мне. В молодые годы я старался соблюдать пост и Типикон был для меня большой поддержкой. Не только я, очень многие люди через Типикон в свое время учились правильно относиться к посту. Совершенно свободный молодой человек, полный сил и энергии. Почему по Типикону не попоститься? Очень даже было тогда хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

   3. «Радостно начнем время поста, устремляя самих себя к духовным подвигам; очистим душу, очистим плоть, будем удерживаться, как от яств, так и от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями духа, чтобы с ревностию преуспевая в них, всем нам сделаться достойными увидеть всечтимые страдания Христа Бога и духовно возрадоваться святой Пасхе».     Великий прокимен, гл. 8: «Не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня, внемли душе моей и избавь ее».     Стихи:    1. «Помощь Твоя, Боже, да восставит меня».    2. «Увидят это страждущие и возрадуются».    3. «Оживет сердце ваше, ищущие Бога» (Пс. 68:18-19, 30, 33). В понедельник 1 недели Великого поста.     На утрени — седален, гл. 2:(после 2 кафизмы). «В первый святой день поста проникнемся умилением, от души восклицая: «Владыка Христос, прийми нашу молитву, как лучший фимиам, и избавь нас от злой погибели и страшного мучения, молимся, ибо Ты — Один, Легкоумилостивляемый».     Стихира на стиховне, гл. 5: «Пришел пост, мать целомудрия, обличитель греха, помощник покаяния, образ жизни Ангелов и спасение людям. Воскликнем, верующие: «Боже, спаси нас».     Библейские песни, разделяясь на стихи, пелись ежедневно в первые века христианства. По церковному уставу должны петься и теперь вместо припевов пред тропарями утреннего канона, исключая утрени страстной и пасхальной недели. В четыредесятницу должны петься полностью, а в остальные дни соответственно числа тропарей, но не более 12 стихов, (см. Типикон, 8 гл. Ирмологий Толковый Типикон М. Скабалланович в. II стр. 256—265— Киев, 1913 г.).     Песнь 1: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь — крепость моя и слава моя. Он был мне спасением. Он Бог мой и прославлю Его; Бог Отца моего и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море и избранные военноначальники его потонули в Чермном море. Пучины покрыли их; они пошли в глубину, как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Величием славы Твоей; Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой и он попалил их, как солому».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010