См. прим. к Слову на день Феодоровской иконы Божией Матери.    Публ-ся по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публ. в кн.: Отец Алексей Мечев. С.286—287; Жизнеописание... С.54. Николай — сын диакона. См. письмо 4. Александр Никитич — псаломщик, а потом диакон на Маросейке.     Маврикий Осипович Вольф (12.11.1825 — 19.2.1883) — русский издатель и книгопродавец. Основанное им издательство «Товарищество М.О.Вольф» (1882—1918) выпустило ок. четырех тысяч книг. Анна Алексеевна Мечева — см. прим.6.    Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.287. Из Кастрополя о.Алексий писал письма сыну на фронт «почти ежедневно» (Жизнеописание... С.55).     Тетя Оля — Ольга Петровна — сестра жены о.Алексия — Анны Петровны Мечевой. См. прим.4. Ей адресовано письмо 13.     Католический архиепископ Винцент Ключинский после начала войны 1914 г. оставил Петербург, и делами Римско-католической митрополии стал управлять епископ Ян Цепляк.    Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.288; с купюрами без их обозначения в кн.: Жизнеописание... С.55—56.    Верховным Главнокомандующим Русской Армии с начала войны до августа 1915 г. был Великий Князь Николай Николаевич (1856—1929) — дядя Императора Николая II.    В апреле-начале июня 1915 г. австро-германские войска нанесли России ряд чувствительных ударов. Мы вынуждены были оставить Галицию, города Львов, Перемышль, Варшаву.    Публ-ся по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публ. в кн.: Отец Алексей Мечев. С. 288—289; Жизнеописание... С.56. Ольга Петровна — сестра жены о.Алексия — Анны Петровны Мечевой.    Публикуется по машинописи из архива Е.В.Апушкиной. Первая публикация в кн.: Отец Алексей Мечев. С.289—290; частично в кн.: Жизнеописание... С.56—57 (с купюрами без их обозначения). Отрывок из письма. Публикуется по кн.: Жизнеописание... С.57.     Беловы — прихожане Маросейки. В их доме произошла встреча о.Алексия со св. прав. о.Иоанном Кронштадтским. «Женю и Елену Беловых» упоминает М.И.Тимофеева в своих воспоминаниях «А любовь и по смерти не умирает».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В Лувенской школе с 1246 г. преподавал доминиканец Фома из Кантемпре, автор энциклопедического трактата «О природе вещей» (De natura rerum; ок. 1240), продолжавшего традицию Александра Неккама, Рабана Мавра и Беды Достопочтенного . Французский доминиканец Винцент из Бове (ум. в 1264) составил энциклопедическую компиляцию «Зерцало мира» (Speculum mundi), в которой ему принадлежат три части: «Зерцало вероучения» (Speculum doctrinale), «Зерцало истории» (Speculum historiale) и «Зерцало природы» (Speculum naturale), а четвертая – «Зерцало морали» (Speculum morale) – была добавлена уже посмертно, в начале 14 в. Один из 33–х учителей Церкви, doctor universalis («учитель всеобъемлющий») доминиканец Альберт Великий (Albertus Magnus), или Альберт фон Больштадт (Albert von Bolstadt) (ок. 1193 или ок. 1206–1280), при жизни более известный как Альберт Лауингенский или Кёльнский 707 , приобретает славу величайшего схоласта Европы. В 1245 г. в Париже он знакомится с 20–летним итальянским студентом из Аквино, буквально за год до того вступившим в орден доминиканцев, – монахом Фомой, который затем станет одним из любимых учеников Альберта и будет сопровождать его в многочисленных поездках. Воспитанный на трудах Аристотеля, Альберт пытается приспособить их к христианскому богословию (известны его комментарии к «Этике», «Физике» и «Политике»). Через труды Альберта Великого философия и богословие средневековой Европы восприняли аристотелевские идеи и методы. Среди главных сочинений – Summa de creatoris («Сумма о творениях»), De anima («О душе»), De causis et processu universitatis («О причинах и о возникновении всего»), Metaphysica («Метафизика»), Summa theologiae («Сумма теологии») 708 . Ученик Альберта Великого доминиканец Фома Аквинский (1225–1274), систематизатор средневековой схоластики, – наиболее авторитетный католический философ и теолог (что с 1879 г. установлено официально). Он именуется одним из 33–х учителей Церкви, doctor angelicus («учителем ангелов»), doctor universalis («учителем всеобъемлющим»), princeps philosophorum («князем философов»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Ратисборн. «Блаженного Альберта Великого, Епископа Ратисборнского Руководство об истинных и совершенных добродетелях, называемое также духовным раем», 1823 г., гл. 1). 2 . Альберт Великий о истинном благоразумии. Побуждением к истинному благоразумию является для нас пример философов, которые, как свидетельствует божественный Иероним, так много работали для приобретения знаний, что даже избегали посещения городов и людей, пригородных садов (где почва орошена водой, шорох ветвей деревьев и пение птиц – соблазны для ушей и глаз), чтобы чрезмерной роскошью и пышностью не умалить духовных сил и этим самым не обесчестить благоразумия. Конечно, бесполезно также часто появляться среди людей, выслушивать их доказательства, которым с трудом верится. Подобно и пифагорейцы имели привычку жить в уединенном месте и, как читаем, выкалывали себе глаза, чтобы из-за них не отрываться от философского созерцания... Доказательством ложного благоразумия является отличаться познанием путей небесных светил, силы целебных растений, ценности благородных камней, и все это только ради наживы. Ибо такое познание не созидает, но разрушает. Кроме того, ложное благоразумие служит доказательством хитрости во временной деятельности. Но вместе с тем оно является глупостью, по свидетельству Апостола: «Премудрость бо мира сего, буйство у Бога есть» ( 1Кор.3:19 ). (Там же, гл. 8). 3 . К средневековой космологии. Заметка неизвестного автора X века на полях кодекса монастыря С-т Жермен де Пре о существовании антиподов. Очевидно, что антиподы имеют над собою небо. Говорят, что это суть люди, живущие на другой от нас стороне земли и отделенные от нас океаном. Они, по-видимому, имеют такие обычаи и культ, как персы. Но то обстоятельство, что на нижней стороне земли существуют люди, не противоречит религии, так как оно вытекает из природы земли, имеющей форму сфероида». (Цитируется по кн.: Генрих Эйкен. «История и система средневекового миросозерцания». СПб., 1907 г, с. 549−550). 4 . К средневековой космологии. Доминиканец Винцент из Бове (ум. 1264 г.), воспитатель сыновей Людовика Святого, о размерах земли (из книги «Зерцало природы»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Маркелл и Фотинос, с некоторыми из друзей своих, собирались в Сирмиуме (349) вопреки собора Миланского, 246 и он удержался еще несколько лет на своем престоле. Возвращение епископа Афанасия на престол Александрийский Собор Миланский, счел долгом просить императора Констанция, о приведении в исполнение своих определений и восстановлении Афанасия на престоле Александрийском. Констант писал брату своему Констанцию. Письмо его было доставлено двумя доверенными от собора Винцентом Капуйским и Евфратасом Кельнским, отправившимся в Антиохию, местопребывание Констанция. Прибытие их в Антиохию встревожило ариан и в особенности испугало Стефана, еретического епископа этого города. Развращенный человек этот, желая обесчестить обоих епископов православных, составил против них гнуснейший заговор. Замысел свой открыл он развратному юноше именем Онагр, который, подкупив одну из распутниц, спрятал её в гостинице, где оба епископа остановились. Условлено было, чтобы распутница употребила все усилия соблазнить их. Онагр же с некоторыми сотоварищами разврата спрячется и будет свидетелем происшествия. Ночью, по данному знаку, развратница вошла в комнату Евфратаса. но святитель, услыхав женский голос и полагая, что находится под искушением бесовским, громким голосом стал призывать имя Иисуса Христа. Развратница, удивленная непривычными для неё словами и видя седого старца вместо молодого человека, про которого Онагр говорил ей, стала кричать, что ее обманули. При крике этом Винцент Капуйский и слуги проснулись, а Онагр и товарищи его попытались бежать, но двери гостиницы наскоро были заперты и семеро из них остались взаперти, а в том числе и сам Онагр. Слух об этом соблазнительном происшествии разнесся по всему городу, и пал на ариан, особливо после сознания Онагра и развратницы. 247 Констант объявлял в письме своем, что если брат не согласится на его справедливые требования, то он объявит ему войну. Констанций собрал своих арианских епископов, и они посоветовали ему лучше призвать Афанасия, нежели подвергать империю междуусобной войне. Вследствие этого решения, Констанций написал Константу успокоительное письмо, а Афанасию рескрипт, призывавший его возвратиться в свою Церковь . Рескрипт состоял в следующих выражениях: 248

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

431 Фотин, епископ Сирмии (ок. 340 г.), объявлял Христа человеком, которого отличает от других только его чудесное рождение и полнота благодати, дарованная ему за его нравственное совершенство. Фотин был низложен Сирмийским Собором 351 г. 432 1Кор. 11, 19 . Винцент (Викентий) Лиринский так объяснял эту мысль св. Павла: «Надлежит быть ересям, – говорит он, – чтобы обнаружились среди нас люди испытанные. Он как бы говорит: ересиархи потому не сразу по воле Божией изничтожаются, чтобы стало ясно, насколько каждый крепок, верен и утвержден в православной вере. И правда, когда вскипит что-то новое, сразу же видны тяжелые зерна и легковесная мякина, и легко тогда выметается с тока то, что не могло остаться на току, не имея веса». 433 Августин называет две опасности, которым он подвергался, если бы ограничился чтением только книг неоплатоников: 1) он мог отойти от христианской веры; 2) поверить, что философия могла дать душе то же, что и Писание. 434 О влиянии ап. Павла Гарнак писал: «Маркион после апостольских отцов; Ириней, Климент и Ориген после апологетов; Августин после греческих отцов; великие реформаторы средних веков в лоне средневековой Церкви от Агобарда до Весселя; Лютер после схоластиков; янсенизм после Тридентского Собора – во всех этих людях действовал и вел к реформации Павел» (История догматов, 1, 136). 440 «Создал» – один из опорных текстов для ариан. Августин относил «создал» к человеческой природе и понимал «в начале путей Твоих» как свидетельство о человеческой природе Христа, через которую люди приблизились к Богу. 455 О происхождении и юности Симплициана (умер ок. 400 – 401) ничего не известно. Он был духовным отцом Амвросия и преемником его по епископству. Августин познакомился с ним в 386 г. Амвросий характеризовал его как человека острого ума, умело изобличавшего «философские учения, уклонявшиеся от истины» («Письма»). 456 Солиньяк, автор последнего комментария к Августину, толковал эти слова так: «Один жил в воздержании, другой в браке». 465 Викторин, знаменитый оратор и учитель риторики. Родился ок. 300 г. в проконсульской Африке, ок. 340 г. переселился в Рим. Горячий последователь Плотина, перевел на латинский язык несколько его сочинений и «Isagoge» Порфирия. Христианство принял ок. 355 г. Статуя ему была поставлена на форуме Трояна.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Винцент этот, по всему вероятию, был прежним доверенным епископа Римского на Соборе Никейском и сделавшийся епископом Капуйским из пресвитеров римских. Слабость Винцента до того огорчала Либерия, что он пишет: лучше умереть, нежели быть обвинителем Афанасия. Увидим, был ли он верен своей решимости. Под влиянием впечатления, которое сообщал Осии Либерий послал к Констанцию трех депутатов: Люцифера, епископа Каглиарского, Панкратия, пресвитера римского, и диакона Илария, препоручив им следующее послание: 280 «Преславному Констанцию, Августу, Либерий епископ: «Миролюбивый император, прошу у Милосердия Вашего благосклонного внимания к изложению пред Благостию Вашей мыслей моих. С прошением этим могу обратиться к императору христианскому, сыну Константина святой памяти». 281 Похваливши кротость Констанция, Либерий продолжает так: «Не только по делу Афанасия, но и по многим другим, я должен был просить Кротость Вашу о созыве собора, для окончания разногласий относительно веры, как искренне Благочестие Ваше того желает. Достойно истинного служителя Божия, достойно империи, которой Христос, по благости Своей, управляет и увеличивает, даровать просимое нами. «Многие однако не престают злословить членов Церкви и даже обвинять меня в уничтожении послания их, для прикрытия преступления, ими, будто бы, осужденного. О каких посланиях говорят они? Не о тех ли посланиях западных и египетских в которых говорится о преступлениях, возводимых на Афанасия? Но для всех ясно, что мы сообщили послания восточных, что читали их в Церкви, читали их на соборе и отвечали на них. 282 Никто этого не отрицает. Послания эти не могли нас окончательно убедить, потому что в то же время получили мы послание семидесяти пяти епископов египетских, защищающих Афанасия. Мы прочитали его епископам италианским, также как читали прежние, и решили, что противно законам божественным делать определение по делу сему, особенно когда число защитников несравненно более числа обвинителей». Затем Либерий защищается против возводимых на него обвинений и свидетельствуется Богом, что руководствовался только правилами апостольскими, не присваивая себе никакой власти. «Я следовал, говорит он, преданиям и правилам древних; я ничего не прибавил к епископству города Рима, но не допустил никакого убавления, желая сохранить в чистоте веру, принятую по преемству от многих епископов, из которых некоторые были мучениками».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

28 окт. 1925 г. папа Римский Пий XI издал буллу об образовании Виленской церковной провинции (митрополии), в к-рую вошли Виленская архиепископия, возведенная в ранг митрополичьей кафедры, и 2 суфраганные епархии: Ломжинская, существовавшая ранее, и новообразованная Пинско-Полесская. Реорганизованная Виленская архиепархия на территории Польши к нач. 1926 г. насчитывала 326 приходов, объединенных в 25 деканатов; прихожанами римско-католич. храмов являлись 1 209 822 верных. В Польше при поддержке властей строились костелы, число приходов в Виленской архиепархии к 1939 г. увеличилось до 371, в т. ч. 7 приходов византийско-слав. обряда, 9 военных приходов; действовали 25 муж. мон-рей и 56 женских (включая приписные миссионерские пункты), в т. ч. 2 мужских и 2 жен. мон-ря византийско-слав. обряда. В епархии служили 626 священников (в т. ч. 5 византийско-слав. обряда), насчитывалось 1 496 212 верных. Число католиков росло преимущественно за счет полонизации и окатоличивания правосл. белорусов (наиболее заметно в Лидском, Волковысском и Браславском повятах). С 1931 г. в юрисдикцию Римско-католической Церкви ежегодно переходило ок. 2 тыс. православных, преобладали присоединенные непосредственно к лат. обряду, а не перешедшие в неоунию . В ответ на активизацию среди православных в 30-х гг. XX в. белорус. национального движения Виленская архиепархия уже не препятствовала, как раньше, изданию церковных книг на белорусском языке. В 1938 г. ксендз Адам Станкевич издал на белорусском языке сборник проповедей и евангельских чтений «Лекции и Евангелии на недели и святы», в 1939 г. свящ. Винцент Годлевский издал свой перевод НЗ на белорус. язык («Чатыры Эbahreлii i Anocmaльckiя Дзei»). После присоединения Литвы к СССР Виленская архиепархия разделилась между разными советскими республиками. В Литовской ССР в 1940 г. имелось 86 приходов, остальные 275 общин оказались в составе Белорусской ССР. В 1941 г. Литва была оккупирована немецко-фашистскими войсками. В этот период в католич. сообществе Литвы, особенно в Вильнюсе, усилились польско-литовские конфликты, основанные на противоречиях межвоенного периода. Греко-католическая Церковь и неоуния

http://pravenc.ru/text/2110577.html

(По материалам «Интерфакс») С письмом можно ознакомиться на сайте Портал.кредо.ру Московская область Департамент образования Москвы и министерство образования Московской области предупредили школы о недопустимости проведения мероприятий, посвященных кануну Дня всех святых — Хэллоуину. Свердловская область, 2002 г. Областной министр образования Валерий Нестеров поддержал обращение Екатеринбургской епархии, в котором осуждается “празднование кануна Дня всех святых”, или Хэллоуина. В школы было отправлено письмо, суть которого сводится к тому, что педагоги ни в коем случае не должны использовать детский интерес ко всему необычному и таинственному (то есть к самому празднику Хеллоуин) без должного профессионального сопровождения, поскольку заимствование отдельных традиций в отрыве от социокультурного контекста не приводит ни к чему хорошему. В подобных случаях, как правило, все сводится к пропаганде насилия, зла и страха, а отнюдь не к познанию культурных традиций стран изучаемого языка. («Вечерние ведомости», Екатеринбург, 30.10.2002 г.) Челябинская область, 2003 г. Учителя английского языка в челябинских школах придерживаются мнения, что Хэллоуин в школе имеет право на жизнь только в качестве иллюстрации к урокам иностранного языка. Статус же народного гуляния католическому празднику педагоги решили не придавать. (Челябинская ГТРК) Великобритания, 23 октября 2001 г. Не праздновать традиционный Хэллоуин в конце октября призвал свою паству католический архиепископ Винцент Николс из Бирмингема. Вместо этого он призвал верующих собраться 31 октября в храмах на богослужение навечерия торжества Всех святых, чтобы «противостоять нарастающим тенденциям в массовом сознании связывать этот праздник со светскими, если не сказать языческими, обрядами». Архиепископ Николс призвал настоятелей приходов подумать о том, как провести в общинах вечер 31 октября, чтобы показать окружающим жизненность Церкви. Торжество Всех святых, по словам прелата, может и должно стать для всего мира источником великого вдохновения и радости.

http://sueverie.net/2011-01-31-19-26-12....

Однако прямым нахрапом сделать «народным» доселе мало кому известный псевдомолитвенный гимн не удалось. И здесь подключились религиозные деятели. Причем одновременно – католические и «православные». К католическим никаких вопросов нет: как и на Украине, именно польско-католический Костел является изначальным создателем «беларуского национализма» со всеми его символическими атрибутами, включая сделанное на польский манер БЧБ-знамя. После поражения очередного Польского восстания 1863 года началось подлинное белорусское возрождение под водительством Моисея белорусской народности, подвижника Православия графа Михаила Муравьева: еще гродненским губернатором он подготовил возвращение белорусских униатов в православную Христову Церковь, начал впервые за 250 лет открывать народные школы на родном для белорусов наречии, строить множество православных храмов на окатоличенных землях, полякам и Костелу на Белой Руси, создал Виленскую археографическую комиссию для исторического просвещения белорусов на основе правды и разгребания лживой мифологии (задача, стоящая перед Церковью и государства и в наши дни). Костелу, польско-католической магнатерии и местной шляхте ничего не оставалось, как начать прикидываться «друзьями белорусов» ( хлопоманами ) и убеждать самих белорусов, что они никакие не русские и никакие не искони православные. Первым из таковых стал «отец беларускай мовы» поляк Франциск Богушевич (в честь которого намедни «кровавый режим Лукашенко» открыл станцию метро в центре Минска), прямо заявлявший , что вынужден использовать холопскую мову (в ее максимально полонизированном виленском изводе) – чтобы только не позволить белорусам осознать себя русскими. Хотя первым прибег к такой практике (и также безуспешно) в условиях самого Польского восстания 1863 года еще сам польский террорист Винцент Калиновский , которому посвящена одна из крупнейших улиц Минска (со знаменитым Всехсвятским собором), на которой, к слову, «антинародный режим Лукашенко» умудрился открыть демонический мемориал .

http://ruskline.ru/opp/2020/12/03/magutn...

Girardet K. M. Kaisergericht und Bischofsgericht. Bonn, 1975. S. 127–128. Вопрос о повторном крещении касался только крещеных вне кафолической Церкви, см.: Bévenot M. Cyprian’s Platform in the Rebaptism Controversy//Heythrop Journal. 1978. Vol. 19. P. 123–142. О практике африканской церкви на рубеже IV–V вв. см.: Soden H., von. Der Streit zwischen Rom und Karthago über die Ketzertaufe//Quellen und Forschungen aus italienischen Archiven und Bibliotheken. 1909. Bd. 12. S. 34. Об отношении к «lapsi» ср.: Bévenot M. The Sacrament of Penance and St. Cyprian’s De lapsis//Theological Studies. 1955. Vol. 16. P. 175–213. Епископов и священников, отрекшихся от Христа во время гонений, Киприан считал утратившими благодать Св. Духа и подлежащими безвозвратному извержению из сана, см.: SaltetL. Les Réordinations. P., 1907. P. 28–34. Это тезис старых апологетических работ В. Грюмеля и Ж. Девияра, а передаточным звеном послужили, вероятно, комментарии в изд.: JoannouP.-P. Discipline générale antique (II e — IX e s.). Grottaferrata, 1962. T. 1/1. P. 22. (Pontificia Commissione per la redazione del Codice di Diritto Canonico Orientale. Fonti. Fasc. 9). Сегодня среди исследователей существует консенсус, что папа и его легаты, римские пресвитеры Вит и Винцент, не играли значимой роли ни в созыве Собора, ни в принятии им решений будь то по догматическим или по дисциплинарным вопросам. Осий рассматривается как доверенное лицо императора, но председательствовал ли на заседаниях Собора в отсутствие Константина он или другой епископ (Евстафий Антиохийский, Александр Александрийский) — мнения расходятся, см.: BardyG. Nicée//Dictionnaire de droit canonique. P., 1957. T. 6. Col. 1002; Wojtowytsch M. Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I. Stuttgart, 1981. S. 82; Camelot P.-T. Nicée//Catholicisme hier, aujourd’hui, demain. P., 1982. T. 9. Col. 1197; Brennecke H. C. Nicäa I//Theologische Realenzyklopädie. B., 1994. Bd. 24. S. 432; Alberigo G. Concilium Nicaenum I//Conciliorum oecumenicorum generaliumque decreta/Ed. G. Alberigo et al. Turnhout, 2006. Vol. 1. P. 6–7. (CC).

http://bogoslov.ru/article/2240142

   001    002   003     004    005    006    007    008